6.5. ОТНОШЕНИЯ СИРИИ СО СТРАНАМИ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Джаззан Ферас, аспирант кафедры теории и истории международных отношений Место учебы: Российский университет дружбы народов
Аннотация: В статье рассмотрены основные аспекты взаимоотношений Сирии с ключевыми странами Персидского залива. Определены причины прямого и косвенного участия указанных стран в сирийском кризисе. Статья содержит анализ текущих политических событий, их предысторию, а также интересы стран Персидского залива в последующем развитии сложившейся ситуации вокруг Сирии.
Ключевые слова: международные отношения, арабская весна, сирийский кризис, вооруженные конфликты, гражданская война в Сирии, Персидский залив.
RELATIONS BETWEEN SYRIA AND THE STATES OF PERSIAN GULF,
IRAN AND IRAG
Dzhazzan Feras, post-graduate, the department of the theory and history of the international relations Place of study: Russian Peoples' Friendship University
Abstract: The article regards the main aspects of the relations between Syria and the Persian Gufl's key states. The reasons of the direct and indirect participation of noticed countries in the Syrian crisis are identified. The article includes the analysis of current political events, their prehistory and the interests of Persian Gulf's states in the continuation of the situation in Syria.
Keywords: international relations, Arab Spring, Syrian crisis, armed conflicts, civil war in Syria, Persian Gulf.
Помимо оппозиционных войск, Башару Асаду приходится противостоять и террористической исламистской группировке, и, как результат, напряженность в стране и регионе резко возросла. Это стало причиной увеличения числа беженцев, а также вмешательством военных сил России в конфликт с целью защиты государственных границ Сирии и уничтожения группировки ИГ. Сложившаяся вокруг сирийского государства внешнеполитическая ситуация не в последнюю очередь затрагивает интересы и положение стран Персидского залива. В свете проводимой российскими войсками операции и реакции на нее государств Ближнего Востока в очередной раз актуализируется вопрос об интересах стран Персидского залива в сирийском кризисе и в целом о внешнеполитических отношениях Сирии с перечисленными странами.
Согласно мнению многих международных аналитиков, отношения Сирии со странами Персидского залива строятся на основе следующих внешнеполитических интересов участников: некоторые страны Персидского залива заинтересованы в уходе Асада и установлении отвечающего их интересам режима, но в то же время, например, Иран и Ирак, напротив, оказывают сирийскому правительству финансовую и военную помощь, стремясь укрепить существующую власть.
Как известно, отношения между Сирией и странами Персидского залива начали стремительно развиваться с приходом к власти нынешнего президента страны -Башара Асада, унаследовавшего власть от Хафеза Асада. Внешнеполитический курс Башара Асада по сути не отличается от внешнеполитического курса Асада-старшего. Основными векторами внешней политики по-прежнему остаются арабо-израильский конфликт, экономическое сотрудничество со странами Персидского залива, поддержка «Хезболлы» и стратегическое партнерство с Ираном. Но, тем не менее, образ молодого президента Башара Асада позволял международному сообществу полагать, что он не столь категоричен, как его отец, и готов идти на любые переговоры. Особенно на это всегда надеялись за-
падные державы.
После нескольких лет правления Башара Асада внешнеполитическое положение государства мало изменилось: широкое экономическое и политическое сотрудничество Сирии с Ливией и Ираном, связи с радикальными организациями и палестинским движением сопротивления, поддержка боевиков Рабочей партии Курдистана и ведущих организаций иракской оппозиции в начале XXI столетия вызывали неоднозначную реакцию на международной арене. Особенно ухудшились отношения со странами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива . Основными факторами, раздражающими мировое и региональное сообщество, послужили: присутствие военного контингента Сирии в Ливане; финансирование «Хезболлы», признанной террористической организацией на Западе и в странах Персидского залива; убийство ливанского экс-премьер-министра Рафика Хари-ри, к которому могла быть причастна правящая верхушка Сирии, и другое.
С момента прихода к власти Башар Асад рассматривал страны Персидского залива в качестве также пар-тиерами потенциальной поддержки в арабо-израильском конфликте, но и союзниками в сфере экономического сотрудничества. Арабские страны Персидского залива, в свою очередь,рассматривали свою политику по отношению к Сирии в основном через призму противостояния с Ираном. Тегран не считает сирийский конфликт продолжением так называемой Арабской весны, свергнувшей режимы в Тунисе, Ливии, Египте и Йемене. Скорее, Тегеран придерживается мнения, что гражданская война в Сирии - дело рук Саудовской Аравии, Катара, Турции и Израиля. Именно эти страны причастны к созданию и финансированию сирийской оппозиции, а их целью выступает не свержение режима Асада, а ослабление Ирана для
1 Бандурин С.Г Персидский залив: войны и конфликты. - М., 2005.
Джаззан Ф.
ОТНОШЕНИЯ СИРИИ СО СТРАНАМИ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА В НАЧАЛЕXXI ВЕКА: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
реализации своих стратегических интересов2. Если анализировать не только политическую составляющую отношения стран Персидского залива к правительству Сирии, то очевидно, что ослабление Ирана не учитывает всех их интересов и амбиций касательно к Сирии.
В контексте вышеуказанного стоит обратить внимание на этнический и религиозный аспекты регионального противостояния: подавляющее большинство аравийских монархий являются представителями суннитской ветви ислама в то время, как Ирак и Иран - шиитской. Верхушка сирийского государства также защищает интересы шиитов, хотя сунниты в стране составляют лишь 13%3. Таким образом, установление суннитского порядка в Сирии позволило бы странам Персидского залива доминировать в шиитском Ираке на которое они могут сейчас оказывать лишь небольшое влияние, но который в то же время представляется важным участником в региональном балансе сил, ведь улучшение ирано-иракских отношений после 2003 г. является одной из причин возрастания регионального влияния Тегерана. Суннитский режим в Сирии смог бы способствовать укреплению и усилению ныне изолированных от политики иракских суннитских сил, тем самым позволяя им и странам Персидского залива влиять на политическую линию Ирака в целом.
В свою очередь, для Ирана и Ирака уход Башара Асада будет означать потерю традиционного и надежного союзника, что может стать результатом ослабления своих позиций, в первую очередь, на региональном уровне. Находящиеся поблизости военные базы США и Турция, которая своими действиями не выражает четкой позиции в отношениях с Израилем, также являются потенциальной угрозой безопасности Ирана и Ирака. Но в то же время Ирак занимает скорее нейтральную позицию по отношению к кризису в Сирии, что вполне может быть вызвано недавним внутриполитическим конфликтом, повлекшим за собой американское вмешательство.
Тем не менее, умеренный внешнеполитический курс иракского правительства в регионе даже помог Сирии и Ирану воспользоваться этим и перетянуть Ирак на свою сторону. Впрочем, Оман также достаточно сдержанно реагирует на конфликт в Сирии и активно не поддерживает желание многих региональных стран свергнуть существующий режим, что отличает его позицию от позиций остальных стран Персидского залива.
До начала гражданской войны в Сирии, Башар Асад проводил достаточно гибкую политику по отношению к странам Персидского залива, но с возрастанием напряжения в стране, перерастанием народного недовольства в вооруженный конфликт, позиции многих региональных государств оказались на стороне сирийской оппозиции и кардинально повлияли на прежние отношения с Сирией. Если раньше противоречия были не столь существенно, то сейчас многие страны не скрывают своей заинтересованности в смене режима в Сирии.
Например, стоит вспомнить, что выступления сирийской оппозиции начались как раз в период, когда Сирия подписала с Ираном и Ираком меморандум о
2 Gawdat B. Europe And Iran: The Nuclear Dispute And The Syrian Crisis. - Oilprice: source for oil and energy news. -http://oilprice.com/Alternative-Energy/Nuclear-Power/Europe-and-Iran-The-Nuclear-Dispute-and-the-Syrian-Crisis.html
3 Middle East: Syria. The world factbook. - Central Intelligence Agency. - 2015. - https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/sy.html
строительстве газопровода, связывающего эти страны. Планировалось, что газ будет поставляться с самого большого месторождения газа - Южного Парса, через Средиземное море к европейским энергопотребителям, пересекая территорию Ирака, Сирии и Ливана 4 Параллельно с проектированием этого газопровода, называемого «Исламским», аравийскими монархиями было предложено строить другой газопровод, который должен примкнуть на территории Сирии к уже существующему газопроводу, который на данный момент соединяет Иорданию, Израиль и Египет («Арабский газопровод»). По планам, «Арабский газопровод» должен пересекать Турцию, что не предусмотрено проектом Сирии, Ирана и Ирака, а также к нему должен присоединиться газопровод, идущий из Катара и Саудовской Аравии5.
Таким образом, проект «Исламского газопровода» затрагивает интересы Турции, Саудовской Аравии и Катара. В данной ситуации также сталкиваются позиции Ирана и Катара, ведь Южный и Северный Парс - один источник газа, поделенный между двумя странами. Катар, соответственно, собирался пускать газ в Европу со своей территории, а Иран - со своей. Получилось, что в выигрыше оказались Иран, Ирак и Сирия, реализуя «шиитский» проект по строительству газопровода.
Сирия - это важный элемент обоих газопроводов, как из Ирана, так и из Катара. Для катарского варианта сегодня она является «пробкой», иранский же, остается в проекте. В итоге от позиции Сирии во многом зависит конфигурация поставок газа в Европу, а вместе с тем выгода таких стран, как Иран и Катар. Сирия не может отказаться от реализации иранского проекта что объясняется, в первую очередь, уже упомянутым стратегическим партнерством между странами. Этот факт заставляет руководство Катара также стремиться к ослаблению сирийско-иранских отношений и выводу Сирии из сферы влияния Ирана, а, следовательно, этим аргументируется интерес катарского руководства в свержении режима Асада. [8]
В заключении необходимо отметить, страна Ближнего Востока разделяет две позиции по отношению к Сирии: Ирак, Иран считают Башара Асада союзником, страны Персидского залива, напротив, стремятся к свержению существующего режима. Наиболее такая тенденция проявляется именно в рамках сирийского кризиса. Такие страны, например, как Саудовская Аравия, Катар и ОАЭ с усилением вооруженного конфликта начали публично высказываться за смену политического режима в Сирии. Особенно это становится важным в свете усиления иранского правительства в регионе после отмены санкций западных государств в мае 2015 г. Вмешательство российского государства в борьбу против ИГ способствует, конечно, в некоторой степени, усилению нынешнего сирийского руководства. Возможно, именно поэтому воздушная операция России повлекла за собой достаточно негативную реакцию со стороны Саудовской Аравии. С другой стороны, вряд ли в силу своей зависимости от сШа пред-
4 The Geopolitics of Gas and the Syrian Crisis: Syrian "Opposition" Armed to Construction of Iran-Iraq-Syria Gas Pipeline - GlobalRe-search. - http://www.globalresearch.ca/the-geopolitics-of-gas-and-the-syrian-crisis-syrian-opposition-armed-to-thwart-construction-of-iran-iraq-syria-gas-pipeline/5337452
5 Амирхонов М. Энергетические аспекты Ближневосточного конфликта. - Геополитика: информационный и аналитический портал. - http://www.geopolitica.ru/article/energeticheskiy-aspekt-blizhnevostochnogo-konflikta#.VibkuOxhl5g
ставители дома Саудитов препятствовали бы американским силам проводить подобные операции. Учитывая последние события, странам Персидского залива, поддерживающим сирийскую оппозицию, придется увеличить для нее финансовую и военную помощь, что вероятно станет очередным шагом к эскалации конфликта.
Список литературы:
1. Амирхонов М. Энергетические аспекты Ближневосточного конфликта. - Геополитика: информационный и аналитический портал. - http://www.geopolitica.ru/article/ energeticheskiy-aspekt-blizhnevostochnogo-konflikta#. VibkuOxhl5g
2. Бандурин С.Г. Персидский залив: войны и конфликты. -М., 2005.
3. The Geopolitics of Gas and the Syrian Crisis: Syrian «Opposition» Armed to Thwart Construction of Iran-Iraq-Syria Gas Pipeline - GlobalResearch. - http://www.globalresearch.ca/the-geopolitics-of-gas-and-the-syrian-crisis-syrian-opposition-armed-to-thwart-construction-of-iran-iraq-syria-gas-pipeline/5337452
4. Gary G. Sick, Lawrence G. Potter. The Persian Gulf At the Millennium: Essays in Politics, Economy, Security, and Religion -New York: Palgrave Macmillan, 1997.
5. Gawdat B. Europe And Iran: The Nuclear Dispute And The Syrian Crisis. - Oilprice: source for oil and energy news. -http://oilprice.com/Alternative-Energy/Nuclear-Power/ Europe -and-Iran-The-Nuclear-Dispute-and-the-Syrian-Crisis.html
6. Izady M. Ists advance in Iraq. - Financial times. -www.ft.com/ig/sites/2014/isis-map/
7. Middle East: Syria. The world factbook. - Central Intelligence Agency. - 2015. - https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/sy.html
8. Doal alkhalej ua alzma alsouria -SjumH ^j^lj gJill Jjp
http://studies.aljazeera.net/ar/reports/2012/06/2012628731276
04373.html
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Фераса Джаззана «Отношения Сирии со странами Персидского залива в начале XXI века: особенности и перспективы»
Представленная статья, безусловно, вызывает интерес. Процессы, происходящие в ближневосточном регионе, являют собою одно из наиболее динамичных, напряженных и острых направлений развития современных международных отношений. Чрезвычайно важным вследствие этого представляется анализ взаимодействия Сирии со странами Персидского залива. Выбранная для исследования тема, безусловно, актуальна.
Дополнительную ценность исследованию сообщает заинтересованная позиция автора - представителя арабского мира. Однако отметим, вместе с тем, что автор стремился придерживаться объективных позиций в освещении поставленной проблемы.
Автор собрал и проанализировал достаточно большой материал, систематизировал его и сделал аргументированные выводы.
Статья, несомненно, содержит элементы новизны. Ее структура обоснована исследовательской логикой. Автор демонстрирует хорошее знание ближневосточной действительности, понимание сложных процессов и явлений.
Автор учитывает этнический и конфессиональный факторы при рассмотрении заявленной проблемы, экономические и политические интересы арабских игроков на региональной арене.
Выводы, к которым приходит автор в результате исследования, не вызывают возражений. Они представляют определенный практический интерес и могут быть использованы в дальнейшей научной разработке ближневосточной проблематики, включая международные аспекты.
Статья Фераса Джаззана, как нам представляется, выполнена достаточно высоком уровне, отвечает всем необходимым требованиям может быть рекомендована к печати.
Канд. ист. наук, доцент кафедры
теории и истории
международных отношений РУДН
Савичева Е.М.