Научная статья на тему 'Внеурочная деятельность как средство реализации спортивно-оздоровительной работы со школьниками'

Внеурочная деятельность как средство реализации спортивно-оздоровительной работы со школьниками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4005
535
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / ДОКУМЕНТАЦИЯ / DOCUMENTATION / МОДЕЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / THE MODEL OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / EDUCATIONAL ORGANISATION / ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / THE SYLLABI OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / THE SPORTS AND HEALTH-IMPROVING DIRECTION / УЧАЩИЕСЯ / PUPILS / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЕ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / A SPORT DIRECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравцова Екатерина Геннадиевна, Бурухин Сергей Федорович

Школа после уроков это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». В Федеральном государственном образовательном стандарте внеурочной деятельности уделено особое внимание. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. В настоящее время дети ведут малоподвижный образ жизни, что неблагоприятно отражается на состоянии их здоровья. В плане внеурочной деятельности в числе основных направлений выделено спортивно-оздоровительное направление на ступени начального общего образования и физкультурно-спортивное и оздоровительное на ступени основного общего образования. Как сохранить и укрепить здоровье учащихся, разнообразить их досуг, наполнить его социально значимым содержанием? Какие наиболее эффективные формы воспитательной работы использовать, чтобы сделать жизнь школьников более интересной, яркой и насыщенной? В статье представлена модель внеурочной деятельности, направленная на удовлетворение индивидуальных потребностей школьников, путем предоставления широкого спектра занятий, а также рассмотрены актуальные проблемы организации процесса внеурочной деятельности, предложены формы учета занятости учащихся внеурочной деятельностью, подведены итоги реализации ряда программ по спортивно-оздоровительному направлению на ступени начального общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кравцова Екатерина Геннадиевна, Бурухин Сергей Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Extracurricular Activities as a Means of Implementing Sports and Health-Improving Work with Schoolchildren

School after lessons it is the world of creativity, expression and disclosure of every child’s interests, hobbies, and ego. In the Federal state educational standard special attention is paid to extracurricular activities. It is important that a child should be interested in extracurricular activities as it will give an opportunity to transform extracurricular activities into a real space for education. Nowadays children lead a sedentary lifestyle that has an adverse impact on their health. In terms of extracurricular activities among the basic directions the sports and health-improving direction is singled out in primary education and the sports and healthimproving one is pointed out in basic general education. In what way can we maintain and strengthen pupils’ health, to diversify their leisure, to fill it with socially significant content? What are the most effective forms of educational work that can be used to make the life of schoolchildren more interesting, bright and eventful? In the article the model of extracurricular activities is presented which is directed to satisfy the individual requirements of schoolchildren, by means of granting a wide range of classes. Also the urgent problems of organisation of extracurricular activities are considered, the registration forms of pupils’ participation in extracurricular activities, the realisation results of some syllabi of the sports direction in primary education are summed up.

Текст научной работы на тему «Внеурочная деятельность как средство реализации спортивно-оздоровительной работы со школьниками»

УДК 796:338.28; 796.078

Е. Г. Кравцова, С. Ф. Бурухин

Внеурочная деятельность как средство реализации спортивно-оздоровительной работы со школьниками

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «Я».

В Федеральном государственном образовательном стандарте внеурочной деятельности уделено особое внимание. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

В настоящее время дети ведут малоподвижный образ жизни, что неблагоприятно отражается на состоянии их здоровья. В плане внеурочной деятельности в числе основных направлений выделено спортивно-оздоровительное направление на ступени начального общего образования и физкультурно-спортивное и оздоровительное на ступени основного общего образования.

Как сохранить и укрепить здоровье учащихся, разнообразить их досуг, наполнить его социально значимым содержанием? Какие наиболее эффективные формы воспитательной работы использовать, чтобы сделать жизнь школьников более интересной, яркой и насыщенной?

В статье представлена модель внеурочной деятельности, направленная на удовлетворение индивидуальных потребностей школьников, путем предоставления широкого спектра занятий, а также рассмотрены актуальные проблемы организации процесса внеурочной деятельности, предложены формы учета занятости учащихся внеурочной деятельностью, подведены итоги реализации ряда программ по спортивно-оздоровительному направлению на ступени начального общего образования.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, документация, модель внеурочной деятельности, образовательная организация, программы внеурочной деятельности, спортивно-оздоровительное направление, учащиеся, Федеральный государственный образовательный стандарт, физкультурно-спортивное и оздоровительное направление.

E. G. Kravtsova, S. F. Burukhin

Extracurricular Activities as a Means of Implementing Sports and Health-Improving Work with Schoolchildren

School after lessons - it is the world of creativity, expression and disclosure of every child's interests, hobbies, and ego.

In the Federal state educational standard special attention is paid to extracurricular activities. It is important that a child should be interested in extracurricular activities as it will give an opportunity to transform extracurricular activities into a real space for education.

Nowadays children lead a sedentary lifestyle that has an adverse impact on their health. In terms of extracurricular activities among the basic directions the sports and health-improving direction is singled out in primary education and the sports and health-improving one is pointed out in basic general education.

In what way can we maintain and strengthen pupils' health, to diversify their leisure, to fill it with socially significant content? What are the most effective forms of educational work that can be used to make the life of schoolchildren more interesting, bright and eventful?

In the article the model of extracurricular activities is presented which is directed to satisfy the individual requirements of schoolchildren, by means of granting a wide range of classes. Also the urgent problems of organisation of extracurricular activities are considered, the registration forms of pupils' participation in extracurricular activities, the realisation results of some syllabi of the sports direction in primary education are summed up.

Keywords: extracurricular activities, documentation, the model of extracurricular activities, educational organisation, the syllabi of extracurricular activities, a sport direction, pupils, the Federal state educational standard, the sports and health-improving direction.

На сегодняшний день проблема воспитания становится одним из приоритетных направлений развития системы образования, при этом воспитательный процесс выполняет регентальную (ведущую) функцию в образовательных отношениях.

В общеобразовательных организациях, реализующих новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), наблюдается стремление к организации целостного воспита-

тельного процесса в единстве урочной и внеурочной деятельности учащихся, активно внедряются научные подходы к воспитанию подрастающего поколения, инновационные методики и технологии воспитательной деятельности [2, С. 16].

В ФГОС внеурочной деятельности уделено особое внимание, определены особое пространство и время в образовательном процессе. Значительно усиливается воспитательная составляю-

© Кравцова Е. Г., Бурухин С. Ф., 2014

щая деятельности школы. В ее задачи входят привлечение ребят в исследовательские проекты, к выполнению творческих заданий, к участию в спортивных мероприятиях, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать свои возможности. Это, в свою очередь, означает возрастание роли внеурочной работы, в рамках которой создаются дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого [1, С. 15].

Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных организаций объединяет все виды деятельности учащихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно основной образовательной программы общеобразовательных организаций Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения [4, 5]. В плане внеурочной деятельности в числе основных направлений выделено спортивно-оздоровительное направление на ступени начального общего образования и физкультурно-спортивное и оздоровительное на ступени основного общего образования.

В настоящее время дети ведут малоподвижный образ жизни: обучение в школе, приготовление уроков, просмотр телевизора, компьютерные игры - все это увеличивает напряжение зрительного аппарата, нагрузку на организм ребенка, возникает дефицит мышечной деятельности. Недостаточная двигательная активность школьников в повседневной жизни неблагоприятно сказывается на состоянии их здоровья. У многих школьников в результате повышенных умственных нагрузок и низкого уровня двигательной активности ухудшается зрение, деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушается обмен веществ, уменьшается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Все это свидетельствует о необходимости приучать детей к систематическим занятиям физическими упражнениями во второй половине дня.

Как в таких условиях сохранить и укрепить здоровье учащихся, разнообразить их досуг,

наполнить его социально значимым содержанием? Какие наиболее эффективные формы воспитательной работы использовать, чтобы сделать жизнь школьников более интересной, яркой и насыщенной?

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 2 г. Рыбинска с сентября 2010 года является пилотной школой по реализации ФГОС начального общего образования, а с сентября 2012 года - основного общего образования.

В лицее разработана модель внеурочной деятельности на основе сложившейся системы внеурочной деятельности и существующих требований, к которым относятся следующие:

- интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности учащихся, обеспечивающая достижение общих образовательных целей;

- системность организации внеурочной деятельности школьников, обеспечивающая взаимосвязь выделенных направлений в ФГОС с общепринятыми направлениями в сфере дополнительного образования детей;

- вариативность организации внеурочной деятельности учащихся, учитывающая особенности потенциала лицея;

- оптимальность модели, позволяющая использовать в организации внеурочной деятельности возможности социального партнерства;

- использование норм организации дополнительного образования детей.

Целью внеурочной деятельности в лицее является содействие в обеспечении достижения метапредметных и личностных ожидаемых результатов учащимися в соответствии с основной образовательной программой начального общего и основного общего образования.

Внеурочная деятельность в лицее направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей школьников, путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей. Часы по внеурочной деятельности могут быть отведены на занятия по программам дополнительного образования, расширяющие содержание учебных предметов, обеспечивающие различные интересы учащихся; экскурсии, тематические образовательные события; организацию трудовых, общественно значимых акций, творческих фестивалей; участие в деятельности научного общества учащихся, летних практиках, каникулярных мастерских и другое.

Уклей лицея Социальный заказ родителей

Модель Внеурочной деятельности

Ресурснье Ресурснье

Возможности лицея Возможности УДО

Рис. 1. Организация процесса внеурочной деятельности

Направления и виды внеурочной деятельности определяются общеобразовательным учреждением в соответствии с основной образовательной программой начального общего и основного общего образования на основании изучения социального заказа родителей учащихся с учетом ресурсных возможностей лицея, а также УДО системы образования и учреждений культуры и спорта городского округа город Рыбинск (рис. 1).

Выбор предлагаемых видов занятий по направлениям внеурочной деятельности носит рекомендательный характер, в каждом конкретном случае администрация лицея обязательно руководствуется принципами технологии лич-ностно-ориентированного образования. На основании письменного заявления родителей (законные представители) могут взять на себя ответственность по реализации всех или отдельных направлений внеурочной деятельности. Подбор направлений, форм и видов деятельности должен обеспечить достижение планируемых результатов учащихся в соответствии с основной образовательной программой начального общего или основного общего образования лицея.

Группы учащихся для занятий внеурочной деятельностью формируются из числа школьников одного класса или могут иметь смешанный состав (из числа учащихся параллели). Формирование групп осуществляется на основе «Индивидуальной карты занятости внеурочной деятельностью» учащегося лицея, которая заверяется в 1-4 классах одним из родителей (законным представителем) и классным руководителем, в 5-9 классах - одним

из родителей (законным представителем), классным руководителем и самим учащимся.

Внеурочная деятельность может быть организована на базе учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта, загородных лагерей, баз отдыха, с которыми лицей заключает договор о сотрудничестве.

Занятия внеурочной деятельностью могут проводиться педагогами - сотрудниками лицея: учителями начальных классов, учителями -предметниками основного и старшего звена, воспитателями ГПД, педагогами - организаторами, педагогами дополнительного образования, библиотекарем, а также педагогами учреждений дополнительного образования, специалистами по культуре и спорту (по договору).

Учащиеся, их родители (законные представители) участвуют в выборе форм внеурочной деятельности по каждому направлению.

Учет занятости учащихся внеурочной деятельностью осуществляется

1) Классным руководителем на основании следующей документации:

- «Анкеты для родителей по изучению запроса родительской общественности по организации внеурочной деятельности учащихся лицея»;

- «Индивидуальной карты занятости внеурочной деятельности учащегося»;

- «Матрицы учета занятости учащихся _

класса во внеурочной деятельности»;

- «Расписания внеурочной деятельности учащихся класса»;

2) Педагогическими работниками, фиксирующими внеурочную деятельность в журнале

внеурочной деятельности класса. Содержание занятий в журнале внеурочной деятельности должно соответствовать содержанию программы внеурочной деятельности.

Ключевая идея внеурочной деятельности в начальной школе - личностное развитие учени-

ков в совместной коллективной деятельности; в основной школе - выход на успешную социализацию, познание возможностей, профессиональное самоопределение (табл. 1).

Таблица 1. Внеурочная деятельность в начальном общем образовании и основном общем образовании

Начальное общее образование Основное общее образование

Направление спортивно-оздоровительное физкультурно-спортивное и оздоровительное

Количество часов до 10 часов до 6 часов

Идея внеурочной деятельности личностное развитие в совместной коллективной деятельности самопознание ^ самореализация ^ успешная социализация ^ профессиональное самоопределение

Итог внеурочной деятельности Фестиваль личных достижений Фестиваль индивидуальных образовательных проектов «Новая идея»

Благодаря имеющейся многопрофильной инфраструктуре учреждений культуры и спорта г. Рыбинска школьники имеют возможность реализовать спортивно-оздоровительное и физкультур-но-спортивное направления за пределами лицея, однако лицей создает благоприятные условия и для тех, кто реализует внеурочную деятельность по данным направлениям на базе лицея.

По данным статистики в период с 2011 по 2014 года востребованность в данных направлениях на базе лицея составляет 38 %, а за пределами лицея - 62 %.

В лицее по спортивно-оздоровительному направлению на ступени начального общего образования успешно реализуются программы «Мой класс - моя команда», «Твой путь к здоровью».

Программа «Мой класс - моя команда» носит модульный характер: объем - 34 часа: 8 событий в течение учебного года по 4 часа (одно спортивное событие в месяц) и заключительное праздничное мероприятие - 2 часа. Цель программы -повышение уровня физического развития учащихся, двигательной активности.

Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:

- познакомить учащихся со спортивными объектами в городе Рыбинске;

- расширять знания школьников о подвижных играх родного края, страны, народов мира;

- способствовать развитию интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

- развивать основные физические качества;

- способствовать снятию психо-эмоциональ-ного напряжения у детей;

- содействовать сплочению детского коллектива.

Программа «Мой класс - моя команда» направлена на расширение кругозора об объектах спортивной направленности г. Рыбинска; на приобретение школьниками знаний о народных спортивных играх, значении спорта в жизни человека и каждой страны, на формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни; на получение опыта самостоятельного социального действия.

Целью программы «Твой путь к здоровью» является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.

Реализация данной цели связана с решением следующих задач:

- укреплять здоровье школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

- формировать общие представления о физической культуре, спорте, здоровом образе жизни, его значении в жизни человека;

- совершенствовать жизненно важные двигательные умения и навыки посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и упрощенным техническим действиям из базовых видов спорта;

- развивать интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;

- обучать простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

Программа включает в себя 6 модулей: подвижные и спортивные игры; спортивно-оздоровительные мероприятия; военно-патриотический блок; совместные спортивно-массовые праздники учащихся и родителей; физическая подготовка. Каждый модуль состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседу с учащимися, показ изучаемых движений, подвижных игр, просмотр видеофильмов и презентаций.

Результатом практической деятельности по программе «Твой путь к здоровью» можно считать следующее:

- высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни;

- участие школьников в спортивных событиях лицея, города;

- взаимодействие с учащимися других школ с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни;

- занятость большого количества учащихся начальной школы внеурочной деятельностью дополнительного образования;

- сформированность межличностных отношений на основе взаимопонимания и взаимоуважения.

На протяжении последних четырех лет учащиеся начальной школы являются победителями и призерами городских соревнований «Веселые старты» среди школьников 1, 2, 3, 4 классов общеобразовательных школ, участвующих в программе «Твой путь к здоровью».

На ступени основного общего образования по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению реализуются программы «Плавание», «Общая физическая подготовка», «Спортивные игры».

Формирование установки на здоровый образ жизни у школьников всех возрастов является приоритетным направлением в деятельности нашего лицея.

Это выражается в следующем:

- в обучении школьников элементарным приемам здорового образа жизни;

- в привитии учащимся элементарных навыков гигиены путем реализации в процессе обучения здоровьесберегающих технологий, проведения физкультминуток, подвижных перемен, проветривания и влажной уборки помещений, чередования занятий с высокой и низкой активностью;

- в организации массовых оздоровительных мероприятий (спортивно-оздоровительных

праздников, тематических праздников здоровья, выходов на природу, экскурсий);

- в совместной работе с семьей, что проявляется в пропаганде здорового образа жизни через систему организационно-теоретических и практических занятий на родительских собраниях.

Таким образом, организация внеурочной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС второго поколения представляет собой довольно сложную технологию модернизации условий развития ребенка во внеурочное время. И задача этой технологии заключается в обеспечении максимально полных условий для реализации культурно-образовательных, спортивно-оздоровительных, социально значимых потребностей личности в самоактуализации и самореализации [3, С. 34].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внеурочная деятельность благодаря таким преимуществам, как свободный выбор учащимися вида деятельности; вариативность организационных форм образовательного процесса; гибкость образовательных программ; общественно значимая связь с социальной и профессиональной практикой, применение оценки деятельности ребенка, помогающей ему увидеть динамику собственного развития, позволяет решить ряд важных задач. Такими задачами, например, являются: формирование у учащихся опыта решения социально-культурных проблем, включающего приобретение таких навыков, как выбор ценностных ориентаций и жизненных ориентиров; реализация познавательных интересов, способностей и возможностей; формирование культурных навыков общения и сотрудничества через активное участие в различных видах деятельности [6, С. 23].

Правильно организованные условия внеурочной деятельности обеспечат создание уникальной среды, направленной на решение задач воспитания высоконравственных, конкурентоспособных, компетентных граждан современного российского государства.

Библиографический список:

1. Евладова, Е. Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС [Текст] / Е. Б. Евладова // Воспитание школьников. - 2012. - № 3. - С. 15-26.

2. Нечаев, М. Н. Управленческие технологии организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС [Текст] / М. Н. Нечаев // Воспитание школьников. - 2013. - № 9. - С. 16-21.

3. Попова, И. Н. Актуальные вопросы организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС [Текст] / И. Н. Попова // Внешкольник: дополнительное образование и социальное воспитание детей и молодежи. - 2014. -№ 2. - С. 28-34.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2009.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2010.

6. Филатова, М. Н. Внеурочная деятельность как важный ресурс в достижении результатов социокультурного развития учащихся [Текст] / М. Н. Филатова // Внешкольник: дополнительное образование и социальное воспитание детей и молодежи. - 2014. - № 2. - С. 20-23.

Bibliograficheskrj spisok:

1. Evladova, E. B. Vneurochnaja dejatel'nost': vzgljad skvoz' prizmu FGOS [Tekst] / E. B.Evladova // Vospitanie shkol'nikov. - 2012. - № 3. - S. 15-26.

2. Nechaev, M. N. Upravlencheskie tehnologii organizacii vneurochnoj dejatel'nosti obuchajushhihsja v uslovijah realizacii FGOS [Tekst] / M. N. Nechaev // Vospitanie shkol'nikov. -2013. - № 9. - S. 16-21.

3. Popova, I. N. Aktual'nye voprosy organizacii vneurochnoj dejatel'nosti v uslovijah realizacii FGOS [Tekst] / I. N. Popova // Vneshkol'nik: dopolnitel'noe obrazovanie i social'noe vospitanie detej i molodezhi. - 2014. - № 2. - S. 28-34.

4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija [Tekst] / Ministerstvo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii. - M. : Prosveshhenie,

2009.

5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshhego obrazovanija [Tekst] / Ministerstvo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii. - M. : Prosveshhenie,

2010.

6. Filatova, M. N. Vneurochnaja dejatel'nost' kak vazhnyj resurs v dostizhenii rezul'tatov sociokul'turnogo razvitija uchashhihsja [Tekst] / M. N. Filatova // Vneshkol'nik: dopolnitel'noe obrazovanie i social'noe vospitanie detej i molodezhi. - 2014. - № 2. - S. 20-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.