Научная статья на тему 'Внешняя торговля продовольственными товарами. Анализ структурных изменений'

Внешняя торговля продовольственными товарами. Анализ структурных изменений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
464
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кайшев В. Г.

Автором проведен глубокий анализ по импорту и экспорту основных видов продовольственных товаров и сырья для их производства за последние годы. Даны ресурсы и использование мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов, яиц и яйцепродуктов, растительных масел, зерна, овощей и бахчевых культур, картофеля, фруктов и ягод и др. Рассказано о регулирующем воздействии государства на внешнеэкономические связи посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлений и решений правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign trade of food goods. The analysis of structural changes

The deep analysis on import and export of the basic kinds of food goods and raw material for their manufacture for last years is lead by the authors. Resources and use of meat and meat products, milk and dairy products, eggs, vegetable oils, grain, vegetable cultures, potato, fruit and berries are given. It is told about adjusting influence of the state on foreign economic relations by means of acceptance of laws and other state certificates, decisions of the government.

Текст научной работы на тему «Внешняя торговля продовольственными товарами. Анализ структурных изменений»

Внешняя торговля продовольственными товарами.

Анализ структурных изменений

В.Г. Кайшев

Директор Департамента пищевой, перерабатывающей промышленности и качества продукции Министерства сельского хозяйства Российской Федерации

Движение к рыночной экономике проявляется не только в развитии товарно-денежных отношений внутри страны, но и в приобщении к мировой хозяйственной системе, активизации международных экономических связей, включающих внешнюю торговлю, движение капиталов между странами, научно-техническое сотрудничество и другие формы совместной внешнеэкономической деятельности.

В настоящее время для многих стран внешняя торговля играет важнейшую роль в более полном обеспечении своих потребностей. Спрос на отдельные виды товаров в странах, которые не производят их в достаточном количестве, стимулирует развитие торговли такими товарами и, как следствие, подталкивает страны-производители к расширенному их воспроизводству. Это дает возможность странам-участникам международной торговли эффективнее и с меньшими издержками удовлетворять потребности внутреннего рынка. Поэтому государства заинтересованы в развитии данной сферы экономических отношений и сотрудничества на взаимовыгодной основе. В конечном итоге развитие международной торговли способствует увеличению общего объема мирового производства и потребления.

Снижение объемов отечественного производства сельскохозяйственного сырья животного происхождения к уровню 1990 г., выработки мяса, молока, молочных продуктов, отдельных видов продукции из продовольственного сырья растительного происхождения, рост внутреннего рыночного спроса способствовали ежегодному нарастанию их импорта. Так, в 2005 г. импорт продовольственных товаров и сырья для их производства в фактичес-

ки действующих ценах составил 17415 млн долл. США, что на 25,7 % больше, чем в предыдущем (табл. 1).

Их доля в товарной структуре импорта Российской Федерации составляла 17,7 %. Большую по размеру долю занимал только импорт машин, оборудования и транспортных средств вместе взятых - 44 %.

Огромные суммы ежегодно возрастающих денежных средств на импорт продовольствия ложатся тяжелым бременем на экономику страны. При положительных тенденциях развития пищевой индустрии страны темпы роста объёмов производства продуктов питания отечественного производства не успевают за увеличением спроса, импорт продовольственных товаров и сырья для их производства продолжает расти. Так, по данным Росстата и Федеральной Таможенной Службы России, в 2006 г. он составил 21613,6 млн долл., что в 3 раза больше, чем в 2000 г. Это положительно повлияло на динамику оборота розничной торговли продовольственными товарами, но одновременно стало реальным фактором стратегического риска, который может оказать негативное воздействие не только на продовольственную, но и экономическую безопасность страны. Динамика импорта основных видов продовольственных товаров отражена в табл. 2.

Либерализация экономики, в том числе внешнеэкономической деятельности, привела к тому, что импорт продовольственных товаров и сырья для их производства стал рассматриваться отечественными производителями как фактор конкуренции на внутреннем рынке. В их товарной структуре наибольший удельный вес, как и в предыдущие годы, занимает импорт мяса и

Таблица 1

Товарная структура импорта Российской Федерации

2000 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

Показатель млн долл. США % к итогу млн долл. США %к итогу млн долл. США %к итогу млн долл. США %к итогу

Импорт, всего 33880 100 57347 100 75569 100 98577 100

В том числе:

продовольственные товары и

сырье для их производства 7384 21,8 12043 21,0 13854 18,3 17415 17,7

пищевых мясных субпродуктов -22,1 % (в стоимостном выражении -4785,5 млн долл.). Физические объемы импорта составили 3285,7 тыс. т., что в 2,45 раза больше, чем в 2000 г., в том числе мяса крупного рогатого скота - в 2,6 раза, свинины - 3,1, пищевых субпродуктов всех видов скота - в 3, мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы - в 1,87 раза. Иностранные производители, получавшие многомиллиардные субсидии на производство и экспорт мяса, активно заполняли и заполняют освободившуюся нишу на внутреннем рынке нашей страны. Ввоз на таможенную территорию России всех видов мяса такими темпами и объемами - один из основных негативных факторов, сдерживающих развитие отечественного животноводства.

Произошли существенные изменения в структуре импорта мяса по его видам. В 2006 г. от общего объема импорта мяса и пищевых мясных субпродуктов доля говядины составила 22 % (в 1999 г. - 38 %), свинины - 20,3 % (в 1999 г. - 32 %), мяса птицы - 32 % (в 1999 г. - 17 %). До 1992 г. внутренний рынок мяса птицы практически полностью обеспечивался продукцией отечественного производства - доля импорта не превышала 3 %. Сегодня Россия - крупнейший импортер этого вида продукции. Среднегодовые объемы импорта мяса птицы составили 1260 тыс. т, что в 1,8 раза больше, чем в 1990 г. Этот вид мяса стал для большинства граждан России основным по доступности белковым продуктом питания.

Основной вид импортного мяса птицы - части тушек и субпродукты домашних кур. Крупнейшие экспортеры -США и Бразилия. Их доля в поставках этого вида продукции составляет 89 %. Постоянно растущий спрос на импортное мясо птицы стимулируется сравнительно невысокой его ценой - 728,7 долл. за 1 т (2006 г.).

В условиях спада производства в основных отраслях отечественного животноводства увеличение объемов импорта мясопродуктов в известной мере оправдано, поскольку обеспечивает повышение насыщенности внутреннего потребительского рынка. Однако при этом увеличивается степень критичес-

Таблица 2

Импорт основных видов продовольственных товаров и сырья для их производства в Российскую Федерацию

Продукция 2000 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Продовольственные товары и сырье для их производства, млрд долл. США 7,38 12,04 13,85 17,41 21,61

Мясо свежее и мороженое (без мяса птицы), тыс. т 517 1097 1031 1340 1411

Мясо птицы свежее и мороженое, тыс. т 694 1205 1114 1329 1282,4

Сыры и творог, тыс. т 35,5 215,8 266,2 324,7 300,9

Рыба, ракообразные и моллюски, всего, тыс. т 336,6 607,7 728,2 850

Масло сливочное и прочие молочные жиры, тыс. т 70,8 164 148,1 133 164,8

Масло подсолнечное, тыс. т 150 202 161 131 100

Молоко и сливки сгущенные, тыс. т 76,6 100 127 146 145,2

Сахар сырец, тыс. т 4547 4113 2586 2893 2632,7

Сахар белый, тыс. т 467 456 569 625 349,7

Кофе, тыс. т 20,6 32,0 29,5 39,7 55,6

Чай, тыс. т 159,0 169 173 180 173

Хлебные злаки 4677 1672 2998 1449 1957

В том числе пшеница и меслин, тыс. т 2633 642 1364 577

Пиво солодовое, тыс. дал 10089 18012 21014 24965 30755

Вина виноградные, тыс. дал 18285 42764 44329 56979 55890

Вермут, тыс. дал 687 1525 1583 1942 2065

Водка, тыс. дал 144 367 898 2595 1729

Табачное сырье, тыс. т 277 281 273 292 272

Макаронные изделия, тыс. т 31,5 82,2 82,9 79,3 87,8

Шоколад и продукты, содержащие какао, тыс. т 78,3 155,3 151,0 144,2 119,1

Мучные кондитерские изделия, тыс. т 44,7 78,0 98,0 105,7 99,5

кои зависимости продовольственного рынка страны от ввоза этого вида продовольствия из-за рубежа, а национальная экономика вынуждена косвенно финансировать бюджеты развитых стран ЗападноИ Европы, США, Бразилии, Аргентины - основных экспортеров мяса и мясных продуктов в нашу страну. Со стороны же зарубежных конкурентов проявляется жесткии протекционизм, направленный на защиту своих национальных интересов.

В России настала пора превратить в норму жизни лозунг защиты и поддержки отечественного сельхозпроизводителя, пока еще хрупкого внутреннего рынка от интервенции импорта продовольствия, глубже осознать, что рыночная экономика - это прежде всего жесткая конкуренция. Политика полной либерализации импорта продовольствия, подчас в ущерб собственным товаропроизводителям, привела к тому, что обеспечение крупных промышленных центров России мясом и мясной продукцией поставлено в зависимость от иностранных фирм.

В целом положение с обеспечением мясом и мясопродуктами внутреннего потребительского рынка за последние годы весьма устойчиво. Либерализация цен привела к реальным соотношениям между спросом и предложением. Однако экономический механизм преодоления дефицита до настоящего времени состоит в балансе, с одной

стороны, все еще недостаточно высокого уровня платежеспособного спроса основной массы населения (последовательное повышение которого - важнейшая цель экономики), с другой -значительных объемов импорта.

Доля импорта мяса и мясопродуктов в фонде их потребления увеличилась с 13,8 % в 1990 г. до 38,7 % в 2006 г. (табл. 3)

Удельный вес импортного мяса в продовольственных ресурсах страны увеличился с 12,2 % в 1990 г. до 35,3 % в 2006 г. Следует отметить, что возрастание доли импорта в формировании ресурсов мясных продуктов произошло именно в период рыночных реформ. Поставки мяса (без учета мяса птицы) по импорту в 2007 г. продолжали расти и в январе - ноябре, по данным ФТС России, составили в натуральном выражении 1308 тыс. т, или на 9 % больше, чем в январе - ноябре 2006 г. Импорт мяса птицы за этот период остался на уровне предыдущего года (темп 99,6 %) и составил 1136 тыс. т, что позитивно сказывается на развитии отечественного птицеводства.

В формировании ресурсов мяса и мясопродуктов импорт по-прежнему составляет значительный удельный вес. За 9 мес 2007 г. он составил 33,7 % против соответствующего периода 2006 г. - 35,2 %.

По международным критериям угроза национальной продовольственной безопасности наступает при импорте в

страну более 25-30 % продовольствия. Таким образом, приходится констатировать факт, что мы перешли грань утраты продовольственной независимости в части обеспечения населения мясом и мясопродуктами при всем том, что ни одна развитая страна не позволяет себе полной зависимости от иностранных производителей по обеспечению каким-либо стратегическим продовольственным товаром, сколь бы дорого ни обходилось его отечественное производство.

Как известно, уровень цен на продукцию предусматривает возмещение расходов, связанных с ее производством и реализацией, обеспечение получения определенной суммы прибыли и рационального уровня рентабельности, создание экономических предпосылок для дальнейшего развития производства.

Более низкие цены на импортное продовольствие являются результатом поддержки странами-импортерами своих товаропроизводителей и экспортных субсидий импортерам. Так, средние импортные цены в торговле со странами вне СНГ на мясо свежее и мороженое и мясо птицы за 2005 г. составляли соответственно 1355 и 651 долл. за 1 т. Однако средние потребительские цены на мясо говядины и свинины, сложившиеся на внутреннем рынке России, в 3,2 раза превышают мировые цены. На наш взгляд, это нич-

Таблица 3

Ресурсы и использование мяса и мясопродуктов по Российской Федерации

Мясо и мясопродукты, тыс. т 1990 г. 2000 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Ресурсы

Запасы на начало года 934 1П11") 560 А Л 12") 643 Л ООП 592 Л сюс 650 С171

Производство Импорт 10 112 1535 4432 2095 498и 2704 4896 3094 5171 3175

Итого ресурсов 12581 7087 8327 8582 8996

Использование

Производственное потребление (на корм зверям и другие непищевые цели) 331 57 60 54 52

Потери 123 14 15 16 13

Экспорт 60 34 43 67 57

Личное потребление 11113 6551 ¿П1 7617 7795 8199 675

Запасы на конец года Итого 954 12581 43 I 7087 592 8327 65и 8582 8996

Доля импорта в фонде потребления, % 13,8 32 35,5 39,7 38,7

Доля импорта в ресурсах, % 12,2 29,5 32,5 36,0 35,3

то иное, как негативные последствия скоропалительной либерализации внешней торговли, в результате чего в Россию хлынул неконтролируемый государством (до 2003 г.) по объему поток мяса и мясопродуктов. Причем в этом процессе участвуют многочисленные посреднические структуры, которые ничего не производят, но получают значительные доходы за счет взвинчивания цен.

В развитых государствах всячески препятствуют всевозможным посредническим спекулятивным операциям при сбыте продовольственных товаров и сырья для их производства, а следовательно, и посредническим ценовым «накруткам», снижающим не только рентабельность национального производства и экспорта, но и доступность национального рынка для импорта. По имеющимся аналитическим данным, в Российской Федерации доля доходов посреднических звеньев в розничных ценах на продовольственные товары достигает 80 %, в том числе на мясные и рыбные продукты - 50-70 %, на молочные - 60-80 %. По странам-членам ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) этот показатель не превышает 15 %.

В нашей стране при сложившейся ситуации назрела явная необходимость в проведении и реализации политики подавления капитала паразитического (пресечения всякой возможности получения больших доходов без организации производства товаров) и поощрения капитала производительного.

В экономике страны рыбное хозяйство играет важную роль в качестве поставщика пищевой продукции. Рыба относится к группе сырьевых ресурсов животного происхождения и имеет высокое содержание белка и незамени-

мых кислот. В общем балансе потребления животных белков доля рыбных составляет около 10 %.

Импорт рыбы, ракообразных и моллюсков ежегодно растет - с 336,6 тыс. т в 2000 г. до 850 тыс. т в 2005 г., или в 2,5 раза, а изделий и консервов из рыбы сокращается соответственно с 123 до 97,3 тыс. т, или в 1,3 раза. В целом импорт рыбы и морепродуктов в 2006 г. к его объему в 2005 г. снизился на 16,3 % (до 0,91 млн т). В то же время в денежном эквиваленте он вырос соответственно на 16,1 % и достиг 1372 млн долл. США. Увеличение объемов импорта рыбной продукции в таких темпах может привести к значительному усилению импортной зависимости, завоеванию российского внутреннего рынка транснациональными рыбными компаниями.

Импорт молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко) сократился с 8043 тыс. т в 1990 г. до 4718 тыс. т в 2000 г., или в 1,7 раза. Объемы отечественного их производства за этот период также снизились в 1,7 раза. Как следствие, потребление этих важнейших видов продуктов питания на душу населения сократилось с 386 до 215 кг в год при рекомендуемой норме 392 кг в год. С 2001 г. объемы импорта ежегодно возрастали и в 2006 г. составили 7293 тыс. т - рост на 55 % к 2000 г.

По молоку и молочным продуктам зависимость внутреннего рынка от импорта значительно меньше. Однако доля импорта в фонде их потребления ежегодно растет и составляла: в 1990 г.- 14%, в 2004 г.- 19%, в 2006 г. - 21,6 % (табл. 4)

Основные виды импортируемых молочных продуктов и их крупнейшие поставщики: сыры (Германия, Литва, Украина, Аргентина, Финляндия, Франция); сливочное масло (Новая Зелан-

дия, Финляндия, Польша, Австралия, Германия, Литва Нидерланды), в том числе доля импорта сливочного масла из Новой Зеландии составляет 33,7 %; молоко и сливки сгущенные, сыворотка молочная (Литва, Франция, Польша, Германия, Украина).

Основную долю в импорте молочных продуктов занимают сыры и творог, ввоз которых по сравнению с 2000 г. вырос в 8,5 раза (в стоимостном выражении - 12,7 раза). Объем импорта сливочного масла вырос с 45,4 тыс. т в 2000 г. до 145,2 тыс. т в 2006 г., или в 3,2 раза, и в 2006 г. составил 53 % относительно его производства в стране, сыра - около 70 %. Очевидно, что в таких условиях Россия как минимум должна сократить экспорт аналогичной продукции отечественного производства.

Цена импортного сыра была ниже оптовой цены отечественных производителей на 10-20 %, а масла сливочного - на 15-25 %. Более низкие цены импортных молочных продуктов обусловлены субсидированием расширенного воспроизводства основных отраслей животноводства странами-экспортерами. Однако за последние годы на состояние отечественного рынка молока влияет мировая конъюнктура цен на молочное сырье. Из-за дисбаланса на мировом молочном сырьевом рынке (снижение производства молока при увеличивающейся потребности) произошел рост цен как на цельное молоко, так и на сухое, которое является вторым основным видом сырья для молочной промышленности России. Кроме того, Комиссией ЕС принято решение об отмене с 1 июля 2006 г. экспортных дотаций на основные виды молочной продукции.

В то же время традиционный поставщик сухого молока на российский рынок - Белоруссия - переключилась на мировой рынок, вследствие чего поставки этого продукта в Россию сократились. По данным ФТС, за январь - ноябрь 2007 г. они уменьшились по сравнению с соответствующим периодом 2006 г. в 1,5 раза при росте цены на 26,5 %.

Импорт молока и сливок сгущенных вырос с 103 тыс. т в 2003 г. до 145,3 тыс. т в 2006 г., или в 1,4 раза (в стоимостном выражении - в 1,9 раза). Это несколько повысило уровень среднедушевого потребления молока и молочных продуктов: с 215 кг в 2000 г. до 235 кг в 2005 г. В настоящее время по этому показателю мы отстаем от первой пятерки стран-лидеров Западной Европы (Германия, Франция, Дания, Австрия, Чехия) в 1,4-1,9 раза.

На увеличение импорта мяса, молока и молочных продуктов существенное влияние оказывает сложившийся

уровень цен внутреннего и внешнего рынков (табл. 5).

Цены на внутреннем рынке превышали мировые (договорные, закрепленные контрактами на импорт): на мясо (говядина, свинина) в среднем в 1,3-1,8 раза, на мясо птицы - в 2,53,0, на масло сливочное - в 1,4-1,7, на рыбу - в 1,4-1,6 раза. Такое соотношение цен повышает заинтересованность торгующих организаций в увеличении объемов реализации импортной продукции, которая приобретается по сравнительно низким ценам с последующей ее перепродажей на внутреннем рынке страны по более высоким ценам. В конечном счете подобная торговая политика приводит к росту цен на мясные, молочные и другие продовольственные товары на внутреннем рынке, снижению покупательной способности населения.

Стабильный объем отечественного производства яиц и яйцепродуктов наблюдается с 2000 г. За последние пять лет их среднегодовое производство составляет около 36650 млн шт. и достигло высокого уровня. По этому показателю мы опережаем большинство европейских стран. В России производство яиц на душу населения составляет 238 шт. в год, а, например, в Финляндии - 229, в Швеции - 218, в Германии - 215, в Польше - 160 шт.

Внешний и внутренний рынок яиц и яйцепродуктов за последние 10 лет был относительно устойчивым. Среднегодовой импорт яиц за 2003-2006 гг. составил 853 млн шт. при экспорте 278,8 млн шт. (табл. 6).

Доля импорта в фонде потребления этого вида продукции снизилась с 3,6 % в 1990 г. до 2,5 % в 2006 г.

В последние годы в Российской Федерации произошел своеобразный технико-технологический переворот в производстве растительных масел: существенно модернизировано оборудование ряда функционирующих мас-ложировых комбинатов и маслоэкст-ракционных заводов, построены и запущены в эксплуатацию современные, оснащенные по последнему слову техники, производства, такие, как «Эфко» (торговая марка «Слобода»), «Юг Руси» («Золотая семечка»), «Ве-нёвский маслозавод» («Российские семена»), «Волшебный край» («Затея») и т. д.

Высокие темпы роста объемов производства растительных масел обусловлены значительным ростом валового сбора масличных культур подсолнечника на зерно (с 2003 г.) - в 1,4 раза, рапса - в 2,7, сои - в 1,9 раза и в 2006 г. составили 8 млн т (из них подсолнечника - 6,75 млн т, рапса - 0,52, сои - 0,73 млн т).

Таблица 4

Ресурсы и использование молока и молочных продуктов по Российской Федерации

Молоко и молочные продукты, тыс. т 1990 г. 2000 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Ресурсы

Запасы на начало года 3450 1322 1685 1693 1777

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Производство 55716 32277 31935 30907 31199

Импорт 8043 4718 6303 7115 7293

Итого ресурсов 67209 38317 39923 39715 40269

Использование

Производственное потребление (на корм зверям и другие непищевые цели) 7314 5206 4533 4103 4111

Потери 62 31 24 17 21

Экспорт 335 507 478 484 525

Личное потребление 57233 31334 33195 33334 33752

Запасы на конец года 2265 1239 1693 1777 1860

Итого 67209 38317 39923 39715 40269

Доля импорта в фонде потребления, % 14,0 15,0 19,0 21,3 21,6

Доля импорта в ресурсах, % 12,0 12,3 15,8 17,9 18,1

Таблица 5

Среднегодовые цены на продовольственные товары из сырья животного происхождения

Продукция Цена, долл. США за 1 т

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Мясо и субпродукты

Экспорт 1074 1171 1210 1578,9 1583 1679 2086

Импорт 785 689 789 854 932 994,6 1456,5

Мясо и пищевые субпродукты домашней птицы

Экспорт 1083 1148 1154 1000 1842 1964 1575

Импорт 533 551 597 595,8 613,6 651,0 728,7

Молоко, сливки сгущенные

Экспорт 960,7 1101 800,6 1096 1102 1207 1290

Импорт 908 1162,8 817,9 1168 1466 1693 1577,4

Масло сливочное

Экспорт 1370 1209 1280 1292,7 1433 1285 1657

Импорт 1410 1180 1249 1457 1671 1851 1818

Таблица 6

Ресурсы и использование яиц и яйцепродуктов по Российской Федерации

Яйца и яйцепродукты, млн шт. 1990 г. 2000 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Ресурсы

Запасы на начало года 1516 703 669 785 980

Производство 47470 34042 35731 36881 37872

Импорт 1589 1168 897 882 900

Итого ресурсов 50575 35913 37297 38548 39752

Использование

Производственное потребление (на корм зверям и другие непищевые цели) 4816 1632 1684 1869 2091

Потери 160 34 31 50 59

Экспорт 210 326 207 197 393

Личное потребление Запасы на конец года 43999 1390 33250 671 34590 785 35452 980 36151 1058

Итого 50575 35913 37297 38548 39752

Доля импорта в фонде потребления, % 3,6 3,5 2,6 2,5 2,5

Доля импорта в ресурсах, % 3,1 3,2 2,4 2,3 2,26

Объем производства растительных масел в 2007 г. составил 2665 тыс. т, или в 3,3 раза больше, чем в 1995 г. Более интенсивное развитие масло-

жировой отрасли началось с введения в 2002 г. 20%-ной таможенной пошлины на экспорт семян подсолнечника. В результате экспорт семян подсолнеч-

Таблица 7

Импорт масел растительных

Растительное масло, тыс. т 2000 г. 2002 г. 2003 г. 2005 г. 2006 г.

Подсолнечное 149,5 176,3 205,9 131,5 100,0

Соевое 251,6 473,3 166,1 93,6 24,6

Пальмовое 158,0 318,5 388,8 599,8 543,0

Кокосовое 41,4 70,4 106,6 155,6 161,0

Оливковое 3,0 5,8 7,5 10,1 9,6

Рапсовое, суренное или горчичное 82,0 20,9 10,6 2,3 0,6

Таблица 8

Ресурсы и использование картофеля по Российской Федерации

Картофель, тыс. т 1990 г. 2000 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Ресурсы

Запасы на начало года Производство 22312 30848 17657 33980 21409 35889 22254 37254 23751 38548

Импорт 1056 549 330 346 310

Итого ресурсов 54216 52186 57628 59854 62609

Использование

Производственное потребление (на корм зверям и другие непищевые цели) 14182 15291 15618 15807 16626

Потери ^^ГПППТ 2354 329 1065 18 1395 31 1436 32 1659 75

Личное потребление 15676 17130 18330 18828 18708

Запасы на конец года 21675 18682 22254 23751 25541

Итого Доля импорта в фонде потребления, % 54216 6,7 52186 3,2 57628 1,8 59854 1,8 62609 1,7

Доля импорта в ресурсах, % 1,9 1,0 0,57 0,58 0,5

ника сократился с 1779 тыс. т в 1996 г. до 86 тыс. т в 2002 г., или в 20 раз. Удалось в большей степени обеспечить сырьем отечественную масложи-ровую промышленность, а импортное масло на внутреннем рынке в значительной мере заменить российским. Импорт подсолнечного масла сократился в 1,5 раза, соевого масла - в 10 раз (табл. 7).

Существенные структурные изменения проходят в импорте растительных масел, традиционно не производимых в России. Так объемы импорта таких масел, как пальмовое и кокосовое, за 2001-2006 гг. выросли соответственно в 3,4 и 3,9 раза. В 2006 г. импорт масла пальмового составил 543 тыс. т, кокосового - 161 тыс. т. Их доля в импорте масел из сырья растительного происхождения составила около 84%. Таможенные пошлины на эти виды тропических масел снижены с сентября 2007 г.

Пальмовое масло по пищевой ценности едва ли может конкурировать с подсолнечным на потребительском рынке. Однако при промышленном производстве маргаринов и кондитерских жиров используется достаточно широко как наиболее дешевое сырье (его цена в 1,7 раза ниже масла подсолнечного).

Импорт сахара белого в 2006 г. составил 349,7 тыс. т, что на 44 % мень-

ше, чем в предыдущем году, сахара-сырца - соответственно 2632,7 тыс. т, или на 9 %. Это можно объяснить высоким урожаем сахарной свеклы и ростом отечественного производства сахарного песка из этого вида сырья. В 2007 г. сахарными заводами страны в целом выработано 6069 тыс. т сахара (рост 4 %). При этом производство сахара из сахарной свеклы составило 3209 тыс. т (рост 0,7 %). Из импортного сахара-сырца выработано 2860 тыс. т (рост 8,1 %). На долю сахара из сахарной свеклы приходится 53 % общего объема его производства против 54,7 % в 2006 г. (в 1999 г. было 22 %).

В настоящее время импорт сахара-сырца регулируется «плавающей» пошлиной, которая определяется по шкале, учитывающей цены на нью-йоркской бирже. Однако проблема возникла в связи с тем, что максимальный ценовой показатель в шкале составляет 9 % за анголофунт (размер пошлины 140 долл.), что не позволяет компенсировать дальнейший рост цен на мировом рынке за счет снижения импортной пошлины. Эта пошлина также не сдерживает увеличения поставок сырца в страну, и он становится конкурентом отечественному свекловичному сахару.

Потребности России в сахаре оцениваются почти в 6 млн т в год. Нехватка свекловичного сахара компенсируется

поставкой и переработкой сахара-сырца, причем доля сырцового сахара в ресурсах в последние годы снижается.

В 2007 г. чая натурального сортового фасованного выработано 132,7 тыс. т, что на 2,9 % превысило уровень 2006 г. Производство чая за последние 5 лет увеличилось в 3,4 раза.

В нашей стране чай производится в основном из импортного сырья. Основные поставщики чая - Шри-Ланка, Индия, Китай, Вьетнам, Индонезия, Кения. В 2006 г. импорт чая составил 173,0 тыс. т, за 9 мес 2007 г. - 134,2 тыс. т, что на 7,1 % превышает уровень аналогичного периода 2006 г.

По импорту чая Россия находится на втором месте в мире и входит в первую пятерку по его душевому потреблению. Потребление чая за последние годы как никогда устойчиво и, по данным большинства экспертов, в ближайшей перспективе будет наблюдаться его повсеместный рост.

Импорт зеленого кофе для производства кофепродуктов в последние годы возрастает. За 9 мес 2007 г. в Россию было ввезено 42,7 тыс. т зеленого кофе, что на 10,5 тыс. т, или на 33 % превысило уровень аналогичного периода прошлого года. Этому способствовала установленная постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 487 на постоянной основе нулевая ставка таможенной пошлины на кофе нежареный. Основные поставщики зеленого кофе являются Индия, Вьетнам, Бразилия, Индонезия, Кот-Д-Ивуар, Уганда.

За 2004-2006 гг. среднегодовой импорт картофеля составил около 330 тыс. т (табл. 8). Доля импорта в фонде потребления за этот период составила 1,8 %.

Импорт шоколада и других изделий, содержащих какао, в 2006 г. увеличился в 1,5 раза по сравнению с 2000 г. и составил 119,1 тыс. т, в том числе из стран СНГ - 68,6 тыс. т. Основной поставщик этого вида продукции - Украина. Вместе с тем из стран дальнего зарубежья (Польши, Германии, Турции, Бельгии, Италии, Швейцарии, Франции и др.) в Россию поставлено 50,5 тыс. т товаров этой группы с ростом к аналогичному периоду в 1,8 раза.

Импорт мучных кондитерских изделий в 2006 г. составил 99,5 тыс. т, что в 2,2 раза выше уровня поставок 2000 г., Основная доля поставок таких товаров на российский рынок (65%) приходится на страны дальнего зарубежья (Польша, Германия, Турция, Республика Корея, Китай, Бельгия, Нидерланды, Дания, Италия, Финляндия, Франция, Литва и др.).

Импорт фруктов и ягод возрос с 3220 тыс. т в 2002 г. до 4948 тыс. т в 2006 г.

или в 1,5 раза, в том числе яблок с 218 до 730 тыс. т, или в 3,3 раза (табл. 9).

Наибольшее увеличение ресурсов фруктов обеспечено за счет импорта яблок, объем которого в 2005 г. составил 730 тыс. т, или в 3,3 раза больше, чем в 2000 г. За этот период импорт цитрусовых плодов увеличен в 2 раза, бананов - в 1,7 раза. За 2006 г. импорт фруктов и ягод вырос на 20,6 %. В результате доля их импорта в фонде потребления составила 69,2 %.

Импорт овощей и продовольственных бахчевых культур за 2004-2006 гг. стабилизировался и в среднем за год составил 2260 тыс. т (табл. 10).

Внутренний рынок овощей характеризуется достаточно высокой насыщенностью в условиях значительной дифференциации отдельных групп населения по платежному спросу и сравнительно низким уровнем их потребления.

Структура производства овощей по категориям хозяйств практически не изменилась. Основная доля (80 %) в производстве овощей принадлежит хозяйствам населения, а в их реализации - сельхозпредприятиям (65 % от общего объема реализации овощей). На конъюнктуру рынка большое влияние оказывает импорт овощной продукции.

Импорт пива солодового, вина виноградного, вермута к 2000 г. увеличился в 3, а водки - в 12 раз. В ближайшей перспективе импорт вина виноградного по всей вероятности будет расти. При разрешении Роспотребнадзо-ра на российский рынок возвращается этот вид продукции из Молдавии.

За последние годы резко сократились объемы импорта хлебных злаков с 4677 тыс. т в 2000 г. до 1449 тыс. т в 2005 г., или в 3,2 раза, в том числе пшеницы - 4,6, ячменя - в 2,5, кукурузы - в 3,5 раза.

В структуре импорта продовольственных товаров и сырья для их производства в 2005 г. наибольший удельный вес в стоимостном выражении занимали (%): мясо и пищевые субпродукты - 22,1, в том числе мясо свежее и мороженое (без мяса птицы) - 11,2; алкогольные и безалкогольные напитки - 8,8; мясо птицы - 5; рыба свежая и мороженая - 4,7; сахар-сырец - 4,3.

Доля стран СНГ в общем объеме импорта продовольственных товаров и сырья для их производства в денежном выражении в 2006 г. составила 16,4%. В натуральном выражении их доля в импорте основных видов продовольственных товаров (%): мясо и пищевые мясные субпродукты - 3,4; сливочное масло - 32,6; сыры и творог - 41,3; масло подсолнечное - 91;

Таблица 9

Ресурсы и использование фруктов и ягод по Российской Федерации

Фрукты и ягоды, тыс. т 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Ресурсы

Запасы на начало года Производство 11Б4 3561 1299 3447 1395 3930 1503 3706 1508 3179

Импорт 3220 3550 3635 4102 4948

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итого ресурсов 7935 8296 8960 9311 9635

Использование

Производственное потребление (включая переработку на вино) 689 808 728 744 801

Потери 62 55 83 102 99

Экспорт 89 151 166 99 111

Личное потребление Запасы на конем гопл 5796 1299 5887 1395 6480 1503 6858 1508 7147 1477

_>о мо V-о| па | ^¡¿^а Итого Пппа мклпг\птэ р липо плтпоппоима 0/, 7935 55 55 8296 60 3 8960 56 1 9311 59 8 9635 69 2

Доля импор 1 а в фонде по1 ребления, /о Доля импорта в ресурсах, % 40,5 42,8 40,6 44,0 51,4

Таблица 10

Ресурсы и использование овощей и прдовольственных бахчевых культур по Российской Федерации

Овощи и бахчевые культуры 1990 г. 2000 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Ресурсы

Запасы на начало года rinOI/I^RO rií"TRO 3860 11444 4979 13072 6533 15465 6692 16082 7156 16587

1 1 р KJV Ю D W/J, 1 D VJ Импорт 2911 1809 2085 2330 2362

Итого ресурсов 18215 19860 24083 25104 26105

Использование

Производственное потребление 753 1611 1915 1945 2040

Потери 725 443 492 488 521

Экспорт 261 169 879 898 1010

Личное потребление МЯ КТШР! 1 го п я 13167 3309 12462 5175 14105 6692 14617 7156 15005 7529

Итого 18215 19860 24083 25104 26105

Доля импорта в фонде потребления, % 22,1 14,5 14,8 16,0 15,7

Доля импорта в ресурсах, % 16,0 9,1 8,6 9,3 9,0

сахар белый - 78,1; пшеница и мес-лин - 99,5; картофель - 57,2; табачное сырье - 9,2.

Основные импортеры из стран СНГ: мяса, молока и молочных продуктов -Беларусь и Украина; хлебных злаков -Казахстан и Украина; картофеля -Азербайджан и Беларусь; овощей - Узбекистан, Казахстан и Азербайджан; табачного сырья - Киргизия, Узбекистан, Азербайджан, Казахстан и Молдова.

В табл. 11 приведены сводные данные, позволяющие дать оценку доли импорта в товарных ресурсах основных продовольственных товаров за 2000-2006 гг. Отечественные производители пищевых продуктов доминировали на рынках мукомольно-крупяных изделий, масла растительного, маргариновой продукции, макаронных изделий, яиц и яичной продукции, картофеля, овощей. В то же время в таких важных секторах рынка, к которым относится продукция мясной, молочной

и сахарной промышленности, зависимость от импорта довольно высока.

Зависимость от импорта отдельных сегментов агропродовольственного рынка усиливает его нестабильность, обусловливает формирование цен под воздействием конъюнктуры мирового рынка, реальную возможность роста розничных цен на внутреннем российском рынке. Экономический рост и повышение конкурентоспособности продуктового комплекса страны должны находить свое выражение в уровне ценовых соотношений между отечественными и импортными продовольственными товарами, при которых отечественные должны иметь как минимум равнозначную или более низкую стоимость. В противном случае отечественные производители будут терять этот важнейший сегмент рынка.

Существенную роль в поддержке роста импорта продовольственных това-

Таблица 11

Доля импорта основных видов продовольственных товаров в товарных ресурсах

Российской Федерации

Продукция Доля импорта, %

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.*

Мясо и мясопродукты 29,5 34,3 34,0 32,4 32,5 36,0 35,3

Молоко и молочные продукты 12,3 12,5 12,5 13,9 15,8 17,9 18,1

Масло животное 46,0 52,0 51,1 52,8 49,9 48,0 49

Сыры жирные, включая брынзу 23,0 34,8 33,0 38,5 43,8 47,3 47

Сахар 78,5 75,8 74,8 69,6 58,1 59,2 58

Масло растительное 24,5 29,7 33,8 39,1 32,8 34,7 34

Маргариновая продукция 12,4 12,8 13,0 13,4 10,6 11,4 10,3

Макаронные изделия 14,6 13,3 14,0 8,8 9,0 8,5 8,4

Мука 1,3 0,6 0,4 0,46 1,08 0,5 0,6

Крупа 2,8 2,2 2,0 9,1 5,6 5,3 5,4

Чай 96,9 81,2 76,0 84,9 91,0 94,2 99,5

Соль 13,9 16,6 18,2 33,2 25,5 30,0 39

Яйца и яйцепродукты 3,2 2,3 1,8 1,9 2,4 2,3 2,26

Картофель 1,0 0,9 0,6 0,9 0,6 0,6 0,5

Овощи и продовольственные бахчевые культуры 9,1 8,9 7,4 7,2 8,6 9,3 9,0

Фрукты и ягоды - - 40,5 42,8 40,6 44,0 51,4

* Оценка.

Таблица 12

Уровень средних цен на отдельные виды импортных продовольственных товаров

Продукция Средняя фактическая цена за 1 т., 2006 г./2005 г., 2006 г. к 2005 г., % В том числе в торговле со странами за 1 т., 2006 г./ 2005 г., долл. США Страны СНГ к странам вне СНГ, 2006 г./2005 г., %

долл. США Вне СНГ СНГ

Мясо свежее и мороженое (без мяса птицы) 2333,2 1460 159,8 2304,7 1355 2693.4 2379.5 116,9 175,6

Мясо птицы свежее и мороженое 728,7 651 111,9 727,7 642,9 1438,2 1657,1 199,0 257,9

Рыба свежая и мороженая 1449,9 1039,4 139,5 1467,4 1052,4 904,1 610,8 61,6 58,0

Масло сливочное и прочие молочные жиры 1826,7 1845,6 99,0 1763,8 1891 1945,8 1806 110,3 95,5

Масло подсолнечное 916,8 877,8 104,5 1000 873 908,6 878 90,9 100,6

Пшеница и меслин 112 117 96 183,7 180,0 111,5 117,0 60,7 65,0

Сахар-сырец 404,7 257,2 157,3 404,7 257,2 - -

Цитрусовые плоды 588,2 507,9 115,8 590,7 517,7 398,7 341,2 67,5 65,9

Молоко и сливки сгущенные 1577,4 1693,0 93,2 2291,7 2095,0 1566,5 1684,0 86 о, 44

Маргарин 914,5 888,9 102,9 954,7 879,7 760,5 939,1 79,6 106,8

* Источник: Росстат и ФТС России.

ров играли как рост спроса населения, так и сравнительно низкие цены (даже при их росте за последние годы).

Так, средние цены в 2006 г. на отдельные виды импортных продовольственных товаров были выше, чем в предыдущем году: на мясо свежее и мороженое - в 1,6 раза, рыбу свежую и мороженую - в 1,4, сахар-сырец - в

1,57 раза, мясо птицы свежее и мороженое - на 12 %, цитрусовые плоды -на 16 % (табл. 12).

Средние цены на продовольствие, ввозимое из стран СНГ, в 2006 г. были выше, чем из стран вне СНГ, - на мясо птицы свежее и мороженое - в 2,0 раза, на мясо свежее и мороженое - на 16,9 %, масло сливочное и прочие мо-

лочные жиры - на 10,3 % и ниже, на рыбу свежую и мороженую - на 38,4 %, масло подсолнечное - на 9,1, цитрусовые плоды - на 32,5, молоко и сливки сгущенные - на 31,6, маргарин - на 20,4, пшеницу и меслин - на 39,3 %.

Как известно, экспорт включает вывоз с таможенной территории России товаров отечественного производства, а также реэкспорт товаров.

К товарам отечественного производства относятся также товары иностранного происхождения, ввезенные в страну и подвергшиеся существенной переработке, изменяющей основные качественные или технические характеристики товаров.

По данным Росстата, экспорт продовольственных товаров и сырья для их производства в 2005 г. в денежном выражении составлял 4536 млн долл., в том числе в страны СНГ - 2228 млн долл., в страны вне СНГ - 2308 млн долл. США. Их доля в товарной структуре экспорта Российской Федерации составила 1,9 % (табл. 13).

Для справки. Как и в предыдущие годы, наибольшую по размеру долю в товарной структуре экспорта страны составили минеральные продукты - 64,6 %. По оценкам экспертов, среднегодовое снижение нефтяных цен на 1 долл. за 1 баррель обходится России около 3 млрд долл. потерь по экспортным доходам, а это около 0,2 % ВВП.

Промышленно развитые страны обычно экспортируют капиталоемкие и высокотехнологичные товары. Торговля сырьем и несложными видами продукции характерна в основном для развивающихся стран, что тормозит их экономическое развитие.

В 2006 г. экспорт продовольственных товаров и сырья для их производства увеличился по сравнению с уровнем 2005 г. на 1 млрд долл. и составил 5,52 млрд долл. (табл. 14).

В 2006 г. почти в 2 раза вырос экспорт масла подсолнечного и составил 756 тыс. т, сыров и творога - на 75,8 %, мяса птицы - на 33,3, сахара белого - на 23,5 %.

Экспорт пшеницы в 2006 г. несколько снизился, составив 9723,2 тыс. т, или 94 % к уровню 2005 г. Однако пшеница остается главным российским экспортным зерновым товаром. Сокращение объемов экспорта произошло также по молоку и сливкам сгущенным (на 9,3 %), маслу сливочному и прочим молочным жирам (на 54,8 %). Однако их объемные показатели в натуральном выражении, как и в предыдущие годы, были незначительны.

В товарной структуре экспорта продовольственных товаров и сырья для

их производства наибольшую долю в денежном выражении в 2005 г. составили рыбная продукция (рыба, ракообразные, консервы из рыбы) - 40 % и хлебные злаки (30,3 %). Данные виды продукции экспортируются в основном в страны дальнего зарубежья (вне СНГ).

Общий объем экспорта рыбных товаров в 2006 г. составил 1,3 млн т, или на 7,9 % ниже уровня, сложившегося в 2005 г. В денежном эквиваленте экспорт рыбных товаров составил 1862,5 млн долл., или на 8,8 % больше по сравнению с его размером в предыдущим году (1711,5 млн долл.), в том числе вывоз рыбы за рубеж из районов промысла за пределами таможенной границы составил 1415,1 млн долл. против 1323,4 млн долл. в 2005 г. При этом его доля в общем объеме поставок за рубеж несколько сократилась и составила 76 % в 2006 г. против 77,3 в 2005 г. Таким образом, в настоящее время около 40 % официально зарегистрированной добычи рыбы и морепродуктов организациями рыбохозяй-ственного комплекса экспортируется, несмотря на низкий уровень самообеспечения по этому виду ценной продукции. И это только официально зарегистрированный экспорт, который необходимо корректировать на большую величину теневого оборота. По оценкам экспертов, через таможню проходит менее 25 % вывозимой из нашей страны рыбы. При наведении в отрасли требуемого порядка в части модернизации рыбного хозяйства, создании четкой нормативно-правовой базы в законодательстве можно добиться не менее чем двукратного увеличения поступления рыбного сырья на внутренний рынок. Решение этих проблем невозможно без регулирующего воздействия государства.

Уровень душевого потребления рыбы и рыбной продукции в 2005 г. составил 11,9 кг при рекомендуемой норме 23,7 кг. Сегодня более 40 % потребляемой рыбы приходится на импорт, а уровень самообеспечения этой продукцией остается низким. Это говорит о том, что сырьевая направленность экспорта рыбы и морепродуктов преждевременна.

Основу экспорта российских хлебных злаков составляет пшеница и мес-лин. За последние годы их доля в экспортируемом зерне достигла 80-85 %, а объемы экспорта выросли с 594 тыс. т в 2000 г. до 9723,2 тыс. т в 2006 г., или в 16 раз.

Экспорт зерна при существенном росте на него мировых цен весьма прибылен и является едва ли не единственной возможностью для сельхозтоваропроизводителей-хлеборобов

Таблица 13

Товарная структура экспорта Российской Федерации

2000 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

Структура экспорта млн долл. США % к итогу млн долл. США %к итогу млн долл. США %к итогу млн долл. США %к итогу

Экспорт, всего 103093 100 133656 100 181600 100 241219 100

В том числе продовольственные товары и сырье для их производства 1623 1,6 3411 2,5 3292 1,8 4536 1,9

Таблица 14

Экспорт основных видов продовольственных товаров и сырья для их производства

Продукция 2000 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Продовольственные товары и сырье для их производства, млрд долл. США 1,62 3,41 3,29 4,54 5,52

Мясо свежее и мороженое (без мяса птицы), тыс. т 0,9 0,4 0,3 0,2 0,5

Мясо птицы свежее и мороженое, тыс. т 3,7 0,9 0,4 0,3 0,4

Рыба, ракообразные и моллюски, всего, тыс. т 1128 1199 1175 1308,5 1300

Молоко и сливки сгущенные, тыс. т 80,7 12,5 37,2 42,1 38,2

Масло сливочное и прочие молочные жиры, тыс. т 5,1 5,8 6,6 4,2 1,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Масло подсолнечное, тыс. т 219 161 230 377 756

Сахар белый, тыс. т Пшаим! 13 \л ллсгпми т 178 594 64,2 7787 122 4716 135,6 10348 167,5 9723 2

Пшеница и меслин, 1 ыс. 1 Макаронные изделия, тыс. т 4,9 / / 8/ 20,4 125,8 128,9 133,7

Шоколад и продукты, содержащие какао, тыс. т 25,7 51,0 61,9 78,2 78,5

Мучные кондитерские изделия, тыс. т Сыры и творог, тыс. т 34,3 2,7 70,2 4,6 84,5 6,6 100,9 9,1 111,5 16,0

Чай, тыс. т 2,1 7,6 10,1 11,1 11,1

Мука пшеничная или пшенично-ржаная, тыс. т 165,7 307,0 202,5 291,7 247,6

Жиры и масла животного и растительного происхождения, тыс. т 213,9 112,7 300,4 468,3 888,4

решить свои проблемы. Однако российское зерно вывозится в дальнее зарубежье преимущественно по демпинговым ценам, так как закупается главным образом не государствами-импортерами, а посредническими компаниями транснационального агробизнеса. Эти процессы часто происходят вопреки потребностям страны в зерне, в том числе для нужд отечественного животноводства. Так, например, по оценке экспертов мясного рынка, резкий рост цен на зерно, а значит и на корма для животноводства, может привести к уходу с рынка до трети свиноводческих хозяйств. Крупномасштабный экспорт зерна требует реализации конкретных, конструктивных мер государственного регулирования. Они должны быть предсказуемыми, прозрачны и стимулировать сельхозтоваропроизводителей на увеличение производства зерна, восполнение потребности внутреннего рынка, повышение эффективности зернового хозяйства. В связи с этим постановлением Правительства Российской Федерации

№ 660 от 10 октября 2007 г. утверждены новые таможенные пошлины: с 10 ноября экспортерам пшеницы и мес-лина придется платить пошлину в 10 %, а экспортерам ячменя - 30 %. Однако пошлины будут действовать до 30 апреля 2008 г. включительно. Такие короткие сроки их действия позволяют вышеупомянутым перекупщикам передержать зерно в своих зернохранилищах, в мае 2008 г. благополучно вывезти его за рубеж и получить большие (если не колоссальные) прибыли. Выигрывают опять же перекупщики, а не потребители и далеко не хлеборобы. Отсюда вывод: основная роль в государственном регулировании зернового рынка должна принадлежать региональным органам власти, от правильности, быстроты и четкости действий которых зависит решение вопросов по созданию своих фондов зерна, обеспечению им животноводов и пекарей, сдерживанию цен на приемлемом уровне.

Благодаря техническому переоснащению действующих предприятий ма-

каронной промышленности, установок импортных автоматических линий в 2000-2005 гг. вырабатываемая продукция по качеству соответствовала всем требованиям мировых стандартов. Это позволило увеличить объемы экспорта макаронных изделий - с 4,9 тыс. т в 2000 г. до 133,7 тыс. т в 2006 г. В этом виде продукции внутренний рынок полностью удовлетворен - по количеству, качеству и ассортименту.

Мучные кондитерские изделия пользуется спросом всех слоев населения с различным уровнем доходов. Поэтому объемы их производства и экспорта постоянно растут: за 5 лет они увеличились в 1,4 раза (экспорт - в 3,2 раза).

В течение последних лет самым динамично развивающимся в кондитерской отрасли остается сектор производства шоколада и продукции, содержащей какао. Выпуск изделий этой группы постоянно растет. В 2006 г. прирост объемов шоколада в натуральном выражении составил 11,3 % к отчету за 2005 г., а за пять лет объем производства шоколада и продукции, содержащей какао, увеличился почти в 2 раза. Это позволило увеличить объемы экспорта с 25,7 тыс. т в 2000 г. до 78,5 тыс. т в 2006 г.

Экспорт вод минеральных за последние шесть лет увеличился в 2,6 раза.

Запасы минеральных вод (лечебных, лечебно-столовых) в Российской Федерации практически не ограничены, а их уникальность предоставляет возможность для более интенсивного развития прямых связей с зарубежными странами по их поставкам на экспорт.

В страны СНГ экспортируются 95 % сигарет, 91,6 % - изделий и консервов из рыбы, 95,2 % - макаронных изделий, 76,7% - алкогольных и безалкогольных напитков, в том числе пива солодового - 92,8 %, продуктов, содержащих какао, - 86,3 %, чая - 95,6, вод минеральных - почти 100 %. Таким образом, структура экспорта продукции пищевой промышленности за последнее время не претерпела существенных изменений. Конкурентоспособность большинства российских продовольственных товаров (за исключением хлебных злаков, макаронных изделий, масла подсолнечного, минеральных вод, пива солодового и рыбы) на мировых рынках ограничена. В настоящее время товарная номенклатура экспортируемых продовольственных товаров невелика, и многие из них чаще всего идут по традиционным каналам, в основном в страны СНГ.

Одновременно приведенные выше данные свидетельствуют о наличии отраслей, чья продукция может успешно конкурировать с импортной как на

внутреннем рынке, так и на внешнем.

В товарной структуре экспорта наибольший удельный вес в стоимостном выражении занимали рыба и рыбопродукты - 40 %, хлебные злаки - 30,3, алкогольные и безалкогольные напитки - 5,7, масло подсолнечное - 5,4 %. Далее следует продукция кондитерской, табачной, пивоваренной, макаронной и чайной отраслей.

Общий объем экспорта - продовольственных товаров и сырья для их производства в 2006 г. в стоимостном выражении составил 5,52 млрд долл. против 4,54 млрд долл. в 2005 г. - рост составил 21,6 %.

Внешнеторговый оборот (сумма экспорта и импорта) продовольственных товаров и сырья для их производства в 2006 г., как и в предыдущие годы, имел тенденцию к росту. Так, в 2000 г. он равнялся 9 млрд долл., в 2005 г. -21,95, а в 2006 г. - 27,1 млрд долл. Такой рост (в 3 раза к 2000 г.) произошел главным образом за счет прироста импорта, который в 2000 г. в стоимостном выражении превысил экспорт в 4,6 раза, в 2006 г. - в 3,9 раза. По объемным показателям экспорт абсолютно неадекватен импорту как в натуральном, так и денежном выражении.

Таким образом, базовые тенденции в российской внешней торговле продовольственными товарами и сырьем для их производства остаются неблагоприятными и в определенном смысле - тревожными. Физическая масса товарного импорта продуктов питания (в первую очередь мясных продуктов и сырья животного происхождения для их производства) возрастает ранее небывалыми темпами. При больших потенциальных возможностях сельского хозяйства страны пока еще не достигнуты необходимые объемы производства, которые могли бы в полной мере обеспечить растущий спрос населения на отдельные продовольственные товары, производимые из отечественного сырья.

Зависимость страны от импорта отдельных видов продовольствия уже сегодня оказывает негативное воздействие на экономику соответствующих отраслей пищевой промышленности, находит свое проявление в удорожании импорта социально значимых продовольственных товаров, что вызывает рост цен на внутреннем рынке. Вызывает определенную обеспокоенность и обеспечение ритмичности поставок товаров странами-экспортерами, которые могут периодически вводить экспортные эмбарго, повышать таможенные налоги, принимать окончательные решения о продаже в зависимости от состояния собственного внутреннего рынка. Это подтверждается недавно

принятыми решениями (апрель 2006 г.) ведущих экспортеров мяса Аргентины и Бразилии об ограничении поставок в Россию.

Непредсказуемость поставок сырья для его промышленной переработки, выработки конечной продукции - наиболее серьезный негативный фактор экономического развития пищевой промышленности в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Другая опасность масштабного импорта заключается в качественных характеристиках поставляемых продовольственных товаров и сырья для их производства, уровень которых во многих случаях остается низким, а порой и опасным для здоровья человека. Органы Россельхознадзора ежегодно выявляют многочисленные случаи поступления продукции, не соответствующей безопасности по микробиологическим показателям.

В современных условиях при любой общественно-политической и социально-экономической системе государства тем или иным образом регулируют в соответствии со своими национальными интересами все сферы международных экономических связей, в том числе внешнюю торговлю. Применительно к международной торговле как главному объекту регулирования государственные органы и соответствующие службы используют таможенные тарифы, налоги, ограничительные условия, международные договоры и соглашения, мероприятия по стимулированию экспорта и импорта.

Наша таможенно-тарифная политика в продовольственной сфере нуждается в серьезной корректировке. Необходимо проводить более гибкую государственную внешнеторговую политику по регулированию импорта в зависимости от сложившихся в стране конкретных условий, многих экономических и социальных факторов. Это баланс продовольствия собственного производства и его потребления, оптимальный объем поставки посредством регулирования налогов и субсидий, квот и тарифов. Требуют своего решения вопросы упрощения идентификации товаров по спецификациям и унификации кодов для ликвидации правонарушений при прохождении продовольственных грузов, обеспечения равных условий конкуренции между отечественными и иностранными товаропроизводителями на внутреннем рынке, защиты интересов как отечественных товаропроизводителей, так и потребителей. При этом необходимо исходить из того, что импорт продовольствия должен быть не рычагом подавления отечественных товаропроизводителей, а инструментом их

стимулирования к динамичному и устойчивому росту производства, лучшему качеству вырабатываемой продукции, повышению ее конкурентоспособности.

Регулирующее воздействие государства на внешнеэкономические связи осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлений и решений правительства.

Внешнеэкономическая деятельность в сфере АПК за последние 2 года характеризовалась усилением таможенно-тарифного регулирования агро-продовольственного рынка. Был принят ряд постановлений Правительства Российской Федерации по изменению, утверждению таможенных пошлин на отдельные виды продовольственных товаров и сырья для их производства. Из их числа можно выделить следующие:

• «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на пшеницу, мес-лин и ячмень, вывозимые за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе» (от 10 октября 2007 г. № 660).

Временно устанавливаются ставки вывозных таможенных пошлин на пшеницу, меслин и ячмень, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе. Так, экспортная пошлина на пшеницу и меслин составляет 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,022 евро за 1 кг; экспортная пошлина на ячмень составляет 30 %, но не менее 0,07 евро за 1 кг.

Указанные меры принимаются в целях сдерживания инфляции на продовольственных рынках, стабилизации цен на зерно и хлебобулочные изделия.

• «О сезонных пошлинах на сахар-сырец тростниковый и отдельные виды сахара, ввозимые на территорию Российской Федерации в 2007 и 2008 годах» (от 12 октября 2007 г. № 671).

Утверждены ставки сезонных пошлин на сахар-сырец тростниковый и сахар со вкусоароматическими или красящими добавками, ввозимые на территорию Российской Федерации с 1 по 31 декабря 2007 г. и с 1 января по 31 мая 2008 г.

При среднемесячной цене на сахар-сырец не более 99,21 долл. за 1 т на нью-йоркской товарно-сырьевой бирже ставка ввозной пошлины составит 270 долл. за 1 т. Ставка сезонной пошлины при стоимости от 99,22 до 182,98 долл. за 1 т будет равна 250 долл. за 1 т. При цене от 182,99 до 198,42 долл. пошлина составит 235 долл. за 1 т, а при стоимости сахара бо-

лее 198,43 долл. ставка таможенной пошлины составит 220 долл. за 1 т.

Действие ставок сезонных пошлин, утвержденных данным постановлением, прекращается ранее установленного срока в случае присоединения Российской Федерации к ВТО, либо в случае, если среднемесячная цена на сахар-сырец на нью-йоркской товарно-сырьевой бирже превысит 259,99 долл. США за 1 т.

• «О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении молока и молочной продукции» (от 15 октября 2007 г. № 674).

Сроком на 6 мес снижены ставки ввозных таможенных пошлин на молоко и молочную продукцию (с 15 до 5 % от таможенной стоимости). На сыры и творог ставка составляет 0,3 евро за 1 кг, за исключением молодых, тертых, плавленых сыров и др., для которых ставка составляет 5 % от таможенной стоимости (ранее 15 % от таможенной стоимости, но не менее 0,3 евро за 1 кг).

• «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в части установления временной ставки ввозной таможенной пошлины в отношении отдельных видов растительных масел» (от 27 октября 2007 г. № 714).

Сроком на 6 мес устанавливаются пониженные ставки ввозных таможенных пошлин в отношении всех видов соевого, рапсового и горчичного масел и их фракций (нерафинированных и рафинированных, но без изменения химического состава) (код ТН ВЭД 1507 и 1514), а также сырого подсолнечного масла для употребления в пищу (нерафинированного и рафинированного, но без изменения химического состава и кроме ввозимого в первичных упаковках нетто-объемом 10 л или менее). Импорт указанного товара будет облагаться по ставке 5 % от таможенной стоимости (в настоящее время - 15 % от таможенной стоимости).

• «О сезонных пошлинах на отдельные виды овощей, ввозимых на территорию Российской Федерации» (от 30 октября 2007 г. №723).

Установлена ставка сезонной пошлины на капусту белокочанную, морковь, свеклу столовую, ввозимые на территорию Российской Федерации, в размере 5 % от их таможенной стоимости на срок по 1 июля 2008 г. В связи с этим ставка таможенных пошлин в размере 15 %, предусмотренная таможенным тарифом для ввоза указанных товаров, не применяется.

• «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов орехов и семян» (от 6 ноября 2007 г. № 756).

На постоянной основе устанавливаются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин в отношении следующих видов орехов и семян: орехи кешью очищенные; миндаль в кожуре и очищенный от кожуры; орех лесной, очищенный от скорлупы; семена кунжута.

Ранее нулевые ставки импортных таможенных пошлин в отношении указанных видов орехов и семян были введены сроком на 9 мес.

• «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении чая и отдельных видов необработанных шкур» (от 10 ноября 2007 г. № 768).

На постоянной основе устанавливаются ранее введенные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2007 г. № 24 и действующие до 22 ноября 2007 г. нулевые ставки ввозных таможенных пошлин в отношении чая (зеленого неферментиро-ванного и черного ферментированного и частично ферментированного) и отдельных видов необработанных шкур (шкуры ягнят, рептилий, свиней, коз в парном, мокросоленом и сушеном виде, но не дубленые, не выделанные под пергамент или не подвергнутые дальнейшей обработке).

• «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 октября 2007 г. № 660 в отношении утверждения ставки вывозимой таможенной пошлины на пшеницу и меслин» (от 28 декабря 2007 г. № 934).

Внесенными изменениями временно увеличивается вывозная таможенная пошлина на пшеницу и меслин (код ТН ВЭД России 1001). Новый размер ставки составляет 40 % таможенной стоимости товара, но не менее 0,105 евро за 1 кг. Ранее размер ставки составлял 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,022 евро за 1 кг.

Постановление действует до 30 апреля 2008 г. включительно.

• «Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006-2009 годах» (от 5 декабря 2005 г. № 732).

Продолжает действовать режим регулирования импорта мяса в установленных до 2009 г. объемах. Однако предельный уровень ставок ввозных таможенных пошлин увеличен. На мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, свежие, охлажденные или мороженые (код ТН ВЭД России 0207) ставка изменена на 60 % от таможенной стоимости, но не менее 0,48 евро за 1 кг (ранее - 50 %, но не менее 0,4 евро за 1 кг).

Ставка ввозимой пошлины на свинину свежую, охлажденную или мороженую, включая тримминг (код ТН ВЭД России 0203), тоже составляет 60 % от

таможенной стоимости, но не менее 1 евро за 1 кг. Ранее ставка была в размере 50 % от таможенной стоимости, но не менее 0,83 евро за 1 кг.

Правительство утвердило также ввозную таможенную ставку на некоторые виды мяса крупного рогатого скота (свежее, охлажденное и замороженное) в размере 30 % таможенной стоимости, но не менее 0,3 евро за 1 кг (ранее-40 %, но не менее 0,4 евро за 1 кг).

В последние годы меняется ситуация на российском и мировом рынке мяса. Появились потенциально крупные экспортеры - Аргентина, Бразилия, Уругвай. Страны ЕС снижают экспортные субсидии, а на некоторые виды мяса вообще их отменяют.

Внешняя торговля продовольственными товарами требует корректного к себе отношения, очень чувствительно реагирует на размеры таможенных тарифов и квот. Поэтому механизм регулирования импорта надо своевременно корректировать в соответствии с потребностями внутреннего рынка, с учетом детального анализа сложившихся экономических и социальных факторов в стране, создания полноценной конкурентной среды.

• «О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении черенков и отводков винограда» (от 12 декабря 2007 г. № 855).

В целях развития на территории Российской Федерации виноградарства принято решение понизить сроком на 9 мес с 15 до 5 % от таможенной стоимости ставки ввозных таможенных пошлин на неукорененные черенки и отводки винограда (код ТН ВЭД России 0602 10 100 0) и черенки винограда, привитые или укорененные (код ТН ВЭД России 0602 20 100 0).

• «Об утверждении перечня товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта» (от 15 декабря 2007 г. № 877).

В соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Правительство Российской Федерации в исключительных случаях может устанавливать временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации.

Установлен перечень таких существенно важных для внутреннего рынка

России товаров. К ним, в частности, отнесены молоко, сливки, пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, мука пшеничная, пшенично-ржаная и ржаная, подсолнечное, соевое и рапсовое масла.

Анализ структурных изменений в сфере внешней торговли продовольственными товарами и сырьем для их производства за период рыночных реформ позволил выявить характерные тенденции и сделать определенные выводы:

• в последние годы большое внимание уделяется развитию социально ориентированной экономики, действующей во имя интересов людей и направленную на достижение высокого уровня и качества их жизни. Однако незначительные темпы роста производства сельскохозяйственной продукции относительно предшествующего года не создают необходимых условий для промышленной выработки из отечественного сырья (в первую очередь животного происхождения) разнообразных продуктов питания, полного удовлетворения растущего спроса населения на отдельные виды продовольственных товаров. Достигнутые макроэкономические показатели не позволили добиться приемлемого уровня самообеспечения страны отдельными социально значимыми продуктами питания. Многие виды отечественного продовольствия неконкурентоспособны в сравнении с аналогичными субсидированными импортными. В результате зависимость России от импорта продовольственных товаров за последние пять лет не снизилась;

• с 2001 г. наблюдается интенсивный рост импорта продовольственных товаров и сырья для их производства при увеличении в значительных объемах поставок в страну мяса и мясных продуктов, возрастание их доли в формировании ресурсов.

За годы рыночных реформ проявились значительные диспропорции в развитии мясного животноводства и мясоперерабатывающей промышленности, что привело ее к прямой зависимости от поставок сырья по импорту. Это лишний раз подтверждает серьезность проблем в сфере отечественного производства животноводческой продукции и настоятельную необходимость их решения. В данной ситуации, где рынок действует недостаточно эффективно, требуются меры государственного регулирования и на тот период, пока рыночные механизмы не приобретут достаточную зрелость. При этом подход к развитию мясной индустрии страны должен быть комплексным, как к интегрированной динамичной системе, включающей отрасли

мясного животноводства и птицеводства, комбикормовой, мясной и мясоперерабатывающей промышленности, производственную и социальную инфраструктуры, которые связаны между собой системой специфических экономических взаимоотношений;

• спрос на мясо и мясопродукты превышают уровень их отечественного производства, но ниже совокупного (производство + импорт) предложения, спрос на этот вид продовольственных товаров в значительной степени обеспечивается за счет импорта;

• значительное увеличение реальных располагаемых доходов населения способствует активному восстановлению внутреннего спроса на продовольственные товары. Одновременно экспансия потребительского импорта серьезно снижает роль спроса на товар как фактора экономического подъема АПК в целом и особенно сферы животноводства;

• за 2000-2006 гг. цены на все виды импортного мяса (кроме птицы) выросли в среднем в 2 раза. В связи с этим нельзя не учитывать торговую стратегию зарубежных фирм, сознательно идущих на первом этапе освоения рынка на занижение цен, чтобы постепенно вытеснить пока еще более слабых конкурентов - отечественных товаропроизводителей. Предприятия мясной промышленности могут оказаться в полной ценовой и ассортиментной зависимости от зарубежных производителей сырья животного происхождения;

• необходимо проводить и более гибкую государственную внешнеэкономическую политику в области импорта и экспорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений. Так, например, адресная система распределения квот отдельно взятым странам - не лучший способ защиты отечественного товаропроизводителя и внутреннего рынка от возможного экономического ущерба, так как создает потенциальные возможности импортерам для повышения цен на поставляемую продукцию;

• шире и активней стали применяться защитные меры отечественных товаропроизводителей путем введения соответствующих квот и пошлин на импортируемое продовольственные товары и сырье для их производства. Одновременно проводится государственно-таможенная политика в части снижения ввозных таможенных пошлин на продовольственное сырье, не производимое в стране или производимое в недостаточных количествах. Однако эти меры по защите внутреннего рынка были бы наиболее эффективны при направлении полученных от таможенных пошлин средств на развитие соб-

ственного производства, снижения себестоимости вырабатываемой продукции, повышения ее ценовой конкурентоспособности;

• высокие импортные таможенные пошлины (налоги) увеличивают цену товара и снижает его конкурентоспособность на том рынке, куда он поставляется. Государство, как правило, устанавливает их в больших размерах для защиты отечественного производителя, чтобы на внутреннем рынке импортный товар не вытеснял аналогичный собственный. Однако высокие налоги неприемлемы, на наш взгляд, на импортные продовольственные товары и сырье для их производства, которые традиционно в нашей стране не производятся или производятся в малых объемах (чай, кофе натуральный, масла соевое и пальмовое, табачное сырье, бананы, цитрусовые плоды, какао-бобы и др.). Обнуление пошлин на импорт, например какао-бобов, позволяет повысить эффективность производства продукции в кондитерской промышленности, способствует реализации новых прогрессивных инвестиционных проектов за счет высвободившихся средств.

Следует отметить, что уровень тарифной защиты рынка в развитых странах-экспортерах по настоящее время несопоставим с российским. Так, средний уровень таможенных тарифов на импорт продовольственных товаров и сырья для их производства в странах ЕС минимум в 10 раз выше, чем в России. Например, таможенные импортные пошлины на мясо в странах ЕС составляют в среднем 215 %, на молоко и молочные продукты - 113 %, на зерно, муку и мучные изделия -173 %.

Для повышения эффективности внешней торговли продовольственными товарами и сырьем для их производства, обеспечения в более короткие сроки независимости аграрного сектора экономики страны от импорта (в первую очередь продовольственного сырья животного происхождения) назрела острая необходимость в проведении более конструктивной политики, осуществлении четкой стратегии и тактики по импортозамещению продовольственных товаров, развитию имеющегося потенциала их экспорта, организации прямых поставок импорта продукции непосредственно от производителя к потребителю с минимальным участием посреднических структур. Для решения этих проблем, координации государством данного сектора внешнеэкономической деятельности целесообразно, на наш взгляд, создать на федеральном уровне соответствующий орган исполнительной влас-

ти или корпорацию с большей долей государственного участия.

Как предостерегают независимые эксперты и опыт последних лет, любые увеличения импортных тарифов чреваты ростом цен. Значительная доля импорта мяса и мясопродуктов, масла, сыра и других социально значимых продуктов питания в их ресурсах по Российской Федерации говорит о том, что на цены внутреннего продовольственного рынка оказывала и будет оказывать влияние мировая конъюнктура.

Для снижения степени влияния мировой коньюктуры на цены внутреннего продовольственного рынка прежде всего необходимо:

• обеспечить равный и недискриминационный доступ заинтересованных лиц к торговой инфраструктуре;

• органам власти всех уровней содействовать развитию в стране рыночной системы товародвижения от производителя до потребителя с участием минимального количества посреднических структур, не несущих экономической нагрузки и не ведущих хозяйственной деятельности;

• создать условия для расширения базы фирменной розничной торговли, строительства и организации кооперативных сельскохозяйственных рынков, что позволит минимум на 15-20 % снизить издержки в реализации продовольственных товаров.

В целях стабилизации цен на социально значимые продукты питания целесообразно в исключительных случаях более оперативно использовать временные ограничения или запрет на экспорт рыбы, молока и молочных продуктов (масло, сыр), хлебных злаков, масла подсолнечного, изделий и консервов из мяса, сахара белого. Такая возможность предусмотрена Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» для «...предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке существенно важных товаров». Однако наиболее надежный способ защиты населения страны от роста цен на продовольственные товары, их зависимости от мировой конъюнктуры, от возможного дефицита на отдельные виды продукции - более интенсивное наращивание объемов их отечественного производства.

Целесообразно напомнить, что средний объем прямой и косвенной поддержки сельхозтоваропроизводителей в расчете на 1 га пашни в странах-членах ЕС примерно в 40 раз превышает соответствующие объемы в России. По данным ОЭСР и Продовольственной и сельскохозяйственной организации

(ФАО) ООН, государственная прямая и косвенная поддержка сельского хозяйства в Японии превышает 60 % от совокупной рыночной стоимости сельхозпродукции, странах ЕС - около 50 %, в не участвующих в ЕС европейских странах - 50-55 %, Канаде, Австрии и Новой Зеландии - по 45 %. Доля государственных и косвенных дотаций в розничной цене в среднем по странам-членам ОЭСР (27 государств) составляет: пшеницы - до 27 %, сахара -35, молочных продуктов - 40, продуктов животноводства и рыбной продукции - около 15 %. В России же максимальный уровень этого показателя, по оценке экспертов, не превышает 10 %.

Намерения Правительства России по сокращению импорта продовольственных товаров и сырья для их производства, увеличению объемов производства импортозамещающей продукции нашли свое отражение в утвержденной «Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 гг.».

Госпрограмма разработана в соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства», принятом в конце 2006 г., и построена на принципе софинансирования из федерального и региональных бюджетов. В течение пяти лет будет выделено на село 560 млрд руб. - в 3 раза больше, чем за предшествующие пять лет. Практически такую же сумму выделят на аграрный сектор и субъекты Федерации. Большинство из них уже подготовили региональные программы развития сельского хозяйства.

Программа нацелена на создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий, улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства, обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства и пищевой промышленности, повышение финансовой устойчивости. По прогнозам Минсельхоза России, в результате реализации Госпрограммы темпы роста в сельском хозяйстве возрастут до 4 % в год, в животноводстве - до 5 %.

В результате принимаемых мер по воплощению в жизнь выработанных государством стратегии и тактики будут созданы необходимые условия для доминирования отечественных производителей на внутреннем рынке, обеспечения населения страны качественными, по приемлемым ценам и в достаточном количестве продовольственными товарами, увеличения объемов поставок на внешний рынок отдельных видов продукции собственного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.