УДК 352.075
Лавренко Е.А., к.э.н.
доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление»
Торохтий В.В. студент магистратуры 2 курс Институт менеджмента
ФГБОУВО «Оренбургский Государственный Университет» Россия,
г. Оренбург
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Аннотация: в статье осуществлен анализ состояния информатизации деятельности органов местного самоуправления и рассмотрены существующие информационно-коммуникационные технологии. Выявлено, что информационные технологии способствуют эффективному взаимодействию органов муниципальной власти и граждан, а также повышают качество управления. Кроме того, предложены рекомендации по совершенствованию информационных технологий в муниципальных органах.
Ключевые слова: информационные технологии, местное самоуправление, органы местного самоуправления, муниципальное образование, информатизация.
Lavrenko E.A. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department "State and Municipal Management"
Torokhtiy V. V. graduate student 2 year Institute of Management Orenburg State University Orenburg, Russia
IMPROVEMENT OF INFORMATION TECHNOLOGY IN LOCAL
GOVERNMENT
Abstract: the article analyzes the state of Informatization of the activities of local governments and considers the existing information and communication technologies. It is revealed that information technologies contribute to the effective interaction of municipal authorities and citizens, as well as improve the quality of management. Besides, the main directions of improvement of information technologies in municipal authorities are allocated.
Keywords: information technologies, local self-government, local self-government bodies, municipal education, Informatization.
На современном этапе развития России органы местного самоуправления играют важную роль в управлении государством. Местное самоуправление является основой для принятия управленческих решений на более высоких уровнях власти, поскольку именно муниципальные органы решают вопросы, относящиеся к обеспечению жизненных потребностей
граждан муниципального образования. Важным преимуществом муниципальных органов является гибкость и оперативность их деятельности как в вопросах управления, так и в вопросах обслуживания населения. Но в современных динамичных условиях деятельность любого управляющего субъекта, в том числе и муниципальных органов, невозможна без внедрения и эффективного использования информационных технологий, позволяющих создавать эффективные механизмы взаимодействия власти и общества, а также модернизировать деятельность власти в целом и отдельных ее подразделений.
Внедрение современных информационных технологий в деятельность органов местного самоуправления обусловлено:
- повышенной динамичностью изменения обстановки в современном обществе;
- необходимостью учета значительного числа факторов и ограничений при обеспечении жизнедеятельности территорий;
- накоплением и необходимостью обработки больших объемов достаточно разнородной информации [6].
Информатизация органов местного самоуправления является одним из важнейших направлений во внедрении информационных технологий в процесс управления государством.
Активное внедрение и широкое применение информационных технологий в деятельности органов МСУ - один из важных факторов повышения уровня социально-экономического развития муниципального образования, позволяющий оперативно доводить информацию органов власти до населения, и, наоборот, населению информировать об имеющихся проблемах.
Для создания целостной и эффективной системы использования информационных технологий, при которой граждане получают максимум выгод, была разработана государственная программа «Информационное общество (2011-2020)». Приоритеты Программы определены Концепцией и Стратегией развития информационного общества в РФ, утвержденной Президентом РФ 7 февраля 2008 г. №Пр-212.
Информатизацией управления является процесс организации информационно-технологической среды для удовлетворения информационных потребностей органов власти на разных уровнях, взаимодействующих с ними организаций и граждан.
В РФ, по данным на 2016-2018 годы, оснащенность и использование ИКТ в ОМСУ достигли следующего уровня, представленного на рисунке 1.
120 100 80 60 40 20 0
95.297.498-8 ^94.597.2
51.6
20.5
23.9
Персональные Интернет Веб-сайт Облачные компьютеры сервисы
12016 год и 2017 год и2018год
Рисунок 1 - Уровень оснащенности и использования ИКТ органами местного управления в РФ в 2016-2018 гг. (в процентах от общего числа органов местного самоуправления РФ)
Так, на сегодняшний день практически завершен этап оснащения органов местного самоуправления современной вычислительной техникой и создания соответствующей информационно -технологической и коммуникационной инфраструктуры обеспечения их деятельности, с помощью которых специалист может обрабатывать тексты, посылать и принимать сообщения, участвовать в совещаниях, организовывать и вести личные архивы документов, выполнять расчеты и получать готовые результаты в табличной или графической форме. Персональные компьютеры уже существуют во всех органах местного самоуправления, частично используются локальные компьютерные сети.
Важную роль в информационном обеспечении муниципальной деятельности играют специальные программные средства и базы данных.
Специальные компьютерные программные средства нацелены на решение задач определенного класса и включают в себя:
- системы электронного документооборота;
- системы для осуществления финансовых расчетов в электронном виде;
- электронные справочно-правовые системы;
- системы для решения организационных, управленческих и экономических задач;
- системы для управления закупками и продажами товаров, работ и
услуг;
- системы предоставления доступа к базам данных через глобальны информационные сети;
- обучающие программы;
- системы для проектирования;
- редакционно-издательские системы.
Специальные программные средства могут быть представлены в виде муниципальной специализированной информационной системы или программного комплекса. В таблице 1 в роли примера приведена часть специализированных муниципальных информационных систем и программных комплексов, используемых различными структурными и функциональными подразделениями органов местного самоуправления Российской Федерации.
Таблица 1
Муниципальные информационные системы и программные комплексы
для ОМСУ РФ
Название Назначение программного средства
Информационная система «АРМ Муниципал». Основное назначение системы «АРМ Муниципал» - облегчение ведения базы данных нормативно-правовых актов муниципальных образований в субъектах федерации. Система «АРМ Муниципал» представляет собой средство автоматизированного ведения нормативно-правовых актов муниципальных образований непосредственно в самих муниципальных образованиях, с возможностью выгрузки их по каналам связи или на любом электронном носителе в региональную базу данных субъекта РФ, с последующим получением результатов юридической обработки.
«АРМ ЕС ОГ» -автоматизированно е рабочее место единой сети обращения граждан. Специализированное программное обеспечение, устанавливаемое на ПК рабочих мест уполномоченных лиц, работников, сотрудников органов власти и органов местного самоуправления для автоматизации основных рабочих процессов с текстами заявителей и обращениями граждан.
«АРМ Нотариат -ОМСУ» Программное обеспечение для автоматизации подготовки, хранения, отправки нотариальных документов в региональную нотариальную палату должностными лицами органов местного самоуправления.
«Бюджет-СМАРТ» Программный комплекс «Бюджет-СМАРТ» предназначен для автоматизации процессов составления, анализа и исполнения бюджета субъекта и бюджетов муниципальных образований.
Программный комплекс «Собственность-СМАРТ» Основное назначение - автоматизация функций органов местного самоуправления по организации и управлению муниципальной собственностью.
Программный комплекс «Муниципальное самоуправление- СМАРТ» Предназначен для комплексной автоматизации деятельности органов местного самоуправления для решения административных и управленческих задач. Позволяет повысить эффективность реализации полномочий муниципалитетов по осуществлению различных видов учета, обеспечить централизацию информации для проведения эффективной муниципальной политики, а также организовать электронное взаимодействие ОМСУ с различными учреждениями и органами власти.
Программный комплекс «Проект-СМАРТ Про» Назначение программного комплекса заключается в автоматизации процессов проектирования бюджета.
Кроме того, в условиях постоянных изменений в российском законодательстве многим специалистам органов местного самоуправления
необходим непрерывный доступ к актуальной правовой информации. Одним из вариантов решения данного вопроса являются компьютерные справочно-правовые системы. Справочно-правовая система представляет собой компьютерную базу данных, содержащую тексты указов, постановлений и решений различных государственных органов. В России органами местного самоуправления используются три основные справочно-правовые системы: «КонсультантПлюс», «Гарант» и «Кодекс».
На рисунке 2 представлена динамика использования специальных программных средств органами местного самоуправления РФ в 2016 -2018 гг.
90
123456789 и 2016 год и 2017 год м 2018 год
Специальны« программные средства:
1 - системы электронного документооборота 1 - для осуществления финансовых расчетов
и электронном вид« 3 - электронны« справочно-пр-авовые системы к - для решения организационных, улраел«нческнх и экономических задач
Ь - для управления закутками и продажами товаров, работ,услуг
6 - для предоставления доступа к {¡азам данных
через глобальные информационные сети
7 - обучающие программы Б - для проектирования
9 - реакционно-издательские системы
Рисунок 2 - Статистика использования специальных программных средств органами местного самоуправления РФ в 2016 -2018 гг. (в процентах от общего числа органов местного самоуправления РФ)
Стоит отметить, что современные технологии построения информационных систем почти не применяются и, в основном, используется лишь прикладное программное обеспечение, которое находит применение только в экономической деятельности и делопроизводстве.
Наряду со специальными программными средствами широкие возможности для совершенствования муниципального управления открывает и Интернет. В ОМСУ РФ в 2016-2018 годах Интернет использовался в следующих направлениях (целях):
- использование электронной почты;
- поиск информации в сети;
- осуществление банковских и других финансовых операций;
- профессиональная подготовка персонала;
- проведение видеоконференций;
- внутренний и внешний наем персонала;
- подписки на доступ к электронным базам данных, электронным библиотекам на платной основе;
- телефонные переговоры через Интернет/VoIP.
На рисунке 3 представлена статистика использования сети Интернет органами местного самоуправления в вышеуказанных целях в 2016 -2018 годах (в процентах от общего числа ОМСУ РФ)/
1 - использование электронной почты
2 - поиск информации а сети
j - осуществление банковских и других финансовых операций
4 - профессиональная подготовка персонала
5 - проведение видеоконференции
Ь - ынутранний или бнешнийпаем персонала 7 - подлиска на доступ к электронным базам данные электронным библиотекам на платной основе В - телефонные переговоры через и^те-рнет/VaIP
Рисунок 3 - Направления использования сети Интернет органами местного самоуправления в 2016-2018 гг. (в процентах от общего числа органов местного самоуправления РФ)
Так, из рисунка 3 видно, что сеть Интернет применяется органами местного самоуправления РФ в основном лишь для использования электронной почты и поиска информации в сети. Процент пользования сетью Интернет в других целях, несомненно, ежегодно, возрастает, однако данные цели являются второстепенными.
На уровне интернет-технологий также является возможным создание обратной связи ОМСУ с населением на основе электронных ресурсов. Например, наиболее эффективно возможности Интернета используются при создании официального сайта органов местного самоуправления муниципального образования, который представляет собой муниципальную информационную систему общего пользования, размещенную в сети Интернет, в состав которой входят информационные ресурсы, содержащие информацию о деятельности администрации муниципального образования, подведомственных ей муниципальных предприятий и учреждений, необходимую гражданам и организациям для обеспечения их прав и законных интересов.
Использование Интернет-технологий в муниципальном управлении предоставляет многочисленные возможности, основными из которых являются:
1. Повышение конкурентного потенциала, инвестиционной привлекательности муниципального образования, так как создается имидж прогрессивной администрации и положительный образ муниципального образования как места проживания и работы;
2. Повышение качества отношений с жителями и организациями:
- сокращение времени на получение требуемой информации;
- обеспечение круглосуточного доступа;
- возможность из любого места (дома, офиса) получить необходимую информацию.
В соответствии со статьей 13 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация, размещаемая органами местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети Интернет должна содержать:
1) общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления
2) информацию о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления,
3) информацию об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, а также о мероприятиях, проводимых государственным органом, органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций органа местного самоуправления;
4) информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
5) информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях;
6) тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления;
7) статистическую информацию о деятельности органа местного самоуправления;
8) информацию о кадровом обеспечении органа местного самоуправления;
9) информацию о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления [1].
В результате выполнения мероприятий по информатизации органов местного самоуправления во многих муниципальных образованиях функционирует аналог электронного правительства - «электронный муниципалитет». Под электронным муниципалитетом следует понимать сетевую информационно-коммуникационную инфраструктуру местного самоуправления, обеспечивающую оказание муниципальных услуг гражданам и хозяйствующим субъектам, достоверное и оперативное информирование населения о деятельности органов местного самоуправления, социально-экономических и общественно-политических процессах, протекающих в муниципальном образовании, на основе применения информационно-коммуникационных технологий.
В структуру электронного муниципалитета, как правило, включаются общие инфраструктурные элементы, представленные на рисунке 4.
Рисунок 4 - Структура электронного муниципалитета
Главным элементом «электронного муниципалитета» является возможность предоставления муниципальных услуг гражданам и организациям в электронном виде посредством сети Интернет.
Для сопровождения вышеперечисленных внедряемых информационных технологий в организационную структуру органов местного самоуправления включаются следующие специалисты:
- системные администраторы локальных вычислительных сетей, имеющие соответствующую квалификацию и обладающие навыками администрирования компьютерных сетей;
- специалисты по информационной безопасности для решения задач защиты информации от несанкционированного доступа, разрушения или потери информации вследствие воздействия на информационные каналы, коммуникационное оборудование, системное и прикладное программное обеспечение, а также соблюдения государственной тайны;
- программисты, внедряющие и отвечающие за работоспособность локальных решений подразделений [8].
Работа и обслуживание указанных систем предусматривают соответствующий уровень квалификации муниципальных служащих, которые должны быть обучен работе с данными системами, знать назначение и порядок функционирования всех их дополнительных модулей. Процесс работы с электронными документами (создан/е согласование, подписание, регистрация, хранение, организация электронного архива документов), равно как и работа на аппаратно-программных средствах создания электронных документов, не должны вызывать у сотрудников сложностей.
Итак, на основании вышерассмотренных информационных технологий, применяемых органами местного самоуправления Российской Федерации, проанализируем уровень использования информационно-коммуникационных
технологий в администрации муниципального образования Домбаровский район Оренбургской области.
На сегодняшний день в исполнительно-распорядительном органе Домбаровского района сформирована информационно-технологическая и коммуникационная инфраструктура, представленная в таблице 2. Сопровождение нижеуказанных информационных технологий согласно штатному расписанию осуществляет один главный специалист по технической защите информации администрации Домбаровского района.
Таблица 2
Информационно-коммуникационные технологии администрации МО _Домбаровский район_
Вид оснащения Уровень оснащения
Современная техника Все отраслевые и функциональные структурные подразделения администрации МО Домбаровский район оснащены компьютерами, а также оргтехникой, такой как принтеры, сканеры и многофункциональные устройства. Помимо компьютерной техники отделы оснащены стационарными телефонами. В общем отделе администрации установлен факс для передачи и приема информации из органов государственной власти Оренбургской области и различных организаций.
Специальные программные средства Из существующих специальных программных средств в администрации МО Домбаровский район используются лишь такие специализированные муниципальные информационные системы, как «АРМ Муниципал», «АРМ ЕС ОГ» и «Бюджет СМАРТ». Так же используется справочно-правовая система нормативно-правовых актов «КонсультантПлюс». В большей степени в своей деятельности специалистами администрации используется прикладное программное обеспечение общего назначения - MS Word, MS Excel, MS Access, MS Outlook; специалистами бухгалтерии - прикладное ПО специального назначения, 1С:Бухгалтерия.
Сеть Интернет В администрации Домбаровского района сеть Интернет используется в следующих направлениях: - обеспечение электронного документооборота в организации путем отправки документов по электронной почте специалистами друг другу; - поиск информации в сети; - проведение видеоконференций главы Домбаровского района и его заместителей с главами других МО Оренбургской области; - поиск персонала через сайты trudvsem.ru и szn.orb.ru; - поиск и закупка товаров, работ, услуг через сайт zakupki.gov.ru
Веб-сайт Администрация имеет свой сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://mo -dm.orb.ru/, который является официальным источником информации муниципального образования - Домбаровский район и администрации Домбаровского района, а так же средством взаимодействия с гражданами.
Проанализируем более подробно содержание действующего сайта администрации Домбаровского района, используя следующие критерии:
1) Полнота содержания (оценивается через наличие информации об основных аспектах деятельности администрации и, что особенно важно, через возможность общения, обращений).
2) Оперативность обновления, которая оценивается через актуальность информации (насколько стара информация).
3) Частота посещения сайта.
4) Наличие средств обращений граждан к представителям администрации.
Структура сайта администрации Домбаровского района информационно насыщенна, дает представление обо всех основных направлениях деятельности администрации муниципального образования. Кроме того, имеется новостной раздел, в котором размещается актуальная информация, которая может быть интересная и полезна для жителей Домбаровского района.
Все основные аспекты деятельности администрации так или иначе освещены, представлены соответствующими документами. Информация о постановлениях Главы района и решениях Совета Депутатов размещается в первые два дня после их подписания и принятия. Вместе с тем, документы, касающиеся, например, инвестиционной деятельности или муниципальных закупок, датированы лишь 2015 - 2016 гг., что является показателем того, что информация на сайте является актуальной не в полной мере.
Об интенсивности посещения сайта судить трудно, поскольку сайт не обеспечен развернутой статистикой, она осуществляется на главной странице службой «Спутник/Аналитика» в виде статистики за текущие сутки: просмотры, визиты, посетители. В среднем в будний день на сайте 142 просмотра, 49 визитов и 46 посетителей, в выходной день - 54 просмотра, 22 визита и посетителя.
Сайт администрации Домбаровского района ориентирован на взаимодействие с населением, поскольку содержит такой раздел, как «Интернет-приемная».
Однако, стоит отметить, что сайт не ориентирован на обратную связь, поскольку в Интернет-приемной отсутствует возможность получения ответа в электронной форме. Кроме того, на сайте также отсутствуют форумы и такие разделы, как «Гостевая книга» и «Вопрос-ответ».
Сайт администрации Домбаровского района является информационно насыщенным, однако размещенная на нем информация не в полной мере отвечает требованиям Федерального закона РФ от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Несмотря на все положительные моменты внедрения информационных технологий, существуют и отрицательные факторы, задерживающие развитие
информационно-коммуникационных технологий в органах местного самоуправления РФ:
- отсутствие программы информатизации муниципального образования (движения к информационному обществу, электронного правительства);
- отсутствие в бюджетах муниципальных образований отдельной строки «Информатизация органа местного самоуправления»;
- отсутствие в муниципальных образованиях системы мероприятий и мер по развитию информационно-коммуникационной инфраструктуры муниципального образования;
- низкий уровень профессиональной компетентности специалистов в области информационно-коммуникационных технологий или отсутствие нужного количества специалистов.
Вместе с тем, в МО Домбаровский район существует ряд проблем, препятствующих эффективному использованию информационных и телекоммуникационных технологий в целях повышения качества жизни граждан и совершенствования системы местного самоуправления, таких как:
- низкие темпы внедрения системы электронного документооборота в деятельность администрации, разнородность информационных систем и разрозненность информационных ресурсов;
- недостаточное развитие современной информационной среды для взаимодействия ОМСУ с населением.
Решением данных проблем может послужить внедрение аналога «Электронного правительства» - «Электронного муниципалитета» и создание «внутреннего контура Электронного муниципалитета».
Электронный муниципалитет предполагает «безбумажные» технологии, предусматривающие создание электронных систем оборота документов и обмена сопутствующей информацией, а также взаимодействие «бумажной» и «безбумажной» систем между собой для поэтапного освобождения от внутренних «бумажных технологий». Многочисленные обращения граждан и организаций в муниципальные органы порождают огромное количество документов, требующих оперативной систематизации. Работа с бумажными носителями оказывается трудоемким занятием для чиновников, что снижает качество и скорость предоставления самой услуги. Внедрение «Электронного муниципалитета» предполагает не только перевод документов в электронный формат с бумажных носителей, но и функционирование маршрутизации документов, автоматическое отслеживание текущего статуса, системы полнотекстового поиска и архивного строения [3].
Реализация модели электронного муниципалитета в местном самоуправлении позволит снизить степень информационного неравенства, повысить прозрачность и контролируемость местной власти со стороны общества, сократить влияние человеческого фактора в деятельности чиновников на местах, привлечь к управлению широкие слои населения территории.
Формирование на территориях муниципального образования «электронного муниципалитета» позволит также повысить уровень технологической осведомленности населения.
Согласно национальному проекту «Цифровая экономика» на период 2019-2024 гг. одной из основных его задач является «внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей». Поскольку именно на местном уровне осуществляется основное взаимодействие государства и общества, осуществлять совершенствование информационных технологий нужно с нижнего - местного уровня. Возможность решения при помощи Интернет-порталов предоставления муниципальных услуг наиболее актуальных для каждого повседневных вопросов (таких как образование, здравоохранение, культура), позволит гражданам на практике убедиться в удобстве электронных форм получения услуг и постепенно перейти к использованию государственных услуг, предоставляемых на региональном и федеральном уровнях, посредством сети Интернет
От того, насколько успешен будет процесс внедрения информационного взаимодействия власти и населения на местном уровне, напрямую зависит восприятие обществом цифровых технологий, внедряемых государством, для оказания государственных услуг.
«Внутренний контур электронного муниципалитета» - представляет собой специализированный ресурс пользовательского (т. е. ограниченного) доступа, состоящий из следующих разделов:
1) электронный документооборот,
2) интегрированная система организационного управления,
3) информационно-аналитическая система,
4) муниципальные услуги.
Использование в деятельности органов местного самоуправления Домбаровского района подобной так называемой внутрикорпоративной Интернет-сети позволит муниципальным служащим в он-лайн режиме рассматривать, согласовывать документы и материалы на предстоящие совещания, формировать ответы на запросы и многое другое. Также, система позволит контролировать и учитывать количество поступивших и подготовленных документов, сроки исполнения документов, что намного облегчит работу органов местного самоуправления в части оборота документов. Кроме того, данная система позволит работать удаленно. А это означает, что руководители, имея ноутбуки, прошедшие специальное категорирование, смогут свободно пользоваться системой электронного документооборота и за пределами своего рабочего места [5].
Необходимым является совершенствование и нормативно-правовой базы по вопросам внедрения и использования информационно-
коммуникационных технологий в органах местного самоуправления Домбаровского района.
Таким образом, при осуществлении деятельности по указанным направлениям и грамотном внедрении информационных технологий повышается не только качество управления, но и эффективность взаимодействия органов местного самоуправления с населением.
Кроме того, внедрение современных технологий в деятельность местного самоуправления - залог качественного и эффективного муниципального управления в частности, и всего государственного управления в целом.
Использованные источники:
1. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // СПС «Консультант» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_84602/ - 24.03.2019 г.
2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
3. Аминов И.Р. Электронный муниципалитет / А.Р. Аминов // Теория и практика современной юридической науки - 2016. - №3. - С. 15-18.
4. Желдыбина Ю.В., Исаенко Ю.С. Информатизация органов местного самоуправления / Ю.В. Желдыбина, Ю.С. Исаенко // Экономические науки -2018. - №4. - С. 917-920.
5. Зарипова С.Р. Информационно-коммуникационные технологии в деятельности органов местного самоуправления в Республика Татарстан / С.Р. Зарипова // Марийский юридический вестник - 2015. - №1(12). - С. 118-121.
6. Зотов В. Б. Современные информационные технологии как средство повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления / В.Б. Зотов // Муниципальная академия - 2017. - №4. - С. 8-20.
7. Официальный сайт Администрации Домбаровского района [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mo-dm.orb.ru - 21.03.2019
8. Шамарова Г.М. Информационные технологии в муниципальном управлении: проблемы и перспективы развития / Г. М. Шамарова // Практика муниципального управления. - 2013. - № 12. - С. 68-75.