Научная статья на тему 'Проведение мониторинга качества языковой подготовки студентов технического вуза'

Проведение мониторинга качества языковой подготовки студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
468
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кабрышева Оксана Павловна, Качалов Николай Александрович

В статье ставится актуальная для современных вузов проблема своевременного сбора информации о результатах обучения студентов иностранным языкам как одного из важнейших компонентов мониторинга качества образования. В качестве решения проблемы предлагается организация регулярного сквозного тестирования студентов с применением единого инструментария. Описывается опыт проведения мониторинга в Томском политехническом университете

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кабрышева Оксана Павловна, Качалов Николай Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper states the issue of collecting information about the students achievements in foreign languages, which is part of the quality monitoring system in education, as a problem of importance for higher educational institutions in Russia. As a way to solve the problem it is suggested that regular testing should be conducted with uniform test instrument elaborated for all the students of the same year within a given institution. Тhe brief description of monitoring system at Tomsk Polytechnic University is given as an example of solving the problem

Текст научной работы на тему «Проведение мониторинга качества языковой подготовки студентов технического вуза»

Литература

1. Загвязинский В. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования // Alma mater. Вестник высшей школы. 2004. № 9.

2. Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. М., 2000.

3. Меерович М.И., Глазунова М.А., Шрагина Л.И. ТРИЗ-педагогика и учитель будущего // Постметодика (Полтава). 2000. № 5.

4. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск, 1986.

5. Меерович М.И. Структура интегрированного обучения на основе ТРИЗ // Научно-практическая конференция по ТРИЗ. Петрозаводск, 1999.

6. Волынкина Н.В. Развитие творческих способностей учащейся молодежи. Воронеж, 2003.

7. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. Минск, М., 2000.

УДК 378

О.П. Кабрышева, Н.А. Качалов

ПРОВЕДЕНИЕ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Томский политехнический университет

Изучение иностранного языка является важным компонентом профессиональной подготовки специалиста любого профиля, поэтому наиболее востребованными в современных условиях глобализации рынка интеллектуального труда и услуг становятся выпускники вуза, активно владеющие иностранным языком. Новые информационные технологии позволяют специалистам со знанием иностранного языка быть в курсе новейших научно-технических достижений мирового уровня и уметь применять приобретенные знания, умения и навыки в будущей профессиональной деятельности. Изучение иностранного языка способствует формированию культуры общения и служит важным средством организации взаимопонимания и взаимодействия людей в повседневной и профессиональной сферах жизнедеятельности. Претерпели изменения личные мотивы и потребности студентов неязыковых специальностей: сегодня студенты осознают необходимость владения иностранным языком как перспективу получения образования за рубежом, как одно из условий деловой карьеры, как возможность повышения общекультурного уровня и др.

Овладение английским языком студентами технических вузов происходит постепенно, согласно учебным программам за первый и второй курсы обучающиеся приобретают базовый уровень владения иностранным языком. Другими словами, они овладевают основами грамматики, базовым лексическим минимумом, что обеспечивает возможность «выживания» в стране изучаемого языка в ограниченном количестве бытовых ситуаций, если предположить, что студенты окажутся в стране изучае-

мого языка после окончания второго курса. За вышеназванный период обучения студенты должны обогатить свой словарный запас приблизительно на 4 500 лексических единиц, развить речевые навыки и коммуникативные умения во всех видах речевой деятельности в наиболее распространенных стандартных ситуациях социально-бытовых сфер общения.

В 1998 г. в Томском политехническом университете были пересмотрены требования к учебной дисциплине «Иностранный язык», в частности, усилена роль гуманитарной составляющей профессиональной подготовки и принята к реализации Комплексная программа совершенствования языковой подготовки, цель которой - вхождение вуза в международное образовательное пространство, повышение востребованности выпускников на современном рынке труда. Обучение осуществляется на основе многоуровневого подхода к овладению иностранным языком с ориентацией на международные стандарты владения иностранным языком.

Итак, целью обучения иностранному языку на I-II курсах является формирование базового уровня владения иностранным языком в учебно-трудовой, социально-бытовой, социокультурной, общественно-политической сферах общения, формирование элементарной социокультурной (знакомство с культурой стран изучаемого языка и мирового сообщества, повышение общей культуры и кругозора студентов), лингвистической (приобретение системы сведений об изучаемом языке и умение применять ее на практике), речевой (владение способами формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими спосо-

бами в процессе восприятия и порождения речи) и объединяющих их коммуникативной компетенции.

Спецификой обучения английскому языку в ТПУ на I—II курсах является то, что обучение английскому языку происходит в режиме многоуров-невости, применимо к английскому языку это означает, что на первом курсе студенты делятся на 2 или 3 потока в зависимости от уровня владения английским языком после окончания школы или других учебных учреждений довузовской подготовки (elementary or beginners, pre-intermediate, intermediate level). По окончании второго курса уровень студентов, владеющих английским языком как средством межкультурной коммуникации, соответствует до-пороговому (Waystage) для студентов групп elementary or beginners и пороговому (Threshold) для студентов групп рге-intermediate or intermediate level согласно шестиуровневой шкале Совета Европы. Необходимо также отметить, что Россия, ставшая членом Совета Европы, присоединяется к установленным этой международной организацией положениям, относящимся к обучению иностранным языкам. Студенты должны иметь такой уровень сформированности коммуникативной компетенции, который позволил бы им сдавать экзамены на получение международных сертификатов PET и FCE. Именно этот двухгодичный курс подготовки по английскому языку в ТПУ определяет дальнейший процесс обучения и следующие этапы подготовки будущих специалистов уже на старших курсах обучения.

Приоритетной целью обучения иностранному языку на младших курсах в рамках разработанной программы является горизонтальное приращение знаний, навыков и умений. В таблице показано соотнесение уровней владения иностранным языком в динамике, то есть с момента поступления в ТПУ обучение иностранному языку в первом, втором, третьем и четвертом семестрах, а также соответствие традиционной пятибалльной оценки общеевропейской шкале уровней владения иностранным языком [7, с. 7].

Курс Семестр Кол-во часов (аудитор.) Оценка

неуд. уд. хор. отл.

1 1 85 A1 B1.1 B2.1

2 85 A2 B1.2 B2.1

2 3 102 A1 A2.1 B1.2 B2.2

4 102 A1 A2.2 B1.2 B2.2

Уровень выживания - Breakthrough (А1), допороговый уровень - Waystage (А2), пороговый уровень - Threshold (В1), пороговый продвинутый уровень - Vantage (В2).

Как уже указывалось выше, спецификой обучения иностранным языкам в ТПУ является ориента-

ция на контроль уровня владения иностранными языками в соответствии с принятыми международными стандартами. Прежде всего, за основу берутся документы Европейского совета в области языковой политики, Ассоциации языковых экзаменаторов в Европе (Association of Language Testers in Europe, ALTE), Британского совета, Синдиката местных экзаменов Кембриджского университета (University of Cambridge Local Examinations Syndicate, UCLES) и другие. В работе Совета Европы описывается 6 общеевропейских уровней практического владения иностранным языком, именно на эти уровни ориентируются в ТПУ в процессе обучения английскому языку и контроля уровня владения им. Все обучение английскому языку по данной программе предполагает сертифицирование уровня владения английским языком. За основу берется сертификационная система Синдиката местных экзаменов Кембриджского университета (UCLES). Благодаря усилиям Совета Европы сложилась единая система оценки знаний в области иностранных языков. В качестве контроля уровня владения английским языком используются различные тесты в соответствии с уровнем подготовки тестируемых.

Начальный (элементарный) уровень: может понимать и использовать повседневные выражения и базовые фразы, нацеленные на удовлетворение потребностей конкретного типа. Может представить себя и других, может задать вопросы и ответить на вопросы, касающиеся его личной жизни, такие как: где он живет, люди, которых он знает, вещи, которые он имеет. Может общаться в ситуации, когда человек, с которым он вступает в контакт, говорит медленно и ясно и всегда готов помочь. Может понимать часто используемые предложения, связанные с областями, наиболее близкими ему.

Базовый (пороговый) уровень: может понимать главные моменты, относящиеся к его повседневной жизни. Может выжить в большинстве ситуаций, которые могут возникнуть во время путешествия по стране изучаемого языка. Может продуцировать простой связный текст на темы, которые ему знакомы или связаны с его личным интересом. Может описывать свой опыт, события, мечты, надежды и амбиции, кратко аргументировать причины и давать объяснения своим мнениям и планам.

Продвинутый средний (независимый пользователь) уровень: может понимать главные идеи сложного текста на конкретные и абстрактные темы, включая и дискуссии, касающиеся его специальности. Может регулярно и без особых усилий взаимодействовать с носителями языка с высокой степенью свободы и спонтанности. Может детально продуцировать аутентичные тексты широкого спек-

тра и выражать свою точку зрения на тему текста, показывая преимущества и недостатки разных его сторон.

Продвинутый высокий (компетентный пользователь) уровень: может реализовывать на языке широкий спектр потребностей, постигать скрытый смысл текстов большого объема (подтекст). Может выразить себя свободно и спонтанно, без слишком очевидного поиска средств выражения. Может использовать язык гибко и эффективно для достижения социальных, академических и профессиональных целей. Может продуцировать аутентичный, хорошо структурированный детальный текст о сложных субъектах (предметах), демонстрируя свою способность контролировать использование текстовых средств связи.

Профессиональный (хороший пользователь) уровень: может свободно понимать все, что услышано или прочитано. Может суммировать информацию из различных устных и письменных источников, реконструировать аргументы и продуцировать их в связной форме. Может выражать свои мысли спонтанно, совершенно свободно и точно, оперируя тонкими оттенками смыслов даже в трудных ситуациях.

Во всем мире каждый год эти экзамены сдают более 400 000 человек. Это самые популярные экзамены, которые признаются различными учебными заведениями многих стран, а также учитываются при приеме на работу. Из них самый популярный -это FCE. Именно это обстоятельство и обусловливает факт наличия и успешного использования этих тестов на экзаменах по английскому языку в ТПУ, так как они являются частью учебной программы по английскому языку и сдаются всеми студентами, которые изучают английский язык. При проведении контроля для базового курса английского языка используются тесты в формате сертификатов PET и FCE.

Наряду с тем, что для вуза интересна и значима независимая оценка в форме лицензии и государственной аккредитации, возникает, во-первых, острая необходимость в способности самостоятельно и объективно оценивать качество образования, предоставляемого учебным заведением, а во-вторых, управлять изменением этого качества в лучшую сторону. Реализацию Комплексной программы совершенствования языковой подготовки в ТПУ обеспечивают несколько языковых кафедр, в штате которых находится большое количество преподавателей иностранного языка, при этом отсутствуют единые средства проверки и оценки результатов обучения. Как следствие, оценки, выставляемые преподавателями при текущем и итоговом контроле, оказываются несопоставимыми между собой. Это затрудняет сравнительный анализ работы ка-

федр и преподавателей, не позволяет своевременно выявлять как положительный опыт, так и отдельные недостатки.

Таким образом, возникла острая необходимость в создании эффективных механизмов для преодоления информационной недостаточности при принятии управленческих решений. В качестве такого механизма выступает мониторинг качества образовательных достижений обучающихся, который представляет собой организованное, непрерывное изучение информации об образовательных достижениях, выявление отклонений от заданных стандартом требований к качеству образования критериев, разработку коррекционно-упреждающих рекомендаций по минимизации отклонений и повышению качества образования.

Основной целью мониторинга являются сбор, обработка и предоставление объективной информации об образовательных достижениях обучающихся для управления качеством образования.

Мониторинг качества образовательных достижений обучающихся состоит из взаимосвязанных процессов:

- создание и совершенствование системы сопоставимых критериев, методик и технологий оценки образовательных достижений обучающихся;

- планирование, организация и проведение мероприятий по контролю образовательных достижений обучающихся;

- сбор, обработка и анализ полученной информации с целью выявления причин, влияющих на качество образовательных достижений обучающихся;

- разработка предложений по устранению причин, снижающих качество образовательных достижений обучающихся и повышению качества образования.

Одним из важнейших компонентов системы мониторинга качества является регулярный сбор информации о результатах обучения с помощью средств, единых по форме и содержанию для всех студентов. В качестве таких средств выступают стандартизированные лингводидактические тесты. Под лингводидактическим тестом понимается подготовленный в соответствии с определенными требованиями комплекс заданий, прошедший предварительное опробование с целью определения его «показателей качества и позволяющий выявить у тестируемых степень их языковой (лингвистической) и/или речевой (коммуникативной) компетенции и результаты которого поддаются определенной оценке по заранее установленным критериям» [5, с. 8]. Тесты по иностранным языкам для студентов 1-11 курсов разрабатываются с учетом:

- ГОС ВПО по дисциплине «Иностранный язык» второго поколения;

- Комплексной программы совершенствования языковой подготовки в университете на период 1998-2005 гг.;

- рабочих программ кафедр Института языковой коммуникации по английскому, немецкому, французскому языкам.

Содержание теста варьируется в зависимости от уровня обучения и состоит из 4 частей: аудирование, чтение, грамматика и письмо (учебная письменная речь).

Во время обучения на 1-11 курсах студенты проходят пять процедур тестирования. Перед началом обучения студенты выполняют входное тестирование, которое является первой ступенью в системе контроля качества языковой подготовки студентов I и II курсов. Результаты входного тестирования представляют собой исходные данные для последующего определения прироста знаний, формирования умений и развития навыков в процессе обучения иностранным языкам.

Целью тестирования в конце 1-го, 2-го и 3-го семестров является определение соответствия уровня развития умений аудирования, чтения и степень сформированности языковых навыков требованиям, изложенным в нормативных документах. Полученные результаты позволяют выявить индивидуальные пробелы в знаниях студентов и возможные недочеты для последующей коррекции, сравнить успешность обучения группы, потока (по направлению подготовки или специальности), кафедры, факультета (института), группы факультетов с целью оценки деятельности преподавателей или кафедры, усовершенствования образовательного процесса, оценки качества обучения и определения тенденций развития.

Тестирование в конце 4-го семестра является итоговым и представляет собой Комплексный тест достижений, направленный на определение образовательных достижений обучающихся для целей аттестации (подтверждения получения определенного уровня владения иностранным языком, соотнесения его с требованиями, изложенными в нормативных документах).

Результаты каждого из тестирований проходят статистическую обработку, анализируются и предоставляются на кафедры Института языковой коммуникации в виде ведомости результатов (для студентов и преподавателей), которые содержат информацию, необходимую для своевременного проведения корректирующих мероприятий:

- уровень обучения;

- ФИО студента, факультет, № подгруппы, ФИО преподавателя;

- балл по каждому из проверяемых умений во всех разделах теста;

- балл и % выполнения каждого раздела теста;

- балл и % выполнения всех заданий теста;

- оценка по четырехбалльной шкале;

- рейтинговый балл в соответствии с рейтинговой системой ТПУ.

В учебное управление и дирекцию Института языковой коммуникации результаты тестирования предоставляются в виде информационно-аналитических записок, в которых подробно рассматриваются показатели успешности обучения:

- объем и уровень усвоения знаний, умений и навыков, который определяется по результатам оценивания фактических предметных знаний, умений и навыков обучающегося;

- динамика прироста знаний, умений и навыков (ЗУН), которая характеризуется численными значениями показателей прироста ЗУН обучающегося по каждому разделу содержания учебной дисциплины, определяемых как отношение результатов оценивания знаний, умений и навыков к минимально допустимому уровню ЗУН в соответствии с требованиями ГОС и типовой программы - индикатор прироста достижений. Данные используются для оценки работы преподавателя и кафедры;

- абсолютная успеваемость и качественная успеваемость. Абсолютная успеваемость и качество обучения, показываемые обучаемыми, учебными группами направлений подготовки и специальностей по отдельной или нескольким учебным дисциплинам, определяются по результатам рубежного и итогового контроля в общепринятой трехуровневой системе оценивания. Абсолютная успеваемость означает долю (в процентах) суммы оценок «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично» к общему числу оценок в группе, на специальности, факультете, группе факультетов и по университету. Качественная успеваемость характеризуется процентным отношением суммы оценок «хорошо» и «отлично» к общему числу оценок в группе, на специальности, факультете, группе факультетов и по университету;

- соответствие требованиям международных экзаменов (по результатам итогового тестирования в конце второго года обучения).

На наш взгляд, в Томском политехническом университете разработаны адекватные организационные, управленческие и методические принципы мониторинга образовательных достижений студентов, что в той или иной степени помогает решить задачу качественной подготовки по иностранному языку в университете.

Поступила в редакцию 14.11.2006

Литература

1.

2.

3.

4.

5.

6.

9.

10. 11.

Alderson J.C., Clapham C., Wall D. Language Test Construction and Evaluation. New York, 1999.

Bachman L.F., Palmer A. Language Testing in Practice: Designing and Developing Useful Language Tests. Oxford, 1997.

Common European Framework of Reference for Languages: Learning, teaching, assessment. Cambridge, 2001.

Дударева Н.А. Переводчик в сфере профессиональной коммуникации и тотальное управление качеством. М., 2003.

Коккота В.А. Лингводидактическое тестирование. М., 1989.

Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб., 2001.

Комплексная программа совершенствования языковой подготовки в университете на период 1998-2005 гг. Томск, 1998.

Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М., 2000.

Мартыненко М.В. Внутривузовский мониторинг как средство управления качеством образования. Ставрополь, 2003.

Менеджмент качества в вузе. Томск, 2004.

Переверзев В.Ю. Критериально-ориентированное педагогическое тестирование. М., 2003.

12. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. М., 2002.

УДК 378

Н.В. Скачкова

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Томский государственный педагогический университет

Переход средней общеобразовательной школы на профильное обучение диктует и необходимость опережающего развития профессионального образования. Это связано с актуализацией содержания и повышением качества профессиональной подготовки на всех уровнях образования, с ориентацией ее на международные стандарты качества, интенсификацией деятельности по укрупнению, интеграции профессий, с решительным поворотом учреждений начального и среднего образования к потребностям местного рынка труда. Успешная реализация профессиональных образовательных программ связана с вертикальной мобильностью учащихся и преемственностью школьного и высшего образования.

Учитель профильной школы обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать: вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий); практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектноисследовательских и коммуникативных методов). Учитель несет ответственность за завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соот-

ветствующей сфере профессионального образования [1, с. 34-41].

Требования, предъявляемые к педагогу в условиях перехода к профильному обучению, обусловливают необходимость совершенствования содержания образования в педагогическом вузе. Основными направлениями совершенствования профессионально-педагогического образования будущего педагога для реализации задач профильного обучения являются: углубление и расширение фундаментальной подготовки по учебному предмету; углубление и расширение фундаментальной психологопедагогической и методической подготовки; расширение представлений о спектре элективных курсов; модернизация содержания и форм проведения педагогической практики; модернизация содержания и форм организации учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы; обновление тематики курсовых и выпускных квалификационных работ; изменение процесса обучения студента в педагогическом вузе.

Углубление и расширение фундаментальной подготовки по учебному предмету, по нашему мнению, подразумевает не только глубокое знание предметной области, но и формирование у студентов способности экстраполировать это знание на различные виды деятельности. Для этого содержание профессиональной подготовки студентов должно удовлетворять определенным требованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.