УДК 94 (471.67)
ВОДОСНАБЖЕНИЕ И МЕЛИОРАЦИЯ В ДАГЕСТАНЕ НА РУБЕЖЕ XIX - XX ВЕКОВ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА
© 2010 г. Х.И. Гаджиева
Дагестанский государственный педагогический университет, Dagestan State Pedagogical University,
ул. М. Ярагского, 57, г. Махачкала, 367003, M. Yaragskiy St., 57, Makhachkala, 367003,
umudgpu@mail.ru umudgpu@mail.ru
Рассматриваются некоторые актуальные проблемы водоснабжения и мелиорации в Дагестане на рубеже XIX— ХХ вв. и строительство канала имени Октябрьской революции (КОР), оказавшего существенное влияние на развитие промышленности, сельского хозяйства, железнодорожного и водного транспорта края.
Ключевые слова: строительство, водоснабжение, мелиорация, вода, канал имени Октябрьской революции, орошение.
The given article is dedicated to some actual problems of the water-supply and melioration in Dagestan on the border between the 19th and 20th centuries and to the construction of the October Revolution channel (ORC), which influenced essentially on the development of industry, agriculture, railway and water transport of the republic.
Keywords: construction, water-supply, melioration, water, the October Revolution Channel, irrigation.
Российская Федерация сегодня находится у истоков построения демократического, социально ориентированного общества на основе рыночной экономики. В поисках позитивного исторического опыта работы государственных органов власти и управления, общественности в новых условиях социально-эконо-мичекого и социально-культурного развития России многие исследователи, политические и общественные деятели обращаются к историческому опыту развития страны на рубеже Х1Х-ХХ вв., выявлению особенностей модернизации экономики в национальных регионах в 20-е гг. ХХ в.
После присоединения к России Дагестан постепенно интегрировался в новую экономическую систему, становясь на рельсы зарождения и развития в экономике элементов капиталистических отношений. В условиях этого процесса, особенно в конце XIX и начале XX в., в Дагестанской области стали появляться фабрики, заводы, была построена железная дорога. Основным промышленным центром Дагестана стал город Порт-Петровск. Однако отсутствие достаточного количества пресной воды в числе многих других причин тормозило развитие в городе промышленности, морского порта, и железнодорожного транспорта [1]. Железная дорога доставляла воду для своих нужд специальными поездами за 60 верст, что требовало больших дополнительных расходов. Нередки были случаи, когда в Порт-Петровске из-за отсутствия воды останавливалось железнодорожное движение. Осо-
бенно остро стоял вопрос снабжения питьевой водой рабочих рыбных промыслов по всему побережью моря. Качество солоноватой воды, которую там добывали из неглубоких колодцев, являлось причиной заболеваемости рабочих с большим процентом смертности.
Орошение в Дагестанской области имело настолько важное значение в экономической жизни населения, что от своевременного полива полей и других угодий зависело благосостояние целых сельских обществ. К примеру, бурно развивающийся с конца XIX в. Порт-Петровск - промышленный центр Дагестана - снабжался водой из небольшого родника на горе Тарки-Тау. В засушливые годы родник едва удовлетворял нужды горожан. Вода собиралась в трех бассейнах, построенных в центре города, и продавалась населению. Водопровод в городе имели лишь немногие, специальные водовозы на подводах развозили воду по домам. Нуждались в питьевой воде также жители населенных пунктов, расположенных в районе железнодорожного пути от Чирюрта до Порт-Петровска.
Отсутствие в достаточной мере воды сдерживало экономическое развитие края и рост его производительных сил. Выходом из круга проблем, связанных с использованием земель Дагестана, страдающих от отсутствия мелиорации, могло быть только налаживание орошаемого земледелия. Некоторый опыт в этом вопросе был накоплен в Дагестане еще в дореволюционное время. Анализ документов показывает, что на плоскости масштабное использование орошаемого земледелия,
которое было призвано вовлечь в сельскохозяйственное производство пустующие земли, началось в 70-х гг. XIX в. с работ по использованию для орошения вод Су-лака и Терека [2, с. 148]. В 1873-1874 гг. был сооружен оросительный канал Юзбаш - Сулак - Татавул протяженностью в 160 км; реконструирована Шабуровская система каналов длиной 120 км, способная оросить более 21 тыс. десятин земли, построены каналы Юзбаш -Терек - Татавул длиной около 40 км, орошающие около 3800 десятин земли [3].
В Темир-Хан-Шуринском округе был сооружен Султан-Янги-Юртовский канал длиной 16 км; в Южном Дагестане - Мутерлинский канал, бравший начало из реки Самур, протяженностью 21 км. В 1893 г. в Дагестане построено и реконструировано более 200 оросительных каналов общей протяженностью около 900 км [4], в Аварии - оросительные каналы длиною 19 км, в Даргинском округе - более 20 км [5].
В развитии оросительной системы серьезное значение имело подчинение Дагестанской области водному управлению на Кавказе и учреждение должности инженера-гидравлика в Дербенте. Проведение новых и реконструкция старых каналов дали толчок быстрому росту посевных площадей. В первый же год строительства канала Юзбаш-Татавул жители села Байрам-аул обработали около 800 десятин земли вместо запланированных 350 [6]. Предусматривалось также занятие байрамауль-цев хлебопашеством на 4 500 десятинах земли, которые из-за недостатка воды использовались как пастбища и покосы.
Главным хлебом в области служила озимая пшеница, на долю которой приходился 51 % всего количества посевов. Второе место занимал ячмень - 26,8 %. Для сельского хозяйства Дагестана были выписаны злаковые сорта «арнаутка», «японский», «гималайский»; сорта «китайского» сухого риса.
Что касается огородничества, то оно в области было слабо развито. Из овощей разводили для домашних нужд лук, чеснок, морковь и фасоль. Только со второй половины XIX в. горцы Дагестана стали заниматься выращиванием таких ценных культур, как картофель, капуста, помидоры, которые завезли в Дагестан русские переселенцы.
Как показывают специальные исследования, лишь в 80-х гг. XIX в. (и то в небольших размерах) в Стране гор стали выращивать картофель, названный образно «вторым хлебом». До этого времени картофель можно было встретить только в русских гарнизонах.
В некоторых отраслях экономики приоритет в силу традиций и религиозных убеждений был отдан представителям других, этнически недагестанских народов. Возьмем такую отрасль хозяйства дореволюционного Дагестана, как виноделие. Известно, что разведением виноградников дагестанцы в равнинном Дагестане занимались со времен Хазарского каганата.
Однако на рубеже Х1Х-ХХ вв. виноградарство в экономике дагестанцев занимает относительно меньше места, чем другие формы хозяйствования. Это можно объяснить тем, что виноград в основном шёл только в пищу. Доходной статьей было изготовление вина, кото-
рое отправлялось в глубь Российской империи и реали-зовывалось там по выгодной цене. Однако в силу религиозных убеждений местное население не могло заниматься виноделием. Дагестанцы вынуждены были продавать свой виноград армянам, евреям и русским.
В любом случае занятие виноградарством было выгодно населению Дагестана. Зная о том, что излишки урожая можно будет реализовать торговцам, производители получали определенную заинтересованность в производстве винограда. Это в какой-то мере вызывало стремление части населения постоянно заниматься производством «солнечных ягод».
Значение орошения и мелиорации в жизни Дагестана усиливается с проникновением в край капиталистических отношений. Это в свою очередь стимулирует усиленное развитие отдельных направлений экономики. Со строительством железной дороги в Дагестане увеличивается возможность реализации фруктов, что стимулировало развитие садоводства. Естественно, его практически невозможно развивать, не имея системы орошения плантаций. Поэтому «право на пользование водою весьма ревниво оберегалось каждым из садовладельцев и всякое нарушение его вызывало энергичные протесты со стороны потерпевших» [7].
Урожайность полей дореволюционного Дагестана из-за нехватки воды для орошения была исключительно низка, своего хлеба горцам хватало всего на несколько месяцев в году. Приходилось возить хлеб из-за пределов Дагестана. По данным 1917 г., в область было ввезено около 6 млн пудов хлеба [8].
Аграрный характер экономики дореволюционного Дагестана, ограниченность земель, пригодных для земледелия, острая нехватка продовольствия, экономические трудности вынуждали горцев покидать родные очаги и заниматься отхожим промыслом. Число дагестанских отходников росло по мере втягивания экономики региона в развивающиеся капиталистические отношения в Российской империи [9]. Население особенно горных округов Дагестана должно было искать подсобные заработки. В дореволюционные годы развитие получили кустарные промыслы, в которых было занято около 130 тыс. человек. Кроме того, население вынуждено было заниматься промышленным и сельскохозяйственным отходничеством. Как было установлено ведущим специалистом по отходничеству в дореволюционном Дагестане М.Ш. Шигабудиновым, число отходников из Дагестана с 45 583 чел. в 1886 г. увеличилось до 93 317 чел. в 1913 г. [10, с. 17].
В Дагестане вплоть до 1917 г. вопросы водопользования регулировались в большинстве случаев нормами адата и шариата, при очень незначительном вмешательстве российской администрации. Соответственно мизерными были вклады в развитие данной сферы со стороны официальных структур горного края, а строительство колодцев и оросительных канав велось силами сельских крестьянских обществ.
За годы Первой мировой и Гражданской войн, продолжавшихся в Дагестане до апреля 1921 г., только зародившаяся фабрично-заводская промышленность Дагестана пришла в полный упадок и расстройство. В чрезвы-
чайно тяжелом состоянии находилось сельское хозяйство. Ирригационная система, получившая развитие в специфических условиях Дагестана, была сильно разрушена. Площади посевных земель сократились за годы Гражданской войны до 50 % в сравнении с 1916 г. [11, с. 122].
23 августа 1920 г. Дагестанский ревком издал «Положение об осуществлении декрета Российской Советской Федеративной республики о социализации земли», согласно которому земельные органы обязывались наделять крестьян землей на уравнительных трудовых началах. На равнине стали выделять земли для наделения безземельных горцев.
Учитывая большие трудности, связанные с переселением, центральные и республиканские органы власти пытались оказать помощь крестьянским хозяйствам особенно горного Дагестана, в первую очередь по облегчению налогового бремени.
Для обеспечения переселенцев землей необходимо было провести большие мелиоративные работы. С этой целью велось строительство ирригационных сооружений, крупных и мелких оросительных систем, осушение болот, бурение артезианских скважин, требовавших больших затрат [12].
В условиях острого малоземелья стремление горской бедноты переселиться на низменность ставило перед дагестанским правительством вопрос об изыскании средств и принятии особых мер по увеличению площади земель, пригодных для земледелия [13]. Внимание руководителей республики было обращено на опыт использования вод реки Сулак в мелиоративных целях, хотя проблема обеспечения качественной питьевой водой сельских населенных пунктов и городов Дагестана стояла не менее остро.
Обсуждалась возможность строительства водного канала, которому придавалось огромное значение. Во-первых, канал должен был сыграть важную роль в развитии промышленности, сельского хозяйства, железнодорожного транспорта Дагестана, городов Махачкалы и Дербента. Во-вторых, с каналом связывалась надежда обеспечения питьевой водой жителей всех населенных пунктов, расположенных между Чирюртом и Махачкалой.
После проведения подготовительной работы осенью 1921 г. началось строительство канала Сулак - Махачкала, получившего позже название канала имени Октябрьской революции - КОР. Строительство шло в три этапа: с 11 сентября по 7 ноября 1921 г.; с 31 октября по декабрь 1922 г. и с марта 1923 по 25 июля 1923 г.
Строительство КОРа удалось завершить в срок и обеспечить поступление воды до г. Махачкалы. Это можно считать началом выполнения важнейшей задачи по организации эффективной эксплуатации канала и налаживанию системы орошения земель.
Без постоянной финансовой и моральной поддержки центра сооружение такого крупного народнохозяйственного объекта, каким явился КОР, для республики было бы непосильным трудом. На строительство канала из центра на третьем году работ было получено 120 тыс. р., а всего за годы строительства из общегосударственных средств Дагестан получил 210 тыс. р. золотом [14], «а рабочей силы на него затрачено более чем на 2 млн руб-
лей» [15]. Работа по строительству канала велась в тяжелейших условиях разрухи и голода. В Дагестане, как и во всей стране, не хватало материальных и финансовых средств, но центр находил возможность оказать помощь Дагестану, привлекая не только финансовые ресурсы, но и части регулярной армии.
Значение канала, если даже взять только аграрно-экономическую сторону, для республики было неоценимо. Его строительство позволило позднее ввести в сельскохозяйственный оборот значительную земельную площадь и успешно восстановить хозяйства крестьян, сады и виноградники, рост поголовья скота.
Сегодня канал обеспечивает столицу республики, а также города Каспийск и Избербаш доброкачественной питьевой водой. Ею пользуется ряд промышленных предприятий, учреждений и организаций республики.
В последующие годы канал неоднократно реконструировался, однако вопросы водоснабжения и водопользования в Дагестане, в частности в г. Махачкале, окончательно не решены и по сей день. Правительство республики обсуждает возможность строительства нового водовода.
Практически за более чем 80-летний период действия КОРа не прекращалась работа по переустройству и улучшению его параметров. В качестве рубежных моментов в жизни канала можно назвать 1934, 1941, 1944 и 1945 гг., когда велась его реконструкция.
Протяженность канала составляет 91 км, в том числе в бетонной облицовке - 85 км. Водой КОРа пользуется население городов Махачкала, Каспийск, Избербаш, она также поступает на промышленные предприятия Северного Дагестана. Благодаря КОРу ежегодно растет урожайность сельскохозяйственных культур на орошаемых землях.
Литература
1. ЦГА РД. Ф. 37-р. Оп. 19. Д. 18. Л. 37.
2. Айдамиров Д.С. Совершенствование эксплуатации оросительных систем. Махачкала, 2003. С. 148.
3. ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 1. Д. 5. Л. 234; Ф. 39-р. Оп. 1. Д. 1; Ф. 127-р. Оп. 5. Д. 62. Л. 33; Ф. 178-р. Оп. 1. Д. 14. Л. 29 и др.; См.: Айдамиров Д.С. Указ. соч. С. 256.
4. ЦГА РД. Ф. 502-р. Оп. 2. Д. 7. Л. 14.
5. Гаджиева С.Ш. Кумыки. М., 1961. С. 165-168.
6. ЦГА РД. Ф. 127-р. Оп. 5. Д. 62. Л. 36.
7. Там же. Ф. 21. Оп. 1. Д. 28. Л. 26.
8. Там же. Ф. 127. Оп. 17. Д. 32. Л. 130.
9. Рамазанов Х.Х. Роль пореформенного ремесленного отхода из Дагестана в развитии экономических связей // Взаимоотношения Дагестана с народами Кавказа (Доокт. период): сб. статей / отв. ред. В.Г. Гаджиев. Махачкала, 1977; Шигабудинов М.Ш. Социально-экономические причины отходничества в Дагестане в конце XIX - начале XX в. // Проникновение и развитие капиталистических отношений в Дагестане: сб. статей / отв. ред. В.Г. Гаджиев. Махачкала, 1984.
10. Шигабудинов М.Ш. Отходничество в Дагестане в конце XIX - начале XX в. Махачкала, 2000. С. 17.
11. Османов Г.Г. Социально-экономическое развитие дагестанского доколхозного аула. М., 1965. С. 122.
12. ЦГА РД. Ф. 502-р. Оп. 7. Д. 4. Л. 147; Ф. 37-р. Оп. 1. Д. 2. Л. 16.
13. Там же. Ф. 502. Оп. 11. Д. 9. Л. 84.
14. См.: Юнаева В.Д. Роль Нажмутдина Самурского в восстановлении и развитии экономики Дагестана //
Поступила в редакцию
Нажмутдин Самурский (Эфендиев) - видный общественно-политический и государственный деятель Дагестана : материалы конф., посв. 110-летию со дня рождения. Махачкала, 2004. С. 32. 15. Самурский Н. Дагестан. М.; Л., 1925. С. 90.
25 ноября 2008 г.