ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ВЕЛЮТИНА В.Г.
ВНУТРЕННИЙ АУДИТ И РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА В СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье показаны основные различия службы внутреннего аудита и ревизионной комиссии акционерного общества в судостроительной промышленности Российской Федерации, а на практическом примере электромонтажного предприятия, являющегося ОАО и самостоятельной структурной единицей Северного субхолдинга Объединенной судостроительной корпорации, выявлены особенности работы ревизионной комиссии. Дана характеристика основных факторов работы ревизионной комиссии как формы внутреннего финансово-хозяйственного контроля. Доказана необходимость организации эффективной ревизионной комиссии акционерного общества в судостроительной промышленности.
VELYUTINA Ж
INTERNAL AUDIT AND INSPECTION COMMISSION JOINT STOCK COMPANY IN SHIPBUILDING INDUSTRY: PROBLEMS AND PROSPECTS OF ORGANIZATION
Abstract: The article shows the main differences of the internal audit and the audit committee of the company in the shipbuilding industry of the Russian Federation, as a practical example of wiring the enterprise is OAO and independent structural unit of the Northern sub-holding of the United Shipbuilding Corporation, the peculiarities of the Audit Commission. Characteristics of main factors of the Audit Commission as a form of internal financial and economic control. Proved the need for effective auditing committee of the company in the shipbuilding industry.
Ключевые слова: служба внутреннего контроля, открытое акционерное общество, ревизионная комиссия, акционеры, контрольная функция управления.
Keywords: internal control service, a joint stock company, the audit committee, shareholders, the monitoring function of management.
Президентом Российской Федерации в настоящее время определены три приоритетных направления промышленного развития. Это авиационная и судостроительная промышленность, космическая деятельность. В стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу дано определение судостроительной промышленности Российской Федерации как совокупности зарегистрированных на тер-
ритории страны в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности судостроительных и судоремонтных предприятий, предприятий судового машиностроения и морского приборостроения, электромонтажных предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, обеспечивающих создание кораблей, судов и плавсооружений [6]. В статье рассматривается один из важнейших элементов внутреннего контроля в системе управления крупным электромонтажным предприятием судостроительной промышленности на Севере России.
В зависимости от внутренних и внешних условий деятельности и уровня развития в каждой отдельно взятой структуре внутренний контроль может быть организован по-разному. При этом организация внутреннего контроля должна учитывать обязательные требования действующего законодательства. Осуществление внутреннего контроля призвано предупреждать и выявлять нарушения требований законодательства, принятых управленческих решений и стандартов, способствовать обеспечению эффективности и целесообразности финансово-хозяйственной деятельности, соблюдению интересов государства, собственников и работников организации. Эффективная организация внутреннего контроля позволяет своевременно принимать корректирующие меры, привлекать к ответственности виновных, получать компенсацию за причиненный ущерб, осуществлять мероприятия, направленные на предотвращение нарушений впредь.
Совокупность организационной структуры, методик и процедур, используемых руководством акционерного общества для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предупреждения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, образует систему внутреннего контроля ОАО.
Организационная структура системы внутреннего контроля включает в себя императивные (обязательные) элементы, установленные законами и иными нормативными актами, и инициативные элементы, внедряемые исходя из масштабов деятельности и внутренних потребностей самой организации. Обязательным элементом организационной структуры системы внутреннего контроля открытого акционерного общества является ревизионная комиссия, а инициативным - внутренний аудит.
Несмотря на то что внутренний аудит является важным элементом системы внутреннего контроля и играет существенную роль в деятельности крупных промышленных предприятий, мало стран, в которых внутренний аудит регулируется законодательно, за исключением финансового сектора. В большинстве случаев регулирование осуществляется на уровне регулятора фондового рынка и фондовых бирж. Российская Федерация не исключение, у нас законодательно отрегулирована деятельность ревизионной комиссии. Обязательное образование ревизионной комиссии предусмотрено федеральными законами, регулирующими деятельность организаций различных организационно-правовых форм. Так, в соответствии с Федеральным законом от
26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об акционерных обществах» для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью высшим органом управления - общим собранием акционеров - избирается ревизионная комиссия (ревизор) общества. Общество вправе самостоятельно выбрать структуру этого органа - будет ли он коллегиальным (ревизионная комиссия) или единоличным (ревизор). Согласно отечественному законодательству, ревизионная комиссия обязана проводить в рамках внутрифирменного контроля ревизии и проверки, а на собрание собственников, которое проводится, по крайней мере, один раз в год, готовить отчет о своей работе и заключение о достоверности финансовой информации.
В целях недопущения возможности недобросовестного функционирования система внутреннего контроля подвергается мониторингу и контролю со стороны совета директоров посредством специально созданных органов (аудиторский комитет, ревизионная комиссия, служба главного аудитора), а также посредством независимого внешнего аудита [2].
Различием ревизионной комиссии и службы внутреннего аудита является характер деятельности этих органов: ревизионная комиссия работает фактически на общественных началах, а служба внутреннего аудита - на постоянной основе.
Пользователями информации службы внутреннего аудита являются совет директоров (комитет по аудиту) и менеджмент.
Функциональное руководство деятельностью службой внутреннего аудита осуществляет комитетом по аудиту (но может осуществлять и активно работающая ревизионная комиссия, примером чего является ОАО «ВымпелКом»), что позволяет обеспечить относительную автономию службы внутреннего аудита от менеджмента.
Создание службы внутреннего аудита позволяет поставить работу по совершенствованию контрольной среды и риск-менеджмента на систематическую основу. Но следует помнить, что затраты на создание и поддержание этой службы, укомплектованной квалифицированным персоналом, могут быть сравнимы с затратами на все остальные инструменты контроля вместе взятые, включая внешний аудит [1].
Несмотря на растущие масштабы деятельности и стратегии развития судостроения, на то, что расходы на проведение внутреннего аудита, в том числе содержание и выплату зарплаты службе внутреннего аудита (внутреннему аудитору), уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ) и сокращают затраты на внешний аудит, руководство судостроительных компаний Севера России пока не внедряет функцию внутреннего аудита в систему контроля.
Особенность ревизионной комиссии (сокращенно РК) состоит в том, что отказаться от ее создания в акционерном обществе нельзя, но и наполнить ее существование содержанием и смыслом на практике получается не всегда.
Ревизионные комиссии создаются в соответствии с требованиями законодательства на предприятиях любой организационно-правовой формы. Ре-
визионная комиссия является органом контроля собственников за деятельностью менеджмента предприятия, так как она:
❖ подотчетна собственникам и выполняет функции в соответствии с полномочиями, делегированными ей собственниками;
❖ не является структурным подразделением предприятия;
❖ не подчиняется руководству предприятия [5].
В соответствии с Законом об Акционерных обществах (далее АО) проверку финансово-хозяйственной деятельности общества проводит не только ревизионная комиссия, но и аудитор общества. Закон об АО гласит, что ревизионная комиссия (ревизор) общества или аудитор общества составляет заключение по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности общества (статья 87 Закона об АО). При этом и заключение аудитора, и заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам проверки годовой бухгалтерской отчетности относятся к обязательным материалам, предоставляемым участникам годового общего собрания. То есть дублирование (хотя и частичное) функций ревизионной комиссии и внешнего аудитора закреплено на законодательном уровне. При этом функциональная определенность действий ревизионной комиссии не закреплена типовым положением, в отличие от стандартов аудита. По мнению автора, имеется необходимость в создании стандартов ревизионной комиссии, что позволит уйти от дублирования действий.
Рассмотрим работу ревизионной комиссии на примере крупной промышленной компании отрасли судостроения, находящейся на Севере России. ОАО «Арктика» известно в судостроительной промышленности как лидер среди электромонтажных компаний отрасли.
Традиционно в российской практике корпоративного управления роль Ревизионной комиссии недооценивается, с нашей точки зрения, как менеджментом российских компаний, так и их акционерами. В соответствии с ФЗ «Об акционерных обществах» Ревизионная комиссия наделена существенными полномочиями в области контроля за финансово-хозяйственной деятельностью компании. Однако с учетом особенности избрания данного контрольно-ревизионного органа (большинством голосов, соответственно, исключительно за счет голосов мажоритарного акционера) миноритарные акционеры без поддержки мажоритарного акционера не имеют возможности пользоваться данным высокопотенциальным инструментом контроля. К сожалению, Ревизионная комиссия ОАО «СПО Арктика» не является исключением. В составе Ревизионной комиссии отсутствуют независимые члены, регулярность проведения проверок (заседаний), с нашей точки зрения, недостаточна для эффективной работы, а система вознаграждения не обеспечивает должную мотивацию членов Ревизионной комиссии.
Итогом проверки ревизионной комиссией ОАО «Арктика» финансово -хозяйственной деятельности акционерного общества является заключение, которое, согласно ст . 87 Закона, должно содержать:
❖ подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах и иных финансовых документах общества;
❖ информацию о фактах нарушения установленных правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово - хозяйственной деятельности .
Ревизионная проверка проводилась на основании документов, регистров бухгалтерского и налогового учета, реестров и пояснений, предоставленных руководством Общества. Анализ включал в себя изучение раскрытия в финансовой (бухгалтерской) отчетности информации о финансово-хозяйственной деятельности, оценку принципов и методов бухгалтерского учета, а также правил подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности и годового отчета.
При анализе финансово-экономической деятельности Общества необходимо учитывать особенности производства основной продукции. ОАО «Арктика», являясь основным соисполнителем работ главных компаний судостроения и судоремонта (ОАО «ПО «Севмаш» и ОАО «ЦС «Звездочка») по строительству и ремонту военной техники для Минобороны по государственному оборонному заказу, имеет специфические особенности хозяйственной деятельности, в т.ч. длительность производственного цикла, особенности при расчетах за выполненные работы по частичной готовности заказов. В связи с этим. Общество имеет в балансе значительный объем незавершенного производства, который до завершения строительства (ремонта) заказов не учитывается при определении результатов деятельности.
Таким образом, принимая во внимание невозможность применения стандартных методов оценки финансово-экономической деятельности ОАО «Арктика», ревизионная комиссия считает, что необходимо скорректировать отдельные показатели бухгалтерского баланса.
При формировании бухгалтерской отчетности в сумме кредиторской задолженности «перед прочими кредиторами» (строка 628 бухгалтерского баланса) указываются «авансы по частичной готовности». Авансы по частичной готовности - это получение авансов по частичной готовности заказа со сдачей работ по ведомостям исполнения с отнесением затрат на незавершенное производство.
Таким образом, данные по краткосрочной задолженности «перед прочими кредиторами» и по оборотным активам, указанные в балансе ОАО «Арктика», не позволяют корректно оценить финансово-экономическую деятельность Общества.
Следовательно, в целях определения финансового состояния Общества и его платежеспособности необходимо скорректировать оборотные активы и кредиторскую задолженность на сумму незавершенного производства (строка 213 бухгалтерского баланса).
В соответствии с Федеральным законом от 19 декабря 2006 г. №238-Ф3 «О федеральном бюджете на 2007 год» предусмотрено право Правительства РФ осуществлять реструктуризацию задолженности стратегических предприятий и организаций также по пеням и штрафам перед государственными
внебюджетными фондами. Учитывая тот факт, что ОАО «Арктика» был представлен полный пакет документов по реструктуризации, указанную сумму задолженности следует рассматривать как «прочие долгосрочные обязательства», уменьшив сумму «задолженности перед государственными внебюджетными фондами».
30,00 25,00 20,00 15,00 10,00 5,00 0,00
□ Рентабельность объема продаж ■ Бухгалтерская рентабельность ПЧистая рентабельность
□ Рентабельность собственного капитала ■ Рентабельность реализованной продукции
Рис. 1. Показатели рентабельности ОАО «Арктика».
Показатели рентабельности ОАО «Арктика» в 2009 году значительно выросли по сравнению с 2008 годом. Положительная тенденция указанных показателей рентабельности в 2009 году по выводам ревизионной комиссии свидетельствует о повышении деловой активности, о повышении прибыли от продаж.
Рентабельность собственного капитала составляет в 2009 году -27,26%, что свидетельствует по выводам комиссии об эффективном использовании собственного капитала. Но данные показатели сложились под влиянием внешних факторов, а именно: получены крупные бюджетные средства на увеличение уставного капитала и реализацию лизинговой программы судостроения, которые некоторое время не использовались по назначению, а размещались под проценты в коммерческих банках, обеспечив показатели за счет значительного увеличения прочих доходов.
Главной задачей ревизионной комиссии является предотвращение причинения ОАО «Арктика» (а значит, и его акционерам) убытков в результате некомпетентных или недобросовестных действий исполнительного органа ОАО «Арктика».
Повышение эффективности функционирования ревизионной комиссии ОАО «Арктика» возможно по следующим трем категориям: квалификация членов ревизионных комиссий, их независимость, а также деятельность ревизионной комиссии в целом. Другими словами, для того чтобы совершенствовать деятельность членов ревизионной комиссии, необходимо, во-первых,
Показатели рентабельности
£
Г ГС 11
(и
^ з
.0 1- и
X
_0 О
^
(и с
Ю
т
01.01.2009
01.01.2010
чтобы ее члены были финансово грамотными, квалифицированными, эрудированными; во-вторых, члены ревизионной комиссии должны быть функционально независимыми, ведь только тогда они смогут эффективно выполнять свои надзорные обязанности; в-третьих, ревизионной комиссии необходимо собираться регулярно и по мере необходимости встречаться с Советом директоров, генеральным и финансовым директорами, внутренним контролером, главой органа внутреннего аудита и внешними аудиторами как коллективно, так и индивидуально для обеспечения качества, целостности и надежности финансовой отчетности.
Для повышения эффективности системы управления и контроля в ОАО «Арктика» целесообразно:
❖ усовершенствовать существующую структуру органов управления акционерного общества и порядок распределения компетенций органов;
❖ уточнить ряд процедурных вопросов, в частности определить статус и соотношение решений органов и ужесточить правила протоколирования деятельности органов. Последнее требование направлено в первую очередь на облегчение доказывания добросовестности и разумности действий тех или иных лиц при принятии ими решения.
Чаще всего, опыт показывает, что коллегиальность органа (комиссия) делает его работу более громоздкой и бюрократичной. Комиссия может превратиться в орган, работающий от заседания к заседанию, члены которого выкраивают понемногу времени для эпизодических проверок или только для годовой проверки. Ревизор, в отличие от РК, при правильной организации работы может организовать работу практически на ежедневной основе с привлечением профессионалов.
Как избрание, так и досрочное прекращение полномочий членов ревизионной комиссии относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Решение этого вопроса не может быть перепоручено исполнительному органу или совету директоров акционерного общества. Акции, принадлежащие членам совета директоров или лицам, занимающим должности в органах управления общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии. Члены ревизионной комиссии не могут одновременно являться членами совета директоров или занимать иные должности в органах управления обществом.
Хотя по закону «Об акционерных обществах» ревизионная комиссия непосредственно подчиняется общему собранию акционеров и совету директоров общества, опыт автора свидетельствует о том, что на практике служба внутреннего аудита (контрольно-ревизионное управление) нередко подчиняется финансовому директору компании. Из всех топ-менеджеров именно финансовый директор более всего заинтересован в снижении потерь от хищений и нецелевого использования средств, а также в сокращении запасов. Кроме того, нередко финансовый директор имеет опыт работы или специальные знания во внешнем либо внутреннем аудите и может осуществлять методическое руководство службы внутреннего аудита [3].
Подводя итог, важно отметить, что акционеры крупных российских открытых акционерных обществ судостроительной промышленности нередко забывают и о том, что у ревизионной комиссии есть преимущества даже перед контрольными структурами совета директоров, являющегося главным органом акционерной компании (не путать с высшим органом). Комиссия -специализированный контрольный орган коллективного собственника акционерной компании.
Таким образом, проблема подбора акционерами добросовестных и грамотных специалистов для работы в этом контрольном формировании решается непосредственно с использованием ресурсов прямой акционерной демократии на общем собрании, а при передаче указанных функций контроля текущей деятельности в регулярном режиме, например, комитеты совета директоров ревизуют деятельность исполнительных органов и аппарата управления, решается самой ревизионной комиссией, советом директоров и внутренним аудитом.
_Литература_
1. Аудит / Ерофеева В.А., Пискунов В.А, Битюкова Т.А. - М.: Юрайт, 2010.356 с.
2. Васильева Н.Е. Внутренний контроль и внутренний аудит: есть различия? // Внутренний контроль в кредитной организации, 2010, №1. - С.18-21.
3. Осипенко О.В. Акционерное общество. Корпоративные процедуры. Общее собрание акционеров и совет директоров. - М.: Статут, 2009. - 352с.
4. Печерская А.Н. Выявление признаков налоговых правонарушений: использование открытых источников информации // Аудиторские ведомости, 2010, №6. - С.14-17.
5. Чистопашина С.С. Место и роль внутреннего аудита в системе внутрифирменного контроля // Все для бухгалтера, 2010, №7. - С.10-14.
6. Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу. Приказ Минпромэнерго России от 6 сентября 2007г. №354.