И.С. Новоженова
Во сколько обходится иммиграция: Оценка французских экспертов. (Обзор)
Аннотация. В обзоре представлен анализ работ французских исследователей, в которых предпринимается попытка определить издержки и выгоды от иммиграции. Рассматривается также проблема влияния иностранной рабочей силы на занятость коренных граждан.
Abstract. The French scientific studies devoted to the immigration costs and benefits are analized in this survey. Foreign workers effect on the employment of native-born workers is examined also.
Ключевые слова: новоприбывающие иммигранты, нелегальная иммиграция, социальные пособия, дефицит бюджета, занятость, безработица.
Keywords: new immigrants, illegal immigration, social benefits, budget deficit, employment, unemployment.
Во Франции иммиграция служит объектом исследования для ученых разных отраслей общественных наук -социологов, политологов, демографов, историков, юристов, антропологов, географов, этнографов, но среди них до последнего времени почти не было экономистов. Однако экономический кризис, начавшийся в 2008 г., резко усилил востребованность со стороны общества в экономической оценке плюсов и минусов иммиграции. Французские экономисты не зря избегали темы иммиграции в своих исследованиях. Тому есть ряд причин, специфичных для Франции.
Во-первых, очень скудная статистика по всем проблемам, касающимся иммигрантов, даже официальные статистические
организации не дают полной информации. Это является следствием того, что во Франции всегда было запрещено делить население по этническому признаку, в отличие, например, от Великобритании. Политика интеграции иммигрантов рассматривалась как часть общенациональной политики интеграции и сплочения всей французской нации1.
Во-вторых, это довольно «опасная» тема для ученого, поскольку полученные результаты могут подпадать под закон о расизме. Закон гласит, что те, кто в высказываниях в общественных местах или в печатных изданиях будет провоцировать дискриминацию, ненависть и насилие к лицу или лицам из-за их происхождения или этнической, национальной, расовой или религиозной принадлежности, будут наказываться тюремным заключением сроком в один год и штрафом в 45 тыс. евро или одним из этих двух наказаний (16). При таком законе любая критика в адрес иммигранта или высказанное в общественном месте недовольство грозят судебным разбирательством. Французы вынуждены заниматься самоцензурой, избегать острых тем, связанных с иммиграцией, некоторые из которых просто превратились в табу.
В-третьих, тема иммиграции чрезвычайно политизирована и идеологизирована. В настоящее время она выходит на первый план в политической и электоральной борьбе. Любое исследование об иммиграции сразу же попадает в поле партийной борьбы и становится объектом политических споров и нападок с той или другой стороны. Наиболее критично по отношению к иммигрантам и к текущей иммиграционной политике относится крайне правая партия Национальный фронт2. Втягивание в политические дискуссии, как правило, не привлекает ученых.
В условиях экономического кризиса в обществе все чаще возникает вопрос: во сколько обходится иммиграция французскому налогоплательщику, нужна ли она вообще и если нужна, то в каких масштабах?
Среди французских исследователей нет единства ни по одному из этих вопросов. Сторонники сохранения и расширения
1 Более подробно о французской модели интеграции см.: 2.
2 Подробно о политике Национального фронта в отношении иммиграции и о взглядах его лидера Марин Лё Пен см.: 1.
98
масштабов иммиграции исходят из гуманистического принципа незыблемости прав и свобод личности, в том числе права на перемещение по всему миру и права выбирать место проживания по своему усмотрению. Такая позиция соответствует духу современной глобализации. В лагере, условно говоря, противников иммиграции (вернее сторонников значительного сокращения притока иностранцев) главной ценностью считается сохранение французской национальной идентичности, для которой вторжение иммигрантов - носителей другой культуры представляет, по их мнению, реальную угрозу. Здесь господствует негативный взгляд на иммиграцию.
Нет единства среди исследователей и по вопросу об экономической целесообразности иммиграции. Одни экономисты считают, что иммигранты внесли огромный вклад в возрождение послевоенной Франции и в дальнейшее развитие страны; они подчеркивают, что иммигранты - это люди трудоспособного возраста, они экономически активны и за счет использования их труда в значительной мере оплачиваются пенсии лицам пожилого возраста. Другие, напротив, утверждают, что иммигранты обходятся стране слишком дорого, они истощают систему социальной помощи, способствуют росту безработицы и, кроме того, навязывают коренному населению свою культуру и образ жизни и тем самым подрывают национальную идентичность Франции.
Позиция сторонников ограничительной политики в отношении иммигрантов
Ярким представителем противников иммиграции является Ив-Мари Лолан - экономист, демограф, геополитик. Он возглавляет созданный им Институт геополитических проблем народонаселения (l'Institut de Géopolitique des Populations), преподавал во многих высших учебных заведениях Франции (Sciences Po, l'ENA, Paris II), работал в крупных международных организациях, таких как Международный валютный фонд, Экономический комитет НАТО, а также в кабинетах министров Франции.
В феврале 2012 г. в институте состоялся коллоквиум на тему «Можно ли подсчитать, во сколько обходится иммиграция и интеграция?», на котором выступили исследователи - противники мас-
сового приема иммигрантов Францией (Ж. Бишо, Ж.-П. Гуревич, Ж.-И. Лё Галу, Ж.-А. Робер).
Открывая коллоквиум, И.-М. Лолан заявил, что в период кризиса, экономического и финансового, когда евро стоит на грани падения, «цена иммиграции» становится для Франции чрезмерно высокой. Он считает, что в условиях, когда безработица в стране превышает 10%, прием дополнительной рабочей силы, даже квалифицированной, ничем не оправдан (21).
И.-М. Лолан представил результаты своих исследований в докладе «Оценка иммиграционных издержек на макроуровне». Иммигранты, подчеркивается в докладе, составляют 12,6% от общей численности населения (19) и оказывают немалое влияние, с одной стороны, на объем государственных доходов и расходов, на потребление, сбережения, инвестиции и в целом на национальный продукт, а с другой - на показатели, обеспечивающие макроэкономическое равновесие, а именно: на объем государственного долга, уровень безработицы и заработной платы, на производительность труда, а также на такие социальные блага, как здравоохранение, образование и жилье.
Экономическая эффективность иммиграции
Вклад иммигрантов в экономику
Иммигранты, бесспорно, вносят свой вклад в производство товаров и услуг, весь вопрос в том, каков этот вклад. И.-М. Лолан считает, что измерить его можно только через подсчет общей суммы их зарплат. Исходя из того, что средняя зарплата иммигрантов на 15% ниже, чем средняя зарплата по стране, автор приходит к выводу, что на 2,6 млн. работающих иммигрантов приходится около 37 млрд. евро. С учетом налогов и социальных взносов, которые, согласно официальной статистике, составляют 50% от заработной платы, получается 18,5 млрд. евро. В итоге И.-М. Лолан оценивает вклад иммигрантов в экономику страны в 55,5 млрд. евро (он округляет эту цифру до 56 млрд.) (19).
Потребление семей иммигрантов
Учитывая тот факт, что у иммигрантов, видимо, нет значительных денежных накоплений, расходы на потребление И.-М. Лолан принимает равными общей сумме их заработной платы, т.е. 37 млрд. евро. Объем потребления всех семей во Франции, по данным статистических органов, достигает 1084 млрд. евро. Иммигранты составляют примерно 10% численности населения, следовательно, считает И.-М. Лолан, их потребление равно 1/10 от общего объема и составляет примерно 108 млрд. евро. Разница между этими двумя цифрами - 108 млрд. и 37 млрд. - 72 млрд. евро (19). Таким образом, полагает И.-М. Лолан, объем потребления существенно превышает суммарный объем заработной платы иммигрантов. Но каковы в таком случае источники финансирования этого потребления?
Автор предполагает, что расходы иммигрантских семей частично покрывают различные социальные пособия, которые, по подсчетам некоторых авторов, приближаются к 58,6 млрд. Кроме того, доходы могут поступать из таких источников, как контрабанда, преступная деятельность, работа на черном рынке. Суммарный объем таких доходов, по расчетам экспертов, достигает 13,6 млрд. евро (И.-М. Лолан считает эту цифру заниженной) (19).
Из этих подсчетов следует, по мнению И.-М. Лолана, что «иммигранты получают почти в два раза больше, чем они производят, и что иммигрантское сообщество во многом живет за счет социальной помощи, а также их деятельности вне легального производства» (19).
Вклад иммигрантов в экономический рост
Автор критикует утверждение левых о том, что иммигранты необходимы для обеспечения экономического роста и что за счет их труда производятся выплаты французским пенсионерам.
И.-М. Лолан обращается к серьезным зарубежным исследованиям. В США Джордж Боржас (Georges Borjas) неопровержимо доказал, что вклад мигрантов в экономический рост страны ничтожен, он составляет менее 0,1% ВВП. В Великобритании исследования, проведенные по заданию Палаты лордов в 2008 г., показали
схожие результаты: экономический рост за счет иммигрантов почти нулевой - 0,1% ВВП. В Нидерландах исследователи пришли к выводу, что благодаря иммигрантам ВВП страны незначительно повышается, но ВВП в расчете на душу населения (т.е. показатель, отражающий уровень жизни) сокращается (19).
Главный вывод из этих исследований, по мнению И.-М. Ло-лана, состоит в том, что «прирост ВВП, полученный за счет труда иммигрантов, расходуется на самих иммигрантов, но он не приносит пользу населению принимающей страны, оно остается в проигрыше» (19).
Влияние иммиграции на инвестиции и внешнюю торговлю
Иммигранты не делают (или почти не делают) сбережений, говорить об их вкладе в инвестиции не приходится.
Иначе обстоит дело с влиянием иммигрантов на внешнюю торговлю. Существует прямая связь между импортом и потреблением. Если численность иммигрантов приблизительно 7-8 млн. человек и их потребление достигает 108 млрд. евро, то естественно предположить, что влияние этой группы населения на импорт должно быть вполне ощутимым (19). Импорт Франции, состоящий на три четверти из нефти и из промышленных товаров, в 2010 г. был равен 537 млрд. евро. Одна десятая часть этой суммы (54 млрд. евро) приходится на импортные товары для иммигрантов, поскольку они составляют 10% населения страны (19).
И.-М. Лолан делает вывод, что при дефиците торгового баланса в 71 млрд. евро потребление иммигрантов, не уравновешенное соответствующим произведенным продуктом, в значительной мере влияет на создание торгового дефицита Франции. Такая же ситуация складывается и с бюджетным дефицитом (19).
Иммигранты оказывают негативное влияние на состояние платежного баланса страны, ежегодно они переводят за рубеж около 5 млрд. евро, что составляет 1/5 часть от объема текущих трансфертов. Эти средства идут не на инвестирование в экономику Франции, они расходуются на потребление в странах происхождения иммигрантов (19).
Иммиграция и главные экономические равновесия
Иммиграция и безработица
В декабре 2011 г. во Франции насчитывалось 2875 тыс. безработных (или 10% экономически активного населения). Это - на 5,6% больше, чем в 2010 г. С учетом безработных и частично занятых в заморских департаментах этот показатель возрастает до 4270,7 тыс. человек. Из 3 млн. экономически активных иммигрантов только 2,6 млн. имеют работу, 400 тыс. - безработные; уровень безработицы среди экономически активных иммигрантов достигает 13,2% (19).
Ситуация с легальной иммиграцией представляется И.-М. Ло-лану следующим образом: 1) иммигранты не имеют работы и находятся в состоянии безработицы; 2) они находят рабочие места, но при этом вытесняют коренных жителей в разряд безработных; 3) работают, но их нанимают по «договору помощи»1, что дорого обходится государству.
Расходы на безработных иммигрантов составляют 3,4 млрд. евро. Каждый четвертый из работающих молодых иммигрантов получает государственную помощь. «Договоров помощи» заключается 450 тыс., что дает нагрузку на государственный бюджет в 4,2 млрд. евро (19).
Но государству приходится поддерживать не только иммигрантов, но и коренных граждан, потерявших работу из-за усиливающейся конкуренции со стороны иностранных работников. Пособие на одного безработного во Франции составляет 700 евро в месяц, в год - 8500 евро; каждый год в стране появляется 2,6 млн. новых безработных коренных жителей, следовательно, расходы государства на оказание им помощи в годовом исчислении составляют 22 млрд. евро (19).
Таким образом, суммарные расходы государства по поддержке иммигрантов и коренных граждан, потерявших работу,
1 «Договор помощи» - это трудовой договор, по которому наниматель получает финансовую помощь от государства, что сокращает ему издержки на рабочую силу. «Договора помощи» введены для того, чтобы облегчить получение работы лицам, испытывающим трудности при найме на работу в рыночном и нерыночном секторах экономики (10).
достигают 29,6 млрд. евро в год (19). «Иначе говоря, в период хронической неполной занятости и экономической квазистагнации -именно это и происходит в последние десять лет - иммиграция, легальная и нелегальная, оказывает, прямо или косвенно, сильный негативный эффект на состояние безработицы и на расходы государственного бюджета», - считает И.-М. Лолан (19).
Иммиграция, заработная плата, производительность труда и деиндустриалзация
Иммиграция способствует снижению среднего уровня заработной платы в стране, утверждает И.-М. Лолан. Во Франции средний уровень заработной платы иммигрантов на 15% ниже, чем у коренных жителей. Это объясняется тем, что иммигранты в своем большинстве заняты в секторах с низкой оплатой труда и с низкой производительностью труда, таких как домашнее хозяйство, ресторанный и гостиничный сектор, коммунальное хозяйство, строительство и т.д. (19).
На протяжении последних десяти лет в стране наблюдается сокращение объема производственных инвестиций из-за того, что при многочисленной и дешевой рабочей силе предпринимателю гораздо выгоднее заменять капитал трудом; вместо того чтобы инвестировать, он нанимает дешевых работников. Такая предпринимательская политика привела к тому, что по уровню капиталовложений Франция стала серьезно отставать от других стран (19).
Происходит также деиндустриализация страны. В настоящее время французская промышленность производит только 14% национального продукта страны против 22% в среднем по Европе и 30% в Германии. За последние два года число рабочих мест в промышленности сократилось на 350 тыс. Иммиграция ведет к тому, что во Франции не будут производить самолеты и скоростные поезда, а будут строить социальное жилье. «Под воздействием массовой иммиграции Франция незаметно вступает на путь экономической слаборазвитости», - заключает И.-М. Лолан (19).
Социальные расходы на иммигрантов
Система социальной помощи, без сомнения, способствует поддержанию социального мира в стране, хотя бы на время, но она обходится дорого. Иммигранты являются крупными потребителями социальных благ прежде всего в трех главных секторах - в образовании, здравоохранении и жилье.
Расходы на образование иммигрантов
Французская школьная система, по мнению И.-М. Лолана, деградирует, реформы не приносят успеха. Но мало кто упоминает о роли иммиграции в этом процессе. Национальное образование стоит все дороже. Учеников из французских семей становится все меньше, а из иммигрантских семей - все больше. Доля последних среди школьников возрастает и в настоящее время составляет около 18%. Это связано с тем, что уровень рождаемости у женщин-иммигранток в два раза выше, чем у француженок. Кроме того, есть районы с высокой концентрацией иммигрантов (иногда они составляют 60-80% жителей) (19).
Доля школьников из иммигрантских семей, не сумевших окончить школу, в два раза выше, чем аналогичная доля учеников-французов. Заполнение школ детьми иммигрантов из бедных семей, плохо знающих французский язык, ведет к упадку всей школьной системы. «Как подсчитать ту феноменальную социальную цену, которую платит страна, дающая неполноценное образование всем детям Франции, независимо от того, являются ли они детьми иммигрантов или коренных французов», - задается вопросом И.-М. Лолан (19). Он считает заниженной сумму в 1 млрд. евро, в которую оценивают специальные расходы на школьное образование детей иммигрантов. И.-М. Лолан предлагает воспользоваться правилом пропорциональности: если дети иммигрантов составляют 18% школьников, то дополнительные средства на их обучение могут достигать 11 млрд. евро (это - 18% из 61 млрд. евро, выделяемых в целом на образование) (19).
Расходы на поддержание здоровья иммигрантов
Во Франции по ведомству здравоохранения ведется статистика услуг, оказанных иммигрантам. Поэтому исследователи имеют возможность опираться на относительно точные данные.
И.-М. Лолан указывает, что из 500 тыс. нелегальных иммигрантов (такова оценка их численности) 200 тыс. в год получили за счет государственной медицинской помощи (AME)1 медицинские консультации стоимостью в 600 млн. евро, что составляет 30% бюджета Министерства здравоохранения (19).
Для самых неимущих иммигрантов создана система покрытия медицинских услуг на 100%, включая самые дорогие больничные услуги (система CMU и CMU-C)2. Как показали исследования, стоимость этих бесплатных для иммигрантов услуг была на 13% выше, чем средняя стоимость медицинских услуг вне этой системы, а количество консультаций - на 20% выше (19).
В 2007 г. системой CMU были охвачены 1,5 млн. человек, а системой CMU-C - 4,5 млн. (включая иммигрантов, проживающих в заморских департаментах), что в целом составляет 6 млн. пользователей. И.-М. Лолан считает логичным предполагать, что из 7-8 млн. малообеспеченных иммигрантов большинство пользуется той или иной системой медицинских услуг (19).
Общие расходы на здравоохранение иммигрантов, по расчетам И.-М. Лолана, установились на уровне в 6 млрд. евро в год. И эти расходы ежегодно увеличиваются примерно на 250 млн. евро вместе с ежегодно прибывающими 250 тыс. новых иммигрантов (19).
1 l'Aide médicale de l'Etat (AME) - государственная медицинская помощь -социальное пособие, предназначенное главным образом для того, чтобы покрывать медицинские расходы живущих во Франции иностранцев, не имеющих легального статуса и не имеющих средств к существованию (5).
2 CMU - «Всеобщее денежное возмещение в случае болезни» - социальное пособие, покрывающее медицинские услуги и медикаменты любому человеку, проживающему во Франции, которые не покрываются страховкой по болезни. CMU-C -«Дополнительное всеобщее денежное возмещение в случае болезни» - дополнительное социальное пособие, оплачивающее расходы тех, кто не подпадает под обязательное страхование по болезни (14).
Жилье для иммигрантов
Аренда жилья. Большинство иммигрантов, примерно 75%, снимают жилье. Среди иммигрантов африканского происхождения эта доля составляет 90%. Иммигранты занимают 70% социального жилья с низкой или умеренной арендной оплатой (19). Плата за жилье, включая оплату коммунальных услуг, на 50% покрывается пособием на жилье. В среднем эта оплата составляет 430 евро в месяц, т.е. 5160 евро в год (19). На 1370 тыс. семей иммигрантов, снимающих жилье, приходится в целом 7 млрд. евро. При этом, по некоторым данным, один съемщик из трех испытывает трудности с оплатой жилья или не платит вовсе (19). Бремя за оплату жилья иммигрантов ложится на общество и составляет в общей сложности 5,8 млрд. евро; из них 3,5 млрд. евро - это пособия на жилье (оплата 50% стоимости аренды жилья) и 2,3 млрд. евро - это одна треть оплаты за неплательщиков (19). К этому следует прибавить расходы на обновление жилого фонда - более 4 млрд. в год (19). Таким образом, стоимость жилья для иммигрантов достигает почти 10 млрд. евро в год (19).
Строительство социального жилья. Социальное жилье требуется всегда, его всегда не хватает. В 2010 г. государство помогло начать строительство 131 тыс. новых домов. Общая стоимость строительства социального жилья составляет 20 млрд. в год, она покрывается за счет государственного финансирования или за счет территориальных бюджетов (19).
Итоговые цифры социальных расходов на иммигрантов
Итак, какова же общая сумма государственных затрат Франции на иммигрантов? Согласно расчетам И.-М. Лолана, она складывается следующим образом.
- Расходы на оплату жилья - 30 млрд. евро; на поддержание здоровья иммигрантов - 6 млрд. евро; на образование 11 млрд. евро; итого - 47 млрд. евро.
- Социальные пособия, выплачиваемые иммигрантам (пенсии, семейные пособия, пособия по старости, другие виды помощи), в целом составляют 30,3 млрд. евро.
- Расходы на поддержание порядка в местах проживания иммигрантов - 5,7 млрд. евро; на борьбу с мошенничеством и преступностью - 13,6 млрд.; на выплату пособий по безработице -29,6 млрд.; на оплату задолженности иммигрантов - 2,5 млрд. евро. Итого, общая сумма расходов - 51,4 млрд. евро (19).
Итак, общая сумма государственных затрат Франции на иммигрантов составляет 128,7 млрд. евро (19).
Но следует учесть вклад иммигрантов в экономику, который, как показано выше, составляет около 55,5 млрд. евро. Разница между этими двумя цифрами дает сальдо в размере около 73,3 млрд. евро. Таким образом, делает вывод Лодан, чистые издержки государства на иммиграцию - прямые и косвенные - достигают 73,3 млрд. евро (19).
Иммиграция и государственный долг
По мнению И.-М. Лолана, существует прямая корреляция между иммиграцией и государственным долгом, который чуть было не привел Францию к банкротству. Об этом свидетельствуют статистические данные. Затраты на иммиграцию финансировались, полностью или частично, за счет государственного бюджета. Дополнительная нагрузка на государственный бюджет явилась причиной увеличения дефицита государственного бюджета на 85 млрд. евро, а рост бюджетного дефицита, в свою очередь, повлек за собой рост госдолга Франции на 1646 млрд. евро (85% ВВП). Его придется выплачивать детям и внукам. «Можно ли финансировать из заемных денег иммиграцию, состоящую в значительной степени из неработающих и живущих за счет пособий иностранцев, и это в период разгара экономического и финансового кризиса? Такое происходит только во Франции», - возмущается И.-М. Лолан (19).
В стране в течение нескольких последних лет наблюдается тенденция к обеднению населения. Доходы в расчете на душу населения сначала перестали расти, а в последние шесть лет начали снижаться. Это - цена кризиса, плохого управления экономикой, а также чрезмерной численности иммиграции, считает И.-М. Лолан. «Иммиграция не обогащает, а обедняет. Если будут реализованы намеченные реформы по сокращению бюджетного дефицита, то иммиграция будет оплачиваться не за счет государственного долга,
а из налогов французов. Это уже лучше, но будет еще лучше, если численность иммигрантов привести к уровню, соответствующему способности Франции их интегрировать и ассимилировать» (19).
В когорту сторонников сокращения иммиграции входит Жан-Ив Лё Галу, эссеист и президент фонда «Полемия» (Ро1еш1а). Он, так же как и И.-М. Лолан, принял участие в коллоквиуме на тему «Можно ли подсчитать, во сколько обходится иммиграция и интеграция?» (февраль 2012) в Институте геополитических проблем народонаселения. Ж.-И. Лё Галу избрал в качестве объекта исследования лишь одну группу иммигрантов, а именно новых иммигрантов, которые ежегодно прибывают на территорию Франции. Он проанализировал данные только за один, 2010, год. Автор поставил себе целью выявить, каков был объем государственных средств, израсходованных на вновь прибывших иностранцев, и какова была отдача от данной группы иммигрантов.
Официальная статистика свидетельствует, что в 2010 г. во Францию легально приехали 200 тыс. лиц иностранного происхождения (25). Однако Ж.-И. Лё Галу подвергает сомнению эти цифры и потому предпринимает попытку определить подлинное число иммигрантов. С этой целью он использовал данные, опубликованные Министерством иммиграции. Согласно этим данным, министерство выдало следующие виды первичных разрешений на въезд иностранных граждан во Францию:
- разрешения на постоянное пребывание - 135 тыс. (эти разрешения получили трудовые мигранты; иностранные граждане, въезжающие во Францию по линии воссоединения семей; беженцы, а также приехавшие на лечение больные);
- временные разрешения - 120 тыс. (они были выданы студентам, трудовым мигрантам, просителям убежища); эта цифра, по мнению Ж.-И. Лё Галу, должна быть подкорректирована в сторону уменьшения, так как некоторые разрешения, выданные годом ранее, стали недействительными и их могли продлить; сравнив эти данные с данными 2009 г., автор определил, что было выдано 20 тыс. дополнительных временных разрешений на проживание;
- разрешения на въезд новоприбывшим учащимся; расчеты Ж.-И. Лё Галу показывают, что таких разрешений было выдано примерно 41 тыс. (24).
Автор делает вывод, что численность въехавших в 2010 г. во Францию иностранцев намного превышает цифру в 200 тыс., даже если вычесть число вернувшихся на родину иммигрантов. Поэтому цифру в 200 тыс. он считает минимально допустимой. Но в таком случае следует исходить из того, что численность новых иммигрантов, въехавших во Францию в 2010 г., составила примерно 0,3% от численности населения Франции и 5,0% от числа иностранных граждан, уже пребывающих здесь (25).
Ж.-И. Лё Галу рассмотрел три канала расходов на эту группу иммигрантов:
- расходы на функционирование государственного аппарата и сумма выплаченной иммигрантам социальной помощи;
- инвестиции в инфраструктуру (транспорт, строительство новых школьных зданий, тюрем, университетов и т.д.) и в жилье, что необходимо для того, чтобы принять это новое население;
- затраты на пособия по безработице, вызванной притоком дополнительной рабочей силы (25).
Ж.-И. Лё Галу применил собственный подход при расчетах и отразил те статьи государственных расходов, которые практически не учитываются другими авторами, например: расходы на содержание госструктур, занятых оказанием услуг иммигрантам; стоимость дополнительных инфраструктур, связанных с приемом и обустройством новых жителей.
Расходы на функционирование государственного аппарата и на социальную помощь
Государственные расходы в 2007 г. достигли примерно 1 трлн. евро и с тех пор значительно выросли (25). Независимо от своего гражданства, сразу по приезде во Францию иностранцы (включая нелегальных) пользуются государственными услугами, инфраструктурой, социальной помощью.
Ж.-И. Лё Галу оценивает затраты на функционирование государственных служб и распределение социальной помощи в 3 млрд. евро (25). Конечно, замечает автор, некоторые расходы не зависят от числа жителей, например на оборону или на защиту окружающей среды, кроме того, среди новых приезжих преобладают молодые люди, а эта группа иммигрантов гораздо меньше, чем ос-
тальные жители, пользуется пенсиями по старости. Но зато новоприбывшие иностранцы получают гораздо больше социальной помощи в других областях, в таких как:
- образование: обучение 40 тыс. поступающих в школу детей новоприбывших иммигрантов обходится более чем в 280 млн. евро (7 тыс. евро за одно школьное место);
- социальная помощь: новоприбывшие иммигранты пользуются семейными и другими социальными пособиями, а также помощью со стороны муниципальных и территориальных образований непропорционально больше, чем коренное население;
- здравоохранение: наличие небольшой доли пожилых людей в этой группе (в сравнении с населением в целом) понижает уровень социальных расходов на иммигрантов, но высокая доля среди них детей и женщин в детородном возрасте, напротив, требует повышенных расходов на пособия. При воссоединении семей часто выигрывают приезжающие больные родители. Выходцы из Африки чаще, чем население страны в целом, страдают от тяжелых патологий - туберкулеза, спида и проч. Для сравнения: 228 тыс. получателей государственной медицинской помощи (AME) (специально для иностранцев, не имеющих документов на проживание) обходятся государственному бюджету в 580 млн. евро (т.е. более 2,5 тыс. евро на человека), что гораздо больше среднего показателя расходов на здравоохранение в расчете на одного человека;
- общественная безопасность: степень вовлеченности иностранцев в преступную деятельность выше, чем у коренных граждан (фигурантами половины дел в административных судах Парижа, Марселя, Лиона и Лиля были иммигранты; 20% задержанных составляют иностранцы и 50% задержанных имеют двойное гражданство);
- если рассматривать экономические дела, то речь здесь идет в основном о скидках со взносов в фонд социального страхования, которыми пользуются получатели минимальных зарплат, а именно такие зарплаты и имеет большинство новоприбывших легальных иммигрантов;
- жилье: кредиты за проживание (программа 177), которые широко предоставляются иностранцам, в частности новоприбывшим, включая нелегальных, возросли до 1,1 млрд. евро в 2012 г.;
- особые расходы: на прием и расселение только просителей убежища требуется 330 млн. евро; для обеспечения доступа иммигрантов к различным государственным услугам (юридическая помощь, здравоохранение, образование, социальная помощь) требуется содержание дорогостоящей сети переводчиков и посредников (25).
Расходы на создание инфраструктуры по приему иммигрантов
Другой блок вопросов, связанных с расходами на новоприбывающих иностранцев, касается расходов на расширение инфраструктуры по их приему (жилье, больницы, школы, университеты и прочее). Ж.-И. Лё Галу приводит расчеты Мориса Аллэ (Maurice Allais), нобелевского лауреата по экономике, которые тот сделал в начале XXI в.: для создания разного рода необходимых инфраструктур на одного работника-иммигранта требуются дополнительные вложения в размере четырехкратной годовой заработной платы этого работника. Если же тот приезжает с женой и тремя детьми, то дополнительные расходы превысят его годовую зарплату в 10-20 раз, что представляет для экономики немалый груз. В случае прибытия 200 тыс. иностранцев эта сумма составит 20 млрд. евро (25).
Ж.-И. Лё Галу приводит собственные расчеты необходимых государственных расходов на обустройство и интеграцию иммигрантов. Из них следует, что:
- размер капиталовложений в жилье для вновь прибывающих 200 тыс. иностранцев в среднем составляет 7 млрд. евро;
- прием дополнительных иммигрантов требует вложений в развитие городского транспорта в регионах; например, регион Иль-де-Франс (включая Париж), где оседает 40% новоприбывших иностранцев, нуждается в больших инвестициях в инфраструктуру; сюда, по протоколу соглашения Государство/Регион, подписанному 26 января 2010 г., предусматривается вложить инвестиций на 32 млрд. евро в течение 15 лет - с 2011 по 2015 г., т.е. более 2 млрд. в год; если взять всю Францию, то объем необходимых вложений составит 4 млрд. евро в год;
- тюрьмы: в настоящее время иностранцы занимают 13 тыс. тюремных мест; при увеличении численности иммигрантов на 5%
понадобится дополнительно 650 мест; учитывая, что каждое место стоит 130 тыс. евро, общая сумма необходимых вложений составит примерно 100 млн. евро;
- университеты: на 15 тыс. дополнительных студентов требуются капиталовложения в размере 400 млн. евро;
- больницы: во Франции на одного жителя приходится 6,9 больничных койки; при сохранении этого уровня для лечения 200 тыс. новых иностранцев надо ежегодно добавлять 1380 коек, минимальный размер вложений в таком случае будет равен примерно 700 млн. евро (25).
Таким образом, общий объем необходимых инвестиций, связанный с приемом новых 200 тыс. иностранцев, составит 13 млрд. евро. Однако, как отмечает Ж.-И. Лё Галу, эти расчеты отражают далеко не все необходимые затраты, в них не учтены дополнительные инвестиции, связанные с созданием внутренних сетей нового городского строительства (таких, например, как водопроводы), а также с прокладкой дорог и железнодорожных путей местного и национального значения (25).
В общей сложности на государственные инвестиции и жилье, по мнению автора, расходуется 15 млрд. евро. Эта цифра на 5 млрд. меньше, чем у Мориса Аллэ. Ж.-И. Лё Галу объясняет разницу тем, что в своих расчетах он не учитывает затраты на развитие производства, ведь в экономике с неполной занятостью прибытие новой рабочей силы необязательно требует новых инвестиций, поскольку иммигранты замещают работников, ставших безработными (25).
Вливание дополнительной иммиграции в экономику: баланс расходов и доходов
Ж.-И. Лё Галу обращает внимание на то, что трудовая миграция во Франции насчитывает менее 23 тыс. человек; при этом высококвалифицированных работников среди мигрантов очень мало: миграционные карты «компетенция и таланты» («competences et talents»), выдаваемые иностранным гражданам, в 2010 г. получили лишь 365 человек, а «карты ученых» - 1265 человек. Этим двум категориям соответствовали менее 7% новоприбывших трудовых мигрантов. Приезжают по большей части трудовые мигранты с низкой квалификацией для работы в ресторанах, строительст-
ве и в качестве домашней прислуги. Многие из них нуждаются в урегулировании своего статуса (т.е. в получении разрешения на пребывание в стране и на работу). Социальные взносы этих мигрантов в бюджет страны весьма скромны - они составляют от 10 тыс. до 15 тыс. евро в год (25).
Лица, въехавшие по статусу объединения семей, часто также выходят на рынок труда. Право работать половину рабочей недели имеют студенты. Таким образом, численность легально работающих новых иностранных граждан возрастает до 50-70 тыс. человек. Они используются главным образом на неквалифицированных работах, имеют частичную занятость, следовательно, выплачивают очень скромные социальные взносы, в лучшем случае в сумме, не превышающей 500-700 млн. евро в год (25).
Споры по поводу расходов на иммиграцию и выгоды от нее, по словам Ж.-И. Лё Галу, лукавы: расходы очевидны, а поступления от нее - сомнительны. Дисбаланс между расходами и доходами от иммиграции способствует образованию в стране структурного финансового неравновесия.
Расходы очевидны, потому что переезд иностранного гражданина во Францию автоматически открывает ему доступ к множеству благ: к общественным услугам, жилью, социальным пособиям. Ежегодное дополнительное увеличение численности иммигрантов автоматически влечет за собой и увеличение числа пользователей общественными благами. При этом не имеет значения, являются ли они легальными или нелегальными, обеспечены ли они работой или нет, заняты они в легальном или в теневом бизнесе.
Зато доходы от иммиграции либо отсутствуют вовсе, либо сомнительны. Они отсутствуют в том случае, если иммигрант является безработным или если он работает нелегально. Они сомнительны и тогда, когда иммигрант работает легально, ибо это рабочее место мог бы занимать безработный француз.
Ж.-И. Лё Галу подчеркивает, что при определении потерь от иммиграции необходимо учитывать масштабы безработицы во Франции: по данным на конец 2011 г., в стране насчитывалось 2874,5 тыс. лиц, не имеющих никакой работы, а если к ним приплюсовать тех, кто работает сокращенное время, то получится 4270,7 тыс. человек. Таким образом, реальный уровень безработицы достигает 10% от активного населения, а с учетом частично заня-114
тых - 15-18%. К концу 2011 г. безработица возросла на 150 тыс. человек. В таких условиях дополнительное поступление иностранцев на рынок труда представляется неразумным, подчеркивает Ж.-И. Лё Галу. Тем более что уровень безработицы среди иностранцев вдвое выше, чем в среднем по стране (около 20%), а среди потомков иммигрантов в возрасте от 15 до 24 лет достигает 35%. Иностранцы, которые въезжают сегодня, будут безработными завтра (25).
Автор оспаривает часто высказывающееся утверждение о том, что иностранцы делают работу, которую не хотят делать французы. Он отмечает, что эту работу не хотят делать и иностранцы, укоренившиеся во Франции, и иммигранты второго поколения. И этому есть простое объяснение: избыток рабочей силы давит на рынок труда, это ведет к снижению заработной платы. Но государство благосостояния обеспечивает всем минимальный доход; отсюда одновременное развитие безработицы, понижение зарплат и рост дефицита государственного бюджета.
Ж.-И. Лё Галу предлагает ряд мер для исправления положения. Он считает необходимым увеличить оплату физического труда, так как «умная физическая сила, - по его мнению, - не менее необходима, чем вялый мозг, сидящий перед компьютером» (25). Но это будет невозможно сделать до тех пор, пока будут открыты границы. Существование государства благосостояния в экономике, не имеющей границ, - это, по словам Ж.-И. Лё Галу, «безумие». Новые иммигранты, прибывшие во Францию в 2010 г., заняли от 50 тыс. до 70 тыс. рабочих мест, в результате такое же число французов и уже проживающих в стране иностранцев остались без работы (25).
В целом сумма расходов на новоприбывших иммигрантов, по мнению Ж.-И. Лё Галу, составляет в год 18 млрд. евро, а это - почти четверть бюджетного дефицита (25).
Однако опасение быть неполиткорректным во Франции столь сильно, что никто не осмеливается заговорить о катастрофических последствиях иммиграции - ни те, кто отвечает за государственный бюджет, ни профсоюзы. Только в предпринимательских кругах, где озабочены лишь краткосрочными целями, одобряют наличие широкомасштабной иммиграции, которая позволяет им, по мнению Ж.-И. Лё Галу, «приватизировать прибыли и социали-
зировать убытки» (25). Но Ж.-И. Лё Галу предупреждает, что «однажды все-таки придется платить по счетам» (25).
Еще один сторонник сокращения иммиграционного потока во Францию - Жан-Поль Гуревич (Jean-Paul Gourevitch), международный консультант по человеческим ресурсам, специалист по Африке и по миграциям, связывает с иммиграцией опасную тенденцию расширения теневого сектора внутри французской экономики и предупреждает, что его дальнейшее расширение неизбежно приведет к снижению уровня экономического развития страны и дезорганизации государства.
Ж.-П. Гуревич исследовал сложную тему: во сколько обходится Франции нелегальная иммиграция? Сложная потому, что, во-первых, очень трудно установить численность незарегистрированных иммигрантов при существующей во Франции системе статистического учета, во-вторых, сама тема очень плохо исследована. Автор сетует на то, что власти, обещавшие представить цифры расходов государства на борьбу с нелегальной иммиграцией, так и не сделали этого. Сложившаяся ситуация побудила Ж.-П. Гуревича опубликовать в июне 2011 г. монографию «Во сколько нам обходится нелегальная иммиграция», которую он написал по заказу общественной организации Ассоциация налогоплательщиков1. В своем исследовании он ограничился анализом ситуации лишь за 2009-2010 гг.
Чтобы решить поставленную задачу, Ж.-П. Гуревич, используя самые разные источники2, предпринял попытку определить
1 Ассоциация налогоплательщиков (Contribuables Associés) - ассоциация, созданная в 1990 г., ее целью является защита французских налогоплательщиков и воздействие на власть с целью заставить ее более экономно расходовать государственные и общественные деньги (11).
2 Ж.-П. Гуревич обратился к разным источникам, в той или иной мере владеющим информацией: работы Национального института статистических исследований (UINSE) и Национального института демографических исследований (UINED), которые, однако, учитывают только тех, кто попадает в перепись; статистика Министерства внутренних дел; исследования разных государственных и близких к ним организаций, например, Межминистерский комитет контроля над иммиграцией; документы международных организаций, таких как британский мозговой центр по миграции Migrations Watch, Евростат (Eurostat), 116
численность иммигрантов, не имеющих разрешения на проживание и работу во Франции. Ж.-П. Гуревич провел работу по сопоставлению статистических данных многих организаций. Такой подход, по его мнению, позволяет выявить главные моменты о количественном и качественном составе нелегального населения. Автор предупреждает, что вычислить точную цифру численности этой группы иммигрантов в принципе невозможно, но и полученные приблизительные данные позволяют проводить последующие подсчеты и дать представление о том, во сколько обходятся Франции незарегистрированные иммигранты.
По подсчетам Ж.-П. Гуревича, в метрополии численность нелегальных иммигрантов может составлять от 350 тыс. до 750 тыс. человек, он взял среднюю цифру в 550 тыс. Следует подчеркнуть, что Ж.-П. Гуревич является одним из немногих исследователей, которые заинтересовались не только иммиграцией в метрополии, но и в заморских департаментах (15).
Расходы на нелегальную иммиграцию автор делит на три
типа.
1. Особые расходы, идущие исключительно на нелегальную иммиграцию (например, на реализацию программы государственной медицинской помощи (AME) или на образование детей, чьи родители не имеют разрешительных документов на пребывание во Франции).
2. Расходы на задержание и выдворение из страны нелегальных иммигрантов, а также ущерб, который наносится государству тем, что мигранты занимаются нелегальным бизнесом.
3. Расходы государства на удовлетворение общественных потребностей, на безопасность, на функционирование управленческих структур, а также на поддержание солидарности в обществе (объем этих расходов определяется численностью лиц, находящихся на территории страны, включая и нелегальных иммигрантов) (15).
Фонд ООН в области народонаселения (Fondation des Nations Unies pour la Population). Эти организации часто используют статистику из разных источников. Их данные Ж.-П. Гуревич сравнил с данными, содержащимися в докладах Сената и Счетной палаты, которые пользуются опросами, в том числе опросами иммигрантов разных диаспор, существующих во Франции.
Общая сумма расходов государства, связанная с пребыванием в стране нелегальных иммигрантов, по расчетам Ж.-П. Гуревича, составляет 5666 млн. евро в год, в то время как поступления в бюджет от иммигрантов с неурегулированным статусом (в виде подоходного налога и налога на потребление) не превышают 1077 млн. евро. Таким образом, денежные поступления от нелегальных иммигрантов покрывают лишь 19% государственных расходов (в случае с легальными иммигрантами сумма поступлений покрывают 62% государственных расходов). Основываясь на этих расчетах, автор делает вывод, что оставлять нелегальных иммигрантов на территории Франции стоит в 6 раз дороже, чем отправлять их на родину (15).
Ж.-П. Гуревич предлагает принять ряд мер по сокращению дефицита расходов и доходов на нелегальную иммиграцию, который в период кризиса особенно тяжким грузом ложится на государственные финансы:
- предоставлять государственную медицинскую помощь нелегалам (AME) только при условии внесения ими установленного взноса, что сдержит чрезмерное пользования этой услугой;
- сократить сроки рассмотрения дел просителей убежища;
- усилить санкции в отношении нелегальных иммигрантов и иностранцев, не имеющих разрешения на работу;
- незарегистрированным иностранцам предоставить разрешение на работу, если они имеют постоянное рабочее место, выплачивают социальные взносы и налоги;
- энергично пресекать мошенничество с удостоверениями личности, которое чрезвычайно усилилось в последние годы, иммигранты без документов стали иммигрантами с поддельными документами;
- обязать развивающиеся страны, получающие государственную помощь на развитие, подписать договор о реадмиссии, предписывающий им принимать обратно своих граждан, не получивших права на убежище во Франции;
- ускорить работу над созданием единой иммиграционной политики в рамках ЕС (15).
Позже Ж.-П. Гуревич актуализировал свое исследование и представил расчет баланса государственных расходов на легаль-
ную и нелегальную иммиграцию во Франции и доходов от нее по состоянию на 2012 г. Эти расчеты свидетельствуют, что:
- общая сумма государственных расходов на легальную иммиграцию составила 88,921 млрд. евро (80% из них - социальные расходы);
- поступления в государственную казну от легальной иммиграции - 83,370 млрд. евро;
- разница в расходах и доходах от легальной иммиграции -(-5,551 млрд. евро);
- расходы на нелегальную иммиграцию - 4,445 млрд. евро;
- поступления в государственную казну от нелегальной иммиграции - 1,236 млрд. евро;
- разница в расходах и доходах от нелегальной иммиграции -(-3,209 млрд. евро);
- государственные инвестиции в инфраструктуру, необходимую для обслуживания иммигрантов, - 8,652 млрд. евро (15).
Таким образом, по расчетам Ж.-П. Гуревича, суммарные государственные затраты на иммиграцию во Франции в 2012 г. составили 17,412 млрд. евро (т.е. 0,9% ВВП). Это значит, что почти 1% годового национального продукта Франции расходуется на иммиграцию. Ж.-П. Гуревич убежден, что в момент, когда правительство ищет способы сократить бюджетный дефицит, вопрос о снижении расходов на иммиграцию должен быть вынесен на общественное обсуждение (15).
Позиция сторонников курса на сохранение масштабов иммиграции во Францию
Исследователи, одобряющие политику поддержания высокого уровня численности ежегодно прибывающих новых иммигрантов, отражают официальную позицию руководства страны и правящей элиты.
В отличие от многих экспертов, Ксавье Шожники (Xavier Chojnicki), преподаватель Лилльского университа-2 и исследователь в Центре прогностических исследований и международной информации (Centre d'études prospectives et d'informations internationales), и Лионель Раго (Lionel Ragot), проф. экономики в Университете г. Эври, научный советник в том же Центре прогно-
стических исследований, оценивают ситуацию с иммиграцией и иммиграционную политику Франции весьма позитивно. (Оба автора имеют общую точку зрения на иммиграцию, которую они выражают как в совместных работах, так и индивидуально.)
Так, численность иммигрантов, уже проживающих во Франции, а также въезжающих ежегодно в страну, не кажется им значительной. Они отмечают, что в 2008 г. во Франции проживали 5,2 млн. иммигрантов (т.е. 8,4% от общей численности населения). Это - не слишком высокие показатели. Во многих страны доля иммигрантов гораздо выше, в Австралии, например, она составляет 21,9%, в Канаде - 21,3, в Испании - 14,1, в США - 13,5, в Германии -13,1% (8; 9).
К. Шожники обращает внимание на то, что в условиях экономического кризиса, который охватил Францию и привел к образованию существенного государственного дефицита, а также к росту безработицы, самому высокому за последние десять лет, иммиграция для многих представляется фактором, усиливающим негативные последствия этого кризиса. Распространено мнение, что иммигранты занимают рабочие места французов, что они массово пользуются щедротами системы социальной помощи и потому было бы более разумным сократить численность новой иммиграции. Однако желание сократить миграционный поток, по мнению К. Шожники, ничем не обосновано, оно объясняется «ошибкой в диагностике» (8).
По мнению К. Шожники и Л. Раго, неверно само утверждение, что Франция ежегодно принимает огромный поток легальных иммигрантов. С начала XXI в. численность ежегодно въезжающих во Францию иммигрантов колеблется вокруг цифры в 200 тыс. человек, что эквивалентно числу жителей среднего французского города, такого, например, как Ренн. Но, как подчеркивают авторы, это всего лишь 0,31% от общей численности населения страны. Но люди не только въезжают, но и выезжают из страны (как французы, так и иностранцы). Разница между прибывающими и покидающими страну, т.е. сальдо миграции, в 2010 г. была на уровне 75 тыс. человек (9).
В относительных величинах это составляет 1,2 человека на тысячу, т.е. в два раза меньше, чем было в 1960-е годы во Франции и несравнимо меньше, чем в таких странах, как Германия, Велико-120
британия, Испания. Таким образом, заключают К. Шожники и Л. Раго, Франция предстает как самая закрытая страна среди государств ОЭСР, только у Японии этот показатель ниже (8; 9).
К. Шожники подчеркивает, что для анализа влияния иммиграции на демографию страны имеет значение не столько уровень иммиграции, сколько миграционное сальдо. Из Франции ежегодно уезжает значительное число французов и, что очень важно, - иностранцев. Начиная с 1990-х годов миграционное сальдо возрастало приблизительно на 40 тыс. человек в год, в 2003-2004 гг. оно достигло 100 тыс., но в 2010 г. снизилось до 75 тыс. При таком сальдо иммиграция имеет очень умеренное влияние на французскую экономику и на ее рынок труда, полагает К. Шожники. Существует целый ряд других, более важных факторов, воздействующих на экономику, и это прежде всего - глобализация, конкуренция со стороны государств с дешевой рабочей силой, а также технический прогресс, ликвидирующий неквалифицированные рабочие места (8).
Теоретически рост предложения на рынке труда должен оказывать давление в сторону понижения зарплат, но это происходит только в том случае, если повышается конкуренция между взаимозаменяемыми трудящимися, подчеркивают К. Шожники и Л. Раго. В стране, где существуют ограничители на пути снижения уровня зарплат, например, в виде законодательно установленного для них нижнего порога, негативный эффект от иммиграции будет проявляться через рост безработицы (9).
Ответственны ли иммигранты за рост безработицы и препятствуют ли они росту зарплат, в частности зарплат низкоквалифицированных работников? Опрос, проведенный в августе 2011 г. Институтом по опросу общественного мнения (1Р50Б), показал, что 41% французов убежден, что иммигранты затрудняют коренным жителям доступ к рабочим местам. К. Шожники и Л. Раго считают, что большинство экономистов, напротив, пришли к относительному консенсусу о том, что иммигранты не оказывают видимого негативного влияния на занятость и уровень зарплат коренных жителей Франции просто потому, что «работа не делится между автохтонами и иммигрантами так, как делится пирог, - на все более мелкие кусочки в соответствии с прибывающим числом сотрапезников» (9).
«Иммигранты входят с коренными гражданами скорее в отношения дополнительности, нежели заменяемости» (8), - утверждает К. Шожники. Приезжие часто занимают рабочие места, которые не привлекают коренных жителей. Так, в 2010 г. иммигрантов-неевропейцев было в три раза больше в таких секторах, как гостинично-ресторанный, домашнее хозяйство, охранный бизнес, коммунальное хозяйство. Высокий уровень безработицы среди иммигрантов, по мнению К. Шожники, связан с тем, что они с избытком представлены в секторах, находящихся в упадке или в процессе перестройки, или в секторах, чувствительных к изменению экономической конъюнктуры. В случаях же, когда все условия равны (возраст, опыт, диплом, регион проживания), то вероятность стать безработным у иммигрантов на 10% выше, чем у коренных жителей (8).
Иммиграция воздействует не только на предложение рабочей силы, но и на спрос. Иммигранты способствуют увеличению конечного спроса на товары и услуги, что стимулирует экономическую активность и, как следствие, - занятость. Недавнее исследование ООН показывает, что повышение на 1% активного населения за счет иммиграции увеличивает ВВП страны на 1%. «Таким образом, иммиграцию можно рассматривать как простое изменение масштабов принимающей экономики», - заключает К. Шожники (8).
На иммиграцию очень часто возлагают вину за рост бюджетного дефицита. Во Франции иммигрант в сравнении с коренными жителями представляется человеком в среднем менее квалифицированным, у него ниже доход, следовательно, он платит меньше налогов и получает больше социальных пособий, он часто оказывается безработным и потому чаще пользуется пособиями по безработице, у него больше детей и потому ему приходится выдавать больше семейных пособий (8).
К. Шожники считает это заблуждением. Он напоминает, что французская система социальной защиты является «восходящей», она базируется на трансфертах, идущих от экономически активных к неактивным гражданам, и в первую очередь - к пенсионерам. Около 80% социальных расходов Франции идет на пенсии и здравоохранение, т.е. на те два сектора, которыми пользуются прежде всего пожилые люди. Мигранты же принадлежат в основном к активным возрастным группам: 55% из них приходится на возрас-122
тную группу от 25 до 55 лет (в общей численности населения эта группа составляет 40%). Именно из-за такой возрастной структуры мигранты платят больше, чем они получают от системы социального обеспечения. Разница в доходах от иммигрантов и расходах на них, по данным на 2005 г., составляла примерно 3,9 млрд. евро. Это позитивное сальдо невелико - менее 0,5% ВВП, но оно реально существует, подчеркивают авторы (8; 9).
Однако иммигранты неизбежно постареют и не станут ли они тогда тяжким грузом для бюджета? К. Шожники и Л. Раго считают эти опасения необоснованными. К тому времени их дети, которые сегодня являются бременем для государственного бюджета, вступят в трудоспособный возраст. По мнению авторов, главный вопрос состоит в том, какой вклад вносят иммигранты и их потомки за время всего их жизненного цикла. Если в течение многих десятилетий будет проводиться нынешняя миграционная политика, когда возраст 70% въезжающих иностранцев не превышает 30 лет, воздействие иммигрантов на государственный бюджет будет позитивным. Отсюда следует, что было бы неразумным решать проблему бюджетного дефицита путем ужесточение иммиграционной политики (9).
«Итак, экономисты, - полагают авторы, - единодушны и их выводы недвусмысленны: иммиграция не представляет нагрузки для французской экономики. Однако не стоит думать, что с ее помощью можно решить экономические проблемы, равно как и проблемы связанные с постарением населения. Истинный смысл иммиграции находится не в сфере экономики, а на поле политики и идентичности» (9).
Эль Мухуб Мухуд (El Mouhoub Mouhoud), проф. экономики в университете Париж-Дофин (l'université Paris-Dauphine), является сторонником еще большей либерализации иммиграционной политики и предоставления мигрантам больших политических прав. В 2010 г. он написал доклад для «мозгового штаба» (Terra Nova) социалистической партии по вопросу об иммиграционной политике, который так и не был опубликован.
Во Франции, считает Эль Мухуб Мухуд, проблема эффективности иммиграционной политики не решается путем сокращения или расширения иммиграционного потока. Прежде всего,
Франция уже не самая крупная принимающая страна, ее уровень иммиграции - один из самых низких в странах ОЭСР, он в два с половиной раза меньше, чем в среднем в этой зоне, и составляет лишь 0,67% от всех иммиграционных потоков внутри ОЭСР (26).
Ограничительная политика в отношении трудовой миграции, по утверждению Эль Мухуб Мухуда, не отвечает потребностям французской экономики, она нуждается в большем числе трудовых мигрантов. В 2009 г. во Францию прибыли 20,3 тыс. трудовых мигрантов, т.е. 11% от всех въехавших. В реальности политика в отношении легальных трудовых мигрантов настолько лимитирована, что наниматели и регионы, испытывающие трудности с наймом работников, вынуждены удовлетворять свои потребности за счет привлечения нелегальных иммигрантов (26).
По мнению Эль Мухуб Мухуда, трудовая миграция не является угрозой для занятости во Франции. Даже имея в краткосрочной или в долгосрочной перспективе безработицу в 10%, страна нуждается в иммигрантах, чтобы устранить трудности в дефиците работников в некоторых секторах. Французская экономика имеет двойную специализацию: с одной стороны, несколько высокотехнологичных секторов, с другой - сектор по производству товаров и услуг, трудоемкий и требующий неквалифицированной рабочей силы, на него приходится 75% занятости (26).
Такая поляризация французской экономики повлекла за собой в 1970-е годы смену модели занятости иммигрантов: от использования рабочей силы иммигрантов главным образом в отраслях с конвейерной организацией труда к использованию не только низкоквалифицированной рабочей силы, но и квалифицированных специалистов в соответствии с заключаемыми двусторонними соглашениями со странами происхождения мигрантов. В 2000-е годы появился гибридный режим: суть его состоит в использовании селективной модели иммиграции, при которой масштабы миграционных потоков ставятся в зависимость от потребностей рынка труда и темпов экономического роста (26).
Эль Мухуб Мухуд полагает, что влияние иммиграции на уровень зарплат и на безработицу среди коренных французов чрезвычайно слабо. Если и есть конкуренция, то она проявляется не между мигрантами и автохтонным населением, а между разными волнами иммиграции. Кроме того, автор видит большую пользу 124
от иммиграции в том, что она способствует росту потребления в стране, поскольку мигранты используют полученные ими доходы на покупку товаров и услуг, а рост потребления, в свою очередь, оказывает положительное влияние на занятость и зарплаты.
Эль Мухуб Мухуд вносит некоторые предложения по усовершенствованию политики в отношении трудовой миграции. Он считает, что следует, по примеру некоторых европейских стран, США и Канады, разработать четкие критерии предоставления разрешений на постоянное проживание иностранцев во Франции. Необходимо усилить борьбу с дискриминацией и принять закон, по которому мигранты-неевропейцы могли бы голосовать на местных выборах, как уже давно обещают левые партии. А также с целью изучения проблем иммиграции имеет смысл создать независимую комиссию по типу британского Консультативного комитета по миграции (Migration Advisory Committee), в которую могли бы войти социальные партнеры, квалифицированные юристы, представители местной власти и исследователи (26).
В качестве защитника политики массовой иммиграции выступает орган деловых кругов Франции журнал «Капитал» (Capital). В конце 2010 г. он опубликовал подборку статей, в которых содержится оценка того, во сколько обходится стране содержание иммигрантов и какова величина их вклада во французскую экономику.
В статье Фредерика Бегина, зам. главного редактора журнала «Le Parisien Magazine», опубликованной в «Капитале» под названием «Истинный экономический итог иммиграции», дается картина доходов, полученных от иммигрантов, и расходов государства на них в виде разнообразных социальных выплат.
Ежегодная сумма налогов, взимаемых с иммигрантов, и их взносы в социальные фонды:
- налог с трудового дохода - 3,4 млрд. евро;
- налог на доход с капитала - 3,3 млрд. евро;
- налог на потребление - 18,4 млрд. евро;
- местные налоги - 2,6 млрд. евро;
- всеобщий социальный налог (CSG)1 и налог на погашение долга системы социального обеспечения (CRDS)2 - 6,2 млрд. евро;
- взносы на социальное обеспечение - 26,4 млрд. евро.
Итого: 60,3 млрд. евро (6).
Ежегодная сумма трансфертов, направляемых на иммигрантов:
- пенсии - 16,3 млрд. евро;
- пособия на жилье - 2,5 млрд. евро;
- социальное пособие, выдаваемое лицам без источников доходов с целью включения их в общество (RMI)3, - 1,7 млрд. евро;
- пособия по безработице - 5 млрд. евро;
- семейные пособия - 6,7 млрд. евро;
- пособия по линии здравоохранения - 11,5 млрд. евро.
Итого: 47,9 млрд. евро.
Сальдо: +12,4 млрд. евро (6).
Таким образом, у Ф. Бегина получилось, что доход от труда иммигрантов превышает расходы социального обеспечения страны на иммигрантов на 12,4 млрд. евро (6).
Автор находит ряд положительных сторон от присутствия иммигрантов во Франции. Коротко они сводятся к следующему.
- Иммигранты приезжают и работают на неквалифицированных, трудных и опасных работах (в строительстве, сфере ресторанного обслуживания и др.). Если бы на этих местах работали коренные французы, то более высокая стоимость их работы перекладывалась бы на конечного потребителя. Кроме того, подчеркивает Ф. Бегин, нельзя видеть в иммигрантах только бедняков или нелегалов. Появилось новое поколение иммигрантов, имеющих профессии бизнесменов, банкиров, медиков, управленцев, служащих, людей творческих профессий; «они поддерживают
1 La Contribution sociale généralisée (CSG) - всеобщий социальный налог, введен в 1990 г., идет на финансирование системы социального обеспечения (13).
2 La Contribution pour le remboursement de la dette sociale (CRDS) - налог на погашение долга системы социального обеспечения, введен в 1996 г. (12).
3 RMI (Revenu minimum d'insertion) - минимальный доход для включенности в общество - гарантированное законом минимальное пособие для лиц, не имеющих средств к существованию (28).
126
французскую экономику своей жаждой потреблять и аппетитом к предпринимательской деятельности», - заключает Ф. Бегин (6).
- Времена славного 30-летия, когда иммигранты строили 90% автодорог и 50% жилья, давно прошли. В настоящее время из 170 тыс. въезжающих каждый год в страну легальных иммигрантов половина прибывает по линии воссоединения семей и лишь менее 10% составляют трудовые мигранты. Однако, как замечает Ф. Бегин, изменение структуры иммиграции не столь велико, поскольку трое из четырех воссоединившихся супругов - это взрослые работоспособные люди и рано или поздно они придут на рынок труда. Объем налогов, собираемых с иммигрантов, выше, чем пособия, которые они получают, следовательно, утверждение, будто бы иммигранты выписывают свои многочисленные семьи, чтобы жить на пособия, далеко от истины (6).
- По подсчетам Высшего совета по интеграции (Haut Conseil à l'intégration), 500 тыс. иммигрантов получают пенсию во Франции, у половины из них она составляет в среднем 610 евро в месяц, поскольку лишь немногие иммигранты имеют полный профессиональный стаж. Совет по распределению пенсий (Conseil d'orientation des retraites) подсчитал, что, если каждый год поток иммигрантов будет возрастать хотя бы на 50 тыс. человек, это позволит сократить дефицит пенсионной системы на 0,5% от ВВП к 2050 г. (6).
- Хотя преступность среди иностранцев существенно превышает их долю в населении страны (среди иностранцев она составляет 11,9%, а среди населения в целом - 5,8%), у натурализовавшихся иммигрантов и иммигрантов второго поколения этот показатель существенно ниже (6).
Такой же позиции сохранения потока иммиграции придерживается и автор статьи «Во сколько нам обходится иммиграция» Патрик Шабер (7). Он убежден, что вклад иммигрантов в экономику Франции существенно превышает расходы на них. Тем не менее он обращает внимание не только на позитивные, но и некоторые негативные стороны присутствия иммигрантов, которые, по мнению П. Шабера, проявляются в следующем.
- Если на национальном уровне иммиграция дает позитивный эффект, то на местном уровне результат может быть обратным. Так, в городе Сарсель (Sarcelles), где 66% детей младше 18 лет
растут в семьях иностранцев, у администрации города нет финансовых ресурсов для решения проблем, связанных с иммигрантскими сообществами. Мэр города просит у правительства помощи для осуществления его намерения упразднить иммигрантские гетто (7).
- Иммигрантские семьи чаще, чем семьи коренных граждан, получают пособия, поскольку они, как правило, многодетны (среди иммигрантов в три раза больше семей с четырьмя детьми). Семейными пособиями пользуются 30% выходцев из Магриба и 40% выходцев из других стран Африки и лишь 25% семей коренных граждан. Но, как свидетельствуют демографы, начиная со второго поколения, фертильность женщин африканского происхождения начинает приближаться к фертильности женщин принимающей страны (7).
- Среди иммигрантов больше людей, не имеющих работу, чем среди коренных жителей. По данным Национального института статистики и экономических исследований (l'INSEE), в 2007 г. безработица среди иммигрантов составляла 15,2% (у коренных граждан - 7,3%). Но в некоторых городских зонах парижского региона она держится на уровне 30%. Особенно высока безработица среди иммигрантской трудоспособной молодежи: у марокканцев в возрасте от 30 до 39 лет она достигает 35%, у африканцев - 36 и у выходцев из Азии - 25% (против 7,5% у коренных французов) (7).
- С 2000 г. иммигранты, не имеющие легального статуса и получающие менее 634 евро в месяц, могут рассчитывать на получение государственной медицинской помощи (AME) со 100%-ной оплатой базового тарифа за нахождение в больнице по случаю болезни или по случаю материнства в течение года. Расходы по этой статье в 2010 г. достигли 620 млн. евро (при 210 тыс. пользователей). Однако очень трудно проконтролировать доходы нелегальных иммигрантов, почти 70% из них работают или время от времени работают, и их уровень доходов, безусловно, превышает установленный правительством потолок в 634 евро в месяц для тех, кто претендует на получение государственной медицинской помощи (AME) (7).
Опубликованные результаты исследований об издержках, связанных с иммиграцией, вызвали жаркие споры внутри французского научного сообщества. Основным камнем преткновения в 128
этих исследованиях является несовершенство статистической базы об иммигрантах. «Статистика - хрупкая особа, когда ее пытают, она в конце концов признается во всем, что от нее хотят услышать». Эти шуточные слова крупного французского демографа Альфреда Сови приводит И.-М. Лолан, анализируя работы своих коллег (25). Нечеткий объект исследований, разные методологии, сомнительные статистические данные - все это приводит к большому разбросу получаемых результатов, что позволяет исследователям зачастую трактовать их весьма произвольно. Однако тот факт, что экономисты приступили к исследованиям, связанным с определением издержек иммиграции, и совершили прорыв, нарушив негласное табу, дает надежду на то, что со временем общественность узнает об истинном положении дел в этой области, а руководство страны сможет корректировать иммиграционную политику с учетом реально складывающейся ситуации.
Список литературы
1. Новоженова И.С. Франция: Национальный фронт и проблемы иммиграции // Актуальные проблемы Европы / РАН. ИНИОН. - М., 2012. -№ 4: Иммиграция и политические партии в Европе. - С. 97-122.
2. Новоженова И.С. Французская модель интеграции иммигрантов и мультикультурализм / / Актуальные проблемы Европы / РАН. ИНИОН. - М., 2011. - № 4: Европа: Кризис мультикультурализма? -С. 117-139.
3. Олланд признал, что пока не сможет дать иностранцам право голосовать // РИА Новости. - 2012. - 13.11. - Режим доступа: http://ria.ru/ world/20121113/910647045.html
4. Экономический словарь. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic. nsf/econ_dict/22575
5. L'aide médicale d'État. - Mode of access: http://fr.wikipedia.org/wiki/ Aide_m% C3%A9dicale_d%27% C3%89tat
6. Béghin F. Le vrai bilan économique de l'immigration: Articles de avril 2012. -Mode of access: http: / /www. ccme. org.ma/fr/Presse-et-migrations/Arti cles-de-avril-2012/le-vrai-bilan-economique-de-limmigration.html
7. Chabert P. Ce que l'immigration nous coûte. Mis à jour le 23/06/2011. -Mode of access: http://www.capital.fr/enquetes/dossiers/le-vrai-bilan-economique-de-l-immigration-554216/ce-que-l-immigration-nous-coute
8. Chojnicki X. Idées reçues sur l'immigration: une lecture économique. 06 novembre 2012. - Mode of access: http://humanitaire.revues.org/ index1410.html
9. Chojnicki X., Ragot L. Pour les économistes l'immigration n'est pas un problème. - April 17, 2012. - Mode of access: http://www.telos-eu.com/ fr/pour-les-economistes-limmigration-nest-pas-un-prob. html
10. Contrat aidé. - Mode of access: http://fr.wikipedia.org/wiki/ Contrat_aid% C3%A9
11. Contribuables associés. - Mode of access: http://fr.wikipedia.org/ wiki/Contribuables_associ%C3% A9s
12. Contribution pour le remboursement de la dette sociale. - Mode of access: http://fr.wikipedia.org/wiki/Contribution_pour_le_remboursement_de_l a_dette_sociale
13. Contribution sociale généralisée. - Mode of access: http: //fr. wikipe dia.org/wiki/Contribution_sociale_g%C3%A9n%C3%A9ralis%C3%A9e
14. Couverture maladie universelle. - Mode of access: http: / /fr.wikipedia. org/wiki/Couverture_maladie_universelle
15. Gourevitch J.-P. Les migrations irrégulières et leur coût. - Mode of access: http://www.institut-geopolitique-populations.fr/conferences_les_migrati ons_irregulieres_et_leur_cout.php
16. Incitation à la haine raciale. - Mode of access: http://fr.wikipedia.org/ wiki/Incitation_%C3%A0_la_haine_raciale
17. IPSOS. - Mode of access: http://fr.wikipedia.org/wiki/Ipsos
18. Lannes B., Pâris P. L'immigration en France: mythes et réalités. - Mode of access: http://www.eclaireco.org/Immigration
19. Laulan Y.-M. Les coûts macro économiques de l'immigration. 4 mars 2012. -Mode of access: http://www.laulan.fr/2012/les-couts-macro-economiques-de-limmigration/#more-294
20. Laulan Y.-M. Entretien avec Yves-Marie Laulan, auteur du livre «Les Années Sarkozy» / Blog de la Fédération FN des Hauts-de-Seine. 28 février 2013. - Mode of access: http://frontnationaldu92.blogspot.ru/2013/02/ entretien-avec-yves-marie-laulan-auteur.html
21. LaulanY.-M. Introduction //Colloque: Peut-on raisonnablement estimer les coûts de l'immigration et de l'intégration? Le 16 février 2012. - Mode of access: http: / / www. insti tu t-geopoli tique-populations. fr/conferences_intro duction.php
22. LaulanY.-M. Liberté d'expression, quoiqu'il en coûte. Pour une politique migratoire de survie pour une droite réunie. 5 octobre 2012. - Mode of access: http: / /www.laulan.fr/2012/pour-une-politique-migratoire-de-survie-pour-une-droite-reunie/
23. Laulan Y.-M.: «Nous vivons sur un volcan démographique qui va faire éruption». Propos recueillis par J.-P. Nomen (Monde et vie) 8 sept. 2012. -Mode of access: http://linformationnationaliste.hautetfort.com/archive/ 2013/03/31/yves-marie-laulan-nous-vivons-sur-un-volcan-demographi que-qu. html
24. Laulan Y.-M. Des statistiques torturées / / Article paru dans Valeurs Actuelles du 24 novembre 2011. - Mode of access: http://www.laulan.fr/ 2011/des-statistiques-torturees/#more-191
25. Le Gallou J.-Y. Le coût de l'immigration annuelle supplémentaire: 18 milliards d'euros / Colloque à l'Institut de géopolitique des populations. Le 16 février 2012. - Mode of access: http://www.institut-geopolitique-populations.fr/conferences_le_cout_de_l_immigration_annuelle_supplemen taire_18_milliards_d_euros. php
26. Mouhoud E.M. «Cette politique restrictive sur l'immigration de travail ne répond pas aux besoins de l'économie». Interview. Les propos recueillis par Fabrice Tassel. - Mode of access: http://www.liberation.fr/societe/2012/ 11/27/cette-politique-restrictive-sur-l-immigration-de-travail-ne-repond-pas-aux-besoins-de-l-economie_863526
27. Rabreau M. Il reste douze pays notés AAA dans le monde. - Mode of access: http://www.lefigaro.fr/conjoncture/2012/11/20/20002-20121120AR TFIG00457-il-reste-douze-pays-notes-aaa-dans-le-monde.php
28. Revenu minimum d'insertion. - Mode of access: http: / /fr.wiki pedia.org/ wiki/Revenu_minimum_d% 27insertion