того, полиэтничный Дагестан переводит многие проблемы в привычную межнациональную плоскость, что может отвлечь исследователей и власти от сути этих проблем.
Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект № 11-06-01177а.
Литература
1. Абдулагатов З.М. 2008. Ислам в массовом сознании дагестанцев. - Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН. - 204 с.
2. Адиев А.З. 2011. Земельный вопрос и этнополитические конфликты в Дагестане: Монография. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ. - 144 с.
3. Добаев И.П. 2003. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ. - 416 с.
4. Карпов Ю.Ю., Капустина Е.Л. 2011. Горцы после гор. Миграционные процессы в Дагестане в XX - начале XXI века: Их социальные и этнокультурные последствия и перспективы. - СПб.: Петербургское востоковедение. - 448 с.
«Власть», М., 2015 г., № 7, с. 62-66.
Е. Ионова,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник (ИМЭМО РАН) ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ В УЗБЕКИСТАНЕ
29 марта в Узбекистане состоялись президентские выборы, четвертые по счету за весь период независимого существования республики. Как и ожидалось, победу на них одержал действующий президент И. Каримов, выдвинутый от Либерально-демократической партии Узбекистана. По мнению большинства наблюдателей, выборы стали безальтернативными с того момента, как было объявлено о решении И. Каримова баллотироваться на пост президента. Это связано не только со сложившейся в Узбекистане автократической системой правления, при которой действующий президент имеет возможность широко использовать административный ресурс, но также с тем, что у населения его фигура ассоциируется с сохранением стабильности и порядка в республике в сложный период ее становления.
Следует признать, что Каримов, который возглавляет республику 26 лет (в 1989 г. он был назначен первым секретарем ЦК компартии Узбекистана), в 90-е годы сумел предотвратить
в Узбекистане гражданскую войну, в отличие от произошедшего в соседнем Таджикистане. Поэтому не только в самой республике, но и за ее пределами И. Каримов воспринимается как гарант стабильности Узбекистана. В ходе предвыборной кампании, которая в целом не отличалась активностью, действующий президент, как отмечала эксперт «Независимой газеты» по Центральной Азии В. Панфилова, выдвинул программную установку «тинчь булсин» («пусть будет мир»), что во многом обеспечило ему широкую поддержку электората.
В этих условиях другие претенденты на пост главы государства - Х. Кетмонов от Народно-демократической партии, А. Саи-дов от национально-демократической партии «Национальное возрождение» и Н. Умаров от социал-демократической партии «Справедливость» - практически не имели шансов на успех. Большинство наблюдателей сошлось во мнении, что ни один из них не мог составить реальной конкуренции И. Каримову. При этом, как отмечала В. Панфилова, «все публичные акции кандидатов в президенты носят несколько парадоксальный характер безусловной поддержи курса нынешнего главы государства» . В целом, выборы продемонстрировали, что подавляющая часть узбекского населения считает сохранение стабильности и мира в республике более важным, чем какие-либо другие принципы развития общества.
Между тем вероятность дестабилизации в республике нарастает в связи с ростом угроз радикального исламизма. Как отмечает политолог Г. Мирзаян, они включают «как внешние (возможное вторжение афганских боевиков), так и внутренние (попытку исламистов в условиях отсутствия светской оппозиции канализировать общественный протест и устроить революцию после смерти И. Каримова)»2. Острота момента заключается в активизации радикальных исламских организаций в северных районах Афганистана, которые выступают с прямыми угрозами в адрес Ташкента.
При этом «Исламское государство» становится фактором, способным повлиять на ситуацию в Афганистане и привести к усилению террористической угрозы для стран ЦА. По данным Службы национальной безопасности Узбекистана, на стороне ИГ воюют около 5 тыс. членов примкнувшей к нему террористиче-
1 Шр://ш^гиг.сеп1ха81а.ги/пеш8А.рЬр?81=1427347320
2 http://expert.rU/2015/01/8/ 8Ыа1ат-у-шЪек!81апе-пе-те81о/
ской организации «Исламское движение Узбекистана», более половины которых являются выходцами из Узбекистана.
По словам аналитика СНБ Узбекистана Б. Шарафова, базирующиеся в Афганистане экстремисты отправили своих эмиссаров в Узбекистан и другие центральноазиатские страны для ведения пропаганды. Согласно официальным заявлениям СНБ РУ, ИГ планировало в марте теракты в связи с выборами президента и праздником Навруз, а также возросла их активность на узбеко-афганской границе1.
По информации Комитета национальной безопасности Казахстана, в результате совместных действий правоохранительных органов Казахстана, Киргизии и Узбекистана была нейтрализована террористическая группа из Сирии и Турции, которая планировала серию терактов в Узбекистане и Киргизии2.
Сейчас в республике предпринимаются меры по усилению безопасности: идет укрепление государственной границы, проводятся антитеррористические учения, разъяснительные беседы с населением. Кроме того, решается вопрос об амнистии сторонников ИГ, решивших вернуться в Узбекистан. Как сообщается, эта мера может коснуться только тех, кто не запятнал себя кровью и раскаялся в содеянном (по неофициальным данным, в рядах ИГ находятся тысячи узбекских граждан)3.
Нарастание террористической угрозы в Центральной Азии, как считают некоторые специалисты, может инспирироваться Вашингтоном. В частности, еще в 2011 г. независимый эксперт по проблемам ЦА А. Магомедов высказал мнение, что после вывода своих войск из Афганистана США попытаются дестабилизировать ситуацию в Узбекистане в целях создания проблем для России и Китая4.
Однако в настоящее время официальный Вашингтон заявляет о необходимости сохранения безопасности в Центральной Азии в интересах национальной безопасности США. Как заявил заместитель госсекретаря США Э. Блинкин, «стабильность и безопасность в странах Центральной Азии укрепляют безопасность США, содействуют глобальным усилиям в борьбе с терроризмом и экстремизмом, а достижению стабильности лучше всего способст-
1 http://ria.ru/world/20150413/1058213006.html
2 http://www.regnum.ru/news/polit/1907096.html
3 http://www.regnum.ru/news/ 1918709.html
4 http://www.regnum.ru/news/polit/1908183.html
вует независимость стран региона, их способность защитить свои границы, связи друг с другом и с развивающимися экономиками Азии». По его словам, уход из Афганистана не означает снижения важности и ценности Центральной Азии для США, заинтересованных в продвижении своих интересов и в устойчивых партнерских отношениях с государствами региона.
Блинкин определил три главные цели во взаимодействии с каждым из них: укрепление партнерства в целях обеспечения взаимной безопасности, налаживание более тесных экономических связей, улучшение системы управления и ситуации с правами че-ловека1. Для достижения этих целей, отметил представитель Гос-депа, США будут инвестировать в дальнейшее развитие региона, его политическую и экономическую стабильность.
По мнению генерального директора Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве А. Власова, «даже если гипотетически ситуация в Афганистане перестанет быть такой острой, США не намерены упускать возможность влияния в Центрально-Азиатском регионе. В качестве предлога они могут использовать и взаимодействие с Ташкентом, и с другими центральноазиатскими странами по предотвращению активности экстремистских групп, действующих в регионе параллельно развивая контакты по линии снабжения и перевооружения военных»2.
Узбекистану всегда отводилось особое место во внешнеполитическом планировании США. Во-первых, учитывалось его географическое положение - республика граничит со всеми странами региона. Во-вторых, благоприятную почву создавали периодически повторяющиеся попытки Ташкента дистанцироваться от России. Судя по всему, в Вашингтоне продолжают считать, что, вовлекая республику в свою орбиту, США препятствуют восстановлению российского влияния в Центральной Азии. Характерно, что в своем новогоднем послании И. Каримову Б. Обама отметил, что «ожидает укрепления партнерства между нашими странами и совместной работы по построению более стабильного и безопасного мира для всех».
Уже упоминавшийся независимый эксперт Г. Мирзаян по-своему объясняет особое значение Узбекистана для США. По его мнению, «Узбекистан является единственным потенциальным
1 Ы1р://иг№Лг.ге§пит.ги/пеш8/роН1Л911471.Мт1
2 Ы1р://ш^гиг.шагап(1реасе.ги/ги/пеш8Меш/87279/
кандидатом на роль плацдарма (для США. - Е.И.). Казахстан находится в Евразийском союзе, Киргизия на пути к нему. Туркменистан вообще не собирается превращаться в чей-то плацдарм -Гурмангулы Бердымухамедов хочет спокойно заниматься экспортом газа, в том числе и в Китай, и не намерен играть в геополитику. Таджикистан же, несмотря на все антироссийские действия Эмомали Рахмона, слишком сильно зависит от Москвы с точки зрения безопасности, а также пытается наладить стратегические отношения с иранцами»1.
О стремлении США закрепиться в Узбекистане свидетельствуют многочисленные миссии, посылаемые в республику. Только в течение 2014 г. Узбекистан посетили около 60 американских правительственных делегаций. В апреле текущего года в рамках своего центральноазиатского турне в Ташкент прибыла представительная делегация из Вашингтона, в которую вошли представители Госдепартамента, министерства обороны и разведывательных структур. Цель этого визита, по официальным сообщениям, состояла в том, чтобы заверить руководство стран ЦА, что Вашингтон не ослабит внимания к этому региону.
При этом Вашингтон стремится максимально привязать страны ЦА к решению своих задач в Афганистане. В центре переговоров американской делегации, возглавляемой высокопоставленным представителем Государственного департамента США Д. Розенблюмом, с руководством государств ЦА стояли вопросы, связанные с Афганистаном, в числе которых - формирование правительства национального единства, ситуация в области безопасности, новая миссия НАТО в Афганистане «Решительная поддержка», которая предусматривает оказание помощи афганским силам безопасности (без проведения боевых операций).
Американская сторона, как сообщали СМИ, выразила надежду, что страны региона продолжат всестороннюю поддержку соседнего Афганистана, и призвала руководителей Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Туркмении к расширению с ним экономического сотрудничества, содействию в развитии сферы образования, оказанию помощи в создании инфраструктуры и системы энергообеспечения. Со своей стороны, представители стран ЦА выразили обеспокоенность общей обстановкой в Афганистане. И. Каримов высказал мнение, что США не должны спе-
1 http://expert.ru/2015/01/8/shtatam-v-uzbekistane-ne-mesto/
шить с выводом своих войск из этой страны (сейчас американский контингент насчитывает там 10 тыс. военных)1.
Как опытный политик, И. Каримов учитывает усиление противоречий между Россией и США с их европейскими сателлитами, стараясь поддерживать баланс в отношениях с обеими сторонами. Судя по всему, в Ташкенте осознают опасность, которая может исходить для правящего режима из Вашингтона, и не собираются «класть яйца в одну корзину». На сегодняшний день тесное сотрудничество Ташкента с Москвой обусловлено рядом факторов. Сейчас на первый план выходят вопросы совместного противостояния террористическим угрозам. При этом Узбекистан стремится, даже выйдя из состава ОДКБ, развивать военно-техническое партнерство по линии двусторонних отношений с Россией. Ташкент, собственно, никогда не отказывался от сотрудничества с РФ в сфере безопасности, оснащая свои Вооруженные силы боевой техникой и оружием российского производства.
Судя по всему, в Ташкенте прислушались к настойчивым просьбам Москвы не размещать на своей территории американские военные базы. Во всяком случае, в ходе избирательной кампании И. Каримов заявил, что «самое важное, не допустить присоединения к каким-либо военным блокам, размещения на территории Узбекистана иностранных военных баз и пребывания наших военнослужащих за пределами страны»2. Характерно, что особый акцент в ходе избирательной кампании он сделал на таких аспектах внешней политики, как укрепление добрых отношений и взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами, но прежде всего - с соседями.
Правда, на аэродроме в узбекском Термезе остается немецкая база, которую бундесвер использовал в качестве транзитного узла для своей группировки в Афганистане. Ташкент и Берлин пришли к соглашению сохранить военно-воздушную базу в Термезе, однако руководство Узбекистана настаивает на повышении арендной платы с 2016 г. в два раза - с 35 до 72,5 млн евро в год. Германия заинтересована в сохранении своего присутствия в Узбекистане, поскольку, как сообщила А. Меркель, бундесвер может остаться в Афганистане и после 2016 г.3
1 Ы1р://гр§15.шоп!рге88.сот/2015/04/23/1417/#тоге-2466
2 Ы1р://шигиг.сеп1га81а.ги/пеш8А^р?81= 1426828680
3 Шр:/М™Ле/р/1Г2Уа
В многостороннем формате взаимодействие с РФ в сфере безопасности происходит по линии ШОС. В Ташкенте базируется Региональная антитеррористическая структура ШОС, в рамках которой в начале апреля текущего года состоялось совещание представителей спецслужб стран - членов этой организации. Оно было посвящено вопросам противодействия экстремистским группировкам «Исламское государство» и «Партия исламского освобождения», а также политической ситуации в Афганистане. Повестка дня включала также обсуждение программы сотрудничества государств - членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2016-2018 гг. Особое место занял вопрос о пресечении попыток использования террористическими организациями интернет-ресурсов1.
Помимо проблем безопасности, большое, если не определяющее, значение для развития отношений двух стран имеет торгово-экономическое сотрудничество. Россия стабильно занимает первое место среди торговых партнеров Узбекистана (на долю РФ приходится около 27% от объема всей внешней торговли республики). Товарооборот за первые девять месяцев 2014 г. составил 4,5 млрд долл. При этом санкционные войны открыли для узбекских аграриев дополнительные возможности сбыта своей продукции на российском рынке.
О заинтересованности Москвы в развитии связей с Узбекистаном, который является самой крупной по численности населения (почти 31 млн, или немногим менее половины всего населения региона), обладающей богатыми природными ресурсами и военным потенциалом страной ЦА, свидетельствуют итоги официального визита В. Путина в республику в декабре 2014 г. Тогда был подписан ряд важных соглашений и списан долг Узбекистана России в размере 865 млн долл. (Ташкент погасит только 25 млн \2
долл.) .
В числе подписанных документов были Соглашение «Об основных направлениях развития и углубления экономического сотрудничества на 2015-2019 гг.», предусматривающее расширение двусторонних отношений в промышленности, АПК, финансовом и банковском секторах, а также грузоперевозках; Программа сотрудничества между министерствами иностранных дел Узбекистана и России на 2015 г.; Протокол между Министерством внут-
1 http://www.regnum.ru/news/polit/1913943.html
2 http://www.kommersant.ru/Doc/2630086
ренних дел Узбекистана и Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотиков об обмене результатами исследований наркотических средств и психотропных веществ, изъятых из незаконного оборота. Было также озвучено решение о проведении консультаций по зоне свободной торговли между Узбекистаном и Евразийским союзом. В ходе переговоров, как отмечали СМИ, И. Каримов отметил стабилизирующую роль России в Центральной Азии1.
Крайне важной для Узбекистана остается проблема трудовых мигрантов. Как известно, нехватка рабочих мест на родине вынуждает тысячи трудоспособных граждан РУ искать работу в других странах, прежде всего в России. Даже сейчас, несмотря на резкое падение курса рубля, в РФ трудятся около 2,5 млн узбекских мигрантов. Их заработок, перечисляемый в республику, служит важным подспорьем ее экономики.
В итоге можно констатировать, что после своего переизбрания И. Каримов, пользующийся на данный момент поддержкой как Вашингтона, так и Москвы, вряд ли сколько-нибудь серьезно изменит свой внешнеполитический курс и отдаст приоритет той или другой стороне. Однако можно согласиться с мнением эксперта В. Панфиловой о том, что дальнейшее развитие глобальной конкуренции ведет к сужению возможностей многовекторности во внешней политике для таких стран, как Узбекистан.
«Россия и новые государства Евразии», ИМЭМО РАН, М., 2015 г., № 2, с. 101-107.
1 Шр://ш^гиг.о(1пако.ог§/Ыо§8/