4. Коротков А.В. Цифровое неравенство в процессах стратификации информационного общества // Информационное общество. 2003. - Вып. 5. - С. 24-35.
5. Рудакова Т.Д. Основные принципы дистанционного обучения в профильной школе. URL: http: //edu.of.ru/attach/17/13475.doc (15.08.2009)
6. Рулиене Л.Н. Дистанционное обучение как социальная организация и гуманитарная технология // Наука. Философия. Общество: материалы V Российского философского конгресса. - Т. 3. - Новосибирск: Параллель, 2009. - С.416-417.
7. Хосейн Г. Политика информационного общества: ограничение и сдерживание глобальных потоков данных. - М.: МЦБС, 2008. - С. 7.
Рулиене Любовь Нимажаповна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики Бурятского госуниверситета. E-mail: [email protected]
Ruliene Lubov' Nimazhapovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of department of general pedagogy, Buryat State University. E-mail: [email protected]
УДК 37.01
Г.Н. Фомицкая
ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СТРАТЕГИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
В статье на основе анализа регионального опыта построения внешней оценки качества общего образования раскрываются основные стратегические линии повышения эффективности региональной образовательной системы.
Ключевые слова: качество образования, внешняя оценка, анализ, региональный опыт, эффективность.
G.N. Fomitskaya
EXTERNAL ASSESSMENT OF REGIONAL EDUCATION QUALITY: STRATEGY OF EFFECTIVENESS
The article analyzes the regional experience of formation external quality assessment of secondary education. The author reveals major strategic approaches to enhance effectiveness of the regional educational system.
Keywords: education quality, external assessment, analysis, regional experience, effectiveness.
Основной проблемой отечественной образовательной системы в последние годы выступает проблема построения эффективной системы оценки качества образования. Актуальность ее изучения как педагогического явления и ресурса повышения качества образования связана с процессами реформирования и модернизации системы образования, сопровождающиеся развитием масштабных инновационных процессов. Необходимо отметить, что проблема качества образования не имеет окончательно решения. На каждом этапе социально-экономического развития страны появляются новые потребности, новые условия, возможности, влияющие на изменение критериев качества, на управление качеством, и снова возникает необходимость исследовать и по-новому подходить к решению данной проблемы. Поэтому, чтобы оставаться конкурентоспособными и гарантировать высокое качество образования, необходимо ориентироваться на формирование стратегии эффективного развития как самой системы образования, так и системы оценки ее качества. При этом термин «оценивание» используется в широком смысле и включает все возможные суждения, связанные с индивидуальными и агрегированными результатами образования, которые служат одной или нескольким целям и используются различными людьми и институтами в решении вопросов в хозяйственной и социальной жизни.
В этой связи разработка стратегии внешней оценки качества образования приобретает особую актуальность. Анализ зарубежного опыта дает основание утверждать, что в мире оценивание играет три роли - отбор, сертификацию и повышение качества образования, которые имеют особое значение для образовательных и жизненных шансов индивидов. Наряду с отборочным оцениванием, имеющим уже вековую историю (к примеру, императорский экзамен в Китае был введен более 2 тыс. лет назад и положил начало получению определенной должности по результатам государственного экзамена), проводится и набирает вес сертифицирующее оценивание, оценивание, способствующее обучению, а также оценивание в целях мониторинга и управления образовательными системами. Децентрализация образовательного менеджмента и передача полномочий локальным политическим и административным единицам породили спрос на информацию о результатах образования. Во-первых, менеджерам всех уровней необходима информация для повышения эффективности решений. Учителям тре-
буется информация об учебных достижениях учеников для выбора пути эффективного использования учебного времени. Директорам школ необходима такая информация для организации повышения квалификации учителей. Родителям нужна информация затем, чтобы иметь критерии для выбора школы в тех случаях, когда такой выбор юридически возможен. Более того, информация позволяет процесс управления сделать более прозрачным. Школы, школьные округа, местные образовательные власти отчитываются за свое техническое и финансовое обеспечение перед родительским сообществом, а также правительством и администрацией более высокого уровня. Обществу необходимо знать, способствуют ли те ресурсы, которые они предоставляют путем уплаты налогов и оплаты обучения, ожидаемому эффекту в отношении образовательных достижений школьников.
Так, Пеливе Лолвана, Чанг-Хонг Ким, Сундери Кариевас, Дэвид Кэролл и др., утверждают, что в последнее десятилетие произошло усиление роли оценивания для мониторинга и менеджмента [5]. Предоставление информации, необходимой для качественного менеджмента и обеспечения прозрачности в сфере образования, требует систематического сбора и использования информации о повышении эффективности работы школы. Такая информация включает: а) индикаторы того, насколько успешно образовательная система в целом решает свои качественные и количественные задачи; б) индикаторы учебных достижений по различным типам учащихся, отдельным школам и группам школ; в) индикаторы эффективности тех или иных практик, используемых для повышения эффективности работы школ. К сожалению, практически во всем мире работа систем оценивания со стороны политиков рассматривается без учета социального контекста, в котором функционирует образовательная система, без учета социальных факторов и факторов конкуренции, влияющих на учащихся и учителей. Данные свидетельствуют о тенденциях давления систем оценивания на учащихся: наиболее велики они в Корее и Египте, в меньшей степени - в США. Однако наряду с распространением требований к оцениванию появляется опыт, демонстрирующий возможности и пути совершенствования системы [4, 48].
В отечественной системе образования внешняя оценка рассматривается как инструмент обновления практики управления образовательными системами и предполагает выявление и анализ проблем развития образования. Значимым фактором развития системы внешней оценки стало создание ее региональных моделей при отборе школ для участия в конкурсе школ, внедряющих инновационные образовательные программы. Анализ региональных методик (Санкт-Петербург, Саратовская и Самарская области) позволяет сделать вывод о том, что регионы, сохраняя базовые критерии, наполнили их своим содержанием, выделяя показатели, наиболее значимые именно для оценки качества региональной системы образования. В качестве модельного примера проведения внешней оценки можно привести регламент проведения общественной экспертизы качества образования Новосибирской области. Общественная экспертиза, являясь формой проведения внешней оценки, осуществляется при проведении государственных процедур оценки и контроля качества образования в рамках полномочий, переданных областному органу исполнительной власти. Она проводится на всех уровнях системы образования: образовательное учреждение, муниципальная система образования. Областная система образования. Очевидно, что в данной модели внешняя оценка является механизмом подтверждения или оспаривания данных государственной аккредитации, обеспечивая гласность процедур оценки качества образования. Существенным фактом является и то, что в рамках данного регламента на заказчика внешней оценки возлагаются финансовые расходы по ее проведению [6].
Отметим, что в данном регламенте очевидным является факт дублирования внешней и внутренней оценки. Регламент предполагает реализацию внешнего аудита качества образования по аналогичным государственным (нормативным) показателям оценки. Функции общественной оценки ограничиваются в основном контролем, сводятся к подтверждению соответствия деятельности школы установленным нормативам, их закреплению, но не предусматривают поддержку процессов, ориентированных на развитие школы.
Изучение проблем внешней оценки качества образования позволило выявить ряд существенных проблем ее организации, которые достаточно полно были обсуждены в 2007 г. на семинаре в Калининградской области. В Аналитическом докладе по итогам семинара в ряде проблем были отмечены необходимость изменения критериев оценки, неготовность как педагогического, так и гражданского сообщества к внешней оценке, консерватизм представлений о внешней оценке родительского сообщества и др.
С учетом выделенных проблем целью стратегии развития внешней оценки качества образования в Республике Бурятия было определено создание эффективной региональной системы получения, ана-
лиза и распространения достоверной информации о состоянии качества образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень. Основой стратегии являются два узловых момента - определение роли образования как социального института и как инструмента в процессе социально-экономического развития. Была сделана попытка определить, какие показатели внешней оценки важны для государства, какие для общества, а какие для отдельной личности.
Отметим, что введение ЕГЭ и ГИА как внешней оценки со стороны государства кардинальным образом поменяло ситуацию по сравнению с традиционными внутренними экзаменами, которые проводились самими школами. Необъективность существовавшей внутренней экзаменационной системы очевидна: школа была заинтересована в хороших показателях, за которые сама же и отвечала, а внешние наблюдатели выполняли формальную роль. Но и в существующей в настоящее время ситуации «внешний» характер оценки реализован частично: все равно ее проводит ведомство, которое по результатам аттестации оценивает и свою эффективность. Становится очевидным, что внешней оценки качества образования в форме ЕГЭ, проводимой государством, для общества недостаточно: она отражает оценку учебных достижений ребенка, опосредованную оценку мастерства учителя вести урок, однако все, что за пределами урока, остается по сути неизмеримым.
Это обстоятельство предопределило проектный режим работы, одним из которых является проект Комплексной оценки эффективности региональной системы образования (КОЭРСО), который представляет собой создание автоматизированной системы мониторинга и оценки региональной системы образования по экономическим, политическим, социальным личностным показателям, и главный эффект, получаемый от внедрения этой системы, - оценка ценности человека. Суть данного проекта состоит в мониторинге эффективности образования по необразовательному результату, а его главная задача - осуществление постоянного мониторинга образования с целью определения взаимосвязи между качеством образования и качеством жизни местного населения. Речь идет об установлении связи между финансовыми вложениями в образование и возможными эффектами от этих вложений в социально-индивидуальной сфере. Отметим, что подобные проекты были запущены одновременно в трех регионах страны, но только в Бурятии он породил ряд других подпроектов. Так, логическим продолжением развития системы КОЭРСО является проект «Рейтингование муниципалитетов и школ», который позволяет определять рейтинг образовательного учреждения в пределах муниципалитета с целью финансового стимулирования за эффективную деятельность. Существенной особенностью данного проекта является его возможность быть применимым для различных ступеней образования, будь то детский сад, общеобразовательное учреждение или учреждение начального профессионального образования.
Реализация проекта уже оказала существенное влияние на повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг, играющего заглавную роль в принятии жизненно важных решений по продолжению образования или трудоустройству.
Проектная деятельность позволила определить ряд стратегических направлений в развитии региональной системы внешней оценки:
1. Эффективное партнерство с потребителями продукта деятельности ОУ - это главный тезис стратегии, подтверждающий объективность внешней оценки. Привлечение к работе по оцениванию системы образования смежные ведомства (здравоохранение, МВД, культуру) и работодателей происходило на основе понимания того факта, что экспансия в другие сферы деятельности должна привести к появлению нового финансового норматива, к изменению трансфертной заявки: перейти от принципа «деньги в обмен на обязательства» к принципу «деньги в обмен на эффективность». На уровне Правительства Республики была создана Межведомственная группа, при администрации Президента и Правительства РБ - Информационно-аналитический комитет, который согласовал ряд интегральных показателей внешней оценки: политическая стабильность, гражданская активность населения, жизнь, здоровье, занятость населения, безопасность, социальное благополучие, возможность и стоимость пользования инфраструктурой. Под каждый интегральный показатель подведены первичные показатели, присвоены весовые коэффициенты, выведены формулы для подсчета этих интегральных показателей. Партнерство с министерствами и ведомствами в осуществлении внешней оценки позволило нам получить более полную картину по ситуации с качеством образования в нашем регионе и сопоставить этот уровень с другими участниками рынка образовательных услуг. Формирование важных интегральных показателей, таких как «Ценность человеческого капитала», «Индекс проектной активности работников образования», «Уровень образовательной капитализации населения Республики Бурятия» является одним из действенных механизмов повышения эффективности управле-
ния системой.
Результаты оценки качества образования партнерами чрезвычайно важны для деятельности любого учебного заведения, поскольку согласно общепринятым нормам, действующим на российском образовательном пространстве, каждое ОУ является гарантом качества образования. Именно независимая внешняя оценка повлияла на то, что все заинтересованные стороны объективно взглянули на ситуацию. Одной из проблем внешней оценки является то, что в ее основе все-таки остается положение, предполагающее, что проблемы всех школ одинаковы и требуют унифицированных подходов к их разрешению. Но ситуация такова, что если еще двадцать лет назад, несмотря на существование трех типов школ: массовой общедоступной, частной и для одаренных детей (отличающихся программами, социальным положением школьников и т.д.), уровень образования был примерно одинаковым, то сейчас эта разница достаточно серьезная и с каждым годом разрыв увеличивается. Влияние на эти процессы оказывают и социальное расслоение общества, и социально-экономическое состояние в Республике Бурятия - дотационном регионе, и неразвитость рынка труда, а в последнее время и активные миграционные процессы. При этом и сами школы в республике разные, и сопоставить это многообразие, оценить, применяя единые шкалы, очень проблематично. Есть школы, которые обеспечивает высокий процент поступления в вузы, есть школы, которые не дают высоких образовательных результатов, но создают в неблагополучном районе позитивную социальную среду - и эта школа не является слабой. Именно в городских окраинах и в районной глубинке стали концентрироваться школы с «низкими образовательными результатами», которые касаются не только собственно образовательных, но и социальных показателей - в этих районах на фоне массовой безработицы растет алкоголизация населения, наркомания, преступность и т.д. Причины, по которым эти школы дают устойчиво низкий результат, тоже могут быть разными: это и неблагоприятное социальная обстановка в микрорайоне, низкая квалификация учителей, отсутствие мотивации к обучению и т.д.
В этой связи становится актуальной задача кластеризации школ: если выделять качественные школы, то в основании должно лежать качество услуги, условий, социализация и успешность учеников. Полученная информация важна, прежде всего для органов лицензирования и аккредитации, органов управления в сфере образования различного уровня.
2. Второй важный момент стратегии - привлечение внешнего аудитора. Это дает возможность предъявить потенциальным потребителям продукта образовательных услуг дополнительные гарантии качества образования, получаемого в региональной системе общего образования. В последние годы в этом направлении стали намечаться позитивные перемены. В рамках функционирования всей системы общественно-профессиональной оценки стали создаваться специализированные группы, деятельность которых связана именно с контролем и оценкой качества образования в муниципалитетах и школах. Процесс формирования этих структур в Бурятии запущен сравнительно недавно, но по промежуточным результатам уже можно сказать, что деятельность подобных групп и структур востребована педагогическим сообществом. Таким образом, привлечение внешнего аудитора к проведению внешней оценки способствует повышению открытости образовательной системы, позволяет вселить уверенность всем заинтересованным лицам в качестве знаний обладателей аттестатов.
3. Разработка нормативно-правовой базы. Такие серьезные перемены в сфере образования потребовали институциональных изменений, принятия целого ряда новых нормативных правовых актов как на республиканском уровне для устранения многочисленных противоречий, так и на уровне муниципальных образований. Наиболее важным на данный момент при подготовке новых документов является проведение их экспертизы на предмет соответствия основным законодательным актам.
4. Развитие информационной системы через реализацию проектов (ЕГЭ, КОЭРСО, введение электронного портфолио учащихся, педагогических и руководящих работников, проект электронного рейтинга муниципалитетов и школ и т.д.). Все полученные результаты находят отражение в информационной среде. В настоящее время публичные доклады школы становятся постоянным элементом образовательной отчетности, а появление в этом документе данных об успехах детей во внешнем тестировании явно сделает эти отчеты более информативными и привлекательными для родителей.
5. Развитие экспертной системы. В республике создан институт экспертов гражданского общества. Первой ласточкой на пути к созданию экспертного сообщества стало рождение Союза попечителей РБ, члены которого заняли активную экспертную позицию при экспертизе инновационных проектов школ, участвовавших в конкурсе ОУ, внедряющих инновационные образовательные программы.
Однако на сегодняшний день в процедуре проведения внешней оценки качества образования деятельности только Союза попечителей недостаточно, необходимо формирование экспертного сообще-
ства, состоящего из независимых экспертных организаций, определения механизмов и границ проявления их оценочной деятельности. В настоящее время запущен проект «Муниципальная экспертная сеть», который следует рассматривать как объединение непохожих друг на друга элементов. Это и есть самое сложное, когда для решения поставленной задачи необходимо объединение не единомышленников, а по-разному мыслящих экспертов.
6. Ориентация на непрерывное образование потребителей образовательных услуг и профессионалов, осуществляющих внешнюю оценку качества образования. В этой части стратегии фундаментальной основой внешней оценки служит партнерство школы и вуза. К сожалению, в настоящее время критерии оценки качества у вуза и школы зачастую не совпадают, практически отсутствует преемственность в требованиях к уровню школьной подготовки, малоэффективна работа, направленная на формирование осознанного выбора будущей специальности среди старшеклассников. В этой связи ранняя специализация школьников должна быть включена в систему непрерывного профессионального обучения. С этой целью прорабатывается возможность закрепления специальных кафедр за профильными старшими классами в системе довузовского обучения, проведения совместно со специалистами предприятий-работодателей тематических мероприятий по введению в специальности. Что касается внешней оценки деятельности учителя, то есть тому яркий пример заинтересованности ученых в повышении профессиональной компетентности учителей. Так, например, для учителей республики утверждена премия им. академика П.Р. Атутова за заслуги в области обучения и воспитания подрастающего поколения, а в Бичурском районе вручается специальная учительская премия действующего доктора педагогических наук, профессора Бурятского госуниверситета Г.Ц. Молонова. Бурятский госуниверситет разработал систему повышения квалификации и непрерывного образования учителя, уже сегодня помимо традиционных курсов повышения квалификации по актуальным проблемам педагогики учителям предлагается магистерские программы по направлению «Педагогика», прорабатывается вопрос о педагогической интернатуре. Ведущие преподаватели университета включены в состав аттестационных комиссий.
Таким образом, сегодня мы можем констатировать, что развитие внешней оценки качества образования в регионе является основой его стратегии. Внешняя оценка эффективна тогда, когда она соответствует «жизненным» циклам образовательного учреждения; когда усилия управленцев совпадают с задачами, которые решает педагог; когда оценка не является разовым действием (которая если и дает, то кратковременный, постепенно затухающий эффект). Тенденции этого развития, на наш взгляд, довольно прогнозируемы - она быстро набирает обороты, прогрессирует, становится все более востребованной, поскольку позитивные стороны очевидны для всех участников образовательного процесса. За последние три года в этом направлении сделан серьезный прорыв, и это связано с тем, что регион стремится подтвердить высокий уровень общего образования и качество подготовки выпускников. Сейчас в оценку качества образования включены многие институты гражданского общества и независимая внешняя оценка качества - серьезный показатель открытости и нового подхода к образовательным проблемам и задачам, своеобразная гарантия нашего постоянного движения вперед. Внешняя оценка позволяет подтвердить свое далеко не последнее место региональной системы образования в российской образовательной среде.
Литература
1. Болотов В.А., Ефремова Н.Ф. Системы оценки качества образования: учеб. пособие. - М., 2007.
2. Дамдинов А.В. Об итогах деятельности министерства образования и науки Республики Бурятия в 2009 году и задачах на 2010 г.: публ. докл. - Улан-Удэ: Бэлиг, 2010.
3. Коротков Э.М. Управление качеством образования. - М., 2007.
4. Литтл А. Новое в оценке образовательных результатов: международный аспект. - М.: Просвещение, 2007.
5. World Declaration jn Education for All. Framework for Action to Meet Basic Learning Needs, Jomtien. - Thailand, 1990.
6. Регламент проведения общественной экспертизы качества образования в Новосибирской области. URL: http:mo. websib.ru/page. Php/article=123
Фомицкая Галина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики Бурятского госуниверситета, тел. (301-2) 210411
Fomitskaya Galina Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, head of department of pedagogy, Buryat State University