Внешнеэкономическая деятельность, мировой опыт
Е.Б. Покровская
ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ СВЯЗИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА В ВТО
В статье проводится анализ основных показателей развития внешней торговли Российской Федерации после присоединения к Всемирной торговой организации и в условиях функционирования Таможенного союза. Дается оценка состояния внешнеэкономических связей, указываются направления структурных сдвигов и географической направленности внешней торговли на перспективу.
Ключевые слова: внешняя торговля, товарооборот, экспорт, импорт, сальдо торгового оборота, ВТО, Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, Евразийский экономический союз (ЕАЭС) на базе Таможенного союза.
По данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот России в 2013 г. остался на уровне предыдущего года и составил 842,3 млрд долл. (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан)1.
Сальдо торгового баланса увеличилось в 2013 г. по сравнению с предыдущим годом на 4,9 млрд долл. и достигло рекордного показателя в 212,3 млрд долл.
Стабильно характерной особенностью развития внешней торговли России является устойчивое соотношение стоимостных объемов экспортных и импортных операций. На долю экспортных операций приходится % стоимости товарооборота, в то время как доля импортных операций незначительно превышает Й: в 2013 г. указанные показатели составили 62,6% по сравнению с 37,4%.
Основой различий в динамике экспорта и импорта России в текущем тысячелетии является диаметрально противоположная товарная структура ввоза и вывоза. Экспорт характеризуется пре-
© Покровская Е.Б., 2014
обладанием топлива, сырья, материалов и крайне низким удельным весом конечной продукции. Импорт Российской Федерации в основе своей состоит из готовых изделий, инвестиционных и потребительских товаров.
Стоимость экспорта России в 2013 г. составила 527,3 млрд долл., оставшись практически на уровне предыдущего года. Указанные объемы стоимости были обеспечены преимущественно ростом физических объемов вывозимых товаров (индекс физического объема вывоза топливно-энергетической группы российского экспорта составил 107,7% на фоне сокращения цен на рассматриваемые товары - 95,6%). В предшествующие присоединению России к ВТО годы темпы роста стоимости российского экспорта были существенно выше, что объяснялось стабильным повышением уровня цен на мировом рынке на основные сырьевые товары, экспортируемые Россией.
Основу российского экспорта составляют топливно-энергетические товары. В 2013 г. удельный вес рассматриваемой товарной группы достиг показателя 70,6%, оставаясь на уровне предыдущих лет.
В общем объеме экспорта России среди товаров топливно-энергетического комплекса основная доля приходилась на нефть сырую и нефтепродукты, физические объемы поставок сырой нефти составили в 2013 г. 236,6 млн т. Велика доля в экспорте природного газа - поставки достигли в 2013 г. 196,4 млрд куб. м. Россия, располагая крупнейшими в мире запасами природного газа - % мировых запасов - и уникальной трубопроводной газотранспортной системой, остается ведущим и наиболее стабильным поставщиком природного газа на мировой рынок, обеспечивая У5 международной торговли этим энергоносителем. Помимо природного экспортируется природный газ в сжиженном виде.
Среди прочих товаров топливно-энергетического комплекса, поставляемых на внешний рынок, велико значение экспорта угля каменного, нефтепродуктов, в том числе бензина автомобильного, керосина, топлива реактивного, дизельного топлива, топлива жидкого, физические объемы и доля которых в экспорте увеличивались.
В общем стоимостном объеме экспорта доля металлов в 2013 г. составила 7,7%. Названная товарная группа представлена черными металлами и изделиями из них, прежде всего полуфабрикатами из железа и нелегированной стали, чугуном, прокатом плоским из железа и нелегированной стали, медью, алюминием, никелем.
В товарной структуре российского экспорта доля товаров химической промышленности составляла в последние годы 6,1-6,2%.
В 2013 г. она сократилась до 5,8%. При этом стоимостной объем поставок рассматриваемой продукции сокращался более значительно, нежели физический объем. Снижение стоимостных и физических объемов экспорта наблюдалось практически по всем товарным группам продукции химической промышленности.
Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в 2013 г. составила 2,1% (в 2009 г. - 2,9%, 2010 г. - 2,5%).
Удельный вес экспорта продукции машиностроения в общем экспорте России в 2013 г. составил 5,5%, при этом стоимостной объем экспорта товаров группы машин и оборудования вырос по сравнению с 2012 г. на 8,9%.
Доля экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в российском экспорте в 2013 г. находилась на уровне 3,1%. Зафиксировано сокращение как стоимостного, так и физического объема поставок продовольственных товаров. Импорт России в 2013 г. составил 315 млрд долл., так же как и экспорт оставшись на уровне предыдущего года.
В товарной структуре импорта ведущая роль принадлежит машинам и оборудованию. Доля рассматриваемой товарной группы последние годы составляет около 50%. В 2013 г. было закуплено машинотехнической продукции на сумму 152,6 млрд долл. По сравнению с прошлым годом стоимостной объем импорта машиностроительной продукции сократился на 3,6%. Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре составляет 13,7%. Физические объемы закупок наиболее крупных товарных позиций рассматриваемой товарной группы представлены мясом свежим и мороженым, свежей и мороженой рыбой, сахаром-сырцом, цитрусовыми.
Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта колебался последние годы на уровне 15% и составил в 2013 г. 15,9%, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 2,9%. Ведущей товарной позицией рассматриваемой товарной группы являются медикаменты.
Доля импорта текстиля, текстильных изделий и обуви составляет несколько более 5,7%. Ведущей товарной позицией группы выступают одежда и обувь.
Удельный вес импорта металлов и изделий из них в российском импорте составил 6,9%, снизившись по сравнению с предыдущим годом на 3,6%. Доля древесины и целлюлозно-бумажных изделий сократилась в 2013 г. до 2,1%.
Географическое распределение внешней торговли России по группам стран десятилетиями остается принципиально без изме-
нений. Основное место во внешнеторговом обороте Российской Федерации до сих пор принадлежит Европейскому союзу. На долю ЕС приходится около половины российского товарооборота при наблюдающейся тенденции некоторого увеличения удельного веса рассматриваемой группировки развитых стран последние годы (в 2013 г. доля ЕС в экспорте России составила 53,8% по сравнению с 52,8% годом ранее, в импорте Российской Федерации констатировалось увеличение соответственно до 42,6% против 41,8% в 2012 г.).
Стабильно на втором месте в товарообороте России с отдельными интеграционными группировками находятся страны СНГ, на долю которых в 2013 г. приходилось 14,0% российского экспорта и 12,3% импорта при наблюдающейся тенденции снижения удельного веса объединения в российском товарообороте (2012 г. в экспорте 15,1% и в импорте 14,2%). Основными партнерами России из стран СНГ в 2013 г. выступали Украина, Белоруссия и Казахстан, на долю которых приходилось более 86,5% товарооборота РФ со всеми странами СНГ2.
Важной тенденцией, отмеченной в последние годы, явился рост объемов торговли России со странами АТЭС. Взаимный товарооборот достиг 208,5 млрд долл. в 2013 г., что составляет 23,8% оборота российской внешней торговли. Спецификой торговли России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона является стабильно отрицательное сальдо товарооборота, имевшее до 2012 г. тенденцию к постоянному увеличению своих размеров. Есть основание полагать, что в перспективе отмеченный тренд сменится на противоположный вследствие реализации договоренностей и соглашений, достигнутых РФ во время саммита АТЭС, проходившего в сентябре 2012 г. во Владивостоке, и подписания «тридцатилетнего контракта века» на сумму 400 млрд долл., предполагающего экспорт из России природного газа в Китай, заключенного между партнерами в 2014 г.3
Внешнеторговая статистика России выделяет торговлю со странами - членами ЕврАзЭС. На долю торговли со странами Евразийского экономического сообщества приходится в 2013 г. 7,7% экспорта РФ и 6,3% импорта. Основными партнерами России из числа стран - членов рассматриваемой группировки выступают государства, объединенные в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана (7,2% экспорта РФ и 6,3% импорта в 2013 г.)4.
Анализ географической структуры торговли со страновой точки зрения показывает, что крупнейшими торговыми партнерами России в 2013 г. были Китай - 88,8 млрд долл., Нидерланды - 76 млрд долл. и Германия, товарооборот с которой составил
74,9 млрд долл. На три ведущих торговых партнера России приходится в настоящее время 28,5% товарооборота РФ со всеми зарубежными странами.
В десятку крупнейших торговых контрагентов РФ входят помимо вышеперечисленных и такие страны дальнего зарубежья, как Италия, Япония, Турция, Польша, США, Республика Корея и Соединенное Королевство. В последние годы десятку покинули Франция и Финляндия, уступив свои места Республике Корея и Соединенному Королевству.
Сдвиги в географическом направлении внешней торговли в текущем десятилетии были обусловлены различными факторами. Одним из этих факторов является выход с 2010 г. на первое место во внешнеторговом обороте России Китая. Импорт Россией товаров китайского происхождения возрос в 2013 г. до 53,2 млрд долл. против 51,6 млрд долл. в 2012 г., или на 3%. Экспорт российских товаров в Китай составил 35,6 млрд долл. Можно предположить, что ближайшее время Китай останется крупнейшим по объему торговли партнером РФ.
На развитие тенденций в объемах и структуре российской внешней торговли постепенно начинает оказывать влияние присоединение нашей страны к ВТО. Давать оценку участия России в ВТО еще рано, прежде всего потому, что переходный период для полноценного включения нашей страны находится в стадии реализации. Однако целесообразно регулярно подводить итоги, чтобы проанализировать результаты и последствия продвижения по выбранным направлениям.
Несомненно, присоединение к ВТО явилось побудительным мотивом совершенствования таможенного администрирования в России, которое на протяжении десятилетий оценивалось Всемирным банком (регулярно публикующим рейтинги по различным показателям) как неконкурентоспособное. Усиливающееся после присоединения России к ВТО давление международного торгового сообщества в пользу сведения к минимуму государственного вмешательства побуждает таможенные органы Российской Федерации делать повышенный акцент на облегчении условий торговли. В соответствии с планом мероприятий ФТС, названным «дорожной картой», совершенствование таможенного администрирования осуществляется в трех основных направлениях: предварительное информирование, электронное декларирование и введение удаленного выпуска5.
Введение с июня 2012 г. обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию
Таможенного союза автомобильным транспортом, позволило значительно сократить время, необходимое для проведения государственного контроля. В результате сократились очереди на таможенной границе. Позитивные результаты на автотранспорте подтвердили необходимость распространения предварительного информирования и на другие виды транспорта, используемые для перевозки внешнеторговых грузов. С октября 2014 г. вводится система обязательного предварительного информирования в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом. На повестке дня стоит вопрос о предварительном информировании на водном транспорте в отношении перевозимых морскими судами внешнеторговых грузов; планируется сделать его обязательным к началу 2015 г.
Необходимость применения безбумажной технологии предусмотрена в «дорожной карте», утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 29.06.2012 г. № 1125-р. Таможенные посты подключаются к специализированному порталу, который применяется участниками внешнеэкономической деятельности для организации информационного взаимодействия в процессе исполнения внешнеторговых сделок. Заблаговременно получив максимально полную информацию о перевозимых партиях товара и перевозящих их транспортных средствах, таможенные органы еще до прибытия груза могут выполнить предусмотренные Таможенным кодексом Таможенного союза операции. Полученные электронные сообщения используются для формирования электронных форм таможенных документов и определения объектов таможенного контроля.
С введением электронного декларирования на российской таможне существенно сократился объем бумажного документооборота. С 1 января 2014 г. в Российской Федерации осуществляется переход на обязательное таможенное декларирование товаров в электронной форме. Декларирование товаров в электронной форме сопровождается внедрением в таможенных органах автоматизированной системы формирования, ведения и использования базы данных разрешительных документов. ФТС России организует электронное межведомственное взаимодействие при представлении разрешительных документов, содержащихся в базах данных государственных органов, уполномоченных выпускать соответствующие разрешения. Разработаны технологические карты межведомственного взаимодействия (из которых 31 - с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, одна - с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации).
Введенный в эксплуатацию портал электронного декларирования ФТС России позволяет всем участникам внешнеэкономической деятельности, имеющим электронную подпись, подавать таможенным органам декларацию на товары через Интернет, бесплатно, без использования специализированных программ. На начало второго квартала 2014 г. 16 федеральных органов исполнительной власти передавали ФТС России информацию о 24 видах выданных разрешительных документов. Это позволяет декларантам не представлять соответствующие разрешительные документы в бумажной форме при декларировании товаров.
Система межведомственного электронного взаимодействия оптимизирует работу федеральных органов исполнительной власти, выдающих разрешительные документы, и таможенных органов, обеспечивающих контроль наличия таких разрешений при перемещении товаров через границу. Она также позволяет сократить количество разрешительных документов, которые декларант при проведении таможенного контроля предоставляет таможенным органам на бумажном носителе. С использованием этой системы возможно получение необходимых юридически значимых данных из разрешительных документов, которые выдают уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, в сжатые сроки.
Порядок обмена и состав данных, передаваемых между информационными системами таможенных органов и федеральных органов исполнительной власти, регламентируются технологическими картами межведомственного взаимодействия, которые разрабатывает таможенная служба России и согласовывает с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Только за первый квартал 2014 г. ФТС России было разработано 6 технологических карт в дополнение к 32 картам межведомственного взаимодействия, согласованным в 2012 и 2013 годах.
В настоящее время таможенная служба взаимодействует с электронными сервисами таких российских федеральных органов исполнительной власти, как Росаккредитация, Минпромторг России, Роскомнадзор, Роспечать, Росрыболовство, Минобрнауки России, ФСБ России, Росздравнадзор, Росприроднадзор, Минфин России, Минкультуры России, Минобороны России, Ространс-надзор, Роспотребнадзор, Росавтодор, Россельхознадзор. В 2014 г. ФТС России продолжит работу по вводу в опытную эксплуатацию технологии запроса сведений из разрешительных документов других ведомств, прежде всего МВД России, Минздрава России, Минтруда России, Минсельхоза России, Роскосмоса, Роструда, ФСТЭК России, ФСВТС России.
Став в августе 2012 г. 156-м участником Всемирной торговой организации, Россия вынуждена впредь «играть» по правилам этой международной организации. Как член торговой организации Россия принимает к исполнению одобренные при создании ВТО соглашения, договора, декларации и протоколы, а также вновь принимаемые документы. В этой связи представляется целесообразным резюмировать введенные в конце 2013 г. решения, содержащие уточнения правил международной торговли и определяющие деятельность членов ВТО, тем более что они разъясняют процедуру подготовки новых документов для активного участия представителей России в этом процессе. В декабре 2013 г. состоялась 9-я министерская конференция ВТО, на которой были приняты документы (одно соглашение и ряд решений), исполнение которых предписывается всем членам организации. Установленные правила в конкретных областях регулирования торговли адресованы бизнесменам, государственным организациям стран - членов ВТО, международным институтам. Принятые решения представляют важное значение для российских участников внешней торговли.
Среди принятых документов наиболее значимыми являются решение относительно Соглашения о применении статьи VII ГАТТ 1994 г. «Оценка товара для таможенных целей», решение в связи с Соглашением о применении статьи VI ГАТТ 1994 г. «Антидемпинговые и компенсационные пошлины», решение о процедурах уведомления, устанавливающее порядок выполнения членом ВТО одного из основных обязательств, каковым является регулярное информирование Секретариата ВТО обо всех изменениях в национальном регулировании внешней торговли. Решение содержит список мер, подлежащих уведомлению, в том числе изменение таможенных пошлин, сборов, квот, количественных ограничений торговли, лицензирования, технических барьеров, антидемпинговых, компенсационных и защитных мер, экспортных налогов и субсидий, правил происхождения, а также любые меры, предусмотренные многосторонними торговыми соглашениями, содержащимися в Приложении 1 А к «Соглашению о ВТО».
Решение относительно случаев, когда таможенная администрация имеет основания сомневаться в правильности или точности декларированной стоимости, требует от российских предпринимателей ответственного отношения к согласованию цены во внешнеторговом контракте и готовности к предоставлению этой администрации обстоятельной подтверждающей документации достоверности уровня цены, чтобы избежать конфликта с таможен-
никами, задержки с оформлением и пересечения товаром границы и дополнительных платежей, когда он облагается пошлиной.
Предпринимательским объединениям представляется целесообразным организовать систему распространения среди их членов статистической, обзорной и аналитической информации, регулярно составляемой и публикуемой Секретариатом ВТО, в частности материалов Информационного центра ВТО/ИСО, представляющих практическую ценность для российских участников внешнеторговой деятельности.
Российским государственным организациям необходимо предоставлять в Секретариат ВТО информацию об изменениях, произведенных в системе национального и наднационального (поскольку Россия находится в стадии формирования Таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном) регулирования хозяйства, затрагивающих режим внешней торговли, и непосредственно в ее режиме и организации в соответствии со списком конкретных позиций, содержащихся в Приложении к Решению о процедурах по уведомлению.
Для эффективного использования членства РФ в ВТО представляется полезным оперативно пользоваться информацией Центрального реестра ВТО, содержащего уведомления, поступающие от других членов торговой организации.
Бизнесменам, объединениям предпринимателей и государственным учреждениям, содействующим развитию внешней торговли России, следует обратить должное внимание на процесс ужесточения требований к объектам и регулированию международной торговли с точки зрения охраны окружающей среды: не только быть в курсе основных направлений усиления этих требований, но и осуществлять своевременное их выполнение. Соблюдение согласованных на многостороннем уровне экологически обусловленных норм, как свидетельствует законотворческая и правоприменительная практика, например, ряда западноевропейских стран - Норвегии, Швеции и Финляндии, повышает международную конкурентоспособность национальных товаров и услуг6.
Современная ситуация в мировой экономике на первый план выводит ВТО в качестве серьезного инструмента интеграции российской экономики и всех наших отраслей в международную экономику. Членство в ВТО следует использовать для защиты своих прав и отстаивания интересов государства.
В августе 2014 г. Польша направила в Еврокомиссию просьбу о рассмотрении в ВТО законности российского эмбарго, введенного в ответ на санкции, применяемые США и странами Евросоюза.
Если Россия будет признана страной, которая нарушила правила ВТО, то ЕС будет разрешено ввести ответные меры в отношении России, будут определены их масштабы и характер. Спор, исходя из практики ВТО, может занять 2-3 года7. Евросоюз может оспорить вводимое Россией эмбарго через ВТО, ссылаясь на то, что запрет продовольственного импорта противоречит нормам Всемирной торговой организации. Позиция Москвы состоит в том, что никакого противоречия нет, так как речь идет о безопасности государства. ВТО разрешает странам-участникам вводить такие меры, когда речь идет о защите населения и экономики своей страны. Членство в ВТО должно использоваться для защиты прав Российской Федерации и отстаивания интересов государства8.
С 2015 г. начнет функционировать Евразийский экономический союз (ЕАЭС), созданный на базе Таможенного союза ЕврАзЭС, в состав которого входят Россия, Казахстан, Белоруссия и Армения; в процессе присоединения к международному интеграционному экономическому объединению находится Киргизия, возможность вступления в организацию рассматривает Таджикистан.
ЕАЭС, созданный для укрепления экономик стран-участниц, для модернизации и повышения конкурентоспособности стран на мировом рынке, окажет в перспективе большое влияние на развитие внешнеторговых связей России.
Примечания
1 Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. Годовой сборник 2013. М.: Федеральная таможенная служба, 2014 [Электронный ресурс] // Сайт Федеральной таможенной службы. URL: http://stat.customs.ru/ apex/f?p=201:7:966754108524616::NO::: (дата обращения: 17.06.2014).
2 Там же.
3 Газовый договор России с Китаем: эксперты рассказали подробности [Электронный ресурс] // Bigmir)net. URL: http://flnance.bigmir.net/news/ economics/48584-Gazovyj-dogovor-Rossii-s-Kitaem--eksperty-rasskazali-podrobnosti (дата обращения: 21.05.2014).
4 Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. Годовой сборник 2013.
5 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1125-р «Совершенствование таможенного администрирования» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 28. Ст. 3926.
6 Bali Ministerial Declaration and decisions. Adopted on 7 December 2013 [Электронный ресурс] // World Trade Organization. URL: http://www.wto.
org/english/thewto_e/minist_e/mc9_e /balipackage_e.htm (дата обращения: 21.05.2014). P. 62; Министерство экономического развития РФ [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/main.
Польша пожаловалась в ВТО на российское продуктовое эмбарго [Электронный ресурс] // РБК-ТВ. URL: http://rbctv.rbc.ru/archive/main_ news/562949992178244.shtml (дата обращения: 19.08.2014). ЕС может оспорить вводимое РФ эмбарго через ВТО [Электронный ресурс] // РБК-ТВ. URL: http://rbctv.rbc.ru/archive/main_news/text/562949992085930. shtml (дата обращения: 07.08.2014).
i
8