САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ WEB-ТЕХНОЛОГИЙ
М.М. Ниматулаев
Аннотация. Статья раскрывает проблему совершенствования системы повышения квалификации, то есть формирования и развития непрерывного самообразования и Web-технологий. Ведущей составляющей непрерывной системы повышения квалификации является непрерывное самообразование. Автор полагает, что использование дидактических возможностей Web-технологий (участие в сетевых сообществах, создание и использование коллективных Web-ресурсов (Web 2.0, технология Wiki)) для эффективной организации процесса непрерывного повышения квалификации находится в числе приоритетных направлений в системе непрерывного самообразования.
Ключевые слова: система повышения квалификации, непрерывное самообразование, дополнительное профессиональное образование, коллективные формы самостоятельного повышения квалификации, ИКТ, Web-технологии, Web-ресурс.
Summary. The article reveals the problem of improvement of the skills, i.e. the formation and development of lifelong learning and Web-technologies. The leading component of a continuous increase of qualification is continuous self-education. One of the priority directions in the system of lifelong learning is the use of didactic opportunities of Web technologies (participation in online communities, creating and using collective Web resources (Web 2.0, technology Wiki)) for the effective organization of the process of continuous professional development.
Keywords: system of advanced training, continuous self-education, additional professional education, collective forms of self-improvement of qualification, ICT, Web technologies, Web-resource.
42
Приоритетной задачей развития образования РФ на период до 2020 г. станет создание системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, постдипломное повышение квалификации. В государственной программе «Образование и развитие
инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы» указано, что «к 2020 году значительную поддержку получит самостоятельная образовательная деятельность граждан в богатой культурно-образовательной среде. Создание такой среды будет происходить <...>
посредством активного формирования образовательных Интернет-ресурсов, через использование радио, телевидения и иных средств массовой информации» [1].
Важнейшим фактором, определяющим в настоящее время совершенствование подготовки к профессиональной деятельности, стало то, что динамика обновления знаний и технологий во многом опережает процессы модернизации содержания подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров. Для поддержания необходимого уровня готовности к успешному выполнению профессиональной деятельности система образования должна перейти к непрерывному образованию, все более значимой частью которого будет становиться самообразование. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» [2] ставится задача совершенствования системы повышения квалификации учителей и директоров школ. При этом программы повышения квалификации и переподготовки, построенные по модульному принципу, должны гибко изменяться и подстраиваться под педагогические цели учителей, в свою очередь обусловленные образовательными потребностями учащихся. Особое внимание уделяется обновлению квалификационных требований и квалификационных характеристик учителей, центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетентности, связанные с необходимостью обеспечения опережающего развития профессиональной деятельности.
Необходимость внедрения новых форм и методов педагогической деятельности вытекает из потребности
непрерывного повышения квалификации и стремительных темпов развития образования. Основными причинами, препятствующими соответствию системы повышения квалификации современным требованиям развития образования, являются: регламентированный временной характер процесса повышения квалификации; малая эффективность и ресурсная затратность традиционных форм и моделей повышения квалификации; сложности организации переподготовки и повышения квалификации учителей с полным отрывом от профессиональной деятельности; отставание педагогических технологий от требований современного образования; унифицированный характер программ повышения квалификации, не отражающих потребности конкретных преподавателей.
Обобщение результатов анализа состояния современной системы дополнительного профессионального образования (ДПО) учителей (Т.Г. Бра-же, С.Г. Вершловский, Ю.В. Кричев-ский, Ю.Н. Кулюткин, ГС. Сухобская и др.) выявила следующие недостатки:
• несистематический характер (один раз в 5 лет), недостаточное внимание развитию профессионального самообразования, что противоречит необходимости развития непрерывного образования, повышения квалификации;
• преобладание лекционно-семи-нарских форм занятий (инновационным образовательным технологиям и их применению надо учить «действием», а не в лекционной аудитории), недостаточное использование дидактических возможностей новых форм, методов и средств обучения, привносимых современными информацион-
43
4 / 2013
Преподаватель
44
ными и коммуникационными техно-ло гиями;
• недостаточное развитие дистанционных технологий в сфере переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
• отсутствие системы планирования и поддержки самостоятельной работы в условиях модульного обучения;
• слабая ориентация на новые квалификационные характеристики, основанные на компетентностном подходе.
К числу очевидных недостатков системы ДПО следует отнести также неэффективно действующие образовательные Интернет-порталы системы повышения квалификации, где аккумулировались бы базы данных (БД) образовательных электронных ресурсов, БД электронных каталогов библиотек, БД текущих и плановых мероприятий, БД по компьютерным средствами обучения и т.д.
Возможность использования современных информационных технологий, с одной стороны, и новые образовательные задачи, стоящие сегодня перед повышением квалификации работников образования, с другой стороны, уже не позволяют ориентироваться только на лекционно-семинарские занятия, которые составляют основу традиционного процесса повышения квалификации. Преподавателям необходимо участвовать и самим создавать профессиональные сетевые сообщества, использовать телеконференции, тематические форумы, социальные сети для того, чтобы вовлечь коллег в процесс самообразования, инициировать всевозможные способы педагогического взаимодействия с помощью различных видов коммуника-
ций, общения и т.д. Сегодня, таким образом, мы можем говорить уже о коллективной форме самостоятельного повышения квалификации.
Таким образом, ведущей составляющей непрерывной системы повышения квалификации становится самообразование. В свою очередь, процесс самообразования в сложившихся условиях является достаточно специфичным. При явно недостаточном выборе образовательных ресурсов для самообразования, необходимо искать новые формы и методы взаимодействия в сетевой среде (сетевые сообщества, телекоммуникационные проекты, социальные сети, коллективные ресурсы, телеконференции, форумы и т.д.) с целью совместного непрерывного повышения квалификации.
В Федеральном государственном образовательном стандарте ВПО третьего поколения способность к самообразованию отнесена к области профессиональной компетенции и в требованиях к результатам образования характеризуется как необходимость осуществления профессионального самообразования и личностного роста, проектирования дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры. Одним из наиболее перспективных направлений развития современных информационных и коммуникационных технологий в образовании является использование Web-технологий. Это обусловлено развитием сети Интернет, которая предоставляет принципиально новые дидактические возможности, имеющие значительный потенциал для развития образования и, прежде всего, самообразования. Web-техноло-гии многократно увеличивают возможности телекоммуникации не толь-
ко в плане доступа к новым источникам знаний, о чем обычно говорится, но и в плане организации и поддержки новых видов учебной деятельности, что не менее важно. Именно это и определяет ведущую роль Web-технологий как современного средства самообразования, включая и самообразование в области переподготовки и повышения квалификации работников образования.
Вместе с тем проведенный анализ исследований (А.А. Андреев, С.А. Бе-шенков, С.В. Богданова, Я.А. Вагра-менко, С.Г. Григорьев, С.А. Жданов, А.Ю. Кравцова, А.А. Кузнецов, М.П. Лап-чик, Е.С. Полат, И.В. Роберт, И.А. Тру-бина, В.И. Солдаткин, А.В. Хуторской и др.), касающихся проблемы использования ИКТ в системе образования и, в частности, в системе повышения квалификации, позволил сделать вывод о том, что уровень готовности будущих и действующих преподавателей в данной области не соответствует современным требованиям. Причем, это касается как формирования пользовательских умений в сфере Web-технологий, так и особенно умений организации и осуществления профессионального самообразования в информационно-коммуника ци он ной образовательной среде на основе средств Web-технологий. Можно сказать, что использование дидактического потенциала ИКТ, как правило, ограничивается применением их традиционных пользовательских функций в ущерб целому ряду образовательных возможностей средств ИКТ.
Существующие в этой области исследования касались в основном подготовки студентов педвузов к использованию технических возможностей
средств ИКТ в учебной деятельности в рамках традиционной модели обучения. При этом ряд аспектов этой подготовки, например, подготовка к применению Web-технологий для внедрения новых форм и методов самообразования, создания и использования образовательных Web-ресурсов, разработаны далеко не в полной мере. Современный преподаватель во многом не готов работать с образовательными Web-ресурсами, размещенными на образовательных Web-сайтах. Это особенно касается преподавателей, давно окончивших вуз и остро нуждающихся в повышении квалификации. Как уже нами ранее отмечалось [3], раньше преподаватель не был обеспокоен необходимостью самостоятельного непрерывного повышения квалификации, поскольку традиционная система ДПО раз в пять лет позволяла ему достичь необходимого уровня готовности к профессиональной деятельности. Естественно в этих условиях не были сформированы достаточные умения и навыки самообразования в области профессиональной переподготовки и повышения квалификации, а это существенно актуализирует необходимость формирования еще в вузе готовности будущего учителя к самостоятельному непрерывному повышению своей профессиональной квалификации. Специалист должен обладать компетенциями, позволяющими повышать квалификацию тогда, когда это становится необходимым, и осуществлять это без отрыва от профессиональной деятельности, используя в этих целях потенциал новой информационно-коммуникационной образовательной среды, в частности Web-технологий.
45
4 / 2013
Преподаватель ^
Значимость и актуальность использования Web-технологий для профессионального самообразования обусловлена сегодня еще рядом обстоятельств.
Во-первых, в соответствии с изменениями в Законе об образовании и новым ФГОС, вся нормативная документация, определяющая содержание образования и образовательный процесс (учебный план, образовательная программа и др.), разрабатывается теперь непосредственно каждой школой; на учителя возлагается обязанность по разработке и созданию и всех остальных компонентов ФГОС, с чем ему не приходилось ранее сталкиваться, - образовательной средой, условиями осуществления образовательного процесса и т.д. Это беспрецедентный шаг в истории российской школы, и в этой связи накоплению и обобщению опыта, совместной деятельности школ в этой области придается большое значение.
Во-вторых, в условиях многообразия образовательных систем нельзя
46
ограничивать директоров школ, учителей только одной парадигмой или методической системой образования. Все это многократно увеличивает объем учебно-методической информации, которую предстоит анализировать работникам образования. Возрастающая роль использования Web-технологий здесь очевидна.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы» // Вестник образования России. - М., 2008. - № 22.
2. Национальная образовательная инициатива «Наша Новая Школа». - М., 2010. -URL: http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591/
3. Ниматулаев М.М. Профессиональное повышение квалификации в условиях самообразования / М.М. Ниматулаев, С.В. Савина // II Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании XXI века». Сб. научных трудов. - Т. 1. - М.: НИЯУ МИФИ, 2012. - С. 351-355. ■