Научная статья на тему 'Внутрифирменное обучение преподавателей колледжа в условиях образовательного кластера'

Внутрифирменное обучение преподавателей колледжа в условиях образовательного кластера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИФИРМЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ИНТЕГРАЦИЯ / IN HOUSE LEARNING / EDUCATIONAL CLUSTER / PROFESSIONAL PARTNERSHIP / INNOVATION ENVIRONMENT / EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моштаков А. А.

В статье рассмотрены преимущества внутрифирменного обучения в процессе подготовки преподавателей колледжа, повышения уровня профессиональной компетентности в области образовательного кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IN HOUSE LEARNING OF COLLEGE''S TEACHERS IN CONDITIONS OF EDUCATIONAL CLUSTER

In this article were considered advantages in house learning during the traning of college''s teachers, in house the level of professional competence in area of educational cluster.

Текст научной работы на тему «Внутрифирменное обучение преподавателей колледжа в условиях образовательного кластера»

- участие в различных досуговых программах, сборных концертах, тематических вечеров и салонов позволяет личности демонстрировать быстроту творческой реакции, творческую интуицию, творческую гибкость мышления, умение импровизировать, умение вдохновлять и «заражать» творческими эмоциями.

Направленность личности, обуславливаемая основными мотивационными образованиями, а также целевыми установками, может рассматриваться нами как основа для формирования творческой личности. Итак, мы рассмотрели теоретичес-

кие основы понятий «творчество», «творческая направленность», изучили основные закономерности и этапы формирования творческой направленности личности. Исходя из темы нашего исследования, необходимо рассмотреть досуг как сферу проявления и развития творческой направленности личности, ведь именно во время досуговой жизнедеятельности складывается тот синергетический нелинейный принцип, при котором происходит формирование и развитие творческой направленности личности.

Библиографический список

1. Вознюк, А.В. Педагогическая синергетика: монография. - Житомер, 2012.

2. Узнадзе, Д.Н. Психологические исследования. - М., 1966.

3. Посталюк, Н.Ю. Дидактическая система развития творческого стиля деятельности студентов: дис. ... д-ра пед. наук. - Казань, 1993.

4. Бехтерев, В.М. Творчество с точки зрения рефлексологии // Гений и творчество Грузенберг. - М., 1924.

Bibliography

1. Voznyuk, A.V. Pedagogicheskaya sinergetika: monografiya. - Zhitomer, 2012.

2. Uznadze, D.N. Psikhologicheskie issledovaniya. - M., 1966.

3. Postalyuk, N.Yu. Didakticheskaya sistema razvitiya tvorcheskogo stilya deyateljnosti studentov: dis. ... d-ra ped. nauk. - Kazanj, 1993.

4. Bekhterev, V.M. Tvorchestvo s tochki zreniya refleksologii // Geniyj i tvorchestvo Gruzenberg. - M., 1924.

Статья поступила в редакцию 25.12.13

УДК 377.1 Moshtakov A.A. IN HOUSE LEARNING OF COLLEGE2S TEACHERS IN CONDITIONS OF EDUCATIONAL CLUSTER. In this article were considered advantages in house learning during the traning of college2s teachers, in house the level of professional competence in area of educational cluster.

Key words: In house learning; educational cluster; professional partnership; innovation environment; educational system.

А.А. Моштаков, преп. политехнического факультета, АОУ ВПО «Гос. институт, финансов, права и технологий», г. Гатчина, E-mail: uch43(at)yandex.ru

ВНУТРИФИРМЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА

В статье рассмотрены преимущества внутрифирменного обучения в процессе подготовки преподавателей колледжа, повышения уровня профессиональной компетентности в области образовательного кластера.

Ключевые слова: внутрифирменное обучение; образовательный кластер; профессиональное партнёрство; инновационная среда; образовательная система; интеграция.

В динамично меняющихся общественно-политических и социально-экономических условиях одной из важнейших составляющих государственной образовательной политики является разрешение проблемы подготовки кадров в ходе профессионального образования. Недостаточная профессиональная подготовленность и компетентность педагогических кадров, наряду с другими проблемами, существенно влияют на экономику страны.

Потребность в совершенствовании среднего профессионального образования осознается как актуальное реагирование общества на высокие требования к уровню подготовки специалистов, предъявляемые работодателями, производством, социумом и рынком труда. Модернизация системы профессионального образования стала характерной особенностью социального прогресса и современного состояния России [1]. Особенность связана как с требованиями, предъявляемыми к специалистам, так и необходимостью быть максимально готовыми и способными быстро включаться в производственные процессы, корректировать свою общественную и профессиональную деятельность в новых социально-экономических условиях.

Успешная реализация развития среднего профессионального образования (СПО) возможна в статусе Центра внутрифирменного образования в условиях образовательного кластера совместно с активной реализацией профессионального партнерства Цель такого Центра - формирование эффективного инновационного, открытого пространства, оптимизирующего и консолидирующего взаимодействие педагогических коллективов, работодателей и обеспечивающего подготовку специалистов, выпускников качественного образования, повышение его конкурентоспособности на региональном рынке труда в условиях разви-

тия высоких технологий производства [2]. Внутрифирменное обучение предполагает организацию профессиональной подготовки кадров в рамках самого образовательного учреждения за счет кадровых, материально-технических и методических ресурсов (обучение на рабочем месте).

Актуальным является исследованием возможностей и специфики педагогической организации образовательного кластера применительно к учреждениям объединенных по педагогическому признаку и партнерским отношением (Т.И. Шамова) [3]. Педагогическая организация подготовки студентов на основе кластерного подхода предусматривает определение особенностей проектирования и функционирования учебной деятельности студентов, управление этой деятельности со стороны преподавателей, создание и управление образовательным кластером как профессиональной средой [4].

Реализация данной цели обеспечивается через формирование образовательного кластера как инновационной среды, обладающей современной развитой материально-технической базой, открытой системой, способной гибко реагировать на изменяющиеся запросы общественного развития и интегрировать процесс, производство и социум [5]. При этом в качестве основы деятельности кластера по достижению поставленной цели выступают: информатизация процесса и процессов управления, внедрение компетентного подхода и системы менеджмента качества [6].

Охарактеризуем основные этапы эксперимента по апробации содержания и технологии внутрифирменного образования.

Первый этап - выбор и осмысление проблемного поля исследования внутрифирменного образования. В рамках данно-

го этапа преподаватели изучают состояние и проводят анализ деятельности структурных подразделений, образующих кластер, социологические опросы, осуществляют анализ социально-экономической политики региона, исследуют состояние предприятий, изучают рынок труда, участвуют в промоушн-акциях и пр. Такая форма работы способствует эффективному развитию коммуникативных навыков, умению устанавливать конструктивные деловые отношения с профессиональными партнёрами, воспитывает чувство ответственности, исполнительности, инициативности, как педагогов, так и студентов.

Одной из отличительных форм исследуемого внутрифирменного образования внутри кластера стала составляющая профессионального партнерства, которая заключается в целевой подготовке специалистов для конкретного образовательного учреждения или предприятия. Данная форма предполагает заключение колледжем договора, который предусматривает следующее:

• сторонняя организация направляет конкретного преподавателя с обязательством освоения новой технологии;

• колледж учитывает требования в рамках кластерного подхода организации при выстраивании для данного преподавателя индивидуального образовательного маршрута.

Второй этап - создание педагогических условий и ресурсов для профессиональной самореализации преподавателей в условиях образовательного кластера.

Создание педагогических условий как качественных изменений в структуре человеческих ресурсов:

• профессиональное обучение и повышение квалификации работников;

• профориентация и адаптация новых сотрудников; ротация кадров;

• планирование карьеры; подготовка резерва руководителей;

• вовлечение работников в управление предприятием;

• делегирование полномочий;

• развитие творчества, внутрифирменного предпринимательства;

• создание условий для самообразования и саморазвития.

В рамках семинара «Развитие колледжа как Центра профессиональной самореализации и внутрифирменного обучения преподавателей» были реализованы различные формы внутрифирменного обучения в условиях кластера:

- образовательные проблемные занятия с привлечением профессионалов-партнеров;

- проектировочные учебные занятия по конкретным заявкам заказчиков;

- проведение рефлексивных методик;

- сопровождение работы творческих групп преподавателями - тьюторами;

- сопровождение работы поисково-методических объединений руководителями инициативной группы;

- проведение учебных модулей программы повышения квалификации (профессионального развития) по интеграции проектно-исследовательских работ с практикой на предприятиях заказчиков-партнеров.

Библиографический список

Данные формы были вписаны в индивидуальные образовательные маршруты повышения квалификации исходя из проблем конкретного педагога, с учетом его инициативы и мотивации.

Для формирования учебно-методической базы внутрифирменного обучения в условиях кластера в ходе эксперимента перед педагогами была поставлена методическая цель - создать свой банк мультимедийных пособий. Например, одним из перспективных методов обучения является метод дистанционного обучения с помощью специализированных учебных видеокурсов, получивший широкое распространение, как один из наиболее интересных, простых и эффективных способов повышения профессиональной грамотности. Этот метод позволяет предоставить любому педагогу возможность неоднократного обращения к учебным материалам, изучения новых и повторения полученных в ходе предыдущих занятий знаний и методик, получение не только теоретических знаний, но и практических навыков повседневного применения этих знаний.

Реальные производственные сцены из производственной практики российских предприятий, иллюстрирующие сложные моменты процессов ремонта техники, обращения с новым оборудованием, общения с партнерами или клиентами, детально разбирают и демонстрируют сложные конструкции и алгоритмы действий в различных производственных ситуациях.

Наибольшее затруднение у педагогов вызвало составление подробных методических разработок и материалов, которые обязательно должны прилагаться к комплекту учебного видеокурса, позволяя самостоятельно отработать необходимые для профессиональной деятельности навыки и модели поведения. В комплект необходимо включить тесты, которые смогут показать уровень теоретических знаний обучающегося, а видео даст возможность в доступной и интересной форме увидеть ситуацию со стороны.

Таким образом, этот метод обучения позволяет педагогам и студентам совершить переход от «я это знаю» к «я это делаю».

Третий этап - организация проектно-исследовательской деятельности педагогов в условиях кластера.

Составной частью внутрифирменного образования преподавателей в условиях кластера является проектно-исследовательская деятельность, под которой понимается непрерывное образование преподавателей, имеющее целью освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения будущих специалистов; повышение уровня общедидактической и методической подготовленности к организации и ведению качества профессионального обучения; обмена опытом между сотрудниками коллектива колледжа и предприятий-партнеров.

В ходе нашего исследования было установлено, что преподаватели, предпочитающие проектно-исследовательский стиль обучения, отличаются инициативностью по отношению к образовательной ситуации в целом. Это касается и содержания учебного материала, и процесса обучения. Для данной категории преподавателей - это процесс, который никогда не прекращается и лучше всего реализуется в реальной деятельности. Внутрифирменная подготовка в условиях кластера мотивирует их на различные проекты, участие в деятельности на разных уровнях.

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Вестник Образования России. -2012. - № 3-4.

2. Ческидов, В.В. Управление качеством подготовки специалистов в сфере среднего профессионального образования (на примере колледжа): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2006.

3. Шамова, Т.И. Кластерный подход к развитию образовательных систем // Взаимодействия образовательных учреждений и институтов социума в обеспечении эффективности, доступности и качества образования региона: материалы X МОФ, БелГУ, МПГУ. - Белгород, 2006. - Ч. I.

4. Яворский, О.Е. Образовательный кластер как форма социального партнерства техникума и предприятий газовой промышленности: дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2008.

5. Авербух, РН. Интеграция образовательных учреждений и классификация ее организационных форм. - СПб., 1998.

6. Суркова, Е.Н. Компетентностный подход в педагогической деятельности // Образовательные технологии. - 2001. - № 10.

7. Марон, А.Е. Теоретико-методологические основы проектирования технологий обучения взрослых. - СПб., 2000.

8. Никулина, И.Л. Педагогические условия управления качеством профессиональной подготовки студентов колледжа: автореф. канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2006.

9. Сальникова, Т.П. Педагогические технологии. - М., 2010.

10. Топоровский, В.П. Развитие исследовательской культуры директора школы: учеб. пособие. - СПб., 2000.

11. Юсупов, В.З. Основы педагогического проектирования в образовании. - Киров, 2003.

12. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 1997.

Bibliography

1. Federaljnihyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273 - FZ «Ob obrazovanii v Rossiyjskoyj Federacii» // Vestnik Obrazovaniya Rossii. - 2012. - № 3-4.

2. Cheskidov, V.V. Upravlenie kachestvom podgotovki specialistov v sfere srednego professionaljnogo obrazovaniya (na primere kolledzha): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - SPb., 2006.

3. Shamova, T.I. Klasternihyj podkhod k razvitiyu obrazovateljnihkh sistem // Vzaimodeyjstviya obrazovateljnihkh uchrezhdeniyj i institutov sociuma v obespechenii ehffektivnosti, dostupnosti i kachestva obrazovaniya regiona: materialih X MOF, BelGU, MPGU. - Belgorod, 2006. - Ch. I.

4. Yavorskiyj, O.E. Obrazovateljnihyj klaster kak forma socialjnogo partnerstva tekhnikuma i predpriyatiyj gazovoyj promihshlennosti: dis. ... kand. ped. nauk. - Kazanj, 2008.

5. Averbukh, R.N. Integraciya obrazovateljnihkh uchrezhdeniyj i klassifikaciya ee organizacionnihkh form. - SPb., 1998.

6. Surkova, E.N. Kompetentnostnihyj podkhod v pedagogicheskoyj deyateljnosti // Obrazovateljnihe tekhnologii. - 2001. - № 10.

7. Maron, A.E. Teoretiko-metodologicheskie osnovih proektirovaniya tekhnologiyj obucheniya vzroslihkh. - SPb., 2000.

8. Nikulina, I.L. Pedagogicheskie usloviya upravleniya kachestvom professionaljnoyj podgotovki studentov kolledzha: avtoref. kand. ped. nauk. -Magnitogorsk, 2006.

9. Saljnikova, T.P. Pedagogicheskie tekhnologii. - M., 2010.

10. Toporovskiyj, V.P. Razvitie issledovateljskoyj kuljturih direktora shkolih: ucheb. posobie. - SPb., 2000.

11. Yusupov, V.Z. Osnovih pedagogicheskogo proektirovaniya v obrazovanii. - Kirov, 2003.

12. Yasvin, V.A. Obrazovateljnaya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu. - M., 1997.

Статья поступила в редакцию 12.01.14

УДК 371.3

Petrunina M.A. THE SOCIO-PEDAGOGICAL ORIENTATION OF AESTHETIC ACTIVITY SCHOOLBOY. The article examines the socio-pedagogical orientation of aesthetic activity schoolboy, which includes characterization objectives, factors, approaches and principles of the organization of aesthetic activity. Semantic approach is socio-pedagogical as a methodological basis, including the collection of scientific ideas and provisions of socializing factors emphasizing the educational process.

Key words: aesthetic activity , principles and organizational factors of aesthetic activity, socio-pedagogical approach, social activity, aesthetic education space, socialization as the process steps of forming a social activity schoolboy.

М.А. Петрунина, канд. пед. наук, доц. ОГПУ, г. Оренбург, E-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА

В статье рассматривается социально-педагогическая направленность эстетической деятельности школьника, которая включает характеристику целей, факторов, подходов и принципов к организации эстетической деятельности. Смыслообразующим подходом является социально-педагогический как методологический базис, включающий совокупность научных идей и положений об акцентировании социализирующих факторов процесса образования.

Ключевые слова: эстетическая деятельность, принципы и факторы организации эстетической деятельности, социально-педагогический подход, социальная активность, эстетическое образовательное пространство, социализация как процесс, этапы формирования социальной активности школьника.

Социокультурная ситуации современного российского общества характеризуется кризисом эстетических идеалов, снижением уровня духовного развития подрастающего поколения, что обостряет востребованность социально активной личности, способной к коррекции жизненных перспектив на основе понимания прекрасного в жизни и искусстве. Особую значимость с первых лет обучения в школе приобретает эстетическая деятельность, в условиях которой закладываются мировоззренческие основы, познавательные интересы и эстетические ориентиры младшего школьника при включении его в различные виды образовательной деятельности.

Однако в образовательных учреждениях начального звена наблюдается ослабление внимания к вопросам формирования социальной активности младшего школьника, по-прежнему отдается предпочтение обучению предметным знаниям без должного внимания к проблеме активизации личностных качеств ученика. При этом целесообразно было бы рассматривать формирование социальной активности личности на основе занятий искусством, обеспечивающих творческое созидание и опыт взаимодействия с внешним миром, с окружающими людьми, самим собой.

Одним из эффективных средств формирования социальной активности младшего школьника выступает эстетическая деятельность, в которой активизируется социальная позиция и социально одобряемое поведение подрастающего поколения. Наиболее успешно развитие социальной активности младшего школьника происходит в социально значимых музыкально-твор-

ческих занятиях, пробуждающих чувство прекрасного, умение оценить окружающую действительность по законам красоты.

Имеющийся педагогический потенциал эстетической деятельности и недостаточная разработанность научно-методического обеспечения социоориентированной направленности эстетического воспитания школьника обусловили обращенность к решению данной проблемы.

В этой связи в период модернизации российского образования, перехода на стандарты нового поколения возрастает роль школы как важнейшего фактора гуманизации общественных отношений, формирования новых жизненных установок личности, позволяющих понимать прекрасное на основе знаний его объективных критериев. При этом необходимы изменения во взаимоотношениях людей, расширение аспектов самореализации личности в мире, обеспечение развивающей эстетической среды.

Социально-педагогический подход к эстетической деятельности школьников по своей сущности - это методологически значимая совокупность научных идей и положений об акцентировании социализирующих факторов процесса образования, доминантой которого утверждается становление личности, способной полноценно социализироваться в обновляющемся обществе, реализовать возможности свободного развития [1].

Несмотря на признание важности социально-педагогического подхода в различных областях знаний, к настоящему времени отсутствуют сформулированные принципы по отношению к организации эстетической деятельности школьников как ведущего фактора социального воспитания личности. Социально-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.