УДК 338.43.02(1-87)
СОВРЕМЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТЫХ СТРАН МИРА
Михайлушкин Павел Валерьевич к.э.н., доцент
Баранников Антон Александрович студент учетно-финансового факультета Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
В статье рассматривается вопрос глобализации мировой экономики, и влияние на этот процесс транснациональных и многонациональных корпораций. Отмечаются ключевые аспекты аграрного регулирования экономики как развитых, так и развивающихся стран
Ключевые слова: ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА, МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПАНИИ, ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПАНИИ, АГРАРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
UDC 338.43.02(1-87)
MODERN PRIORITIES OF THE AGRARIAN POLICY OF THE DEVELOPED COUNTRIES OF THE WORLD
Mikhailushkin Pavel Valeryevich Cand.Econ.Sci., associate professor
Barannikov Anton Aleksandrovich
student of the Accounting and financial department
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
The article considers the question of globalization of world economy, and the influence of multinational and multinational corporations on this process. Key aspects of agrarian regulation of the economy of both developed and developing countries are noted
Keywords: GLOBALIZATION, AGRARIAN POLICY, MULTINATIONAL COMPANIES, MULTINATIONAL COMPANIES, AGRARIAN REGULATION
В условиях глобализации мировой экономики, кризисного состояния продовольственной безопасности происходит наращивание оборотов международной торговли продовольствием.
Непосредственными причинами наращивания оборотов международной торговли продовольствием стали:
— возрастание потребности в импортном продовольствии развивающихся и бывших социалистических стран вследствие устойчивого отставания отечественного предложения от спроса;
— резкое временное возрастание потребности в импорте зерна и других продуктов в ряде стран (развивающиеся страны Азии, Африки, бывший СССР) при сильных неурожаях;
— устойчивое расширение товарообмена в группе промышленно развитых стран под влиянием увеличивающегося спроса;
— возрастающие межнациональные поставки сырья и полуфабрикатов вследствие кооперирования производства под эгидой транснациональных компаний;
— увеличивающийся вывоз сельскохозяйственного сырья странами развивающегося мира в результате налаживания современного специализированного производства отдельных продовольственных товаров для повышения экспортного потенциала;
— повышение конкурентоспособности на мировом рынке продовольствия;
— рост мировых цен на основные виды продовольствия.
Основные мировые экспортеры продовольствия - США, Франция, Нидерланды, Китай, Бразилия и некоторые другие страны. Среди импортеров бесспорный лидер -Япония, стремительно возрастает в импорте продовольствия доля индустриальных государств Юго-Восточной Азии [14].
Агропродовольственная политика многих стран мира направлена на увеличение производства и экспорта зерна, мясных и молочных продуктов и сахара. Главными поставщиками зерна являются США, Канада, ЕС (в основном Франция), Аргентина и Австралия. На их долю приходится 3/4 мирового экспорта пшеницы и кормового зерна.
Система международной торговли сельскохозяйственной продукцией, в том числе продовольствием, в настоящее время претерпевает коренные изменения. Необходимость осуществления реформ в указанной сфере была вызвана чрезмерной государственной поддержкой и протекционизмом во многих странах, особенно развитых, в предыдущие десятилетия [3.7].
Проводимая политика поддержки высоких внутренних цен привела к перепроизводству ряда сельскохозяйственных товаров и широкому распространению экспортных субсидий и ограничений на импорт, что, в свою очередь, осложнило межгосударственные отношения во внешнеэкономической сфере. Отсутствие согласованных на международном уровне правил и процедур неоднократно являлось поводом для возникновения противоречий, чреватых подрывом стабильности международной торговли и возникновением торговых войн.
Основные «битвы» развертывались между ЕС и США, которые вследствие проблем со сбытом практиковали широкомасштабное применение субсидий при
поставках своего зерна на внешние рынки. Эти действия вызывали активное противодействие со стороны Канады, Австралии и других более мелких экспортеров, чье финансовое положение не позволяет применять субсидии в больших размерах. По данным ОЭСР, в целом по развитым странам уровень поддержки сельского хозяйства в 2008 г. составил 35% совокупных фермерских доходов против 37% в конце 1980-х гг. При этом наибольший прогресс достигнут в области сокращения мер поддержки, оказывающих наибольшее воздействие на производство и внешнюю торговлю агропродовольственной продукцией.
За последние годы рост производства и экспорта продовольствия в мире был достигнут за счет следующих факторов: внедрения в развитых государствах достижений научно-техни ческого прогресса, включая механизацию, химизацию, селекцию, а также в результате распространения этих достижений на сельское хозяйство отдельных развивающихся стран [4,11].
Между странами в области сельского хозяйства существует специализация, которая предопределяет развитие мировых аграрных рынков. Например, мясо-молочную продукцию в основном производят промышленно развитые страны. Пшеницу на экспорт выращивают США, Канада, Аргентина, Австралия, страны Западной и Восточной Азии - Китай, Индия, Пакистан, Таиланд и др. Фрукты и овощи - умеренного пояса - развитые страны, тропические фрукты - страны Азии, Африки и Латинской Америки, кофе, какао, чай - также страны тропического и субтропического пояса. Сахар производится из сырья, выращенного в развитых и бывших соцстранах (свекловичный сахар) и в развивающихся странах, особенно Латинской Америке (сахарный тростник).
За последние годы происходит значительный рост спроса на мясо-молочную продукцию, экспорт этого вида продукции занимает ведущее место в структуре экспорта сельскохозяйственной продукции.
По данным ООН, сегодня в структуре экспорта сельскохозяйственной продукции продовольствие занимает около 70%, в том числе мясо-молочная продукция - 12%, зерновые - 9%, сахар - 2,5%, вина - 3,5%, хлопок - 1,3% и др.
На состояние мировых рынков сельскохозяйственных продуктов существенное влияние оказывает деятельность крупных международных аграрных компаний. Во многих странах мира, особенно развивающихся, транснациональные корпорации (ТНК) выращивают продукцию на экспорт, скупают у местных производителей их продукцию по низким ценам, стремясь продавать ее на мировом рынке значительно дороже.
ТНК контролируют до 90% экспорта чая, кофе, какао, хлопка, табака и джута.
В условиях глобализации мировой экономики возрастает роль ТНК в импорте-экспорте сельскохозяйственной продукции.
Транснациональные корпорации представляют собой систему предприятий (фирм), включая головную (родительскую) компанию (она, как правило, определяет национальность ТНК) и ее зарубежные филиалы. Контроль над активами зарубежных предприятий родительская компания обеспечивает путем владения 10% и более обычных акпий или их эквивалента в акционерном капитале своих зарубежных предприятий [1].
Фирмы, созданные за рубежом с участием иностранного капитала родительской фирмы, в экономической литературе обычно называют зарубежными филиалами ТНК, хотя лучше бы их называть аффилированными, т. е. родственными. Эти филиалы могут функционировать в форме отделений, дочерних фирм или ассоциированных компаний.
С точки зрения национальности все ТНК можно разделить на два типа -национальные и многонациональные. Национальные ТНК, т. е. образованные на базе капитала из одной страны, преобладают в мире. Многонациональные компании образуются путем объединения капиталов разных наций. Первая многонациональная компания «Юнилевер» возникла в 1929 г. путем объединения фирм «Маргарин Юни» (Голландия) и «Левер Бразерз» (Великобритания). С тех пор она разрослась до масштабов одной из крупнейших международных компаний с более 500 зарубежных филиалов в почти 60 странах. Исторически образование многонациональных компаний характерно для европейских фирм. Примером может также служить
англо-голландская компания «Ройял Датч-Шелл», занимающая по объему зарубежных активов лидирующие позиции среди гигантов международного бизнеса.
В отдельный тип ТНК целесообразно выделить корпорации, которые настолько расширили свои деловые связи, что их деятельность распространяется практически по всему миру. Это глобальные ТНК. Их характерные черты: а) товары и услуги этих ТНК находят сбыт на всех трех самых емких рынках мира - в Северной Америке, Европе и Азии; б) при подготовке к выходу на рынок с новой продукцией они рассчитывают на ее потребление во всем мире; в) организационная структура управления зарубежными предприятиями этих ТНК очень сложна, но при этом в ней чаще всего можно выделить товарный подход. Для глобальных ТНК характерны следующие стратегические установки:
— обеспечение производства преимущественно иностранным сырьем;
— закрепление на иностранных рынках сбыта через свои зарубежные филиалы;
— размещение промышленных предприятий в странах с наименьшими издержками производства и сбыта [5].
Главным звеном управления всей ТНК служит штаб-квартира ее родительской компании
В зависимости от специализации ТНК организация управления у них строится по следующим принципам: корпорации, специализирующиеся на однородной продукции, обычно строят структуру своего управления по географическому (страновому) принципу; корпорации, специализирующиеся на широком ассортименте разнородной продукции, придерживаются товарного принципа; для корпораций с широко диверсифицированным ассортиментом продукции также характерна матричная организационная система; зарубежные филиалы ТНК с большим объемом товарооборота, показавшие высокую эффективность своей деятельности, получают статус бизнес-единиц формально независимых компаний.
Управление зарубежными филиалами со стороны родительских компаний включает, прежде всего, планирование, анализ и контроль над их деятельностью [9].
Планирование деятельности зарубежного филиала осуществляется им
совместно с родительской компанией и выглядит обычно как план работы на год, который утверждается родительской компанией. План содержит задания в виде показателей, которые нужно достичь филиалу (объем продаж, доля филиала на местном рынке и т. д.).
Анализ деятельности зарубежного филиала осуществляется родительской компанией систематически на базе бухгалтерской и другой отчетности филиалов. В зависимости от величины филиала различная отчетность посылается в штаб-квартиру ежедневно, еженедельно, ежемесячно (например, об объемах и ассортименте продаж) или раз в квартал, полгода, год (например, о ходе выполнения плана, промежуточные баланс и отчет о прибыли).
Контроль над зарубежным филиалом осуществляется по разным направлениям и часто даже сильнее, чем над отечественными филиалами. В первую очередь родительские компании контролируют персонал зарубежных филиалов и их финансы, затем сбыт и закупки, НИОКР и в наименьшей степени - масштабы и ассортимент производства товаров и услуг на зарубежных филиалах и их маркетинг [17].
Зарубежные филиалы используют местные, мировые и трансфертные цены. Местные цены используются при поставках на внутренний рынок страны пребывания зарубежного филиала. Мировые используются обычно при операциях с внешним рынком. Трансфертные цены — это, прежде всего регулируемые корпорациями, особенно ТНК, цены на промежуточные товары [13].
При установлении этих цен ТНК руководствуются следующими соо бражениями:
— поддержка низких цен в целях конкуренции. На тех рынках, где конкуренция остра, ТНК могут оказать поддержку своим филиалам через низкие цены на товары, которые они им поставляют;
— поддержка молодых филиалов. Осуществляется не только через низкие цены на поставляемые им товары, но и через цены выше мировых на закупаемую у них продукцию;
— размеры таможенных пошлин. Так как обычно пошлины взимаются на базе
заявленной стоимости товара, то, ввозя свои товары в зарубежную страну для своих местных филиалов по низким ценам, ТНК имеют возможность сэкономить на уплате ввозных пошлин. При вывозе из зарубежной страны продукции своих местных филиалов по низкой цене ТНК имеют возможность сэкономить на вывозных пошлинах.
В развитых странах действует и усиливается налоговое законодательство о трансфертных ценах, которое предлагает различные методы пересчета трансфертных цен в рыночные с целью определения истинного налогооблагаемого дохода и прежде всего на базе тех рыночных цен, которые складываются между не связанными друг с другом фирмами. В развивающихся и переходных экономиках с их обычно высокими ввозными и вывозными пошлинами особое внимание уделяют контролю за ценами ввозимых и вывозимых товаров. Существует и международная практика регулирования трансфертного налогообложения.
Стратегия многих ТНК предусматривает постоянное расширение географических направлений их международного бизнеса. Наступление ведется под влиянием двух основных принципов: первый - не
ограничиваться деятельностью на хорошо изученных рынках, а постоянно искать новые рынки сбыта по всему земному шару. Второй принцип -опередитьсоперников через поиск выгодных партнеровпо производству и сбыту в нужном месте в нужное время.
Одновременно ряд ТНК стремится к лидерству на избранных товарных рынках, чтобы обеспечить жесткий контроль за качеством продукции, отбором поставщиков, послепродажным обслуживанием [15]. Например, у корпорации «Боинг» (США) 90% продаж приходится на авиационную технику.
Ключевым фактором сохранения конкурентоспособности ТНК в современных условиях становятся нововведения (инновации).
С целью достижения высокой эффективности в управлении зарубежными филиалами ТНК используют три основных направления взаимодействия с ними: этноцентрическое -жесткое руководство зарубежным филиалом из штаб-квартиры, когда родительская
компания переносит в зарубежный филиал свой стиль менеджмента; полицентрическое -зарубежный филиал учитывает условия принимающей страны и использует опыт ее предприятий; геоцентрическое - зарубежный филиал руководствуется мировым опытом и между народны м и стандартами без предпочтения опыта и обычаев какой-либо отдельной страны или компании.
Крупнейшим экспортером сельхозпродукции в настоящее время является США. Первая и главная задача аграрной политики США - поддержание фермерских доходов на уровне доходов лиц, занятых в несельскохозяйственной сфере экономики, путем стабилизации цен на сельскохозяйственную продукцию и сокращения нереализованных товарных запасов [16].
Вторая не менее важная задача - повышение эффективности сельскохозяйственного производства путем развития сельскохозяйственной науки и образования, создания сельской производственной инфраструктуры, охраны земельных и водных ресурсов и т. д.
Третья задача состоит в необходимости сокращения бюджетных расходов на товарные программы, то есть в ослаблении налогового бремени для налогоплательщиков.
Четвертая очень важная задача - обеспечение высокой конкурентоспособности американского продовольствия и продвижение его на мировой рынок.
Перечисленные задачи определяют направления государственной политики США в области сельского хозяйства и производства продовольствия:
— регулирование производства и сбыта продукции в стране;
— создание сельской производственной инфраструктуры;
— развитие сельскохозяйственных НИОКР и внедрение результатов их деятельности в практику [2];
— охрана земельных и водных ресурсов;
— оказание продовольственной помощи нуждающимся;
— субсидирование программ экспорта сельскохозяйственных товаров.
В условиях насыщенного и в основном самообеспечивающегося продовольственного рынка США государственная аграрная политика направлена не
на увеличение объема производства, а на обеспечение его стабильности и высокой эффективности, улучшение качества продукции, на повышение эффективности рыночного механизма в аграрном секторе. Особое внимание придается в этой политике ценовой политике, планированию и совершенствованию заказа на необходимую продукцию фермерских хозяйств, развитию научных исследований и внедрению информационного обеспечения, усилению госрегулирования и контроля в аграрном секторе США.
Основные цели аграрной политики ЕС были определены в ст. 39 Римского договора и заключаются в следующем:
— увеличение сельскохозяйственного производства на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, обеспечения рационального развития сельского хозяйства и оптимального использования производственных ресурсов, особенно трудовых;
— обеспечение высокого жизненного уровня населения, особенно занятого в сельском хозяйстве, за счет повышения его доходов;
— стабилизация рынков;
— обеспечение устойчивого продовольственного снабжения населения по приемлемым ценам.
В этой же статье договора записано, что при разработке единой аграрной политики принимаются во внимание социальная структура сельского хозяйства и различия между регионами. Особый упор делается на необходимость разработки специальных мер по отношению к сельскому хозяйству в связи с его специфическим положением и тесными взаимоотношениями с другими секторами экономики.
Договор определяет конкретный перечень мероприятий по реализации задач Единой аграрной политики. Среди основных:
— определение сроков переходного периода для введения Единой аграрной политики;
— определение форм организации рынка;
— выработка общих организационных основ регулирования цен,
поддержки производства и сбыта различных продуктов, хранения, транспортировки, механизма стабилизации экспорта и импорта;
— выработка единых методов расчета цен.
Единая аграрная политика ЕС проводится через следующие принципы:
— единые цены на сельскохозяйственную продукцию; уровень цен на сельскохозяйственную продукцию, превышающий мировой;
— единая финансовая система и финансовая солидарная ответственность.
Благодаря следованию этим принципам достигаются общность рынка,
системы сбыта и цен в территориальных пределах ЕС, использование единых правил конкуренции, унификация административных процедур, санитарных и ветеринарных норм. Предполагается, что фермеры стран - членов ЕС должны находиться в более благоприятных условиях по сравнению с поставщиками сельскохозяйственной продукции из других стран, так как уровень издержек производства сельскохозяйственной продукции в ЕС намного выше, чем в странах - экспортерах продовольствия. С этой целью необходимо повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, что и достигается установлением более высоких по сравнению с мировыми цен.
Солидарная финансовая ответственность означает, что расходы по финансированию Единой аграрной политики осуществляются через бюджет ЕС. Этот принцип весьма важен для более слабых в экономическом отношении членов союза и стран, в которых преобладает аграрный сектор, поскольку предоставляемые им ассигнования из бюджета ЕС превышают их вклад в него.
В Римском договоре предусмотрено создание фондов финансирования аграрного рынка в ЕС. Создан Единый фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (ФЕОГА), осуществляющий финансирование всех мероприятий по реализации Единой аграрной политики.
ФЕОГА включает два больших раздела - гарантирования и ориентации.
Средства раздела гарантирования (он аккумулирует более 90% средств фонда)
расходуются на поддержание уровня устанавливаемых ЕС гарантированных цен на продукцию сельского хозяйства путем скупки и хранения запасов аграрной продукции, не находящей сбыта, субсидирования экспорта этой продукции в третьи страны с помощью возмещения фермерам разницы между ценами ЕС и мировыми, а также на поддержание курсов национальных валют, применяемых для расчетов в сельскохозяйственном секторе ЕС.
Средства раздела ориентации предназначаются для решения структурных проблем агропромышленного производства - модернизации производства, повышения профессиональной квалификации работников, занятых в сельском хозяйстве.
Единая аграрная политика с жесткими мерами аграрного протекционизма привела к тому, что ЕС стал крупнейшим производителем и экспортером продовольствия. Она - одна из немногих его успешных совместных программ. Согласно официальным данным со времени введения Единого аграрного рынка в 1968 г. производительность труда в сельском хозяйстве стран ЕС возрастала на 6-7 % ежегодно [6].
В короткий срок ЕС достиг самообеспеченности по многим видам продовольствия.
Вместе с тем до последнего времени сельское хозяйство европейских стран было наиболее затратным в бюджете Евросоюза. Так, субсидии производителям сельскохозяйственной продукции составляли половину его бюджета. В среднем в перерасчете на каждого жителя ЕС субсидии составляли от 70 (в Великобритании) до 400 (в Ирландии) евро в год.
Главной задачей введения централизованной системы субсидирования в ЕС, которая существует в той или иной форме с 50-х годов прошлого столетия, было резкое увеличение производства продуктов питания после войны. Поэтому субсидии выдавались фермерам в зависимости от объемов производства, то есть чем больше производство - тем большие суммы выделяет государство. Система стала давать сбои, когда в Европе начался кризис перепроизводства. ЕС старался ограничить падение
цен государственными закупками, введением индикативных цен, увеличением барьеров на пути импорта. Как остроумно заметил один из аграрных министров ЕС, «фермеры работали не на земле, а на субсидиях». Горы продовольствия, которые выкупали правительства для стабилизации рынка, не находили покупателя.
Общая аграрная политика вызывала нарекания и у торговых партнеров Европы
- сельхозпродукция по субсидируемым ценам поступала на внешние рынки, вытесняя продукцию остальных стран, прежде всего из слаборазвитых аграрных регионов. Экспорт аграрной продукции оставался для стран третьего мира зачастую единственным источником доходов, и протекционистская политика европейцев ставила эти страны на грань выживания. Существованию Единой аграрной политики ЕС не помешал даже процесс торговой либерализации, включивший создание ВТО в 1994 г.: европейцы не соглашались на либерализацию аграрного сектора. Следует заметить, что Европа не одинока в выборе политики протекционизма. Такой же подход (поддержка сельхозпроизводителей за счет многомиллиардных субсидий) у США и Японии. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), 30 наиболее развитых стран мира потратили на поддержку сельского хозяйства в 2008 г. 300 млрд. долл. Около 100 млрд. долл. приходится на Европу, которая компенсирует до 35% цены сельхозпродукции. Субсидии аграриям в США составляют 70 млрд. долл., или 25% стоимости продукции, а в Японии достигают 70%. Подобное положение вещей не удовлетворяет и ряд развитых стран так называемой Кернской группы, которые резко либерализировали аграрный сектор, -Австралию, Новую Зеландию, Бразилию, Аргентину и др. Именно эта неформальная группа стран - ключевой лоббист процесса либерализации внешней торговли сельхозпродукцией.
Главное направление аграрной политики стран ЕС - повышение конкурентоспособности сельского хозяйства [8].
Особенностью аграрных преобразований в Китае является обеспечение продовольственной безопасности страны в условиях растущей перенаселенности, снижения землеобеспеченности.
Преодолев губительные последствия «культурной революции», страна приступила к поиску наиболее быстрых и эффективных экономических инструментов проведения реформ. Особенно требовалась срочная аграрная реформа, так как проблема с продовольствием была чрезвычайно остра.
Благодаря экономически и социально обоснованной аграрной политики к началу XXI века в Китае был создан совершенно новый аграрный сектор экономики, который обеспечил решение всех экономических, социальных, политических и продовольственных проблем.
Упор был сделан на систему обязательных госпоставок и дополнительных госзакупок, повышение закупочных цен, ускоренное развитие сельской промышленности, сельских промыслов, способствующих более полной занятости населения и получению значительных дополнительных доходов.
Проблема трудоустройства огромного сельского населения - важнейшая и трудноразрешимая проблема китайской деревни. Избыток рабочей силы в сельском хозяйстве Китая составляет свыше одной трети занятых, а в отдельных районах - от 25 до 40%. По прогнозам специалистов численность трудоспособного населения в сельском хозяйстве страны к 2010 г. - 500 млн. Вместе с тем максимальная потребность в рабочей силе на этот период оценивается в 220 млн.
Один из основных путей решения данной проблемы - взятый руководством страны курс на развитие многоотраслевой экономики в сельской местности. При этом упор делается на создание мелких сельских предприятий. Особенно активно эти предприятия создаются в приморских районах, а также в районах, где реализуются местные экспериментальные программы развития сельской экономики.
К концу 1980-х годов в ряде провинций Китая было создано 18 экспериментальных сельскохозяйственных баз, охватывающих целые районы, округа, уезды. Их создание было продиктовано поиском путей использования местных социально-экономичес ких условий для формирования рациональной и эффективной инфраструктуры китайской деревни.
Наиболее успешные эксперименты получили статус «модели». К таким моделям
относится экспериментальный сельскохозяйственный округ Вэньчжоу. Эта модель - образец развития рыночной экономики в отдаленных перенаселенных районах, имеющих определенные исторические и экономические традиции.
Сегодняшний этап аграрных преобразований характеризуется увеличением государственных вложений в сельское хозяйство и обслуживающие его отрасли, что привело к значительному подъему производства продовольствия. Наблюдается постоянный и с очень высокими темпами рост объемов производства в животноводстве.
Реализация агарной реформы в Китае способствовала развитию внутреннего и внешнего рынка продовольствия.
За последние годы производство отдельных видов продовольствия выросло более чем в 2 раза, резко улучшилась структура питания населения, по многим видам продукции Китай вышел на мировой рынок в качестве экспортера.
Что касается аграрной политики в странах Центральной и Восточной Европы, то главным ее направлением было усиление роли государства в аграрных преобразованиях [12].
Основные направления рыночных преобразований - приватизация и либерализация - в конечном итоге рассматривались не как пути выхода из кризиса, а как самоцель, что неизбежно привело к еще большему обвалу производства в отрасли и нарастанию социальной напряженности.
Решение проблем аграрного сектора осуществлялось в странах Центральной и Восточной Европы путем либерализации цен, введения жесткой финансово-кредитной политики, сокращения государственных расходов на поддержку отраслей экономики. Однако на определенном этапе реформ во многих странах возникла проблема деградации сельского хозяйства на фоне беспрецедентно глубокого диспаритета цен, обострения социальных проблем в сельской местности, снижения жизненного уровня как сельского, так и городского населения. Основными причинами этого положения стали кризисные явления в экономике стран, обязательства перед мировыми финансовыми организациями, взятые в соответствии с
условиями получения кредитов, рост бюджетного дефицита.
Под воздействием этих факторов стало понятно, что регулирующая роль государства необходима.
Сегодня требуются комплексное государственное вмешательство в аграрный сектор, особая политика, существенно корректирующая рыночный механизм.
Один из методов формирования новой системы государственного регулирования АПК в бывших социалистических странах Европы - создание относительно самостоятельной, хотя и действующей под контролем соответствующих министерств, институциональной системы регулирования аграрных отраслей и государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Масштабы и степень развитости институционной системы дифференцированы по странам, однако направленность и основные принципы ее построения и функционирования совпадают.
Ведущая сфера деятельности институциональной системы - регулирование внутреннего аграрного рынка и финансово-экономической сферы сельскохозяйственного сектора, а главный ее элемент - специальные фонды. Они наиболее развиты в Польше, Чехии и Словакии, менее - в Венгрии, в других бывших соцстранах они в зачаточном состоянии.
Система регулирования аграрного рынка в этих странах базируется на
однотипных или близких по характеру принципах и институтах. Во всех странах в той или иной степени используются интервенционные или минимальные
гарантированные цены, нормирование и регионализация закупок. Созданы
специальные органы, осуществляющие от имени и по поручению государства интервенционную деятельность. Средства этих органов образуются из бюджетных дотаций, поступлений от продажи продукции, компенсационных импортных сборов, кредитов, денежных штрафов и прочих поступлений.
Особый объект государственного регулирования - финансово-экономическая сфера аграрного сектора. В отдельных странах созданы специальные государственные институты, оказывающие финансовую поддержку сельскохозяйственным товаропроизводителям [10]. В целом интервенционные меры способствуют
смягчению падения реальных закупочных цен и доходов, а также обеспечению текущей платежеспособности хозяйств и предприятий.
При анализе аграрного сектора экономики постсоциалистических стран, нами были выделены основные направления государственного регулированиях АПК таких государств:
— упорядочение и регулирование внутреннего аграрного рынка путем установления минимальных цен, по которым государство гарантирует закупку определенных квот сельхозпродукции; объявление ориентировочных и негарантированных цен, позволяющих сельхозпроизводителям оценить возможности и перспективы развития; интервенционные закупки и продажа сельскохозяйственных продуктов, в том числе из специальных государственных продовольственных фондов;
— регулирование внешнеэкономических связей с учетом обеспечения экономической, экологической и продовольственной безопасности;
— обеспечение устойчивости внутреннего рынка; выполнение международных обязательств на основе разумного протекционизма с помощью тарифных и нетарифных (квоты, лицензии, запреты) инструментов, субсидирования экспорта, избирательного поощрения импорта и др.;
— целевая финансово-кредитная поддержка жизненно важных направлений реорганизации АПК и социального развития села.
Направления государственного регулирования осуществляются на принципах, главные из которых:
— консенсус законодательной и исполнительной ветвей власти;
— комплексный межотраслевой и межведомственный подход к реализации конкретных мер государственного регулирования исполнительной властью;
— привлечение к принятию основных решений представителей предпринимательских организаций отраслей АПК и потребителей;
— создание относительно самостоятельной, но действующей под контролем соответствующих министерств системы регулирования сельхозотраслей и финансирования государственной поддержки производителей.
В странах разрабатываются долгосрочные стратегические комплексные программы развития АПК. Дополнительным фактором, стимулирующим трансформацию систем государственного регулирования аграрного сектора стран Центральной и Восточной Европы, служит необходимость адаптации и унификации с соответствующей системой регулирования в рамках ЕС в связи с предстоящей интеграцией в него.
Список литературы
1.Болоболов А.В., Сидоренко В.В. Рыночные преобразования в аграрной сфере экономики. -Краснодар: Эдви, 2002. - 285 с.
2.Березенков В.В., Гайдук В.И., Михайлушкин П.В. Коммерческая деятельность: учеб. пособие. -Краснодар, 2010. - С. 256.
3.Булатов НС. Мировая экономика: учебник. - М.: Экономист, 2007. - 840 с.
4.Годин М.А. Маркетинг: учебник. - М.: Дашков и К0, 2003. - 602 с.
5.Михайлушкин П.В., Баранников А.А. Задачи социальной политики государства применительно к аграрно-промышленному комплексу Актуальные вопросы гуманитарных и естественных наук 2012 №8 (43) С. 68-77.
6.Зинченко А.П. Аграрная политика. Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений. - М.: Колосс, 2004. - 305 с.
7.Калюжнова Н.Я., Якобсон А.Я. Маркетинг: Общий курс. - М.: Омега-А, 2009. - 475 с.
8.Мельников А.Б. и др. Мировая экономика: учеб. пособие. Краснодар: КубГАУ, 2009. - 404 с.
9.Милосердое В.В., Милосердое К.В. Аграрная политика России - XX век ФГУП, ВО Минсельхоз России. - М., 2002. - 543 с.
10.Нечаев В. И., Бершицкий Ю.И., Резниченко С.М. Региональные аспекты государственного регулирования агропромышленного производства. - СПб.: Лань, 2009. - 336 с.
П.Ризгаев А.Л., Михайлушкин П.В. Рыночные отношения и рынки в АПК: учеб. пособие. -Краснодар: Просвещение-Юг, 2008.
12.Сидоренко В.В. Аграрная политика России: учеб. пособие для вузов. - Краснодар: Мир Кубани, 2010.-471 с.
13.Сидоренко В., Михайлушкин П. Современные товарные рынки: учеб. пособие. - Краснодар: Атрии, 2010. - 214 с.
14.Сидоренко В., Михайлушкин П. Государственное регулирование экономики. - Краснодар: Мир Кубани, 2011. - 649 с.
15.Сидоренко В., Михайлушкин П. Конкурентоспособность аграрного сектора экономики России // Международный с.-х. журнал. - 2011. - № 6.
16.Толмачев А.В., Варфоломеев В.Н., Спиркин О.Д. Экономические инструменты инвестиционного регулирования региональных аграрных рынков. - М.: Экзамен, 2009. - 172 с.
17.Трубилин И.Т., Сидоренко В.В. Стратегия рыночных преобразований в аграрном секторе экономики (науч.-практ. рекомендации). - Краснодар: КГАУ, 2000. - 56 с.
References
1. Bolobolov A.V., Sidorenko V.V. Rynochnyye preobrazovaniya v agramoy sfere ekonomiki. -Krasnodar: Edvi, 2002. - 285 s.
2. Berezenkov V.V., Gayduk V.I., Mikhaylushkin P.V. Kommercheskaya deyatelnost: ucheb. posobiye. - Krasnodar, 2010. - S. 256.
3. Bulatov N.S. Mirovaya ekonomika: uchebnik. - М.: Ekonomist, 2007. - 840 s.
4. Godin M.A. Marketing: uchebnik. - М.: Dashkov i K0, 2003. - 602 s.
5. Mikhaylushkin P.V., Barannikov A.A. Zadachi sotsialnoy politiki gosudarstva primenitelno к agramo-promyshlennomu kompleksu Aktualnyye voprosy gumanitamykh i yestestvennykh nauk 2012 №8 (43) S. 68-77.
6. Zinchenko A.P. Agramaya politika. Uchebniki i uchebnyye posobiya dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy. - М.: Koloss, 2004. - 305 s.
7. Kalyuzhnova N.Ya., Yakobson A.Ya. Marketing: Obshchiy kurs. - M.: Omega-A, 2009. - 475 s.
8. Melnikov A.B. i dr. Mirovaya ekonomika: ucheb. posobiye. Krasnodar: KubGAU, 2009. - 404 s.
9. Miloserdov V.V., Miloserdov K.V. Agramaya politika Rossii - XX vek FGUP, VO Minselkhoz Rossii. - М., 2002. - 543 s.
10. Nechayev V. I., Bershitskiy Yu.I., Reznichenko S.M. Regionalnyye aspekty gosudarstvennogo regulirovaniya agropromyshlennogo proizvodstva. - SPb.: Tan, 2009. - 336 s.
11. Rizgayev A.L., Mikhaylushkin P.V. Rynochnyye otnosheniya i rynki v APK: ucheb. posobiye. -Krasnodar: Prosveshcheniye-Yug, 2008.
12. Sidorenko V.V. Agramaya politika Rossii: ucheb. posobiye dlya vuzov. - Krasnodar: Mir Kubani, 2010.-471 s.
13. Sidorenko V., Mikhaylushkin P. Sovremennyye tovamyye rynki: ucheb. posobiye. - Krasnodar: Atrii, 2010. -214 s.
14. Sidorenko V., Mikhaylushkin P. Gosudarstvennoye regulirovaniye ekonomiki. - Krasnodar: Mir Kubani, 2011.-649 s.
15. Sidorenko V., Mikhaylushkin P. Konkurentosposobnost agramogo sektora ekonomiki Rossii // Mezhdunarodnyy s.-kh. zhumal. - 2011. - № 6.
16. Tolmachev A.V., Varfolomeyev V.N., Spirkin O.D. Ekonomicheskiye instrumenty investitsionnogo regulirovaniya regionalnykh agrarnykh rynkov. - М.: Ekzamen, 2009. - 172 s.
17. Trubilin I.T., Sidorenko V.V. Strategiya rynochnykh preobrazovaniy v agrarnom sektore ekonomiki (nauch.-prakt. rekomendatsii). - Krasnodar: KGAU, 2000. - 56 s.