Доступ: http://www.russ.ru/pole/Protiv-voinstvuyuschego-ateizma (проверено: 20.04.2012).
9. Esposito J.L. Retreat from the Secular Path. - Turkish Islam and the Secular State: The Gulen Movement (ed. by M.H. Yavuz, J.L. Esposito). - N.Y. Seracuse University Press, 2003. - P. XIII-XXXIII.
10. Rinaldo R. Women and Piety Movements. - The New Blackwell Companion to the Sociology of Religion (ed. by B.S. Turner). Ch. 26. - N.Y.: Wiley-Blackwell, 2010.
«Власть», М., 2014 г., № 9, с. 162-167.
Е. Ионова,
кандидат исторических наук (ИМЭМО РАН) ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В УЗБЕКИСТАНЕ
В силу ряда факторов в Узбекистане политическая обстановка становится более напряженной. Она характеризуется, в частности, усилением внутриполитической и межклановой борьбы в преддверии парламентских и президентских выборов, а также активизацией сепаратистских настроений в автономной республике Каракалпакстан. Кроме того, перед Ташкентом стоит сложный выбор внешнеполитических приоритетов ввиду растущего противостояния его главных партнеров на международной арене - России и США.
Несмотря на то что после распада СССР в республике остался значительный производственный потенциал, ее руководству не удается преодолеть серьезные экономические проблемы. Из-за нехватки ресурсов правительство не может восстановить многие хозяйственные предприятия, разрушенные за последние десятилетия. В то же время иностранные компании с большой осторожностью относятся к инвестированию в узбекскую экономику, в том числе -ввиду несовершенства банковской и финансовой систем республики. В результате, обладая значительным человеческим потенциалом, экономика Узбекистана не в состоянии обеспечить занятостью значительную массу трудового населения. Отсюда - низкий уровень жизни подавляющей части населения и высокий уровень трудовой миграции, основным направлением которой является Россия. Согласно данным Всемирного банка за 2013 г., Узбекистан занял 126-е место среди 190 стран по уровню ВВП в расчете на душу населения1. Самым бедным регионом страны является авто-
1 http://uzbekistan.polpred.com/?ns=4
номная республика Каракалпакстан, с 1936 г. входящая в состав Узбекистана .
Республика, которая занимает треть территории Узбекистана, имеет население в 1,5 млн человек (общая численность населения Узбекистана - 29 млн человек). При этом более 85% площади Каракалпакии - это пустыня, в том числе Аралкум, которая образовалась на дне высохшего Аральского моря. В автономии, практически целиком расположенной в зоне экологической катастрофы, уровень жизни населения значительно ниже, чем в целом по Узбекистану, а социальные проблемы отличаются особой остротой. Здесь постоянно ощущается нехватка воды, во многих районах вообще отсутствуют водоснабжение, газ и электричество.
В начале июня текущего года в Интернете появилось обращение малоизвестного политического движения «Алга Каракалпакстан» («Вперед, Каракалпакстан»), выступающего за выход Каракалпакской автономной республики из Узбекистана. В обращении нового движения, отстаивающего независимость Каракал-пакстана и впервые заявившего о себе в марте текущего года, указывается на многочисленные нарушения прав человека, совершаемые правящим режимом Узбекистана. В обращении не исключается присоединение к России, которая названа «гарантом стабильности и суверенитета» (следует отметить, что республика не имеет общей границы с РФ).
Как представляется, в условиях нарастания российско-украинского кризиса педалирование вопроса о присоединении автономии к России может серьезно ухудшить отношения Москвы и Ташкента. В связи с этим нельзя полностью исключить вероятность того, что акция в определенной степени носит провокацион-
1 До этого в разные годы Каракалпакия входила в состав Киргизской ССР, Казахской ССР, а также РСФСР. В декабре 1990 г. на сессии Верховного совета республики была подписана Декларация о государственном суверенитете, предполагавшая полную независимость на основе общереспубликанского референдума. Однако уже в 1993 г. И. Каримову удалось уговорить местную политическую элиту, среди которой были сторонники присоединения к Казахстану и сближения с РФ, подписать межгосударственный договор сроком на 20 лет о вхождении Каракалпакии в состав Узбекистана. В документе оговаривалось право выхода автономной республики из юрисдикции Ташкента через проведение референдума. В настоящее время треть населения автономии составляют собственно каракалпаки (народ, родственный казахам), треть - узбеки, треть - другие народности (казахи, русские, украинцы, корейцы). - http://lenta.ru/articles/2014/06/10/karakal-рак81ап
ный характер. В Ташкенте с недоверием восприняли сам факт появления нового движения, расценив информацию об этом как попытку внешних сил дестабилизировать ситуацию в Узбекистане. Комментируя ситуацию, официальный сайт узбекских спецслужб ЦгМетопот подчеркивал, что «традиционные носители демократии любят развивать ее там, где сосредоточены солидные залежи нефти и газа (на плато Устюрт, находящемся на территории Каракалпакии, есть и то и другое)»1.
Большинство экспертов не склонны считать сколько-нибудь реальной угрозу сепаратизма в Каракалпакстане, тем более что будущее автономии во многом связано с разработкой нефтегазовых месторождений, что может существенно улучшить ее экономическое положение. Тем не менее они не исключают, что после смены власти в Ташкенте может произойти активизация борьбы за отделение автономии.
Одним из факторов, дестабилизирующих внутриполитическую ситуацию в Узбекистане, стал коррупционный скандал с участием членов семьи президента, а именно его старшей дочери Гульнары. В последние годы под ее контролем и контролем близких ей людей оказались прибыльные отрасли узбекской экономики, доходы от которых были обналичены и вывезены за рубеж по «черным» и «серым» схемам, в которых участвовали также иностранные компании. В результате, по данным Совета национальной безопасности (СНБ) РУ, узбекская экономика понесла ущерб в размере около 2 млрд долл.
После того как в 2013 г. в Швейцарии, Франции и Швеции были открыты следственные дела по отмыванию Г. Каримовой коррупционных денег, СНБ РУ под руководством И. Иноятова инициировал арест бизнеса и счетов Г. Каримовой. Была также заблокирована работа подконтрольных ей СМИ2. По информации различных источников, сама Г. Каримова либо содержалась под домашним арестом, либо оказалась за рубежом, в Латвии.
Основной удар был нанесен по окружению дочери президента. В 2013 г. за коррупционные преступления был арестован ее бизнес-партнер и двоюродный брат А. Абдулаев, которому принадлежал практически весь бизнес в узбекской части Ферганской долины, включая расположенный там НПЗ. В июне-июле текущего года в ускоренном темпе были осуждены другие лица из бли-
1 http://lenta.ru/articles/2014/06/10/karakalpakstan
2 http://www.news-asia.ru/view/6514
жайшего окружения Каримовой, включая ее гражданского мужа, певца Р. Мадумарова, на которого была записана значительная часть зарубежной собственности и банковских счетов Гульнары. По некоторым данным, в общей сложности правоохранительные органы РУ привлекли к уголовной ответственности около 200 человек, связанных с махинациями дочери президента1.
Показательно, что в отличие от европейского узбекское правосудие не рассматривает старшую дочь президента ни как свидетеля, ни как обвиняемую, а вся вина возложена на близких ей лиц. Таким образом, по мнению наблюдателей, развернувшаяся в республике кампания по борьбе с коррупцией, скорее всего, была рассчитана на иностранных инвесторов, в глазах которых мог пострадать имидж Узбекистана и самого И. Каримова, и, по сути, представляла собой попытку отвлечь внимание европейских правоохранительных органов от семьи президента.
Трудно не согласиться с мнением эксперта Р. Чедия, который считает, что «И. Каримову нужно до сентября завершить весь процесс защиты капиталов и семьи, прежде чем страна вступит на поле предвыборной кампании. К мартовским 2015 г. президентским выборам И. Каримов должен быть "чист" от всяких подозрений, что прикрывает уголовные дела своих детей или способствует коррупции в высших эшелонах власти»2. По мнению других наблюдателей, «возможно, во многом благодаря показательной "войне" между Гульнарой и Исламом Абдуганиевичем (руководителем СНБ Иноятовым. - Е.И.) власти получили неплохую возможность провести рокировку в высших эшелонах власти и отвлечь "публику" от более серьезных проблем»3.
Известно, что в декабре текущего года в Узбекистане должны состояться парламентские выборы, а 22 марта 2015 г. - президентские. И. Каримов, которому в этом году исполнилось 76 лет, бессменно возглавляет республику с 1991 г. Он был переизбран в 2000 и 2007 гг., однако вопрос о его участии в выборах 2015 г. пока остается открытым. Наблюдатели не исключают, что в настоящее время президент ищет преемника и рассматривает различные варианты передачи ему власти. Об этом косвенно свиде-
1 http://www.zamondosh.com/2014/07/16-terra-group-prirae-media-gamma.
Ыт1
2 http://www.zamondosh.com/2014/07/16-terra-group-prime-media-gamma.
htm1
3 http://www.news-asia.ru/view/uz/6761
тельствуют инициированные Каримовым изменения в Конституции республики, предусматривающие сокращение части полномочий президента и передачу их премьер-министру и парламенту.
Поправки к Конституции, которые предложил Каримов в этом году, предусматривают сохранение в подчинении президента только внешней и оборонной политики, а также силовых ведомств, тогда как экономика и социальная сфера полностью переходят под контроль главы кабинета министров. Парламент будет контролировать деятельность кабмина и исполнительных органов власти1.
По мнению эксперта по ЦА А. Князева, с расширением роли парламента в Узбекистане может заметно повыситься роль политических партий. По его мнению, поскольку партии в республике не являются партиями «лидерского типа», т.е. не созданы исключительно для поддержки конкретного политика, у Узбекистана есть шанс на формирование реальной парламентской многопартийной системы. Сейчас в республике зарегистрирован ряд партий, подавляющая часть которых ориентирована на действующую власть. К ним относятся народно-демократическая партия Узбекистана, социал-демократическая, либерально-демократическая, демократическая, общественное объединение «Экологическое движение».
Участие в выборах оппозиционных объединений затруднено тем, что их лидеры в основном находятся в изгнании за границей. В их числе - М. Салих, лидер первой официально зарегистрированной оппозиционной партии «Свобода» («Эрк») (он находится в политическом изгнании в Турции); Б. Чориев, основатель общественного объединения «Бирдамлик» (проживает в настоящее время в США, откуда руководит акциями мирного неповиновения власти); правозащитница М. Таджибаева, создавшая движение «Гражданское общество», пытается из Франции консолидировать силы для сопротивления действующей власти2.
По мнению аналитиков, в этих условиях на первый план выйдут лидеры кланов - самаркандского, ташкентского, ферганского, каракалпакского и хорезмского. При этом наиболее сильные позиции у ташкентского и самаркандского кланов. Видным представителем последнего является действующий премьер-министр Ш. Мирзияев, возглавляющий правительство с февраля 2003 г.
1 http://total/kz/politics/2014/03/18/prezident_uzbekistana_predlozhil...
2 http://www/fergananews.com/articles/8038
Ташкентский клан представляет первый заместитель премьера и министр финансов Р. Азимов, который курирует финансово-экономическую сферу и относится к числу прозападных политиков. Среди возможных претендентов на пост президента СМИ называют также руководителя Службы национальной безопасности Р. Иноятова, который в настоящее время является одним из наиболее влиятельных людей республики. Так же, как и И. Каримов, он позиционирует себя как надклановый политик.
Вероятность дестабилизации внутриполитической обстановки может стать главным фактором, в силу которого И. Каримов, зарекомендовавший себя как национальный лидер, несмотря на возраст, может остаться во главе республики. Хотя, согласно действующей узбекской Конституции, один человек не имеет права занимать пост президента более двух раз подряд, может быть использован прецедент 2007 г., когда первый срок правления Каримова из-за изменения конституции как бы «обнулился» (тогда были приняты поправки, продлевающие президентский срок с пяти до семи лет). В декабре 2010 г. в Конституцию республики были внесены поправки, согласно которым президентский срок был вновь сокращен до пяти лет. Эксперты считают, что сам факт изменения конституции может дать И. Каримову основание для участия в выборах, как это уже было в 2007 г. Нельзя полностью исключить также возможность введения неограниченного срока правления И. Каримова, по примеру Казахстана.
Усиление напряженности между элитами на фоне общего низкого уровня жизни населения, обострение социальных проблем создают почву для усиления протестных настроений, что, как известно, является тем фактором, который используют США для создания центров нестабильности. Показательно, что согласно рейтингу стабильности стран ЦА, опубликованному в американском журнале «Foreign Policy», именно Узбекистан, который ранее считался региональным лидером в области государственной безопасности, эксперты отнесли к группе государств с очень высокой степенью угрозы дестабилизации. Республика заняла по этому показателю 48-е место, опередив Таджикистан (55-е место), Киргизию (58-е), Туркмению (78-е место) и Казахстан (111-е)1.
В этих условиях официальный Ташкент делает все возможное, чтобы заручиться поддержкой трех главных сил, влияние которых определяет геополитический ландшафт Центральной
1 http://www/fergananews.com/articles/8038
Азии, - России, Китая и США. Более высокий по сравнению с другими странами ЦА уровень прозападной направленности давно стал особенностью внешней политики Ташкента. В этой связи не была неожиданностью приостановка членства РУ в ОДКБ, за которым последовало открытие в Ташкенте в мае текущего года представительства НАТО. В Пентагоне оценили согласие властей республики на этот шаг, не сократив помощь Узбекистану в сфере безопасности, как это было сделано в отношении Казахстана, Киргизии и Таджикистана. При этом американский бизнес не торопится инвестировать в узбекскую экономику. По данным советника по экономическим вопросам американской организации ЦЗАГО, если компании из США вложили в Азербайджан более 10 млрд долл., в Казахстан - более 16 млрд, то в Узбекистан - лишь 500 млн1. В этих условиях Ташкент не может игнорировать важность отношений с Россией, которая на сегодняшний день является крупным экономическим партнером Узбекистана. При этом РФ намерена расширять свое экономическое присутствие в республике. В середине января текущего года на заседании межправительственного узбекско-российского комитета был утвержден План мероприятий по реализации Программы экономического сотрудничества на 2013-2017 гг.
По объему товарооборота РФ занимает 1-е место среди торговых партнеров РУ: ее доля во внешней торговле республики составила в 2013 г. порядка 30%, или около 7 млрд долл. В Узбекистане действуют 902 предприятия с участием российского капитала, на российской территории - 489 предприятий с участием узбекского. Общий объем прямых российских инвестиций в узбекскую экономику в 2008-2013 гг. превысил 6 млрд долл.2 Усиливаются позиции российских компаний в нефтегазовой отрасли, которая все больше становится ключевой отраслью экономики республики (по объемам добычи газа Узбекистан занимает в СНГ 3-е место после России и Туркмении, а в мире - 8-е).
Российский «Газпром» в настоящий момент разрабатывает три газовых месторождения на территории Каракалпакстана. В 2014 г. крупным инвестором Узбекистана стал «Лукойл», вложивший более 1 млрд долл. в реализацию двух соглашений о разделе продукции (СРП). Инвестиционная программа этой компании
1 http://www.12news/2014/07/21
2 http://www.zamondosh.com/2014/07/16-politicheskaya-situatsiya-v-uzbeki stane.html
в Узбекистане на ближайшие пять лет составляет 5 млрд долл. При этом «Лукойл» активно осваивает и газовые месторождения -участвует в геологоразведочных работах на участках Хаузак, Шады, Кунград, Кандымской группы, где в общей сложности добыто 18,5 млрд м3 природного газа. Кроме того, «Лукойл» входит в состав консорциума инвесторов, который ведет сейсморазведоч-ные работы на территории Аральского блока.
Наконец, не следует забывать и о том вкладе, который вносят в узбекскую экономику трудовые мигранты, работающие в России. Узбеки являются лидерами среди мигрантов из стран СНГ по личным денежным переводам из РФ - только в 2013 г. ими было переведено в Узбекистан 7,9 млрд долл.
Тем не менее, как показывает опыт украинского кризиса, степень экономического взаимодействия с Россией не является страховкой от использования заинтересованными силами, прежде всего США, технологий по дестабилизации обстановки в государствах СНГ. В этих условиях тесное взаимодействие РФ с Китаем, который имеет собственные растущие интересы в ЦА, а по сути -раздел сфер влияния между Москвой и Пекином в регионе, становится фактором противодействия попыткам Вашингтона по созданию очагов нестабильности. Одним из следствий украинского кризиса стало превращение Китая в важного геополитического союзника России, в том числе на пространстве Центральной Азии.
Москва оценила поддержку Пекином своей позиции по Украине. Для Китая союз с Россией имеет не меньшее значение, причем не только для реализации своих экономических интересов. Судя по всему, Пекин рассчитывает на поддержку Москвы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где также растет напряженность. Эксперты отмечают обеспокоенность КНР новой военной политикой Токио, в частности, заявлением Японии о возможности использования своей армии за пределами страны, а также подчеркивают закономерность в связи с этим проведения совместных военных учений России и Китая.
Очевидно, что Пекин будет действовать в Центральной Азии, исходя прежде всего из собственных интересов, которые пока лежат большей частью в экономической плоскости. Известно, что степень китайского влияния на экономику региона стремительно растет. Узбекистан в этом отношении не является исключением. Уже сейчас объем китайских инвестиций в узбекскую экономику значительно превышает объем российских: в 2012 г. Пекин и Ташкент подписали пакет документов, предусматриваю-
щих реализацию 30 инвестиционных проектов на общую сумму свыше 5,3 млрд долл., а в 2013 г. были заключены соглашения о привлечении 7,7 млрд долл. из КНР, включая банковские кредиты на сумму в 6,1 млрд долл., прямые инвестиции китайских компаний в размере 1,3 млрд долл. и государственные гранты на 0,3 млрд долл.1
Китай является вторым по величине торговым партнером РУ (товарооборот двух стран по итогам 2013 г. составил 5,3 млрд долл.). Через территорию Узбекистана проходит трансазиатский газопровод Туркмения-Узбекистан-Казахстан-Китай, третья ветка которого была запущена в июне текущего года. Идут переговоры о строительстве четвертой ветки, которая сделает Поднебесную основным импортером узбекского газа: планируется, что с введением новой нити этого трубопровода поставки по нему узбекского газа в Китай возрастут до 25 млрд м3 в год (в настоящее время Китай и Россия импортируют приблизительно одинаковый объем узбекского газа - порядка 10 млрд м3).
Кроме того, Узбекистан является вторым после Казахстана крупнейшим экспортером урана в Поднебесную. Согласно последним соглашениям, заключенным с Гуандунской ядерно-энергетической компанией Китая, КНР планирует закупить в Узбекистане малообогащенный уран на 800 млн долл.2
Таким образом, ни Россия, ни Китай, имеющие серьезные экономические интересы в Узбекистане, не заинтересованы в дестабилизации там внутриполитической ситуации. Что касается Соединенных Штатов, то их отношение к Узбекистану, скорее всего, будет определяться степенью лояльности и управляемости тех, кто придет к власти в Ташкенте.
«Россия и новые государства Евразии: Ежеквартальный журнал ИМЭМО РАН», М, 2014 г., III (XXIV), c. 92-99.
1 http://mfa.uz/press/news/2014/05/1909
2 http://noviyvek.uz/novosti/kitay-2022-g-zakupit-v-uzbekistane-uran-na-800-
mln.html