Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2024. Т. 24, вып. 3. С. 358-363 Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2024, vol. 24, iss. 3, pp. 358-363
https://soziopolit.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1818-9601-2024-24-3-358-363, EDN: VXGTSU
Научная статья УДК 32.323.2
Внешние и внутренние угрозы как фактор риска для ведения эффективной политической коммуникации органов местного самоуправления
Р. А. Купин
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д.83
Купин Роман Александрович, соискатель кафедры политических наук, [email protected], https://orcid.org/0009-0004-0843-6711
Аннотация. В статье обозначаются особенности политической коммуникации органов местного самоуправления в условиях новых информационных вызовов и угроз. Определяется роль муниципальных администраций в формировании информационного поля на примере Саратовской области. Анализируются задачи, стоящие перед главами местных администраций в процессе информационно-коммуникационного сопровождения своей профессиональной деятельности в социальных сетях. Выявляются факторы риска для информационного сопровождения деятельности органов местного самоуправления в современном информационном пространстве. В статье также рассматриваются информационные угрозы, связанные как с внутренними процессами, так и с внешними факторами влияния, с которыми местным администрациям и крупных, и небольших муниципалитетов приходится работать в информационном пространстве. Также определен ряд критериев и рекомендаций, способствующих снижению информационных рисков и угроз, позволяющих в значительной степени повысить эффективность политической коммуникации органов местного самоуправления. Ключевые слова: политическая коммуникация, местная власть, информационные угрозы, административные органы местного самоуправления, социальные сети
Для цитирования: Купин Р. А. Внешние и внутренние угрозы как фактор риска для ведения эффективной политической коммуникации органов местного самоуправления // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2024. Т. 24, вып. 3. С. 358-363. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2024-24-3-358-363, EDN: VXGTSU
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article
External and internal threats as a risk factor for effective political communication of local governments R. A. Kupin
Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia Roman A. Kupin, [email protected], https://orcid.org/0009-0004-0843-6711
Abstract. The article outlines the features of political communication of local governments in the context of new information challenges and threats. The role of municipal administrations in the formation of the information field is determined by the example of the Saratov region. The tasks facing the heads of local administrations in the process of information and communication support of their professional activities in social networks are analyzed. The risk factors for information support of the activities of local governments in the modern information space are identified. The article also examines information threats related to both internal processes and external factors of influence that local administrations of both large and small municipalities have to work with in the information space. The author also defines a number of criteria and recommendations that contribute to reducing information risks and threats, which significantly improve the effectiveness of political communication of local governments.
Keywords: political communication, local government, information threats, local government administrative bodies, social networks
For citation: Kupin R. A. External and internal threats as a risk factor for effective political communication of local governments. Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2024, vol. 24, iss. 3, рр. 358-363 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1818-9601-2024-24-3-358-363, EDN: VXGTSU
This is an open access distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)
Муниципальный уровень власти - самый близкий к населению: именно здесь реализуются на первом этапе все политические инициативы граждан. Именно поэтому муниципальный уровень так подвержен рискам в области распределения информации [1]. Риск как понятие представляет собой ситуацию, где возможен неопределенный результат, который может привести к неблагоприятным последствиям.
В настоящее время не существует общепринятого определения информационного риска. Некоторые эксперты рассматривают его как «событие, которое может негативно сказаться на информации, например, привести к ее удалению, искажению, нарушению конфиденциальности или доступности» [2, с. 3/8]. Другие определяют его как «определенные и осознанные действия субъекта в информационной сфере, предполагающие возникновение возможных негативных последствий» [3, с. 124]. Однако, как показывает практика, риски не всегда вызваны осознанным действием, зачастую это абсолютно случайная информация.
В целом, информационный риск или угроза - это любые сведения, распространяющиеся в информационном поле и представляющие опасность для интересов общества, государства и отдельной территории, которые впоследствии могут привести к неблагоприятным результатам.
Различные группы информационных рисков можно классифицировать на основе нескольких критериев:
1) в зависимости от источника информации риски могут быть внутренними или внешними;
2) характер рисков может быть преднамеренным или непреднамеренным;
3) по виду риски могут быть прямыми или косвенными;
4) по результату риски можно разделить на нарушение достоверности информации, нарушение актуальности информации, нарушение полноты информации, нарушение конфиденциальности и др.;
5) риски могут быть связаны со стихийными бедствиями, авариями, ошибками специалистов и другими механизмами воздействия [2, с. 3/9].
Большую роль в работе с информационными рисками и угрозами может играть именно глава муниципального образования, который способен бороться с негативом посредством нескольких ролей:
- стать первоисточником и самому сообщить о ситуации, предотвратив со своей стороны распространение угрозы из других источников с недостоверными данными;
- представиться участником событий. Например, он может провести встречу с общественниками непосредственно на месте проведения работ по благоустройству территории. В этом случае происходит оперативное информирование населения о ситуации в районе;
- глава - представитель власти, поэтому он может проявить вовлеченность в разрешение проблем, возникших вследствие чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, граждан;
- глава-хроникёр, который принимает участие в координации служб на месте, проверке выполнения поручений и демонстрации результата.
В Саратовской области угрозы зачастую связаны с внешними механизмами воздействия (например, информационные риски, связанные с началом сезонного поводка в муниципальных районах, лесными пожарами и иными чрезвычайными ситуациями). Многие главы весной 2023 г. во время паводка стали «хроникёрами» и «представителями власти» и информировали людей о текущей ситуации. Так, глава Воскресенского муниципального района Д. В. Павлов сделал серию постов о паводке и текущей ситуации с подробным фотоотчетом [4], чем нивелировал внешние риски; также А. А. Гречихо информировал о текущей обстановке [5], оказывал помощь жителям, пострадавшим в результате весеннего паводка, и рассказывал о возможности получить поддержку через социальные сети [6]. Главы работали с информационными потоками и в других общественно-резонансных случаях; например, глава Энгельсского района через свои личные сети опроверг слухи, которые появились на фоне трагедии с девочкой, пострадавшей из-за падения ворот [7].
Информационные риски и угрозы иногда носят фейковый характер, т. е. являются заведомо ложными. Фейковые новости (fake news) -это сфабрикованные новостные материалы, ложь в которых распознаваема и проверяема, хотя и способна ввести аудиторию в заблуждение [8, с. 50].
В декабре 2022 г. в регионе также произошла ситуация, связанная с международными политическими отношениями - были предприняты попытки атаки беспилотниками стратегической авиационной базы в городе
Энгельсе [9]. Такая ситуация в принципе является крупнейшей угрозой, однако впоследствии появившиеся информационные риски усугубили ситуацию. В социальных сетях и СМИ стали сообщать об эвакуации населения муниципалитета и выбросах вредных веществ в атмосферу, однако заведомо ложную информацию опроверг губернатор региона, эту информацию затем транслировал в свои социальные сети глава района Д. П. Плеханов. Учитывая масштаб риска, логично, что с этой информацией должно работать высшее должностное лицо региона, но в данной ситуации многие первоначально обращались именно к главе района и ждали именно его реакции. Ситуация показала, что глава муниципалитета - это лицо, от которого жители всегда ждут оперативной и достоверной информации, лицо, которое вызывает доверие и должно отвечать за территорию, которую представляет. Однако в этой ситуации органы местного самоуправления проявили закрытость - вместе с попытками атаки беспилотными летательными аппаратами аэродрома в Энгельсе, которая впоследствии сопровождалась информационной атакой ботов, на медиа-ресурсах главы и администрации в Telegram ограничили возможность комментирования, отчего у людей не было возможности задать интересующий вопрос.
Негативные последствия информационных угроз и фейков могут быть различного характера:
1) дестабилизация социально-политической ситуации на местном и региональном уровне;
2) формирование негативного имиджа органа местного самоуправления, местного политика, института местного самоуправления, региона и государства в целом;
3) дезинформация пользователей и др.
Для минимизации негативного эффекта
информационных рисков необходимо вовремя их выявлять, анализировать и проводить отработку в медиапространстве. К сожалению, на данный момент у специалистов администраций недостаточно ресурсов и навыков для грамотной работы с таким неоднозначным явлением, как информационный риск.
Обращая внимание на возрастающую роль социальных сетей как канала политической коммуникации, органы власти разных уровней, политики и государственные служащие начинают вести активную работу в социальных медиа. «Этот канал стал эффективным инструментом обратной связи с населением для
муниципальных администраций и местных политиков. Он используется для информирования жителей муниципальных образований о деятельности органов местного самоуправления и произошедших изменениях и обеспечения диалога между главой муниципального образования, местной администраций, органами власти и населением. Кроме того, с помощью работы в социальных сетях можно обеспечить доступ к необходимым для населения сведениям, транслировать государственную повестку, формировать доверительные отношения между чиновниками и населением, создать позитивный имидж органов местного самоуправления и побудить людей к определенным действиям» [10, с. 185]. Регулярное взаимодействие и общение с пользователями позволяет власти выявлять проблемные вопросы, предлагать эффективные решения и помогать людям. «Обратная связь также помогает в принятии управленческих решений, контроле эффективности работы местной администрации и муниципальных учреждений. При этом коммуникацию органов местного самоуправления можно рассмотреть как некую систему, где информация поступает на "входе" и на "выходе" представляется в виде управленческих решений.
Из-за пандемии и ограничений, вызванных коронавирусом, социальные сети стали играть важную роль в публичной деятельности местных органов самоуправления, так как проведение встреч, приемов, слушаний и выездных собраний с жителями стало невозможным» [11, с. 424].
Как правило, активнее участвуют в процессе коммуникации с населением глава муниципального образования и местная администрация.
В марте 2022 г. местные политики и органы власти, включая органы муниципального самоуправления (ОМСУ), столкнулись с вызовом после блокировки социальной сети Instagram, принадлежащей экстремистской организации Meta. Запрет этой популярной социальной сети привел к потере аудитории в десятки тысяч подписчиков органами местного самоуправления в Саратовской области.
Одним из основных участников политической коммуникации на местном уровне является местная администрация, поскольку именно от нее исходят главные общественно-политические месседжи в муниципальном образовании. Однако в процессе коммуникации администраций муниципалитетов Саратовской области в социальных сетях можно заметить ряд нега-
тивных тенденций. В частности, неправильно расставлены приоритеты, когда задачей для администраций является не вовлечение целевой аудитории в транслируемую информацию, а выполнение поручений руководства и заполнение требуемых отчетов. При этом муниципалитеты недостаточно обеспечивают открытость информации: в ответ на запросы и обращения граждан часто приходят стандартные ответы, а информация на официальных страницах не всегда отражает наиболее актуальные вопросы населения. На страницах присутствуют стандартизация информации, шаблонность выпускаемых новостей и низкое качество контента, что делает информацию ОМСУ в социальных сетях неконкурентоспособной.
После блокировки Instagram многим администраторам пришлось пересмотреть походы к работе, учиться заново взаимодействовать с людьми в незнакомой среде других, ранее менее популярных социальных сетей - это «ВКонтакте», «Одноклассники» и Telegram. За год официальные страницы администраций так и не смогли вернуть потерянную аудиторию полностью, лишь 96,2%. Также суммарно паблики администраций имеют крайне низкий охват населения в социальных сетях - по состоянию на май 2023 г. на страницы администраций было подписано всего 12,2% совершеннолетнего населения региона.
Администрация муниципалитета должна быть главным источником информации о жизни в этом районе, однако анализ показывает, что этот процесс не работает на должном уровне из-за того, что специалисты сталкиваются с новыми вызовами и не обладают достаточными компетенциями для создания качественного контента. Тем не менее именно высокое качество контента является ключевым фактором в эффективной политической коммуникации и трансляции необходимых месседжей.
Большую популярность, однако, стали приобретать, личные страницы местных политиков, т. е. глав муниципалитетов. Люди охотнее доверяют личности, реальному человеку, а потому пользователи социальных сетей активнее подписываются на аккаунты глав, чем на официальные страницы органов власти или органов местного самоуправления. Главам районов, в свою очередь, не только удалось вернуть потерянную аудиторию, но и значительно приумножить ее, даже учитывая, что многие главы за это время сменились и некоторым районам пришлось с нуля привлекать аудиторию на страницы глав. Суммарное количество под-
писчиков увеличилось на 20 035 чел. и составило 216 876 чел. - это 11,8% жителей региона старше 18 лет. В лидерах по числу подписчиков к численности населения оказались главы небольших МО, на последних местах, напротив, - крупные территории. Это обусловлено сложным процессом продвижения страниц в условиях городов и обилием информационных источников. Учитывая возрастающее количество фейковой информации в социальных сетях, официальные источники сильно уступают неофициальным ресурсам.
У многих глав при этом отсутствует стратегия позиционирования, зачастую мнение самого главы не афишируется, публикации носят обезличенный характер, а информация не воспринимается пользователями, о чем говорит низкий показатель вовлеченности. В некоторых случаях страница ведется ради рейтинга, отчета, но не для реальной коммуникации с жителями. Технология «Новой искренности» также практически не работает, только несколько глав регулярно проявляют эмпатию к жителям.
Угрозой и препятствием для развития являются недостаточно качественное ведение муниципальных ресурсов и многочисленные недочеты в публикуемом контенте, которые могут не только повлиять на стагнацию в продвижении аккаунта или отток подписчиков, но и стать серьезным репутационным и имиджевым риском для органов местного самоуправления.
Вместе с тем в эпоху неопределенности у населения растет спрос на региональную и местную инициативу, так как источником страха и тревоги становится федеральная и международная политика. В это время политики и проекты на местном уровне могут помочь разрешить эти проблемы и уменьшить тревожность людей. Люди будут более заинтересованы в местных проблемах и инициативах, поэтому важно, чтобы местные власти активно общались с населением и доказывали свою компетентность. Тренд на «Новую искренность» сменяется на «циничную откровенность» или «сверхновую честность». От политиков ждут полной открытости и максимальной честности, поэтому им нужно научиться говорить доступным языком и прозрачно объяснять ситуацию, а также быть готовыми к диалогу и критике. Главная задача местных властей в этот период - уменьшить тревогу людей и внушить им уверенность в завтрашнем дне.
Муниципальный уровень власти - самый близкий к населению, потому он особо подвер-
жен информационным рискам и распространению фейковой информации. Риском может стать любое происшествие, чрезвычайная ситуация или информация, которая негативно сказывается на местной власти. ОМСУ в Саратовской области регулярно сталкиваются с рисками, но не всегда эти риски сглаживаются оперативно - многим специалистам в администрации не хватает должного опыта и навыков для работы с таким сложным явлением.
Однако для повышения эффективности политической коммуникации и адаптации к запросам общества все еще требуются большие материально-технические, финансовые, человеческие и иные ресурсы, которыми на данный момент многие органы местного самоуправления не обеспечены. Специалисты по медиаком-муникациям в администрациях часто загружены другими направлениями деятельности, а главы в основном не имеют возможности уделить должное внимание этому направлению из-за высокой занятости, отсутствия финансирования или проявления определенного нигилизма по отношению к информационной работе. Количество задач, связанных с ведением коммуникации, возрастает в связи с принятием законов и других нормативных актов, которые определяют правила ведения социальных сетей, и общественно-политической обстановкой в стране. Однако органы местного самоуправления не готовы к такому объему задач, и пока не будут решены организационные вопросы на местном уровне, достижение эффективной коммуникации невозможно.
Для решения выделенных проблем необходим комплексный и системный подход. Так, можно выделить несколько уровней.
1. Нормативный уровень. На этом уровне необходимо приведение нормативно-правовых актов, касающихся ведения коммуникации органов местного самоуправления, к единому стандарту. На федеральном уровне на данный момент закреплены требования к созданию и ведению пабликов органов местного самоуправления, обязательные социальные сети для ведения на их платформе официальных страниц, а также определен координатор создания и ведения госпабликов в лице АНО «Диалог Регионы». Однако на уровне Саратовской области отсутствуют рекомендации к принятию органами местного самоуправления нормативных актов, регулирующих коммуникационную деятельность. Поэтому в большей части муниципальных образований Саратовской области отсутствует документ, устанавливающий требо-
вания к ведению аккаунтов ОМСУ и подведомственных им учреждений. Стоит отметить, что без необходимой нормативной базы становится проблематичным выделение финансирования, которое покрывает возникающие потребности при ведении коммуникации.
2. Материально-финансовый уровень, подразумевающий обеспечение процесса ведения коммуникации на муниципальном уровне. Главная проблема заключается в том, что федеральный закон обязывает ОМСУ и бюджетные учреждения вести страницы в социальных сетях, однако никаких дополнительный источников финансирования на это не выделяется. В частности, возможно включение расходов на информационное освещение и сопровождение деятельности администрации муниципального образования по социально-экономическому развитию в социальных сетях в бюджет МО по аналогии с тем, как выделяют финансирование на СМИ и печатные издания.
3. Структурный уровень - включение специалистов по работе с медиаресурсами в общую структуру администрации МО. Так, в больших муниципалитетах возможно создание специализированных медиаотделов. Также крайне важно разделение полномочий при работе с интернет-ресурсами. Например, сейчас многие сотрудники администраций совмещают такие направления работы, как РИ, работа со СМИ, работа с системой «Инцидент-Менеджмент» и т.д. При этом ведением официальных ак-каунтов в социальных сетях и работой с обращениями в интернете должны заниматься разные люди. Также на этом уровне необходимо закрепление должностных инструкции по каждому направлению работы.
4. До сих пор большой проблемой остается кадровый вопрос - на муниципальном уровне не хватает специалистов с профильными навыками по ведению эффективной коммуникации в интернете. Кроме того, условия работы на местном уровне для многих специалистов в сфере медиакоммуникаций не являются привлекательными: так, в числе вызывающих недовольство факторов - низкие заработные платы и зачастую ненормированный график работы. Поэтому, прежде всего, необходимо начать с создания благоприятных для работы условий.
Кроме того, необходимо внедрять в образовательные программы блоки о специфике политической коммуникации в социальных сетях, например, на базе высшего образования с профильными направлениями: «Политология», «Государственное и муниципальное
управление» и т.д. Также рекомендуется организовать специализированные программы на базе дополнительного образования.
5. Методический уровень, подразумевающий постоянную работу по совершенствованию и повышению качества навыков специалистов по медиакоммуникациям в ОМСУ. На данный момент этот процесс организован на базе ЦУР Саратовской области, который также является центром цифровых компетенций в соцмедиа. Тем не менее у специалистов остро ощущается недостаток в мероприятиях по обмену опытом в сфере коммуникаций и практи-ко-ориентированных семинаров.
6. Мотивационный уровень, в рамках которого можно создать целый спектр мероприятия по повышению интереса к ведению соцмедиа. Во-первых, это регулярное рейтингование муниципальных образований по ведению социальных сетей. Эта работа проводится, но нерегулярно. Кроме того, рейтингование и оценку проводят разные организации, чьи методики могут отличаться, а потому приведение их к единому стандарту тоже необходимо. Во-вторых, проведение мероприятий по награждению специалистов и администраций, которые показали себя лучшим образом или предложили эффективные практики в сфере коммуникаций.
7. Координационный уровень. Необходимо создание координационного центра или передача таких полномочий одной из структур, которая поможет сбалансировать поступающие на местный уровень задачи в сфере коммуникаций.
Стоит отметить, что без многостороннего подхода к организации политической коммуникации на местном уровне со стороны федеральной и региональной власти, органов местного самоуправления эффективность работы в медиа останется на текущем уровне, а проблемы будут только усугубляться.
Список литературы
1. Балынская Н. Р., Ибрагимова О. В., Чуприн В. В., Волков С. Ю. Специфика информационных рисков в системе муниципального управления современ-
ной России // Вопросы управления. 2019. № 6 (61). С. 15-24. https://doi.org/10.22394/2304-3369-2019-6-15-24, EDN: ZUONCT
2. Киселева И. А., Искаджян С. О. Информационные риски: методы оценки и анализа // ИТпортал, 2017. № 2 (14). URL: http://itportal.ru/science/economy/in-formatsionnye-riski-metody-otsenk/ (дата обращения: 27.03.2024).
3. Марков А. А. Понятие и характеристика информационных рисков, опасностей и угроз в современном постиндустриальном обществе // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. 2010. № 1 (11). С. 123-129.
4. Паводок 2023 // Глава Воскресенского района 64. URL: https://t.me/denispavlov_vmr/2081 (дата обращения: март 2024 г.).
5. Продолжаю контролировать ситуацию с паводком в Петровске // Александр Гречихо. URL: https://t. me/petrovsk64_glava/10342 (дата обращения: 27.03.2024).
6. В администрации Петровского района идёт приём документов для оказания единовременной материальной помощи жителям // Александр Гречихо. URL: https://t.me/petrovsk64_glava/10385 (дата обращения: 27.03.2024).
7. Сегодня произошёл несчастный случай в селе Ти-торенко // Дмитрий Плеханов. URL: https://t.me/ plehanovdp/788 (дата обращения: 28.02.2024).
8. Распопова С. С., Богдан Е. Н. Фейковые новости: природа происхождения // Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 11 (407). С. 48-53. EDN: YLQNIF
9. В Энгельсе сбит украинский беспилотник: Как БПЛА долетел и где их клепали // Комсомольская правда. URL: https://www.kp.ru/daily/27490/4700495/ (дата обращения: 28.02.2024).
10. Захарова А. Д. Публичная деятельность глав муниципальных образований в социальных сетях // Современные технологии управленческого образования (к 100-летию Саратовского Комвуза) : сб. науч. ст. Саратов : Поволжский ин-т управления им. П. А. Столыпина - филиал РАНХиГС, 2023. С. 182-188.
11. Захарова А. Д. Особенности политической коммуникации органов местного самоуправления в социальных сетях // Молодой ученый. 2023. № 23 (470). С. 423-425. https://moluch.ru/archive/470/103935/ ?ysclid=lvyxb8e19p758130469 (дата обращения: 28.02.2024).
Поступила в редакцию 10.04.2024; одобрена после рецензирования 26.04.2024; принята к публикации 06.05.2024; опубликована 30.08.2024 The article was submitted 10.04.2024; approved after reviewing 26.04.2024; accepted for publication 06.05.2024; published 30.08.2024