Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 2 (2), с. 132-134
УДК 378.046.4
ВНУТРИКОРПОРАТИВНОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2012 г. Е.Г. Калинкина, Е.В. Кокина
Нижегородский институт развития образования [email protected]
Поступила в редакцию 10.05.2012
Представлены инновационные подходы в повышении квалификации и роль корпоративных моделей повышения квалификации как фактора эффективного развития кадрового потенциала в современных условиях. Рассматриваются вопросы организации внутрикорпоративного повышения квалификации в области ИКТ, реализующегося в системе постдипломного образования, особенности проектирования образовательной программы повышения квалификации и этапы ее реализации.
Ключевые слова : внутрикорпоративное повышение квалификации, ИКТ -компетентность, информационное общество, постдипломное образование, развитие кадрового потенциала.
Процессы глобализации и интеграции экономики России в систему мирохозяйственных связей требуют коренной перестройки систем управления рыночной инфраструктурой. Это обусловливает, с одной стороны, совершенствование системы государственного регулирования экономики, с другой - создание системы управления качеством кадрового обеспечения.
С этих позиций образование, обеспечивая всестороннее развитие общества, выступает предпосылкой устойчивого экономического роста России. Выбор инновационного типа развития, создание и внедрение наукоемких технологий, растущая роль знаний и информации в социально-экономическом развитии страны порождают массовый спрос на подготовку высококвалифицированных специалистов в системе образования.
Реализация новых подходов в процессе повышения квалификации способствует трансформации функций преподавателей, переходу от репродуктивных способов деятельности к совместному с обучающимися планированию обучения. Среди новых ролей преподавателя, ведущего повышение квалификации педагогических работников в условиях реализации задач стратегии развития информационного общества в Российской Федерации и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», можно выделить следующие: тьютор, фасили-татор, консультант, сетевой педагог, проектировщик образовательных информационных сред и др. В связи с этим возникает потребность опережающего освоения инновационных
технологий, в том числе информационнокоммуникационных. Значительными возможностями в данной связи обладает внутрикорпоративное повышение квалификации.
Ориентация на решение приоритетных задач современной образовательной практики обусловила формирование различных моделей внутрикорпоративного повышения квалификации, которое рассматривается не только как процесс приобретения работниками новых знаний, способностей, ценностей и мотиваций, но и как инструмент управления инновационными процессами, позволяющий обеспечить комплексное достижение задач внутриинституцио-нального уровня, а также уровня внешних связей и взаимодействий. В частности, активное внедрение информационных технологий в образовательную, научно-исследовательскую и организационную деятельность, развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры образовательной деятельности и повышение ИКТ-насыщенности информационной образовательной среды, совершенствование технологий информационного обмена находятся в непосредственной зависимости от уровня ИКТ-компетентности всех специалистов, что актуализировало потребность проектирования программы внутрикорпоративного повышения квалификации сотрудников НИРО, сущность которой может быть определена через следующие цели:
- повышение уровня ИКТ-компетентности специалистов в условиях стремительного обновления технических средств, появления но-
вых программных продуктов и средств коммуникаций;
- решение конкретных проблем через обучение;
- повышение эффективности деловых процессов;
- совершенствование кадрового потенциала и формирование проектных команд.
Внутрикорпоративное повышение квалификации имеет свои характерные черты, к которым можно отнести:
- вовлеченность всех членов организации;
- гибкость и мобильность (опережающий характер внутрикорпоративного повышения квалификации), что обеспечивает способность эффективно адаптироваться к постоянным изменениям;
- непрерывность в приобретении профессиональных знаний, навыков и умений;
- ориентация не только на обновление профессиональных знаний и навыков, но и на социальное развитие, карьерный рост специалистов системы образования и др.
В процессе разработки образовательной программы внутрикорпоративного повышения квалификации акцент делается:
- на компетентностный подход;
- на модульный принцип построения;
- на приоритетное значение деятельностного, практикоориентированного аспекта в решении разнообразных профессиональных задач;
- на предоставление возможности активного взаимодействия в процессе обучения, консультирования и обмена опытом;
- на стимулирование самообразования;
- на возможность выстраивания индивидуальных образовательных траекторий при наличии инвариантной части содержания программы;
- на формирование внутрикорпоративной базы «лучших практик».
В ходе организации внутрикорпоративного повышения квалификации в зависимости от целей обучения используются разнообразные формы занятий: обучающие и проблемные семинары, мастер-классы, практикумы, деловые игры, внутрикорпоративные конкурсы.
Организация внутрикорпоративного повышения квалификации предполагает реализацию ряда этапов:
- проблемно-ориентированный анализ и определение на его основе целей и задач внутрикорпоративного повышения квалификации;
- разработка программы внутрикорпоративного повышения квалификации;
- разработка технологий и организационных форм внутрикорпоративного повышения квалификации;
- разработка системы мониторинга процесса внутрикорпоративного повышения квалификации;
- корректировка с учетом результатов мониторинга программы внутрикорпоративного повышения квалификации;
- оценка эффективности внутрикорпоративного повышения квалификации на основе анализа результатов профессиональной деятельности, точнее, их изменение по итогам обучения.
Внутрикорпоративное повышение квалификации отвечает современным задачам непрерывного развития и обновления информации, что реализуется на основе внедрения таких методов обучения, которые позволяют за достаточно короткий срок передавать довольно большой объем знаний, обеспечивать высокий уровень овладения изучаемым материалом, закреплением его на практике.
Как свидетельствует опыт реализации внутрикорпоративного повышения квалификации в области ИКТ, в системе постдипломного образования оно является важнейшим инструментом развития кадрового потенциала и фактором опережающего развития образования в условиях формирования информационного общества.
Список литературы
1. Калинкина Е.Г. Формирование информационного общества и развитие ИКТ-компетентности педагогов в процессе повышения квалификации // Нижегородское образование. 2009. № 4. С. 4-11.
2. Калинкина Е.Г. Опережающее развития образования как фактор повышения конкурентоспособности в информационном обществе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 3. Часть 2. Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2010. С. 489-493.
INTERNAL CORPORATE TRAINING AS A FACTOR IN THE EFFECTIVE DEVELOPMENT OF HUMAN RESOURCES IN TODAYS EDUCATION
E. G. Kalinkina, E. V. Kokina
The paper presents some innovative approaches to professional development and the role of corporate models of professional development as a factor in the effective development of human resources in modern conditions. We examine the issues of internal corporate training organization in the field of ICT implemented in the system of postgraduate education. Specific features of the design of the professional development program and the stages of its implementation are also considered.
Keywords: internal corporate training, ICT competence, information society, postgraduate education, development of human resources.