Навстречу 35-летнему юбилею ВНИИ ГОЧС УДК 614.8
ВНИИ ГОЧС: вчера, сегодня, завтра"
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2011
В.Н. Лисица, В.Ф. Митрофанов, А.С. Романенко
Аннотация
В статье описывается деятельность ВНИИ ГОЧС в период 1987-1996 гг, в этот период радикально изменились тематика научных исследований, ведомственная подчиненность (передача института из Министерства обороны в ГКЧС России), шло становление института как головной научной организации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Ключевые слова: институт; гражданская оборона; Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.
VNII GOChS: Yesterday, Today and Tomorrow
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2011
V. Lisitsa, V. Mitrofanov, А. Romancnko
Abstract
The article presents the history of creation of ALL-Union scientific research institute of civil defense and its activity in 1987-1996. During this period, has radically changed subjects research, departmental affiliation (transmission Institute of the Ministry of Defence in Emergencies Committee of Russia), went on the establishment of the institute as a leading research organization in the field of population and territories from emergency situations.
Key words: institute; civildefense; the Russian system of the prevention and actions in emergency situations.
* Продолжение. Начало в журнале «Технологии гражданской безопасности», т. 8, 2011, № 2 (29).
С принятием постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 июля 1987 г. «О мерах по коренной перестройке системы гражданской обороны», определявшего расширение задач Гражданской обороны СССР, и в соответствии с планом, утвержденным начальником Гражданской обороны СССР — заместителем Министра обороны СССР, усилия научного коллектива института были направлены в основном на исследование проблем гражданской обороны и прежде всего на разработку мероприятий по защите населения от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в мирное время, а также методов организации и ведения гражданской обороны (ГО) в этих условиях, вопросов технического оснащения ее сил.
Производится всестороннее научное обобщение опыта участия сил гражданской обороны в ликвидации крупнейших катастроф XX века — радиационной аварии на Чернобыльской АЭС (1986 г.) и Спитакского землетрясения в Армении (1988 г.), а также обоснование перспективных направлений развития ГО, ее роли и месте в современном индустриальном обществе.
В этой связи ранее утвержденная тематика по проблеме повышения устойчивости функционирования экономики в военное время на период 1986-1990 гг. была значительно сокращена.
До декабря 1987 г. институт продолжал возглавлять доктор технических наук, профессор генерал-лейтенант Б. П. Дутов. В марте 1988 г. в связи с его увольнением в запас начальником института назначается доктор технических наук генерал-майор Б. И. Черничко.
Изменения в направленности исследований сопровождались организационными мероприятиями. В феврале 1988 г. институт вновь переходит на структуру из трех научных управлений. Были созданы новые и переориентированы существовавшие научные подразделения.
1-е управление преобразовывается в управление методологии исследований оперативно-тактических проблем развития и ведения ГО. Для продолжения работ по тематике повышения устойчивости функционирования народного хозяйства в военное время в составе управления был создан отдел для исследования этих проблем, который в последующем был выделен в самостоятельный отдел. На базе 4-го управления — комплексной защиты населения — было образовано управление комплексной защиты населения в мирное и военное время. 5-е управление — специальной подготовки народного хозяйства — становится 3-м управлением этой же направленности исследований.
С целью изучения антропогенных воздействий на окружающую среду в марте 1989 г. создается отдел комплексных исследований по защите природной среды, а в июле 1990 г. в связи с расширением задач в области автоматизации управления — отдел
специального математического и программного обеспечения автоматизированной системы управления (АСУ) ГО и отдел информационного обеспечения АСУ ГО. Они вошли в оперативное подчинение первого управления.
1-е управление — методологии исследования оперативно-тактических и технических проблем развития и ведения гражданской обороны
Основные усилия научного коллектива направлялись на исследование вопросов повышения готовности и оперативности действий сил ГО, их технического оснащения, организации и ведения спасательных и других неотложных работ (СДНР) в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, а также совершенствования систем, способов и средств управления ГО, специального математического и информационного обеспечения АСУ ГО СССР, систем контроля обстановки, связи и оповещения.
Решались задачи, связанные с проработкой проблем создания и функционирования государственной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.
После аварии на ЧАЭС возросла актуальность работ по обоснованию технических решений по совершенствованию систем контроля обстановки в районах чрезвычайных ситуаций и сопряжения их с системами оповещения.
Систематическая и плодотворная работа велась по совершенствованию систем связи и оповещения ГО.
Важным направлением научной деятельности управления на данном этапе являлось совершенствование управления ГО СССР, его автоматизация, создание автоматизированной системы управления ГО СССР и сопряжение ее с другими системами.
Результаты войны в Персидском заливе показали необходимость проведения исследований, направленных на решение проблем защиты особо важных объектов народного хозяйства от высокоточного оружия.
2-е управление — комплексной защиты населения
Проблематика научных исследований, проводимых управлением, заключалась в обосновании путей развития комплексной защиты населения, совершенствования методов, способов и средств инженерной, химической, медицинской защиты и жизнеобеспечения населения, разработки исходных данных и прогнозирования обстановки в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Здесь же проводились первые исследования в области теории управления
рисками чрезвычайных ситуаций, положено начало формированию научной школы по данной проблеме.
3-е управление — специальной подготовки народного хозяйства
Основными направлениями исследований 3-го управления явились: разработка принципов планирования народного хозяйства в военное время, формирование планов специальной подготовки народного хозяйства, разработка рекомендаций по совершенствованию организации и проведения военно-экономических учений. Активно формировались основы учебно-методической базы специальной подготовки специалистов народного хозяйства, развернутой на ВЦОК ГО СССР.
16-й отдел
Для продолжения исследований по проблемам повышения устойчивости функционирования народного хозяйства страны в военное время в феврале 1988 г. был сформирован специальный отдел.
На коллектив сотрудников отдела было возложено завершение научно-исследовательских работ, которые до этого времени вел институт, и обобщение материалов по тематике повышения устойчивости, предусмотренных общегосударственным планом комплексных НИР на 1986-1990 гг.
В 1989 г. происходит увеличение доли исследований, направленных на решение научных проблем и практических задач, связанных с предупреждением чрезвычайных ситуаций и их ликвидацией. Причем постепенно эти проблемы выходят за пределы компетенции гражданской обороны и приобретают общегосударственный уровень. Количество работ с общегосударственным уровнем решения проблем особенно возросло после создания в стране государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям (июль 1989-ноябрь 1991) под руководством заместителя Председателя Совета Министров СССР В. Х. Догужиева, для которой институт стал базовой научной организацией. Именно тогда были заложены научные основы создания общегосударственной системы реагирования на чрезвычайные ситуации.
Это был период, когда в тематике исследований преобладали открытые работы и, благодаря созданной в предыдущие годы фундаментальной методологии исследований, хорошей научной школе, институт занял ведущие позиции среди отраслевых и академических научных организаций, специализирующихся в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Поэтому с созданием Государственного комитета по чрезвычайным ситуациям России (1991 г.) институт становится его головной научной организацией.
В сложных экономических условиях 90-х годов XX столетия руководство ГКЧС (МЧС) России изыскивает возможности завершения строительства ранее законсервированного нового здания института, в котором с 1994 г. располагается ВНИИ ГОЧС.
С момента вхождения института в состав ГКЧС (МЧС) России научная проблематика практически полностью посвящена проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Проводятся масштабные исследования по созданию современной правовой базы в области защиты населения, основам построения общероссийской системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, методологии прогнозирования техногенных аварий и природных катастроф, разработке высокоэффективных технологий, технических средств и комплексов ведения аварийно-спасательных работ, автоматизации деятельности органов управления по предотвращению чрезвычайных ситуаций и реагированию, по их локализации и ликвидации.
Глубокие изменения во взглядах на защиту населения в ЧС, на оснащение спасательных формирований нашли свое отражение на стендах выставки, впервые развернутой в 1990 г. на ВДНХ СССР, а также в выступлениях на конференции, состоявшейся в ходе проведения выставки. Она положила начало ежегодным, начиная с 1994 г., международным выставкам «Средства спасения», научное сопровождение подготовки и проведения которых МЧС России поручило институту.
В этот же период были заложены основы по широкому обсуждению отечественными и зарубежными специалистами способов решения научных и практических задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обмена полученными результатами.
В мае 1992 г. институт выступил инициатором проведения первой Всероссийской научно-практической конференции в г. Суздале.
В целях построения в стране современной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 1991 г. был создан федеральный орган управления — Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В 1994 г. Госкомитет был преобразован в Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В этом же 1991 г. Российская Академия наук (Институт машиноведения РАН), Министерство по науке и технологиям, Государственный комитет по чрезвычайным ситуациям предложили концепцию государственной научно-технической программы «Безопасность населения и народно-хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных
и техногенных катастроф» (ГНТП «Безопасность»). Программа была принята Правительством РФ в 1991 г. Она состояла из восьми блоков (направлений). Проведение исследований по четвертому направлению «Предупреждение и защита населения, аварийно-спасательные работы», состоящему из десяти проектов, было поручено институту.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1992 г. № 968 Всесоюзный научно-исследовательский институт гражданской обороны (ВНИИ ГО) переименован во Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ВНИИ ГОЧС) и определен как головной в Российской Федерации по научному сопровождению работ, связанных с гражданской обороной, предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.
В очередной раз поменялась структура института, было создано четыре научных управления:
Исследований и разработок по проблемам развития и совершенствования Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях и гражданской обороны России;
Обеспечения безопасности и защиты населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного происхождения;
Проблем совершенствования технического оснащения аварийно-спасательных формирований, организаций и технологии ведения спасательных и других неотложных работ;
Обеспечения устойчивости функционирования экономики и системы жизнеобеспечения в чрезвычайных ситуациях.
В связи с увольнением в 1994 г. в запас начальника института Б. И. Черничко должность начальника института с 1994 г. временно исполнял полковник В. И. Рукавишников, до этого исполнявший обязанности заместителя начальника института. Он взял на себя решение главной в тот период задачи: достройки лабораторно-производственного корпуса, финансирование строительства которого было заморожено в течение пяти лет. Под его руководством был завершен переезд в новое здание по адресу ул. Давыдковская, д. 7.
В это же время был осуществлен ряд организационно-штатных мероприятий. Приказом МЧС России от 3 ноября 1995 г. № 749, распоряжением Госкомимущества от 6 октября 1995 г. № 1440-р о реорганизации Государственного предприятия «Российский научно-практический и экспертно-аналитический центр» (РНЭЦ) МЧС России вводится в институт как одно из научных управлений.
В направления деятельности РНЭЦ входили: наблюдение за уровнем, составом и динамикой радиоактивного загрязнения территории Российской Федерации в результате аварии на Чернобыльской
АЭС, для чего использовался полигон в наиболее загрязненной Брянской области; анализ процессов реабилитации радиоактивно загрязненных территорий, включая территории Урала и Алтайского края, пострадавшие в результате производственной деятельности ПО «Маяк» и испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне; разработка механизмов и мер социально-экономической реабилитации в условиях рыночной экономики четырех наиболее загрязненных чернобыльским шлейфом областей Российской Федерации: Брянской, Калужской, Тульской, Орловской, и другие вопросы.
Однако необходимо отметить, что с начала девяностых годов в деятельности института были и негативные моменты, которые существенным образом сказывались на эффективности научных исследований.
Основными среди них были:
интенсивная ротация научных кадров. Много ведущих научных сотрудников перешли на руководящие должности комиссии Догужиева, ГКЧС (МЧС) России и создаваемые организации — научно-аналитический центр (впоследствии реформирован в ЦСИ), Всесоюзный центр наблюдения и лабораторного контроля (реформирован впоследствии в Центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций). Многие молодые научные сотрудники покинули институт и окунулись в коммерческую деятельность;
полный хозрасчет, на котором находился весь институт, включая и офицерский состав. Экономическая нестабильность, характерная для нашей страны в 90-е годы прошлого столетия, нередко приводила к задержкам финансирования. Из-за этого сотрудники зачастую подрабатывали в других организациях, что, несомненно, сказывалось на качестве проводимых исследований.
В институте практически полностью отсутствовали собственная лабораторная база, вычислительная техника и оргтехника. Не было ни централизованных закупок, ни собственных средств на эти цели. В 1988 г. на базе 253-й лаборатории была развернутая аналоговая ЭВМ. Первые зарубежные персональные компьютеры 1ВМ РС АТ и 1ВМ РС ХТ размещались в специально выделенном помещении, и время работы на них предоставлялось по заявкам научных подразделений. В этих условиях приходилось идти на некоторые ухищрения — закупать технику в рамках НИР и, при согласии заказчика, временно оставлять в научном подразделении.
К концу 1994 г. стали накапливаться проблемы, вызванные общим состоянием экономики в стране, и, как следствие, произошло резкое падение финансирования науки, что привело к снижению заработной платы и увольнению сотрудников. Отсутствие финансирования развития лабораторной базы стало приводить к снижению уровня исследований.
Очевидно, эти обстоятельства привели к необходимости проведения расширенного заседания НТС института с участием членов коллегии МЧС России во главе с Министром с единственным вопросом: «Состояние и перспективы развития ВНИИ ГОЧС».
Результаты НТС для института были положительными. Офицерский состав был сохранен, началось создание опытно-экспериментальных стендов и оснащение их компьютерной техникой.
В результате научно-технической деятельности института в 1987-1996 годах:
обобщены результаты ранее выполненных научных исследований по проблемам совершенствования гражданской обороны, повышения устойчивости функционирования страны в военное время, а также опыт участия сил гражданской обороны в ликвидации крупных техногенных аварий и природных катастроф, и на этой основе подготовлены научно-теоретический труд «Основы Гражданской обороны СССР» (теория ГО СССР), монография «Повышение устойчивости функционирования народного хозяйства страны в военное время»;
обеспечены разработка законопроектов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательной службе и статусе спасателей» и научное сопровождение процедуры их согласования и утверждения;
подготовлены типовые программы обучения населения в области предупреждения и ликвидации ЧС;
обоснованы основополагающие принципы построения общегосударственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (ЕГАСКРО), автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) РСЧС, единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС);
сформированы методологические основы мониторинга и прогнозирования ЧС, впервые разработаны методики оценки последствий наиболее опасных источников ЧС;
разработана методология комплексной защиты населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, включая вопросы эвакуации, инженерной, радиационной, химической и медицинской защиты и жизнеобеспечения населения в ЧС, а также организационно-технических принципов построения городков для временного проживания пострадавших, подготовлен комплекс первоочередных нормативно-методических документов;
разработаны и изданы первые книги из серии «Справочник спасателя», подготовлены первые ГОСТы из серии БЧС;
разработан «Каталог чрезвычайных ситуаций для зонирования территорий России»;
разработаны Устав войск ГО, комплект инструкций по технике безопасности при ведении аварийно-спасательных работ;
сформированы методологические основы построения и развития специального программного и информационного обеспечения АИУС РСЧС;
разработан табель срочных донесений МЧС России;
на Высших центральных офицерских курсах ВЦОК ГО СССР сформирована учебно-методическая база и организовано обучение работников министерств, ведомств, территориальных органов исполнительной власти, занимающихся планированием специальной подготовки народного хозяйства, что стало основой действующей в настоящее время кафедры специальной подготовки АГЗ МЧС России;
подготовлена комплексная программа разработки и серийного выпуска отечественных аварийно-спасательных средств и комплексов, обеспечено научно-методическое сопровождение создания и серийного производства первых образцов аварийно-спасательного оборудования, аварийно-спасательных машин и комплексов, превосходящих по характеристикам зарубежные аналоги, начаты масштабные научные исследования по созданию современных приборов поиска пострадавших;
разработан проект учебно-тренировочного полигона 179-го Спасательного центра МЧС России и обеспечено научно-методическое сопровождение работ по его созданию;
выполнены работы по изучению и прогнозированию радиационной обстановки на загрязненных вследствие аварии на ЧАЭС территориях.
В период 1995-1996 гг. сотрудники института принимали участие в деятельности Территориального управления Чеченской Республики, а в апреле 1995 г. силами сотрудников института была подготовлена и проведена в г. Грозном научно-практическая конференция по обобщению опыта ведения аварийно-спасательных работ и организации жизнеобеспечения населения Чеченской Республики. По результатам работы научно-методических групп института подготовлены рекомендации по оптимизации оснащения сводных мобильных отрядов, организации аварийно-спасательных и неотложно-восстановительных работ в районах локальных военных конфликтов, а также по повышению эффективности использования аварийно-спасательных средств в условиях интенсивной эксплуатации. Деятельность сотрудников института в Чеченской Республике продолжалась и после ликвидации Территориального управления МЧС России.
Крупным событием, серьезно повлиявшим на развитие института, в этот период явилось принятие федеральной целевой программы (ФЦП) «Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях» в составе четырех подпрограмм (постановление Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 г. № 43):
Создание автоматизированной информационно-управляющей системы предупреждения и действий в ЧС;
Обучение населения, подготовка специалистов органов управления РСЧС, сил ликвидации ЧС; Оснащение техническими средствами сил РСЧС; Безопасность населения при ЧС, связанных с хранением, производством, применением, транспортированием и утилизацией химически опасных веществ и изделий на их основе.
Основными результатами ФЦП стали: Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России;
опытный образец мобильного пункта управления МЧС России;
региональные информационно-управляющие центры комитетов и комиссий по ЧС субъектов Российской Федерации;
опытная зона АИУС РСЧС на базе СевероЗападного региона;
объединенные системы оперативно-диспетчерского управления гг. Москвы и Курска;
комплекс программно-технических средств мониторинга и прогнозирования ЧС;
принятие на снабжение аварийно-спасательных сил МЧС России 22 образцов вооружения и техники; введение в действие шести ГОСТов серии БЧС; специальные учебные программы на Центральном телевидении и радио;
учебники для учащихся 1—11 классов общеобразовательных школ;
первый выпуск Краткой энциклопедии экстремальных ситуаций;
четыре всероссийских слета «Школа безопасности»; принятие на снабжение в МЧС России двух типов приборов для определения концентраций аварийно химически опасных веществ;
семь проектов нормативных актов по химической безопасности, опытные образцы универсального фильтрующего противогаза;
банк данных для АИУС РСЧС по опасным химическим веществам.
Основные достижения и полученные в ходе выполнения ФЦП результаты освещались на международных выставках «Средства спасения», которые проводились в МЧС России с 1994 года. Выставки дали возможность объединить под эгидой МЧС России большое количество отечественных разработчиков и изготовителей аварийно-спасательной техники, инструментов и средств защиты.
(Окончание в следующем номере.)
Литература
1. Всесоюзный научно-исследовательский институт гражданской обороны СССР: Исторический очерк / Под общ. ред. Б. И. Черничко. М.: ВНИИ ГОЧС, 1991
2. 30 лет во имя безопасности: Сборник научно-технических трудов / Под общ. ред. А. Ю. Кудрина. М.: Голден-Би, 2006. 400 с.
3. Шевченко А. В. и др. Федеральная целевая программа «Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях». Основные результаты / Под общ. ред. М. И. Фалеева. М.: ВНИИ ГОЧС, 1999.
4. От МПВО к гражданской защите: Исторический очерк / Под общ. ред. С. К. Шойгу. М.: УРСС, 1998.
5. Аннотация научно-исследовательских работ, выполненных ВНИИ ГОЧС в 1992 году. М.: ВНИИ ГОЧС, 1993.
6. Аннотированный указатель разработок, выполненных различными министерствами и ведомствами по плану НИОКР МЧС России и ГНТП «Безопасность» в 1995-1996 гг. М.: ВНИИ ГОЧС, 1998.
Сведения об авторах
Лисица Валерий Николаевич: к. т. н., ЗАО «НПЦ ИРЭБ», генеральный директор, с.н.с., заместитель начальника института по научной работе (1994-1995 гг.). 121357, г. Москва, Аминьевское шоссе, 36. Тел./факс: (495) 735-20-25. E-mail: [email protected]
Митрофанов Владимир Федорович: к. т. н., ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с., вед. н. с., заместитель начальника института по научной работе (1995-1998 гг.). 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected]
Романенко Александра Сергеевна: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м. н. с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected]