УДК 336.647.2 JEL Z23 DOI 10.26425/1816-4277-2019-3-151-157
ВНЕШНИЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СУЩНОСТЬ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
Аннотация. Рассмотрен генезис сущности и основ нормативно-правового регулирования финансового контроля в России с момента проведения рыночных реформ 1990-х гг. и по настоящее время. Представлены актуальная нормативно-правовая база и общая характеристика системы внешнего государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации. Рассмотрены основные положения федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации и муниципальных образований». Раскрыты основные задачи, сохраняющиеся на современном этапе развития системы государственного финансового контроля в Российской Федерации. Ключевые слова: внешний государственный контроль, муниципальный финансовый контроль, контрольно-счетный орган, задачи государственного финансового контроля, объекты государственного финансового контроля.
EXTERNAL FINANCIAL CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION: THE ESSENCE AND LEGAL FRAMEWORK
Abstract. The genesis of the essence and foundations of the legal regulation of financial control in Russia since the market reforms of the 1990s and to the present time has been considered. The current regulatory framework and general characteristics of the system of external state and municipal financial control in the Russian Federation have been introduced. The main provisions of the Federal law dated 7 February 2011 No 6-FZ «On general principles of organization and activity of control and accounting bodies of the Russian Federation and municipalities» have been considered. The main tasks, remaining at the present stage of development of the system of state financial control in the Russian Federation have been disclosed.
Keywords: external state control, municipal financial control, control and accounting body, tasks of state financial control, objects of state financial control.
В России в 1990-х гг., в ходе глобальных политических, экономических и социальных преобразований, реализуемых законодательными и исполнительными органами власти периода активной экономической перестройки, были начаты масштабные структурные реформы, затрагивающие все области государственного устройства. Планово-директивный экономический механизм и общегосударственную собственность сменил многоукладный рыночный, базирующийся на государственной, муниципальной, коллективной и частной собственности. Созданные принципиально новые рыночные регуляторы различных областей и сфер способствовали институционализации, проникли во все звенья экономики России. Зарождались первые отечественные товарно-сырьевые биржи, фондовый рынок, рынок капиталов. В этих условиях параллельно проходило становление двух видов финансового контроля и соответствующих ответственных органов: государственных и негосударственных. Государственный финансовый контроль в свою очередь также следует различать. По определению В. А. Двуреченских, «...внешний контроль осуществляется органом, не связанным с объектом контроля отношениями власти и подчинения, тогда как внутренний контроль осуществляется в рамках отношений между вышестоящими органами и нижестоящими» [1, с. 21].
© Хомушку В.К., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).
Хомушку Василий Каажайович
Председатель Счетной палаты Республики Тыва, r. Кызыл e-mail: homushku@mail.ru
Khomushku Vasiln
Chairman of the accounts chamber of the Republic of Tuva, Kyzyl e-mail: homushku@mail.ru
Важным условием созидания сильного и благополучного государства является наличие системы контроля за исполнением бюджетов всех уровней и эффективным использованием государственного и муниципального имущества. По сути своей контроль - процесс, обеспечивающий достижение системой поставленных целей.
Контроль является одним из важнейших функций управления, осуществляемого на федеральном, региональном или муниципальном уровнях, и представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия управляющим субъектом процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям. Таким образом оценивается качество различных управленческих воздействий на управляемый объект. Система контроля - совокупность правового, организационного и методологического характера (см. рис. 1). Государство посредством органов финансового контроля осуществляет надзор за соблюдением нормативных актов участниками бюджетного процесса и целевым расходованием денежных средств в объемах, предусмотренных бюджетно-налоговой системой. Контроль за целевым, своевременным и рациональным использованием финансовых ресурсов государства - приоритетная задача в деятельности органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации (далее - РФ) [10].
Федеральный уровень
Счетная Палата Российской Федерации
Региональный уровень
Региональные контрольно-счетные органы (КСО)
Муниципальный уровень
Муниципальные контрольно-счетные органы (МКСО)
Ведомственные контрольные органы
Контрольные органы
хозяйствующих
субъектов
Аудиторы
Аудиторские организации
Общественные объединения
Контрольные органы общественных объединений
Составлено автором по материалам исследования
Рис. 1. Система сфер, звеньев и субъектов финансового контроля в Российской Федерации
В процессе трансформации законодательства РФ принят ряд основополагающих документов жизнедеятельности страны, в том числе Налоговый кодекс РФ, который установил систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения и уплаты сборов (часть I; от 31.07.1998 г., № 146-ФЗ) , а также конкретные взимаемые налоги и сборы, и ряд специальных налоговых режимов (часть II, от 05.08.2000 г., № 117-ФЗ); Бюджетный кодекс РФ (от 31.07.1998 г., № 145-ФЗ) [2; 4], который определил общие принципы бюджетного законодательства РФ, принципы организации и функционирования бюджетной системы, а также правовое положение субъектов бюджетных правоотношений и в целом определил основы бюджетного процесса. В условиях реализуемой жесткой бюджетно-налоговой политики с соответствующими ограничениями проводилось внедрение инструментария среднесрочного планирования с применением механизма распределения имеющихся ресурсов «сверху-вниз», осуществлялась передача Федеральному казначейству функций обслуживания процесса исполнения федерального бюджета, с учетом этого ведомства формировалась и система государственного финансового контроля РФ (ст. 153, ч. 2 ст. 157 Кодекса) [4].
В соответствии с Конституцией РФ, федеральным законом от 05.04.2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (отмененная редакция федерального закона от 11.01.1995 г. № 4-ФЗ) была образована Счетная палата РФ [1; 5]. Этим законом закреплены правовые основы осуществления парламентского контроля через создание постоянного профильного высшего государственного органа -Счетной палаты РФ, на которую возлагались полномочия по проведению внешнего государственного аудита и контроля. Парламентский характер проявляется в предоставлении всех материалов Счетной палатой в Государственную Думу РФ и Совет Федерации Федерального Собрания РФ, а также в подотчетности главного органа государственного контроля нижней палате парламента. Основной целью создания Счетной палаты РФ была реализация конституционного права граждан нашей страны в участии в процессе управления государством при помощи проведения непрерывного внешнего государственного контроля, материалы которого предоставлялись в виде ведомственных аналитических отчетов в Федеральное Собрание РФ [11].
Кроме того, рассматриваемый федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления Счетной палатой внешнего государственного аудита (контроля), определяет ее статус, принципы, задачи, состав, функции, полномочия, методы осуществления деятельности и так далее, используя принципы и стандарты, установленные Международной организацией высших органов финансового контроля (англ. International Organisation of Supreme Audit Institutions, INTOSAI). В данном законе используются такие понятия, как: внешний государственный аудит (контроль); внешний государственный финансовый аудит (контроль); внешний государственный финансовый контроль; просто «аудит»; аудит (контроль). Важно отметить, что два понятия «контроль» и «аудит» трактуются как равнозначные. Категория «контроль» семантически входит и является элементом более общей категории «управление». Управление в свою очередь является одним из видов реализации государственной власти. Категория «финансовый» в данном контексте, необходимо подчеркнуть, относится не только к бюджетным деньгам и внебюджетным фондам, но и к государственному имуществу, кредитным ресурсам, заемным средствам, иным обязательствам [12].
Процесс нормативно-правового регулирования процесса организации и определения принципов работы контрольно-счетных органов (далее - КСО) регионального уровня РФ базируется прежде всего на отечественной Конституции, а также на федеральном законе от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» [6].
Принятие федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (отмененная редакция закона РФ от 06.07.1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации») [7] способствовало процессу реформирования исполнительных органов местного самоуправления, формированию и развитию законодательных основ, на которых базируется организация и деятельность контрольно-счетных органов на уровне муниципальных образований [13].
Совершенствование основ деятельности контрольно-счетных органов на региональном и муниципальном уровне было обеспечено разработкой и принятием федерального закона от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований» [8]. Ниже приведем наиболее важные позиции [14].
Во-первых, этим законом закреплен юридический статус контрольно-счетных органов. Во-вторых, установлено, что контрольно-счетные органы - постоянно действующие органы (то есть приостановка их деятельности исключена законодательно), характеризуются организационным и функциональным суверенитетом, осуществляют свою деятельность независимо от других государственных органов власти. Одновременно, они подотчетны соответствующим законодательным и представительным органам государственной власти субъекта РФ или представительным органам муниципального образования. В-третьих, закреплен очень важный принцип - непротиворечия новых федеральных законов и любых других разрабатываемых и принимаемых нормативно-правовых актов РФ, а также региональных и муниципальных законодательных актов в сфере работы контрольно-счетных органов Бюджетному кодексу РФ и анализируемому федеральному закону (табл. 1).
Таблица 1
Субъекты и объекты внешнего государственного финансового контроля
в Российской Федерации
Субъект финансового контроля Объект финансового контроля
Контролирующий орган Подотчетность контролирующего органа Правовые основания для контроля
Счетная палата Российской Федерации Государственная Дума и Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации, Президент Российской Федерации Конституция РФ, федеральный закон от 05.04.2013 г. № 41-ФЗ, Бюджетный кодекс, другие федеральные законы, международные договора РФ , и т. д. Государственных федеральных органов, государственных органов субъектов РФ и местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ и т. д. (ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 41-ФЗ)
Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации Конституция РФ, федеральные законы: от 06.10.1999 № 184-ФЗ, от 07.02.2011 № 6-ФЗ, Бюджетный кодекс, Другие федеральные законы и т. д. Органов государственной власти и государственных органов субъекта РФ, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, государственных учреждений и унитарных предприятий субъекта РФ и т. д. (ч. 4. ст. 5 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ)
Контрольно-счетный орган муниципального образования Представительный орган муниципального образования Конституция РФ, федеральные законы: от 06.10.2003 № 131-Ф3, от 07.02.2011 № 6-ФЗ, Бюджетный кодекс, другие федеральные законы и т. д. Органов государственной власти местного самоуправления и муниципальных органов, территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных, унитарных предприятий муниципального образования и т. д. (ч. 4. ст. 5 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ)
Источники: [1-5; 6-9]
В-четвертых, важно отметить, что в соответствии с ч. 12 статьи 3 закона (в редакции федерального закона от 27.12.2018 г. № 566-ФЗ) [9], представительные органы муниципальных образований имеют возможность заключения соглашений с региональными контрольно-счетными органами по поводу передачи им полномочий для осуществления процедуры внешнего финансового контроля на муниципальном уровне, представленном в нормативно-правовой базе регионов РФ. Это важное положение было закреплено в связи с тем, что малочисленные муниципальные образования не в состоянии обеспечить надлежащее исполнение федерального законодательства, а значит и надлежащее функционирование муниципальных контрольно-счетных органов, со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями [15].
В-пятых, зафиксированы основы и принципы взаимодействия контрольно-счетных органов на региональном и муниципальном уровне, отмечается необходимость тесного сотрудничества как между этими двумя уровнями, так и между этими двумя уровнями и органом федерального уровня - Счетной палатой РФ, а также с другими организациями и ведомствами. К последним следует отнести Центральный банк РФ, налоговые органы на разных уровнях бюджетно-налоговой системы, единую федеральную систему органов прокуратуры, правоохранительные структуры, а также иные контрольно-надзорные органы РФ. При этом устанавливается иерархия: Счетная палата РФ вправе организовывать и осуществлять проверки совместно с региональными и муниципальными контрольно-счетными органами, а они в свою очередь, при возникновении соответствующей потребности региональные контрольно-счетные органы могут объединять совокупный аналитический
и контрольный потенциал и осуществлять контрольные и экспертно-аналитические мероприятия совместно с контрольно-счетными органами муниципальных образований. По взаимодействию с правоохранительными органами в последней редакции закона (в ред. федерального закона от 27.12.2018 г. № 566-ФЗ) уточняется, что правоохранительные органы обязаны предоставлять контрольно-счетному органу информацию о ходе рассмотрения и принятых решениях по переданным контрольно-счетным органом материалам [9]. Кроме этого, этим законом установлены принципы деятельности, состав, структура, требования к кандидатурам на замещение должностей контрольно-счетных органов, основные полномочия и так далее [16].
Организация и осуществление государственного финансового контроля является одним из направлений защиты государственных интересов в области экономической безопасности страны в современных условиях. Объектом финансового контроля выступают финансовая и связанная с ней хозяйственная деятельность в области накопления, распределения и эффективного использования финансовых и материальных средств контролируемых субъектов народного хозяйства всех уровней.
Основными задачами системы государственного финансового контроля РФ необходимо выделить следующие:
- проведение организационных и ревизионных мероприятий системой контрольных органов, направленное на своевременное исполнение доходных и расходных обязательств по статьям федерального бюджета РФ и бюджетов федеральных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ; Фонда социального страхования РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования) в части объемов, сохранения структуры и поддержания целевого назначения финансовых ресурсов;
- разработка показателей эффективности деятельности и индикаторов целесообразности осуществляемых расходов государственных финансовых ресурсов, а также управления объектами в федеральной собственности;
- проведение оценочных процедур и разработка соответствующих показателей в части обоснованности объемов статей по доходам и расходам как федерального бюджета, так и бюджетов федеральных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ; Фонда социального страхования РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования);
- аналитическая деятельность по выявлению отклонений от плановых индикаторов по федеральному бюджету и бюджетам федеральных внебюджетных фондов, а также разработка предложений, направленных на проработку выявленных отклонений и нарушений, и в целом - совершенствование бюджетного процесса на всех уровнях бюджетно-налоговой системы РФ;
- контрольные процедуры по обеспечению легитимности и своевременности перемещения финансовых ресурсов федерального бюджета, а также федеральных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ; Фонда социального страхования РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования);
- поддержание своевременного характера поступлений в доходную часть федерального бюджета налоговой, таможенной и иной финансовой составляющей, способствующей аккумуляции финансовых ресурсов в доходной части бюджета страны;
- оценивание эффекта работы государственных органов исполнительной власти (министерств и ведомств) в части поступления и расходования финансовых ресурсов федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ; Фонда социального страхования РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования);
- совершенствование и контролирование сферы ведения бухгалтерского учета и подготовки государственными органами и хозяйствующими субъектами необходимой отчетности;
- развитие правосознания граждан и укрепление бюджетной и налоговой составляющей финансовой дисциплины физических и юридических лиц и многие другие вопросы.
Государство посредством органов финансового контроля осуществляет надзор за соблюдением нормативных актов участниками бюджетного процесса и целевым расходованием денежных средств в объемах, предусмотренных бюджетами, поскольку контрольная деятельность и рациональное использование финансовых ресурсов государства - одна из важнейших задач в деятельности органов исполнительной и законодательной власти любой страны. Решением перечисленных задач финансового контроля отслеживается весь процесс движения финансовых ресурсов - от стадии их формирования до получения финансовых результатов, которые направлены, прежде всего, на предупреждение правонарушений в финансовой сфере, а также на их выявление и пресечение.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ)) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://consultantplus.ru/com (дата обращения: 17.01.2019).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. 27.12.2018 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 17.01.2019).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации Часть вторая от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 25.12.2018 г.; с изм. и доп., вступ. в силу с 25.01.2019 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://consultantplus.ru/com (дата обращения: 17.01.2019).
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://consultantplus.ru/com (дата обращения: 17.01.2019).
5. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 г. № 41-ФЗ (ред. от 07.02.2017 г.; с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 17.01.2019).
6. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 06.02.2019 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 17.01.2019).
7. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 06.02.2019 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://consultantplus.ru/com (дата обращения: 17.01.2019).
8. Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ (ред. от 27.12.2018 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://consultantplus.ru/com (дата обращения: 17.01.2019).
9. Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» от 27.12.2018 г № 566-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://consultantplus.ru/com (дата обращения: 17.01.2019).
10. Быстряков, А. Я. Государственный финансовый контроль: учебно-методический комплекс. - М.: РУДН, 2011. - 271 с.
11. Голованов, Е. Б. [и др.]. Роль и значение экологической нагрузки в системе региональной экономической безопасности / Е. Б. Голованов, Л. М. Михалина, К. В. Екимова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2018. - Т. 12. - № 4. - С. 14-25.
12. Гордиенко, М. С. Анализ плановых документов бюджетной политики Российской Федерации // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2013. - Т. 6. - № 5. - С. 129-143.
13. Двуреченских, В. А. Национальный контроль / В. А. Двуреченских. - М.: Издательский дом «Финансовый контроль». - 2008. - 21 с.
14. Екимова, К. В. Манипуляции на фондовом рынке: сущность, виды, модели идентификации. Западный опыт / К. В. Екимова, В. А. Крылов // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 6 (83). - С. 757-760.
15. Пятанова, В. И. Развитие инструментария финансового менеджмента в российских университетах / В. И. Пятанова, Н. Н. Шаш // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. - 2018. - № 3 (99). - С. 123-131.
16. Шувалова, Е. Б. Налоговая льгота как инструмент повышения качества государственного регулирования финансовых процессов / Е. Б. Шувалова, М. С. Гордиенко // Инновационное развитие экономики. - 2018. - № 1 (43). - С. 271-280.
17. Shuvalova, E. B. [et al.]. Monitoring of the quality of financial managements in the public sector of the Russian Federation / E. B. Shuvalova, A. V Shishkin, K. V Ekimova, M. S. Gordienko // SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts. - 2017. - № 1-3. - Pp. 479-485.
References
1. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 g.; s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 g. № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 g. № 2-FKZ, ot 21.07.2014 g. № 11-FKZ) [Constitution of the Russian Federation (adopted by nationwide vote on December 12,1993 (with amendments introduced by the RF laws on amendments to the RF Constitution of December 30, 2008 № 6-FKZ, on December 30, 2008 № 7-FKZ, on February 02, 2014 № 2-FKZ, datedJuly 21, 2014№ 11-FKZ))]. Available at: Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus» (accessed 17.01.2019).
2. Nalogovyi kodeks Rossiiskoi Federatsii. Chast' pervaya ot 31.07.1998 g. № 146-FZ (red. 27.12.2018 g.) [Tax Code of the Russian Federation. Part One on July 31, 1998 № 146-FZ (ed. December 27, 188)]. Available at: Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus» (accessed 17.01.2019).
3. Nalogovyi kodeks Rossiiskoi Federatsii (chast' vtoraya) ot 05.08.2000 g. № 117-FZ (red. ot 25.12.2018 g.; s izm. i dop., vstup. v silu s 25.01.2019 g.) [Tax Code of the Russian Federation (Part Two) on August 05, 2000№ 117-FZ (as amended on December 12, 2018; as amended and added, entered intoforce on January 25,2019)]. Available at: Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus» (accessed 17.01.2019).
4. Byudzhetnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 31.07.1998 g. № 145-FZ (red. ot 27.12.2018 g.) [Budgetary Code of the Russian Federation on July 31, 1998 № 145-FZ (as amended on December 27, 2018)]. Available at: Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus» (accessed 17.01.2019).
5. Federal'nyi zakon «O Schetnoi palate Rossiiskoi Federatsii» ot 05.04.2013 g. № 41-FZ (red. ot 07.02.2017) (s izm. i dop., vstup. v silu s 28.06.2017) [Federal Law «On the Accounts Chamber of the Russian Federation» on April 05, 2013 № 41-FZ (as amended on February 07, 2017) (as amended and added, entered into force on June 28, 2017)]. Available at: Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus» (accessed 17.01.2019).
6. Federal'nyi zakon «Ob obshchikh printsipakh organizatsii zakonodatel'nykh (predstavitel'nykh) i ispolnitel'nykh organov gosudarstvennoi vlasti sub''ektov Rossiiskoi Federatsii» ot 06.10.1999 g. № 184-FZ (red. ot 06.02.2019 g.) [Federal Law «On the general principles of organization of legislative (representative) and executive bodies of state power of the subjects of the Russian Federation» on October 06,1999 № 184-03 (as amended on February 06,2019)]. Available at: Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus» (accessed 17.01.2019).
7. Federal'nyi zakon «Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossiiskoi Federatsii» ot 06.10.2003 № 131-FZ (red. ot 06.02.2019) [Federal Law «On the general principles of the organization of local self-government in the Russian Federation» on October 06, 2003 № 131-FZ (as amended on February 06, 2019)]. Available at: Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus» (accessed 17.01.2019).
8. Federal'nyi zakon «Ob obshchikh printsipakh organizatsii i deyatel'nosti kontrol'no-schetnykh organov sub''ektov Rossiiskoi Federatsii i munitsipalnykh obrazovanii» ot 07.02.2011 g. № 6-FZ (red. ot 27.12.2018) [Federal Law «On the general principles of organization and activity ofcontrol and accounting bodies ofthe subjects of the Russian Federation and municipalities» on February 07, 2011 № 6-FZ (as amended on December 27, 2018)]. Available at: Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus» (accessed 17.01.2019).
9. Federal'nyi zakon «O vnesenii izmenenii v stat i 3 i 16 Federal'nogo zakona «Ob obshchikh printsipakh organizatsii i deyatel'nosti controFno schetnykh organov sub''ektov Rossiiskoi Federatsii i munitsipal'nykh obrazovanii» ot 27.12.2018 g № 566-FZ [Federal Law «On Amendments to Articles 3 and 16 of the Federal Law «On General Principles of the Organization and Activity of Control and Audit Institutions of the Subjects of the Russian Federation and Municipalities» № 566-FZ dated on December 27, 2018]. Available at: Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus» (accessed 17.01.2019).
10. Bystryakov A. Y. Gosudarstvennyi finansovyi kontrol' uchebno-metodicheskii kompleks [State financial control: educational complex], M.: RUDN, 2011, 271 p.
11. Golovanov E. B., Mikhalina L. M., Ekimova K. V Rol' i znachenie ekologicheskoi nagruzki v sisteme regional'noi ekonomi-cheskoi bezopasnosti [The role and importance of environmental pressure in the system of regional economic security], Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i menedzhment, 2018, Vol. 12, I. 4, pp. 14-25.
12. Gordienko M. S. Analiz planovykh dokumentov byudzhetnoi politiki Rossiiskoi Federatsii [Analysis of planning documents of the budget policy of the Russian Federation], Problemnyi analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoe proektirovanie [Problem analysis and public administration design], 2013, Vol. 6, I. 5, pp. 129-143.
13. Dvurechenskikh V A. Natsional'nyi kontrol' [National control], M.: Izdatel'skii dom «Finansovyi kontrol' [Financial control]», 2008, 21 p.
14. Ekimova K. V., Krylov V. A. Manipulyatsii na fondovom rynke: sushchnost', vidy, modeli identifikatsii. Zapadnyi opyt [Manipulations in the stock market: the essence, types, models of identification. Western experience], Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economy and entrepreneurship], 2017, I. 6 (83), pp. 757-760.
15. Pyatanova V. I., Shash N. N. Razvitiye instrumentariya finansovogo menedzhmenta v rossiiskikh universitetakh [Development of financial management tools in Russian universities], Vestnik Rossiiskogo ekonomicheskogo universiteta im. G. V. Plekhanova [Bulletin of the G.V PlekhanovRussian Economical University], 2018, I. 3 (99), pp. 123-131.
16. Shuvalova E. B., Gordienko M. S. Nalogovaya l'gota kak instrument povysheniya kachestva gosudarstvennogo regulirovaniya finansovykh protsessov [Tax exemption as a tool to improve the quality of state regulation of financial processes], Innovatsionnoe razvitie ekonomiki [Innovative development of the economy], 2018, I. 1 (43), pp. 271-280.
17. Shuvalova E. B., Shishkin A. V., Ekimova K. V., Gordienko M. S. Monitoring of the Russian Federation // SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts, 2017, I. 1-3, pp. 479-485.