Научная статья на тему 'Внешний рынок мясной, молочной и рыбной продукции'

Внешний рынок мясной, молочной и рыбной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внешний рынок мясной, молочной и рыбной продукции»

Внешний рынок

мясной, молочной и рыбной продукции

Е.Ю. Чичельницкий

Фирма ШЕКТА-М

Падение объемов производства пищевой продукции и рыночный спрос способствовали нарастанию их импорта. Как видно из баланса ресурсов мясных товаров в России (табл. 1), импорт мяса и мясопродуктов по сравнению с 1990 г. вырос в 1,7 раза, а по сравнению с 2000 г. - в 1,3 раза.

За 2000-2004 гг. в страну ввезено 12,7 млн т импортного мяса и мясопродуктов, или 54,3 % производства мяса всех категорий хозяйств. Безусловно, импорт обеспечивает стабильность внутреннего рынка мясных продуктов и в целом продовольственного рынка России, но повышает степень критической зависимости стра-

ны от ввоза продовольствия из-за рубежа.

Зависимость отечественного рынка продовольствия от импорта вызывает обеспокоенность в обеспечении непрерывности поставок странами-экспортерами, которые могут периодически вводить экспортные эмбарго и экспортные налоги. Кроме того, они могут принимать решения о продаже товаров за границу в зависимости от состояния собственного внутреннего рынка. Это подтверждается недавно принятыми решениями (апрель 2006 г.) ведущих экспортеров мяса Аргентины и Бразилии (около 1/3 импорта) ограничить поставки в Россию,

Таблица 1

Ресурсы и использование мяса и мясопродуктов, тыс. т

Показатель 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Ресурсы

Запасы на начало года 934 1030 560 431 549 623 643

Производство 10112 5796 4432 4451 4694 4936 4980

Импорт 1535 2250 2095 2553 2697 2668 2704

Итого ресурсов 12581 9076 7087 7435 7940 8227 8327

Использование

Производственное потребление 331 135 57 56 64 67 60

Потери 123 46 14 16 17 17 15

Экспорт 60 13 34 38 34 36 43

Лично потребление 11113 8087 6551 6776 7202 7464 4617

Запасы на конец года 954 795 431 549 623 643 592

Доля импорта в фонде потребления, % 13,8 27,8 31,5 37,7 37,4 35,7 35,5

Таблица 2

Соотношение импорта к производству мясных продуктов

Вид мяса, тыс. т 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Говядина Производство 359 341 411 413 378

Импорт 282 476 505 540 511

Соотношение импорта к производству, % 78,5 139,6 122,9 130,7 135,7

Свинина Производство 213 389 602 542 455

Импорт 268 267 318 399 361

Соотношение импорта к производству, % 125,8 68,6 53,0 73,6 79,3

Мясо Производство 472 544 663 772 909

птицы Импорт 687 1391 1355 1187 1101

Соотношение импорта к производству, % 145,5 255,7 204,4 153,7 121,1

Всего Производство 1044 1274 1676 1727 1742

Импорт 1237 2134 2476 2126 1973

Соотношение импорта к производству, % 118,5 167,5 147,7 123,1 113,3

что вызвало рост цен на рынке мяса и мясопродуктов.

Несмотря на ввоз субсидированного импортного мяса, среднедушевое потребление мясопродуктов по сравнению с 1990 г. снизилось на 23 кг и оказалось ниже рекомендуемого норматива (81 кг) на 29 кг, или на 28,9 %.

В общем объеме потребления мяса в 2004 г. доля говядины составляла 34 %, свинины - 23, мяса птицы - 35, других видов мяса - 3 %.

За анализируемый период значительно выросло соотношение импорта к производству отечественных мясных продуктов (табл. 2).

Среднегодовое превышение импорта над отечественным производством составило: по говядине - 21,6%, по мясу птицы - 70,3 %; лишь по свинине отечественное производство превысило среднегодовой импорт на 36,6 %.

Неоднозначна тенденция динамики импорта говядины. Снижение объемов ее импорта в 2000 г. по отношению к 1999 г. на 47 % вследствие коровьего бешенства в странах Западной Европы было временным явлением, и уже с 2001 г. наблюдался рост импорта говядины с 282 тыс. т в 2000 г. до 511 тыс. т в 2004 г. По свинине в 2000 г. также снизился импорт на 48 % к предыдущему году, что связано с заболеванием животных в странах-экспортерах-Франции, Ирландии, Великобритании, Польши и др.

Занимая ведущее место в импорте мясных товаров и превышая суммарные среднегодовые объемы говядины и свинины за рассматриваемый период на 358 тыс.т, мясо птицы стало определять емкость рынка мясных товаров в стране. За счет мяса птицы удовлетворяется около четверти среднедушевого потребления мяса. В настоящее время рынок мяса птицы - крупнейший в стране на рынке продовольствия. Его потенциальные возможности велики, ибо спрос на мясо птицы постоянно растет.

Мясо птицы поставляют в Россию около 20 государств, среди которых крупнейшие экспортеры США (66 %), Бразилия (17 %), Германия (7 %), другие страны (10 %). Основной вид мяса птицы - куриные окорочка, доля которых в общем экспорте составляет 48,7%. Постоянно растущий спрос на мясо птицы в известной степени стимулируется сравнительно невысокой контрактной ценой в 0,73 долл. США за 1 кг (2004 г.).

Меры государственного регулирования (квоты), направленные на ограничение импорта мясных товаров, особенно птицы, сыграли положительную роль в укреплении российского производства. В 2001 г. после введения квот импорт говядины по отношению к 2003 г. снизился на 5 %.

ECONOMICS AND MANAGEMENT

Экспорт мясных продуктов по отношению к их производству незначителен и составлял в 1990 г. 0,6 %, в 2000 г. -0,7, в 2004 г. - 0,8 %. Мясо птицы экспортируется в основном в страны СНГ.

За 2004 г. минусовое сальдо во внешнеторговом обороте (превышение импорта над экспортом) составило 2664 тыс. т, или 54,5 % к объему производства, что подчеркивает зависимость потребления мясных продуктов от импорта.

По молочным продуктам зависимость Российского рынка от импорта гораздо меньше. Доля импорта в фонде их потребления составляла в 1990 г. - 14,1 %, в 2000 г. - 15,1, в 2004 г. - 19 % (табл. 3).

Объемы импорта в 2004 г. по сравнению с 1990 г. были ниже на 1740 тыс. т, или на 30,3 %, но против уровня 2000 г. они возросли на 1585 тыс. т, или в 1,3 раза.

По импорту закупаются в основном сыры, масло животное, молоко и сливки сгущенные, сухое молоко и продукты детского питания. Поставщики этих продуктов: Германия, Франция, Дания, Украина, страны Балтии, Финляндия, Нидерланды, Новая Зеландия и др.

Основную долю в импорте молочных продуктов занимают сыры, ввоз которых по сравнению с 2000 г. вырос в 4 раза. При этом цена импортного сыра была ниже оптовой цены российских производителей на 10-20 %, а масла животного - на 15-25 %. Более низкие цены импортных молочных продуктов обусловлены субсидированием животноводства странами-экспортерами. Российский рынок молочных продуктов освоили крупные иностранные фирмы, такие как Parmalat, Ehrman, Campiña, Danone, «Вимм-Билль-Данн».

Импорт молочной продукции в известной мере повысил уровень среднедушевого потребления молока и молочных продуктов. Потребление молоко-продуктов увеличилось с 216 кг на душу населения в 2000 г. до 233,3 кг в 2004 г. По среднедушевому потреблению питьевого молока Россия отстает от Дании почти в 4 раза, от Великобритании - в 3, от США - в 2,5, от других европейских стран - в 2-3 раза. Потребление йогуртов у нас в 3-5 раз ниже, чем в Европе.

Экспорт молочных продуктов к импорту составляет 7,6 %, а минусовое сальдо в 2004 г. достигло 5825 тыс. т. Экспортируются в основном молоко и сливки сгущенные, сливочное масло в страны СНГ.

Внешний рынок яиц за последние 10 лет был относительно устойчивым. Среднегодовой импорт яиц за 20002004 гг. составил 823 млн шт., при экспорте - 258 млн шт. Отрицательное сальдо - 565 млн шт. Удельный вес в

Таблица 3

Ресурсы и использование молока и молокопродуктов, тыс. т

Показатель 1990 г. 199Б г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Ресурсы

Запасы на начало года 34Б0 1813 1322 1239 141Б 1386 168Б

Производство ББ716 39241 32277 3290Б 33Б08 3337Б 3199Б

Импорт 8043 6317 4718 4884 4989 Б617 6303

Итого ресурсов 67209 47371 38317 39028 39912 40378 39923

Использование

Производственное потребление 7314 70Б7 Б206 Б1Б9 Б2Б3 Б0Б1 4Б33

Потери 62 61 31 31 30 22 24

Экспорт 33Б 396 Б07 609 449 474 478

Лично потребление Б7233 37431 31334 31814 32794 33146 3319Б

Запасы на конец года 226Б 2426 1239 141Б 1386 168Б 1093

Доля импорта в фонде потребления, % 14,1 16,9 1Б,1 1Б,3 1Б,2 16,9 19,0

Таблица 4

Ресурсы и использование яиц и яйцепродуктов, млн шт.

Показатель 1990 г. 199Б г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Ресурсы

Запасы на начало года 1Б16 1024 703 671 686 679 669

Производство 47470 33830 34042 3Б173 36278 36486 3Б731

Импорт 1Б89 111 1168 846 672 733 697

Итого ресурсов Б0Б7Б 3496Б 3Б913 36690 37636 37898 37297

Использование

Производственное потребление 4816 2176 1632 1670 1672 16Б2 1684

Потери 160 Б2 34 33 3Б 44 31

Экспорт 210 4Б 326 2Б4 18Б 318 207

Лично потребление 43999 31766 332Б0 34047 3Б06Б 3Б21Б 34Б90

Запасы на конец года 1390 926 671 686 769 669 Б8Б

Доля импорта в фонде потребления, % 3,6 0,3 33,Б 2,4 1,9 2,0 2,0

Таблица 5

Ресурсы и использование рыбопродуктов, тыс. т

Показатель 1990 г. 199Б г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Ресурсы

Производство пищевой продукции 4097,0 2Б62,8 3142,2 3003,7 2803,8 2912,3 26Б8,2

Импорт Б0,0 420,7 469,Б 60Б,8 604,9 712,0 830,2

Итого ресурсов 4147,0 2983,Б 3611,7 3609,Б 3408,7 3624,3 3488,4

Использование

Потери Б0 22 26 26 29 30 30

Экспорт 109Б 1206,3 1193,1 1173,Б 1226,4 1221,4 122Б,3

Лично потребление 3002 17ББ,2 2392,6 2410,0 21 Б3,3 2372,9 2233,1

Доля импорта в фонде потребления, % 1,7 23,9 19,6 2Б,1 28,0 30,0 37,1

фонде потребления яиц импортного производства снизился с 3,6 % в 1990 г. до 2 % в 2004 г. (табл. 4).

По рыбопродуктам сложилась другая картина - экспорт значительно превышал объемы импорта продукции, и положительное сальдо в среднем за 2000-2004 гг. составляло 576 тыс. т (табл. 5).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если в 1990 г. доля импорта в фонде потребления составляла 1,7%, то в

последующие годы она постепенно возрастает, достигнув 37,1 % в 2004 г.

В структуре экспорта наибольший удельный вес в натуре (тыс.т) принадлежит охлажденной и мороженой продукции - до 92 %. Остальные 8 % занимают копчено-, сушено-, вяленая, соленая продукция, ракообразные и моллюски, а также рыбные консервы. В стоимостном выражении на долю охлажденной продукции приходится око-

Таблица 6

Средние цены на товары внутреннего рынка, импорта и экспорта, долл. США/т

Продукция 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Мясо свежее и мороженое

Внутренний 1521 1917 1845 1892 2605

рынок

Экспорт 1111 2000 1333 1500 1571

Импорт 1141 1051 1160 1231 1405

Мясо птицы

Внутренний 1416 1559 1505 187 1978

рынок

Экспорт 1000 1222 1154 1000 1028

Импорт 542 551 597 595 554

Молоко, сливки сгущенные

Внутренний 1120 1232 964 998 1280

рынок

Экспорт 975 101 800 1087 1259

Импорт 834 1169 815 819 1050

Масло сливочное

Экспорт 2012 2009 2092 2619 2634

Импорт 1412 1220 1026 1190 751

Внутренний 1388 1168 1228 1445 1654

рынок

Рыба свежая и мороженая

Внутренний 1020 815 904 942 1149

рынок

Экспорт 1081 1105 940 1009 1073

Импорт 383 443 594 626 835

Курс доллара США, руб. 28,1 29,2 31,3 30,7 28,8

ло 77 %, остальные 23 % распределяются: ракообразные и моллюски -16 %, консервы - 4,6, другая продукция - 2,4 %.

Экспортируются рыбопродукты во многие страны Европы, Америки, Азии. Потребители нашего экспорта: Дания, Норвегия, Исландия, Великобритания, Германия, США, Япония, Китай, Республика Корея, Швеция.

Импорт рыбопродуктов за анализируемый период (1990-2004 гг.) также имел тенденцию к возрастанию с 50 тыс. т в 1990 г. до 606 тыс. т в 2000 г. и 830 тыс. т в 2004 г.

В структуре импорта также превалируют объемы охлажденной и мороженой рыбы, удельный вес которой в 2000 и 2004 гг. составлял соответственно 70 и 80 % к общему объему импорта. Второй по значимости представлена группа «Рыбные консервы и икра», на долю которой в 2000 г. приходилось 36,9 % по объему и 21,3 % по стоимости, в 2004 г. доля импорта этих товаров составляла 9,9 % в физическом выражении и 13,3 % по стоимости.

Основные поставщики мороженой рыбы на российские рынки: страны Балтии (Латвия, Эстония), Финляндия, Норвегия, Ирландия, Нидерланды, Ве-

ликобритания, Исландия; рыбных консервов - Эстония, Латвия, Германия, Украина, Польша, Норвегия; консервов из ракообразных - Финляндия, Греция, Германия, Дания.

В условиях падения российских уловов гидробионтов роль импорта возрастает. Позитивная сторона импорта заключается не только в повышении насыщенности внутреннего рынка рыбных товаров, но и в появлении возможностей конкуренции на российском рынке зарубежных и отечественных товаропроизводителей по производству конкурентоспособной продукции. Вместе с тем следует отметить и негативные последствия импорта. Открытость внутреннего рынка России привела к потере значительной части рынка консервов, объем которых снизился почти в 4 раза (с 2,2 млрд усл. банок в 1990 г. до 0,6 млрд усл. банок в 2004 г.). При этом ввоз импортных консервов в 2004 г. (236 муб) составил 41,2 % к объему произведенных консервов российскими товаропроизводителями (573 муб).

Превалирование экспорта над импортом при снижении объемов производства пищевой рыбной продукции обусловлено спецификой работы рыбопромыслового флота в мировом океане и отдаленностью расположения береговых перерабатывающих предприятий. Становится нерентабельным транспортировать выловленную рыбу и морепродукты на береговые предприятия, а недостаток приемно-транс-портного флота вызывает необходимость сдавать рыбу в море судам иностранных государств.

Другое немаловажное обстоятельство опережающего роста экспорта рыбных продуктов над импортом -сложившийся уровень цен. Средние цены экспортируемых товаров превышали цены импорта по одноименным группам: мороженой рыбе в 2000 г. - в 2,8 раза, в 2004 г. - в 1,3, по соленой, сушено-вяленой, копченой продукции - соответственно в 2 и 2,5 раза, по ракообразным и моллюскам - в 7 и 3,9, по консервам из ракообразных и моллюсков - в 3,8 раза.

В настоящее время внешняя торговля в рыбном хозяйстве страны занимает значительное место. Среднегодовые внешнеторговые обороты (экспорта и импорта) рыбных товаров за последние пять лет составили в натуре 9,3 млн т, по стоимости - около 2,5 млрд долл. США. Среднегодовое превышение экспорта над импортом составляет в натуре около 0,6 млн т, а по стоимости - около 1,1 млрд долл.

В мировой практике широко применяются тарифные и нетарифные механизмы защиты внутреннего рынка. В качестве одной из мер защиты россий-

ского рынка рыбных товаров предлагается увеличить размер ввозных таможенных пошлин до уровня пошлин ЕС, которые в 1,5-2,5 раза выше российских пошлин.

В российской внешней торговле рыбных товаров принимают участие несколько тысяч экспортеров, из которых доля кооперативных и частных предприятий составляет 92 %. Несогласованность действий предприятий-экспортеров, отдельных предпринимателей-импортеров рыбных товаров приводит к тому, что одноименные виды рыбных товаров ввозятся и вывозятся одновременно, создавая неоправданные колебания предложения и спроса на внутреннем рынке страны.

Уже в краткосрочной перспективе необходимо принять правительственное решение о мерах по регулированию экспорта рыбных товаров, в том числе направленных на создание эффективного механизма формирования экспортного потенциала отрасли и соответствующего ценообразования, контроля за своевременным и полным поступлением в страну валютной выручки, усиление действующей системы контроля за изъятием водных биоресурсов исключительной экологической зоны России.

Необходимо государственное вмешательство, ограничивающего экспортную направленность рыбного хозяйства и установления квот по экспорту рыбных товаров./

На усиление импорта мясных, молочных и рыбных товаров влияет сложившийся уровень цен внутреннего и внешнего рынков (табл. 6).

По представленной в табл. 6 продукции внутренние цены превышали импортные: по мясу (говядина, свинина) в среднем в 1,3-1,8 раза, по мясу птицы - в 1,5, по маслу сливочному - в 1,4-1,7, по рыбе - в 1,4-1,6 раза. Такое соотношение цен повышает заинтересованность торгующих организаций в увеличение импорта продуктов, которые приобретаются по более низким ценам с целью их перепродажи на внутреннем рынке страны по более высоким ценам. Подобная торговая политика приводит к росту цен на мясные, молочные и рыбные товары на внутреннем рынке, снижая покупательную способность населения.

Таким образом, неразумная внешнеторговая политика оказывает отрицательное влияние на внутренний рынок России.

Импорт продовольствия должен не только не сужать возможностей отечественных производителей, а быть инструментом их стимулирования объемов вырабатываемой продукции, по качеству не уступающей зарубежным аналогам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.