Е. В. Фильченкова
ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ДВУХУРОВНЕВУЮ ПОДГОТОВКУ СПЕЦИАЛИСТОВ
Ключевые слова: внеучебная деятельность, воспитательный аспект, досуг студентов.
В статье дается описание социально-педагогического исследования, проведенного на базе института пищевых производств и биотехнологии КНИТУ, описывается отношение студентов к своему досугу.
Keywords: extracurricular activities, educational aspect, leisure students.
The article gives a description of the socio-pedagogical study at the Institute of Food Production and Biotechnology KNIT, describes the ratio of students to their leisure.
На современном этапе развития общества, претворяемые в жизнь, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования третьего поколения усиливают внимание к проблеме подготовки специалиста качественно нового уровня и требуют от учебных заведений новых ориентиров и подходов в работе со студентами. Эта потребность предполагает воссоздание системы воспитательной работы, поиск адекватных требованиям времени форм и способов такой деятельности на основе изучения ценностных ориентаций студенчества. Как известно, воспитание в учебном заведении осуществляется: во-первых, через содержание
учебного процесса; во- вторых, - во внеучебной деятельности.
В образовательной среде вуза внеучебная работа складывается в основном из трех компонентов:
1) внеучебной деятельности студентов,
2) внеучебной работы преподавателей со студентами,
3) системы управления внеучебной деятельностью.
Она является существенным элементом образа жизни студентов, профессиональной деятельности преподавателей и руководства учебного заведения. Для образовательного учреждения внеучебная деятельность - это часть выполняемых им функций [1].
Специфика воспитательной работы в вузе связана с тем, что она осуществляется в свободное от учебы и удовлетворения насущных потребностей время. Студент по собственному выбору определяет тот или иной вид занятий: участие в общественной работе, чтение, теле- и кинопросмотры, посещение театров, музеев, спортивных зрелищ и дискотек, участие в художественной самодеятельности, пассивный отдых и спорт - таблица структуры свободного времени, разработанная социологами, включает в себя до 30 различных показателей [4].
В экспериментальном исследовании отношение студентов к внеучебной деятельности и их участия в ней, знакомство с ее видами изучались с помощью специально разработанной нами с этой целью социологической анкетой, которая включала в себя 53 открытых, закрытых и полузакрытых
вопросов, объединенных в несколько блоков. Анкетирование проходило на базе Казанского государственного технологического университета в 2009 году и носило анонимный характер (табл. 1).
Таблица 1 - Сравнительная характеристика
значимости деятельности студентов (%)
Виды деятельности Количество студентов Курс
1 курс 2 курс 4 курс
Общественная работа 32,0 38,9 32,8 26,5
занятия искусством (музыкой, литературным творчеством, живописью, художественной самодеятельностью 30,8 31,2 32,8 29,5
занятия техническим творчеством 18,0 15,5 16,4 21,4
занятия физкультурой и спортом 40,4 42,8 38,3 39,7
посещение зрелищ (спортивных культурных и др.) 29,6 24,6 31,5 32,6
общение с любимым человеком 65,6 58,4 68,4 68,3
общение в кругу семьи 75,6 66,2 76,7 81,6
общение в кругу друзей 71,6 68,8 72,6 73,3
посещение дискотек, вечеров отдыха 31,2 28,5 31,5 33,6
просмотр телепередач, видеофильмов 25,6 23,3 32,8 21,4
посещение театров, концертов 30,0 25,9 30,1 33,6
чтение художественной литературы, журналов, газет 36,0 38,9 35,6 34,6
домашнее хозяйство 41,2 37,6 41,0 43,8
дополнительный заработок 36,8 35,0 35,6 39,7
воспитание младшего брата (сестры) 26,0 25,9 36,9 26,5
В исследовании принимали участие 248 студентов института пищевых производств и биотехнологии КНИТУ, в их числе 83% - девушки, 17% -юноши. Для исследования важнейшим
фактором явилось то, что 22% опрошенных студентов проживали в общежитии, 32% - снимали квартиру, что непосредственным образом влияло на их участие во внеучебной деятельности, т.к. они обременены еще и бытовыми проблемами. У тех, кто живет с родителями (таких оказалось 46%), обязанностей по дому неизмеримо меньше.
Из табл.1 видно, что на первом месте для всех студентов- различные виды общения - в кругу семьи, с родителями, родственниками (75,6%), друзьями (71,6%), любимым человеком (65,6%), на втором - занятия физкультурой и спортом (40,4%), на третьем - дополнительный заработок (36,8) и чтение художественной литературы, газет и журналов (36,0%).
В ходе исследования нас интересовала посещаемость студентами учреждений культуры. Самой большой популярностью у них пользуется только кинотеатр. Посещение остальных учреждений культуры ограничивается разовым посещением в квартал или в полгода. При этом выяснилось, интерес студентов к театрам, выставкам и музеям угасает от первого курса к пятому, в то же время девушки больше посещают выставки и музеи, чем юноши.
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что будущее поколение инженеров более расчетливы, экономны. Они среди огромного разнообразия выставок, премьер в театрах и кинотеатрах предпочтение отдают просмотру телевизионных программ, среди них популярны спорткафе, которые тоже не являются активным досугом.
В ходе исследования нас интересовало отношение студентов к общественной деятельности. Оказалось, что 52,4% опрошенных отметили ее важность, но по тем или иным причинам участия в ней не принимают. 22,4% юношей и девушек признают её важность и с удовольствием ею занимаются. Радует то, что немногие (только 6,4%) указали на бесполезность общественной деятельности. При рассмотрении степени участия в общественной деятельности студентов разных курсов оказалось, что первокурсники более активны, нежели студенты старших курсов. Очевидно, это объясняется загруженностью учебой и дополнительным зарабатыванием денег. В то же время девушки намного активнее участвуют в общественной деятельности, чем юноши.
Нами также в процессе исследования исследовано отношение студентов к занятиям физкультурой и спортом. Занимаются спортом для укрепления здоровья и посещают спортивные секции 46,4% опрошенных студентов и только 28,4% - не занимаются спортом вообще. Остальные указали, что делают только утреннюю зарядку. В целом эти данные радуют, т. к. большая часть студентов все же озабоченна своим здоровьем.
На вопрос анкеты «Кто Вам помогает в выборе досуговых занятий?» большая часть респондентов
(80%) ответили, что решают сами, каждому пятому помогают друзья. Никто из студентов не указал, что в выборе досуговых занятий им помогают преподаватели, кураторы. Это свидетельствует о том, что воспитательной работе не уделяется должного внимания.
Студентам был предложен вопрос: «Будь у Вас больше времени, чему бы Вы его посвятили?». На первом месте оказался ответ: «посвятил бы больше времени учебе», на втором - «общению с друзьями и родственниками». Замечательно, что значительная часть молодых людей посвятило бы свободное время занятиям спортом, обучению различным видам творческой деятельности (рисованию, танцам, вышивке, вязанию), семье и любимому человеку, общественной деятельности. Небольшое количество респондентов ответило, что посвятило бы свое свободное время отдыху и развлечениям, походам в театры и кино, на футбольные матчи и чтению книг.
При ответе на вопрос анкеты «Имеются ли у Вас условия для содержательного досуга?» каждый второй студент ответил, что есть самые разнообразные условия, и только 5 человек из 248 ответили, что нет.
В завершение эксперемента студентам был предложен вопрос: «Если бы Вы были ректором университета, чтобы Вы сделали для улучшения свободного времени студентов?» Было сделано много различных предложений, среди которых такие, как создать больше спортивных секций, проводить больше культурных мероприятий, соревнований и конкурсов, выездов за город, места для отдыха студентов, походов в клубы, кино, в музей, театры, обеспечить их работой, дополнительными учебными курсами. Все это говорит о том, что молодое поколение будущих специалистов выбирает активную жизненную позицию.
Данные результаты исследования
обосновывают необходимость организованной внеучебной деятельности с точки зрения интересов и потребностей ее участников. Перспективы
функционирования и развития системы внеучебной деятельности в вузе в современных условиях видятся в реализации следующих мер:
- поиск новых форм и направлений внеучебной деятельности, адекватных современным ценностным ориентациям студенческой молодежи в сочетании с имеющимся позитивным опытом и традициями;
- создание системы морального и
материального стимулирования наиболее активных студентов - организаторов внеучебной деятельности;
- совершенствование работы кураторов,
контроль за их деятельностью, регулярное
проведение конкурса куратора;
- осуществление действенного контроля за содержанием и эффективностью внеучебной работы, использованием ее результатов для корректировки планов и решений.
Проведенное нами исследование в Казанском национальном исследователь-ском технологическом университете показывают, что при переходе на двухуровневую подготовку специалистов имеется возможность совершенствования не только учебной деятельности, но и обновление воспитательной работы в соответствии с требованиями общества,
которые приведут к активному использованию внеучебного времени студентов.
Литература
1. Беликова, Л. Ф. Отношение студентов к внеучебной деятельности в вузе / Л.Ф. Беликова //Социологические исследования. — 2000. — № 6. — С. 51-57.
2. Грушин, Б. Свободное время: Величина. Структура. Проблемы. Перспективы / Б.А. Грушин. -М.: Правда, 1966.-48 с.
3. Крайнова, Е.Д. Развитие самостоятельной
деятельности будущих бакалавров в национальном исследовательском университете /Е.Д.Крайнова // Вестник Казанского технологического университета, 2011. №1 - С.299-302.
4. Осипов, П.Н. Свободное время современного студента / П.Н. Осипов, Е.В. Фильченкова // Образование и саморазвитие. - 2010. - №4. - С. 139-144.
5. Осипов, П.Н., Особенности профессионального самоопределения будущих инженеров пищевой промышленности / П.Н Осипов, А.В. Якубова // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. -№4. - С. 211-214.
6. Реан, А.А. Психология и педагогика. /А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С.И.Розум - СПб.: Питер, 2003. - 432 с.
7. Свининников, В. Твоё и наше богатство: Об актуальных проблемах свободного времени молодёжи / В.М. Свининников. - М.: Мол. гвардия, 1976.-109с.
© Е. В. Фильченкова - ст. препод. каф. обучения на двуязычной основе КНИТУ, [email protected].