Научная статья на тему 'Роль таможенных органов во внешнеэкономической деятельности Дальневосточного региона'

Роль таможенных органов во внешнеэкономической деятельности Дальневосточного региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4112
2128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЯ / ЗНАЧЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITIES / FOREIGN TRADE / STATE POLICY / STRATEGY / CUSTOMS AUTHORITIES' ROLE / ECONOMIC POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пилипчук Виктор Владимирович

Рассматривается значение таможенной службы Дальневосточного федерального округа во внешнеэкономической деятельности региона; показана роль таможенных органов в развитии внешней торговли; приведены показатели, позволяющие оценить результаты реализуемой таможенными органами политики по содействию развитию внешне-экономической деятельности Дальневосточного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пилипчук Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Customs Authorities’ Role in Foreign Economic Activities of the Far Eastern Region

The paper deals with the role of the customs service of the Far Eastern Federal District in foreign economic activities of the region. The author describes the role of the customs bodies in foreign trade development and gives the parameters which promote to assess the results of customs policy implemented for fostering the development of the Far East’s foreign economic activities.

Текст научной работы на тему «Роль таможенных органов во внешнеэкономической деятельности Дальневосточного региона»

УДК 339.543 ББК 65.428

В. В. ПИЛИПЧУК

Роль таможенных органов во внешнеэкономической деятельности Дальневосточного региона

Рассматривается значение таможенной службы Дальневосточного федерального округа во внешнеэкономической деятельности региона; показана роль таможенных органов в развитии внешней торговли; приведены показатели, позволяющие оценить результаты реализуемой таможенными органами политики по содействию развитию внешнеэкономической деятельности Дальневосточного региона.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, внешняя торговля, государственная политика, стратегия, значение таможенных органов, экономический потенциал.

V. V. Pilipchuk

The Customs Authorities' Role in Foreign Economic Activities of the Far Eastern Region

The paper deals with the role of the customs service of the Far Eastern Federal District in foreign economic activities of the region. The author describes the role of the customs bodies in foreign trade development and gives the parameters which promote to assess the results of customs policy implemented for fostering the development of the Far East’s foreign economic activities.

Keywords: foreign economic activities, foreign trade, state policy, strategy, customs authorities' role, economic potential.

Таможенная служба России как социально-экономический институт занимает одно из центральных мест в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Таможенные органы обеспечивают формирование условий стабильной, благоприятной среды для внешней торговли, устойчивость и предсказуемость институциональной основы осуществления внешнеэкономических операций как для российских, так и для иностранных участников внешнеэкономической деятельности.

Таможенные органы Российской Федерации, являясь институтом, выполняющим фискальную, контролирующую, регулирующую функции государства в области внешнеэкономической деятельности, своими методами

ПИЛИПЧУК Виктор Владимирович — кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры управления Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

53

и инструментами регламентируют деятельность участников ВЭД, реализующих ту или иную форму внешнеэкономической деятельности [1].

Место таможенных органов в инфраструктуре внешнеэкономической деятельности в современных условиях приобретает все большее значение для развития регионов, мотивации участников международной торговли в развитии их инвестиционной активности в приоритетных отраслях региональной экономики через сферу ВЭД. Следовательно, таможенные органы являются важнейшим компонентом государственной политики в области внешнеэкономической деятельности.

В данном контексте внешнеэкономическая деятельность хозяйствующих субъектов рассматривается как фактор активизации экономики, что указывает на значимую роль таможенных органов в обеспечении экономического роста, а также роста уровня жизни населения территории.

Отдельно следует обозначить место таможенных органов во внешнеторговой деятельности Дальневосточного региона, которое в значительной степени определяется такими факторами, как особенности и условия развития товарного рынка, экономический потенциал и структура экономики региона, географическое положение, состояние природных ресурсов, что обусловливает значение таможенных органов в международной торговле в Дальневосточном федеральном округе (ДФО).

Дальний Восток обладает огромным природным потенциалом. В округе расположены крупнейшие месторождения углеводородов, угля, золота, алмазов, крупные месторождения черных, цветных и редких металлов, олова, плавикового шпата и других рудных и нерудных полезных ископаемых. На территории регионов Дальнего Востока добыча олова составляет - 100% от добычи в России, алмазов - около 100%, золота и серебра - более 50% [3].

На территории ДФО в регионах с четко выраженной отраслевой специализацией (Камчатский край, Сахалинская и Магаданская области, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ) процессы экономической концентрации наиболее активно протекают в базовых для экономики регионов отраслях: рыбопромышленный комплекс, энергетика, угольная и нефтяная промышленности. В регионах с более традиционной отраслевой структурой экономики (Амурская область, Хабаровский и Приморский края, Еврейская автономная область) процессы экономической концентрации проходят без четкого выделения приоритетных рынков.

Для оценки значения таможенных органов во внешнеэкономической деятельности, в первую очередь, представим общие итоги внешней торговли субъектов Российской Федерации, расположенных на территории ДФО.

По-прежнему высокий экономический потенциал Сахалинской области (46,2% в общем товарообороте ДФО), Приморского края (29,5%) и Республики Саха (Якутия) (13,1%) определяет их лидирующие позиции во внешней торговле. Суммарная доля этих субъектов составляет 88,7% товарооборота ДФО. Основной объем экспорта обеспечили Сахалинская область (58,6%),

54

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(72)/2015

Республика Саха (Якутия) (17,7%), Приморский край (13,9%) и Хабаровский край (5,0%) [3].

Товарная структура экспорта ДФО по-прежнему имеет сырьевую направленность, характерную для России в целом - 68,2% экспорта в 2014 г. составили топливно-энергетические товары (19,4 млрд долл. США). Основными экспортерами минерального топлива являлись предприятия Сахалинской области (82,5%, или 16,0 млрд долл. США). В сравнении с 2013 г. стоимостные объемы экспорта продукции этой отрасли в ДФО увеличились с 18,9 до 19,4 млрд долл. США (на 2,9%).

Специфика региона определяется наличием водно-биологических ресурсов, которые представляют главную ценность для экспортеров. Доля морских биоресурсов в стоимости экспорта составила 7,7% (2,2 млрд долл. США). Лидирующие позиции в экспорте морских биоресурсов занимают Приморский (922,8 млн долл. США, или 23,3%) и Камчатский (489,9 млн долл. США, или 94,0%) края, а также Сахалинская область (514,9 млн долл. США, или 3,1%).

Доля древесины и целлюлозно-бумажных изделий в экспорте в 2014 г. достигла 3,6%. Традиционно экспортерами выступали предприятия Хабаровского (587,6 млн долл. США, или 41,0%) и Приморского (379,3 млн долл. США, или 9,6%) краев, а главными потребителями оставались КНР, Япония и Республика Корея.

Товарная структура импорта в целом сохранила пропорции прошлых лет. Доминировала в импорте машиностроительная продукция. На ее долю пришлось 51,5% стоимостных объемов импорта (или 5,4 млрд долл. США) [3].

Таким образом, особенности и условия развития российского товарного рынка определяют деятельность таможенных органов. Создание благоприятных условий для эффективного функционирования товарного рынка, обеспечение свободы экономической деятельности субъектов ВЭД, стимулирование организации производства конкурентоспособной продукции на территории Российской Федерации, в том числе в рамках процессов международной кооперации и крупных инвестиционных проектов, приводит к росту объемов реализации таможенных услуг, повышению качества управления материальными потоками, проходящими через таможенную границу Таможенного союза.

Регионом деятельности Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) является территория Дальневосточного федерального округа, в состав которого входят девять субъектов Российской Федерации: Республика Саха (Якутия), Камчатский, Приморский и Хабаровский края, Амурская, Магаданская и Сахалинская области, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ (табл. 1) [2].

В 2014 г. в таможенных органах Дальневосточного региона осуществляли внешнеэкономическую деятельность 9 839 хозяйствующих субъектов, зарегистрированных на территории Российской Федерации. По сравнению с 2013 г.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

55

(9 999 хозяйствующих субъектов) количество участников ВЭД сократилось на 1,6%. При этом количество экспортеров возросло на 3,0% (с 1 058 до 1 090), а число импортеров сократилось на 1,8% (с 9 356 до 9 183).

Таблица 1

Основные показатели деятельности ДВТУ в 2013-2014 гг.

Показатели 2013 г. 2014 г. Изменение, %

Количество участников ВЭД, ед. 9 999 9 839 - 1,6

Количество ДТ, шт. 292 472 297 779 1,8

Товарооборот через таможенные органы региона, млрд долл. США 30,1 26,8 -11,0

Объем товарооборота, млн тонн 34,2 31,4 - 8,2

В 2014 г. таможенными органами региона зарегистрировано 297 779 деклараций на товары (ДТ) по таможенным процедурам и особенностям, учитываемым таможенной статистикой внешней торговли. По сравнению с 2013 г. (292 472) количество ДТ увеличилось на 1,8% (по экспорту - с 41 942 до 43 848, или на 4,5%, по импорту - с 250 530 до 253 931, или на 1,4%).

Учитываемый во внешней торговле товарооборот через таможенные органы региона составил 26,8 млрд долл. США. По сравнению с 2013 г. (30,1 млрд долл. США) стоимость товарооборота сократились на 11,0%, сумма уплаченных в торговом обороте таможенных платежей увеличилась на 4,2% (с 153,1 до 159,5 млрд р.), физический объем товарооборота сократился на 8,2% (с 34,2 до 31,4 млн т).

Стоимость экспорта составила 10,1 млрд долл. США, или 38,1% товарооборота, при этом стоимостной объем экспорта по сравнению с 2013 г. (11,3 млрд долл. США) сократился на 9,7%. Вес экспортных грузов сократился на 9,1% (с 26,9 до 24,4 млн т), при увеличении суммы уплаченных в торговом обороте таможенных платежей на 7,0% (с 9,7 до 10,4 млрд р.).

Стоимость импорта составила 16,7 млрд долл. США, или 61,9% товарооборота, стоимостной объем импорта по сравнению с 2013 г. (18,9 млрд долл. США) сократился на 12,2%, физический объем - на 4,2% (с 7,3 до 7,0 млн т), при увеличении суммы уплаченных в торговом обороте таможенных платежей на 4,0% (с 143,4 до 149,1 млрд р.).

Крупнейшими таможнями при экспорте явились: Сахалинская (51,7% веса грузов и 57,9% стоимости), Владивостокская (6,8% и 19,0% соответственно), Хабаровская (13,0% и 8,1%) и Находкинская (8,2 % и 4,4%).

Основные объемы импорта пришлись на Владивостокскую (по 53,3% веса грузов и стоимости), Находкинскую (19,4% и 24,4%), Уссурийскую (9,1% и 4,6%) и Сахалинскую (6,3% и 8,2%) таможни.

Сложившаяся географическая структура внешней торговли ориентирована на рынки стран АТР. Традиционно в роли основных торговых партнеров

56

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(72)/2015

выступают КНР, Республика Корея и Япония, доля которых во внешнеторговом обороте составила 84,0% (рис. 1) [2].

Прочие

16%

Республика Корея 18% '

Китай

37%

Япония

29%

Рис. 1. Основные страны-контрагенты по товарообороту

Стоимостной объем экспорта по основным странам-контрагентам распределился следующим образом: Япония - 49,5% (5,6% платежей), Республика Корея - 23,0% (29,0%), КНР - 20,7% (63,5%), прочие страны - 6,8% (1,9%) (рис. 2).

Прочие

Китай

Рис. 2. Основные страны-контрагенты по экспорту

Крупнейшими торговыми партнерами Дальнего Востока при импорте выступают: КНР - 47,5% стоимости и 52,6% платежей, Япония - 16,2% и 17,3%, Республика Корея - 14,8% и 15,1%, США - 4,5% и 3,0%. На прочие страны пришлось 17,0% стоимости и 12,0% платежей (рис. 3).

Анализ важнейших товарных статей экспорта Дальнего Востока в 2014 г. показал следующую их структуру и значение (табл. 2).

В 2014 г. по отношению к 2013 г. произошли следующие изменения в товарной структуре экспорта:

- топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки - 54,5% стоимости и 0,2% платежей (по сравнению с 2013 г. стоимость сократилась на 8,7%, платежи снизились на 19,5%);

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

57

- рыба, ракообразные и моллюски - 21,5% стоимости и 29,8% платежей (стоимость сократилась на 6,5%, платежи - на 15,9%);

- древесина и изделия из нее - 10,1% стоимости и 58,2% платежей (стоимость увеличилась на 4,8%, платежи - на 27,2%);

- черные металлы - 3,8% стоимости и 8,9% платежей (стоимость увеличилась на 9,3%, платежи сократились на 3,3%).

Важнейшие товарные статьи при импорте (табл. 3).

Республика Корея

14,8%

Прочие

1 '70/.

Япония

Китай

47,5%

16,2%

Рис. 3. Основные страны-контрагенты по импорту

Таблица 2

Удельный вес стоимости товара в общей статистической стоимости (экспорт), %

Товары Удельный вес

Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки 54,5

Рыба, ракообразные и моллюски 21,5

Древесина и изделия из нее 10,1

Черные металлы 3,8

Руды, шлак и зола 2,6

Прочие 7,5

В 2014 г. в сравнении с 2013 г. товарная структура импорта изменилась следующим образом:

- машины, оборудование и механизмы - 21,0% стоимости и 16,6% платежей (снижение стоимости на 17,9%, платежей - на 4,4%);

- средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, - 13,5% стоимости и 15,8% платежей (снижение стоимости на 11,5%, платежей - на 0,3%);

- электрические машины и оборудование, их части - 12,8% стоимости и 9,0% платежей (снижение стоимости на 19,3% и рост платежей на 13,8%);

58

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(72)/2015

- пластмассы и изделия из них - 6,2% стоимости и 7,1% платежей (рост стоимости на 4,1%, платежей - на 17,9%);

- изделия из черных металлов - 5,8% стоимости и 4,9% платежей (снижение стоимости на 11,2%, платежей - на 26,2%).

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Удельный вес стоимости товара в общей статистической стоимости (импорт), %

Товары Удельный вес

Машины, оборудование и механизмы 21,0

Средства наземного транспорта 13,5

Электрические машины и оборудование, их части 12,8

Пластмассы и изделия из них 6,2

Изделия из черных металлов 5,8

Прочие 40,7

Объем платежей, которые поступают в бюджет от таможенной деятельности, варьируется в зависимости от экономической ситуации. Во всех случаях внешнеторговый оборот и таможенные платежи взаимосвязаны - рост и спад происходят одновременно. Тесная взаимосвязь между таможенными платежами и внешнеторговым оборотом - 49,8% вариации сумм таможенных платежей объясняется вариацией внешнеторгового оборота, остальная вариация связана с влиянием других факторов - ставки пошлин, физический объем ввозимого товара, внешнеполитические факторы, сезонность и т. п. [4]. Объем платежей отличается и в рамках каждого регионального таможенного управления.

За 2014 г. таможенными органами Дальневосточного региона зачтено в федеральный бюджет Российской Федерации 179 758,75 млн р. (в 2013 г. -191 732,86 млн р.). При этом объемы взимания таможенных платежей в целом можно охарактеризовать как стабильные.

По итогам работы за 2014 г. каждый рубль, вложенный в развитие таможенных органов, подчиненных ДВТУ, дал отдачу около 30 р. (по результатам 2013 г. - 33 р.). Вклад в казну от работы каждого должностного лица таможенных органов региона в 2014 г. составил 38,65 млн р. (в 2013 г. - 45,41 млн р.) [2].

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 15.04.2014) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, повышения качества таможенного администрирования и предоставления государственных услуг, совершенствование таможенного регулирования предполагает повышение эффективности применения мер по совершенствованию таможенных операций и развитие таможенных технологий, тарифного и нетарифного регулирования

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

59

внешнеторговой деятельности с учетом обеспечения продвижения национальных интересов РФ во внешнеэкономической сфере, формирование более благоприятных условий ведения внешнеэкономической деятельности для ее участников, а также упреждающего реагирования на угрозы экономической безопасности Российской Федерации1.

В рамках Стратегии работа, проводимая Федеральной таможенной службой РФ по реализации Плана деятельности ФТС России по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации, обеспечению максимального содействия внешнеторговой деятельности (цель 1), позволила в 2014 г. обеспечить:

- увеличение до 40,5% доли участников ВЭД, удовлетворительно оценивающих качество предоставления государственных услуг таможенными органами, в общем количестве участников внешнеэкономической деятельности (плановое значение - 40%);

- увеличение до 99,16% доли деклараций на товары, оформленных в электронном виде без представления документов на бумажном носителе, в общем количестве оформленных деклараций на товары при условии, что товары не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях (плановое значение -98%);

- сокращение до 1,66 часа предельного времени прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта для товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки (плановое значение - 2,5 часа) и до 5,03 часа -при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления для товаров, которые не подлежат дополнительным видам государственного контроля и не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки (плановое значение - 48 часов);

- сокращение до 3,4% доли товарных партий, в отношении которых проведен таможенный досмотр, в общем количестве товарных партий, в отношении которых подана декларация на товары;

- увеличение до 88,3% доли нарушений таможенного законодательства и иных правонарушений, выявленных при декларировании товаров с применением системы управления рисками, в общем объеме таких нарушений, выявленных таможенными органами по результатам таможенного контроля [3].

Работа по обеспечению полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов, повышению конкурентоспособности российской экономики (цель 2) позволила в 2014 г. обеспечить:

- выполнение на уровне 100% прогнозируемого задания по администрируемым таможенными органами доходам в федеральный бюджет

1 О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ [от 28.12.2012 № 2575-р]. URL: БД «КонсультантПлюс».

60

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(72)/2015

(исходя из уточненных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разработанного Минэкономразвития России в сентябре 2014 г.);

- увеличение до 89% доли решений таможенных органов по таможенной стоимости, не отмененных судебными органами, в общем объеме корректировок таможенной стоимости (плановое значение - 65%);

- снижение до 0,14% доли платежей, возвращенных участникам внешнеэкономической деятельности в результате судебных решений о корректировке таможенной стоимости, в общем объеме платежей, взысканных таможенными органами (плановое значение - 0,24%);

- снижение до 0,10% доли таможенных платежей, перечисленных участниками внешнеэкономической деятельности с нарушением установленных нормативными документами сроков, в общей сумме поступивших таможенных платежей в федеральный бюджет (плановое значение - 0,22%).

К числу индикаторов, позволяющих оценить результаты реализуемой таможенными органами политики по содействию развитию внешнеэкономической деятельности, как показывает практика работы Дальневосточного таможенного управления, можно отнести следующие [3]:

- доля деклараций на товары, срок выпуска товаров по которым не превышает 1-го дня. В условиях существенного сокращения сроков проведения таможенного контроля показатель срока выпуска товаров напрямую влияет на наличие у участников внешнеэкономической деятельности дополнительных издержек, связанных с помещением товаров на временное хранение;

- количество деклараций на товары, срок выпуска товаров по которым превышает установленные сроки. Данный показатель характеризует оперативность совершения таможенными органами контрольных операций при осуществлении документального контроля деклараций на товары;

- количество деклараций на товары, оформленных с применением технологии удаленного выпуска. Внедрение перспективных таможенных технологий, предусматривающих автоматизацию большинства этапов таможенного декларирования товаров, является ключевым фактором создания благоприятных институциональных условий для осуществления внешнеэкономических операций. Технология удаленного выпуска, основанная на таможенном декларировании товаров с использованием сети Интернет, предполагает разделение процедур документального контроля в специализированных центрах электронного декларирования и фактического контроля на приграничных таможенных постах (таможенно-логистических терминалах).

Следует отметить, что многие плановые показатели в Дальневосточном таможенном управлении были перевыполнены, что говорит о наличии достаточных резервов для повышения эффективности деятельности таможенных органов.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

61

Реализация указанных выше направлений будет способствовать развитию внешней торговли, снижению издержек и минимизации административного воздействия на участников ВЭД как на этапе декларирования товаров, так и на этапе проведения таможенными органами контроля после выпуска товаров при одновременном повышении его эффективности за счет применения современных информационных и таможенных технологий, концентрации полномочий, кадрового и информационно-аналитического обеспечения таможенного контроля, совершенствования взаимодействия государств - членов Таможенного союза.

Список литературы

1. Белозеров И. И. Таможенные органы в процессах активизации внешнеэкономической деятельности региона [Электронный ресурс] / И. И. Белозеров, М. В. Мальгина. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/tamozhennye-organy-v-protsessah-aktivizatsii-vneshneekonomicheskoy-deyatelnosti-regiona

2. Информационно-справочные материалы о деятельности Дальневос-

точного таможенного управления в 2014 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dvtu.customs.ru/index.php?Itemid=3&id=185&option=com_

content&view=article

3. Реализация в Дальневосточном федеральном округе положений Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dvtu.customs.ru/index.php? option=com_content&view=%20article&id=214&Itemid

4. Статистика таможенных платежей в 2012 - первой половине 2013 года: основные тенденции [Электронный ресурс] / Е. Быркова. Режим доступа: Ыл^/провэд.рф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.