УДК 316
Любецкий Николай Петрович
кандидат социологических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин Донского государственного технического университета [email protected]
Шевченко Александр Михайлович
доктор социологических наук, профессор кафедры судебной экспертизы и
криминалистики Ростовского государственного экономического
университета
Самыгин Сергей Иванович
доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом и социологии Ростовского государственного экономического университета [email protected] Nikolay . Lyubetsky
candidate of sociological sciences, associate professor of department Sports disciplines of the Don state technical university [email protected] Alexander M. Shevchenko
doctor of sociological sciences, professor of department ofjudicial examination and criminalistics of the Rostov state economic university [email protected] Sergey I. Samygin
doctor of sociological sciences, professor of department of personnel management
and sociology of the Rostov state economic university
Интеллектуальный потенциал студенчества в современной России как стратегический приоритет государственной молодежной политики РФ
Intellectual potential of students in modern Russia as a strategic priority of the state youth policy of the Russian Federation
Аннотация. В статье ставятся проблемы формирования интеллектуального потенциала студенчества. Показана имитационностъ государственно-правовых форм регулирования молодежной политики. Отмечается, что для повышения интеллектуального потенциала студенчества необходимы не столько гуманистически ориентированные формы социально-правового регулирования образовательного, сколько организационные формы, состоящие в снижении уровня имитационности и формальности обучения. Предложена методология ужесточения контроля и создания максимальной степени когнитивного дискомфорта, при котором
ожидается рост интеллектуального потенциала студенчества с одновременным выбытием неспособных студентов.
Ключевые слова: интеллектуальный потенциал, студенчество, человеческий капитал, стратегический приоритет, молодежная политика РФ.
Annotation. The article raises the problem of the formation of the intellectual potential of students. Shown imitation of state-legal forms of regulation of youth policy. It is shown that to increase the intellectual potential of students need not so much a humanistic oriented forms of social and legal regulation of education as organizational forms, consisting in reducing the level of imitating and learning formalities. The methodology of tightening controls and creating a maximum degree of cognitive discomfort which is expected to increase the intellectual potential of students with simultaneous retirement incapable students.
Keywords: intellectual potential, students, human capital, strategic priority, the youth policy of the Russian Federation.
Актуальность исследования интеллектуального потенциала студенчества вполне можно сопоставить с вопросом об актуальности проблемы будущего научного и нормативно-ценностного развития России. Сопряжение интеллектуального потенциала студенчества и будущего России вытекает из характеристики молодежи как части населения, наиболее восприимчивой как к техническим, так и к социальным инновациям [1]. Динамичное развитие современных социальных и государственных форм отношений между гражданским обществом и государством, институтом науки и всей совокупностью других социальных институтов показывает необходимость переосмысления понятия «интеллектуальный потенциал», а также пересмотр признаков социальной группы студенчества в современной России.
«Несмотря на то, что формирование интеллектуального потенциала осуществляется в течение всей жизни индивида, основным периодом его формирования является период обучения в университете» [2]. Основными проблемами формирования перспективного интеллектуального потенциала студенчества являются, во-первых, проблема создания благоприятного социального капитала, способствующего росту продуктивного интеллектуального капитала, во-вторых, проблема снижения уровня имитационности образовательного процесса, в-третьих, налаживание должного уровня нравственного развития студенчества, в-четвертых, использование категории «интеллектуальный потенциал» в качестве универсальной методологической и оценочной нормы, позволяющей разрешение нормативно-ценностных конфликтов на территории российской Федерации.
Сложность формирования элементов социального капитала, позволяющего развитие интеллектуального потенциала молодежи и студенчества, как ее части заключается в герменевтическом характере такого процесса. Это означает, что управление процессом построения структуры
социального капитала для реализации интеллектуального потенциала студентов и выпускников, в свою очередь, требует высокого уровня развития интеллектуальных способностей каждого отдельного студента. Очевидно, что запрос современных форм социального капитала и современных методов социальных взаимодействий может исходить исключительно со стороны уже подготовленных, развитых форм интеллектуального капитала. Таким образом, перед нами, если и не логический, то герменевтический круг, разрешение которого возможно исключительно посредством механизма обратной связи, т.е. с помощью информационной, правовой и экономической взаимной корректировки социального и интеллектуального капиталов.
Еще одной специфической проблемой формирования интеллектуального потенциала студентов является проблема выбора направления обучения. В данном случае, перед обществом и государством стоит дихотомическая задача выбора между, во-первых, ориентацией на классическое образование, подразумевающего приоритет общего развития личности перед развитием специальных трудовых и интеллектуальных навыков и, во-вторых, специальным профессиональным образованием, подразумевающем обратную ситуацию, а именно, акцентуацию на развитии навыков, позволяющих более успешную адаптацию на рынке труда.
Если вариант классического образования подразумевает достижение цели формирования гармоничной личности, и в результате более и менее стабильного общества, обладающего устоявшимися ценностно-нормативным каркасом [3], то при выборе второго варианта неизбежны образовательные лакуны в структуре личности, которые приводят к искажению нравственной и мировоззренческой сфер личности студента. Первый вариант образовательной стратегии большей степени тяготеет к традиционному представлению о роли человека в обществе, что неизбежно приводит общества к консервативному типу управления и со временем тормозит как личную инициативу, так и его общее экономическое развитие.
Во втором варианте образовательной стратегии достаточно четко и ясно отражается чрезмерная специализация современного образования. Приоритет социальной адаптивности и главенство категории успешности индивидуума как цели обучения в вузе, приводит к искаженному образу будущего общества, в котором складывается своеобразная структура отношений между людьми, основным определяющим фактором которой является виссевв-стратификация. Стремление к успеху, его главенство в структуре мировоззрения современного студента переопределяет его отношение к формированию личностной структуры знания, которая проходит путь от естественного и непосредственного детского интеллектуального удивления перед миром до узкоутилитарного прагматистского отношению к знанию как нужной информации по принципу максимизации экономии мышления. Указанные факторы в своей совокупности приводят к искажению мотивационной сферы в структуре личности студента, отчужденному, а подчас и враждебному отношению к необходимости освоения тех или иных научных дисциплин, пристрастному
отношению к преподавательскому процессу, в котором ключевым моментом становится не получение знание, а успешное прохождение всех форм социального контроля [4]. Подобное отношение к обучению хорошо просматривается в современных федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) и учебниках, в которых все чаще достаточно серьезный объем текста отводится обоснованию необходимости освоения конкретной дисциплины. Таким образом, все чаще на страницах учебников авторам приходится обосновывать очевидное - необходимость знаний современным студентам [5].
Подобное отношение современного студента к знаниям как к средству достижения личной успешности, может быть объяснено и усиливающейся доступностью информации с одновременным снижением степени ее достоверности [6]. Действительно, необходимость запоминания и структурирования знаний отпадает в случае наличия возможности постоянного доступа к сети Интернет. Тем самым, смешение понятий «знание» и «информация» приводит к закономерному искажению представления о реальности, следствием чего является дисбаланс когнитивных и нравственных элементов в структуре личности студента, отягощенным слабым представлением о методологии построения личностной когнитивной структуры и интеллектуальном менеджменте.
На формирование интеллектуального потенциала студенчества целенаправленное влияние оказывает государственная молодежная политика. Причем, данное влияние нельзя рассматривать дифференцированно, т.е. учитывать лишь каждый отдельный аспект молодежной политики. Немаловажно учитывать мультипликативный эмерджентный характер молодежной политики в целом, в том числе и эпифеноменальные события, возникающие как непредсказуемые положительные или негативные последствия практической реализации мер молодежной политики.
Первостепенные проблемы российской молодежной политики на период с 2014 до 2025 года изложены в «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденных распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р [7]. В число приоритетных задача государственной молодежной политики входит «создание условий и системы мотивации, способствующих самообразованию молодежи» [8].
В процессе осознания необходимости корректирования интеллектуального потенциала студентов в качестве методологической и оценочной нормы-индикатора немаловажным фактором является понимание Правительством РФ, того факта, что «стратегическим приоритетом государственной молодежной политики является создание условий для формирования личности гармоничной, постоянно совершенствующейся, эрудированной, конкурентоспособной, неравнодушной, обладающей прочным нравственным стержнем, способной при этом адаптироваться к меняющимся условиям и восприимчивой к новым созидательным идеям» [9].
Следствием такого представления о должном образе современной молодежи в «Основах...» предложено такое многозначное понятие, как «созидательное мировоззрение», включающее в качестве своих смысловых элементов как высокий уровень социальной активности молодого человека, так и способность к самостоятельному принятию продуктивных и не противоречащих правовым и моральным нормам решений. Но созидательное мировоззрение невозможно в случае с узкоспециализированным образованием студента, поскольку, фактически элиминирует возможность целостного взгляда на социальную и физическую реальность, исключает возможность построения связей, требующих развитого абстрактного мышления, достигаемого исключительно с помощью эмоционально-когнитивного погружения в общемировую историю и культуру.
Немаловажным фактором накопления положительного потенциала молодежи, в число которых входит и интеллектуальный потенциал студенчества, является формирование его продуктивной системы ценностей. В России, как многонациональной стране, испытывающей проблемы в формировании единых идентификационных маркеров, проблема универсальных ценностей и задача разрешения конфликта ценностей стоит особенно остро [10]. Унификация ценностей населения России невозможна ни на религиозной, ни на идеологической, ни на общемировой глобализационной основе [11]. Но ценности интеллектуального развития студентов и молодежи в целом не вступают в противоречие ни с одной из перечисленных ценностных категорий. Поэтому интеллектуальный капитал студентов может выступать не только в качестве центра приложения воспитательных усилий университета, но и в качестве методологической и ориентационной нормы, обеспечивающей разрешение ситуации конфликта ценностей в многонациональном и многоконфессиональном государстве, а также в качестве индикатора уровня социального развития государства.
Правовые методы формирования благоприятно социально-правовой среды для роста и качественной трансформации интеллектуального потенциала студенчества нашли свое выражение в Федеральном закон №273 -ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», а также распоряжение Правительства РФ от 8.12.2011 г. [12]. Несмотря на правовые усилия законодательных и исполнительных органов власти Российской Федерации, практическая реализация задач, поставленных в данных исследованиях нельзя назвать удовлетворительной, поскольку реализация государственной молодежной политики невозможно без частного педагогического воздействия на каждого отдельного студента. Использования мнимой инновационной стратегии самостоятельного усвоения знаний студентами в условиях информационной интернет-энтропии не оправдывает себя ни в когнитивном, ни в воспитательном аспекте [13]. В данном случае необходимо указать на ложность преставления об университете как сфере услуг. Образовательная стратегия самостоятельного образования, при которой «центральной фигурой . является студент, который стремится осознать реальные приоритетные проблемы, выбирает
способы их решения», в то время, как «преподаватель ... является организатором и консультантом» не оправдывает себя. Выше мы уже упоминали стремление студенчества к максимизации экономии мышления, специализации и ориентации на успешность, подразумевающую имитационность при прохождении социального контроля. Засилье имитационности включает в себя и требование насыщения аудиторий всевозможным электронным оборудованием, которое представляет собой лишь форму, подчас подменяющую собой содержательную сторону педагогического процесса.
Исходя из сказанного, для повышения интеллектуального потенциала студенчества необходимы не столько гуманистически ориентированные формы социально-правового регулирования образовательного, сколько организационные формы, состоящие в снижении уровня имитационности и формальности обучения. Основной посылкой таких организационных форм должна стать строгость отбора студентов в высшие учебные учреждения, что подразумевает снижение количества коммерческих вузов за счет ужесточения требований к их аккредитации. Поскольку университет представляет собой структуру, способствующую росту интеллектуального потенциала студенчества, постольку он должен в максимальной степени создавать все возможные условия для инициации дискомфортного когнитивного состояния каждого отдельного студента. Только в условиях ощущения постоянной когнитивной недостаточности возможен рост будущего интеллектуального потенциала, поэтому современная тенденция «развлекательного образования», насыщенного электронными приборами с одновременной парадоксальной ситуацией конкуренции вузов за студентов, приводит не к росту, а, напротив, к деградации того интеллектуального потенциала, который студент получил во время обучения в средней школе.
Литература
1. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. // Утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р. URL: http://government.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf
2. Скоблякова И.В., Семенова Е.М. Интеллектуальный потенциал студентов и его формирование в университете // Материалы IX Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы бизнес образования». 8-9 апреля 2010 г. г.Минск.
3. Верещагина А.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Ценностный кризис современного образования в исторической проекции и динамике модернизации его парадигмальных оснований в условиях вызовов информационной эпохи // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2016. № 2. С. 74-91
4. Верещагина А. В., Самыгин С. И., Имгрунт С. И. Интеллектуальная безопасность России в условиях кризиса научно-образовательной сферы и роста социального неравенства // Гуманитарий Юга России. 2016. № 2. С. 52-65.
5. Тумайкин И.В., Самыгин С.И. Социально-культурные корректоры науки: от организации к функции // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. - 2015. - №6 - с.250-264.
6. Самыгин С.И., Верещагина А.В., Белов М.Т. Угрозы национальной идентичности в информационном пространстве современного социума и риски информационной безопасности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 4. С. 78-85.
7. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. // Утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р. URL: http://government.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf
8. Там же
9. Там же
10. Скворцов Н.Г., Верещагина А.В., Самыгин С.И. «Русский мир» в социологическом дискурсе о цивилизационной безопасности и национальной идентичности в России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 6-7 // http://online-science.ru/m/products/social_sciense/gid3 702/pg0/
11. Тумайкин И.В. Антропологический механизм конфликта национальных культур и классических идеологий // Социально-гуманитарные знания. - 2012. - №11. С.216-224.
12. Федеральный закон Российской Федерации от 29 октября 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. Федеральный выпуск № 5976 (303). 31.12.2012; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 02.01.2012. №1. Ст.216
13. Руденко А.Н. Самыгин С.И. Интеллектуальный потенциал студенчества в современной России: монография. / А.Н.Руденко; под ред. П.С. Самыгина - М.: РУСАЙН, 2016. -164 с.
Literature
1. Fundamentals of the state youth policy of the Russian Federation for the period till 2025.//Are approved by the order of the Government of the Russian Federation of November 29, 2014 No. 2403-r. URL: http://government.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf
2. Skoblyakova I. V., Semenova E. M. Intellectual potential of students and its forming at university/Materials IX of the International scientific and practical conference "Urgent Problems of a Business Education". On April 8-9, 2010 Minsk.
3. Vereshchagina A. V., Nechipurenko V. N., Samygin S. I. Valuable crisis of modern education in a historical projection and dynamics of upgrade his paradigm of the bases in the conditions of challenges of information era//the Context and a reflection: philosophy about the world and the person. 2016. No. 2. Page 74-91
4. Vereshchagina A. V., Samygin S. I., S. I Imgrunt. Intellectual safety of Russia in the conditions of crisis of the scientific and educational sphere and growth of social inequality//the Humanist of the South of Russia. 2016. No. 2. Page 52-65.
5. Tumaykin I. V., Samygin S. I. Welfare proofreaders of science: from the organization to function//the Context and a reflection: philosophy about the world and the person. - 2015. - No. 6 - page 250-264.
6. Samygin S. I., Vereshchagina A. V., Belov M. T. Threats of national identity in information space of modern society and risks of information security// Economic and humanitarian researches of regions. 2015. No. 4. Page 78-85.
7. Fundamentals of the state youth policy of the Russian Federation for the period till 2025.//Are approved by the order of the Government of the Russian Federation of November 29, 2014 No. 2403-r. URL: http://government.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf
8. In the same place
9. In the same place
10. N.G., Vereshchagin A. V. starlings., Samygin S. I. "The Russian world" in a sociological discourse about civilization safety and national identity in Russia/Humanitarian, social and economic and social sciences. 2016. No. 6-7//http://onl ine-science.ru/m/products/social_sciense/gid3 702/pg0/
11. Tumaykin I. V. Anthropological mechanism of the conflict of national cultures and classical ideologies//Social and humanitarian knowledge. - 2012. -No. 11. Page 216-224.
12. The federal law of the Russian Federation of October 29, 2012 No. 273-FZ "About education in the Russian Federation"//the Russian newspaper. Federal release No. 5976 (303). 31.12.2012; The Order of the Government of the Russian Federation of December 8, 2011 No. 2227-r "About the strategy of innovative development of the Russian Federation for the period till 2020"//the Collection of the legislation of the Russian Federation. 02.01.2012. No. 1. Art. 216
13. Rudenko A. N. Samygin S. I. Intellectual potential of students in modern Russia: monograph. / A. N. Rudenko; under the editorship of P. S. Samygin - M.: RUSAYN, 2016. - 164pages.