ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)
ВНУТРЕННИЙ АУДИТ ЗАТРАТ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В ЭЛЕКТРОСЕТЕВЫХ КОМПАНИЯХ
З.А. ДАУДОВА
Дагестанский государственный университет,
соискатель e-mail: [email protected]
Роль контроля в электросетевом комплексе значительно расширяется. Необходим не просто контроль на соответствие законодательным, нормативным актам и процедурам, а необходимость выявления слабых мест и ошибочных решений, с тем чтобы своевременно исправить их и не допускать повторений. Статья посвящена вопросам эффективности создания службы внутреннего аудита, позволяющая учесть специфику деятельности электросетевых компаний, и особенности проведения внутреннего аудита в части затрат и калькулирования себестоимости.
Ключевые слова: внутренний контроль; электросетевые компании; служба внутреннего аудита; внутренний аудит затрат и себестоимости.
Коды классификатора JEL: O13, P28, M42.
Компании достигают целей контроля путем разработки и внедрения процедур контроля на различных уровнях управления и на разных уровнях обработки данных. Существует большое число различных процедур осуществления внутреннего контроля. Выбор того или иного способа зависит от специфики деятельности организации, ее потребности в том или ином виде контроля и возможности его осуществления. На состав процедур контроля влияют объем, степень сложности и особенности бизнеса, а также специфика условий проведения контроля и системы бухгалтерского учета, действующие на предприятии, включая метод обработки данных.
Большинство руководителей крупных предприятий столкнулось с тем, что существующая в нашей стране система бухгалтерского учета и отчетности не обеспечивает потребности оперативного управления предприятием, так как хозяйственные операции в ней фиксируются в момент их свершения, когда уже ничего нельзя изменить, а приходится только констатировать свершившийся факт. Отчетность же составляется по так называемым отчетным периодам, когда также уже не представляется возможным принять какие-то оперативные решения. Это делает объективной необходимостью существование сравнительно новой для отечественных предприятий организационной формы контроля — внутреннего аудита.
Внутренний аудит является объективным источником информации, тем самым помогая руководству компании в достижении целей и выполнении поставленных задач наиболее эффективным образом. Наличие внутреннего аудита является положительным сигналом для потенциальных инвесторов и кредиторов и повышает инвестиционную привлекательность компании. Учитывая задачи, стоящие перед внутренним аудитом, перспективы его развития, целесообразно выделить следующие его функции: контроль, позволяющий не отклоняться от запланированных показателей и корректировать их для достижения оптимального результата; информационноаналитическая функция заключается в обеспечении информацией собственников, акционеров и руководителей для построения эффективного механизма управления; прогнозная функция внутреннего аудита заключается в том, что, включая в систему аудита плановые и нормативные данные, в ходе обработки информации проводится анализ результатов деятельности подразделений, что позволяет прогнозировать динамику экономических показателей, намечать направления развития производства; коммуникативная функция службы внутреннего аудита обеспечивает необходимую связь между производственными подразделениями, технологическими и экономическими службами, выполняющими работы по планированию, контролю, диспетчированию производства.
В бухгалтерском учете отчетность является достоверной если она сформирована в соответствии с нормативной базой, однако, несмотря на свою объемность, нормативная база отечественного учета и налогообложения не всегда дает ясные и однозначные ответы в отношении затрат включаемых в себестоимость продукции способствуя появлению весьма спорных мнений в отношении достоверности информации. Законодательная база по учету затрат продолжает непрерывно меняться и корректироваться, из-за чего достоверность информации оказывается непостоянной по времени и становится зависимой от принятия или отмены того или иного нормативного акта. Требования официальных положений и инструкций бывают иногда недостаточно обоснованными вследствие чего не всегда возможно точно и объективно отражать затраты в себестоимости продукции.
© Даудова З.А., 2009
ВНУТРЕННИЙ АУДИТ ЗАТРАТ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
125
Основной целью аудита затрат и себестоимости является выражение мнения о достоверности показателей затрат. Без достоверной и объективной информации о затратах и себестоимости невозможно эффективно управлять ЭСК.
Ввиду наличия в электросетевых компаниях (далее — ЭСК) ряда особенностей в части отражения в учете отдельных хозяйственных операций, а также регулирования осуществляемых ЭСК видов деятельности государством, организация внутреннего аудита в ЭСК становится все более актуальной. Отталкиваясь от рассчитанного показателя себестоимости, ЭСК должны организовать процесс оказания услуг таким образом, чтобы обеспечить приемлемый уровень себестоимости и возможность ее постоянного снижения. Специфика деятельности электросетевых компаний приводит к возникновению таких ситуаций, как неравномерное признание выручки в бухгалтерском учете по причине несвоевременного закрытия актов по оказанию услуг по передаче электроэнергии с энергосбытовыми компаниями. Понесенные компаниями затраты списываются на себестоимость по мере оказания услуг по передаче электроэнергии и отражения в учете выручки от реализации. В случае если акты по передаче электроэнергии закрываются в следующем отчетном периоде, а затраты понесены в текущем отчетном периоде, косвенные затраты будут списываться на себестоимость того вида деятельности, по которому получена выручка. В итоге себестоимость основного вида деятельности ЭСК — услуг по передаче электроэнергии — искажается. Кроме того, ошибки и нарушения при калькулировании себестоимости услуг по передаче и распределению электроэнергии неизбежно влекут за собой рост тарифов. Тем самым цикл передачи и распределения электроэнергии является наиболее уязвимым местом для возможных ошибок, нарушений, хищений, а также приписок и других злоупотреблений. Без действенного контроля за производственными процессами и связанными с ними затратами невозможно повышение и эффективности осуществления деятельности, мобилизации внутрипроизводственных резервов. Потребность в организации и проведении внутреннего аудита затрат на услуги, осуществляемые ЭСК, является в настоящее время объективной реальностью. Она объясняется важностью организации эффективного процесса управления затратами в современных условиях, а также сложностью и многообразием учетных процедур по формированию затрат, различиями в бухгалтерском и налоговом учете, часто меняющемся налоговом законодательстве. Ошибки могут привести к искажению прибыли, которое соответствующим образом наказывается налоговыми органами. Грамотно проведенный аудит позволит своевременно выявить и идентифицировать участки учета, требующие совершенствования и обеспечить эффективное решение задач управления затратами на всех уровнях. Вместе с тем, из-за фискальных соображений внешних контролеров, основное внимание в учете производственных затрат, как правило, уделяется правомерности их включения в себестоимость продукции, а не рационализации затрат и точности калькулирования себестоимости.
Обеспечение высокого качества аудиторских проверок затрат в ЭСК требует от аудиторов соответствующей квалификации, специальных знаний, использования специальных стандартов и методик аудита с учетов отраслевой специфики. В данном случае, наиболее целесообразным является создание служб внутреннего аудита в ЭСК, сотрудники которой будут иметь возможность получать консультации у ЦФО, находящимися в штате ЭСК по возникшим вопросам производственного характера. Также необходимо организовать разовое обучение сотрудников службы внутреннего аудита по особенностям как производственного, так и бухгалтерского учета в ЭСК.
Служба внутреннего аудита призвана заниматься вопросами нормирования, планирования хозяйственной деятельности и организации инвентаризаций и ревизионных проверок, анализа финансово-хозяйственной деятельности организации, координировать работу с РЭК (региональной энергетической компанией) по исполнению тарифов, работу с прочими сторонними организациями по вопросам учета, предоставления и обоснования различного рода информации и организовать правильность применения процедур контроля.
В российском законодательстве в настоящее время действует один правовой акт, в котором приведена оценка внутреннего аудита, на основании этого при создании подразделения контроля организации необходимо учитывать нормы, приведенные в Правиле № 29 постановления Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».
Создание службы внутреннего аудита позволит обеспечить проведение достоверности учета в короткие сроки. В связи с тем что не представляется возможным проверить в сплошном порядке всю обширную документацию, связанную с учетом затрат и формированием себестоимости в силу временных и стоимостных ограничений, за короткий промежуток времени аудитор на основе исследования признаков, свидетельствующих о наличии искажений, выявляет и тщательно проверяет те участки учета, в которых вероятнее всего ожидается содержание ошибок и нарушений. Созданная служба внутреннего аудита позволит сократить затраты на проведение внешнего аудита как во временном так и в стоимостном выражении.
В процессе проведения внутреннего аудита затрат на производство необходимо изучить элементы учетной политики организации, определить нормативные документы, являющиеся
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)
126
З.А. ДАУДОВА
основанием для выбора того или иного способа бухгалтерского учета в анализируемом периоде. Это позволит оценить степень влияния выявленных нарушений на достоверность формирования себестоимости продукции и бухгалтерской отчетности и их соответствие нормативным до кументам.
Проверка затрат по видам калькуляционных статей позволит контролеру определить формирование издержек по местам возникновения и выявить непроизводительные расходы. При изучении данных статей, проверяющему важно установить случаи необоснованного отнесения к затратам расходов, не подлежащих включению в себестоимость продукции и незаконного отнесения затрат, связанных с нарушением действующего законодательства, норм и нормативов. Особенно тщательно необходимо проверить статьи, связанные с управлением производством.
В силу специфики деятельности ЭСК внутреннему аудитору необходимо проверить правильность определения потерь электроэнергии в сетях при ее передаче. В ходе проведения внутреннего контроля затрат крайне важно установить факты и причины, повлиявшие на эти потери и расходы.
Безусловно, себестоимость продукции — один из оценочных показателей, определяющих качество работы предприятия. В силу этого проверка правильности отнесения затрат на производство и реализацию продукции является одним из наиболее важных вопросов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борисова Т.Г. Методические аспекты внутреннего аудита затрат на диетическое питание в санаторнокурортных организациях : науч. издание / Информ.-внедренческий центр «Маркетинг». Маркетинг, 2007.
2. Каратонов М.Е. Финансово-правовое регулирование внутреннего аудита как одного из видов финансового контроля в РФ // Налоги (журнал), 2006. № 1.
3. «Налоги» (газета). 2008. № 1.
4. Сахирова И.П. Учет и внутренний аудит затрат в системе управления организации кондитерской промышленности / М-во образования и науки РФ, Вост.-Сиб. гос. технол. ун-т. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ , 2004.
5. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696.
6. Чушинская О.С. Внутренний аудит прямых затрат химических производств: дис... канд. экон. наук: Саратов, 2006.