/4 Civil SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, No. 4 (46) УДК 614.8
О результатах реализации Программы развития ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) на 2009-2015 годы и основных направлениях деятельности института на 2016—2021 годы
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2015
В.А. Акимов
Аннотация
Изложены основные положения выступления начальника ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России на научно-практическом совещании, посвященном результатам реализации Программы развития ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) на 2009—2015 гг. и основным направлениям деятельности института на 2016—2021 гг., проведенном 1.12.2015 с участием Заместителя Министра МЧС России Воронова С.И. во ВНИИ ГОЧС.
Ключевые слова: выполненные исследования; результаты реализации; концепция; программа развития; направления деятельности института; гражданская оборона; защита населения и территорий; чрезвычайные ситуации; реорганизация деятельности.
On the Results of the Program of the Federal State Organization "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies of Russia" (the Federal Center for Science and High Technology) for 2009—2015 and the Main Activities of the Institute in the Years 2016—2021
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2015
V. Akimov
Abstract
The basic position of speech the Chief of State Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies of Russia" (Federal Centre for Science and High Technology) on the scientific and practical conference dedicated to the results of the implementation of the Programme of the Institute for 2009-2015 . and major activities of the Institute in the years 2016—2021 conducted with the participation 01.12.2015 Deputy Minister of EMERCOM of Russia S. Voronov at the institute.
Key words: performed research; the results of implementation; concept; software development; activities of the Institute; civil defense; protection of the population and territories; emergencies; restructuring activities.
В этом году завершается реализация Программы развития института на 2009—2015 гг. (далее — Программа), которая утверждена приказом МЧС России от 5.08.2009 г. № 457 и конкретизирована приказом МЧС России от 10.07.2012 г. № 405. Целью Программы является повышение результативности деятельности института в реализации государственной научно-технической политики и в решении научно-технических проблем в области гражданской обороны (ГО) и защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях (ЗНТЧС).
Для достижения данной цели требовалось выполнить следующие основные задачи:
1. усилить научный потенциал и эффективность научных исследований;
2. расширить вовлеченность института в национальное и мировое научное, образовательное сообщество;
3. улучшить кадровую обеспеченность института;
4. усилить ресурсную обеспеченность института;
5. улучшить состояние финансовой деятельности ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).
Для оценки степени решения указанных задач в Программе, в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 8.04.2009 г. № 312 «Об оценке результативности деятельности научных организаций» определены соответствующие индикаторы и показатели.
Так, в рамках первой задачи «Научный потенциал и эффективность научных исследований» одним из таких показателей является «Количество нормативных правовых актов, нормативных и методических документов, подготовленных и принятых в установленном порядке». В 2008 году таких документов было менее 20, в Программе предусмотрено увеличение на 50 %. Фактически институтом было достигнуто значительное превышение этого показателя (почти в 4 раза). Внесены изменения в 9 федеральных законов, подготовлены и утверждены 8 Указов Президента Российской Федерации, подготовлены и приняты 35 постановлений Правительства Российской Федерации, подготовлены и подписаны 26 приказов
МЧС России, а также подготовлены и утверждены 64 национальных стандарта и 3 свода правил в области ГО и ЗНТЧС.
По количеству новейших технических разработок, внедренных в практику, институт в 2014 году более чем на 40 % превысил ожидаемое значение показателя Программы, а по количеству разработанного и принятого в эксплуатацию специального программного и информационного обеспечения в области ГО и ЗНТЧС — на 55 %.
Количество государственных и международных премий, призов, наград, почетных званий, полученных институтом, превысило плановые значения показателей Программы на 16 %. Среди них можно отметить такие, как получение звания «Лучший работодатель города Москвы» по результатам конкурса среди организаций производственной, научной, правоохранительной и других сфер деятельности в 2013 г. в номинации «За создание и развитие рабочих мест среди организаций непроизводственной сферы» и в 2014 г. в номинации «За развитие кадрового потенциала в организациях непроизводственной сферы».
Не меньшую значимость составляет и победа в конкурсе среди ведущих научных и образовательных учреждений мира на базе Оксфордского университета, по результатам которого присвоено звание «Ученый года» в категории «Технические науки».
Фактическое количество публикаций в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях также превышает плановое более чем в 2,5 раза. По среднему значению показателя цитируемости (индексу Хирша) ВНИИ ГОЧС занимает первое место среди всех научных и образовательных организаций МЧС России (рис. 1).
Значительная работа проводится в институте и по охране объектов интеллектуальной собственности. По количеству поданных заявок на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, специальное программное обеспечение и базы данных фактическое значение более чем в 5 раз превысило плановое, а по количеству полученных патентов и свидетельств — более чем в 4,5 раза. Уже в этом году
Рис. 1. Среднее значение показателя цитируемости (индекс Хирша) научных и образовательных организаций
МЧС России
получено более 100 патентов на объекты интеллектуальной собственности.
В рамках второй задачи «Вовлеченность в национальное и мировое научное, образовательное сообщество» показатель «Количество испытательных лабораторий» также превышен по сравнению с Программой развития. В настоящее время в институте создан Сертификационно-испытательный центр в составе шести лабораторий:
Технических средств защитных сооружений ГО;
Средств индивидуальной защиты населения и спасателей;
Технических средств радиационной, химической, биологической разведки (РХБ) и контроля;
Технических средств обеспечения работ по проведению РХБ разведки и контроля;
Аварийно-спасательных средств;
Технических средств мониторинга ЧС.
Эти лаборатории были созданы в соответствии с проектами технических регламентов о требованиях к продукции, обеспечивающих ГО и ЗНТЧС, и позволяют проводить сертификационные испытания, предусмотренные данными регламентами.
Также институт добился превышения показателей «Финансовые средства, полученные по международным контрактам и договорам», «Количество конференций, конгрессов и иных крупных научных мероприятий, организованных ВНИИ ГОЧС», «Ко-
личество сотрудников, ведущих преподавательскую деятельность», и некоторых других в рамках рассматриваемой задачи.
Существующая структура ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) показана на рис. 2.
Говоря о социально-кадровой обеспеченности института, следует отметить увеличение средней заработной платы сотрудников института (на 68 % по сравнению с ожидаемым значением показателя).
Кроме того, среди положительных тенденций следует отметить «омоложение» кадрового состава института. Так, если в 2008 году численность научных сотрудников в возрасте до 39 лет от общей численности научных сотрудников была меньше одной трети, то на сегодняшний день это более 60 %.
Произошло и значительное увеличение площади, занятой научным оборудованием. Если в начале по Программе предусматривалось 490 м2 в основном здании по адресу ул. Давыдковская, д. 7, то после принятия Министром В.А. Пучковым решения о строительстве отдельного лабораторного корпуса на территории Ногинского спасательного центра институт получил более 1900 м2 для функционирования испытательных лабораторий в области ГО и ЗНТЧС.
Говоря о решении задачи «Состояние финансовой деятельности», следует отметить, что в 2008 году объемы финансовых средств составляли 243 млн руб., при этом доля внебюджетных средств составля-
Центр мультимедийных технологий
10 центров
Лаборатория для научно-методического сопровождения создания демонстрационного образца робототехнического комплекса на основе антропоморфных технологий для решения задач МЧС России
Рис. 2. Современная структура Института (левый столбец — 10 центров, правый столбец — исследовательские отделы
и лаборатории)
_25 НИР_
Лаборатория разработки Системы коллективной обработки пространственных данны
ла 30 %. В 2014 году объемы финансовых средств составили 880 млн руб., при этом доля внебюджетных средств увеличилась до 56 %.
Говоря о выполнении Программы развития института в целом, следует отметить, что в акте комиссии МЧС России по комплексной проверке научной и финансово-хозяйственной деятельности ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), проведенной в августе текущего года, отражено, что «Программа развития института на 2009—2015 гг. выполнена в полном объеме. При этом достигнуто значительное превышение значений базовых показателей программы...».
При этом все научные исследования, выполнявшиеся в институте в 2009—2015 гг., соответствовали следующим основным базовым направлениям научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности ВНИИ ГОЧС (рис. 3).
Так, в рамках направления «Развитие общей теории безопасности и прикладных методов анализа и управления риском ЧС» были разработаны теоретические труды, посвященные прогнозированию редких ЧС с тяжелыми последствиями, Атлас рисков объектов Олимпийских игр, полуострова Крым, программный комплекс динамического анализа рисков на территории РФ и многое другое.
В рамках направления «Научно-методическое обеспечение государственной политики в сфере ГО и ЗНТЧС» институт принимал участие в подготовке Плана ГО и защиты населения Российской Федерации, Основ единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года, Основ государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года, а также традиционно готовил доклады о состоянии гражданской обороны в Российской Федерации и Государственные доклады «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
По направлению «Научно-техническое и информационное обеспечение управления деятельностью ГО и РСЧС» выполнялись работы, связанные с развитием АИУС РСЧС, системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», Аппаратно-программным комплексом «Безопасный город», комплексной системы экстренного оповещения населения. Кроме того, специалисты института участвовали в разработке концепции развития системы управления МЧС России и концепции развития системы связи и информационно-телекоммуникационных технологий МЧС России.
Направление «Научно-практическое обеспечение законодательного, правового и нормативного регулирования в области ГО и ЗНТЧС» было связано с разработкой дополнений и изменений в различные федеральные законы в части, касающейся подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях, создания Комплексной системы экстренного оповещения населения (КСЭОН), нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО, права пострадавших от ЧС на бесплатную юридическую помощь, совершенствования управления ГО и уточнения задач ГО и многое другое.
Отдельно следует отметить разработку проектов Технических регламентов о требованиях к продукции, обеспечивающих ЗНТЧС и ГО, а также трех сводов правил в области ГО и ЗНТЧС и более 60 соответствующих национальных стандартов.
В рамках направления «Научно-методическое обеспечение формирования культуры безопасности жизнедеятельности» разработаны примерные программы обучения населения, организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил и населения, Электронные учебники для мобильных устройств под управлением Android и iOS по предмету ОБЖ для учащихся 7—9 классов, Автоматизированная система мониторинга подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и многое другое. Специалисты института также принимали активное участие в разработке Федерального государственного образовательного стан-
1. Развитие общей теории безопасности и прикладных методов анализа и управления риском ЧС
2. Научно-методическое обеспечение государственной политики в сфере ГО и ЗНТЧС
3. Научно-техническое и информационное обеспечение управления деятельностью ГО и РСЧС
4. Научно-практическое обеспечение законодательного, правового и нормативного регулирования в области ГО и ЗНТЧС
5. Научно-методическое обеспечение формирования культуры безопасности жизнедеятельности
6. Техническое и технологическое обеспечение деятельности сил и средств МЧС России
Рис. 3. Основные базовые направления научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности ВНИИ ГОЧС
в 2009—2015 гг.
дарта высшего образования по направлению подготовки 20.06.1 «Техносферная безопасность».
В рамках шестого направления «Техническое и технологическое обеспечение деятельности сил и средств МЧС России» создан большой спектр аварийно-спасательных средств, в том числе средство радиационной разведки на основе беспилотного летательного аппарата (БПЛА), инженерный аварийно-спасательный многофункциональный комплекс ведения специализированных работ на радиоактивно загрязненных территориях и объектах, модуль разведывательно-технологический, аварийно-спасательный и другие образцы техники. Особое внимание заслуживает совместная с Фондом перспективных исследований разработка антропоморфного робото-технического комплекса «Спасатель».
По указанию Министра одними из основных уставных видов деятельности института стали являться мультимедийная и редакционно-издательская. Эти виды деятельности являются для института достаточно новыми, поэтому практически с нуля пришлось формировать и кадровый состав, и производственную базу Центра мультимедийных технологий и Редакционно-издательского центра. Однако, несмотря на это, в 2013—2015 гг. было подготовлено большое количество видеофильмов, видеороликов, программ совместно с федеральными телеканалами и радиостанциями, выпусков региональных новостей, радиопрограмм.
Кроме того, подготовлено значительное число печатных изданий нормативных правовых и других регламентирующих документов, научно-методической и учебной литературы, периодических изданий, энциклопедий и словарей, брошюр библиотеки профессионалов и т.п.
Структурные подразделения института по-разному внесли свой вклад в достижении показанных результатов. Это отразилось на местах, которые заняли центры и отделы управления и обеспечения в 2015 году (см. табл.).
В целом Программа развития ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) на 2009—2015 гг. является мощным научно-техническим фундаментом нового этапа развития института на 2016—2021 гг.
Целью развития института на эти годы является повышение качества его научно-технической продукции при реализации государственной научно-технической политики, а также при решении научно-технических проблем в области ГО и ЗНТЧС.
Для ее реализации предусмотрено решение следующих задач: повысить результативность научного труда, придать исследованиям научно- практическую направленность, создать организационные, кадровые и социальные условия для повышения качества научно-технической продукции, формировать условия, способствующие развитию инновационно-внедренческой деятельности, а также расширить научное взаимодействие ВНИИ ГОЧС с ведущими международными и отечественными научными и образовательными организациями.
При этом научной сердцевиной деятельности института будет являться решение следующих научно-технических проблем в области ГО и ЗНТЧС, определенных с учетом перспектив развития МЧС России до 2030 года:
1. развитие научных основ и методов обеспечения комплексной безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
2. разработка методологии развития гражданской обороны как государственной резервной системы;
3. разработка методологии развития РСЧС как государственной системы управления рисками катастроф и стихийных бедствий;
4. совершенствование научных основ и методов мониторинга и прогнозирования ЧС;
5. научно-методическое обоснование совершенствования системы реагирования на ЧС;
6. техническое и технологическое обеспечение сил РСЧС и гражданской обороны;
7. научно-методическое обеспечение формирования культуры безопасности жизнедеятельности как системообразующего фактора снижения риска ЧС.
При этом в рамках первой проблемы будет развиваться общая теория безопасности, создаваться комплексные системы безопасности жизнедеятельности с такими составляющими, как АИУС РСЧС, систе-ма-112, АПК «Безопасный город» и др.
Решение второй проблемы будет связано с разработкой стратегии развития ГО как государственной резервной системы; определением механизмов перехода ГО в совместное ведение федерального центра и субъектов РФ; выработкой приоритетных направлений совершенствования отечественной и международной нормативной базы в области ГО; совершенствованием системы технического регулирования в области ГО.
Третья проблема будет включать в себя решение задач по совершенствованию законодательной базы и механизмов развития РСЧС как государственной системы управления рисками ЧС; созданию механизмов перехода РСЧС от принципа оперативного реагирования к профилактике, предупреждению и управлению риском ЧС; обоснованию форм и методов координации деятельности аварийно-спасательных служб (АСС), аварийно-спасательных формирований (АСФ) и общественных объединений, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ (АСР); дальнейшему совершенствованию системы технического регулирования ЕАЭС в области ЗНТЧС.
В рамках совершенствования научных основ и методов мониторинга и прогнозирования ЧС будут формироваться научные знания, направленные на минимизацию риска, сокращение количества погибших, пострадавших и предотвращение экономического ущерба от ЧС; развиваться прикладные методы анализа и управления риском ЧС, модели, методы и технологии мониторинга и прогнозирования ЧС; совершенствоваться сотрудничество в области предупреждения ЧС на международном уровне в рамках Сэндайской рамочной программы.
Итоги деятельности структурных подразделений за 2015 год
Таблица
НИЦ (его начальник) Итоги деятельности в квартал Итого По итогам года
I II III IV
1 НИЦ (Сломянский В.П.) 1 1 1 1 4 I
2 НИЦ (Посохов Н.Н.) 8 3 2 6 19 4/5
3 НИЦ (Мошков В.Б.) 4 6 7 8 25 7
4 НИЦ (Аюбов Э.Н.) 2 2 5 3 12 II
5 НИЦ (Агеев С.В.) 3 5 3 4 15 III
6 НИЦ (Олтян И.Ю.) 5 4 8 2 19 4/5
7 НИЦ (Чумак С.П.) 6 7 6 7 26 8
8 НИЦ (Молчанов С.А.) 7 8 4 5 24 6
Решение пятой проблемы будет направлено на определение и уточнение перспективного облика системы МЧС России; совершенствование системы управления ликвидацией ЧС; создание технологии применения аэромобильных и десантных подразделений МЧС России; разработку механизмов гуманитарного обеспечения населения в условиях катастроф и кризисов.
Решение шестой проблемы будет связано с созданием новых поколений техники и технологий ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, в том числе авиа-ционно-спасательных технологий, беспилотной авиации и робототехники; проведением анализа развития базовых и критических технологий, уровня технологического развития предприятий спасательной отрасли, средств, способов и технологий проведения АСР в зонах ЧС; созданием перспективных средств и технологий инженерной, РХБ защиты населения и территорий в ЧС.
И, наконец, седьмая, гуманитарная проблема будет связана с развитием технологий формирования культуры безопасности жизнедеятельности (КБЖ), реализацией информационной политики МЧС России; созданием новых психолого-педагогических и социальных технологий, предназначенных для создания комфортной среды проживания каждого человека, профилактики и предупреждения ЧС.
В целом концепция и план развития Института реализуются в два этапа. Результатами первого этапа (2016—2018 годы) будет создание научных основ и методов обеспечения комплексной безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, системы технического регулирования в области ГО и ЗНТЧС, единых исходных данных для планирования и ведения ГО в современных условиях, завершение создания современного Сертификацион-но-испытательного центра и присвоение Институту статуса базовой организации МОГО в области коор-
динации и проведения научных исследовании и разработок в области ГО.
Результатами второго этапа (2019—2021 годы) будет создание методологии развития ГО как государственной резервной системы и РСЧС как государственной системы управления рисками катастроф и стихийных бедствий, создание системы математических моделей мониторинга и прогнозирования ЧС, научное обоснование нового облика системы МЧС России, а также создание нового поколения техники и технологий в области ГО и ЗНТЧС.
В заключение следует отметить, что непростые военно-политические и социально-экономические условия в России должны явиться инициирующими факторами повышения эффективности научных исследований, направленных на придание нового, современного организационно-технологического облика систем гражданской обороны страны и РСЧС. А все это, в конечном итоге, будет способствовать повышению результативности работы МЧС России и сокращению людских потерь и материального ущерба.
Сведения об авторе
Акимов Валерий Александрович: д. т. н., проф., засл. деятель науки РФ, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), начальник института.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. Е-mail: vniigoch@ vniigoch.ru
Information about authors
Akimov Valery A.: ScD (Technical Sc.), Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Head of the Institute. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: vniigoch@ vniigoch.ru