А. В. Симонов
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ
Многообразные виды взаимоотношений основаны на интересах, которые проявляются в экономической, социальной, духовной и политической жизнедеятельности людей. «Интерес есть единство выражения (обнаружения, проявления) внутренней сущности субъекта и отражения объективного мира, совокупности материальных и духовных ценностей человеческой культуры в сознании этого субъекта»1. Интересы меняются в зависимости от изменений в самом субъекте и в окружающей его социальной среде.
Внешняя политика обусловлена интересами, так как именно она является непосредственной формой выражения интересов различных государств. Безусловно, политика различных государств базируется на их интересах, которые, в свою очередь, выступают в качестве их осознанных потребностей. В интересе государства выражается потребность нации в выживании и обеспечении своей безопасности. Государства стремятся действовать на политической арене исходя из своих собственных интересов. Интересы, реализуемые государством, выражаются в форме национальных интересов. Национальные интересы, реализуемые во внутренней политике, выражаются в виде внутриполитических интересов. Национальные интересы, реализуемые и защищаемые во внешней политике, выражаются в качестве внешнеполитических интересов государства.
Проблема исследования национальных интересов в настоящее время представляется одной из самых актуальных и дискуссионных в научно-политическом анализе западных и отечественных ученых. Пристальное внимание к национальному интересу со стороны исследователей обусловливается как поиском государствами своего места в мировом глобализирующемся пространстве, так и изменением структуры международных отношений, поскольку понять политику и мотивы внешнеполитической деятельности мировых акторов можно лишь с помощью анализа их национальных интересов.
1 Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986. С. 88.
Понятие «национальный интерес» стало широко употребляться в дипломатическом языке с XVII в. В 1935 г. американский ученый Ч. Бирд предложил использовать это понятие для определения внешнеполитической деятельности государств. Разработкой национальных интересов и национальной безопасности стали активно заниматься в США после окончания Второй мировой войны. В 1947 г. американским конгрессом был создан Совет национальной безопасности, призванный координировать внешнюю политику и разрабатывать секретные директивы.
Западные политологи используют понятие «национальный интерес» исключительно во внешнеполитическом преломлении, делая акцент лишь на его внешней стороне. С нашей точки зрения рассматривать национальный интерес исключительно в качестве инструмента внешней политики было бы неверно, поскольку существуют и другие объективные потребности нации, состоящие, например, в обеспечении порядка внутри государства, развитии культурной, социальной и экономической сфер гражданского общества и т. д. Потребности, относящиеся к внутренним делам государства, выступают в качестве внутриполитических интересов и реализуются непосредственно во внутренней политике, поэтому такие отечественные ученые, как Э.Г. Поздняков, Н.К. Арбатова, В.А. Михайлов, в рамках национального интереса вполне обоснованно выделяют внешнеполитический интерес, то есть интерес, относящийся к сфере мировой политики. Поскольку нас интересует внешний аспект национального интереса, то акцентировать внимание мы будем на интересах государства, реализуемых во внешней политике.
В западной политической науке проблема национальных интересов рассматривается через призму двух основных парадигм: реалистической и либеральной. Национальный интерес является главной категорией теории политического реализма. С позиции политического реализма, интересы государств в анархической среде вступают в противоречия с интересами других участников международных отношений. Их столкновение приводит к межгосударственным конфликтам, и зачастую они могут выступать источником войн. Основная цель государств в международной политике - обеспечение собственной безопасности на международной арене. Классик американской политической мысли в области международных отношений и лидер школы политического реализма Г. Моргентау определял национальный интерес через силу, отме-
чая, что «главная веха, которая выделяет политический реализм во всем ландшафте мировой политики, - это концепция интереса, определяемого в терминах силы»1. Данная концепция, по мнению Г. Моргентау, помогает понять связь между мотивами, лежащими в основе международной политики, и исследуемыми фактами. Моргентау считает, что без концепции национального интереса внешняя и внутренняя теория политики была бы абсолютно невозможной, так как мы не смогли бы проводить различие между политическими и неполитическими фактами.
Оппонентами политического реализма в исследовании категории национального интереса выступают сторонники либерального течения. Главный недостаток концепции национального интереса они объясняют отсутствием его четкого определения. Представители либеральной парадигмы признают существование объективных национальных интересов у государств, но в то же время считают совершенно неприемлемым основывать внешнюю политику на национальном интересе или использовать национальный интерес в качестве ее анализа. Либералы считают, что внешняя политика должна быть гораздо шире, чем просто защита национальных интересов. Принимая решения, государства в первую очередь должны руководствоваться международно признанными нормами права и моральными нормами. По мнению Дж. Розенау, «независимо от положений, приведенных в поддержку этого концепта, и несмотря на его кажущуюся полезность, национальный интерес так и не стал тем аналитическим инструментом, которым когда-то обещал стать»2. Дж. Розенау отмечает что, «определение национального интереса никогда не может быть ничем иным, как системой умозаключений, исходящих из аналитической и ценностной базы политика»3. Исследователь выступает против абсолютизации таких терминов, как «сила», «национальное государство», «национальный интерес», однако полагает, что понятие «национальный интерес» будет применяться до тех пор, пока существуют национальные государства.
В отечественной политической науке, как и в западной, не сложилось общее понимание национального интереса. Ряд исследователей полагают, что национальный интерес не сводится только к объективным потребностям страны, но отражает также субъек-
1 Morgenthau H.J. Politics among Nations. 4th ed. N.Y., 1967. P. 5.
2 Rosenau J. The Scientific Study of Foreign Policy. N.Y., 1971. Р. 248.
3 Ibid. Р. 37.
тивные интересы правящей в данный момент политической группировки. Здесь очевидно может возникать проблема деформации национальных интересов страны. Так, В.И. Пантин замечает, что «понятие национальных интересов имеет объективное содержание, но не исчерпывается им»1. А.Л. Андреев уместно отмечает, что «реальность национальных интересов, безусловно, предполагает их объективность, причем в классическом смысле слова»2. Субъективным фактором с позиции исследователей является не что иное, как сама нация или гражданские интересы. Э.Г. Соловьев вслед за В.И. Пантиным и А.Л. Андреевым, справедливо отмечает, что национальный интерес формируется как геополитическим положением государства, ролью в системе международных отношений, так и с помощью воздействия различных групп давления. Национальный интерес, по мнению Соловьева, «всегда выступает итогом сложного процесса осознания объективных внутри- и внешнеполитических потребностей государства»3.
Другие ученые рассматривают интересы как некий результат мнений и потребностей общества, индивидов, групп, элит и т. д. Анализируя категорию национального интереса, Я.П. Пляйс приходит к выводу, что национальный интерес - это «согласованная (когерентная) совокупность интересов человека, групп индивидов, общества в целом и государства»4. Данную точку зрения разделяет О.Ю. Аболин, отмечая, что национальный интерес является совокупностью частных интересов граждан, интересов правящей элиты, интересов социальных сил, личных интересов конкретного политического деятеля или группы деятелей, находящихся у власти5.
Анализируя внешний аспект национального интереса, современный исследователь А. Бэттлер приходит к выводу, что интерес государства является субъективной формой выражения объективных потребностей общества, которые аккумулируются государством. «Внешнеполитический интерес, т. е. национальные инте-
1 Пантин В.И. Логика разума или логика страстей? // Полис 1995. № 1. С. 100.
2 Андреев А.Л. Субъективность и объективность // Там же. С. 104-105.
3 Соловьев Э.Г. Национальные интересы и основные политические силы современной России. М., 2004. С. 7.
4 Пляйс Я. А. Некоторые общие размышления об интересах нашей страны // Полис. 2000. № 1. С. 67.
5 См.: Аболин О.Ю. Отказ от принципа «абсолютного суверенитета» // Там же. 1995. № 1. С. 108.
ресы вовне, являются выражением общих и частных потребностей государства, вытекающих из его социально-политической природы, а также его места и роли в системе международных отношений»1.
С нашей точки зрения национальные интересы имеют двойственный характер: объективный и субъективный. Объективная сторона включает географические, геополитические и демографические факторы, не зависящие от носителей этих интересов. Субъективная сторона отражает не столько мнение и волю граждан, сколько интересы политической элиты, при этом ее интересы и интересы народа могут не совпадать. Ярким примером служит ситуация, сложившаяся в американском обществе, значительная часть которого придерживается противоположной позиции в отношении внешней политики США на Ближнем Востоке и обвиняет республиканскую администрацию Буша-младшего в агрессии против мирного населения Ирака.
В этой связи можно заключить, что субъектом национального интереса является правящая элита, которая задает основной тон процессу определения и реализации национальных интересов. При обосновании той или иной политики национальными интересами государственные деятели, находящиеся у власти, учитывают в первую очередь ряд объективных факторов, опираясь на саму природу международных отношений, механизм формирования и функционирования мировой системы. На основе имеющихся объективных фактов политические лидеры принимают внешнеполитические решения, которые могут носить и стихийный характер, что обусловливается непредвиденными ситуациями, могущими нанести непоправимый ущерб суверенитету или государству в целом.
Внешняя политика различных государств есть способ и форма выражения, реализации и достижения внешнеполитических интересов. Формирование внешнеполитических интересов - это аккумулирование стратегически важных целей и задач, относящихся к сфере межгосударственных отношений и мировой политики. На формирование внешнеполитических интересов государства оказывают влияние множество факторов. С нашей точки зрения внешнеполитические интересы обусловлены в первую очередь рядом объективных факторов: геополитическим и экономическим положением государства, социально-культурным уровнем развития
1 Бэттлер А. Национальные интересы, национальная и международная безопасность // Полис. 2002. № 4. С. 153.
нации, а также состоянием существующей системы международных отношений и обстановки в мировом пространстве. При этом главным фактором в формировании внешнеполитических национальных интересов является состояние системы международных отношений.
При выработке национального интереса необходимо соотносить внешнеполитические интересы с интересами других государств. Мало выработать и сформулировать «правильный» национальный интерес. Необходимо четко осознавать латентную возможность конфронтации и несовпадения национальных интересов различных международных акторов. Так, С.С. Митрохин справедливо замечает: «Главным ограничителем национального интереса любой страны являются национальные интересы других стран»1.
Без преувеличения можно констатировать, что роль национального интереса - одна из самых авангардных в мировой политике. Это инструмент, с помощью которого не только выстраивается внешнеполитическая платформа государства, но и познаются все тонкости внешнеполитической концепции. Еще У. Черчилль замечал, что «Россия - это загадка, облаченная в тайну посреди неведомого. Но ключ ко всему - ее национальные интересы».
Национальный интерес выполняет определенные функции. Национальный интерес как политическое явление, безусловно, выполняет функцию целедостижения2. Ее проявление заключается в том, что в национальных интересах формулируются приоритеты для государства, общества и составляющих его людей, определяются средства обеспечения и достижения стратегически важных факторов и целей их жизнедеятельности.
Важной представляется функция обеспечения безопасности, основные задачи которой сводятся к обеспечению национальной безопасности государства от внешней агрессии, определение потенциальных рисков, выявление партнеров, союзников, друзей на мировой арене.
Национальный интерес выступает ориентиром (ориентацион-ная функция) для функционирования государственных структур, связанных как с международными процессами, так и министерств и ведомств, занятых внутригосударственными делами. К примеру,
1 Митрохин С.С. Национальный интерес как теоретическая проблема // Полис. 1997. № 1. С. 34.
2 См.: Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002. С. 567-569.
решение проблем продовольственной безопасности - важная составляющая национальной безопасности.
Правильно сформулированный и эффективно реализуемый интерес выполняет внутреннюю функцию - интеграции индивидов, социальных групп и политической элиты, то есть интеграции гражданского общества и государства.
Налаживая и поддерживая межгосударственные связи и согласовывая внешнеполитические приоритеты государства с различными субъектами международных отношений, внешнеполитический интерес осуществляет внешнюю функцию - коммуникации.
В условиях глобализации, усиления миграционных процессов и качественных структурно-демографических сдвигов перед государствами возникает новая, можно сказать, судьбоносная проблема - сохранение национальной идентификации. Можно выдвинуть предположение, что национальный интерес в современных условиях должен фиксировать потребность формирования и закрепления общезначимых ценностей как духовного фактора интеграции общества. С учетом этого, на наш взгляд, важной функцией национального интереса представляется функция идентификации. Западные исследователи поднимают проблему идентификации на уровень общенациональной задачи. В этом плане примечательной является работа С. Хантингтона «Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности».
Правильно сформулированный национальный интерес реализует функцию адаптации государства и общества к быстро меняющимся внутренним и внешним условиям жизнеобеспечения.
На основе вышесказанного можно заключить, что внешнеполитический национальный интерес выступает своеобразной внешнеполитической доктриной, которая для каждого отдельного государства является специфической. К примеру, США обозначили свои основные внешнеполитические приоритеты в официальном документе «Стратегия национальной безопасности», где отмечается: «Добиваться и поддерживать демократические движения и институты в каждой нации и культуре, с конечной целью положить конец тирании в нашем мире является политикой Соединенных Штатов. В сегодняшнем мире фундаментальный характер режимов имеет такое же значение, как и распространение власти среди них. Цель нашего государства - помочь создать мир демократических и достойно управляемых государств, которые смогут удовлетворять нужды своих граждан и вести себя ответственно
в международной системе. Это является лучшим способом обеспечить прочную безопасность американскому народу»1.
Основными императивами политики США являются: борьба за права человека; укрепление альянсов с целью поражения глобального терроризма; работа по предотвращению атак против США и их союзников; межгосударственное сотрудничество по урегулированию региональных конфликтов, недопущение возможности угрожать Америке и ее союзникам оружием массового поражения; вступление в новую эру глобального экономического роста через свободные рынки и свободную торговлю2.
Внешнеполитические национальные интересы Российского государства сформулированы в Концепции национальной безопасности Российской Федерации. В этом документе изложены наиболее важные направления государственной политики. Среди основных интересов - обеспечение суверенитета, упрочение позиций России как великой державы, развитие равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с членами СНГ и традиционными партнерами России, соблюдение прав и свобод человека и недопустимость применения при этом двойных стандартов.
В Концепции национальной безопасности подчеркивается, что внешняя политика Российской Федерации должна быть направлена на проведение активного внешнеполитического курса; обеспечение благоприятных условий для экономического и социального развития страны, для сохранения глобальной и региональной стабильности; защиту законных прав и интересов российских граждан за рубежом; полноправное участие России в глобальных и региональных экономических и политических структурах; содействие урегулированию конфликтов; достижение прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической стабильности в мире на основе выполнения государствами своих международных обязательств в этой сфере; выполнение взаимных обязательств в области сокращения и ликвидации оружия массового уничтожения и обычных вооружений; развитее международного сотрудничества в области борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом3.
1 The National Security Strategy 2006 // www.whitehouse.gov.
2 См. там же.
3 См.: Геополитика: классика и современность: Хрестоматия / Сост. В.И. Буренко и А.А. Королев. М., 2006. С. 309, 324-325.
Из этого следует, что внешнеполитические национальные интересы состоят в первую очередь в обеспечении государством безопасности своих граждан, поэтому национальная безопасность тесно сопряжена с внешнеполитическими интересами. Национальная безопасность - это стратегия, направленная на защиту национальных интересов. Субъекты международных отношений должны выстраивать внешнеполитический вектор так, чтобы не приносить в жертву свои национальные интересы, а защищать их, обеспечивая безопасность нации, сохраняя суверенитет, нерушимость национальных границ и линию статус-кво. Основная идея внешнеполитических интересов должна отражать единые для всех участников мировой сцены потребности: создание надежной системы международной безопасности, консолидацию совместных усилий в области контроля над вооружениями и распространения оружия массового поражения, а также контроля региональных конфликтов и международного терроризма.