Научная статья на тему 'Внутренняя экспертиза соответствия качества подготовки обучающихся в вузе государственным образовательным стандартам'

Внутренняя экспертиза соответствия качества подготовки обучающихся в вузе государственным образовательным стандартам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ЭКСПЕРТИЗЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / САМООБСЛЕДОВАНИЕ ВУЗА / ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА / EDUCATIONAL PROCESS QUALITY MANAGEMENT / INTERNAL AND EXTERNAL ANALYSIS / STATE EDUCATIONAL STANDARD / INTERNAL ANALYSIS AT UNIVERSITY / QUALITY INDICATORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бугакова Нина Юрьевна

Дано пошаговое описание процесса самообследования, который позволяет выявить соответствие специальностей требованиям государственный образовательных стандартов по всем направлениям деятельности вуза и определить дальнейшую стратегию его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бугакова Нина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internal analysis of the conformance of the quality of university student training to state educational standards

This article offers a step-by-step description of the internal analysis process, which makes it possible to identify the conformance of all fields of study available at the university to the requirements of state education standards and determine the further development strategy.

Текст научной работы на тему «Внутренняя экспертиза соответствия качества подготовки обучающихся в вузе государственным образовательным стандартам»

УДК 378.12.146

Н. Ю. Бугакова

ВНУТРЕННЯЯ ЭКСПЕРТИЗА СООТВЕТСТВИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ

Дано пошаговое описание процесса самообследования, который позволяет выявить соответствие специальностей требованиям государственный образовательных стандартов по всем направлениям деятельности вуза и определить дальнейшую стратегию его развития.

This article offers a step-by-step description of the internal analysis process, which makes it possible to identify the conformance of all fields of study available at the university to the requirements of state education standards and determine the further development strategy.

Ключевые слова: управление качеством образовательного процесса, внутренняя и внешняя экспертизы, государственный образовательный стандарт, са-мообследование вуза, показатели качества.

Key words: educational process quality management, internal and external analysis, state educational standard, internal analysis at university, quality indicators.

Решение основных задач по управлению качеством образовательного процесса производится на основе анализа результатов экспертизы соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в вузе государственным образовательным стандартам, которая представляет собой научно обоснованную процедуру, направленную на обеспечение качества подготовки обучающихся.

Анализ соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников технического вуза государственным образовательным стандартам — это всесторонняя (внутренняя и внешняя) экспертиза.

Внутренняя экспертиза специальностей, направлений и деятельности вуза в целом осуществляется самостоятельно (процесс самообследования). От степени ответственности и критичности, а также достоверности представленных материалов, на основе которых проводится са-мообследование, зависит не только содержание и объем внешней экспертизы Рособрнадзора, но и дальнейшая стратегия развития вуза. Эффективность и полезность процедуры самообследования во многом обусловлена внутренней мотивацией коллектива кафедр, факультетов и вуза в целом. Чем критичнее и объективнее проведено самообследо-вание, тем более качественно вуз подготовится к внешней оценке своей деятельности, устраняя недостатки и добиваясь наиболее полного соответствия специальностей и направлений требованиям ГОСов по научному, организационному, методическому, библиотечному, информационному обеспечению учебного процесса. Таким образом, глобальная и объективная экспертиза деятельности образовательного учреждения, основанная на использовании широкого диапазона методов и средств оценивания, может быть сделана только самим образовательным учреждением.

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. Вып. 5. С. 25-31.

Одна из важнейших задач системы качества состоит в стимулировании образовательных учреждений к проведению регулярного са-мообследования. Для реализации поставленных задач необходима рейтинговая система, в основу которой положены следующие принципы: 1) добровольность; 2) гибкость планирования; 3) максимальное сближение личных и корпоративных целей с максимальным учетом интересов сотрудников; 4) реальность вознаграждения за проделанную работу; 5) самоконтроль качества выполняемых работ.

Целью проведения внутренней экспертизы является установление соответствия (несоответствия) содержания и качества подготовки обу---- чающихся и выпускников образовательного учреждения федеральным

26 государственным образовательным стандартам (далее — ФГОС) или государственным образовательным стандартам до истечения срока реализации (далее — ГОС). Требования к содержанию и качеству подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения высшего профессионального образования изложены в следующих разделах ГОС: раздел 4 «Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы», раздел 5 «Сроки освоения основной профессиональной образовательной программы», раздел 6 «Требования к разработке и условиям реализации основной образовательной программы», раздел 7 «Требования к уровню подготовки выпускника». На основе требований сформулированы показатели, устанавливающие соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников данным требованиям и оценивающиеся по одному или нескольким критериям (табл. 1).

Таблица 1

Показатели и критерии, устанавливающие соответствие содержания и качества подготовки обучающихся [1]

Показатель содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников Критерий показателя содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников Значение критерия показателя содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников

1. Обязательный минимум содержания основной профессиональной образовательной программы 1.1. Наличие обязательных дисциплин федерального компонента в соответствующем цикле 100%-ное наличие обязательных дисциплин федерального компонента в учебном плане, расписании занятий, экзаменационных ведомостях, учебной нагрузке; 100%-ное наличие рабочих программ дисциплин

1.2. Общее количество часов теоретического обучения Выполнение требований ГОСов ВПО

1.3. Объем учебной нагрузки по циклам дисциплин, ч Выполнение требований ГОСов ВПО

1.4. Объем учебной нагрузки по дисциплинам, ч Выполнение требований ГОСов ВПО

Продолжение табл. 1

Показатель содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников Критерий показателя содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников Значение критерия показателя содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников

1.5. Обязательный минимум содержания дисциплин Наличие в рабочих программах дисциплин минимума содержания ГОСов ВПО

1.6. Альтернативность дисциплин по выбору студента 100%-ное наличие альтернативной дисциплины для каждой дисциплины по выбору

2. Сроки освоения ООП 2.1. Общий срок освоения основной профессиональной образовательной программы, нед. Выполнение требований ГОСов ВПО

2.2. Продолжительность теоретического обучения, нед. Выполнение требований ГОСов ВПО

2.3. Продолжительность практики, нед. Выполнение требований ГОСов ВПО

2.4. Продолжительность каникул, нед. Выполнение требований ГОСов ВПО

2.5. Продолжительность экзаменационных сессий, нед. Выполнение требований ГОСов ВПО

2.6. Продолжительность итоговой государственной аттестации, нед. Выполнение требований ГОСов ВПО

2.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году, нед. Выполнение требований ГОСов ВПО

2.8. Максимальный объем учебной нагрузки студента в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы, ч Выполнение требований ГОСов ВПО

2.9. Средний объем аудиторных занятий студента в неделю (очная форма обучения), объем аудиторных занятий в неделю (очнозаочная форма обучения), объем аудиторных занятий в учебном году (заочная форма обучения), ч Выполнение требований ГОСов ВПО

27

Окончание табл. 1.

28

Показатель содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников Критерий показателя содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников Значение критерия показателя содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников

3. Результаты освоения образовательной программы 3.1. Уровень базовой подготовки студентов Доля студентов, освоивших дисциплины федерального компонента ФГОСов, превышает критериальное значение для каждой УГС (50%)

3.2. Содержание и уровень курсовых работ (проектов) Тематика 80% курсовых работ (проектов) соответствуют профилю дисциплин по каждой образовательной программе

3.3. Организация практик 80%-ное обеспечение документами всех практик по образовательной программе

3.4. Содержание и уровень выпускных квалификационных работ 80%-ное обеспечение документами по организации итоговой аттестации выпускников; уровень выпускных квалификационных работ

3.5. Порядок проведения и содержание государственных экзаменов Количество и перечень государственных экзаменов по образовательной программе полностью соответствуют требованиям ГОСов; не менее 80% студентов по каждой образовательной программе имеют положительные оценки по государственным экзаменам

4. Учебнометодическое обеспечение учебного процесса 4.1. Использование учебнометодической документации в образовательном процессе 80%-ное обеспечение всех видов занятий по дисциплинам учебного плана учебно-методической документацией

4.2. Доступность фондов учебно-методической документации Наличие доступа 80% студентов к фондам учебно-методической документации

5. Кадровое обеспечение учебного процесса 5.1. Соответствие базового образования преподавателей профилю преподаваемых дисциплин Не менее 50% преподавателей по каждой образовательной программе

5.2. Участие преподавателей в научной и/или научно-методической деятельности 80% штатных преподавателей по каждой образовательной программе

Для формирования отчета по самообследованию используется следующее правило принятия решения: содержание и качество подготовки обучающихся и выпускников признается не соответствующим ГОСам в случае установления несоответствия требованиям ГОСов одного пока-

зателя. Показатель считается соответствующим ГОСам, если выявлено соответствие им не менее половины критериев показателя (табл. 2).

Таблица 2

Количество критериев показателя

Номер показателя (см. табл. 1) 1 2 3 4 5

Количество критериев показателя (см. табл. 1) 6 9 5 2 2

Количество критериев, выполнение которых свидетельствует о соответствии требованиям ФГОСов 3 5 3 1 1

В отчет по самообследованию входят результаты тестирования студентов, проводимого вузом. Результат тестирования студента по дисциплине считается удовлетворяющим требованиям ГОС, если студентом освоены все дидактические единицы дисциплины, предъявленные для тестирования. Дидактическая единица считается освоенной студентом, если выполнено не менее половины входящих в нее заданий. Результат тестирования т по укрупненной группе специальностей (далее — УГС) рассчитывается по формуле

т _ кГСЭтГСЭ + кЕНтЕН + кОВДтОПД

к + к + к

КГСЭ т КЕН т кОПД

где тГСЭ, тЕН, тОПД — процент результатов, соответствующих требованиям ГОСов по дисциплинам циклов подготовки (ГСЭ — цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, ЕН — цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин, ОПД — цикл общепрофессиональных дисциплин); кгсэ = 1, кин = 1, кОПд = 3 — весовые коэффициенты результатов тестирования по циклам дисциплин. Если тестирование по определенному циклу подготовки по УГС не проводилось, то его весовой коэффициент равен нулю. Критериальным значением для принятия положительного решения о соответствии уровня базовой подготовки студентов по УГС является значение результата тестирования по УГС т > 60%.

Для каждой образовательной программы высшего профессионального образования с учетом формы обучения указываются фактические значения критериев и отклонение в процентах от установленных ГОСами:

1. Наличие обязательных дисциплин федерального компонента в соответствующем цикле; общее количество часов теоретического обучения; объем учебной нагрузки по циклам дисциплин; объем учебной нагрузки по дисциплинам; обязательный минимум содержания дисциплин; альтернативность дисциплин по выбору студента.

2. Сроки освоения основной профессиональной образовательной программы (для каждой образовательной программы высшего профессионального образования указываются фактические значения критериев и отклонение в процентах от установленных ГОСами):

— общий срок освоения основной профессиональной образовательной программы, продолжительность теоретического обучения, практики, каникул, экзаменационных сессий, итоговой государственной аттестации, общий объем каникулярного времени в учебном году;

29

— максимальный объем учебной нагрузки студента в неделю, включая все вицы его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы;

— средний объем аудиторных занятий студента в неделю (очная форма обучения), объем аудиторных занятий в неделю (очно-заочная форма обучения), объем аудиторных занятий в учебном году (заочная форма обучения).

3. Результаты освоения образовательной программы: результаты тестирования; рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); программы практик (учебных, производственных); документы, регламентирующие порядок проведения и содержание итоговой аттестации выпускников; анализ итогового (государственного) междисциплинарного экзамена;

4. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса.

5. Кадровое обеспечение учебного процесса характеризуется в соот-ветствиии с таблицей 3, с указанием процентов преподавателей, участвующих в научной и/или научно-методической деятельности (табл. 4).

Таблица 3

Образец оформления таблицы по показателю «Кадровое обеспечение учебного процесса»

Образова- тельная программа ППС

Работающие на выпускающих кафедрах (физические лица) Работающие на штатной основе, % С базовым образованием, соответствующим профилю преподаваемых дисциплин, % С учеными степенями и званиями

Всего Доктора наук, профессора

О и О & Наименование °/ % Штатные, чья научная специальность соответствует профилю подготовки °/ % Штатные, чья научная специальность соответствует профилю подготовки

- - - - - - - - -

Таблица 4

Образец оформления таблицы по показателям научной и научно-методической деятельности преподавателей

Образовательная программа Объем финансирования НИР (на выпускающих кафедрах за последние 3 года, в среднем за год) Количество публикаций, изданных за последние 5 лет штатными преподавателями выпускающих кафедр

Код ОКСО Наиме- нование Всего Фундаментальные и прикладные НИР НИР, финансируемые из внешних источников Моногра- фии Учебники и учебные пособия с грифами

- — — — — — -

Итогом работы внутренней экспертизы является отчет по самооб-следованию, который позволяет решать задачу по управлению качеством образовательного процесса.

Список литературы

1. Наводнов В. Г., Мотова Г. Н. Аккредитация образовательных организаций в Российской Федерации в 2011 году : аналитическое обозрение. Вып. 2. М., 2012.

2. Сборник законодательных и нормативно-правовых документов. Ч. 1—3. Йошкар-Ола, 2012.

Об авторе

Нина Юрьевна Бугакова — д-р пед. наук, проф., проректор по УМРиР, Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота, Калининград.

E-mail: [email protected]

About author

31

Prof. Nina Bugakova, Vice-Rector for Academic Affairs and Research, Baltic State Fishing Fleet Academy, Kaliningrad.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.