УДК 342:340.1
Д. Н. Парганаева
Внутренние и внешние функции государства:
исследование основных проблем
В данной статье анализируются современные проблемы реализации функций государства в Российской Федерации. Рассматриваются основные внешние и внутренние функции Российского государства, эффективность их реализации и перспективы развития.
This article is devoted to modern problems of realizing the functions of the state in the Russian Federation. The main external and internal functions of the Russian state, the effectiveness of their implementation and prospects for development are considered.
Ключевые слова: внешние функции государства, внутренние функции государства, международное сотрудничество.
Key words: external functions of the state, internal functions of the state, international cooperation.
Функции государства показывают его сущность, предназначение, а также структуру самого государства, иными словами, его внутреннее строение, которое прежде всего определяется той деятельностью, которую оно осуществляет. В свою очередь, предназначение государства определяется его функциями, которые и необходимы для выполнения полезной для общества деятельности.
Сами функции направлены на достижение определённых целей, имеющихся на современном этапе развития Российского государства, и выполнение чётко установленных задач.
На сегодняшний день основными функциями Российской Федерации являются следующие: экономическая, функция налогообложения, обеспечения народовластия, социальная, экологическая, которые являются внутренними функциями, а также функция обороны страны, интеграции в
© Парганаева Д. Н., 2018
экономику мира, борьбы с терроризмом, сотрудничества с другими странами в вопросах о решении глобальных проблем на мировом уровне, поддержания мирового правопорядка, которые относят к внешним [1].
Рассмотрим каждую из функций более подробно.
Экономическая функция обеспечивает нормальное развитие и функционирование экономики. Государственная программа по развитию экономики предусматривает финансирование исследований в сфере науки и промышленности, особенно в области тех направлений, которые наиболее приоритетны для государства. Однако стоит заметить, что недостаточно внимания было уделено развитию именно отечественного производства, что является важной проблемой сегодня. Кроме того, ещё одной проблемой является зависимость экономики от сырьевого и топливного рынков. Несмотря на то что опыт некоторых стран показывает, что выживание экономики страны может обеспечить всего одна отрасль, Россия находится в иной геополитической и демографической ситуации, поэтому данная проблема непременно требует скорейшего решения с помощью оптимизации топливно-энергетического комплекса Российской Федерации. Исходя из практики реализации функции можно сделать вывод, что реформы как в финансовой, промышленной, так и в хозяйственной жизни России, способные обеспечить нормальное функционирование экономики страны, напрямую связаны с дальнейшим усилением роли государства в экономической сфере жизнедеятельности страны [3].
Функция налогообложения тесно связана с экономической функцией. В новых условиях развития России налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От правильности построения системы налогообложения зависит эффективное развитие народного хозяйства в целом. В содержание функции налогообложения входит формирование казны государства, а также её пополнение с помощью любых видов налогов. Из-за кризисных явлений в экономике, имеющихся сегодня, перед данной функцией особо остро стоит задача наиболее оптимального сбора налогов в государственную казну, что является крайне существенной проблемой. Однако по мере стабилизации ситуации все сильнее и целесообразнее должна проявить себя функция налогообложения в роли механизма, имеющего регулирующее воздействие на экономику. Такое назначение данной функции является немаловажным.
Касаясь функции обеспечения народовластия, стоит отметить, что в политической области действует целая система политических институтов,
44
учреждений, государственных органов и прежде всего тех представительных органов, которые народ выбирает и наделяет полномочиями от своего имени осуществлять власть. Функция обеспечения народовластия проявляется в том, что государство защищает и охраняет права, интересы граждан и организаций, обеспечивает как правовой, так и общественный порядок, а также защищает конституционный строй от противоправных вторжений с чьей-либо стороны [5].
Социальная функция очень масштабна по объёму тех видов деятельности, которые она охватывает. Её главным назначением является создание равных условий и возможностей для всех граждан страны и обеспечение общественного благополучия. Содержание этой функции многообразно: от охраны государством здоровья и труда людей до установления размера пенсий. Кроме того, преодоление, смягчение роста безработицы, бедности, стабилизация уровня жизни являются одними из важнейших прерогатив социальной функции государства. К сожалению, осуществляется эта функция так, что не может отвечать предъявляемым ей требованиям. Выражается это, например, в частых задержках заработной платы на многих предприятиях, задержках различных пенсий и пособий, а также в росте цен. Всё это приводит к сильному снижению уровня жизни населения. Именно поэтому борьба с подобными негативными явлениями и их устранение - одна из главнейших задач государства, собственно определяющая саму роль его социальной функции.
Экологическая функция тесно связана с социальной, так как именно государство обеспечивает экологическую безопасность граждан. Основное содержание экологической функции - это государственная деятельность по обеспечению охраны окружающей среды и улучшение её качества. Необходимость данной функции обусловлена тем, что на сегодняшний день в стране происходит научно-техническая революция, последствия которой могут неблагоприятно повлиять на окружающую среду и самого человека. Кроме того, Россия, обладая огромными природными ресурсами, пока не имеет достаточного опыта, чтобы грамотно эти ресурсы использовать, что является одной из основных проблем, касающихся экологической функции [7].
Далее рассмотрим внешние функции Российского государства.
Согласно функции обороны, вооруженные силы России служат для вооруженной защиты целостности государства, отражения агрессии, которая может быть направлена против неё и для сохранения неприкосновенности территории. Реализуется данная функция посредством выполнения ряда
мероприятий (военных, экономических, правовых, идеологических, организационных и иных), обеспечивающих военную безопасность государства. Она носит комплексный характер и осуществляется экономическими, политическими, идеологическими, дипломатическими, военными и иными средствами. Несмотря на то что международная обстановка улучшается, у России все ещё существуют внешнеполитические проблемы. Также в связи с возможным расширением НАТО на Восток остаётся возможность неблагоприятных для России геополитических изменений [2].
Функция интеграции в мировую экономику основывается на том, что в современном мире признается экономическая взаимозависимость. Её осуществление стало возможным в связи с тем, что ослабла напряженность между государствами. Экономическая интеграция предполагает установление стабильных отношений между государствами и сохранение порядка во всем мире. Именно поэтому Россия стремится к интеграции в мировую экономику, что привело к созданию нового механизма внешнеэкономической деятельности. Государство отказалось от приоритета внешнеполитических интересов перед экономическими, так как это мешало нормальному развитию экономических и торговых отношений.
Функция борьбы с терроризмом очень важна сегодня, так как стремительно развивается международный терроризм, приобретая все более широкие масштабы. Терроризм - один из наиболее опасных видов преступлений на международном уровне. Ни одно из государств не способно самостоятельно справиться с этой проблемой, поэтому государствам необходимо действовать вместе. Одной из мер по борьбе с терроризмом является создание международных организаций по борьбе с ним. Планирование деятельности по предупреждению терроризма и обмен информацией позволяет государству действеннее бороться с этой проблемой [4].
Наиболее значимая функция взаимодействия с другими государствами в разрешении глобальных проблем возникла в постконфронтационный период отношений между странами всего мира. Точкой опоры этой функции является более выгодный способ решения проблем, которые актуальны для каждой страны и требуют незамедлительного международного отклика. К первоочередным проблемам можно отнести повсеместную заинтересованность мирового сообщества в предотвращении экологических катастроф большого масштаба, например таких, как авария на Чернобыльской АЭС, которая вышла за рамки территориальных пределов одного государства. Все мировые страны заинтересованы в вопросе о всеобщей охране природных ресурсов и окружающей среды. Взаимодействие России с другими
46
государствами на международном уровне определено исключительно взаимозависимостью всех стран мира и признанием общечеловеческих ценностей в качестве главных ориентиров в межгосударственном общении [6].
Функция поддержки мирового порядка влияет и на сферу участия мирового сообщества в регулировании межнациональных распрей. Эти действия обусловлены тем, что характер таких конфликтов сопровождается нарушением прав человека, в особенности отношения к национальным меньшинствам, исходя из этого и требуется международное вмешательство [8].
Таким образом, на разных этапах развития государства на первый план могут выдвигаться разные функции. Сегодня в современном мире совершенствуется функция по защите человека и его прав. Стоит заметить, что содержание функций любого государства может изменяться из-за различных факторов, таких как опасность экологических катастроф, обстановка политической нестабильности, эпидемии и пр.
Список литературы
1. Альмухаметов Ф.Д., Таймасов А.Р. Государственное управление инвестиционным развитием региона // Воспроизводственный потенциал региона: проблемы количественных измерений его структурных элементов: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф., 2-4 июня 2016 г. - Уфа: Ак Идель Пресс, 2016. - С. 321-324.
2. Ахунов Р.Р., Токтамышева Ю.С., Мухаметова А.Д. и др. Интегральный показатель риска как инструмент анализа развития экономических подрайонов региона // Инновационное развитие российской экономики: сб. науч. тр. IX Междунар. науч.-практ. конф., 25-28 окт. 2016 г. Т. 2. - М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. -С. 12-15.
3. Ахунов Р.Р., Токтамышева Ю.С., Мухаметова А.Д. и др. Проблемы формирования сбалансированного пространства Республики Башкортостан // Экономика и управление: науч.-практ. журн. - 2016. - № 6. - С. 9-15.
4. Бухтерева М.А. Формы реализации функций государства. - М., 2014. -
202 с.
5. Камалова Г.Т., Петров А.В. История отечественного государства и права: учеб. пособие. - Челябинск: ЮУрГУ, 2016. - 409 с.
6. Климова Н.И., Макаров А.Н., Мусаев Р.А., Хубиев К.А. и др. Проблемы формирования воспроизводственного потенциала Республики Башкортостан: мо-ногр. - Уфа: Аркаим, 2014. - 232 с.
7. Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе // Гос-во и право. - 2017. - № 6. - С. 37-40.
8. Рабцевич А.А. Возможности работодателей и государства в инновационном ориентировании рынка труда // Актуальные вопр. науч. и науч.-пед. деятельности молодых ученых: сб. науч. тр. Всерос. заочн. науч.-практ. конф., 20 окт. 2014 г. - М.: ИИУ МГОУ, 2015. - С. 96-106.
9. Рабцевич А. А. Механизм инновационной ориентации трудовых ресурсов в экономике региона // Науч. ведомости БелГУ. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. - 2014. - № 8. - С. 58-70.
10. Чиркин В.Е. Государствоведение: учеб. - М.: Юристъ, 2017. - 400 с.
11. Юсупов К.Н., Рафиков Р.И., Уразаев Р.А. и др. Социально-экономическое положение Республики Башкортостан в условиях неопределенности: моногр. - Уфа: БашГУ, 2016. - 186 с.