ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
Семакова М.В.
студентка кафедры Европейских исследований факультета Международных отношений «Санкт-Петербургский государственный университет»
тагуатетакоуа@^аИ сот
БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ ФАКТОР СОВРЕМЕННОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА
Аннотация: одним из важнейших векторов внешней политики Соединенного Королевства являются отношения со странами региона Ближнего Востока. Данный регион еще со времен Британской империи является одним из ключевых партнеров Соединенного Королевства. Однако, в последние несколько лет Великобритания претерпевает значительные изменения в связи с событиями Брексита. Несомненно, данный процесс имеет существенное влияние и на ее внешнюю политику, в частности - на отношения с ближневосточным регионом, с которым Королевству теперь необходимо вырабатывать новые правила взаимоотношений.
Ключевые слова: Великобритания, Ближний Восток, страны Персидского залива, израильско-британские отношения, Брексит, ближневосточный фактор
Соединенное Королевство - довольно уникальный случай для рассмотрения не только в контексте современной геополитической ситуации, но и также в рамках исторического становления расстановки сил в мире и распределения центров влияния в целом. Несомненно, рассматривая Великобританию в качестве одного из основных движущих механизмов геополитической арены, стоит обратить на особую важность в контексте британских внешнеполитических интересов такого региона, как Ближний Восток. Ближневосточный регион является обладателем не только богатых запасов природных ресурсов, в особенности нефтяных залежей, но и удобного географического положения. Бесспорно, данные факторы не остались незамеченными крупными игроками мировой политики, ибо обретение контроля над указанными территориями очевидно бы обеспечило не только обладание ценными природными запасами, но и также преимущества в геополитическом плане. Особенно в таком усилении собственного влияния были заинтересованы тогдашние империи, в том числе и Британская.
Проследив линию развития и разрастания Британской Империи, можно увидеть, насколько могущественной была Империя на пике своего величия: количество подконтрольных территорий демонстрируют данный факт наглядно. Наращивая свой контроль в различных точках земного шара, Британия тем самым показывала, насколько весомо ее положение на мировом политическом поприще и насколько зависит от ее мнения принятие крупных мировых решений.
Однако, обратимся конкретно к Ближневосточному региону. Как уже было указано, Британская Империя была заинтересована в ресурсном обеспечении, а также в обладании преимуществами географического положения стран региона Ближнего Востока: так, например, Суэцкий канал представлял немалый интерес для английской стороны ввиду его использования в качестве крайне удобного транспортного узла, что обеспечивало бы не только упрощение доступа Великобритании к подконтрольным территориям, но и также было бы удобным транспортным торговым путем в качестве доступа к ближневосточным рынкам сбыта британских товаров различного назначения. В целом, Британской Империи удалось заполучить и поддержать контроль над достаточно крупными территориями на Ближнем Востоке в течение продолжительного периода времени, что несомненно подтверждало ее имперский статус.
Однако, за каждым пиком неумолимо следует спад. Период наибольшего расцвета Великобритании сменился периодом серьезных финансовых трудностей, что, несомненно, нанесло серьезный ущерб по ее власти над колониальными владениями, протекторатами и другими территориям, подвластными британскому контролю. Ограниченность финансовых ресурсов не позволяла Великобритании в полной мере осуществлять контроль над такими территориями. Особенно ситуация на Ближнем Востоке была осложнена тем фактом, что на данные территории претендовали и другие крупнейшие державы, в частности, США, которые в противовес Британии, наоборот, постепенно набирали государственную и экономическую стабильность и могущество.
Несомненно, на современном этапе Соединенное Королевство претерпевает значительные изменения, которые касаются как внутренней, так и внешней политики государства. Причиной тому является «тянущийся» с референдума 2016 г. такой процесс, как Вгехк. Всем известно, в чем суть данного процесса, однако еще на начальном этапе далеко не все понимали, насколько сложно будет осуществление выхода Великобритании из ЕС, и каковы будут его последствия для отношений Королевства с другими странами, в том числе и со странами Ближнего Востока.
Целью данного исследования является выявление на основе исторических, статистических и исследовательских данных современного состояния отношений между странами Ближнего Востока и Соединенным Королевством. Также необходимо проследить, какими основными интересами обладает Великобритания в данном регионе.
Основными задачами, которые будут являться базисом данной статья, являются: рассмотрение основных целей, которые преследует внешняя политика Великобритании на Ближнем Востоке; разбор основных причин особого интереса британской политики в регионе Персидского залива; рассмотрение политической линии Великобритании в контексте событий Арабской Весны как важнейшего переломного момента в жизни Ближневосточного региона, который во многом определяет и сегодняшнее положение дел; рассмотрение уже проявившихся и предполагаемых последствий Брексита на отношения Великобритании со странами Ближнего Востока.
Проанализировав исследования относительно данной тематики, можно прийти к выводу о том, что исследования этого пласта внешней политики Великобритании, а именно -современного состояния отношений по линии Великобритания - Ближний Восток с учетом новых процессов, происходящих непосредственно в самой Великобритании, находятся лишь в стадии зарождения. Особенно это касается русскоязычных исследований, научных статей, и различных работ и очерков о данной проблематике.
При более точном рассмотрении исследовательских работ, которые касаются тематики внешней политики Соединенного Королевства в отношении стран Ближнего Востока, становится очевидным тот факт, что в целом русскоязычные исследования обходят стороной этот момент. Эту тенденцию можно объяснить тем, что основной фокус современных русскоязычных исследователей внешней политики Великобритании сейчас сосредоточен скорее на ее отношениях со странами ЕС и варианта их развития в будущем, когда Великобритания наконец покинет данный союз, нежели на ее внешних связях с более отдаленными регионами. Однако, было бы абсолютной ошибкой исключать из внимания такого важнейшего игрока мировой арены, как Ближний Восток.
Определенно, отношения с Ближним Востоком - это не то, что сейчас стоит на первом месте на повестке дня Соединенного Королевства, но то, что очевидно является одной из важнейших задач британской политики. Великобритания имеет довольно тесные многовековые связи с регионом Ближний Восток, и именно поэтому в современной внешней политике этот регион играет ключевую роль. Многие страны Ближнего Востока являются крупными экономическими и политическими партнерами Великобритании. Такое партнерство, несомненно, приносит крупные выгоды обеим сторонам. Более того, ближневосточный регион имеет геополитическую значимость для Великобритании. Именно
98
поэтому грамотное и рациональное построение отношений с Ближним Востоком остается одним из важнейших направлений внешней политики Соединенного Королевства и по сей день, особенно с учетом последних изменений статуса самой Великобритании. Однако, в русскоязычных исследованиях эта тематике освящена довольно слабо потому, что фокус этих исследований смещен скорее на другую тематику. Именно поэтому в данном случае был проведен анализ некоторых работ иностранных исследователей касательно данного вопроса, ибо т.к. работа касается прежде всего самой Великобритании и ее планов, абсолютно необходимо включить в работу труды именно англоязычных авторов. В англоязычной литературе уже присутствуют некоторые работы относительно данной сферы британской внешней политики, поэтому они наравне с русскоязычной литературой также будут составлять основу моей статьи.
Для того чтобы наиболее полно и точно раскрыть заявленную тему, прежде всего за основу будет взят такой теоретический метод исследования, как анализ. Прежде чем переходить непосредственно к описанию ближневосточного вектора внешней политики Великобритании в целом, нужно прежде разобрать данное направление британской политики на составные части и проанализировать их в отдельности: по каким основным вопросам происходит коммуникация по линии Великобритания - Ближний Восток, каковы основные интересы Великобритании в данном регионе, какие страны являются основными и наиболее важными партнерами для Соединенного Королевства. К тому же необходимо в контексте данного анализа рассмотреть и основные официальные планы и цифры Британского правительства относительно его политики на Ближнем Востоке, просмотреть, насколько официальный дискурс отклоняется от фактической политики Великобритании в данном регионе и существуют ли в целом такого рода отклонения.
В рамках данного исследования будут использованы научные статьи и исследования относительно данной тематики, преимущественно касающиеся периода после 2016 г. Большую часть будут составлять источники и литература на иностранных языках, т.к. в рамках данной темы они будут являться наиболее достоверными и точными.
Для более обширного рассмотрения данной тематики будут использоваться различные виды источников: не только научные статьи (как, например, статья «Arming repression: the new Birtish imperialism in the Persian Gulf» и статья российского исследователя Александрова А.И. «Об активизации ближневосточной политики Великобритании»), но также и официальные правительственные сайты (как, например, сайт правительства Великобритании, сайты британских и арабских СМИ (в том числе одно из наиболее популярных и значимых на Ближнем Востоке - Aljazeera, а также статья во влиятельном британском СМИ - The Guardian: «The government says Britain needs to trade with Saudi Arabia. It's a myth»).
Британский ближневосточный фактор после распада империи: удалось ли сохранить влияние?
В современной политике Великобритании регион Ближнего Востока играет немаловажную роль. Несомненно, с отказом от своего колониального наследия Британия потеряла и исключительные привилегии в данном регионе, уступив пальму первенства США. Однако, ближневосточный вектор сохранился и, более того, достаточно закрепился в фарватере британской политики и по сей день. После окончания Холодной войны -затяжного противостояния с середины двадцатого века, в ходе которого мир буквально был вынужден разделиться на два лагеря - для Великобритании так же открылись новые возможности на ближневосточной арене. Более того, распад Советского Союза, который практически и стал ознаменованием окончания Холодной войны, означал исчезновение одного из крупнейших и влиятельных игроков мировой арены, что также предоставляло Великобритании дополнительные возможности.
Однако, стоит отметить и тот факт, что политику Британии на Ближнем Востоке достаточно сложно назвать абсолютно независимой в настоящее время. Как было указано выше, с момента потери Великобританией своего имперского статуса, Соединенные Штаты практически параллельно стали активно наращивать собственное влияние в регионе, что впоследствии дало им возможность чувствовать себя там в роли некого лидера. После того, как Великобритания смогла оправиться от финансовых трудностей середины двадцатого века, она было попыталась обозначить свой прежний статус влиятельного игрока ближневосточной арены. Однако, превзойти США в данном вопросе уже не представлялось возможным. Но даже несмотря на все указанные факторы, Британии удалось сохранить достаточно крепкие позиции в данном регионе.
Какие же цели преследует Великобритания в современное время, поддерживая свои связи с Ближним Востоком?
Во-первых, как и в предыдущие столетия, ближневосточный регион привлекает богатством своих ресурсов. Несомненно, в мире в целом продолжается борьба за ресурсы ввиду их ограниченности, и каждый актор мировой арены стремится заполучить в свое распоряжение как можно больше. Особенно ценным ресурсом Ближнего Востока является нефть. Нефть - это сейчас не только лишь полезное ископаемое. От цен на нее зависит как финансовое состояние многих отдельных стран, так и экономическая обстановка в мире в целом. Ярким примером тому является Нефтяной кризис 1973 года, в ходе которого ряд арабских стран объявил эмбарго на поставку нефти западным партнерам в ответ на их поддержку Израиля в арабо-израильском противостоянии. Этот кризис нанес серьезный удар в том числе и по экономике Великобритании. Более того, тем самым страны арабского востока лишний раз показали мировому сообществу, насколько они как крупные политические игроки могут быть уязвимы, когда вопрос касается нефтяных ресурсов.
Второй причиной, по которой Великобритания обращает немалое внимание на данный регион, является нестабильная ситуация в регионе в целом. В настоящее время Ближний Восток является, пожалуй, наиболее конфликтным регионом мира в целом. Противостояниями на различной почве - культурной, политической, религиозной - охвачено большинство стран Ближнего Востока. Однако, наиболее пугающим фактором для стран вне региона является тот факт, что нередко эти воинственные и озлобленные настроения направленны далеко за пределы ближневосточных границ. Особенно это связанно, несомненно, с империалистским прошлым конкретных стран, где Британия не исключение. И, несомненно, для того чтобы держать ситуацию под контролем для собственной безопасности крупные игроки мировой арены серьезно заинтересованы в урегулировании ситуации на Ближнем Востоке. Особенно остро необходимость урегулирования ближневосточных волнений страны смогли ощутить на себе в день страшной трагедии в США 11 сентября 2001 г. Эта террористическая атака унесла жизни почти 3 тысяч невиновных граждан. Вся мировая общественность была ошарашена жестокостью событий. Казалось бы, что Соединенные Штаты - одна из передовых стран в вопросах обороны и военных вооружений, страна, обладающая новейшими установками противоракетной обороны и готовая к отражению военного конфликта и защите своих границ. И несмотря на все это, перед данной трагедией она оказалась абсолютно бессильна. Террористы показали, что какими бы последними вооружениями страна не обладала - против их атак государство практически бессильно. Несомненно, мировая общественность, в том числе и Великобритания, находились в ужасе. Великобритания понимала, что ее колониальное прошлое также может наложить серьезный отпечаток и на современное отношение определенных группировок на Ближнем Востоке к ней. И террористы не обошли Британию стороной. Так, до сих пор в памяти лондонцев дата 7 июля 2005 года - день, когда прогремели взрывы в самом центре Лондона, организованные 4 террористами-смертниками.
Взрывы унесли жизни 52 человек, и еще более ста были ранены1. Более того, 2017 год в Британии часто называют как «the year of terror» (дословно: «год террора»). За этот год террористы осуществили 5 атак, которые унесли немало жизней ни в чем не повинных прохожих.
И наконец, еще одной причиной, по которой Великобритания заинтересована в Ближнем Востоке, является экономическая составляющая. Так, британские финансовые и промышленные круги видят в данном регионе прекрасный рынок сбыта своих товаров. Однако, речь идет не только о бытовых товарах и различной мирной промышленности. В реальности расстановка вещей более сурова. Одним из крупных направлений внешней торговли Великобритании на Ближний Восток является поставка различных типов оружия и вооружений. Однако, стоит также отметить, что Великобритания далеко не единственная в данных поставках. Отдельные страны используют военные конфликты на Ближнем Востоке себе на руку, ибо тем самым они могут поставлять в эти страны вооружения и получать неплохую прибыль с данной торговли. Несомненно, на официальном уровне данная информация сильно завуалирована под различными предлогами, как например под видом принуждения к миру враждующих сторон. На самом деле происходит некая коммерциализация данных конфликтов - страны заинтересованы в конфликтах как в рынках сбыта оружия и получении дополнительного дохода. К чему может привести такая политика в долгосрочной перспективе - предсказать довольно несложно. Однако, на данный момент выгоды от такого экспорта вполне устраивают те страны, которые занимаются этим родом торговой деятельности.
Великобритания в Персидском заливе.
Прежде чем перейти к описанию интересов Соединенного Королевства в отношении стран Персидского залива, для начала нужно определить, что же из себя представляет данное территориальное определение. Прежде всего стоит отметить, что географически Персидский залив расположен между Ираном и Аравийским полуостровом. Также стоит отметить и специфическую этимологию данного термина в целом: определение «Персидский» было дано вне арабского мира, тогда как арабское сообщество оспаривает данное определение, именуя данный залив «Арабским». Страны Персидского (Арабского) залива - это те государства, которые обладают непосредственным выходом к нему. Такими государствами являются: Иран, Оман, ОАЭ, Катар, Бахрейн, Саудовская Аравия, Кувейт и Ирак . Основная ценность данного региона, несомненно, заключается в его богатых нефтяных ресурсах, которые привлекают интересы различных стран за пределами Ближнего Востока. Более того, на примере Объединенных Арабских Эмиратов можно видеть, насколько обладание такими нефтяными залежами может позволить стране в невероятно сжатые сроки создать богатое и процветающее государство. Однако, стоит также отметить и другую проблему, которая связанна с таким видом получения дохода - зависимость от такого «моноэкспорта» делает страну серьезно уязвимой на мировой арене, ибо в случае появления проблем с данным ресурсом, у таких государств практически отсутствуют альтернативные источники поддержания своего благополучия.
И, несомненно, основной интерес Великобритании заключается в нефтяных ресурсах, которые сосредоточены в регионе Персидского залива. После потери своего имперского статуса, Соединенное Королевство вынужденно было искать новые подходы в отношениях со странами данного региона. Прежде всего, британцам было жизненно необходимо
1 7 July London bombings: What happened that day? URL: https://www.bbc.com/news/uk-33253598 (дата обращения: 2.12.2019).
2 Britain's year of terror: Timeline of attacks in 2017. URL: https://news.sky.com/story/britains-year-of-terror-timeline-of-attacks-in-2017-11036824 (дата обращения: 2.12.2019).
3 Persian Gulf. URL: https://www.britannica.com/place/Persian-Gulf (дата обращения: 2.12.2019).
сохранить свои позиции в Заливе. Появление обновленных и расширенных британских баз в ОАЭ, Омане и Бахрейне1 преследует собою укрепление позиций Великобритании не только в Персидском заливе, но и на Ближнем Востоке и Африке в целом. Более того, для Великобритании данный регион представляет немалое значение в качестве рынков сбыта вооружений. Так как страны Залива обладают довольно крупными финансовыми ресурсами, благодаря экспорту нефти, они в состоянии приобретать вооружение у Великобритании по приемлемой для обеих сторон цене. Соединенное Королевство обосновывает такую торговлю тем фактом, что это помогает поддерживать государствам стабильность и безопасность изнутри. Например, статистика по продаже вооружения и военных морских судов для Саудовской Аравии по состоянию на 2016 г. показывает общую стоимость в 6 миллиардов фунтов, вырученных с данных поставок2. Имеют ли такие продажи реальное применение в стабилизации ситуации, и действительно используются ли они по назначению? Последние события в данной сфере выявили незаконность таких продаж в целом - в феврале 2019 г. Палата Лордов Великобритании опубликовала отчет, в котором отмечалось, что поставка вооружений Саудовской Аравии признается незаконной. В отчете также был упомянут тот факт, что британские военные поставки в данное государство являются причиной значительных человеческих жертв в вооруженном конфликте в Йемене3, в который Саудовская Аравия непосредственно вовлечена.
В связи с этими фактами последнее время в британском сообществе набирает популярность мнение, что стоит пересмотреть отношения с Саудовской Аравией в целом. Британцы ставят под сомнение взаимовыгодность их связей с данным государством, особенно на фоне конфликта в Йемене. Так, статистика показывает, что доходы от этого сотрудничества идут на спад: например, лишь 3% всего импорта нефти Великобритания получает от Саудовской Аравии4 в настоящее время. Все это несомненно заставляет Соединенное Королевство по-новому взглянуть на данный вопрос и подвергнуть ревизии взаимоотношения с Эр-Риядом.
Британская ближневосточная политика в свете событий Арабской Весны.
Говоря о современном состоянии региона Ближний Восток, несомненно, стоит принять во внимание важные события, которые серьезно повлияли на развитие ближневосточных государств. За данными событиями закрепился термин «Арабская Весна», что подразумевает под собою ряд протестов, восстаний и выступлений, направленных против правительственных сил и несправедливостей правящих режимов. Протестные волны охватили большинство стран Арабского мира. Народ, изнеможённый от неуважения своих прав и отсутствия каких-либо минимальных гражданских свобод, не выдержал и поднялся на борьбу с коррумпированными правительствами. Однако, события приняли иной ход. Начавшись как борьба народа за освобождение под лозунгом «Народ хочет падения режимов», вскоре она вышла из-под какого-либо контроля и переросла в нечто уже более опасное и бесконтрольное. «Если начало восстаний было связано с чаяниями народа, его устремлениями к свободе, справедливости и благородству, то в конце все повернулось в другое направление, благодаря усилиям различных политических сил. Они возглавили революции, вмешавшись в дела на региональном и международном уровнях, параллельно пытаясь наносить удары, которые бы служили их интересам. В некоторых арабских странах
1 Raphael S., John J. Arming repression: the new Birtish imperialism in the Persian Gulf // War on Want. 2016. Р. 1.
2 Raphael S., John J. Arming repression: the new Birtish imperialism in the Persian Gulf // War on Want. 2016. Р. 11.
3 Britain's weapons sales to Saudi Arabia unlawful: UK report. URL: https://www.aljazeera.com/news/2019/02/britain-weapons-sales-saudi-arabia-unlawful-uk-report-190216150931597.html (дата обращения: 5.12.2019).
4 The government says Britain needs to trade with Saudi Arabia. It's a myth. URL: https://www.theguardian.com/commentisfree/2018/oct/24/government-says-britain-needs-to-trade-with-saudi-arabia-its-a-myth (дата обращения: 5.12.2019).
конфликты превратились в борьбу за власть и влияние, и отошли от духа мирных народных восстаний»1.
Несомненно, все эти события в арабском регионе не могли не иметь и последствий вне самого региона - на международном уровне. Как уже было указано, народные восстания переросли в нечто бесконтрольное и попали в руки определенных политических сил, которые уже стали использовать их в своих интересах, задвинув на самый последний план интересы и чаяния народа. Ближний Восток, как регион, всегда отличавшийся своей нестабильностью, еще больше стал волновать остальной мир, в особенности крупных игроков мировой арены, которые имели свои интересы в данном регионе. Более того, на повестку дня был в очередной раз поднят вопрос безопасности, ибо отсутствие контроля в данном, настолько охваченном военными и радикальными настроениями регионе, могло означать повторение в новом качестве трагических событий 2001 г., потрясших тогда всю мировую общественность.
Очевиден тот факт, что Соединенное Королевство не меньше других было заинтересованно в сохранении стабильности на Ближневосточной арене. И Арабская весна нанесла довольно болезненный удар по британской ближневосточной политике. Учитывая финансовые трудности, проявившиеся после кризиса 2008 г. и затяжного военного вмешательства в Афганистан и Ирак, усиление нестабильности в данном регионе совершенно не играло на руку британским правящим кругам. Более того, как уже было указано ранее, Ближний Восток являлся для Британии крупным рынком сбыта, особенно поставок военного назначения. Мировое сообщество в течение событий Арабской весны стало активно обращать внимание на данный факт и предъявлять Великобритании обвинения в эскалации военных столкновений на данном регионе2. Великобритания определенно отвергала данные высказывания, указывая на то, что она совершенно не имеет никакого причастия к зачаткам данного конфликта. Более того, Соединенное Королевство выдвинуло так называемую Стратегию Арабского Партнерства, в котором подчеркнуло, что будет выступать за поддержку политических и экономических реформ в регионе Ближнего Востока и Северной Африки (MENA) , для того, чтобы восстановить его стабильность и обеспечить дальнейшее развитие в верном направлении.
Однако, немало исследователей указывают на непоследовательность и даже некоторую лицемерность действий Великобритании по отношению к событиям Арабской весны. Интересен тот факт, что Британия по-разному реагировала на восстания и протесты в различных ближневосточных странах: в каких-то ее реакция на события ограничивалась молчаливым игнорированием ситуации, в иных же - выражалась в принятии конкретных мер и действий. В основном это зависело от того, насколько большое значение имело то или иное государство в фарватере британской внешней политики.
Так за пример можно взять такие страны как Сирия и Ливия в контексте ближневосточной политики Великобритании. С Ливией Соединенное Королевство имело прочные экономические связи и, несомненно, она являлась довольно важным британским ближневосточным партнером. Соответственно, Великобритания не могла остаться безучастной к событиям Арабской весны в данном регионе. В абсолютно ином ракурсе Британией были восприняты события в Сирии. Как известно, особых выгодных связей британцы в данном государстве не имеют, и даже несмотря на всю серьезность кризиса в Сирии, который уже превратился уже в достаточно крупный военный конфликт, участие
1 Почему «арабской весне» не удалось изменить реальность арабского мира к лучшему. URL: https://inosmi.ru/politic/20170407/239068463.html (дата обращения: 8.12.2019).
2 Ближневосточная политика Великобритании. URL: http://www.iimes.ru/?p=19567 (дата обращения: 9.12.2019).
3 Policy paper: 2010 to 2015 government policy: peace and stability in the Middle East and North Africa. URL: https://www.gov.uk/government/publications/2010-to-2015-government-policy-peace-and-stability-in-the-middle-east-and-north-africa/2010-to-2015-government-policy-peace-and-stability-in-the-middle-east-and-north-africa#appendix-7-supporting-reform-and-tackling-conflict-in-the-middle-east-and-north-africa (дата обращения: 9.12.2019).
Королевства в его урегулировании крайне минимально. Единственный фактор, который привлекает серьезное внимание британцев - борьба с запрещенным в Российской Федерации «Исламским государством», ибо это является неотъемлемым аспектом обеспечения собственной безопасности британского населения. Более того, интересен случай Бахрейна. Бахрейн - это единственное государство, где Британия выступила в поддержку официального режима. Здесь примечателен тот факт, что несмотря на то, что экономические и торговые выгоды от данного сотрудничества ничтожно малы, англичане в данном государстве преследуют на несколько другие, не менее важные интересы, а именно -геополитика и безопасность. Как уже было отмечено, сохранение и поддержание стабильности на ближневосточной арене непосредственно отвечает интересам безопасности Великобритании. А для того, чтобы эффективно обеспечивать данные интересы, необходимо непосредственное присутствие страны в регионе. И для этих целей прекрасно служит сотрудничество с Бахрейном, в котором более того не так давно было основана Британская военно-морская база1.
Как можно проследить на основе вышеизложенных фактов, британскую реакцию на события Арабской весны довольно сложно назвать рациональной и последовательной. Великобритания, все еще до конца не оправившаяся от финансовых трудностей, во время данных событий старалась расставить акценты лишь на тех государствах, охваченных восстаниями и протестными движениями, которые представляли для нее непосредственный и прямой интерес.
Отношения Великобритании и Ближнего Востока: чего ожидать после ВгвхЫ?
Говоря о современном Соединенном Королевстве, бесспорно, стоит обратить внимание и на событие глобального масштаба - выход Великобритании из организации Европейского союза. Событие по своей сути было вполне ожидаемо и не явилось большим потрясением для мировой общественности, ибо Великобритания всегда стремилась занимать особенную собственную позицию в рамках данной организации, зачастую выдвигая некие собственные требования и нередко не считаясь с принципами и традициями Европейского союза.
Даже несмотря на то, что Брексит стал событием довольно логичным, это не отрицает тот факт, что его внешние последствия не останутся без внимания. Принимая во внимание, что процесс выхода Великобритании из ЕС серьезно затянулся, что постепенно лишь усложняет и ухудшает внутреннее положение самой Британии, эти события оказывают неприятное воздействие и за ее пределами. Однако, последствия Брексита являются довольно неоднозначными для внешнего мира: для европейского региона это скорее несет проблемы и сложности в выстраивании дальнейших отношений с Великобританией, тогда как некоторые другие государства видят в данном событии новые возможности и выгоды.
Так, например, нужно указать и на то, в каком ракурсе предстает выход Соединенного Королевства из ЕС для стран Ближнего Востока. Эксперты отмечают, что в целом Брексит не ослабит позицию Великобритании в данном регионе. Однако, данный процесс затронет экономическую составляющую отношений Королевства с указанными странами. Более того, отмечается, что выход Великобритании может даже сыграть некую положительную роль в налаживании партнерства с некоторыми арабскими странами.
Так, например, в контексте Брексита стоит указать сотрудничество Великобритании с Саудовской Аравией. Данное арабское государство «сможет рассчитывать на более благоприятные условия сотрудничества. Причин для этого несколько. Во-первых, Британия больше не будет связана общеевропейскими рамками - такими, как, например, фиксированные тарифные ставки. Кроме того, может сняться с повестки дня и другой вопрос
1 British Foreign Policy and the Arab Spring. URL: https://www.middleeastmonitor.com/20150401-british-foreign-policy-and-the-arab-spring/ (дата обращения: 10.12.2019).
- вопрос соблюдения (или вернее - несоблюдения) Саудовской Аравией прав человека. В то время, как ЕС зачастую использует принцип кондициональности (условности) в своих отношениях со странами Африки и Ближнего Востока («мы с вами сотрудничаем, но...»), после выхода Великобритании из Евросоюза, она сможет свести отношения с Эр-Риядом к исключительно экономическому аспекту (впрочем, принимая во внимание позицию британского гражданского общества, ожидать полнейшего отказа Соединенного Королевства от защиты прав человека в пользу экономической выгоды, все же не стоит)»1. Данный аспект Брексита, а именно уход Великобритании и соответственно всех её партнеров из рамок юрисдикции Евросоюза, может стать довольно привлекательным фактором, побуждающим к расширению сотрудничества не только для Саудовской Аравии, но и также для других ближневосточных государств.
Однако, наравне с этим исследователи выделяют и некоторые неблагоприятные моменты дальнейшего сотрудничества стран Ближнего Востока с Великобританией и Европейским континентом в целом. Так, отмечается, что если раньше сотрудничество шло по конкретным оговоренным рамкам, установленным Европейским союзом, то теперь же в отношения с англичанами придется создавать некие новые условия2. И на данном этапе, учитывая также и тот факт, что процесс выхода Великобритании сам по себе переживает момент некого кризиса, обозначение новых условий сотрудничества с Ближним Востоком пока что не представляет собою первоочередную задачу британских политических кругов. Все это указывает на некую нестабильность и неопределенность настоящего сотрудничества Соединенного Королевства и государств Ближнего Востока. И на данном этапе разрешение этой неопределенности не представляется возможным в связи с возникшими проблемами Брексита.
Более того, очевиден тот факт, что Брексит нередко ассоциируется с чувством некой нестабильности у стран Ближнего Востока по отношению к Великобритании. Как известно, определенные страны ближневосточного региона обладают огромными запасами нефти и многие, как раз-таки благодаря ее добыче и продаже заграницу, стали одними из богатейших стран мира. Несомненно, такие огромные активы часто нуждались в хранении за рубежом, и нередко эти деньги перетекали в обращение именно к британским банкам. Однако с момента запуска Брексита стала наблюдаться негативная тенденция в данной области: ведущие европейские банки, которые хранили свои активы в Британии, стали все больше опасаться за них и зачастую переводили их в более стабильные места - в банки европейские3. Соответственно, британские банки стали терять не только богатые активы, но и свой имижд.
Однако, довольно интересна позиция Израиля по отношению к данному событию. Израильские финансовые круги видят в уходе Великобритании с рынка Европейского союза новые возможности. Так, Великобритания всегда являлась конкурентом для Израиля на европейском рынке и ее уход будет означать расширение и увеличение израильского экспорта в Европу, особенно в фармацевтической области4. Более того, сама Великобритания «надеется покрыть свои излишки, связанные с выходом из ЕС, активизацией торгово-экономических отношений с Израилем»5. Согласно статистике, «Соединенное Королевство занимает второе место среди торговых партнеров Израиля после США. В феврале 2017 года во время визита премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в Лондон было объявлено
1 Что ждет Ближний Восток после Brexit. URL: http://www.iimes.ru/?p=30721 (дата обращения: 10.12.2019).
2 The Middle East Reacts to Brexit. URL: https://mepc.org/commentary/middle-east-reacts-brexit (дата обращения: 12.12.2019).
3 Brexit: les banques du Moyen-Orient se tournent vers Paris. URL: https://www.lesechos.fr/2017/10/brexit-les-banques-du-moyen-orient-se-tournent-vers-paris-184189 (дата обращения: 12.12.2019).
4 Finance Ministry: Brexit may be good for Israel. URL: https://www.ynetnews.com/articles/0,7340,L-4820742,00.html (дата обращения: 12.12.2019).
5 Об активизации ближневосточной политики Великобритании. URL: http://www.iimes.ru/?p=34264 (дата обращения: 12.12.2019).
о начале переговоров по заключению соглашения о свободной торговле между Великобританией и Израилем. Компания «Роллс Ройс»1 недавно заключила крупнейший контракт за всю историю торгово-экономических отношений между двумя странами о продаже 100 авиационных двигателей для самолетов компании El Al». То есть довольно очевиден тот факт, что Великобритания рассматривает Израиль в качестве одно из своих стратегических партнеров данного региона и после того, когда она наконец покинет пространство Евросоюза, очевидно, что их отношения, особенно в экономическом плане, будут значительно активизироваться.
Подводя итоги относительно последствий Брексита для Ближнего Востока, стоит резюмировать, что каким-либо серьезным образом данное событие на позициях Великобритании на Ближнем Востоке не отразится. Несомненно, после ухода Великобритании с европейской арены, необходимо будет создать новые основы официальных взаимоотношений и сотрудничества Королевства со странами ближневосточного региона, чтобы не потерять эти позиции. Более того, Брексит явился достаточно тяжелой финансовой ношей для англичан, именно поэтому значительного усиления какого бы то ни было присутствия в регионе Великобритания пока что позволить не в состоянии. Однако первоочередной задачей стоит выработка новых правил и траекторий, по которым будет в дальнейшем происходить координация по линии Соединенное Королевство - страны Ближнего Востока, что позволит в дальнейшем сохранить и укрепить существующие связи и отношения.
Литература:
1. Ближневосточная политика Великобритании. URL: http://www.iimes.ru/?p=19567 (дата обращения: 9.12.2019).
2. Об активизации ближневосточной политики Великобритании. URL: http://www.iimes.ru/?p=34264 (дата обращения: 12.12.2019).
3. Почему «арабской весне» не удалось изменить реальность арабского мира к лучшему. URL: https://inosmi.ru/politic/20170407/239068463.html (дата обращения: 8.12.2019).
4. Что ждет Ближний Восток после Brexit. URL: http://www.iimes.ru/?p=30721 (дата обращения: 10.12.2019).
5. Britain's year of terror: Timeline of attacks in 2017. URL: https://news.sky.com/story/britains-year-of-terror-timeline-of-attacks-in-2017-11036824 (дата обращения: 2.12.2019).
6. Britain's weapons sales to Saudi Arabia unlawful: UK report. URL: https://www.aljazeera.com/news/2019/02/britain-weapons-sales-saudi-arabia-unlawful-uk-report-190216150931597.html (дата обращения: 5.12.2019).
7. British Foreign Policy and the Arab Spring. URL: https://www.middleeastmonitor.com/20150401-british-foreign-policy-and-the-arab-spring/ (дата обращения: 10.12.2019).
8. Brexit: les banques du Moyen-Orient se tournent vers Paris. URL: https://www.lesechos.fr/2017/10/brexit-les-banques-du-moyen-orient-se-tournent-vers-paris-184189 (дата обращения: 12.12.2019).
9. Finance Ministry: Brexit may be good for Israel. URL: https://www.ynetnews.com/articles/0,7340,L-4820742,00.html (дата обращения: 12.12.2019).
10. Persian Gulf. URL: https://www.britannica.com/place/Persian-Gulf (дата обращения: 2.12.2019).
11. Policy paper: 2010 to 2015 government policy: peace and stability in the Middle East and North Africa. URL: https://www.gov.uk/government/publications/2010-to-2015-government-
1 Там же.
policy-peace-and-stability-in-the-middle-east-and-north-africa/2010-to-2015-government-policy-peace-and-stability-in-the-middle-east-and-north-africa#appendix-7-supporting-reform-and-tackling-conflict-in-the-middle-east-and-north-africa (дата обращения: 9.12.2019).
12. Raphael S., John J. Arming repression: the new Birtish imperialism in the Persian Gulf // War on Want. 2016.
13. The government says Britain needs to trade with Saudi Arabia. It's a myth. URL: https://www.theguardian.com/commentisfree/2018/oct/24/government-says-britain-needs-to-trade-with-saudi-arabia-its-a-myth (дата обращения: 5.12.2019).
14. The Middle East Reacts to Brexit. URL: https://mepc.org/commentary/middle-east-reacts-brexit (дата обращения: 12.12.2019).
15. 7 July London bombings: What happened that day? URL: https://www.bbc.com/news/uk-33253598 (дата обращения: 2.12.2019).
References:
1. Middle East policy of the United Kingdom. URL: http://www.iimes.ru/?p=19567 (accessed: 9.12.2019).
2. About the activization of the Middle East policy of the UK. URL: http://www.iimes.ru/?p=34264 (accessed: 12.12.2019).
3. Why didn't the "arab spring" change the realities of the Arab world to the better? URL: https://inosmi.ru/politic/20170407/239068463.html (accessed: 8.12.2019).
4. What could the Middle East expect after Brexit? URL: http://www.iimes.ru/?p=30721 (accessed: 10.12.2019).
5. Britain's year of terror: Timeline of attacks in 2017. URL: https://news.sky.com/story/britains-year-of-terror-timeline-of-attacks-in-2017-11036824 (accessed: 2.12.2019).
6. Britain's weapons sales to Saudi Arabia unlawful: UK report. URL: https://www.aljazeera.com/news/2019/02/britain-weapons-sales-saudi-arabia-unlawful-uk-report-190216150931597.html (accessed: 5.12.2019).
7. British Foreign Policy and the Arab Spring. URL: https://www.middleeastmonitor.com/20150401-british-foreign-policy-and-the-arab-spring/ (accessed: 10.12.2019).
8. Brexit: les banques du Moyen-Orient se tournent vers Paris. URL: https://www.lesechos.fr/2017/10/brexit-les-banques-du-moyen-orient-se-tournent-vers-paris-184189 (accessed: 12.12.2019).
9. Finance Ministry: Brexit may be good for Israel. URL: https://www.ynetnews.com/articles/0,7340,L-4820742,00.html (accessed: 12.12.2019).
10. Persian Gulf. URL: https://www.britannica.com/place/Persian-Gulf (accessed: 2.12.2019).
11. Policy paper: 2010 to 2015 government policy: peace and stability in the Middle East and North Africa. URL: https://www.gov.uk/government/publications/2010-to-2015-government-policy-peace-and-stability-in-the-middle-east-and-north-africa/2010-to-2015-government-policy-peace-and-stability-in-the-middle-east-and-north-africa#appendix-7-supporting-reform-and-tackling-conflict-in-the-middle-east-and-north-africa (accessed: 9.12.2019).
12. Raphael S., John J. Arming repression: the new Birtish imperialism in the Persian Gulf // War on Want. 2016.
13. The government says Britain needs to trade with Saudi Arabia. It's a myth. URL: https://www.theguardian.com/commentisfree/2018/oct/24/government-says-britain-needs-to-trade-with-saudi-arabia-its-a-myth (accessed: 5.12.2019).
14. The Middle East Reacts to Brexit. URL: https://mepc.org/commentary/middle-east-reacts-brexit (accessed: 12.12.2019).
15. 7 July London bombings: What happened that day? URL: https://www.bbc.com/news/uk-33253598 (accessed: 2.12.2019).
FACTOR OF THE MIDDLE EAST IN THE MODERN FOREIGN POLICY OF THE
UNITED KINGDOM
Semakova M.V.
Student of the Department of European Studies Faculty of International Relations "Saint Petersburg State University" [email protected]
Abstract: One of the most important foreign policy directions of the United Kingdom is relations with the countries of the Middle East region. Since the time of the British Empire, this region has been one of the key partners of the United Kingdom. However, in the past few years, the UK has undergone significant changes in connection with the events of Brexit. Undoubtedly, this process has a significant impact on its foreign policy, particularly, on the relations with the Middle East region, with which the Kingdom now needs to develop new rules for the mutual relations. Keywords: Great Britain, the Middle East, the Gulf countries, Israeli-British relations, Brexit, the Middle East factor
Для цитирования: Семакова М.В. Ближневосточный фактор современной внешней политики Соединенного Королевства// Архонт, 2020. № 1 (16). С. 97-108.