ПРОБЛЕМЫ ПРАВА
УДК 347.1+34(4/9)
РЕВИЗИОННАЯ (НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ) КОМИССИЯ В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА ПО РОССИЙСКОМУ И ВЬЕТНАМСКОМУ ПРАВУ (сравнительный аспект)
© 2013 г. Зыонг Ань Зунг
Зыонг Ань Зунг -аспирант,
кафедра гражданского права,
юридический факультет,
Южный федеральный университет,
ул. М. Горького, 88, г. Ростов-на-Дону, 344002.
E-mail: [email protected].
Duong Anh Dung -
Post-Graduate,
Department of Civil Law,
Faculty of Law,
Southern Federal University,
Gorky St., 88, Rostov-on-Don, 344002.
E-mail: [email protected].
Представлен сравнительный анализ по различным аспектам правового регулирования статуса ревизионной комиссии в российском праве и наблюдательной комиссии во вьетнамском праве. Выявлены сходства и различия в законах двух стран по данному вопросу, сделаны предложения по совершенствованию деятельности этого органа акционерного общества. Выдвинуты две модели организационной структуры для акционерных обществ в зависимости от их характера.
Ключевые слова: акционерное общество, ревизионная комиссия (наблюдательная комиссия), контроль, компетенция, кумулятивное голосование.
The article provides the comparative analysis of various aspects in the legal regulation of the status of Revisory committee in the Russian law and Supervisory committee in the Vietnamese law. As the result of this comparison, similarities and differences in the laws of the two countries on this subject have been identified and suggestions for improving the work of this body in joint-stock company were put forward. The author of the article suggests two models of organizational structure for companies depending on their characteristics.
Keywords: join-stock company, revisory committee (supervisory committee), control, competence, cumulative voting.
Ревизионная (наблюдательная) комиссия [1] по своей специфике не входит в систему органов управления акционерного общества по схеме: общее собрание акционеров - совет директоров - исполнительный орган. Она является самостоятельным контрольно-надзорным органом компании, в чем заключается специфика российского и вьетнамского права, которая не характерна ни англо-американской, ни континентальной системе права.
В России и во Вьетнаме правовой статус ревизионной (наблюдательной) комиссии за-
крепляется на законодательном уровне, но при этом существуют многие различия в её регулировании в законах двух стран, что требует осуществления сравнительного анализа по конкретным вопросам.
Необходимость образования ревизионной (наблюдательной) комиссии. В российской практике акционерной деятельности часто возникает вопрос, есть ли необходимость в образовании такого органа внутреннего контроля, как ревизионная комиссия? Дело в том, что внешний контроль за деятельностью АО
осуществляет внешний аудит, а внутренний контроль - совет директоров из-за предусмотренного законом совмещения части управленческой и контрольной функции в этом органе. По рекомендации Кодекса корпоративного поведения (распоряжение ФСЦБ от 04.04.2002 г. № 421/р), многие АО создают при совете директоров комитет по аудиту в целях обеспечения «фактического участия совета директоров в осуществлении контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества».
Следует сказать, что хотя все перечисленные субъекты - контрольные, но они имеют разные статусы. Внешний аудит не является органом АО, он - самостоятельный субъект правоотношения. Его деятельность ориентирована не на акционеров компании, а на внешнего пользователя, в том числе инвестора. Он осуществляет контроль на основе договора, заключенного между ним и акционерным обществом. Комитет по аудиту, не является самостоятельным органом АО, а лишь подразделением при совете директоров, создаваемым для обеспечения контрольной функции данного органа, следовательно, он подотчетен совету директоров. Тем не менее его статус ещё не закреплен законом.
В отличие от вышеуказанных инструментов ревизионная (наблюдательная) комиссия -независимый от совета директоров орган АО, она подотчетна только общему собранию акционеров, на котором её члены избираются. Она предназначена осуществлять контроль за финансово-хозяйственной деятельностью АО и всех его органов управления. В российском праве, по смыслу п. 1 ст. 85 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 24.11.1995 г. №208-ФЗ ревизионная комиссия (ревизор) является обязательным органом общества. Во вьетнамском праве наблюдательная комиссия должна создаваться только в компании, где число акционеров свыше 11 либо имеется акционер - юридическое лицо, обладающее более 50 % акций компании.
На наш взгляд, значение контрольной деятельности ревизионной (наблюдательной) комиссии состоит в обеспечении интересов акционеров, особенно миноритарных, и в предотвращении злоупотреблений со стороны мажоритарных акционеров, доминирующих в совете директоров. Для этого образование ревизионной комиссии (наблюдательной комиссии) является необходимым для АО с множе-
ством акционеров, особенно публичных компаний. Что касается АО с небольшим числом акционеров, где интересы большинства могут быть обеспечены в совете директоров, то нет необходимости в образовании ревизионной (наблюдательной) комиссии. В таких АО достаточно создавать при совете директоров комитет по аудиту.
О компетенциях и ответственности ревизионной (наблюдательной) комиссии. Сразу надо отметить, что законы обеих стран наделяют данный орган широкой компетенцией в сфере контроля и надзора в компании - он вправе проверять деятельность не только менеджмента, но и всех органов управления, включая деятельность совета директоров и самого общего собрания акционеров (ОСА). Однако на практике вопрос об его фактическом значении остается под сомнением. Причина в том, что, хотя функция ревизионной (наблюдательной) комиссии широка, ей не предоставлены достаточные правовые средства для выполнения своих функций (особенно в российском праве). В результате ее существование во многих случаях носит лишь формальный характер, а когда в компании возникают негативные явления или последствия, то этот контрольный орган часто обвиняется в ненадлежащем выполнении своих функций.
Формально российский Закон выделяет лишь две статьи (ст. 85, 87 ФЗ № 208), регулирующие статус и деятельность ревизионной комиссии, из-за чего трудно говорить об его достаточном правовом регулировании. В соответствии с п. 3 ст. 85 указанного Закона, проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности АО осуществляется ревизионной комиссией по итогам деятельности общества за год. Внеочередная проверка может проводиться по ее собственной инициативе, а также по решению ОСА, совета директоров либо по требованию акционера (акционеров), обладающего не менее 10 % голосующих акций общества. По итогам проверки составляется заключение, которое носит лишь рекомендательный характер и направляется к органу (лицу), требовавшему этой проверки, оно не имеет обязательной юридической силы. Правда, ревизионная комиссия, осуществляя свою функцию по контролю, не вправе принимать собственных решений, кроме процедурных (в том числе, право созыва общего собрания акционеров в соответствии с п. 9 ст. 55 ФЗ).
По сравнению с российским правом, во вьетнамском законе «О коммерческих предприятиях» от 29.11.2005 г. вопрос о статусе наблюдательной комиссии регулируется более конкретно (ст. 121 - 128). Выделяется ст. 123 «О полномочиях и задачах наблюдательной комиссии». В ее компетенцию входит:
- надзор за деятельностью совета директоров, директора (генерального директора);
- проверка законности, разумности, аккуратности в управленческой, хозяйственной деятельности, в организации бухгалтерского учёта и составлении финансовой отчетности компании;
- проведение экспертизы к годовому и квартальному финансовому отчёту компании, также отчёту об оценке деятельности совета директоров. Все отчёты должны быть направлены наблюдательной комиссии для экспертизы до проведения ОСА;
- внесение предложений ОСА или совету директоров об изменении, совершенствовании организационной структуры управления компании;
- при обнаружении нарушений в управленческой или хозяйственной деятельности наблюдательная комиссия вправе потребовать от органа или лица-нарушителя приостановить нарушения и принять меры по восстановлению последствий;
- право созыва ОСА, если в установленном сроке совет директоров не принял решения об его созыве. Такое право она приобретает автоматически, а не в судебном порядке, как это предусмотрено в российском Законе;
- по требованию акционера (акционеров), обладающего не менее чем 10 % обыкновенных акций компании, наблюдательная комиссия вправе возбуждать в суде иск против членов совета директоров, директора (генерального директора) в случаях нарушений этими лицами своих обязанностей [2]. Порядок и процедура судопроизводства осуществляются в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.
Для обеспечения деятельности наблюдательной комиссии ст. 124 вьетнамского закона «О коммерческих предприятиях» 2005 г. предусматривает равное право на доступ и ознакомление с документами для членов наблюдательной комиссии и членов совета директоров. При этом извещение о заседании совета директоров, бюллетень для голосования для
членов совета директоров, а также приложенные документы должны быть направлены членам совета директоров и членам наблюдательной комиссии одновременно; отчёты директора (генерального директора), представленные в совете директоров, должны быть направлены членам наблюдательной комиссии в таком же порядке.
Какова ответственность членов наблюдательной комиссии? Разумеется, что предоставление любому органу определенных полномочий всегда пропорционально его ответственности. В России данный вопрос пока не решен на законодательном уровне. Вьетнамский Закон 2005 г. предусматривает материальную и персональную ответственность членов наблюдательной комиссии, основаниями для которой являются: 1) наличие нарушения членом наблюдательной комиссии в своей деятельности; 2) наличие убытков, причиненных компании в результате этого нарушения.
На основании вышеуказанного сравнения можно сделать вывод, что правовое регулирование вопроса о компетенции и ответственности ревизионной комиссии (наблюдательной комиссии) во вьетнамском праве является более объёмным по сравнению с российским правом. Чтобы усовершенствовать деятельность этого органа, целесообразно включить в российский Закон конкретные положения о компетенции и мере ответственности ревизионной комиссии, в частности: ужесточить порядок протоколирования в этом органе; предоставить ревизионной комиссии возможность принять решения; установить материальную персональную ответственность ее членов за нарушения в своей деятельности.
О требованиях к членам ревизионной (наблюдательной) комиссии. Из-за особого характера контрольно-надзорной функции члены ревизионной (наблюдательной) комиссии должны быть зависимыми и объективными, а также профессиональными в своей деятельности. В связи с этим необходимо установить на законодательном уровне определенные требования к этим лицам.
В российском Законе об АО найдено одно требование, предусмотренное в п. 6 ст. 85: члены ревизионной комиссии не могут одновременно быть членами совета директоров или занимать иные должности в органах управления общества. Такое требование вытекает из необходимости разграничения
управления и контроля, что обеспечивает объективность в работе данного органа.
Во вьетнамском Законе о коммерческих предприятиях 2005 г. этот вопрос регулируется более подробно. Выделена ст. 122, рассматривающая критерии и требования к членам наблюдательной комиссии:
- возрастное требование - свыше 21 года, полная гражданская дееспособность, отсутствие судимости;
- члены наблюдательной комиссии не могут одновременно занимать должности в органах управления компании;
- члены наблюдательной комиссии не могут быть аффилированными лицами членов совета директоров, директора (генерального директора).
Кроме того, ст. 121 вьетнамского Закона предусматривает дополнительные требования к составу наблюдательной комиссии, согласно которому более половины членов этого органа должны быть постоянно проживающим во Вьетнаме и как минимум - один из них должен быть бухгалтером либо аудитором. Такое положение вьетнамского права направлено на повышения профессиональности и эффективности данного органа.
Все эти требования (кроме первого) пока отсутствуют в российском Законе. Требование о неаффилированности членов наблюдательной комиссии по отношению к членам совета директоров, директора (генерального директора) может исключать давления или воздействия на членов наблюдательной комиссии по знаку «знакомства» и служит необходимой гарантией независимости и объективности в контрольной деятельности этого органа.
Не менее важны, на наш взгляд, требования о специальном образовании и опыте. Эти качества делают членов ревизионной комиссии (наблюдательной комиссии) более профессиональными, уверенными и независимыми в своей деятельности. Многие компании закрепляют эти требования в своем уставе и других внутренних документах [3]. Однако, учитывая особое значение данного органа в системе контроля за деятельность компании (особенно для публичных компаний), необходимо закрепить все эти требования на законодательном уровне.
Об избрании членов ревизионной (наблюдательной) комиссии. Чтобы данный орган
мог обладать реальной эффективностью в своей деятельности, не менее важную роль играет способ избрания его членов. Российский и вьетнамский законы имеют разные подходы к данной проблеме. В соответствии с ст. 85 российского Закона члены ревизионной комиссии избираются общим собранием акционеров путем обычного голосования, т.е. одна голосующая акция - один голос. При избрании членов ревизионной комиссии не учитываются акции, принадлежащие членам совета директоров или лицам, занимающим должности в органах управления общества (п. 6 ст. 85).
По вьетнамскому Закону члены наблюдательной комиссии избираются общим собранием акционеров также путем кумулятивного голосования, как при избрании членов совета директоров (п. 3 ст. 104 Закона 2005 г., ст. 29 постановления № 102/2010 г. Правительства Вьетнама).
Как нам известно, при кумулятивном голосовании число голосов, принадлежащих каждому акционеру, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в этом органе. При этом акционер вправе отдать все полученные голоса полностью за одного кандидата либо распределить их между различными кандидатами по своему усмотрению. В отличие от обычного способа голосования (одна акция - один голос) кумулятивное голосование в силу умножения голосов даёт миноритарным акционерам больше возможности выдвигать своих кандидатов при выборе органов компании, и поэтому служит средством защиты права миноритарии от злоупотребления мажоритарии.
На наш взгляд, избрание членов ревизионной (наблюдательной) комиссии должно осуществляться также кумулятивным голосованием, как при избрании членов совета директоров. При таком голосовании не учитываются акции, принадлежащие членам совета директоров или лицам, занимающим должности в органах управления общества. При соблюдении указанного порядка выбора ревизионная (наблюдательная) комиссия становится более независимой в своей деятельности, обеспечивая интересы миноритарных акционеров.
В итоге, не претендуя на полноту, хотим выдвинуть две модели организационной структуры, которые могут применяться для акционерных обществ:
- модель организационной структуры без ревизионной (наблюдательной) комиссии, применяемая к обычным АО с небольшим числом акционеров (рис. 1). В акционерных обществах с небольшим числом акционеров основные противоречия часто возникают между акционерами и менеджментом. В силу того, что общество имеет мало акционеров, их интересы в большей степени могут быть представлены в совете директоров и через этот орган, акционеры могут осуществлять эффективный контроль за деятельностью ме-
неджмента. Поэтому для таких АО в целях упрощения организационной структуры нет необходимости создавать такой отдельный контрольный орган, как ревизионную (наблюдательную) комиссию. Достаточно лишь образовать при совете директоров комитет по аудиту с определенным числом независимых членов;
- модель организационной структуры с ревизионной (наблюдательной) комиссией для АО с множеством акционеров и публичных компаний (рис. 2).
Общее собрание акционеров
1 Совет директоров
г г
Комитет по аудиту Комитет по стратегии Комитет по кадрам
Д иректор (генеральный директор)
Рис. 1
Рис. 2
В обществе с множеством акционеров часто возникают конфликты интересов между различными группами акционеров, между миноритарными и мажоритарными акционерами. Кумулятивное голосование членов совета директоров даёт возможность миноритариям выдвинуть своих кандидатов в данный орган, однако при этом нельзя отрицать тот факт, что представители мажоритарных акционеров всегда доминируют в составе совета директоров. Вследствие этого интересы миноритарных акционеров могут быть не учтены в любое время простым большинством при принятии решений в этом органе.
Для предотвращения такой ситуации создание независимого от совета директоров контрольного органа - ревизионной (наблюдательной) комиссии - является необходимым. Вместе с тем применение способа кумулятивного голосования при избрании членов этого органа и исключение при таком голосовании акций, принадлежащих членам совета
директоров или лицам, занимающим должности в органах управления компании, при избрании членов ревизионной (наблюдательной) комиссии могут помочь в ее создании с участием многочисленных представителей миноритарии.
В публичных компаниях создание этого органа приобретает более важное значение. Существование ревизионной (наблюдательной) комиссии с независимостью, прозрачностью и эффективностью в своей контрольной деятельности будет более полно убеждать акционеров и потенциальных инвесторов в надёжности компании.
Литература и примечания
1. Во вьетнамском праве употребляется понятие «наблюдательная комиссия» (supervisory committee). В данной статье термины «ревизионная комиссия» и «наблюдательная комиссия» понимаются как синонимы из-за сходства их статуса по российскому и вьетнамскому праву.
2. Nghi Binh 102/2010 Chinh phu nroc CHXHCN Viet Nam, dieu 25 (Постановления № 102/2010 Правительства Вьетнама, ст. 25).
Поступила в редакцию
3. Например, Положение о ревизионной комиссии ОАО «Вымпел-Коммуникации», часть II от 10 июня 2009 г.
4 марта 2013 г.