ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ И АНТИСАНКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА: РИСКИ ИЛИ ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АПК
EXTERNAL ECONOMIC SANCTIONS AND ANTI-SANCTION POLICY: RISKS AND FACTORS OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL SECTOR
Л.Н. УСЕНКО
член Президиума ВЭО России, председатель Ростовского регионального отделения ВЭО России, проректор по научной работе и инновациям, заведующая кафедрой анализа хозяйственной деятельности и прогнозирования Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), главный научный сотрудник ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт экономики и нормативов», заслуженный деятель науки Российской Федерации, д.э.н., профессор
L.N. USENKO
member of the Presidium of the VEO of Russia, chairman of the Rostov regional branch of the VEO of Russia, vice - president for Research and Innovation, head of the department of Business analysis and Forecasting of the Rostov State University of Economics (RINH), chief researcher at the State Scientific Institution «All-Russian Research Institute of Economics and regulations», honored Science Worker of the Russian Federation, Dr. Sc. Econ., Professor
Аннотация
В статье рассматривается развитие российского агропромышленного комплекса в условиях санкционной политики и торгового эмбарго. Систематизированы положительные и отрицательные аспекты влияния санкций на развитие продовольственного рынка страны и адаптацию его к текущим экономическим условиям. Оценены риски и возможности импортозамещения на агропродо-вольственном рынке и отдельных его сегментах. Определены основные инвестиционно-инновационные тенденции развития АПК с учетом дуалистического характера санкций.
Abstract
The paper discusses the development of the Russian agricultural sector in the context of the sanction policy and trade embargo; systematizes the positive and negative aspects of the sanctions impact on the development of domestic food market and its adaptation to the current economic conditions; assesses the risks of and opportunities for import substitution in the agricultural market and its individual segments; identifies the key investment and innovation trends in the development of agricultural sector in the context of the dualistic nature of sanctions.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, санкцион-ная политика, торговое эмбарго, продовольственный рынок, им-портозамещение на агропродовольственном рынке, тенденции развития.
Keywords: agro-industrial complex, sanctions policy, trade embargo, food market, import substitution in the agri-food market, development trends.
Развитие АПК России в текущих экономических условиях, вызванных применением санкций в отношении России, требует разработки и применения гибкой аграрной политики. Первый вопрос, который возникает при обсуждении путей преодоления экономических последствий санкционной политики и вхождения
российской экономики в режим экономического роста, - вопрос об адекватности действующей программы государственной поддержки национального АПК сложившимся российским реалиям.
Эмбарго на поставки продовольствия из стран Европейского союза, США и некоторых других государств решало как политические задачи (симметричность ответа на действия стран Запада), так и экономические - создание условий и стимул для роста отечественного сельскохозяйственного производства, диверсификация агропродовольственного импорта. Объемы агропродовольст-венного рынка в 2013 г. составляли уже 43,5 млрд долларов, что в разы превысило расходы на отечественное сельское хозяйство. Однако достигнутые в последние годы в аграрной сфере экономики положительные результаты оказались недостаточными для того, чтобы она могла дать ответ внешним и внутренним вызовам, провести импортозамещение в необходимом размере на отечественном рынке, обеспечить продовольственную безопасность страны.
В настоящее время для аграрной экономики страны решение большого количества вопросов, касающихся продовольственной независимости, становится наиболее трудоемким и затратным и при этом нуждается в принятии все более оперативных, масштабных и активных государственных мер в связи с возникновением новых обстоятельств внутреннего и внешнего характера.
Отметим, что участие Российской Федерации в ВТО и экономическая интеграция на региональном уровне, а также на пространстве СНГ и за его пределами существенно увеличивает степень открытости деятельности российского агропродовольствен-ного рынка и отдельных его сегментов, способствует возникновению новых рисков и угроз устойчивому развитию аграрной сферы экономики и требует осуществления ускоренного крупномасштабного импортозамещения, в первую очередь, по основным видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Кроме того, необходима активизация решения проблем государственной поддержки прежде всего сельского хозяйства, а также совершенствования межотраслевого обмена на сельскохо-
зяйственную и промышленную продукцию, государственного регулирования рынка АПК.
Еще одной проблемой является начало реализации восьмилетней Государственной программы в условиях замедления и падения экономического роста в стране, наращивания продовольственного импорта, сохранения по большей части прежней экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики. Эта модель не соответствует современным реалиям и нуждается в глубокой переработке. Трудные внутренние макроэкономические обстоятельства и системные сложности развития аграрной экономической сферы, в особенности сельского хозяйства, усугубляемые усилением мировой политической и экономической напряженности, мирового продовольственного кризиса и региональными военными конфликтами у государственных границ России, также негативно сказываются на формировании продовольственной независимости в современных условиях.
Кроме того, усиление отрицательного влияния внешних условий, таких как политическая и экономическая конфронтация российского государства и стран Запада, агрессия вследствие объявления Россией частичного эмбарго на закупку импортных продуктов питания, воссоединение Крыма, начавшийся кризис на Украине и, как следствие, вступление в действие различных зарубежных санкций в отношении России привело к сравнительно быстрому прекращению крупномасштабных импортных поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия стран Европейского союза, США, Австралии, Норвегии и Канады и уменьшению емкости агропродовольственного рынка в стране. Также отрицательным фактором является активное участие России в глобализации и регионализации, что повлекло за собой значительное обострение проблемы национальной продовольственной безопасности в условиях возрастания нестабильности функционирования мирового агропродовольственного рынка и его отдельных продуктовых сегментов при усилении многочисленных рисков и угроз, региональной интеграции и одновременно кризисной дезинтеграции отдельных европейских стран.
Негативное влияние на развитие продовольственной безопасности оказывает растущая конкуренция на внутреннем и мировом агропродовольственном рынке и на его отдельных продуктовых сегментах в условиях усиления глобализации и интеграции на экономическом пространстве СНГ и в мировой агропродовольст-венной сфере, углубления международного разделения труда в агропромышленном производстве. Возрастает дифференциация участия субъектов Российской Федерации в обеспечении продовольственной безопасности страны в условиях сохранения крупномасштабных импортных поставок по отдельным видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. При неблагоприятном изменении мировой ситуации в продовольственной, экономической и политической сферах данная дифференциация делает уязвимой национальную систему продовольственного обеспечения населения и особенно тех российских регионов и промышленных центров, которые снабжаются преимущественно путем импорта сельскохозяйственной продукции, продовольствия и сырья.
Значимым фактором следует признать сильную монополизацию конкретных продуктовых сегментов рынка АПК за счет укрупнения и усиления позиций крупных торговых сетей на нем, в особенности транснациональных корпораций, с параллельным развитием в России системы регулирования внешней и внутренней торговли сельскохозяйственной продукцией и сырьем.
Возрастает роль государственного регулирования рынка АПК и его основных продуктовых сегментов, государственной поддержки прежде всего сельского хозяйства, создания инфраструктуры, осуществления результативных политических государственных действий, направленных на эффективную торговлю и сбыт. Негативно сказывается и резкое падение курса рубля ввиду уменьшения цены на экспортируемые углеводороды, в связи с чем сохраняется либо сокращается государственная поддержка аграрной экономической сферы при одновременном укреплении доллара при возрастающей тенденции экономического роста США [4].
В возникших новых экономических условиях органы государственной власти Российской Федерации принимают решения по
стратегическому планированию развития сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса страны.
По прошествии года можно говорить о достижимости поставленных целей, вытекающих из Указа Президента России от 6 августа 2014 года № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».
Политико-экономическая симметричность. Торговые ограничения, введенные Российской Федерацией на импорт продовольствия в ответ на западные санкции к нефтегазовому, военно-промышленному, финансовому и некоторым другим секторам российской экономики, по расчетам экспертов будут стоить Евросоюзу 0,3% ВВП в 2014 году и не меньше этого значения в 2015 году. Это заметный экономический ущерб при росте ВВП Германии в 2014 году 1,6%, Франции - 0,2%, Италии - (-)0,4% и в целом ЕС - 1,1%. Российская экономика, также отозвалась на внешнеэкономический шок ускорением процесса падения экономики в 2015 году.
Эмбарго на импорт агропродовольственных товаров сказалось и на таких «болевых точках» российского сельского хозяйства, как семенной материал, средства защиты растений, кормовые добавки, племенной материал, сельскохозяйственные машины и оборудование и т.д.
Экономические задачи
За 2014 год производство продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий увеличилось на 3,5% в годовом исчислении, хотя темпы развития в сравнении с 2013 годом снизились (в 2013 году рост 5,8%).
За 2014 год по данным Федеральной таможенной службы ввоз продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в стоимостном выражении сократился на 4,9%, а за январь - август 2015 г. в Российскую Федерацию было ввезено агропродовольст-вия и сельхозсырья на сумму 16 960,9 млн долл. США или на 36,4% меньше аналогичного периода 2014 года.
На начало октября 2015 года средняя цена на более применяемые в сельском хозяйстве страны удобрения по сравнению с 2014 годом выросла на 17% (аммиачная селитра), 51% (аммофос), цена дизельного топлива с начала 2015 года увеличилась на 6,7%, автобензина - 13,8%. При этом объемы производства сельскохозяйственной продукции были на уровне 2014 года или незначительно его превышали: зерно - 101,1 млн т. (в 2014 г. - 103,5 млн т.), сахарная свекла - 24,3 млн т. (23,5 млн т.), подсолнечник - 7,6 млн т. (7,1 млн т.), картофель - 6,9 млн т. (5,5 млн т.), овощи - 3,0 млн т. (2,9 млн т.), производство скота и птицы на убой (в живой массе) в хозяйствах всех категорий составило 105% к соответствующему периоду 2014 года.
Итоги девяти месяцев 2015 года позволяют делать вывод о том, что снижение производства продукции сельского хозяйства в России, начавшееся в конце 2014 года, сменилось тенденцией роста объемов производства сельскохозяйственной продукции. Это происходило на фоне более чем 30 % сокращения импорта производственных товаров и сельскохозяйственного сырья с замещением импорта из стран Запада импортом из некоторых балканских и Азиатских стран, Южной Америки и стран СНГ. Отмечаемая выше тенденция может свидетельствовать о начавшемся процессе импортозамещения, который может завершиться в сроки действия торгового эмбарго. Иначе говоря, одна из экономических задач антисанкционной политики российского правительства близка к ее решению.
Несмотря на то что результаты функционирования аграрной сферы экономики на фоне действия ограничительных мер во второй половине 2014 г. были положительными в сравнении с макроэкономическими показателями, тем не менее зарубежные санкции приобрели противоречивый характер. Санкции показали, что несовершенство осуществляемой государственной аграрной политики является основной причиной создавшейся негативной ситуации с обеспечением населения страны продовольствием. Как следствие - поиск новых стратегических подходов к решению проблемы продовольственной независимости, получившей особую актуальность. Страна оказалась не готовой к введению зару-
бежных санкций, которые лишь обострили важность проблемы импортозамещения по отдельным видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Затруднительное положение, связанное с продовольственной безопасностью и импорто-замещением, вызвано в большей части внутренними государственными недоработками, потому что проблема импортозамеще-ния является макроэкономической, а не только отраслевой и аграрной, причем зарубежные санкции не создали ее, а только лишь осложнили. Санкции ужесточили сформировавшиеся экономические риски в аграрной экономической сфере, а также спровоцировали появление новых осложнений в области устойчивого снабжения населения отечественным продовольствием, зависящих от повышения вероятности риска ослабления государственной поддержки сельского хозяйства, а также осуществления инвестиционных проектов, большого влияния импортных поставок новых технологий, семян овощных культур, сельскохозяйственных машин и технологического оборудования на подотрасли сельского хозяйства. Введение санкций, с одной стороны, значительно ускорило импортозамещение и сконцентрировало внимание государства и агробизнеса на развитии сельского хозяйства. С другой стороны, санкции показали, что государственная поддержка села должна иметь постоянный характер, а не только в случае форс-мажорных обстоятельств. Поэтому концепция ориентации аграрной экономики на достижение продовольственной безопасности России является единственным верным решением, которое не должно зависеть от санкций, которые в свою очередь носят временный характер [1].
Импортозамещение отечественным продовольствием многие годы для России оставалось комплексной и затратной проблемой. Кризис в сельском хозяйстве оказался глубоким и затяжным, несмотря на значительный запас «нефтедолларов» в стране. Зарубежные санкции значительно могут обострить сложившиеся и вызвать дополнительные трудности в надежном обеспечении населения страны отечественным продовольствием, даже по тем его видам, для наращивания производства которых она имеет необходимые условия. К ним следует отнести [1]:
• существенное сокращение и удорожание кредитных ресурсов и, как следствие, высокая вероятность снижения государственной поддержки сельского хозяйства и новых инвестиционных проектов;
• риск ухудшения продовольственного обеспечения наряду с возможным увеличением численности отдельных групп населения (прежде всего малоимущего) ввиду роста потребительских цен на продукцию;
• риск проникновения на отечественный рынок нелегальной продукции через «третьи» страны и путем реэкспорта продовольствия и сырья;
• высокую закредитованность и, как следствие, сокращение собственных финансовых ресурсов и снижение инвестиционной активности у производителей сельскохозяйственной продукции. Причина этому - неопределенная продолжительность действия зарубежных санкций и резко возросшие за последнее время девальва-ционный и инфляционный риски, рост ключевой ставки до 17%.
Сбалансированная и согласованная работа всех сфер, паритет цен между ними и своевременные расчеты за продукцию являются важнейшей задачей в работе АПК. Основой формирования развивающегося АПК в современных условиях является агропромышленная интеграция, направленная на повышение социально-экономической эффективности производства.
«Импортозамещение за счет модернизации промышленности и роста конкуренции поможет вернуть собственный рынок отечественным производителям» [2], отметил В.В. Путин, особо подчеркивая значимость развития аграрного сектора российской экономики как основы для обеспечения продовольственной безопасности страны. Может показаться странным, но торговые ограничения, вызвав диверсификацию агропродовольственного импорта, повысили уровень устойчивости продовольственного обеспечения населения Российской Федерации.
В связи с санкциями Правительство РФ ставит амбициозные задачи - обеспечить продовольственные потребности за счет своей продукции, повышать продовольственную независимость. Был выявлен огромный потенциал в российском машиностроении и
возможность планомерно его реализовывать - от производства животноводческих комплексов до уборочной техники, включая необходимую микроэлектронику, по цене дешевле импортной и сопоставимого качества. Реализация данного плана займет годы -сельхозпроизводители получат продукцию к 2016-2017 годам.
Анализируя уровень решения задачи создания условий для роста отечественного производства, следует отметить, что торговое аграрное эмбарго позволило отечественным сельскохозяйственным производителям конкурировать на внутреннем рынке с агропродовольственной продукцией из других стран. В то же время внешнеэкономические шоки, ускорившие экономический спад российской экономики, привели к удорожанию материальных ресурсов для села, к снижению уровня государственной поддержки сельскохозяйственного производства, ограничению доступа к зарубежным машинам и оборудованию, генетическому племенному материалу.
Государство должно воздействовать на спрос и предложение сельскохозяйственных товаров, межотраслевой обмен в АПК с целью создания в его отраслях равных условий для получения доходов, заботиться наряду с муниципалитетами о социальном развитии села. Российские сельхозпроизводители из-за вводимых санкций получат рынок сбыта в собственной стране. Это будет защита национальной безопасности в области продовольствия и сельхозтехники, а также и по другим направлениям АПК.
В ситуации санкций необходим поэтапный переход от государственной поддержки АПК, которая ориентирована на дотирование и субсидирование производства, компенсацию производственных затрат и централизованное кредитование, к системе, поддерживающей модернизацию и диверсификацию, развитие системы интервенционных закупок путем снижения количественного потока поступления видов продукции, а также совершенствования системы агрострахования для стимулирования сельхозтоваропроизводителей. Совершенствование агропромышленного комплекса может быть на основе интеграции, кооперации и формировании производственно-технологических кластеров, которые обеспечат качественные изменения в воспроизводстве и эф-
фективном взаимодействии таких систем, как производство, переработка, реализация продукции и финансово-кредитные учреждения.
Анализ расходной части федерального бюджета Российской Федерации на 2016 год свидетельствует о снижении объемов бюджетного финансирования российского сельского хозяйства в сравнении с 2015 годом на чуть более 14%, что скажется на инвестиционно-инновационной активности сельскохозяйственных товаропроизводителей. С учетом того, что сегодня кредиторская задолженность сельхозтоваропроизводителей, включая кредиты банкам и другие заемные средства, на 30,7% превышает выручку от продажи продукции, товаров, работ и услуг, макроэкономические условия функционирования сельскохозяйственного сектора российской экономики не являются благоприятными, и при отмене торговых ограничений отечественные сельхозтоваропроизводители будут испытывать на внутреннем рынке конкурентное давление субсидируемой агропродовольственной продукции и товаров стран Запада.
Отвечая на поставленный вопрос в заглавии доклада, следует отметить, что внешнеэкономические санкции и российская анти-санкционная политика могут стать фактором социально-экономического и технологического развития российского сельского хозяйства только в том случае, если государство увеличит объемы господдержки села до необходимого нормативного уровня - 300-400 млрд рублей в год, которое может финансироваться за счет поддержки дефицита федерального бюджета на уровне 33,5%, что соответствует распространенной практике Евросоюза. Планируемый объем федеральной государственной поддержки отечественных производителей продукции сельского хозяйства на 2016 год составляет лишь 80% от минимальных объемов поддержки сельскохозяйственного производства со стороны государства. При таком варианте развития становится невозможным даже простое воспроизводство в российском сельском хозяйстве, разговоры об импортозамещении станут плановыми проектировками на отдаленное будущее. Такое же суждение высказал глава Минсельхоза РФ Александр Ткачев. По его словам, бюджет вы-
деляет недостаточно средств АПК для полноценной реализации программы импортозамещения. Так, из 237 млрд руб, которые планируется направить на эти цели в 2016 году, 80% пойдет на выполнение обязательств по текущим проектам - пополнение оборотных средств аграриев, субсидии по долгосрочным кредитам, на развитие сельских территорий и т.д. И только 20% останется на поддержку новых инвестиционных проектов. И этих средств недостаточно, чтобы закрыть дефицит по овощам, фруктам, говядине и молоку в ближайшую пятилетку [3].
В этом случае следует попытаться сохранить наметившийся тренд импортозамещения как с помощью монетарных инструментов экономической политики, так и развития институциональных институтов (налоговая поддержка, горизонтальная кооперация, государственно-частное партнерство, проектное финансирование и протекционизм). Такая внятная экономическая политика подаст однозначный сигнал отечественному агробизнесу, что импортозамещение - это не ответ на санкции Запада, а долгосрочная и неизменная государственная политическая и экономическая стратегия.
Взаимодействие сельхозтоваропроизводителей и государства в условиях ответных санкций России послужит толчком к возрождению сельского хозяйства.
Библиографический список
1. Алтухов, А.И. Противоречивость зарубежных санкций для развития аграрной сферы экономики России // Механизмы и инструменты экономического роста региональной экономики: состояние, политика и прогноз. - Ростов-на-Дону, 2015.
2. Импортозамещение: какие возможны сценарии? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://i.rbc.ru/pubHcation/ analytic/importozameshchenie_kakie_vozmozhny_stsenarii.
3. Карт-бланш для АПК. ИА Regnum [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://regnews.ru/politics/apk-investiczii-putin-441/
4. Проблемы и перспективы развития агропромышленного производства: монография / Под ред Л.Б. Винничек, А.А. Гали-уллина. Пенза, 2015.
5. Усенко, Л.Н. Российскому продовольственному рынку -надежную защиту // Экономика сельского хозяйства России, № 1, 2004.
6. Усенко, Л.Н. Цель - сбалансированное питание населения // Экономика сельского хозяйства России, № 9, 2006.
Bibliographical list
1. Altuhov, A.I. Protivorechivost' zarubezhnyh sankcij dlja raz-vitija agrarnoj sfery ekonomiki Rossii // Mehanizmy i instrumenty ekonomicheskogo rosta regional'noj ekonomiki: sostojanie, politika i prognoz. - Rostov-na-Donu, 2015.
2. Importozameshhenie: kakie vozmozhny scenarii? [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://i.rbc.ru/publication/analytic/ importo-zameshchenie_kakie_vozmozhny_stsenarii.
3. Kart-blansh dlja APK. IA Regnum [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://regnews.ru/politics/apk-investiczii-putin-441/
4. Problemy i perspektivy razvitija agropromyshlennogo proizvod-stva: monografija / Pod red L.B. Vinnichek, A.A. Galiullina. Penza, 2015.
5. Usenko, L.N. Rossijskomu prodovol'stvennomu rynku -nadezhnuju zashhitu // Ekonomika sel'skogo hozjajstva Rossii, № 1, 2004.
6. Usenko, L.N. Cel' - sbalansirovannoe pitanie naselenija // Ekonomika sel'skogo hozjajstva Rossii, № 9, 2006.