Джаззан Ф.
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ СИРИЙСКОГО КРИЗИСА
5.3. ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ СИРИЙСКОГО
КРИЗИСА
Джаззан Ферас, аспирант кафедры теории и истории международных отношений Место учебы: Российский университет дружбы народов
Аннотация: Сирийский кризис, начавшийся в 2011 году, не является сугубо внутриполитическим. Вооруженная борьба официального Дамаска против восставшей оппозиции втянула в конфликт многие страны, в том числе, ведущие мировые державы, преследующие, вполне естественно, свои геополитические интересы в регионе. Сирийский кризис невозможно урегулировать, разрешая лишь внутриполитические противоречия. Активное уча-стие внешних игроков в сирийском урегулировании предопределяет необходимость и актуальность изучения и осмысления внешних факторов конфликта в Сирии.
Ключевые слова: Сирия, Ближний Восток, мировые державы, арабские страны, внешняя политика, кризис, урегулирование, энергетический фактор.
EXTERNAL FACTORS OF THE SYRIAN CRISIS SETTLEMENT
Dzhazzan Feras, post-graduate, the department of the theory and history of the international relations Place of study: Russian Peoples' Friendship University
Abstract: The Syrian crisis began in 2011 as an internal political one. Armed struggle between Syrian government and the opposition involved the world community in this conflict. Some countries have their own geopolitical interests in the region. At the present moment it is difficult to settle the Syrian crisis by solving only the internal political antagonisms. Participation of external actors is necessary and its actual to study the issue - what can influence on the Syrian crisis settlement.
Keywords: Syria, Middle East, leading world powers, Arab countries, foreign policy, settlement, energy factor.
Гражданская война в Сирии продолжается уже пятый год. За это время погибло более 200 тыс. человек, а количество беженцев перешагнуло черту в 4 миллиона. Если сначала конфликт в Сирии носил сугубо внутриполитический характер и угрожал ее национальной безопасности, то теперь, с ростом напряженности и увеличением числа участников конфликта, под угрозой находится безопасность регионального и глобального уровней. Следовательно, в свете интернационализации сирийского кризиса необходимо учитывать не только изменения внутриполитической ситуации в стране, но и трансформацию геополитической обстановки в регионе, что затрагивает интересы региональных государств, а также ведущих держав мира1.
Самыми заинтересованными в разрешении конфликта в Сирии игроками выступают страны Ближнего Востока, представители Европейского союза, Россия и Соединенные Штаты. Некоторые региональные государства (такие, например, как Ирак, Оман, Бахрейн) ратуют за скорейшую стабилизацию положения в Сирии, ликвидацию терроризма и устранение факторов, угрожающих безопасности в регионе и самим этим странам. Они, как правило, не преследуют далеко идущих геополитических целей в регионе.
Наиболее крупные региональные представители - Саудовская Аравия, Иран, Турция, Катар - не меньше заинтересованы в урегулировании сирийского кризиса, но их отличает стремление к реализации собственных экономических и политических целей, основанных на изменении геополитической обстановки в регионе в соответствии с интересами своей национальной безопасности, включая политические, экономические, религиозные и идеологические аспекты.
Иран, Турция и Саудовская Аравия являются крупными региональными лидерами, борющимися между собой за
сферы влияния на Ближнем Востоке. Как известно, Сирия всегда выступала в качестве надежного стратегического партнера Ирана, будучи, наравне с Ираком и Хез-баллой, его единственным региональным союзником. Турецкое правительство и дом Саудитов, напротив, всегда остерегались гегемонии Ирана в регионе, особенно после Исламской революции 1979 г., когда одним из основных внешнеполитических приоритетов иранского руководства стало распространение идей исламской революции по всему миру, что подразумевает под собой шиитскую идеологию. Конечно же, наибольшей угрозе стали подвержены региональные страны. Это одна из причин, по которой большинство суннитских государств выступают против усиления Ирана, а, следовательно, и против установления шиитских режимов в регионе.
Сирия выступает одной из зон столкновения интересов шиитов и суннитов, поэтому ситуация в стране оказывается практически полностью зависящей от действий внешних региональных игроков. Правительства Саудовской Аравии, Катара и Турции, которые наиболее заинтересованы в противостоянии иранскому влиянию, поддерживают сирийскую оппозицию.
В свою очередь, Иран оказывает политическую, финансовую и военную помощь Башару Асаду как своему традиционному союзнику в регионе. Однако союз между Тегераном и Дамаском основан не столько на религиозной близости, сколько на стратегическом партнерстве. Большинство сирийского населения - сунниты. Руководство страны сосредоточено в руках алавитов, которые причисляют себя к шиитам, но в Иране их признали мусульманами и шиитами лишь в 1973 г., и это было больше по политическим причинам, чтобы наладить отношения с новым режимом, лидером которого стал алавит Хафез Асад2.
Посредством установления суннитского режима в Сирии Саудовская Аравия, Катар, Турция смогли бы выве-
1 Амирхонов М. Энергетические аспекты ближневосточного конфликта. // Геополитика: информационный и аналитический портал. -http://www.geopolitica.ru/article/energeticheskiy-aspekt-blizhnevostochnogo-konflikta#.VibkuOxhl5g
2 Guide to the Syrian opposition. - BBC. http://www.bbc.com/news/world-middle-east-15798218
Социально-политические науки
2'2016
сти ее из-под иранского влияния, ослабив тем самым потенциального регионального лидера. Но религиозные и идеологические факторы носят подчиненный характер. Основной же составляющей соперничества следует считать нефтяной фактор, затрагивающий не только региональные страны, стремящиеся к энергетической монополии, но и европейских потребителей нефти и газа. Сирия не является нефтеэкспортером, но она может быть важной страной-транзитером, подобно Украине и Турции.
Итак, каковы же интересы наиболее крупных внешних участников сирийского конфликта? Например, для Турции Сирия важна для осуществления своей энергетической стратегии. Анкара планирует в будущем стать крупнейшим газораспределительным терминалом для Европы (основным энергетическим мостом между Востоком и Западом). В ее планы входит поставить под контроль трубопроводы, идущие в Европу как с российского, каспийского, центрально-азиатского, так и с иранского, иракского, катарского направлений и Ближнего Востока в целом.
Если внимательно посмотреть на карту Ближнего Востока, становится понятной роль Сирии в геополитическом раскладе и ее место в ближневосточной политике ЕС и США. Все важные и короткие пути по суше и по морю (кроме Израиля, с которым мусульманские страны не в самых хороших отношениях) в Европу, так или иначе, проходят по территории Сирии. Так, одной из причин, по которой страны НАТО начали требовать отставки Баша-ра Асада, является то, что он не лоялен к ним. Контролируя Сирию, можно контролировать основные пути доставки нефти и газа в Европу.
До начала вооруженных столкновений в Сирии правительства Ирана, Ирака и Сирии подписали трехстороннее соглашение о строительстве газопровода. Проект подразумевал поставку газа из иранского месторождения Южный Парс, запасы которого равняются 16 трлн. с подключением к нему Ирака, который не менее богат энергоресурсами, с последующей доставкой в Европу через территорию Сирии по Средиземноморью, минуя Турцию. То есть проект само по себе является «шиитским» и, учитывая взаимоотношения между Саудовской Аравией и Исламской Республикой Иран, данный проект просто не может устраивать суннитских монархов Персидского залива3.
Параллельно с обсуждением этого газопровода, Эр-Риядом при поддержки ЕС было выдвинуто предложение о строительстве газопровода из Катара, Саудовской Аравии, который бы также проходил через территорию Сирии, Турции, но после присоединялся к существующему панарабскому газопроводу, связующему Египет, Иорданию и Израиль Таким образом, Сирия стала местом столкновения энергетических интересов ближневосточных и европейских государств.
Стоит также отметить стремление США предотвратить рост влияния Ирана в регионе, что объясняется, прежде всего, нежеланием потерять статус-кво на Ближнем Востоке. Такая же ситуация и с Россией, для которой союзничество с Сирией и Ираном является практически единственным способом присутствия в регионе. Так, потеряв какую-либо поддержку этих стран, российское руководство лишится возможности влиять на геополитическое устройство Ближнего Востока.
Еще одним немаловажным фактором, влекущим за собой необходимость участия внешних участников в урегу-
3 Goldsmith L. Cycle of Fear: Syria's Alawites in War and Peace. -London: Hurst & Co Publishers Ltd, 2015
лировании сирийского кризиса, выступает террористическая деятельность радикальных группировок, включая Исламское государство (ИГ), которая несет угрозу международной безопасности, а потому требует вмешательства всего мирового сообщества. Конечно, за четыре года ведения войны сирийская армия ослабела, ИГ, напротив, захватив нефтяные скважины в Ираке и Сирии, получает доходы от продажи нефти, укрепляя тем самым свое положение и усиливая деятельность. Сирии и Ираку, в силу своей военной и экономической несостоятельности, не справиться с распространением ИГ, в данном вопросе необходимо участие региональных стран, европейских, США и России.
В то же время, борьба против террористической деятельности ИГ может стать фактическим поводом для эскалации сирийского кризиса, если своим военным вмешательством страны-союзницы Башара Асада станут оказывать содействие правительственной армии, нанося удары по оппозиции, а страны, выступающие против режима Асада, будут такими же методами способствовать успехам восставшей оппозиции. В данной ситуации видится необходимость объединения внешних сил для решения проблемы с ликвидацией ИГ, а затем сирийского внутриполитического кризиса. Но из-за геополитических притязаний каждой страны, имеющей возможность повлиять на ход событий в Сирии, такой сценарий мало-
4
вероятен .
Список литературы:
1. Амирхонов М. Энергетические аспекты ближневосточного конфликта. - Геополитика: информационный и аналитический портал. -http://www.geopolitica.ru/article/energeticheskiy-aspekt-blizhnevostochnogo-konflikta#.VibkuOxhl5g
Guide to the Syrian opposition. - BBC. -http://www.bbc.com/news/world-middle-east-15798218
Goldsmith L. Cycle of Fear: Syria's Alawites in War and Peace. -London: Hurst & Co Publishers Ltd, 2015
Total number of Syrian refugees exceeds four million for first time. -UNCHR: The UN Refugee Agency. -
http://www.unhcr.org/559d67d46.html
РЕЦЕНЗИЯ
Предпринятая автором попытка научного, объективного освещения заявленной темы, несущей в себе обширную фактологию, особую специфику, множество нюансов, заслуживает одобрения. Актуальность заявленной темы очевидна, особенно в контексте событий «арабской весны», приковавших внимание мирового сообщества к ближневосточному региону и к Сирии, в частности.
Автором была проделана большая самостоятельная работа. Соискатель привлек достаточно широкий круг источников, внимательно изучил, осмыслил и критически использовал труды экспертов, имеющих отношение к изучаемой проблематике. При этом, однако, следует порекомендовать автору шире использовать в работе источники и научную литературу на арабском языке.
Все это позволило соискателю тщательно проанализировать влияние внешнего фактора на политическую ситуацию на Ближнем Востоке и на сирийское урегулирование, Автор проводит свое исследование с учетом динамично меняющейся геополитической ситуации в регионе и на международной арене в целом. Такого рода проблематика еще не нашла своего адекватного отражения в научной литературе, и в этом, несомненно, содержатся элементы научной новизны.
Структура работы обоснована исследовательской логикой. Автор демонстрирует хорошее знание сирийской политической действительности, а также геополитической ситуации на Ближнем Востоке, правильно оценивает интересы внерегиональных игроков.
Выводы автора представляют определенный практический интерес, они могут быть использованы в дальнейшей научной разработке ближневосточной проблематики.
Статья Фераса Джеззана выполнена на достаточно высоком уровне, отвечает всем необходимым требованиям и может быть рекомендована к печати.
Канд. ист. наук, доцент кафедры теории и истории
международных отношений РУДН
Е.М. Савичева
4 Total number of Syrian refugees exceeds four million for first time. - UNCHR: The UN Refugee Agency. -http://www.unhcr.org/559d67d46.html