ИСТОРИЯ
УДК 327
А.А. Интяков, аспирант, (499) 244-44-59, andrey .nn@mail .ru (Россия, Нижний Новгород, ННГУ им. Н.И.Лобачевского)
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ (2001-2011 гг.): ОСОБЕННОСТИ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Рассматриваются основные подходы российской внешней политики по урегулированию конфликта на Ближнем Востоке. Автор выявляет непосредственные интересы российской дипломатии в этом регионе. Представлен анализ деятельности «квартета» международных посредников по урегулированию конфликта, достигнутые в рамках него успехи и неудачи. Дается прогноз возможному развитию ситуации в контексте ближневосточного урегулирования.
Ключевые слова: российская дипломатия, Ближний Восток,
ближневосточный конфликт, международное посредничество, мирные инициативы.
На Ближнем Востоке слишком много факторов, которые усложняют на сегодняшний день достижение мира. Прежде всего, это самый сложный конфликт из всех, которые существовали в современную эпоху. Корнями он уходит в глубокую историю, густо «замешан» на межцивилизационных противоречиях, на межконфессиональных проблемах, имеет очень сильную религиозную составляющую, учитывая роль Иерусалима для мировых религий. Арабо-израильский конфликт был отягощен многократным применением силы в этом регионе на разных стадиях. Все это не могло не наложить отпечаток на психологию тех людей, которые подступаются к поиску политического решения. Не стоит забывать о сотнях тысяч беженцев, которые уже десятилетиями не могут вернуться к своим очагам, сотнях тысяч людей, которые родились в лагерях беженцев. Все это делает крайне сложным поиск решений.
Несмотря на серьезные экономические и финансовые трудности после распада СССР, Российская Федерация сохранила важное геополитическое положение, статус постоянного члена Совета Безопасности ООН и достаточно независимую позицию ядерной державы. Все эти факторы позволили ей не утратить место отдельного центра силы в мировой политической системе международных отношений.
В общем контексте исследований приоритетных направлений,
510
национальных интересов и сфер влияния российского государства вполне целесообразным представляется научный анализ внешней политики России на Ближнем Востоке.
Значение политики РФ в отношении Ближнего Востока определяется мировым статусом России как постоянного члена Совета Безопасности ООН, участника «четверки» международных посредников в БВУ. С этим статусом связаны конкретные обязательства. Даже в силу одной этой причины Россия не может находиться в стороне от процессов, протекающих на Ближнем Востоке и, особенно, отстраниться от разрешения конфликтных ситуаций. К тому же российская сторона имеет собственные интересы в этом регионе, достаточно существенные, которые вполне подпадают под категорию национальных [1, с. 250-251].
У российской дипломатии на Ближнем Востоке и немалые экономические интересы. Только объем товарооборота со странами этого региона составляет порядка 5 млрд. долл. США ежегодно [1, с. 252]. Безусловно, это не предел, учитывая экономические потенциалы России и государств Ближневосточного региона. Поэтому можно с уверенностью сказать, что экономическая дипломатия сейчас - в числе приоритетных. В числе ее задач - загрузка российских предприятий, создание рабочих мест, увеличение поступлений в бюджет и т.д. Кстати и по этой причине российская дипломатия столь энергично ищет политические развязки арабо-израильского конфликта.
Необходимо также учесть тот факт, что Россия - страна, связанная с Ближним Востоком важными духовными узами. У российских православных давние связи с библейскими местами, в частности с Палестиной. Русская Православная Церковь (РПЦ) имеет имущественные интересы на Ближнем Востоке. Когда при российском участии сдвинулся процесс урегулирования палестинской проблемы и под контроль и юрисдикцию Палестинской Национальной Администрации стали переходить территории на Западном берегу р.Иордан, РПЦ смогла восстановить свои права над некоторыми участками. Однако проблема российского имущества на Ближнем Востоке, в том числе в Палестине и Израиле, далеко еще не решена [2, с. 39-40].
В своих интересах обращается за поддержкой к МИДу России и многомиллионная мусульманская община. Уже не первый год государство в лице МИДа оказывает ей помощь в организации паломничества в Мекку и Медину. Более того, сотни тысяч евреев из России выехали в Израиль. При этом многие из них сохранили российское гражданство.
Вопрос о российских гражданах на Ближнем Востоке - отдельная большая тема. В данном случае особенно ярко проявляется гуманитарное взаимодействие и взаимообогащающее общение различных культур. Все более частыми становятся случаи, когда выходцы с Ближнего Востока
принимают гражданство России. Это, в свою очередь, ставит новые задачи перед МИД России. Не случайно, в июле 2002 г. на совещании послов в МИД России тогда еще Президент РФ В.В.Путин акцентировал внимание на такой задаче российской дипломатической службы как отстаивание интересов наших соотечественников за рубежом [3, с. 612].
Следует также учитывать традиции взаимодействия России со странами данного региона. Связи нашей страны с государствами Ближнего Востока насчитывают не одно столетие. В конце XIX - начале XX вв. они приобрели особенно большое значение в контексте деятельности Российского императорского палестинского общества. Тогда в Сирии и Палестине было открыто 131 российское педагогическое заведение, на Ближнем Востоке стал распространяться русский язык.
Новый импульс отношения с государствами региона получили после второй мировой войны. Цель экономического сотрудничества СССР и арабов состояла в том, чтобы содействовать достижению арабскими странами экономической независимости. Соответственно, при активном участии СССР были построены крупные промышленные объекты, дан толчок развитию научно-технического взаимодействия. Между СССР и арабскими странами осуществлялась взаимовыгодная торговля [4, с. 612].
Необходимо отметить участие России в борьбе с международным терроризмом, который глубоко коренится и в этом регионе. Пока не будет найдено политическое урегулирование ближневосточного конфликта, не решен палестинский вопрос, мир будет продолжать сталкиваться с терроризмом в этом регионе, что непосредственно сказывается на международной стабильности и безопасности в целом.
Сегодня контакты России и стран Ближнего Востока развиваются на новой, в значительной степени деидеологизированной основе, что дополнительно усиливает актуальность научной разработки отмеченного блока проблем.
Осенью 2011 г. исполнится двадцать лет с момента проведения Мадридской конференции, давшей старт мирному процессу на Ближнем Востоке. За прошедшее уже время мирный процесс переживал ряд непростых, порой драматических этапов. Но на всех сложных перекрестках борьбы за прекращение затяжного и кровопролитного арабоизраильского конфликта Россия, в качестве коспонсора мирного процесса (данный статус был определен России и США в Мадриде), а затем и члена «квартета» международных посредников по ближневосточному урегулированию, последовательно отстаивала нормы международной законности, добивалась справедливого и прочного мира в регионе на основе выполнения резолюций 242, 338, 425 и 1397 СБ ООН и согласованных в Мадриде принципов.
В 2001-2003 гг. Москва превратилась в своеобразный центр
международного посредничества, направленного на разблокирование палестино-израильского конфликта и в целом арабо-израильского урегулирования. За это время состоялось более тридцати визитов представителей арабских стран и Израиля на самом высоком уровне в Россию. Мининдел России неоднократно выезжал в регион с миротворческой миссией.
События на палестино-израильском треке вызывали глубокую обеспокоенность не только в Российской Федерации, но и у ее европейских партнеров в Вашингтоне. Анализ ситуации на Ближнем Востоке показал, что в одиночку (коспонсоры Россия и США, а также другие заинтересованные стороны) урегулировать конфликт не представляется возможным.
Благодаря этому пониманию во второй половине 2001 г. возник «квартет» (или «четверка») международных посредников по ближневосточному урегулированию, куда помимо уже указанных коспонсоров входят также представители ЕС и ООН. Сначала заседания проходили на уровне сопредседателей, а в апреле 2002 г. состоялась первая встреча «четверки» на уровне министров иностранных дел. Затем подобные министерские встречи стали проходить на регулярной основе.
Работа «квартета» сосредоточена на необходимости параллельного решения трех задач: первая - вопросы безопасности, что одинаково важно и для Палестины, и для Израиля. Вторая - задача экономического восстановления и оказания гуманитарной помощи палестинскому населению. И третье направление - непосредственно само политическое урегулирование.
Возможности «четверки» достаточно велики. Речь идет не только о военной силе или готовности отправить войска на Ближний Восток. «Квартет» международных посредников может влиять на ситуацию, оказывая финансовую или политическую помощь или отказывая в ней, определяя степень легитимности той или иной организации - занося или исключая ее из списка спонсоров терроризма [5, с. 42-50].
Несмотря на появляющиеся зачастую высказывания радикально настроенных как палестинцев, так и израильтян в бесполезности работы международных посредников, неверии в их миротворческий потенциал, «четверка» продолжает проводить активные контакты с израильскими и палестинскими руководителями. У России появились ясные договоренности и с Соединенными Штатами, и с Европейским Союзом и ООН относительно того, что необходимо действовать согласованно, активно призывать обе стороны отказаться от насилия и установить политический диалог [6].
На нынешнем этапе роль России в мирном процессе является полновесной в силу того обстоятельства, что система российских
внешнеполитических связей на Ближнем Востоке сегодня выстроена действительно сбалансировано и всесторонне - в отличие от 70-80-х гг., когда внешняя политика СССР была сориентирована исключительно на арабские страны.
В отношении ситуации вокруг сирийско-ливанского вопроса российская сторона полностью поддерживает вывод апрельского доклада 2006 г. Бывшего Генсекретаря ООН К.Аннана о том, что заинтересованные стороны достигли существенного прогресса в выполнении положений резолюции СБ 1559. Со своей стороны Россия немало сделала для того, чтобы способствовать выполнению этого решения. Положения резолюции, касающиеся разоружения вооруженных формирований, не должны стать предметом скороспелых решений. В этой сфере требуются мудрые и детально проработанные шаги, дабы не допустить погружения Ливана в хаос гражданской войны. Решающее слово в любом случае должно принадлежать самим ливанцам [7].
Принятие 11 августа 2006 г. СБ ООН резолюции 1701 с призывом к немедленному прекращению боевых действий в Ливане стало важным шагом на пути к урегулированию ливано-израильского конфликта. Генеральному Секретарю ООН удалось достигнуть с участниками конфликта договоренности о прекращении огня в 5:00 по Гринвичу 14 августа. И это, действительно, можно считать успехом ближневосточной политики ООН. По сути дела впервые была выполнена в столь короткие сроки резолюция СБ ООН, все стороны были удовлетворены практическим выполнением резолюции СБ ООН 1701 и удалось решить главную задачу -остановить кровопролитие.
В ходе контактов с руководителями Ливана, Сирии, Израиля и ПНА российской стороной остро ставился этот вопрос. Разумеется, особо акцентировалось внимание на снятии Израилем всех форм блокады, как это предусмотрено резолюцией 1701. В Москве приветствовали развертывание на юге Ливана подразделений регулярной ливанской армии и продолжающуюся дислокацию усиленного контингента ВСООНЛ. Миссия российских военных строителей осуществляется исключительно в интересах восстановления Ливана на основе двусторонних российско-ливанских договоренностей и обращения ливанской стороны к Правительству Российской Федерации вне рамок миротворческой операции ООН в этой стране.
Что осложняет на сегодняшний день БВУ - конкретно назвать трудно. Российская дипломатия последовательно выступает за необходимость поиска решений выхода из кризиса на основе уже разработанной нормативной базы. Совет Безопасности ООН неоднократно консенсусом принимал резолюции, в которых изложена международноправовая основа ближневосточного урегулирования, как палестино-
израильского, так и всеобъемлющего, включая сирийский, ливанский треки.
На этой основе «квартет» международных посредников разработал «дорожную карту» движения к достижению поставленных целей создания Палестинского государства, которое жило бы бок о бок с Израилем в мире и безопасности. Есть и арабская мирная инициатива, которая предлагает Израилю в обмен на освобождение оккупированных территорий нормализовать отношения со всем арабским миром. Данная инициатива поддержана не только Лигой арабских государств, но и Организацией Исламская конференция. Более 50 мусульманских государств готовы полностью нормализовать отношения с Израилем в случае решения проблемы создания Палестинского государства [8].
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что правовая база для поиска решений существует. Как двигаться к этой цели - этот вопрос тоже согласован, он определяется «дорожной картой». Самое главное сейчас - вернуть стороны к переговорам на этой основе. Российская сторона ценит попытки, которые предпринимают Соединенные Штаты, пытаясь согласовать условия для возобновления переговоров. МИД РФ отметил решение правительства Б.Нетаньяху о готовности объявить 10месячный мораторий на некоторые аспекты поселенческой деятельности. Из моратория исключаются так называемые мероприятия по естественному приросту поселений, а также полностью исключен Восточный Иерусалим. Хотя по этому поводу СБ ООН неоднократно высказывался: это является частью оккупированных территорий, и судьба Восточного Иерусалима должна решаться в контексте всеобъемлющего ближневосточного урегулирования, а не в одностороннем порядке. Мораторий на некоторые виды поселенческой деятельности - шаг в правильном направлении, но явно недостаточный.
Поддерживая усилия США по согласованию условий для восстановления переговоров, российская сторона, прежде всего в рамках «квартета» международных посредников, выступает за необходимость перехода к более коллективной работе, прежде всего в рамках «квартета» международных посредников, в том числе в рамках контактов «квартета» и Лиги арабских государств [8].
Рассмотрение вопроса о роли России и ее позиции в ООН относительно вопроса ближневосточного урегулирования показывает, что эта международная организация далеко не исчерпала свой потенциал на этом важнейшем направлении своей деятельности. Несомненно, что этот потенциал будет востребован и далее, а роль ООН еще более возрастет, если все государства - и, прежде всего, постоянные члены Совета Безопасности ООН, приложат необходимые усилия к выполнению резолюций Совета Безопасности ООН по этому вопросу и основанных на
них положений «Дорожной карты».
Как показали встречи министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе 59-й сессии ГА ООН, российские подходы по всем векторам - Ираку, БВУ, продвигаемой американцами концепции Большого Ближнего Востока, не вызывая аллергии у США, находят понимание и поддержку региональных государств, разделяющих центральный элемент российской позиции - решение проблем Ближнего Востока возможно исключительно под эгидой ООН и на разработанной в ее рамках международно-правовой платформе.
Список литературы
1. Чистяков А.Ф. Палестино-израильский конфликт: от переговоров к конфронтации// Ближний Восток и современность. М.: Ин-т изучения Израиля и Ближнего Востока, 2001, С. 250-251.
2. Иванов И.С. Новые реальности мировой политики// Дипломатический вестник. 2003. №3. С. 39-40.
3. Путин В.В. Выступление Президента Российской Федерации в Министерстве иностранных дел России 26 января 2001 года «О задачах российской дипломатии» // Международная жизнь. 2001. №2. С. 3-7.
4. Млечин М.Л. Министры иностранных дел. Тайная дипломатия Кремля. М., Центрполиграф, 2003, С. 612.
5. Беленькая М. Ближний Восток: большая политика «большой восьмерки»// Азия и Африка сегодня. 2006. №6. C. 42-50.
6. Примаков Е.М. «Конфиденциально: Ближний Восток на сцене и за кулисами (вторая половина XX - начало XXI века)». М.: ИИК «Российская газета», 2006.
7. Примаков Е.М. Это Ближний Восток, это своя специфика// Международная жизнь. 2006. №4. С. 19-27.
8. Чуркин В.И. Интервью Постоянного представителя России при ООН агентству «РИА Новости» и «Независимой газете»// Publication of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. 2009.
A.A.Intyakov
RUSSIAN FOREIGN POLICY IN THE MIDDLE EAST REGION (2001-2011): SPECIFICS AND
RESULTS
The following article is devoted to the issue of the main approaches of theRussian foreign policy towards the Middle East conflict resolution. The author highlights direct interests of the Russian diplomacy in the given region. It is also provided the analysis of activity of the «quartet» of international mediators of the Middle East conflict resolution, reached achievement within the framework of it and failures. It is presented a forecast to a possible development of the situation in a context of the Middle East conflict resolution.
Key words: Russian diplomacy, Middle East, the Middle East conflict, international mediation, peace initiatives.
Получено 10.02.2012 г.