Иммигранты во Франции: Интеграция иностранцев
ранция имеет длительный и богатый опыт приема иностранцев на своей территории и их интеграции в общество. В отличие от многих других ев-
ропейских государств, она никогда не была страной эмиграции, на всех этапах истории численность въезжающих всегда намного превышала численность покидающих страну. В настоящее время на территории Франции проживают люди, прибывшие со всех концов света, их дети и внуки.
Исследователи выявляют три большие волны массовой иммиграции во Францию. Первая пришлась на середину XIX в., когда началась промышленная революция. Потребность Франции в трудовых ресурсах покрывалась за счет иностранной рабочей силы, численность которой за 40 лет (с 1851 по 1891 г) возросла с 380 тыс. до 1,1 млн. человек. Большинство иммигрантов первой волны (40%) составляли бельгийцы, кроме них во Францию приехали иммигранты из Германии, Италии, Испании (14).
Вторая волна пришлась на 1 920-е годы, когда Франция восстанавливала и модернизировала свое хозяйство после Первой мировой войны. Тогда не только государство, но и сами предприниматели рекрутировали иностранную рабочую силу из Бельгии, Италии, Польши, Чехос-
ловакии. С 1924 по 1 930 г во Францию въехали 400 тыс. иностранцев (14). В течение 1917-1936 гг. прибывали политические иммигранты из России, Армении, Германии, Италии, Испании. Государственного контроля над миграционными потоками в тот период практически не существовало: иммигранты могли свободно въезжать во Францию одни или с семьями, им не требовалось для этого никакого разрешения. В 1 927 г был принят закон, облегчающий получение иностранцами французского гражданства; в нем утверждалось равенство между иностранцами и французами в доступе к рабочим местам и право иностранцев заниматься любой профессиональной деятельностью наравне с французами. Столь благоприятный режим стимулировал массовый приток иностранной рабочей силы. Люди приезжали из всех стран Европы, особенно много рабочих в тот период приехало из Польши. К 1931 г. во Франции уже проживали 2,7 млн. иммигрантов, что составляло 6,4% от общей численности населения страны (14).
Третья волна массовой иммиграции началась после окончания Второй мировой войны и длилась в течение первых трех послевоенных десятилетий восстановления и модернизации народного хозяйства страны. Во Франции этот период называют «славным тридцатилетием», поскольку страна процветала, экономика развивалась высокими темпами; рост ВВП и государственного бюджета позволил создать государство социального благосостояния и направить существенную часть средств на обеспечение социальной защиты населения, включая иммигрантов. Своими успехами Франция обязана в значительной мере труду иностранных рабочих. Третья волна была прервана в 1974 г., когда произошел спад экономической активности, вызванный разразившимися нефтяными кризисами.
В период «славного тридцатилетия» спрос на рабочую силу долгое время оставался высоким, для его удовлетворения был облегчен въезд иностранцев на французскую территорию. С 1946 по 1977 г. 2,5 млн. иммигрантов получили документы на проживание во Франции (14). Даже нелегальные рабочие, въезжавшие незаконным путем или по туристической визе, легко находили работу и быстро получали вид на жительство.
В послевоенный период расширился этнический состав иммиграции. Франция начала активно черпать трудовые ресурсы не только из Европы,
но и из своих африканских колоний. В 1946 г. правило свободного передвижения внутри метрополии было распространено на Алжир, и алжирцы в массовом порядке стали въезжать во Францию. В 1960-е годы межгосударственные соглашения о рабочей силе были подписаны с Марокко и Тунисом, затем с Югославией. Вопрос привлечения иностранной рабочей силы решался не только на уровне государства, но и силами заинтересованных предприятий, которые, как и в 1920-е годы, самостоятельно рекрутировали работников, посылая с этой целью своих представителей в разные страны, в частности в Португалию и Марокко.
За последние полтора столетия численность трудовой иммиграции колебалась в зависимости от потребностей экономического развития Франции. Причем, каждая последующая миграционная волна была масштабнее, чем предшествующая, а национально-этнический состав иммиграции -разнообразнее. Если в XIX в. во Францию приезжали в основном иммигранты из соседних стран, то в 1920-е годы иммиграция стала включать в себя выходцев из стран Центральной Европы, особенно из Польши, а после окончания Второй мировой войны начали прибывать выходцы из стран Магриба и Черной Африки.
Со второй половины 1970-х годов Франция резко сократила въезд иммигрантов на свою территорию и перешла к политике гибкого регулирования иностранной рабочей силы. Эта политика продолжается фактически и по сей день. За это время были испробованы самые разные способы сдерживания иммиграции: стимулирование добровольного возвращения иммигрантов на родину; их насильственное выселение; запрещение выдачи
нелегальным иммигрантам вида на жительство; предоставление им статуса
1
легальных иммигрантов ; приостановление приема трудовых мигрантов из третьих стран (эта мера не распространялась на иммигрантов из стран ЕС); изменение кодекса предоставления гражданства; принятие законов, регулирующих разные стороны жизни иммигрантов.
Франция стремилась перекрыть миграционный поток из своих бывших колоний, заменяя выходцев из Африки иммигрантами из Восточной, Цен-
' В 1981 г. при правительстве социалистов большая группа нелегалов численностью в 130 тыс. человек получила вид на жительство. - Прим. авт.
тральной и Южной Европы. Однако она не могла закрыть свои границы перед теми африканцами, которые приезжали по линии воссоединения семей, поскольку на этом настаивал Совет Европы. Через эту «открытую дверь» и произошла так называемая «миграция жен» - настоящих и фиктивных. Прежде африканская иммиграция была по преимуществу мужской и разновозрастной, женщин среди них было мало, так же как и семейных мужчин, поэтому ее численность увеличивалась незначительно. Массовый приезд женщин-африканок в 1970-е годы изменил состав африканской иммиграции во Франции. Она феминизировалась, помолодела, в ней увеличилась доля семейных иммигрантов. Появилось поколение детей, рожденных на территории Франции и в силу этого ставших автоматически французскими гражданами. Численность иммигрантов из Черной Африки начала расти. Именно тогда, в период наибольших ограничений на въезд иммигрантов из стран Африки, и произошло их окончательное переселение и укоренение на территории Франции.
Точных сведений о численности иностранцев, находящихся во Франции, или французов иностранного происхождения нет, более того, их и не может быть. Ни в паспортах, ни в других документах, ни в каких-либо официальных реестрах сведений о национальном происхождении иммигрантов, ставших французами, не существует. В отличие от многих стран - членов ЕС, во Франции даже на местном уровне отсутствует регистрация лиц, поселяющихся в данной местности. Такое положение соответствует стратегической цели французского государства, заключающейся в быстрейшей ассимиляции2 иностранцев, оседающих на территории страны. Законодательство обеспечивает реализацию этой цели: иностранцы, получившие гражданство, и коренные французы равны перед законом и пользуются одинаковыми правами; действует закон, запрещающий дискриминацию людей по национальному и конфессиональному признаку.
Запрет на вычленение в населении страны группы французов иностранного происхождения создает дополнительные трудности французским де-
2 Термин «ассимиляция» по отношению к иммигрантам в настоящее время считается «политически не корректным» и почти не употребляется, но суть дела от этого не меняется. -Прим. авт.
мографам и социологам, исследующим проблемы иммиграции. Их работа регламентируется многочисленными правовыми ограничениями. Например, при проведении переписей и опросов нельзя задавать вопросы об этнической и религиозной принадлежности опрашиваемого3.
Подобные ограничения вынуждают специалистов собирать массу косвенных сведений об иммигрантах, обращаясь в разные государственные и общественные организации Франции4, а также в соответствующие учреждения стран, из которых прибывают иммигранты.
Вопрос о численности иммигрантов еще более запутывается в связи с тем, что один и тот же человек, въехавший в страну в качестве иностранца, может через некоторое время стать французом. По определению Комиссии по терминологии и неологизмам в сфере общественных наук, иммигрантом является «человек, родившийся не французом и не во Франции и в этом качестве прибывший во Францию с целью поселиться на ее территории на длительный срок. Иммигрант во время своего пребывания в стране может получить французское гражданство» (22). После получения французского подданства иммигрант во всех статистических материалах переходит в графу «француз», идет ли речь о численности населения, демографическом росте, естественном приросте и т.д.
3 Во Франции с 1872 г. запрещено при проведении переписей различать людей по их конфессиональной принадлежности, так же как и указывать их этническое происхождение. В результате официальной статистики на эту тему до последнего времени практически не существовало. - Прим. авт.
4 В настоящее время данные, касающиеся иностранного населения во Франции, предоставляют разные ведомства: Управление внешних миграций предоставляет ключевые цифры по потоку въезда и выезда иностранцев; Национальный институт статистики и экономических исследований дает данные, касающиеся иностранного населения, выявленные в ходе всеобщих переписей населения и других опросов; Министерство социальных дел, труда и солидарности и Министерство юстиции подсчитывают количество лиц, получивших французское гражданство и лишившихся его; Министерство внутренних дел предоставляет статистику выдачи видов на жительство; Французское бюро защиты беженцев и апатридов регистрирует просьбы о опредоставлении убежища и статуса беженца; Национальный институт демографических исследований ежегодно составляет для парламента доклад о демографической ситуации; наконец, Высший совет по интеграции иммигрантов при премьер-министре, созданный в 1989-1990 гг., выполняет миссию координации и обработки статистики по иммиграции и интеграции иммигрантов и вносит свои предложения по этим вопросам (3).
В марте 1 999 г. во Франции была проведена перепись населения5. Согласно полученным данным, в метрополии проживали 58,5 млн. человек6, 3,3 млн., т.е. 5,6% из них - иностранцы (18). Французские демографы выявили, что динамика численности иммигрантов и иностранцев во Франции с 1 982 по 1999 г. менялась несущественно: численность иммигрантов немного возросла (с 4 млн. до 4,3 млн. человек), а иностранцев немного снизилась (с 3,5 млн. до 3,3 млн. человек). Численность женщин-иммигранток росла быстрее, чем численность мужчин, и увеличилась за этот период с 1,8 млн. до 2,1 млн. человек. Это объясняется тем, что после замораживания трудовой иммиграции Франция принимала в основном жен и детей иммигрантов по линии воссоединения семей (28). Тенденция роста численности иностранцев, прибывающих по линии воссоединения семей, сохранилась и в первые годы XXI в. Причем среди них преобладали африканцы (2). В зависимости от страны происхождения иммигранты распределились следующим образом: из Алжира прибыли 574 тыс. человек, из Португалии - 572 тыс., из Марокко - 522 тыс., из Италии - 379 тыс., из Испании - 316 тыс., из Туниса -202 тыс., из Турции - 174 тыс., из ФРГ - 123 тыс., из Польши - 99 тыс., из Бельгии - 93,6 тыс., из бывшей Югославии - 75 тыс. (28).
Приток женщин-иммигранток, количественный рост семей иммигрантов беспокоит многих французов. Они опасаются, что прирост населения во Франции происходит в основном за счет массового въезда иммигрантов, их жен и детей, и за счет того, что уровень рождаемости в этих семьях выше, чем во французских семьях. Ф.Эран, социолог из Национального института демографических исследований, считает эти опасения беспочвенными. Он утверждает, что демографический рост во Франции обеспечивается главным образом за счет достаточно высокого естественного прироста населения. Ежегодный уровень рождаемости на 200 тыс. человек превышает уровень смертности. Что касается баланса миграции (разница
5 Переписи населения проводятся каждые 8-9 лет. - Прим. авт.
6 На 1 января 2003 г. население Франции (метрополия) оценивалось уже в 59,6 млн. жителей, к которым прибавлялось 1,8 млн. жителей заморских департаментов, что составляло в целом 61,4 млн. человек (26, с.9).
между численностью иммигрантов и эмигрантов), то он оценивается приблизительно в 65 тыс. человек. Таким образом, демографический рост лишь на 20-25% обеспечивается за счет иммигрантов. Это - наименьший показатель в Западной Европе (12, с. 2).
Что касается уровня рождаемости в семьях иммигрантов, то он не настолько высок, чтобы поднимать по этому поводу тревогу, считает демограф Л. Тульмон. По статистике, иммигрантки детородного возраста, приезжая во Францию, имеют меньше детей, чем француженки того же возраста (в среднем 0,09 ребенка). В дальнейшем уровень их фертильности становится выше, чем у француженок, но разница не столь велика (на 0,46 ребенка больше, чем в среднем у женщин, родившихся во Франции). Так, из всех женщин детородного возраста, проживающих во Франции, лишь 8,5% являются иммигрантками и на их долю приходится 13% всех рождающихся детей (32, с.1-4). В 1991-1998 гг. показатель фертильности во Франции (в метрополии) составлял в целом 1,72 ребенка, у француженок - 1,657. По мнению Тульмона, численность иммигранток детородного возраста невелика и, следовательно, они не могут существенно повлиять на показатель фертильности (12, с.2).
Определить точную численность иммигрантов и их долю в составе населения не представляется возможным. Наиболее объективную информацию на этот счет дают ежегодные исследования, выявляющие соотношение между тремя группами населения - французами по рождению, лицами, получившими гражданство, и иностранцами. Однако следует иметь в виду, что в группу «французов по рождению» входят не только коренные французы, но и дети, родившиеся во Франции от родителей-иностранцев, дети, чьи родители получили французское гражданство, и дети от смешанных браков, в которых один из супругов - француз. Так, в 2000 г. доля французов по рождению составляла 90,4%; лиц, получивших гражданство, - 4; иностранцев - 5,6% (из них 2% - выходцы из стран ЕС и 3,6% - из третьих стран) (см. табл.).
7 Напоминаем, что в число француженок включаются иммигрантки и их дочери, имеющие французское гражданство. - Прим. авт.
/
И.С. Новоженова
Таблица (19) Иммигранты, иностранцы и французы в 2000 г. (в тыс. человек и в %)
Категория населения Всего Французы по рождению Получившие французское гражданство Иностранцы Из них
приехавшие из стран ЕС приехавшие из третьих страны
тыс. тыс. % тыс. % тыс. % тыс. % тыс. %
Все население 58 5 19 52 9 10 90,4 2 363 4,0 3 246 5,6 1 187 2,0 2 059 3,6
Население активного возраста 26 539 23 8 12 89,7 1 143 4,3 1 584 6,0 628 2,4 956 3,6
Занятое население 23 054 20 917 90,7 937 4,1 1 200 5,2 554 2,4 646 2,8
Сохраняется тенденция роста числа лиц, получивших французское гражданство. За период с 1 990 по 1 999 г. их численность увеличилась с 1,78 млн. человек до 2,35 млн., т.е. на 570 тыс. человек. Среди них преобладали лица неевропейского происхождения, главным образом приезжие из Северной и Экваториальной Африки (400 тыс.) и из Азии (140 тыс.). Этот рост продолжался и позже. Только в 2000 г. французское гражданство получили 150 тыс. человек. Из них 8,6 тыс. получили его без формальностей, только по праву рождения и проживания во Франции. Остальные 141,4 тыс. стали французами разными путями - путем натурализации, реинтеграции8, вступления в брак с французом\француженкой, предоставления гражданства детям натурализовавшихся иммигрантов. Из общего числа тех, кто получил гражданство в 2000 г., 60% (т.е. 84 тыс. человек) - выходцы из Северной Африки и стран, расположенных южнее Сахары, 20 - из Азии и Турции (28 тыс.), 16 - из стран Европы (в том числе 23 тыс. человек из бывшего СССР) и 4% - из Центральной и Южной Америки. Половина лиц, получивших гражданство, - несовершеннолетние, самая многочисленная возростная категория - лица от 13 до 18 лет, треть
8 Реинтеграция - восстановление гражданства лицам, имевшим его прежде, но по каким-либо причинам утратившим его. - Прим. авт.
имеет возраст более 30 лет. Среди лиц, получивших гражданство, мужчины составляли 50,6%, женщины - 49,4% (19).
Что касается распределения иммигрантов по профессиональным категориям, то перепись 1999 г. показывает, что 47,5% работающих иностранцев - рабочие, 26 - служащие, 11 - работники сферы услуг, 8 - инженерные и руководящие кадры, 7% - ремесленники, коммерсанты и главы предприятий. По отраслям экономики они распределяются следующим образом : 64% работают в третичном секторе, остальные главным образом в промышленности и строительстве (19).
Не все иммигранты имеют работу. По данным на 2001 г., численность безработных в стране составляла 2,3 млн. человек, из них 300,5 тыс. - иностранцы. На тот момент во Франции насчитывалось в целом 26 млн. человек экономически активного возраста, из них 1,6 млн. - иностранцы (19).
Долгое время отсутствие данных о количестве иммигрантов и их потомков, о степени их интеграции и ассимиляции, об их этническом составе, конфессиональной принадлежности и т.д. чрезвычайно затрудняло проведение иммиграционной политики, не давало возможности оценить влияние иммиграции на французское общество, прогнозировать последствия воздействия чужих культур и религий на культуру Франции. Поскольку можно предположить, что за полтора века во Франции осел не один миллион иммигрантов, то вопрос состоит в том, не может ли произойти постепенное, но существенное изменение этнического состава населения и культурной самобытности французской нации. Особенно остро этот вопрос встал, когда во Франции в массовом порядке начали оседать мусульмане - выходцы из Черной Африки и стран Магриба.
Потребность в точной информации со стороны общественности и политического руководства Франции побудила социологов провести исследование состояния иммиграции (несколько обойдя правовые запреты). Были получены данные о трех поколениях иммигрантов. Возглавляла эту работу социолог М.Трибаля9. Для того чтобы выделить иммигрантов и их по-
9 Исследования М.Трибала вызвали скандал в обществе, ее обвиняли в том, что она поощряет расизм, что, выделяя этнические группы, она тем самым отделяет их от коренных французов и вносит раскол в общество. - Прим. авт.
томков в особую группу населения, ей пришлось дать новое определение понятию «иммигрант»: «Иммигрантами считаются те, кто прибыл во Францию как иностранец, независимо от того, получили они или не получили в дальнейшем французское гражданство». При таком определении иммигранты первого поколения в социологических исследованиях будут считаться иммигрантами, независимо от того, натурализовались они или нет (35, с.47). Большинство коллег М.Трибаля согласились с предложенным ею определением иммигрантов.
По подсчетам М.Трибаля, 14 млн. человек, т.е. более 23% жителей метрополии, являются лицами иностранного происхождения (по крайне мере один из родителей родился заграницей). Из них 6,9 млн. прибыли из стран ЕС, 3 млн. - из стран Магриба и 700 тыс. - из Черной Африки. 3,7 млн. человек являются выходцами из мусульманских стран, из них 1,7 млн. - иммигранты первого поколения, 1,7 млн. - их дети и чуть менее 300 тыс. - внуки иммигрантов (5, с.46).
М.Трибаля и многие другие специалисты считают, что статистические данные развенчивают многие «апокалиптические» мифы по поводу иммигрантов, в частности то, что их слишком много, что в их семьях много детей, что идет процесс замещения французского населения, что они являются виновниками безработицы и т.д. Однако одно то, что почти каждый четвертый француз имеет предка-иностранца, свидетельствует о том, что процессы этнического перемешивания на территории Франции происходят, но они не влекут за собой коренного преобразования культуры. Французская культура достаточно сильна, чтобы «переварить» заимствованные элементы чужих культур, не теряя своей самобытности.
Постоянно нуждавшаяся в притоке рабочей силы, Франция в течение полутора веков приняла большое количество иммигрантов. Со временем в стране сложилась самобытная модель интеграции иностранного населения, предусматривающая его постепенную и добровольную ассимиляцию.
Французский способ интеграции строится на чрезвычайно важном принципе - интеграция должна происходить на индивидуальном уровне. Каждый иммигрант самостоятельно проходит путь интеграции (или ассимиляции) во французское общество. Он усваивает язык, узнает нравы и традиции принимающей его страны, через установленный срок по-
лучает гражданство. Его дети по закону становятся французами, получают образование во французской школе, растут во французской культурной среде. Такова схема интеграции. И многие иммигранты уже прошли этот путь, хотя в реальной жизни все происходит далеко не так гладко. Исследователи считают, что итальянцы, поляки, бельгийцы, испанцы, прибывавшие во Францию с первыми волнами иммиграции, были ассимилированы.
Главным организатором интеграции иммигрантов является государство. Оно задействует разные средства, чтобы включить иммигрантов в нацию и в гражданское общество, приобщить к политической культуре Франции и к ценностям демократии. Во французской политической мысли господствует идея, что только гражданство и включенность в нацию являются гарантом полного равенства перед законом. Начиная с середины XIX в. французское гражданство определяется не только по «праву крови», но и по «праву почвы». В настоящее время в соответствии с Кодексом о гражданстве иммигранты становятся французами разными путями: по «праву почвы», по «праву крови», вследствие заключения брака с французом/француженкой или после продолжительного проживания на ее территории10. Человек, получающий статус француза, становится одновременно обладателем французского гражданства и французской национальности, независимо от его этнической принадлежности.
Иммигрант, ставший французом, получает политические и социальные права. По закону он имеет их в том же объеме, что и коренные французы. Он может голосовать и баллотироваться на выборах всех уровней. Иммигранты-иностранцы этих прав не имеют. Только иност-
10 Основные положения Кодекса о гражданстве, касающиеся иммигрантов, таковы: французом является всякий ребенок, у которого хотя бы один из родителей является французом; французом является любой ребенок, рожденный во Франции, если хотя бы один из родителей также родился во Франции; автоматически становится французом любой ребенок, достигший 18 лет и рожденный во Франции от родителей-иностранцев и проживший во Франции не менее 5 лет; французом может стать любой иностранец, вступивший в брак с французом/француженкой и заполнивший декларацию о получении гражданства; французом может стать по декрету Министерства социальных дел и занятости любой иностранец, имеющий натурализацию (10).
ранцы - граждане ЕС11 могут избирать и быть избранными в местные органы власти.
Иммигрант имеет не только права, но и обязанности, от него требуется, во-первых, соблюдать законы страны, во-вторых, принять и проникнуться главными ценностями, разделяемыми национальным сообществом. При этом его не вынуждают отказываться от своей веры, культуры или убеждений. Для облегчения адаптации иностранцев организованы курсы обучения французскому языку и курсы «гражданского образования», где новоприбывшие знакомятся с основными законами страны, фундаментальными республиканскими принципами и ценностями.
Иммигранты (как иностранцы, так и получившие гражданство) имеют равные со всеми права на работу, муниципальное жилье, школьное образование для детей, медицинское обслуживание, участие в ассоциациях, свободное вероисповедание, культурную идентичность. Кодексы о труде, социальной безопасности, гражданский кодекс одинаково обязательны для всех. Гарантии системы социального обеспечения распространяются и на иммигрантов.
Во Франции активно работает Фонд социального содействия трудовым иммигрантам и их семьям, созданный в 1958 г. Его цель - благоприятствовать социальной интеграции иммигрантов. Для этого фонд оказывает поддержку семьям иммигрантов, заботится о детях и молодежи, участвует в управлении общежитиями рабочих-иммигрантов, организует обучение грамоте, помогает в поисках работы.
Интеграции иммигрантов в гражданское общество способствует их вовлечение в разного рода ассоциации (культурные, спортивные, молодежные, соседской солидарности, досуговые и т.д.). Хорошо зарекомендовали себя иммигрантские ассоциации помощи муниципальным властям, существующие во многих городах. Некоторые аналитики видят в них прообраз «демократии соучастия». Законодательство благоприятствует этому
11 Гражданство ЕС определено в 1992 г. в ст. 8 Маастрихтского договора. Оно дает гражданину ЕС право на свободу передвижения, проживания и работы в границах ЕС, право избирать и быть избранным в Европейский парламент, а также - в местные выборные органы власти в любой стране ЕС, где бы он ни жил (27).
процессу. С 1981 г. за иммигрантами, включая иностранцев, признано право на свободное учреждение ассоциаций (без получения разрешения в Министерстве внутренних дел, как это было раньше).
Социальной интеграции иммигрантов способствует также заключение смешанных браков. С 1981 г. иностранцы получили право свободно вступать в брак с французами/француженками, включая тех иммигрантов, которые имеют лишь временный вид на жительство (до одного года); прежде им требовалось получать разрешение на брак у префекта. Общество не отторгает смешанные браки, почти каждый десятый брак во Франции смешанный. По переписи 1999 г., их доля составляла 9,6% (25).
За школой признается главная роль в интеграции и даже в ассимиляции молодых поколений иммигрантов. Именно в школе происходит встреча культур и их взаимная адаптация. По мнению Высшего совета по интеграции при премьер-министре, цель интеграции должна быть приоритетной для школы, где происходит процесс «поиска равновесия между уважением республиканских ценностей и вниманием к культурному плюрализму и достигается взаимная терпимость» (15). Следует упомянуть, что во французских школах (государственных и частных), по данным на 1999 г., получали образование 650 тыс. детей иностранцев. Из них 60% - дети выходцев из стран Африки, 17% - из стран ЕС, а среди оставшихся самую многочисленную группу составляли дети турков (18).
Как показывает опыт, наилучший способ интеграции иммигрантов - это предоставление им работы. В те периоды экономического развития, когда во Франции наблюдался дефицит рабочей силы, интеграция иностранцев происходила быстрее и безболезненней. Первые шаги по пути интеграции начинаются для них на рабочих местах. В 1950-1960-е годы главную роль в интеграции трудящихся-иммигрантов играли организации рабочего класса: профсоюзы, левые партии, ассоциации. Они объединяли в своих рядах как французов, так и иммигрантов из разных стран. Классовые интересы были важнее национальных или этнических противоречий. Однако с 1970-х годов вследствие сокращения численности рабочего класса и ослабления профсоюзного и коммунистического движений, возможности интеграции иммигрантов через рабочие организации были практически исчерпаны. Профсоюзное движение не справляется даже с защитой прав
французских рабочих и отторгает иностранцев. Обострение конкуренции между иммигрантами и французскими рабочими за рабочие места и дешевое жилье уже не раз приводило к вспышкам расизма.
Безработица и сегрегация по месту проживания стали главными препятствиями на пути интеграции иммигрантов и их семей во французское общество. Уровень безработицы среди иммигрантов значительно выше, чем в среднем по стране, что во многом объясняется наличием скрытой дискриминации со стороны работодателей. Кроме того, существуют еще и официально признанные ограничения для иностранцев в получении работы (эти ограничения не распространяются на выходцев из стран ЕС). Есть перечень должностей, на которые берут только коренных французов -носителей французского языка и культуры. Эти рабочие места составляют треть рынка труда. В частном секторе экономики насчитывается 50 профессий, недоступных для иностранцев, это - нотариусы, адвокаты, медики, дантисты, акушеры, фармацевты, ветеринары, архитекторы и т.д. В общественном секторе действует правило «национального предпочтения», которое распространяется на 5,2 млн. рабочих мест. Это - учителя, почтовые служащие, чиновники, работники социального обеспечения, служащие ряда компаний (30).
Больше всего от безработицы страдают молодые люди из второго поколения иммигрантов, ставшие в своем большинстве французами. Их маргинализация началась еще в школе: имея слабую успеваемость, они часто бросали учебу, не закончив школу. Будучи выходцами из пролетарских семей, они не имеют перспектив социального и профессионального роста и подвергаются социальной дискриминации. Даже среди тех, кто получает дипломы об образовании, безработных в четыре раза больше, чем в соответствующей категории коренных французов.
Особенно плохо обстоит дело со вторым поколением магрибцев и черных африканцев. Поскольку они заметно отличаются от французов по внешнему виду, они чаще, чем другие иммигранты, подвергаются дискриминации. Им постоянно напоминают об их этническом происхождении и принадлежности к исламу, хотя большинство из них не являются практикующими мусульманами. Они в первую очередь становятся жертвами сегрегации - административной, экономической, социальной, культурной.
Но даже среди магрибцев есть особо дискриминируемая группа -молодые алжирцы. Уровень безработицы среди алжирцев в возрасте 20-29 лет составляет 39%, что почти в 4 раза превышает соответствующий уровень среди французов, а также испанцев и португальцев (у них -по 10%). Такое положение свидетельствует о том, что французы сохраняют неприязнь к алжирцам, которая возникла после поражения Франции в войне с Алжиром (9).
По опросам, большая часть молодых иммигрантов второго поколения чувствует себя французами и хотела бы интегрироваться во французское общество. Но дискриминация, жертвами которой многие из них становятся, побуждает часть из них обратиться к традиционным ценностям своих отцов, к религии, замкнуться в этнорелигиозных общинах, а некоторых толкает к радикальному исламизму. Наблюдатели отмечают признаки «ре-исламизации» этого поколения. Среди французов бытует мнение, что молодое мусульманское население невосприимчиво к французской культуре и нормам поведения и неспособно включиться в общество.
Однако для того чтобы эффективно интегрировать иностранное население, недостаточно введения законодательных актов; в этом процессе нельзя обойтись без поддержки общества. В отношении иммигрантов в общественном мнении Франции нет единодушия. Более того, с 1980-х годов наблюдается рост антииммигрантских настроений, распространяется мнение, что они приехали, чтобы пользоваться благами государства благосостояния и не способны стать настоящими гражданами страны. О росте ксенофобии свидетельствует процесс расширения в 1980-1990-е годы электората крайне правой националистической партии Национальный фронт во главе с Ж.-М. Лё Пеном. Апофеозом возрастания популярности НФ стали президентские выборы 2002 г., когда Лё Пен вышел во второй тур голосования и конкурировал за пост президента страны с Ж.Шираком.
Похоже, что в настоящее время, столкнувшись с комплексом серьезных проблем, связанных с молодым поколением выходцев из мусульманских иммигрантских семей, французская модель интеграции начинает давать сбои. По этому поводу социолог М.Тимера пишет так: «После того как Франция ассимилировала несколько поколений мигрантов, она внезапно обнаружила, что интеграция имеет свои пределы в отношении арабов и
черных африканцев. Слишком они отличны, слишком не европейцы. Слишком мусульмане, не католики. Слишком черные, слишком заметные. Короче, им не хватает «качеств», присущих предшествующим мигрантам, которые были европейцами, белыми и католиками» (31, с. 46).
Безусловно, иммигрантам из стран Магриба и Черной Африки труднее, чем другим иностранцам, приспособиться к условиям жизни во Франции, поскольку они обладают иной культурно-религиозной идентичностью, далекой от французской идентичности12. Но главная трудность заключается в том, что их пребывание на территории Франции совпало с периодом экономического спада. Им было сложнее найти работу, они чаще страдали от безработицы и не испытали на себе интегрирующего воздействия трудовых отношений, в отличие от иммигрантов предыдущей волны. Они больше и дольше нуждались в помощи своих земляков и этнических общин. В результате этнорелигиозные общины, главным образом мусульманские, за два десятилетия разрослись и «институционализировались», поскольку обрели внутреннюю организацию, правила жизни, законсервировали внутри себя религию, культуру, обычаи, нравы своей родины. Тем самым они закрепляют в иммигрантах-мусульманах их изначальную культурную идентичность, что препятствует их интеграции во французское общество.
Само по себе существование иммигрантских общин вполне естественно, они есть во всех странах, принимающих иммигрантов. Прибывая в чужую страну, иностранец плохо ориентируется в обстановке, ему требуется помощь в обустройстве на новом месте, в поиске работы или организации своего бизнеса. Эта потребность в солидарности порождает общины, в которых объединяются люди, говорящие на родном языке, разделяющие одну культуру, исповедующие одну религию. Считается, что иммигрант, адаптировавшись и устроившись на новом месте, перестает нуждаться в помощи соотечественников и связи с общиной постепенно ослабевают.
12 Французский толковый словарь Le Petit Robert дает следующее определение культурной идентичности: это совокупность культурных черт, свойственных одной этнической группе (язык, религия, искусство и т.д.), которые придают ей индивидуальность, а также - чувство принадлежности индивидуума этой группе // Mode of access: http://www.commu-nautarisme.net/index.php3?action=glossaire. - Прим. авт.
Таким образом, участие в общине является для него лишь этапом, помогающим ему в процессе адаптации и интеграции. Однако оказалось, что это правило не распространяется на иммигрантов из Африки; трудности, которые они встречают на пути интеграции во французское общество, привязывают их к общинам.
Появление нового для Франции - «общинного» - феномена вызвало беспокойство у властей и у французской общественности. В стране возникла дискуссия по поводу того, может ли феномен общинности угрожать республиканской модели интеграции? Возможен ли переход от индивидуальной интеграции к интеграции через культурно-этнические общины? Не приведет ли общинность к фрагментации французского общества, к «племенной структуре», как выразился философ П.-А.Тагиеф. Не превратится ли Франция в мультикультурную страну, в которой государственные институты будут вынуждены признать многокультурную природу общества и будут принимать законодательные меры по защите культурных прав каждой группы населения, в частности культурных меньшинств. Однако принципы мультикультурного государства противоречат принципам государства-нации, исторически сложившегося во Франции.
В этой дискуссии большая часть научных, политических, общественных кругов Франции была практически единодушна: общинная структура, создающая многокультурное общество на территории Франции, неприемлема. Их доводы можно суммировать следующим образом.
1. Общинная модель социальной организации предполагает многочисленность общин, их монорелигиозный и моноэтнический характер, централизованное внутреннее управление. Они будут неподконтрольны государству, будут выступать как коллективные субъекты в политике и требовать учета их партикулярных интересов. Общинная модель строится по принципу «Мы против Других», что ведет к подрыву единства нации, на котором держится французское государство.
2. Принцип общинности выдвигает на первый план ценность малого сообщества, а само это малое сообщество является для иммигранта, по выражению культуролога Ж.-К. Поуза, «этнокультурным заменителем» большого сообщества, т.е. французского общества в целом, в котором происходит совместная жизнь всего населения страны (29).
3. Ценности общин могут войти в противоречие с универсальными ценностями государства-нации. Чувство принадлежности к нации заменяется чувством принадлежности к общине.
4. Люди, входящие в общину, идентифицируют себя исключительно по признаку своей особости - религиозной, этнической, культурной - и не могут и не хотят интегрироваться во французское общество, а тем более ассимилироваться и перейти в другую культуру.
5. Общины представляют собой «островки» чужих культур на территории Франции, что ведет к созданию мультикультурного общества. В результате исчезает один из главных элементов национального единства - общая для всех культура. В данном случае суть вопроса, по мнению политолога А.Турена, сводится к тому, следует ли признавать за людьми, живущими во Франции, не только гражданские и социальные права, но и культурные права, а именно это является главным требованием общин. Франция не может пойти по пути общинности и мультикультурности, не разрушив своей национальной государственной системы. «Рост общинности, - по заключению А.Турена, - создает угрозу для республиканской модели Франции» (11, с.13).
Ряд авторов видит решение проблемы мультикультурности в том, чтобы не допустить институционализации культурно-этнических общин. Для этого следует заключить культуру в сферу частной жизни, т.е. пойти по пути отделения культуры от государства, как поступили в начале XX в. с конфессиями. Тогда церковь была отделена от государства, а религия стала сугубо личным делом каждого человека. И сегодня культурные права, по мнению А.Турена, «следует заключить в частную сферу» (11, с.12).
В целях сохранения прежней модели интеграции Франция в первую очередь прибегает к правовым методам. Специально учрежденный Центр по связям и информации по проблемам общинности опубликовал в 2003 г. разъяснение по поводу законности создания и существования на территории Франции особых этнических или религиозных общин. В документе был рассмотрен главный вопрос: совместима ли общинная система с ценностями французской политической системы? С юридической точки зрения, в системе общинности группы людей, идентифицирующих себя по религиозному или этническому критерию, обретают особые коллективные права.
Конституция по этому поводу гласит: «Франция - неделимая республика... Она обеспечивает равенство перед законом для всех граждан, не различая их по происхождению, расе или религии. Язык республики - французский. Верховная власть принадлежит народу.. Никакая часть народа, никакой индивидуум не могут присвоить себе право ее использовать» (7).
Действительно, поскольку республика неделима и обеспечивает равенство всех перед законом, французский народ также един и не может быть разделен на группы, которые будут пользоваться особыми правами. Конституция признает одно сообщество - национальное и одного обладателя прав - индивидуума, но не коллективы. Общинность противоречит принципам и ценностям республики, указанным в Конституции.
Дискуссия показала, что французы привязаны к своей социально-политической системе, одобряют ассимилирующую модель интеграции иностранцев и отвергают систему общинности и мультикультурности как подрывающие устои французского общества. Они намерены сохранить главный принцип интеграции иностранцев - ее индивидуализированный характер.
Государство задействует все свои ресурсы ради интеграции иммигрантов. Как государство-нация, оно (на определенных условиях) включает иностранцев в состав нации, делая их французами. Будучи правовой демократической страной, Франция предоставляет иммигрантам-французам политическое гражданство и равенство прав (право участвовать в выборах органов власти на всех уровнях, право состоять в партиях и ассоциациях). Оставаясь социальным государством, Франция предоставляет социальную помощь всем иммигрантам - и тем, кто получил французское гражданство, и тем, кто остается иностранцем. Будучи экономически развитой страной, Франция встраивает трудовых иммигрантов в свою экономическую систему и трудовые отношения.
Интеграция иммигрантов - длительный процесс. Трудности с адаптацией африканского населения могут быть вызваны не столько несовместимостью культур или религий, сколько неблагоприятной экономической конъюнктурой. К тому же прошло еще не так много времени, чтобы сделать вывод о неспособности этой группы иммигрантов интегрироваться во французское общество. Не только иммигранты должны стремиться войти
в общество и культуру принявшей их страны, но и коренное население должно проявить добрую волю и принять их. Процесс интеграции требует усилий с обеих сторон. Французское государство строит свою политику на создании для иммигрантов благоприятных условий жизни при игнорировании их этнической принадлежности. В то же время оно обязано заботиться и о выживании своей нации и национальной культуры в условиях постоянного притока все новых иностранцев. До сих пор не было повода сомневаться, что Франция и впредь сумеет сохранить свою жизнеспособность и будет и далее интегрировать приезжее население.
/
И.С. Новоженова
Список литературы
1. Салмин А.М. Маргинализация и идеологические блуждания : Французский опыт //На изломах социальной структуры. - М., 1987. -С.236-296.
2. Accueil des étrangers en France. Donnees statistiques //Mode of access: http://www.social. gouv.fr/htm/pointsur/accueil/index_accueil.htm.
3. Acteurs de la politique d' immigration // Mode of access: http://www. ladocumenta-tionfrancaise.fr/dossier_polpublic/immigration/ acteurs/politerminist.shtml.
4. Bertossi Ch. Dilemme de la sitoyennete-integration / anti- discrimination en Europe: le cas francais // Mode of access: http://www.ulg.ac.be/ cedem/downloads/CBWP.PDF.
5. Charles G., Lahouri B. Les vrais chiffres de l'islam en France //Express. - P., 2003. - 4-10 dec., N 2735. - P 45-46.
6. Chirac J. Discours prononce par monsieur Jacques Chirac, president de la Republique, relatif au respect du principe de laicite dans la Republique. 17 dec. 2003 // Mode of access: http://www. c-l-i-c.com/article.php3?id_article=30.
7. Communautarisme: que dit la Constitution? // Mode of access: http://www.c-l-i-c.com/article. php3?id_article=14.
8. Dates-cles de l'immigration en France // Mode of access: http://perso.wanadoo.fr/felina/ doc/etrang/dates_immigration.htm.
9. Femmes et l'immigration en France // Mode of access: http://spartacist.org/FRENCH/fem-mes35.htm Les.
10. Fioramonti P. France, terre d'accueil // Mode of access: indice.htmlindice.html.
11. France plurielle... ou eclatee? //Nouvel observateur. - P., 2003. - 19-25 juin, N 1015. -P.6-13.
12. Heran F. Cinq idees recues sur l'immigration //Population et societes. - P, 2004. - N 397. -P. 1-4.
13. Histoire de l'immigration en France // Mode of access: http://grioo.com/info3.html.
14. Histoire de l'immigration en France // Mode of access: http://mapage.noos.fr/anti-capitalisme/histoireracismee.htm.
15. Islam dans la republique /Haut conseil a l'integration // Mode of access: http://pourin-fo.ouvaton.org/immigration/isletreurapphci.htm.
16. Kastoryano R. Multiculturalisme: une identite pour l'Europe? Vers la formation d'un nouveau modele de societe // Mode of access: http://membres.lycos.fr/ samiaouh/samiaoun/societe_pluralite1.htm.
17. Kriegel B. L'Intégration par les femmes // Express. - P., 2004. - 26 jan.-1fev., N 2743. -P.44-46.
18. Lebon A. Immigration et presence etrangere en France en 1999. Premiers enseignements du recensement // Mode of access: www.social. gouv.fr./htm/actu/rapleb99.htm.
19. Lebon A. Migrations et nationalite en France en 2000 // Mode of access: www.social. gouv.fr./htm/actu/rapleb00.htm.
20. Leonetti I.T. Editorial // Mode of access: http://www. unice.fr/urmis-solits/Docs/ Cahiers_6/cahiers_6.pdf.
21. Migrations dans le monde, en Europe et en France. Session 1997 http://www.ssf- fr.org/ archives/sessions/1997/synthese.php3.
22. Mots de l'immigration, de l'integration / Commission de terminologie et de neologie du domaine social // Mode of access: http:// www.ladocumentationfrancaise.fr/dossier_ polpublic/immigration/glossaire.shtml.
23. Noiriel G. Petite histoire de l'integration a la francaise //Monde diplomatique. - P., 2002. -Vol.49, N 574. - P.4-5.
24. Observatoire du communautarisme: dossier de presse // Mode of access: http:// www.communautarisme.net/biblio/OCpresse.pdf.
25. Peignard E. L'immigration en France en
2001 // Mode of access: http://www.info-france- usa.org/fr/aaz/pdf/immigration.pdf.
26. Pison G. La population de la France en
2002 //Recueil d'etudes sociales. - P., 2003. -P. 9-12.
27. Politique d'Immigration dans le contexte europeen // Mode of access: http://www.lado-cumentationfrancaise.fr/dossier_polpublic/ immigration/acteurs/polit_europ.shtml La.
28. Population immigree ou de nationalite etrangere depuis 1982 (en milliers) // Mode of access: http://www.ined.fr/population-en-chiffres/france/index.html.
29. Question des droits culturels, le comble de l'individualisme moderne // Mode of access: http:// www. revue- republicaine.org/DOScommunauta-rismedoc030903poizat.htm.
30. Reydellet M. Les etrangers en France et les conflits d'appartenance // Mode of access: http:// perso.wanadoo.fr/felina/doc/etrang/rey-dellet.htm.
31. Timera M. L'immigration africaine en France: regards des autres et repli sur soi // Mode of access: http: www.politique-africaine.com/ numeros/pdf/067041.pdf.
32. Toulemon L. La fecondite des immigrees: nouvelles donnees, nouvelle approche //Population et societes. - P., 2004. - N 400. - P. 1-4.
33. Touraine A. Pourrons-nous vivre ensemble? -P., 1997. - 540 p.
34. Touraine A. La separation de l'Etat et de la nation // Mode of access: http://www.unice.fr/ urmis- solits/Docs/Cahiers_7/cahiers_n7-toutaine.pdf.
35. Tribalat M. On a sorti d'un chapeau 5 millions de musulmans //Express. - P., 2003. -4-10 dec., N 2735. - P. 47-48.