Научная статья на тему 'Внешние и внутренние факторы формирования интеллектуального потенциала современного российского студенчества'

Внешние и внутренние факторы формирования интеллектуального потенциала современного российского студенчества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
561
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РОССИЙСКОЕ СТУДЕНЧЕСТВО / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руденко Анна Николаевна

В статье отмечается, что на формирование и развитие интеллектуального потенциала студенческой молодежи оказывают воздействие две группы факторов: внутренние и внешние факторы. В целом, в рамках проведенного непосредственно автором прикладного социологического исследования, включившего анкетный опрос представителей студенчества Ростовской области, была предпринята попытка выявить наиболее значимые факторы, влияющие на функционирование системы научно-исследовательской деятельности студентов, способствующей развитию их интеллектуального потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Руденко Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внешние и внутренние факторы формирования интеллектуального потенциала современного российского студенчества»

УДК 316

Руденко Анна Николаевна Anna N. Rudenko

соискатель. applicant.

Южно-Российский государственный Southern Russian state

политехнический университет (НПИ) polytechnical university (NPI)

имени М.И. Платова of M.I. Platova

[email protected] [email protected]

Внешние и внутренние

факторы формирования интеллектуального потенциала современного российского студенчества

Аннотация. В статье отмечается, что на формирование и развитие интеллектуального потенциала студенческой молодежи оказывают воздействие две группы факторов: внутренние и внешние факторы. В целом, в рамках проведенного непосредственно автором прикладного социологического исследования, включившего анкетный опрос представителей студенчества Ростовской области, была предпринята попытка выявить наиболее значимые факторы, влияющие на функционирование системы научно-исследовательской деятельности студентов, способствующей развитию их интеллектуального потенциала.

Ключевые слова: интеллектуальный потенциал, российское студенчество, внешние и внутренние факторы.

External and internal

factors of formation of intellectual potential of modern russian students

Annotation. Two groups of factors make impact on formation and development of intellectual potential of student's youth: internal and external. In general, within the applied sociological research conducted directly by the author which has included questionnaire of representatives of students of the Rostov region made an attempt to reveal the most significant factors influencing functioning of system of the research activity of students promoting development of their intellectual potential.

Keywords: intellectual potential, Russian students, external and internal factors.

На формирование и развитие интеллектуального потенциала студенческой молодежи оказывают воздействие две группы факторов: внутренние и внешние факторы. В качестве внешних факторов выделяются условия, созданные в рамках конкретного учебного заведения, необходимые для обеспечения образовательного процесса, организации научно-исследовательской деятельности студентов. Они связанны - -

зации учебного процесса, научно-исследовательской деятельности студентов, профессиональной компетенцией профессорско-преподавательского состава вуза, наличием или отсутствием современных технологий обучения и т.д.

Ко второй группе факторов относится система ,

,

к развитию собственного интеллектуального потенциала, что можно определить как интеллектуальную направленность личности. Соответственно, внутренние факторы включают ценностные ориентации представителей студенческой молодежи, связанные с развитием их интеллек-. ,

здесь идет о круге ценностных ориентаций молодежи, связанных с развитием ее интеллекту, -

туально развивающие виды деятельности учебного и вне учебного характера.

Интеллектуальный потенциал студенчества имеет двухкомпонентную структуру, включающую реализованный и нереализованный потенциал. Если реализованный потенциал представляет собой выявленные знания и способности

индивида, то нереализованный, соответственно, ,

структурной композиции будут занимать развивающиеся знания и способности. Эффективное развитие интеллектуального потенциала студента зависит от создания в вузе соответствующих условий для его развития, что предусматривает формирование в конкретном учебном заведении интеллектуально развивающей среды.

Что касается профессиональной компетентности

,

вузами современных технологий обучения, на-

обеспечения образовательного процесса, то

здесь ситуация в настоящее время является достаточно благополучной, поскольку высшие учебные заведения в современной России регулярно подвергаются мониторингу, проходят различные аттестации, аккредитации и т.д. Как подчеркивается в специальных исследованиях, «современные российские вузы обладают широким

, -

лями квалификации профессорско-преподава-

,

подготовки кадров высшей квалификации» [1]. В то же время, для эффективного развития интеллектуального потенциала этого недостаточно, поскольку неотъемлемым компонентом последнего является креативная составляющая, связанная с формированием у студентов способности к осуществлению работ по созданию инно-,

проблем. Рассматриваемый инновационный потенциал студенчества как элемент интеллектуальной культуры представителей данной соци--

сформирован исключительно в процессе творческой деятельности студентов на основе специально организованной в рамках вуза научно.

По справедливому замечанию И. В. Скобляковой . . , -

бота студентов выступает в качестве основы развития их интеллектуального потенциала, поскольку она формирует готовность к самообразованию, создает основу для непрерывного образования, обеспечивает возможность для по, -

туального совершенствования. По мнению дан, ,

значительная часть студентов первого курса учатся ниже своих возможностей, обусловлено в первую очередь отсутствием навыков самостоятельной работы [2]. По этой причине работа высшего учебного заведения в целом и деятельность каждого конкретного преподавателя в частности должны быть организованы таким обра,

-

, -

лять самостоятельную работу, связанную, в том числе, и с научными исследованиями. Необходимо отметить, что именно научно-исследовательской деятельности студентов в настоящее время уделяется особое внимание, поскольку на современном этапе развития нашей страны приобрели особую актуальность проблемы воспроизводства научных и научно-педагогических кадров [3], разработка эффективных механизмов стимулирования научных исследований студентов и молодых ученых. Как подчеркивают авторы монографии, посвященной социальным аспектам активизации научно-исотедовательской деятельности студентов вузов, вовлечение представителей студенческой молодежи сейчас является важнейшей государственной задачей, а в качестве основных целей организации и развития - -

сти вузовских студентов выступают повышение уровня научной подготовки специалистов и выявление перспективных кадров для последующего обучения в магистратуре и аспирантуре,

пополнения кадровых ресурсов для педагогической и научной деятельности в рамках различных организациях и учреждениях страны [4].

Эффективная система организации научно-исследовательской деятельности студентов в

высших учебных заведениях включает выявле-, -

тивацию и способности к научным исследовани-

,

для развития и внедрения различных форм научной творческой деятельности студенческой молодежи, основанных на современных научно-

методических разработках и опыте развитых , -

тами навыков самостоятельной и коллективной

,

научных исследований и т.д. Значение научно-исследовательской деятельности студенчества заключается в том, что она способствует развитию организационных, информационных, интеллектуальных и коммуникативных умений и навыков. Что касается интеллектуальных умений, то владение ими выступает в качестве необходимого условия развития мыслительной деятельности молодых людей. Формируемые в ходе научно-исследовательской деятельности интеллектуальные умения можно рассматривать как свидетельство владения обучающимся индивидом научным методом познания; они также являются инструментарием в исследовательской деятельности и способствуют развитию теоретического мышления [5]. Необходимо отметить, что наряду с развитием интеллектуального потенциала

представителей студенческой молодежи научно, -

мая студентами в процессе обучения в вузе, способствует успешной адаптации будущих выпускников к социально-экономическим реалиям

,

конкурентной рыночной среде, развитию инновационного сознания и поведения специалистов с высшим образованием, реализации собственного интеллектуального потенциала в различных

,

личных и общеполезных целях [6]. К выше сказанному следует добавить, что занятия научно-исследовательской деятельностью, осуществляемые в различных формах самостоятельно вне рамок учебных программ и планов обучения, благоприятствуют рационализации свободного времени студентов, их досуговой активности, отвлечению молодых людей от тех или иных форм девиантно-

го, антиобщественного поведения [7].

,

тверскими социологами, показывают, что именно факторы объективного характера выступают в качестве основных причин, обуславливающих отказ значительной части представителей современной российской молодежи от участия в научно-исследовательской деятельности, а субъективные причины (отсутствие интереса, желания заниматься данным видом деятельности) актуальны лишь в отношении меньшей час-( ) .

зрения В А. Миронова и Э.Ю. Майковой, к числу наиболее значимых проблем НИРС в российских высших учебных заведениях относятся недоста-

точность финансирования научных исследова-

,

;

материально-технической базы в вузе; отсутствие социальных льгот как поощрения за научную

деятельность; отсутствие необходимого инфор-

;

научных контактов с российскими и зарубежны, -

;

студенческих научных работ; отсутствие возможности внедрения студенческих научных разработок в производство; незаинтересованность преподавателей [8].

В то же время, как показали результаты эмпири-, -

ными учеными на основе социологических опросов студенчества московских вузов, студенты осознают, что научно-исследовательская работа оказывает позитивное воздействие на развитие - .

,

положительно относятся к НИР и к тем условиям, которые созданы для ее проведения в рамках соответствующих учебных заведений, даже несмотря на то обстоятельство, что значительная часть обучающихся не вовлечена в рассматриваемый вид деятельности. Данное исследование также показало, что отношение к научно-исследовательской работе студентов технических специальностей и гуманитариев характеризуется значительными различиями. При этом если у первых доля тех обучающихся, у кого НИР вызывает интеллектуальное удовлетворение, возрастает в процессе обучения в вузе, от второго курса к четвертому, то у вторых (студен-тов-^манитариев) она, напротив, снижается, что свидетельствует о необходимости более активного вовлечения студентов гуманитарных специальностей в научно-исотедовательскую деятельность [9]. От себя добавим, что мы также стремились исследовать отношение к научно-исследовательской деятельности и ее организации у студентов различных специальностей, в том числе и технических, учитывая отличия в характере обучения данного контингента обучающихся от других категорий студенчества.

, -

но автором прикладного социологического исследования, включившего анкетный опрос представителей студенчества Ростовской области,

была предпринята попытка выявить наиболее , -

вание системы научно-исотедовательской дея-

,

их интеллектуального потенциала. Рассматри-, -

тия интеллектуального потенциала современного российского студенчества, автор стремился в

первую очередь определить характер ценност-, -

лектуальное развитие и совершенствование, отношение последних к различным видам деятельности, занятия которыми способны значительно развить интеллектуальный потенциал .

В итоге проведенного исследования были получены следующие результаты:

1. Неотъемлемым компонентом интеллектуального потенциала студенчества является креа-

, -

нием у студентов способности к осуществлению работ по созданию инноваций, самостоятельному решению сложных проблем: рассматриваемый инновационный потенциал студенчества как элемент его интеллектуальной культуры может быть сформирован исключительно в процессе творческой деятельности студентов на основе специально организованной в рамках вуза научно-исследовательской работы. В рамках проведенного автором прикладного социологического ,

представителей студенчества Ростовской области, была предпринята попытка выявить наиболее значимые факторы, влияющие на функционирование системы научно-исотедовательской , -

витию их интеллектуального потенциала. Полученные эмпирические данные позволили выделить разные факторы, определяющие неучастие

,

желания, отсутствие времени, а также необходимой информации о научно-исотедовательской .

студентов выделила такие причины как отсутствие в вузе материально-технической базы для занятия НИР и отсутствие так называемого мо.

2. Полученные автором исследования эмпирические данные показали, что большая часть студентов оценивают существующие в пределах учебного заведения условия для занятий научно-исследовательской деятельностью как удовлетворительные, при этом благоприятными их считают чуть более трети респондентов-студентов. Значительная часть обучающихся также указала на наличие ограниченного доступа в своих вузах к сети Интернет, лабораторному и другому оборудованию, в то время как научно-исследовательская деятельность в настоящее время невозможна без соответствующего информационно-технического обеспечения. Отсутствие доступа к необходимым информационным базам данных в комплексе с невозможностью использова-

-

способствовать снижению не только количества осуществляемых студентами научно-исследо-, . Наряду с этим, как было установлено автором, значительную часть студентов в период их обучения в высшем учебном заведении не обучают навыкам проведения научных исследований. Социологический опрос показал не очень высокий уровень информированности студентов о проводимых в их вузах научных мероприятиях.

Многие студенты также отметили нехватку вре-

,

занятий научной работой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. В рамках анализа внутренних, субъективных факторов развития интеллектуального потенциала современного российского студенчества, усилия автора были направлены на определение характера ценностных установок, ориента-

ций студентов на интеллектуальное развитие и

,

различным видам деятельности, занятия которыми способны значительно развить интеллектуальный потенциал обучающихся. Как было установлено, в сознании представителей студенческой молодежи имеется одно существенное противоречие, связанное, с одной стороны, с общими представлениями об интеллектуальном потенциале и необходимости развития последнего, а, с другой стороны, с ориентаций на развитие собственных интеллектуальных способностей в период обучения в вузе, готовностью заниматься теми видами деятельности, которые способствуют интеллектуальному совершенствованию обучающихся. Так, достаточно незначительная часть студентов ориентирована на развитие своего интеллектуального и творческого потенциала, расширение кругозора, а также, в частности, на приобретение навыков научно-исследовательской деятельности, занятия наукой в период получения высшего образования.

образовательному процессу и его задачам позволил обнаружить доминирование в этой сфере прагматических установок: значительная часть обучающихся, в частности, отметили, что самым важным для них в период учебы является приобретение практических умений и навыков, необходимых для будущей специальности. В структуре наиболее важных жизненных ценностей представителей современного российского студенчества успехи в учебе также занимают

далеко не первое место, значительно уступая , -

.

студентов в наибольшей степени препятствуют факторы субъективного характера, связанные с отсутствием личной заинтересованности студентов в учебе. Объективные факторы здесь играют не такую большую роль: среди них наиболее значимым является отсутствие должной внимательности и поддержки со стороны преподавателей.

Литература:

1. Лапшин В А. Человеческий потенциал молодежи как источник социокультурных изменений : автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2013. С. 13.

2. . . -ал студентов и его формирование в университете / И.В. Скоблякова, Е.М. Семенова // Материалы IX Международной научно-практической конференции «Аетуальные проблемы бизнес-образования», 8-9 апреля 2010 г. Минск.

3. . . -ность России в условиях кризиса научно-образовательной сферы и роста социального

/ . . , . . , С.И. Имгрунт // Гуманитарий Юга России. 2016. № 2. С. 52-65.

4. Миронов В.А. Социальные аспекты активиза-

-

студентов вузов : монография / В.А. Миронов, Э.Ю. Майкова. Тверь : ТГТУ, 2004. С. 11-12.

5. . . -деятельности студентов в условиях глобализа-

/ . . , . . , . . -

това // Материалы IV Международной научной

,

«

XXI ». . 2. . -

поль : СевКавГТУ, 2010.

6. Gender Analysis of Social Health of Students / A. Vereshchagina, N. Gafiatulina, A. Kumykov, O. Stepanov & S. Samygin // Review of European Studies. 2015. Vol. 7. № 7. P. 223-230. URL: http://www.ccsenet.org/journal/index.php/res/article/ view/48999

7. . .

правосознания учащейся молодежи в современном российском обществе / Е.С. Жидяева,

Literature:

1. Lapshin V.A. Human potential of youth as source of sociocultural changes : avtoref. yew. ... candidate of philosophical sciences. M., 2013. P. 13.

2. Skoblyakova I.V. Intellectual potential of students and his formation at university / I.V. Skoblyakova, E.M. Semenova // Materials IX of the International scientific and practical conference «Actual Problems of a Business Education», on April 8-9, 2010. Minsk.

3. Vereshchagina A.V. Intellectual safety of Russia in the conditions of crisis of the scientific and educational sphere and growth of a social inequality / A.V. Vereshchagina, S.I. Samygin, S.I. Imgrunt // The Humanist of the South of Russia. 2016. № 2. P. 52-65.

4. Mironov V.A. Social aspects of activization of research activity of students of higher education institutions : monograph / V.A. Mironov, E.Yu. May-kova. Tver : TGTU, 2004. P. 11-12.

5. Moisyuk L.A. Rol of research activity of students in the conditions of globalization / L.A. Moisyuk, S.E. Rufullayeva, Z.G. Maksyutova // Materials IV of the International scientific conference of students, graduate students and young scientists «The scientific potential of students in the 21st century». T. 2. Social sciences. Stavropol : CeBKaBfTY, 2010.

6. Gender Analysis of Social Health of Students / A. Vereshchagina, N. Gafiatulina, A. Kumykov, O. Stepanov & S. Samygin // Review of European Studies. 2015. Vol. 7. № 7. P. 223-230. URL: http://www.ccsenet.org/journal/index.php/res/article/ view/48999

7. Zhidyaeva E.S. Features of formation of sense of justice of the studying youth in modern Russian society / E.S. Zhidyaeva, P.S. Samygin, S.I. Samy-

П.С. Самыгин, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 3-1. С. 69-73.

8. Миронов В.А. Социальные аспекты активиза-

-

студентов вузов : монография / В.А. Миронов, Э.Ю. Майкова. Тверь : ТГТУ, 2004. С. 80.

9. -

теме: «Организация научно-исследовательской работы в вузе как проблема качества образования» (на материале мониторинга удовлетворенности студентов организацией НИР) / Руководитель проекта академик РАО ИЛ. Зимняя. М., 2009. . 43.

gin // Humanitarian, social and economic and social sciences. 2015. № 3-1. P. 69-73.

8. Mironov V.A. Social aspects of activization of research activity of students of higher education institutions : monograph / V.A. Mironov, E.Yu. May-kova. Tver : TGTU, 2004. P. 80.

9. Report on research work on a subject: «The organization of research work in higher education institution as a problem of quality of education» (on material of monitoring of satisfaction of students with the NIR organization) / the Project manager the academician of RJSC I.A. Winter. M., 2009. P. 43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.