ВНУТРИВУЗОВСКИЙ МОНИТОРИНГ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА
О. В. Катуржевская
Аннотация. В статье обосновывается возможность реализации внутривузовского мониторинга подготовки выпускников как средства управления качеством образовательного процесса вуза На основе опыта Армавирского государственного педагогического университета предложены принципы, структурные компоненты, технологические основы реализации мониторинга качества подготовки выпускников.
Ключевые слова: внутривузовский мониторинг, подготовка выпускников, управление качеством образовательного процесса.
Summary. The article examines the possibility of emplementing university graduates training inside monitoring as a means of university education quality management. Based on the experience of Armavir State Pedagogical University, the authors propose principles, structural components, technological base of implementing university graduates training quality monitoring.
Keywords: inside university monitoring, university graduates training, education quality management.
Обновление стратегии отечествен- ния мониторинга подготовки выпускного образования актуализирует ников в управлении качеством образо-проблему повышения качества подго- вательного процесса вуза. товки будущих специалистов. В «Стан- В отечественной педагогике смысл дартах и рекомендациях...» ENQA понятия «мониторинг» соотносится с отмечается, что «образовательные отслеживанием реального состояния учреждения должны иметь официаль- объекта. В конце ХХ в. современные ис-ные механизмы по утверждению, пе- следования обозначили диапазон «мо-риодическому оцениванию и монито- ниторинга», который мыслится широ-рингу реализуемых программ и при- ко и вбирает в себя богатую семантику. сваиваемых квалификаций» [1, с. 25]. Д. Ш. Матрос рассматривает мо-В этих динамичных условиях успеш- ниторинг как систему организации, ная работа любого вуза требует непре- сбора, хранения, обработки и распро-рывного совершенствования. странения информации о деятельно-В аспекте заявленной проблемы сти педагогической системы, обеспе-возникает необходимость осмысле- чивающей непрерывное слежение за
3 / 20Ю Преподаватель |_
15
16
ее состоянием и прогнозирование ее развития» [2, с. 21].
В. И. Звонников, М. Б. Челыш-кова в содержании данного понятия выделяют примерно те же признаки. Существенным дополнением является определение цели мониторинга: обеспечение общества и системы образования достоверной, достаточно полной и дифференцированной по уровням использования информацией о соответствии процессов и результатов образования нормативным требованиям, происходящих переменах и прогнозируемых тенденциях [3, с. 203].
По мнению С. Е. Шишова, В. А. Каль-нея [4], мониторинг представляет самостоятельную функцию управления. В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проверенных педагогических действий, при этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям.
Анализ современных определений «мониторинга» позволяет выделить его основные признаки: непрерывность, системность, систематичность, способность выявлять динамику изменений, специальную организацию, научную обоснованность, целостность [2-5].
Очевидно, что основное предназначение мониторинга заключается в получении полной и объективной информации о качестве подготовки выпускников и своевременном принятии адекватных управленческих решений. Поэтому сегодня важно прийти не столько к обособлению смысловых нюансов рассматриваемого понятия, сколько - к согласованной характеристике его основных черт, показать возможности практического использования.
В деятельности Армавирского государственного педагогического университета мониторинг представляет целенаправленное, регулярное отслеживание основных показателей качества.
Внутривузовский мониторинг подготовки выпускников базируется на следующих принципах:
• принципе комплексного подхода (реализация данного принципа обеспечивает интегральный характер оценки результирующей и процессуальной сторон качества);
• принципе обеспечения объективности и полноты информации (предусматривает сведение до минимума элемента субъективизма в оценке качества);
• принципе открытости доступа к информации (реализация данного принципа предусматривает возможность обращения субъектов образовательного процесса к полученной информации на различных этапах мониторинга);
• принципе развития и самоорганизации (позволяет последовательно совершенствовать систему мониторинговых исследований);
• принципе систематичности (способствует отслеживанию динамики качества образовательного процесса, регулярному выявлению проблем, работа над которыми потребует совместных усилий работников вуза и станет залогом выхода на новый, более качественный уровень управления).
Многогранность мониторинга позволяет обратиться к его характеристике как системы и как процесса.
Отметим, что понятие «система» имеет множество различных определений: совокупность (комплекс) элементов, вступающих во взаимодействие (Л. Бер-таланфи); совокупность элементов, между которыми имеются отношения объектов и их свойств (А. Холл и др.) [6].
ф
Мы разделяем мнение В. П. Симонова о том, что системный подход предполагает выделение структуры: объекты (субъекты) - части или компоненты; атрибуты (свойства составляющих ее объектов); отношения или взаимодействия (объединяют систему в целое); наличие уровней иерархии и иерархию уровней, свойства (качества, основные характеристики) систем: целостность (суммативность плюс взаимообусловленность); совместимость или несовместимость с другими системами; стабильность (устойчивость обратной связи); адаптацию (приспособление к окружающей среде, реакцию на окружающую среду и ее воздействие); обучение, способность к самосовершенствованию [7].
Как система,, мониторинг подготовки выпускников в нашем исследовании представляет собой совокупность признаков: цель, субъекты и объекты, критерии и показатели оценки, контрольные мероприятия.
Целью мониторинга является получение разносторонней объективной информации о процессе подготовки будущих выпускников к осуществлению профессиональной деятельности, позволяющей не только адекватно осуществить его анализ и оценку, но и принять соответствующие управленческие решения, наметить конкретные мероприятия по коррекции образовательного процесса.
Субъекты - абитуриенты, студенты, их родители, профессорско-преподавательский состав, руководство вуза, работодатели (руководители учебных заведений, для которых осуществляется подготовка будущих выпускников). Их мнение особенно важно при оценке качества высшего образования. Объект мониторинга в нашем исследовании -образовательный процесс в вузе.
Анализ научной литературы и практической деятельности российских вузов показывает отсутствие единой, научно обоснованной системы критериев и показателей качества образования, ориентированной на потребности личности, учреждений, в которых приходится работать выпускникам вузов, государства и общества в целом.
Разработка критериев, как правило, базируется на результативности обучения, то есть в конечном итоге на соответствии стандартам. Другие исследователи (Г. А. Бордовский, А. А. Нестеров, Е. И. Сахарчук, С. Ю. Трапи-цын и др.) выделяют результирующие и процессуальные критерии качества, поскольку высокое качество процесса закономерно приводит к высокому качеству результата, а изменение требований к качеству результата в свою очередь обуславливает необходимость адекватных изменений в требованиях к качеству процесса [8].
В этой связи мы также учитываем критерии, охватывающие в единстве как качество результата, так и качество процесса. Критерии качества результата образовательного процесса позволяют определять уровень подготовленности выпускников, а критерии качества процесса - осуществлять координацию деятельности всех субъектов образовательного процесса по реализации целенаправленных воздействий на процесс.
Мы посчитали необходимым выделить не только основные критерии, но и разработать комплекс оптимальных показателей каждого из них, чтобы обеспечить целостность и всесторонность оценки качества образовательного процесса.
Критериальный комплекс включает в себя два блока, конкретизированные в важнейших показателях.
17
3 / 2010
Преподаватель
18
1. Критерий качества результата.
Мы придерживаемся точки зрения, что качество результата образовательного процесса определяется степенью сформированности профессиональной компетентности, которую целесообразно рассматривать как интегральную характеристику профессиональных и личностных качеств будущего выпускника. Тогда идентификаторами компетентности выступают учебные достижения и личностные качества студентов (интерес к учебной деятельности, способность к самоорганизации, способность работать в команде и др.) Каждый критерий мы будем рассматривать через системные показатели.
1.1. Учебные достижения студентов
Показатели: результаты обучения в
период промежуточной аттестации, сессий, остаточных знаний студентов, государственных экзаменов, а также победы в конкурсах, олимпиадах.
1.2. Личностное развитие студентов
Показатели:
• психическое развитие (уровень интеллекта, умственная работоспособность, особенности культуры мышления, познавательных процессов и др.);
• социально-культурное развитие (готовность к восприятию учебного материала, решению различного рода задач, социальная адаптированность, ценностно-смысловые ориентации, воспитанность, культура общения и др.);
• социально-психологическое развитие (умение и желание постоянно самосовершенствоваться, готовность к продолжению образования, способность к сотрудничеству, критике и самокритике, владение культурой мышления, способность демонстрировать высокую мотивацию к работе, уровень самосознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения и др.).
2. Критерий качества функционирования образовательного процесса.
2.1. Целевое обеспечение (соответствие целей подготовки выпускников государственной образовательной политике; определение политики, целей и задач вуза, фиксация принципиальных отличий целей процесса подготовки студентов и др.).
2.2. Содержательное обеспечение основного и дополнительного образования (соблюдение требований государственных образовательных стандартов, а также качество рабочих учебных планов, образовательных программ и др.).
2.3. Технологическое обеспечение (использование в процессе обучения современных технологий при проведении аудиторных и внеаудиторных занятий, в том числе компьютерных, технологий контроля процесса обучения, проектирования развития вуза и др.).
2.4. Ресурсное обеспечение:
• кадровое (укомплектованность штатами, квалифицированность кадров, качество преподавания, заинтересованность преподавателей в глубоких знаниях студентов и др.);
• информационное (использование компьютеров в учебном процессе, доступ в сеть Интернет и др.);
• учебно-методическое (оснащенность учебно-методическими материалами: учебными пособиями, программами и др.);
• организационное обеспечение (оптимальность расписания учебных занятий, эффективность работы кабинетов, библиотеки; регулярность проведения консультаций, индивидуальных занятий и др.).
В ходе проведения мониторинговых исследований мы выделили основные подходы к оценке: субъективный и объективный.
В русле объективного подхода мониторинг осуществляется на основе успешности (результативности) способа выполнения деятельности. К объективному подходу к оценке качества образовательного процесса мы отнесли хорошо зарекомендовавшие себя средства оценивания результатов обучения: тестирование, портфолио, рейтинговую систему учебных достижений студентов. Тестирование как вид контроля классифицируется по нескольким основаниям: по виду контроля (входной, текущий, рубежный, итоговый), по способу предъявления (бланковое, компьютерное), по содержанию (гомогенные, гетерогенные). Проверка остаточных знаний осуществляется на основе независимого Федерального экзамена в сфере профессионального образования, проводимого Росаккреда-гентством. Личностные качества определяются при помощи тестов личности, способностей и др.
Наряду с современными используются традиционные средства оценивания результатов обучения: экзамен, зачет, устные, письменные опросы, коллоквиумы.
При субъективном подходе мониторинг осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе при помощи анкетирования, фокус-группового или личного интервью. Организовано регулярное изучение мнения студентов, преподавателей, руководителей учебных заведений о качестве подготовки выпускников. В вузе создана творческая группа студентов, которая помогает сбору информации, ее обработке.
Мониторинг подготовки выпускников осуществляется на различных уровнях управления: ректората, факультетов, кафедр, преподавателей, студентов. Уровни мониторинга могут
варьироваться в зависимости от конкретных целей мониторинга.
Как процесс, мониторинг представляет собой определенные этапы, последовательно сменяющие друг друга.
При осуществлении мониторинга мы выделяем три этапа.
На первом (нормативном) этапе определяется цель, задачи и объекты мониторинга, осуществляется выбор критериев и методов мониторинга, периодичность сбора информации, интерпретации результатов.
На втором (аналитико-диагностиче-ском) этапе осуществляется сбор информации, рассмотрение его отдельных сторон, свойств, составных частей, затем количественная и качественная обработка полученных результатов, систематизация полученных данных, анализ.
На данном этапе мы используем современный, но хорошо зарекомендовавший себя SWOT-анализ, предполагающий выделение сильных, слабых сторон, возможностей, препятствий к осуществлению запланированного. Приведем пример SWOT-анализа «Тестовый контроль учебных достижений студентов».
Сильные стороны:
• регулярно осуществляется тестовый контроль учебных достижений студентов с обсуждением на Ученых Советах университета, факультетов;
• имеется система взаимодействия Отдела контроля качества со структурными подразделениями университета;
• используется SWOT-анализ для своевременного выявления проблем и корректировки хода учебного процесса;
• систематически освещаются информационные материалы по проблемам тестового контроля в внутриву-зовских сборниках, журналах, сети Интранет.
19
3 / 2010
Преподаватель XXI
20
Слабые стороны:
• не все кафедры осуществляют корректировку учебно-методических комплексов с учетом анализа содержания тестов и структуры аттестационных измерительных материалов Интернет-экзамена;
• преобладают низкие результаты учебных достижений студентов по дисциплинам кафедр права и политологии и экономики.
Возможности:
• осуществлять более глубокий анализ причин полученных результатов учебных достижений студентов на заседаниях кафедр;
• выполнять корректировку учебных программ с учетом анализа содержания тестов и структуры аттестационных педагогических измерительных материалов Интернет-экзамена в сфере профессионального образования;
• организовать проведение серии учебных семинаров для преподавателей по технологии создания надежных, валидных тестов и оценке их качества;
• создать банк тестов по дисциплинам циклов ГСЭ, ЕН, ОПД, ДПП;
• осуществить участие университета и его филиалов в очередном этапе Интернет-экзамена.
Препятствия:
• трудности адаптации преподавателей к тестовому контролю.
Данный этап завершается разработкой заключения, которое может содержать информацию для управляющей и управляемой подсистем. Следующим шагом может быть дифференциация информации внутри этих двух групп. Принимая в качестве управляемой подсистемы Ученый Совет вуза, ректорат, Совет по качеству, учебно-методическое управление, отдел контроля качества вуза и т.д., воз-
можно формулирование диагноза для каждого субъекта образовательного процесса. Аналогичная работа может быть выполнена для управляемой подсистемы (деканаты, кафедры, Центр довузовской подготовки, учреждения, в которых проходят практику студенты, служба маркетинга и др.).
На третьем (итоговом) этапе осуществляется представление результатов, которые включают оценку качества подготовки выпускников, выводы и предложения по совершенствованию образовательного процесса в вузе и принятию соответствующих управленческих решений.
На основании полученных данных готовится заключение о предстоящих решениях и соответствующих мероприятиях на различных уровнях управления, их влиянии на повышение качества подготовки студентов. Например, это могут быть решения о более глубоком изучении рынка труда: выявление востребованности тех или иных специальностей, возможностей последующего трудоустройства выпускников, организация опросов работодателей о качестве профессиональной подготовки молодых специалистов, учет их пожеланий, возможно внесение коррективов в учебные планы (введение спецкурсов с учетом предложений и т.д.).
Результаты мониторинговых исследований рассматриваются на Ученых Советах факультетов, заседаниях кафедр и обобщаются для рассмотрения на Ученом Совете вуза, Совете по качеству.
Анализ теоретических исследований и собственной практической деятельности позволяет выделить основные функции мониторинга:
• аналитическую, предполагающую на основе постоянного отслеживания, наблюдения за состоянием
ф
объекта осуществлять анализ его состояния, который включает измерение и сопоставление реальных результатов с заданными целями, стандартами, эталонами и нормами;
• диагностическую, позволяющую получить целостную информацию о состоянии объекта мониторинга;
• прогностическую, заключающуюся в обоснованных предположениях о возможных изменениях в состоянии объекта;
• организационно-управленческую, предполагающую контроль за состоянием объекта мониторинга и подготовку рекомендаций для принятия коррекционно-предупреждающих управленческих решений.
В нашем исследовании первоочередной задачей явилось превращение мониторинга в средство управления качеством подготовки выпускников, а не просто использование его в качестве инструмента оценки.
Анализ нашей практической деятельности показывает, что это становится возможным при целенаправленном, последовательном и согласованном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса как по вертикали, так и по горизонтали.
Представленный критериальный комплекс мониторинга подготовки выпускников позволяет получить объективную информацию, что способствует полноте ее анализа, прогностичности.
Мониторинг подготовки выпускников, с одной стороны, позволяют соотнести реальное положение дел с тем, что было запланировано, а с другой стороны, способствует планированию мероприятий по совершенствованию организации и осуществления образовательного процесса в процессе анализа, разработки маркетинговых и дру-
3 / 2010-
гих стратегических направлений образовательного учреждения. Таким образом, внутривузовский мониторинг подготовки выпускников можно рассматривать как средство управления качеством образовательного процесса.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве. - Йошкар-Ола: Аккредитация в образовании, 2008.
2. Матрос Д. Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. Изд. 2-е, испр. и доп. -М.: Педагогическое общество России, 2001.
3. Звонников В. И., Челышкова М. Б. Современные средства оценивания результатов обучения: учебное пособие для студ. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
4. Шишов С. Е., Кальней В. А. Концептуальные проблемы мониторинга качества общего образования. - М.: Издательство НЦСиМО, 2008.
5. Трубина И. И. Системный мониторинг 21 качества образования как информационная основа управления общеобразовательным учреждением: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2006.
6. Берталанфи Л. Общая теория систем. Обзор проблем и результатов. - М., 1969.
7. Симонов В. П. Педагогический менеджмент. 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом: учеб. пособие. - М., 1997.
8. Бордовский Г. А., Нестеров А. А., Трапи-цын С. Ю. Управление качеством образовательного процесса: монография. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. ■
Преподаватель