Научная статья на тему 'ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ НА АРАВИЙСКОМ НАПРАВЛЕНИИ (2010-2022 ГОДЫ)'

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ НА АРАВИЙСКОМ НАПРАВЛЕНИИ (2010-2022 ГОДЫ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
254
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ / ДЖАМАЛЬ ХАШОГГИ / ЙЕМЕН / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МИРОВАЯ ПОЛИТИКА / САУДОВСКАЯ АРАВИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гришин Я. Я., Климов Е. А.

Цель. Статья освещает двусторонние отношения Соединенного Королевства и Саудовской Аравии в период с 2010 по 2022 год, разделяя взаимодействие двух акторов на политический, экономический и гуманитарный аспекты. Также в работе дается небольшой прогноз дальнейшего сотрудничества. Методы. При исследовании документов Министерства иностранных дел Великобритании и статей изданий был применен политико-описательный метод для раскрытия полноты содержания отношений. Для объяснения причин, последствий и прогнозов некоторых событий используются контент- и ивент-анализы. Основой исследования являются такие принципы, как объективность, системность и историзм. Результаты. В статье показано, как Великобритания восстанавливала утерянные после отмены программы «К востоку от Суэца» связи с Саудовской Аравией в течение периода 2010-2022 годов. Раскрыты основные политические события, охарактеризована торговля (в основном, продажа нефти и оружия), а также проиллюстрированы главные расхождения во взглядах Британии и Саудовской Аравии - нарушение прав человека саудовскими властями. Научная новизна. Из-за «прикованности» исследователей британской внешней политики к процессу Brexit’а, у отечественных и зарубежных специалистов ближневосточное направление внешней политики Соединенного Королевства оказалось слабоисследованным. Поэтому необходимо с помощью всей доступной информации, особенно документов Форейн Оффиса, дать комплексную характеристику связям Великобритании и Саудовской Аравии в данный период. Практическая значимость. Данная работа будет полезна в исследованиях современной британской внешней политики, ключевых событий в политике Саудовской Аравии, в работе на семинарских занятиях по дисциплинам, направленным на анализ международных отношений на Ближнем Востоке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAUDI ARABIAN DIRECTION OF THE UNITED KINGDOM FOREIGN POLICY (2010-2023)

Objective. The article shows the bilateral relations between the United Kingdom and Saudi Arabia from 2010 to 2022, dividing the interaction of the two actors into political, economic and humanitarian aspects. The paper also provides a small forecast about further cooperation. Methods. During studying documents of the Foreign Office of Great Britain and articles, the author has used a political-descriptive method to give the completeness of the content of relations; to explain the causes, consequences and forecasts of some events content and event analyzes have been applied. The basis of the research consists of such principles as objectivity, systematic approach and historicism. Results. The article shows how the UK returned lost ties with Saudi Arabia (after the abolition of “the East of Suez” program) during the period 2010-2022. The author shows main political events, characterizes mutual trade (mainly oil and weapons) and illustrates the main differences in the views of Britain and Saudi Arabia that is the violation of human rights by the Saudi authorities. Scientific novelty. Due to “fixed sight” of British foreign policy researchers on the Brexit process, the Middle East direction of the United Kingdom’s foreign policy became researched in abnormal way in Russian and foreign science. That is why it is highly necessary to give a comprehensive description of relations between Saudi Arabia and the UK in this period with help of all available information, especially with the documents of the Foreign Office. Practical significance. This work will be useful in research area of modern British foreign policy, key events in the policy of Saudi Arabia, during the seminars of subjects aimed to analyze international relations in the Middle East.

Текст научной работы на тему «ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ НА АРАВИЙСКОМ НАПРАВЛЕНИИ (2010-2022 ГОДЫ)»

УДК:327 JEL:O19, N45

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ НА АРАВИЙСКОМ НАПРАВЛЕНИИ (2010-2022 ГОДЫ)

Доктор исторических наук, профессор кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Казанского федерального университета,

Казань, Россия.

Гришин Яков Яковлевич ORCID: 0000-0002-9453-6070 Web of Science Researcher ID: M-1018-2013 AuthorID: 56074080600 grishin.42@mail. ru

Магистрант

Института международных отношений Казанского федерального университета

Казань, Россия.

Климов Евгений Александрович

ORCID: 0000-0002-8194-4067 smollet0@gmail. com

Аннотация

Цель. Статья освещает двусторонние отношения Соединенного Королевства и Саудовской Аравии в период с 2010 по 2022 год, разделяя взаимодействие двух акторов на политический, экономический и гуманитарный аспекты. Также в работе дается небольшой прогноз дальнейшего сотрудничества.

Методы. При исследовании документов Министерства иностранных дел Великобритании и статей изданий был применен политико-описательный метод для раскрытия полноты содержания отношений. Для объяснения причин, последствий и прогнозов некоторых событий используются контент- и ивент-анализы. Основой исследования являются такие принципы, как объективность, системность и историзм.

Результаты. В статье показано, как Великобритания восстанавливала утерянные после отмены программы «К востоку от Суэца» связи с Саудовской Аравией в течение периода 2010-2022 годов. Раскрыты основные политические события, охарактеризована торговля (в основном, продажа нефти и оружия), а также проиллюстрированы главные расхождения во взглядах Британии и Саудовской Аравии - нарушение прав человека саудовскими властями.

Научная новизна. Из-за «прикованности» исследователей британской внешней политики к процессу Вгехй'а, у отечественных и зарубежных спе-

циалистов ближневосточное направление внешней политики Соединенного Королевства оказалось слабоисследованным. Поэтому необходимо с помощью всей доступной информации, особенно документов Форейн Оффиса, дать комплексную характеристику связям Великобритании и Саудовской Аравии в данный период.

Практическая значимость. Данная работа будет полезна в исследованиях современной британской внешней политики, ключевых событий в политике Саудовской Аравии, в работе на семинарских занятиях по дисциплинам, направленным на анализ международных отношений на Ближнем Востоке.

Ключевые слова: Великобритания, внешняя политика Великобритании, Джамаль Хашогги, Йемен, международные отношения, мировая политика, Саудовская Аравия.

Конфликт интересов: авторами не заявлен.

SAUDI ARABIAN DIRECTION OF THE UNITED KINGDOM FOREIGN POLICY (2010-2023)

DSc (Hist.), Professor, Department of International Relations, World Politics and Diplomacy, Kazan Federal University, Kazan, Russia.

Grishin Yakov Yakovlevich ORCID: 0000-0002-9453-6070 Web of Science Researcher ID: M-1018-2013 AuthorID: 56074080600 [email protected]

Undergraduate, Institute of International Relations, Kazan Federal University, Kazan, Russia.

Klimov Evgeniy Alexandrovich ORCID: 0000-0002-8194-4067 smollet0@gmail. com

Abstract

Objective. The article shows the bilateral relations between the United Kingdom and Saudi Arabia from 2010 to 2022, dividing the interaction of the two actors into political, economic and humanitarian aspects. The paper also provides a small forecast about further cooperation.

Methods. During studying documents of the Foreign Office of Great Britain and articles, the author has used a political-descriptive method to give the completeness of the content of relations; to explain the causes, consequences and forecasts of some events content and event analyzes have been applied. The basis of the

research consists of such principles as objectivity, systematic approach and histori-cism.

Results. The article shows how the UK returned lost ties with Saudi Arabia (after the abolition of "the East of Suez" program) during the period 2010-2022. The author shows main political events, characterizes mutual trade (mainly oil and weapons) and illustrates the main differences in the views of Britain and Saudi Arabia that is the violation of human rights by the Saudi authorities.

Scientific novelty. Due to "fixed sight" of British foreign policy researchers on the Brexit process, the Middle East direction of the United Kingdom's foreign policy became researched in abnormal way in Russian and foreign science. That is why it is highly necessary to give a comprehensive description of relations between Saudi Arabia and the UK in this period with help of all available information, especially with the documents of the Foreign Office.

Practical significance. This work will be useful in research area of modern British foreign policy, key events in the policy of Saudi Arabia, during the seminars of subjects aimed to analyze international relations in the Middle East.

Keywords: British foreign policy, Great Britain, Jamal Khashoggi, Saudi Arabia, world politics, Yemen, international relations.

Conflict of Interest: no conflict of interest is declared by the authors.

Введение

Еще со времен существования Британской Империи Саудовская Аравия является стратегическим партнером Великобритании. Однако в 1967 году Великобритания сворачивает программу «К востоку от Суэца», программу активного сотрудничества с Персидским заливом, что негативно сказывается на отношениях между странами. Только с 2000-х годов Великобритания начинает проявлять интерес к данному региону [26]. Особенно это становится ярко выражено с 2010 года, когда в Соединенном Королевстве правительственный кабинет возглавили консерваторы [2], стремившиеся наладить отношения с Саудовской Аравией [27].

Основная часть

С 2010 по 2015 год в двусторонних отношениях наблюдались лишь взаимные встречи глав государств и министерств иностранных дел, поэтому можно утверждать, что стороны лишь пытались наладить давно отсутствовавшее активное сотрудничество в политической сфере.

Однако на полях Организации Объединенных Наций Великобритания уже показывала в то время, что Саудовская Аравия является потенциальным политическим союзником Соединенного Королевства. В 2013 году Саудовская Аравия обвинила Совет Безопасности ООН в неспособности решить региональные проблемы Среднего Востока и отказалась от места непостоянного члена СБ, за что боролась долгие месяцы. В ответ на это британский парламент на своем сайте выпустил текст заседания Комитета по международным отношениям, где говорилось: «Мы были удивлены и разочарованы решением Саудовской Аравии отказаться от непостоянного места в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций. Мы считаем, что обеспо-

коенность Саудовской Аравии лучше всего выражается в позиции Совета Безопасности ООН. Правительству следует призвать своих коллег в Саудовской Аравии возобновить взаимодействие с Советом Безопасности ООН по этим важным региональным вопросам [Сирийского кризиса и Палестинского вопроса]» [1]. Таким образом, Британия давала понять, что хочет вести партнерские отношения даже в Совете Безопасности ООН, и это несмотря на то, что Саудовская Аравия осудила в лице Совета Безопасности и саму Великобританию.

Полноценно политическое сотрудничество начинается с декабря 2016 года, когда глава Форейн Оффиса Борис Джонсон произнес знаковую речь на форуме «Манамский диалог», подчеркнув, что любой кризис в Персидском заливе имеет прямое отношение к Британии: «Ваша безопасность -это наша безопасность, а ваши военные, экономические и политические интересы - это наши интересы». Более того, руководитель внешнеполитического ведомства Соединенного Королевства отметил, что завершить политику «к Востоку от Суэца» было ошибкой, которая теперь будет исправлена. Тезис о том, что «безопасность Персидского залива - это безопасность Великобритании» ранее подчеркнула премьер-министр Тереза Мэй на саммите Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Таким образом, британские политики официально дали начало интенсификации контактов, переброски войск и вооружения.

Отдельной «нишей» саудо-британского сотрудничества является торговля оружием. Великобритания регулярно поставляет технику, вооружение Саудовской Аравии. Согласно расследованию специальной кампании «Против торговли оружием» (Campaign Against Arms Trade), в течение первых 9 месяцев 2017 года экспорт британского оружия в Саудовскую Аравию увеличился на 175 %. Для выполнения поставок существует программа MODSAP, отделение Министерства обороны Великобритании. Его члены базируются в разных местах Великобритании и Саудовской Аравии. Основные функции MODSAP заключаются в мониторинге прогресса поставок оружия и обучения военного состава [7].

Рост поставок оружия вызван тем, что в 2017 году премьер-министр Великобритании дважды посетила Саудовскую Аравию. Мэй обсуждала вопросы сотрудничества в области безопасности, выработки общей стратегии противодействия терроризму и интенсификации торговых связей. Уже в сентябре 2017 года Великобритания и Саудовская Аравия заключили Соглашение в области военного сотрудничества и безопасности. Вторая поездка Терезы Мэй в Эр-Рияд состоялась в ноябре 2017 года.

Торговля оружием остается одним из самых неоднозначных аспектов британской политики в Персидском заливе во многом из-за сложных взаимоотношений между ведущими региональными игроками. Поставки оружия в Саудовскую Аравию, в частности, вызывают острую полемику в Британии. С марта 2015 года коалиция арабских государств под руководством Эр-Рияда вела бомбардировки Йемена, что привело к крупнейшему гуманитарному кризису в этой стране. Многие расследования по нарушению прав человека в Йемене, нарушению международного права комбатантами приходят к заключению, что нарушали их саудовские войска. Более того, экспер-

ты выявляют, что оружие «нарушения» часто не аравийское. В частности, в 2016 году британское правительство по отчетам выявило, что саудиты используют кассетные снаряды в Йемене, что уже запрещено Конвенцией ООН 2010 года. Более того, эти снаряды оказались британского производства, что повлекло за собой многочисленные протесты в Великобритании.

На фоне продолжающейся интервенции Саудовской Аравии в Йемен, поддерживающуюся Соединенным Королевством, продолжались протесты и критические высказывания в самой Британии. Так, в марте 2019 года лидеры пяти крупнейших оппозиционных партий Великобритании направили письмо правительству с требованием прекратить поставки оружия Эр-Рияду и коалиции арабских государств, которые воюют против повстанцев [25]. Данное действие и судебное разбирательство, начатое Кампанией «против торговли оружием», приостановили продажу вооружений Саудовской Аравии на короткое время [23]. Однако уже в 2020 году Элизабет Трасс, на то время министр внешней торговли, заявила, что Великобритания возобновляет выдачу лицензий на поставки вооружений Саудовской Аравии [19]. Правительство понимало, что остановка поставок скажется на имидже Соединенного Королевства и заставит все стороны с большим рвением возобновить боевые действия [18]. К тому же связано это еще было с надвигающимся окончательным выходом Британии из Евросоюза и необходимостью поддерживать экономику за счет отдельных соглашений подобного рода [6].

Тем не менее оба актора пытаются решить конфликты дипломатическим путем, помогая друг другу при этом. Хотя Стокгольмское соглашение по Йемену ни к чему не привело, стороны активно участвовали в процессе создания такого документа и даже выпустили совместное заявление в 2019 году, касающееся его подписания и осуждения атак хуситов на саудовские объекты, в чем обвинили Иран и их поддержку хуситов, в чем и саудиты, и британцы согласны. «Страны "четверки" отмечают, что реализация Стокгольмского соглашения даст возможность начать всеобъемлющий процесс примирения, который положит конец конфликту в Йемене» [17]. Такую же позицию эти акторы озвучили в январе 2022 года во время встречи представителей правительств этих стран по поводу кризиса в Йемене, где подтвердили несостоятельность Стокгольмских соглашений и необходимость продолжения урегулирования конфликта дипломатическим путем, а также осудили террористические атаки на Саудовскую Аравию и американских и британских сотрудников в столице Йемена и причастный к ним Иран.

Оба актора занимают одну и ту же позицию по конфликту в Сирии. Если раньше эти страны откровенно негативно относились к правительству и лично к Башару Асаду, то сейчас они оба заняли нейтральную позицию, радуясь скорому очищению территорий Сирии от ИГИЛ (запрещена в РФ) и настаивая на поддержке скорейшего мирного урегулирования гражданской войны с главной ролью ООН, в рамках которой они это и заявили в 2019 году [11, 12].

Также, Саудовская Аравия и Великобритания реагируют и на недавние события в Судане, где в январе 2022 года военные, сторонники Аль-Башира свергли демократическое правительство Хамдока. В рамках ООН страны яростно выступают за как можно скорейшее мирное урегулирование поли-

тической нестабильности, настаивая на установлении нового демократического стабильного строя [13].

В экономическом плане отношения Соединенного Королевства и Саудовской Аравии достаточно успешны. За период второго десятилетия XXI века Саудовская Аравия вышла на второе место в торговом обороте с Великобританией и на первое среди торговых партнеров Великобритании в Персидском заливе. Торговый оборот превысил черту в 6,2 миллиарда фунтов стерлингов [9]. Более 6 000 предприятий имеют отличные связи с коллегами из Эр-Рияда. Параллельно с этим Британия - второй инвестор в страну после США (около 7 миллиардов фунтов стерлингов). Еще в 2010 году министр иностранных дел и дел Содружества Великобритании лорд Хоуэлл заявил, что «Великобритания готова оказать поддержку Саудовской Аравии, экономическому "локомотиву" Ближнего Востока и одному из ее ближайших соратников, в сфере инфраструктуры и планов экономической диверсификации» [14].

Следует оговориться, что торговля в основном идет за счет продажи оружия, о которой мы упомянули выше. На втором месте (но не по важности) находится торговля нефтью, которая, к слову, является ключевым моментом сотрудничества Великобритании не только с Саудовской Аравией, но и со всем Аравийским полуостровом. Например, в 2015 году импорт Соединенного Королевства саудовской нефти составил сумму в 900 миллионов фунтов стерлингов [21].

Более того, в 2016 году саудовские власти заявили о старте программы "Vision 2030", пакета экономических реформ, призванных диверсифицировать экономику страны и сократить ее зависимость от добычи и экспорта нефти. В свете этого заявления, британские власти, надеясь создать новые пути проникновения британского бизнеса, начали расширять свои экономические операции в Саудовской Аравии. Поэтому, уже в 2017 году премьер-министр Соединенного Королевства, Тереза Мэй, заявила, что «Великобритания будет продолжать работать в тесном партнерстве с Саудовской Аравией, развивая достигнутый прогресс, пока Саудовская Аравия продолжает реализовывать свою амбициозную программу "Vision 2030"». Похожим образом в январе 2018 года на тот момент министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон прокомментировал программу "Vision 2030": «...Как мировой лидер во многих сферах жизни общества, Великобритания имеет все возможности, чтобы помочь Саудовской Аравии осуществить эти изменения». По статистическим данным Форейн Оффиса на 2022 год, за счет успешности нижеописанной реформы Британия смогла сократить импорт саудовской нефти до 723 миллионов при сохранении объемов [10].

Как говорилось ранее, Британия является крупным инвестором в те сферы жизни Саудовской Аравии, в которых заинтересован британский истеблишмент. В 2013 году правительство Великобритании анонсировало транш в размере 450 миллионов фунтов стерлингов для обеспечения доли британских компаний в нефтехимическом проекте «Садара». А в 2014 британские власти уже заявили о желании направить инвестиции в энергетическую и туристические сферы экономики страны.

Параллельно с двусторонними отношениями, Великобритания и Саудовская Аравия тесно связаны в рамках Совета Сотрудничества арабских государств Персидского Залива. Особенно ярко это проявилось в 2021 году, когда Соединенное Королевство уже вышло из состава Евросоюза, но имело необходимость в стабилизации своей экономики путем заключения выгодных соглашений с различными странами мира, особенно с такими хорошими партнерами, как государства Аравийского полуострова. Так, в октябре 2021 года Министерство иностранных дел Великобритании анонсировало переговоры о торговом соглашении с ССАГПЗ [16]. Так как на момент 2020 года торговый оборот между акторами составил более 30 миллиардов фунтов стерлингов, Британии нужно было углубить торговую кооперацию, переключившись с сырьевого сектора на цифровой для того, чтобы «оставаться на плаву». А высказывания Элизабет Трасс, нынешнего министра иностранных дел Великобритании, в адрес Саудовской Аравии, ее визит в конце 2021 года в страны Персидского залива [4] и переговоры с ССАГПЗ в январе 2022 года подтверждают данный анонс.

Единственный момент, где расходятся взгляды высших кругов Соединенного Королевства и Саудовской Аравии - это гуманитарная часть их двусторонних отношений. Дело в том, что, несмотря на обвинения правозащитных организаций в адрес британских властей в негуманности поставок вооружения саудитам, Британия придерживается мнения, что их партнеры должны демократично обходиться с народом, действовать в соответствии с соблюдением международно-принятых прав человека, на что она и старается повлиять.

Так, например, еще в 2012 году британские власти осудили смертный приговор в виде казни через распятие участнику протестов в Саудовской Аравии Али Мохаммеду Бакир Аль-Нимру. Дошло все вплоть до того, что Соединенное Королевство в 2015 году прекратило на короткое время поставку оружия и тренировку сотрудников в саудовских тюрьмах, на которые планировало потратить около 6 миллионов фунтов стерлингов [15]. Помимо этого, в 2013 году Форейн Оффис выпустил официальную ноту неодобрения, касающуюся казни 7 заключенных [3].

Не следует также обходить стороной дело об убийстве журналиста и общественного активиста Джамаля Хашогги, убитого в Турции саудовскими властями. Британия публично осудила это действие в 2018 году. Уже спустя месяц после убийства на тот момент министр иностранных дел Великобритании Джереми Хант приехал с визитом в Саудовскую Аравию, дабы просить принца Мохаммада бин Салмана сотрудничать с турецкими властями в расследовании убийства. Хант во время встречи утверждал: «Совершенно неприемлемо, что все обстоятельства его убийства все еще остаются неясными. Мы призываем власти Саудовской Аравии в полной мере сотрудничать с турецким расследованием его смерти для его семьи и наблюдающего мира. Мировое сообщество по-прежнему объединено ужасом и возмущением по поводу жестокого убийства Джамаля Хашогги» [24]. Тот же самый смысл передала на то время премьер-министр Великобритании Тереза Мэй, во время 20-минутной встречи с Мохаммедом бин Салманом на саммите G20 в 2019 году, затронув необходимость прозрачности су-

дебного процесса по делу об убийстве. Почти моментально тогда Британия ввела санкции на некоторых лиц, подозревающихся в убийстве.

Полноценно свои беспокойства британский истеблишмент выразил в Совете по правам человека в ООН в 2019 году: «Мы разочарованы и просим дальнейших разъяснений о том, что Саудовская Аравия не полностью приняла нашу рекомендацию об использовании Специализированного уголовного суда. Мы обеспокоены тем, что дипломаты по-прежнему не могут наблюдать за судебными процессами в Специальном уголовном суде, в том числе за недавними слушаниями дел защитников прав женщин. Мы хотели бы напомнить Саудовской Аравии, что препятствование дипломатическому наблюдению за судебными процессами не соответствует Венской конвенции или предыдущим заверениям Саудовской Аравии этому Совету. <...> Великобритания по-прежнему обеспокоена общей ситуацией с правами человека в Саудовской Аравии, особенно в ограничении свободы религии или убеждений, особенно для меньшинств; ограничении свободы слова, включая массовые аресты активистов, журналистов и ученых; широком использовании ужасных судов для политических диссидентов, и продолжающееся применение смертной казни» [5].

Тем не менее культурный обмен под конец взятого периода начал постепенно развиваться. Так, в начале февраля 2022 года обе страны подписали соглашение об укреплении культурных связей, например, в таких областях, как кинематограф, живопись, архитектура и литература, а также дали добро на развитие различных двусторонних проектов в будущем [22].

Заключение

Все вышесказанное позволяет утверждать, что Саудовская Аравия -давний хороший партнер и союзник Соединенного Королевства на Аравийском полуострове. За 11 прошедших лет Великобритании удалось нарастить, казалось бы, утерянное историческое сотрудничество. И хотя кооперация их далеко не идеальна, она достаточно крепка и стратегически важна в нынешних условиях, сложившихся для Великобритании.

Так, в политическом плане можно увидеть полноценное сотрудничество, даже вопреки внутренним и внешним препятствиям. Соединенное Королевство поддерживало кандидатуру Саудовской Аравии на пост непостоянного члена Совета Безопасности, что уже говорит о готовности Британии вести дела с саудитами. Оба актора также совместно и с одной позицией выступают по поводу различных конфликтов, особенно если они происходят на территории Среднего Востока. Так, Великобритания поддерживает интервенцию Саудовской Аравии в Йемен, выступает совместно с ней за мирное решение конфликтов в Сирии, Йемене и Судане и в сотрудничестве с Саудовской Аравией активно работает над их мирным урегулированием. Уже политическим аспектом стала торговля оружием со стороны Великобритании, так как вопреки упрекам общественности, кратковременным прекращениям и фиксированию нарушений резолюций, Соединенное Королевство продолжает «подпитывать» саудитов и их операцию в Йемене вооружением.

Торговый оборот Саудовской Аравии и Великобритании за данный период увеличился в десяток раз. Основными пунктами торговли являются поставка вооружений, торговля нефтью и инвестиции. Британские власти пытаются поддерживать и спонсировать диверсификацию экспорта Саудовской Аравии, особенно в рамках программы "Vision 2030", развитие ее энергетической и туристической сфер экономики. Кроме того, Великобритания видит кооперацию с ССАГПЗ как пункт развития связей как со всем Аравийским полуостровом, так и конкретно с Саудовской Аравией.

Однако в гуманитарной сфере Великобритания не одобряет «жестких» действий по отношению к общественным активистам и их убийства даже за пределами Саудовской Аравии, по поводу которых примечательно дело об убийстве Джамаля Хашогги, и тем более продолжения вынесений саудовскими властями смертных приговоров, тем не менее в культурных связях между странами недостатка нет, они развиваются и будут продолжать развиваться еще долгое время.

Будущее аравийского направления британской внешней политики более чем радужное. Британия рассчитывает довести объем взаимной торговли в 2023 году до уровня не меньше 15 миллиардов фунтов стерлингов, в 2021 году они уже получили торговый оборот на уровне 14,28 миллиардов фунтов стерлингов [8, 10]. Страны намерены подписать соглашение о свободной торговле в 2022 году, которое позволит Великобритании в нынешних условиях нарастить покупку дешевой нефти из Саудовской Аравии, а Саудовской Аравии участвовать в многомиллионных торговых проектах Европы [20]. На этом фоне политические отношения между странами будут только улучшаться.

Список литературы

1. Bilateral relations with Saudi Arabia. - URL: https://publications.parliament.uk/pa/cm201314/cmselect/cmfaff/88/8807.htm.

2. David Cameron's speech outside 10 Downing Street as Prime Minister. -URL: https://www.gov.uk/government/speeches/david-camerons-speech-outside-10-downing-street-as-prime-minister.

3. FCO concerned at executions in Saudi Arabia. - URL: https://www.gov.uk/government/news/fco-concerned-at-executions-in-saudi-arabia.

4. Foreign Secretary visits the Gulf to boost economic and security ties. October, 2021. - URL: https://www.gov.uk/government/news/foreign-secretary-visits-the-gulf-to-boost-economic-and-security-ties-october-2021.

5. Human Rights Council 40: Saudi Arabia. - URL: https://www.gov.uk/government/news/human-rights-council-40-saudi-arabia.

6. Letter from the Department for International Trade to the Committees on Arms Export Controls. - URL:

https://www.gov.uk/government/publications/letter-to-the-committees-on-arms-export-controls/letter-to-the-committees-on-arms-export-controls.

7. MODSAP - fulfilling obligations under arrangements signed between the UK and Saudi Arabian Governments. - URL:

https://www.baesystems.com/en/our-company/our-businesses/bae-systems-saudi-arabia/our-partners/modsap#.

8. Saudi Arabia economic factsheet, 2021. - URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attach ment_data/file/1036613/Saudi_Arabia_economic_factsheet_2021.pdf.

9. Saudi Arabia trade and investment factsheet, 18.02.2022. - URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attach ment_data/file/1055055/saudi-arabia-trade-and-investment-factsheet-2022-02-18.pdf.

10. Saudi Arabia trade and investment factsheet, 18.03.2022. - URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attach ment_data/file/1061147/saudi-arabia-trade-and-investment-factsheet-2022-03-18.pdf.

11. Small Group on Syria: Foreign Ministers' joint statement, 26 September, 2019. - URL: https://www.gov.uk/government/news/joint-statement-by-the-foreign-ministers-of-the-small-group-on-syria.

12. Small Group on Syria: foreign ministers' joint statement, November, 2019. - URL: https://www.gov.uk/government/news/joint-statement-by-the-foreign-ministers-of-the-small-group-on-syria--2.

13. Sudan's political crisis: Quad statement, January, 2022. - URL: https://www.gov.uk/government/news/sudan-quad-statement-j anuary-2021.

14. UK and Saudi Arabia drive forward bilateral trade. - URL: https://www.gov.uk/government/news/uk-and-saudi-arabia-drive-forward-bilateral-trade.

15. UK ditches plan to bid for £5.9m Saudi Arabia prisons contract. - URL: https://www.theguardian.com/world/2015/oct/13/uk-ditches-plan-to-bid-for-saudi-arabia-prisons-contract.

16. UK prepares for trade deal with Gulf Cooperation Council. - URL: https://www.gov.uk/government/news/uk-prepares-for-trade-deal-with-gulf-cooperation-council.

17. Yemen and the region: joint statement by Saudi Arabia, the UAE, the UK and the US. - URL: https://www.gov.uk/government/news/statement-by-saudi-arabia-the-uae-the-uk-and-the-us-about-the-situation-in-yemen-and-the-region.

18. Yemen crisis won't be solved by UK arms exports halt: article by Jeremy Hunt. - URL: https://www.gov.uk/government/speeches/yemen-crisis-wont-be-solved-by-uk-arms-exports-halt.

19. Britain Says It Will Resume Arms Sales to Saudi Arabia. - URL: https://www.nytimes.com/2020/07/07/world/europe/britain-arms-sales-saudi-arabia.html.

20. British PM's visit to Saudi Arabia to pave way for a free trade deal, more business ties. - URL: https://www.arabnews.com/node/2044356/business-economy.

21. Data: How guns and oil dominate UK-Saudi Arabia relationship. - URL: https://unearthed.greenpeace.org/2016/01/15/data-how-guns-and-oil-dominate-uk-saudi-arabia-relationship/.

22. Saudi Arabia and the UK sign agreement on culture. - URL: https://www.arabnews.com/node/2020196/saudi-arabia.

23. Government freezes new arms licences for Saudi Arabia after court rules them unlawful amid war crime allegations. - URL: https://www.independent.co.uk/news/uk/home-news/saudi-arabia-new-weapons-export-license-war-crime-liam-fox-freeze-a8967086.html.

24. UK piles pressure on Saudi Arabia over Khashoggi killing. - URL: https://www.theguardian.com/world/2018/nov/12/uk-jeremy-hunt-pressure-saudi-arabia-khashoggi-killing.

25. Годованюк К. Ближневосточные манёвры британской дипломатии // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. - 2019. - № 2. - С. 145-150.

26. Годованюк К. Политика Великобритании «К востоку от Суэца» // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. - 2018. - № 3. - С. 120-126.

27. Экономический фактор в политике Великобритании на Ближнем Востоке: особенности отношений с Саудовской Аравией и Ираком. - URL: http://www.iimes.ru/?p=31460.

References

1. Bilateral relations with Saudi Arabia. - URL: https://publications.parliament.uk/pa/cm201314/cmselect/cmfaff/88/8807.htm.

2. David Cameron's speech outside 10 Downing Street as Prime Minister. -URL: https://www.gov.uk/government/speeches/david-camerons-speech-outside-10-downing-street-as-prime-minister.

3. FCO concerned at executions in Saudi Arabia. - URL: https://www.gov.uk/government/news/fco-concerned-at-executions-in-saudi-arabia.

4. Foreign Secretary visits the Gulf to boost economic and security ties. October, 2021. - URL: https://www.gov.uk/government/news/foreign-secretary-visits-the-gulf-to-boost-economic-and-security-ties-october-2021 .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Human Rights Council 40: Saudi Arabia. - URL: https://www.gov.uk/government/news/human-rights-council-40-saudi-arabia.

6. Letter from the Department for International Trade to the Committees on Arms Export Controls. - URL:

https://www.gov.uk/government/publications/letter-to-the-committees-on-arms-export-controls/letter-to-the-committees-on-arms-export-controls.

7. MODSAP - fulfilling obligations under arrangements signed between the UK and Saudi Arabian Governments. - URL:

https://www.baesystems.com/en/our-company/our-businesses/bae-systems-saudi-arabia/our-partners/modsap#.

8. Saudi Arabia economic factsheet, 2021. - URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attach ment_data/file/1036613/Saudi_Arabia_economic_factsheet_2021.pdf.

9. Saudi Arabia trade and investment factsheet, 18.02.2022. - URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attach ment_data/file/1055055/saudi-arabia-trade-and-investment-factsheet-2022-02-18.pdf.

10. Saudi Arabia trade and investment factsheet, 18.03.2022. - URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attach ment_data/file/1061147/saudi-arabia-trade-and-investment-factsheet-2022-03-18.pdf.

11. Small Group on Syria: Foreign Ministers' joint statement, 26 September, 2019. - URL: https://www.gov.uk/government/news/joint-statement-by-the-foreign-ministers-of-the-small-group-on-syria.

12. Small Group on Syria: foreign ministers' joint statement, November, 2019. - URL: https://www.gov.uk/government/news/joint-statement-by-the-foreign-ministers-of-the-small-group-on-syria--2.

13. Sudan's political crisis: Quad statement, January, 2022. - URL: https://www.gov.uk/government/news/sudan-quad-statement-january-2021.

14. UK and Saudi Arabia drive forward bilateral trade. - URL: https://www.gov.uk/government/news/uk-and-saudi-arabia-drive-forward-bilateral-trade.

15. UK ditches plan to bid for £5.9m Saudi Arabia prisons contract. - URL: https://www.theguardian.com/world/2015/oct/13/uk-ditches-plan-to-bid-for-saudi-arabia-prisons-contract.

16. UK prepares for trade deal with Gulf Cooperation Council. - URL: https://www.gov.uk/government/news/uk-prepares-for-trade-deal-with-gulf-cooperation-council.

17. Yemen and the region: joint statement by Saudi Arabia, the UAE, the UK and the US. - URL: https://www.gov.uk/government/news/statement-by-saudi-arabia-the-uae-the-uk-and-the-us-about-the-situation-in-yemen-and-the-region.

18. Yemen crisis won't be solved by UK arms exports halt: article by Jeremy Hunt. - URL: https://www.gov.uk/government/speeches/yemen-crisis-wont-be-solved-by-uk-arms-exports-halt.

19. Britain Says It Will Resume Arms Sales to Saudi Arabia. - URL: https://www.nytimes.com/2020/07/07/world/europe/britain-arms-sales-saudi-arabia.html.

20. British PM's visit to Saudi Arabia to pave way for a free trade deal, more business ties. - URL: https://www.arabnews.com/node/2044356/business-economy.

21. Data: How guns and oil dominate UK-Saudi Arabia relationship. - URL: https://unearthed.greenpeace.org/2016/01/15/data-how-guns-and-oil-dominate-uk-saudi-arabia-relationship/.

22. Saudi Arabia and the UK sign agreement on culture. - URL: https://www.arabnews.com/node/2020196/saudi-arabia.

23. Government freezes new arms licences for Saudi Arabia after court rules them unlawful amid war crime allegations. - URL: https://www.independent.co.uk/news/uk/home-news/saudi-arabia-new-weapons-export-license-war-crime-liam-fox-freeze-a8967086.html.

24. UK piles pressure on Saudi Arabia over Khashoggi killing. - URL: https://www.theguardian.com/world/2018/nov/12/uk-jeremy-hunt-pressure-saudi-arabia-khashoggi-killing.

25. Godovanyuk K. Middle Eastern Maneuvers of British Diplomacy // Scientific and Analytical Bulletin of the IE RAS. - 2019. - No. 2. - P. 145-150.

26. Godovanyuk K. British Policy "East of Suez" // Scientific and Analytical Bulletin of the IE RAS. - 2018. - No. 3. - P. 120-126.

27. The economic factor in the British policy in the Middle East: features of relations with Saudi Arabia and Iraq. - URL: http://www.iimes.ru/?p=31460.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.