условий повышения эффективности труда (во всяком случае, интеллектуального) и занимает центральное место в ряде концепций образования (например, в модели «деятельностного обучения»), чаще всего в юридическом образовании ей не уделяется сколько-нибудь серьезного внимания, а в последующей профессиональной практике на первый план выходят прикладные задачи, тогда как для рефлексии не остается достаточного времени и свободных ресурсов психики. Как следствие, нарастает рутинизация профессиональной деятельности, основные и наиболее привычные операции приобретают автоматический характер, а потребность в осмыслении собственных действий либо не актуализируется, либо остается неудовлетворенной по причине нехватки интеллектуального инструментария.
Таким образом, профессиональная идентичность юриста — это основанное на рефлексии осознание им характера своей деятельности по независимому упорядочению правовых ситуаций посредством интерпретации и составления юридических текстов.
1 См.: Руткевич А.М. Философия права А. Кожева // Вопросы философии. 2002. № 12. С. 144.
2 См.: Алексеев С.С. Право на пороге нового тысячелетия: Некоторые тенденции мирового правового развития — надежда и драма современной эпохи. М., 2000. С. 25-26.
3 См.: Стовба А.В. Правовая ситуация как исток бытия права. Харьков, 2006. С. 70-73.
4 Там же. С. 78.
5 См.: Там же. С. 138.
6 Цит. по: Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию. СПб., 2000. С. 26.
7 См., например: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 32.
С.Н. Туманов
К ВОПРОСУ О СИСТЕМНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕШНИХ ФУНКЦИЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
В статье рассматривается вопрос об актуальности исследования системного характера установления и реализации внешних функций Российского государства. Анализируется Концепция внешней политики Российской Федерации; уточняются понятие и структура системы внешних функций государства.
Ключевые слова: внешние функции государства, система внешних функций государства, правовые основы реализации внешних функций государства.
S.N. Tumanov
ON THE SYSTEMATIC ORGANIZATION OF EXTERNAL FUNCTIONS OF THE RUSSIAN STATE
The article considers the question of the relevance of studies of the systemic nature of the establishment and the implementation of external functions of the Russian state. Analyzes the foreign policy Concept of the Russian Federation. Specifies the concept and the structure of the external functions of the state.
Keywords: external functions of the state, the system of external functions of the state, the legal framework for the implementation of the external functions of the state.
© Туманов Сергей Николаевич, 2012
Кандидат исторических наук, доцент, первый проректор, проректор по учебной работе (Саратовская государственная юридическая академия).
Важность и актуальность проблемы исследования именно внешних функций Российского государства во многом обусловлены недостаточным вниманием к ее исследованию в последние 20 лет. Наметившийся еще в советский период развития отечественного правоведения процесс дифференциации и интеграции научного знания о внешних функциях не получил своего надлежащего развития на современном этапе. Немногочисленные общетеоретические работы по отдельным внешним функциям Российского государства не решают столь сложную комплексную исследовательскую задачу. В частности, ждут своего раскрытия проблемы системы внешних функций государства, структуры и элементного состава отдельно взятой внешней функции государства, их диалектической связи с внутренними направлениями деятельности государственной власти и др.
Остается верным и весьма актуальным замечание А.А. Рогачева 25-летней давности по поводу пробелов в исследовании отечественной юриспруденцией внешних сторон деятельности государства, а также в отношении недостаточного интереса со стороны исследователей к вопросам методологии познания внешних функций, в частности их системному анализу. Он вполне обоснованно указывал и на то, что нередко ученые упускают из вида исторический аспект исследования системы внешних функций как целого, процесс ее возникновения, становления и развития; по-прежнему в литературе неудовлетворительно освещены конституционные основы развития внешних функций государства1.
Актуальность исследования внешних функций государства подчеркнул В.В. Путин в своей предвыборной статье: «...Эта тема заслуживает более подробного разговора — и не только потому, что внешняя политика является неотъемлемой частью любой государственной стратегии. Внешние вызовы, меняющийся мир вокруг нас заставляют принимать решения в области экономики, культуры, бюджетные и инвестиционные решения»2.
Особенно остро стоит вопрос о международной экономической интеграции России. В первую очередь следует упомянуть о вступлении Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО). Протокол о присоединении России к ВТО был подписан 16 декабря 2011 г. в рамках министерской конференции этой международной организации. Одновременно был утвержден сопутствующий пакет документов, включая обязательства по доступу на рынок товаров и услуг. Таким образом, Россия официально была принята во ВТО, членства в которой добивалась с 1993 г.
Членство в ВТО даст ряд преимуществ государству, в частности: режим наибольшего благоприятствования, снижение для российских товаров таможенных барьеров, неприменение дискриминационных мер. В свою очередь, государству придется принять встречные обязательства, исполнение которых будет контролироваться международным сообществом. Нарушение этих обязательств может привести к наступлению неблагоприятных последствий — наложению ряда санкций, предусмотренных Соглашением об учреждении ВТО. Главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранения различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами и как итог — либерализация внешней торговли.
Однако Концепция национальной безопасности России гласит: «Необходимо усилить роль государства в регулировании деятельности иностранных
банковских, страховых и инвестиционных компаний, ввести определенные и обоснованные ограничения на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей». Также указанный документ относит «усиление государственного регулирования в экономике» к одной из мер реализации государственной политики в области внутренних экономических отношений3. Следовательно, имеется расхождение в интересах между развитием экономических отношений с иностранными государствами и обеспечением внутренней экономической безопасности4.
Подобная ситуация порождает настоятельную необходимость в научно-теоретическом нахождении и обосновании должного баланса в реализации внутренних и внешних функций Российского государства. Кроме того, наблюдается устойчивая тенденция расширения функций государств, сферы охвата государственным влиянием жизни общества. При этом некоторые функции перерастают внутригосударственную значимость (экологическая, охраны и защиты прав человека) и приобретают одновременно внешние аспекты, что также требует своего отражения в теории.
С учетом изложенного следует констатировать, что, наряду с определенными достижениями, в исследовании проблем системы функций Российского государства остается еще много нерешенных или малоисследованных вопросов.
В ходе рассмотрения внешних функций необходимо учитывать наличие у них сложных системных связей. Поэтому особого внимания заслуживает концепция системы внешних функций государства, предложенная А.А. Рогачевым5, 3 который считает, что при определении системы внешних функций государства ~ необходимо учитывать следующие обстоятельства: данная система сложилась
СО
ш исторически; носит целостностный характер; взаимодействие элементов в си? стеме внешних функций; зависимость системы внешних функций от системы | внутренних функций; цель осуществления системы внешних функций. С уче-| том этого система внешних функций государства, по мнению А.А. Рогачева, ° есть исторически сложившаяся, целостная совокупность взаимодействующих
0
| основных направлений (и сторон) его деятельности в области внешней политики,
| выступающих продолжением его внутренних функций6.
>§ Отличную от данного определения системы внешних функций дефиницию
| предлагал И.И. Цымбал. Под системой внешних функций он понимал «объеди-
| ненную в единую целостность международную деятельность Советского государ-
| ства, в которой в качестве самостоятельных направлений выделены отдельные
'§ внешние функции, обусловленные классовой природой нашего государства и
и о 7
g его контрагентов на международной арене»7.
§ По мнению А.А. Рогачева, данное определение не свободно от недостатков. В
1 нем отсутствуют следующие моменты: указание на исторически сложившийся J характер системы внешних функций, на взаимодействие элементов системы
внешних функций; не отмечена генетическая связь системы внешних функций с системой внутренних функций. Кроме того, в дефиниции допускается отождествление функции государства с его деятельностью8.
Представляется, что в изложенных позициях обоснованно обращено внимание на системные связи между отдельными внешними функциями государства, а в 46 современных условиях это становится все более актуальным и значимым.
Системный характер деятельности государства отражен и в официальном доктринальном документе, закрепляющем основные стратегические ориентиры внешней политики страны. Речь идет о Концепции внешней политики Российской Федерации (далее — Концепция), которая представляет собой систему взглядов на содержание, принципы и основные направления внешнеполитической деятельности России9. Настоящая Концепция дополняет и развивает положения Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 28 июня 2000 г.
В указанном официальном документе закреплены в соответствии с высшим приоритетом национальной безопасности — защитой интересов личности, общества и государства — следующие основные цели внешней политики:
1) обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, в наибольшей мере отвечающих интересам Российской Федерации как одного из влиятельных центров современного мира и необходимых для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала;
2) создание благоприятных внешних условий для модернизации России, перевода ее экономики на инновационный путь развития, повышения уровня жизни населения, консолидации общества, укрепления основ конституционного строя, правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека и, как следствие, обеспечение конкурентоспособности страны в глобализирующемся мире;
3) воздействие на общемировые процессы в целях установления справедливого и демократического миропорядка, основанного на коллективных началах в решении международных проблем и на верховенстве международного права, прежде всего, на положениях Устава ООН, а также на равноправных и партнерских отношениях между государствами при центральной и координирующей роли ООН как основной организации, регулирующей международные отношения и обладающей уникальной легитимностью;
4) формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах и других районах мира;
5) поиск согласия и совпадающих интересов с другими государствами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, создание на этой основе системы двусторонних и многосторонних партнерских отношений, призванной обеспечить устойчивость международного положения страны к колебаниям внешнеполитической конъюнктуры;
6) всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом;
7) содействие объективному восприятию Российской Федерации в мире как демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой и независимой внешней политикой;
8) поддержка и популяризация в иностранных государствах русского языка и культуры народов России, вносящих уникальный вклад в культурно-цивилизационное многообразие современного мира и в развитие партнерства цивилизаций.
Представляется, что названные цели следовало бы точнее именовать задачами, конкретизирующими главную и единственную цель — защиту интересов личности, общества и государства. Наряду с этим Концепция содержит еще три ключевых тактических положения-задачи:
акцент на усилении роли международного права в качестве основного средства реализации внешних функций государством;
участие в работе ООН и ее Совете Безопасности как преимущественный способ выработки легитимных согласованных решений на международной арене;
снижение значения в форме реализации внешних функций государствами инструмента силы.
Исходя из анализа официальной доктрины, можно выделить следующую систему функций, обозначенных в ней и реализуемых Россией во внешней политике:
1) функция обороны страны, состоящая из ряда подфункций: обеспечение военной безопасности страны; поддержание достаточного уровня обороноспособности страны; обеспечение формирования надлежащего функционирования Вооруженных Сил России; противодействие расширению НАТО на Восток;
2) функция обеспечения мира, поддержания мирового порядка и укрепления режима международной законности, включающая в себя следующие подфункции: содействие нераспространению оружия массового уничтожения и контроля над вооружениями и разоружением; обеспечение международной информационной безопасности в качестве важного элемента укрепления стратегической стабильности; участие в международной миротворческой деятельности под эгидой ООН и
2 в рамках взаимодействия с региональными и международными организациями; ? борьба с международным терроризмом; разрешение региональных конфликтов; 8 противодействие незаконному обороту наркотиков и организованной между-| народной преступности при тесном сотрудничестве с другими государствами в I многостороннем формате;
1 3) функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими | государствами в решении глобальных проблем, содержащая следующие под-| функции: формирование справедливой и демократической глобальной торгово-| экономической и валютно-финансовой архитектуры в целях полноправного и
2 эффективного участия в ней; содействие развитию национальной экономики в ° условиях глобализации посредством обеспечения равноправных позиций стра-£ ны и российского бизнеса в системе мирохозяйственных связей; обеспечение | экономической, энергетической и продовольственной безопасности страны; I расширение номенклатуры экспорта и географии внешнеэкономических и ин-° вестиционных связей России; противодействие торгово-политическим мерам
0
° иностранных государств, ущемляющим права Российской Федерации и рос-
го
¿5 сийских предприятий; укрепление стратегического партнерства с ведущими
1 производителями энергетических ресурсов, развитие диалога со странами-| потребителями и странами транзита энергоресурсов; участие во всемирной,
региональных экономических и финансовых организациях для отстаивания интересов Российской Федерации в соответствующих регионах; обеспечение экологической безопасности и противодействие изменению климата на планете; международное сотрудничество в области охраны здоровья при ведущей роли Всемирной организации здравоохранения; обеспечение отвечающих националь-
48
ным интересам режимов безопасного судоходства, ответственного рыболовства и
научно-исследовательской деятельности в Мировом океане в сочетании с мерами по защите морской среды;
4) функция защиты прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, подразделяющаяся на следующие подфункции: расширение и укрепление пространства русского языка и культуры; способствование консолидации организаций соотечественников в целях более эффективного обеспечения ими своих прав в странах проживания; сохранение этнокультурной самобытности русской диаспоры и ее связей с исторической Родиной; создание условий для содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, сделавших такой выбор; международное культурное и гуманитарное сотрудничество; взаимодействие с международными и неправительственными правозащитными организациями в целях укрепления универсальных, без двойных стандартов норм защиты прав человека; участие в международных конвенциях и соглашениях в области прав человека (приводя в соответствие с ними законодательство Российской Федерации);
5) функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ, включающая в себя следующие подфункции: развитие торгово-экономических связей с государствами — участниками СНГ; способствование развитию взаимодействия государств — участников СНГ в гуманитарной сфере на базе сохранения и приумножения общего культурно-цивилизационного наследия; сотрудничество с государствами — участниками СНГ в сфере обеспечения взаимной безопасности, включая совместное противодействие общим вызовам и угрозам, прежде всего, международному терроризму, экстремизму, наркотрафику, транснациональной преступности, незаконной миграции; создание условий для эффективного строительства Союзного государства через поэтапный перевод отношений между Россией и Белоруссией на рыночные принципы в процессе формирования единого экономического пространства; работа в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) с Белоруссией и Казахстаном над развитием Таможенного союза и единого экономического пространства; развитие Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в качестве ключевого инструмента поддержания стабильности и обеспечения безопасности на пространстве СНГ.
Качественная сторона реализации обозначенной системы внешних функций государства зависит от следующих факторов и условий:
уровня интеграции экономики, политики и правовых систем государств; соотношения применяемых государствами методов осуществления функций на международной арене (баланса договорно-правового и императивно-одностороннего методов);
уровня взаимного доверия государств в военно-политической сфере; уровня и масштабов имеющихся международных конфликтов — военных, экономических и иных;
наличия совместных межгосударственных программ по противодействию глобальным вызовам и угрозам природного, техногенного и иного характера;
интенсивности обмена научно-технической и иной информацией, наличия совместных исследовательских центров;
уровня развития международного права и исполнения государством своих международных обязательств;
интенсивности развития межгосударственных объединений и организаций и др.
В качестве своеобразного итога рассмотрения вопроса о системной организации внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности государства можно предложить следующую дефиницию: система внешних функций государства — это единая, относительно обособленная подсистема целенаправленной деятельности государства, реализуемой преимущественно за пределами своей территории и выражающейся в комплексе взаимоотношений с другими государствами, а также проводимой с использованием специфического набора методов и способов государственно-правового и организационного воздействия, в котором преобладают договорные формы сотрудничества, опирающиеся на общепризнанные нормы и принципы международного права.
1 См.: Рогачев А.А. Внешние функции государства социалистического типа. М., 1986. С. 4.
2 Путин В.В. Россия и меняющийся мир // Московские новости. 2012. 27 февр.
3 См.: Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 2, ст. 170.
4 См.: Царев П.А. Проблемы интеграции российской экономики во Всемирную торговую организацию // Внешнеторговое право. 2008. № 1. С. 3.
5 См.: Рогачев А.А. Указ. соч.
6 См.: Там же. С. 42-43.
7 Цымбал И.И. Руководство КПСС деятельностью Советского государства по укреплению мира и мирного сосуществования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1976. С. 6.
8 См.: Рогачев А.А. Указ. соч. С. 43.
9 См.: Концепция внешней политики Российской Федерации: утверждена Указом Президента РФ 12 июля 2008 г. № Пр-1440 // Российская газета. 2008. 12 июля.
Д.Б. Гапоненко
УЧАСТИЕ ГЕРМАНСКОГО КАПИТАЛА В РУССКОЙ АКЦИОНЕРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (XIX - НАЧАЛО XX ВЕКА)
В статье рассматривается вопрос о привлечении зарубежных материальных средств в экономику России в XIX - начале XX в. Анализируется система правового регулирования деятельности иностранных инвесторов, в частности рентабельность немецкого общества электрической промышленности на территории России.
Ключевые слова: иностранный капитал, иностранные инвестиции, правовое регулирование, корпорация, финансовый рынок, экономика государства.
D.B. Gaponenko
THE PARTICIPATION OF GERMAN CAPITAL IN THE RUSSIAN EQUITY INDUSTRY (XIX - BEGINNING OF XX CENTURY)
The article focuses on the attraction of foreign material into the economy of Russia in XIX beginning of XX century. The system of legal regulation of foreign investors. Considered the profitability of the German Society of the electrical industry in Russia.
Key words: foreign capital, foreign investments, legal regulation, corporation, financial market, country's economy.
Частое использование понятия «иностранные инвестиции» подразумевает привлечение зарубежных материальных средств,хотя еще в истории права го-
© Гапоненко Дарья Борисовна, 2012
Соискатель кафедры истории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия), преподаватель кафедры теории и истории государства и права (Волжский филиал Международного 50 юридического института); e-mail: [email protected]