УДК 330.16 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-3-41-47
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ: ГЕНЕЗИС И СТРУКТУРА
БОРИСОВСКАЯ КАРОЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В статье анализируются подходы и определения категорий «национальный интерес», «национальный внешнеэкономический интерес», представленные в отечественной научной литературе. В результате исследования выявлены: фактор универсальности и междисциплинарности данных категорий, взаимосвязь и взаимозависимость национального и внешнеэкономического интересов, приоритетность исследования проблем учета глобализационных тенденций в постановке задачи разработки показателей количественного определения динамики развития отдельных сфер проявления внешнеэкономического интереса как подсистем национального стратегического управления.
Ключевые слова: национальный интерес, внешнеэкономический интерес, категории, глобализация, стратегическое управление
Глобализационные процессы мировой экономики порождают новые механизмы и инструменты инициирования масштабных и долгосрочных проектов, отражающих глубинные сущностные характеристики развития государств и их объединений, принятые относить к категории «интересы». В научной литературе и на практике понятие «интерес» представляется в качестве базовой, родовой категории, иерархически обусловленной и достаточно полно представленной в современной экономической системе научных взглядов. Глобальные процессы характеризуются, в значительной степени, системностью, стратегированием, пересечением, согласованием либо конфликтом, способом генерирования и закрепления интересов в управленческих решениях, трансформацией их объектов и субъектов, институтов и механизмов реализации.
Интерес как экономическая категория представляется одним из базовых исследовательских объектов, поскольку он выступает в качестве начального импульса, побуждения, инициального стимула для действий, решений, важных для состояния и развития государств, регионов, граждан.
Лингвистическая трактовка значений категории «интерес», представленная ниже, формирует широкую контекстную исследовательскую базу, позволяющую выявить ее многоуровневость, взаимодополняемость, универсальность и пересечение социально-экономических, психологических, социальных и финансовых аспектов:
- право или заявление на что-то;
- доля или участие в чем-то;
- преимущество, богатство, выгода;
- группа людей, имеющая общую озабоченность или доминантную силу в какой-то отрасли, занятии, сообществе;
- личное влияние;
чувство заинтересованности, озабоченности или серьезности по отношению к какому-то предмету;
- важность, последствие;
- деньги, уплаченные за пользование деньгами; уровень этого, выраженный в процентах;
- превышение свыше того, что должен [1].
История философского, правового, политологического, политико-экономического, психологического и социально-культурного осмысления и представления категории «интерес» активно привлекает внимание исследователей в качестве концепта инициативного, побудительного мотива действий личности, организации, нации, причем приоритетным субъектом рассмотрения в наибольшей степени выступает «национальный интерес», «национально-государственный интерес».
Теоретико-концептуальное исследование национальных и национальных экономических интересов, их социально-экономической природы и проявления отражено в работах Л. Абалкина,
A. Амосова, О. Ананьина, С. Глазьева, Д. Вишневского, В. Загашвили, А. Илларионова, В. Куш-лина, В. Мау, Ю. Ольсевича, Ю. Осипова, Э. Позднякова, П. Таранова, Л. Шаховской,
B. Шейниса.
Разработку теории и практики влияния процессов глобализации на национальные экономические интересы, интеграционные особенности проявления национальных интересов в условиях членства России в ВТО представлены в исследованиях таких ученых, как А. Е. Лихачев, М. Ю. Медвед-ков, А. П. Портанский, А. Н. Спартак, К. Г. Холод-ковский.
Степень разработанности проблематики национальных интересов связана с базовым, фундаментальным определением данной категории, находящейся в фокусе внимания ученых различных отраслей и сфер познания. Кросс-предметность категории «интерес» позволяет, с одной стороны, выявлять ее универсальность, значимость и многовекторность - с другой стороны, приводит порой к тому, что любые процессы как внешнего, так и внутреннего развития государства, в том числе и в экономической сфере, в той или иной мере сводятся к «национальным интересам», обосновывая тем самым значимость практически любой научной проблемы как национальной.
Национальный интерес рассматривается исследователями в контексте глобализационных процессов и политики государства по отношению к ним, что методологически может отражать вектор внешнего влияния на государство, а также растущую зависимость государственной политики от внешних факторов развития [2-7].
Политические подходы, характеризующие вариативность формирования и реализации национального интереса, детально представленные в работе В. В. Трухачева, позволяют автору указать на «пять важнейших характеристиках, раскрывающих сущность данного явления: системность, причинная обусловленность, осознанность, интегративность и конкретно-историч-ность» [3]. Указывая на философско-полити-ческий аспект анализа категории «национальный интерес», автор связывает интересы общества и государства, приводит этапы ее формирования и последовательность консенсусного согласования, выявляет главную составляющую национального интереса - «императив выживания (или самосохранения) государства и его развития на всех уровнях с учетом международной ситуации. В условиях глобализации политики возникает множество вопросов, имеющих отношение к категории национального интереса, а значит, и к проблемам национальной безопасности» [8]. Тем самым, автор коррелирует, прежде всего, национальные интересы и проблемы национальной безопасности.
В значительном числе научных публикаций национальные интересы отождествляются с государственными, а стратегии и задачи экономической модернизации и реформирования отдельных сторон правовой и экономической составляющих национальной экономики рассматриваются, преимущественно, в координатах именно удовлетворения целей и задач национального интереса [9-13].
Значительное внимание в российской литературе уделяется отдельным направлениям и сферам реализации национальных интересов. Здесь возможно обнаружить даже законодательно установленные внешнеэкономические функции, присущие отдельным государственным органам, например, такие как «таможенное оформление и защита государственной границы» [14-16]. Вероятно, в данном случае исследователи подчеркивают глубинную, сущностную связь законодательно установленных государством функций экономического управления, включающих и контроль за пересечением государственной границы путем процедуры таможенного оформления, с национальными интересами, что окончательно убеждает автора данной статьи во всеобщности характера категории «национальный интерес», которая обнаруживается практически в любой сфере жизнедеятельности государства. Действуя в данной гносеологической парадигме, было бы возможно утверждать, что любая из родовых функций государственного управления - планирование, контроль, экономическое управление, стратегирование - также приобретает характер «национального интереса», что не в полной мере отвечает философскому и историческому подходам к данной категории как базовой и сущностной, определяющей выживаемость нации как системы.
По мнению российских ученых, наиболее полно национальные интересы появляются в сфере национальной экономики. Важно подчеркнуть, что существуют отдельные отрасли, которые более тесно увязываются с сущностным определением, целями и задачами реализации национальных интересов, являются приоритетными, стратегическими сферами для эффективного функционирования государства в современной глобальной экономике. К ним относятся приоритетные направления трансформации экономической системы, отраженные в целевых отраслевых и инфраструктурных блоках: энергосбережение [17-18], высокотехнологичные производства [19-22], производство продовольствия [23-26], привлечение инвестиций [27]. Заметим, что перечисленные
выше сферы представляются устоявшимися сферами глобальной конкурентоспособности, обеспечивающими эффективность отдельных, наиболее чувствительных сфер функционирования национальной экономики, производства и реализации конкурентной продукции на внешнем и внутреннем рынках.
Отметим, что наиболее часто к сферам, составляющим систему национальных интересов, исследователи причисляют блоки подсистем национальной безопасности: продовольственной, внешнеэкономической, информационной [28]. Как правило, именно безопасность, а не развитие как цель функционирования экономической системы, соотнесена с категорией «национальный интерес». А для «национального экономического интереса» приоритетным выступает именно «развитие» системы.
Таким образом, приведенный выше обзор научной литературы по проблематике национальных интересов свидетельствует, что для экономической науки стратегически важной, универсальной представляется задача выявления и достижения целей, объединенных в «национальный экономический интерес». Ее возможно «применить» к исследованию практически любой экономической проблемы и процесса, доказав их значимость для системы национальных интересов.
Наиболее тесно национальный интерес коррелирует с государственным уровнем. Исследование категории «национально-государственный интерес» в истории современной России связано с одной из первых научных дискуссий российских ученых (Л. И. Абалкин, А. И. Амосов, В. А. Мау, Э. А. Поздняков, Г. Х. Попов, В. Ф. Шумейко, Ю. В. Яковец) по проблематике идентификации и реализации национально-государственных интересов [29]. Материалы Круглого стола «Национально-государственные интересы» и в настоящее время представляются актуальными для обоснования теоретико-методологической базы категории «национальный интерес» путем использования эволюционно-исторического метода исследования, идентификации его структуры, динамики изменения подходов, их приоритезации; поиска направлений и форм реализации национальных государственных интересов с учетом потенциала глобальных тенденций и вызовов, мирового прогресса в целом и места России в нем.
Категория национально-государственных интересов, как полагает Л. И. Абалкин, представляется многоплановой и включает комплекс положений: необходимость обеспечения благоприятных условий для экономического процветания и защиты оте-
чественных производителей; сохранение и улучшение материальных, духовных и нравственных устоев жизнедеятельности соответствующей социальной общности людей; выполнение функций и обязательств, диктуемых геополитическим положением страны, ее местом в системе мирохозяйственных связей и отношений [30]. Тем самым, еще раз подчеркнута социально-экономическая природа национально-государственных интересов.
А. И. Амосов под национально-государственными интересами подразумевает внешнеэкономические интересы государства [31], выделяя связь национальной и глобальной экономики.
Внешнеэкономическая направленность и роль отдельных внешних составляющих компонент национально-государственного экономического интереса выделяются путем подчеркивания гло-бализационного вектора развития, его количественного измерения и управления в процессе функционирования государства.
Анализ доступных определений национального экономического интереса показывает, что некоторые авторы отождествляют экономику и экономический интерес. Например, Л. С. Шаховская и И. В. Днепровская считают, что «национальные экономические интересы являются центральным ориентиром развития страны и представляют собой сложнейший комплекс отношений между национальными, иностранными и международными экономическими субъектами по поводу производства, распределения, обмена и потребления ВВП страны, направленный на долгосрочное развитие национального хозяйства как целостного и конкурентоспособного организма в условиях глобализации» [32].
Подчеркивание авторами «центральности» национального экономического интереса как ориентира развития страны, как представляется, недостаточно для определения его сущности, поскольку экономическая система представляется ими комплексом отношений «между национальными, иностранными и международными экономическими субъектами по поводу производства, распределения, обмена и потребления ВВП страны», а направленность данного комплекса «на конкурентоспособное развитие национального хозяйства как целостного и конкурентоспособного организма» вызывает, скорее, новые вопросы и необходимость углубления и уточнения приведенного выше определения.
Автор согласен с мнением П. В. Таранова, который подчеркивает диалектическую неразрывность внешнего и внутреннего в национальном интересе: «если интерес имеет статус национального, то в нем атрибутивно удерживаются две
стороны: внутренняя и внешняя. Национальный интерес во внешнеэкономической деятельности, реализуемый за пределами страны, в сжатом виде несет на себе внутренний аспект и наоборот. То есть речь идет о дихотомии ядра и периферии в каждом национальном интересе...Национальный интерес как родовое понятие существует и удерживается только в отношениях единства с интернациональными, глобальными интересами как родовыми понятиями» [33].
Очевидно, что и национальные, и иностранные, и международные компании функционируют в любой стране в целях решения стратегической задачи учредителей - максимизации прибыли, а вовсе не долгосрочного развития национального хозяйства принимающего компанию государства. Тем самым очевидно, что важен ответ на вопрос, каким образом отнести субъекты (компаниями) к одной из упомянутых выше категорий при взаимопереплетении собственности, мест учреждения и пребывания?
Бизнес гибок и нацелен на использование инструментов извлечения прибыли в рамках действующих в той или иной стране правил. При этом конкурентоспособность бизнеса, действующего в рамках государства, менее всего нацелена на долгосрочное развитие принимающего его хозяйства. Более того, вывод капитала из страны, к примеру, если это выгодно бизнесу, основан именно на конкурентоспособности компании, и задачи государства по росту объема «домашних» инвестиций противоречат политике бизнеса реинвестирования прибыли в данную экономическую систему в случае ее непривлекательности.
Таким образом, долгосрочное развитие экономики - это цель государства и его органов управления, отвечающих за динамичное развитие, рост, а не падение реальных доходов населения. Какими инструментами возможно обеспечить долгосрочное развитие экономики как реализацию национального интереса при помощи внешнеэкономических инструментов, решает именно государство как институт установления правил ведения бизнеса, отвечающих национальным экономическим интересам в условиях воспроизводства многоуровневого противоречия интересов государства, компании, индивидов, территорий и отраслей.
В контексте уточнения определения национального экономического интереса, его структуры и носителя-субъекта важно не только подчеркнуть его глобализационную специфику, позволяющую выявить всеобщность и значимость данной категории, но и определить, каким же образом и при каких условиях возможно количест-
венное измерение степени позитивной либо негативной динамики экономики как объекта приложения принципов и форм развития сфер национального экономического интереса, составляющих вариативный ряд государственных управленческих решений.
В структуре системы национальных интересов отдельное место занимает не только качественный состав и обоснование сфер, достойных быть отнесенными к ним, но и их количественная определенность, которая позволила бы уточнить многогранную политико-философскую и социально-экономическую категорию «национальный экономический интерес», преобразовать ее в оценку управленческих решений по достижению целевых показателей. Следовательно, важно выделить специфику и рамки «национального» уровня интереса в глобальном мире, выявив степень влияния глобального рынка на национальную экономику, состав субъектов, которые в максимальной степени содействуют формированию и реализации национального внешнеэкономического интереса.
Таким образом, по итогам проведенного исследования возможно заключить, что категория «внешнеэкономический национальный интерес» в отечественной литературе представляется недостаточно разработанной и определенной, необходима дальнейшая разработка данной проблематики, особенно - в условиях углубления мировых глобализационных тенденций.
Интерес формирует государственный и предпринимательский каркас участников экономического процесса, отражает привлекательность и их результативность как для непосредственных, так и для опосредованных участников. В данном контексте важно исследование объективных изменений и путей совершенствования национальной экономической системы под влиянием внешнего фактора развития в рамках наиболее значимых, государственно приоритетных направлений. Одним из таких приоритетных векторов представляется выявление параметров трансформации национального экономического интереса в условиях глобализации, оптимизация внешнеэкономических процессов в целях устойчивого развития государства и нации, стратегическое позиционирование национальной экономики с учетом как позитивной, так и деструктивной роли глобализации.
Таким образом, национальный интерес не может рассматриваться без интернационального, следовательно, внешнеэкономическая компонента национального интереса - внешнеэкономический интерес - выступает неотъемлемой диалектиче-
ской сущностью национального экономического интереса. В эпоху глобализации и роста зависимости государств от качества внешнеторговых отношений, обмена технологиями, движения капиталов и труда национальный экономический интерес усиливает свой интернациональный, внешнеэкономический характер.
Литература
1. Webster's New World Dictionary of American English / Victoria E.Neufeldt, editor-in-chief. 3rd college ed. 1988. 1574 p. Вебстеровский новый словарь американского английского языка / под ред. В. Е. №йфелдт. 3-е изд. 1988.
2. Таранов П. В. Глобализация экономики как фактор трансформации национального интереса в интернациональный // Экономические науки. 2002. № 4. С. 13-23.
3. Незамайкин В. Н. Глобализация и национальные интересы России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 24. С. 21-25.
4. Глущенко В. В. Национальные интересы и совершенствование системы управления рисками национальной экономики в условиях глобализации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2007. № 4. С. 8-16.
5. Прохоренко И. Общее пространство внешней безопасности ЕС и интересы России // Мировая экономика и международные отношения. 2010. № 4. С. 108-116.
6. Шейнис В. Л. Национальные интересы и внешняя политика России // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 4. С. 33-46.
7. Глущенко В. В. Национальный интерес и задача оптимизации функций государства в условиях постиндустриального глобального мира // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2007. № 6. С. 17-24.
8. Трухачев В. В. Национальные интересы: сущность, структура, политические механизмы формирования. URL: http://cprsob.ru/load/16-1-0-41.
9. Санькова С. М. Государственные реформы и национальный интерес: взгляд из XIX в. / Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 22. С. 69-76.
10. Альпидовская М. Л., Свитич А. А. Национальные экономические интересы как приоритет в программе модернизации национальной экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 20. С. 2-5.
11. Коровяковский Д. Г. Обеспечение уголовно-правовых мер борьбы с коррупцией в системе национальных интересов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2007. № 8. С. 56-65.
12. Коровяковский Д. Г. Национальные интересы России в информационной сфере и их обеспечение в условиях терроризма // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2005. № 2. С. 52-61.
13. Устинович Е. С., Барбашин Е. А. Информационная компетентность государственных служащих как
фактор национального интереса // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. № 6. С. 76-79.
14. Воронина Л. И. Совершенствование таможенной системы Российской Федерации как фактор обеспечения национальных экономических интересов в условиях глобализации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 3. С. 7-17.
15. Бухаров А. В. Взгляд на российско-эстонские пограничные отношения сквозь призму национальных интересов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 3. С. 44-52.
16. Хапилин С. А. Обеспечение национальных экономических интересов России в условиях глобализации: таможенный аспект// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 3 (288). С. 43-49.
17. Погребняк Р. Г. Энергосбережение - приоритетная сфера национальных интересов Российской Федерации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 22. С. 54-61.
18. Погребняк О. Ю. Национальные интересы России в сфере энергосбережения и устойчивого развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 19. С. 46-52.
19. Клочков В. В., Критская С. С., Молчанова Е. В. Локализация высокотехнологичных производств и национальные интересы России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 35. С. 21-29.
20. Маннапов А. Р., Якубов Т. Я., Гаврилов А. В. Импортозамещение в области телекоммуникационного оборудования: национальные интересы и безопасность // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 14 (299). С. 2-14.
21. Орлов А. И. Солидарная информационная экономика - инструмент реализации национальных интересов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 33. С. 2-10.
22. Клочков В. В., Критская С. С. Импорт высокотехнологичных компонент к наукоемким изделиям и национальные интересы России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 38. С. 2-9.
23. Семенова Н. Н. Продовольственная безопасность как важнейший национальный интерес России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 37. С. 16-22.
24. Батурова Г. В. Реализация национальных интересов России при развитии морехозяйственных комплексов. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 18. С. 39-45.
25. Савкин В. И. ISO 14000: национальный интерес в формировании механизма устойчивости системы агропромышленного комплекса России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 17. С. 39-45.
26. Аникеева Н. В. Реализация национальных интересов в финансово-экономической деятельности холдинговых компаний АПК в регионе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. № 9. С. 45-51.
27. Гришина И. В., Голубкин И. В. Система отраслевых приоритетов привлечения иностранных инве-
стиций: учет национальных интересов России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 11. С. 2-15.
28. Марченко А. А., Пуганов В. И. Инвестиционная привлекательность экономики как фактор национальной безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 35. С. 25-32.
29. Национально-государственные интересы. Материалы Круглого стола // Вопросы экономики. 1994. № 2.
30. Абалкин Л. И. О национально-государственных интересах России // Вопросы экономики. 1994. № 2.
31. Амосов А. И. Экономический и эволюционный аспект национально-государственных интересов // Вопросы экономики. 1994. № 2.
32. Шаховская Л. С., Днепровская И. В. Эволюция концепции национальных экономических интересов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3 Экономика. Экология. Вып. № 11. 2007. С. 40-44.
33. Таранов П. В. Трансформация национальных интересов в условиях переходной экономики России (вопросы теории и методологии). Ростов-н/Д: Изд-во Ростовского университета, 2000. С. 46.
References
1. Webster's New World Dictionary of American English / Victoria E. Neufeldt, editor-in-chief. 3rd college ed. 1988. 1574 p. Vebsterovskij novyj slovar' amerikanskogo anglijskogo yazyka / pod red. V. E. Nejfeldt. 3-ye izd. 1988.
2. Taranov P. V. Globalizatsiya ekonomiki kak faktor transformatsii natsional'nogo interesa v internatsion-al'nyj [Globalization of economy as a factor of transformation of national interest in international] // Ekonomi-cheskiye nauki. 2002. № 4. S. 13-23.
3. Nezamajkin V. N. Globalizatsiya i natsional'nye interesy Rossii [Globalization and national interests of Russia] // Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2010. № 24. S. 21-25.
4. Glushchenko V. V. Natsional'nye interesy i sover-shenstvovaniye sistemy upravleniya riskami natsional'noj ekonomiki v usloviyakh globalizatsii [National interest and problem of optimization of functions of the state in the conditions of the post-industrial global world] // Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2007. № 4. S. 8-16.
5. Prokhorenko I. Obshcheye prostranstvo vneshnej bezopasnosti ES i interesy Rossii [Common space of external security of the EU and interests of Russia] // Miro-vaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2010. № 4. S. 108-116.
6. Shejnis V. L. Natsional'nye interesy i vneshnyaya politika Rossii [National interests and foreign policy of Russia] // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2003. № 4. S. 33-46.
7. Glushchenko V. V. Natsional'nyj interes i zadacha optimizatsii funktsij gosudarstva v usloviyakh postindu-strial'nogo global'nogo mira [National interests and foreign policy of Russia] // Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2007. № 6. S. 17-24.
8. Trukhachev V. V. Natsional'nye interesy: sush-chnost', struktura, politicheskiye mekhanizmy formirovaniya [National interests: essence, structure, political mechanisms of formation]. URL: http://cprsob.ru/load/16-1-0-41
9. San'kova S. M. Gosudarstvennye reformy i natsional'nyj interes: vzglyad iz XIX v. [State reforms and national interest: a look from the XIX century] / Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2011. № 22. S. 69-76.
10. Al'pidovskaya M. L., Svitich A. A. Natsional'nye ekonomicheskiye interesy kak prioritet v programme mod-ernizatsii natsional'noj ekonomiki [National economic interests as a priority in the program of modernization of national economy] // Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2011. № 20. S. 2-5.
11. Korovyakovskij D. G. Obespecheniye ugolovno-pravovykh mer bor'by s korruptsiej v sisteme natsional'nykh interesov [Providing criminal and legal measures of fight against corruption in system of national interests] // Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2007. № 8. S. 56-65.
12. Korovyakovskij D. G. Natsional'nye interesy Rossii v informatsionnoj sfere i ikh obespechenie v usloviyakh terro-rizma [National interests of Russia in the information sphere and their providing in the conditions of terrorism] // Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2005. № 2. S. 52-61.
13. Ustinovich E. S., Barbashin E. A. Informatsionnaya kompetentnost' gosudarstvennykh sluzhashchikh kak faktor natsional'nogo interesa [Information competence of public servants as factor of national interest] // Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2008. № 6. S. 76-79.
14. Voronina L. I. Sovershenstvovaniye tamozhennoj sistemy Rossijskoj Federatsii kak faktor obespecheniya natsional'nykh ekonomicheskikh interesov v usloviyakh globalizatsii [Improvement of customs system of the Russian Federation as a factor of ensuring national economic interests in the conditions of globalization] // Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2013. № 3. S. 7-17.
15. Bukharov A. V. Vzglyad na rossijsko-estonskiye pogranichnye otnosheniya skvoz' prizmu natsional'nykh interesov [View of the Russian-Estonian boundary relations through a prism of national interests] // Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2014. № 3. S. 44-52.
16. Khapilin S. A. Obespecheniye natsional'nykh ekonomicheskikh interesov Rossii v usloviyakh globalizatsii: tamozhennyj aspect [Ensuring national economic interests of Russia in the conditions of globalization: customs aspect] // Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2015. № 3 (288). S. 43-49.
17. Pogrebnyak R. G. Energosberezheniye - priori-tetnaya sfera natsional'nykh interesov Rossijskoj Federatsii [Energy saving - the priority sphere of national interests of the Russian Federation] // Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2010. № 22. S. 54-61.
18. Pogrebnyak O. Yu. Natsional'nye interesy Rossii v sfere energosberezheniya i ustojchivogo razvitiya [National interests of Russia in the sphere of energy saving and a sustainable development] // Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2011. № 19. S. 46-52.
19. Klochkov V. V., Kritskaya S. S., Molchanova E. V. Lokalizatsiya vysokotekhnologichnykh proizvodstv i nat-
sional'nye interesy Rossii [Localization of hi-tech productions and national interests of Russia] // Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2013. № 35. S. 21-29.
20. Mannapov A. R., Yakubov T. Ya., Gavrilov A. V. Importozameshcheniye v oblasti telekommunikatsionnogo oborudovaniya: natsional'nye interesy i bezopasnost' [Import substitution in the field of the telecommunication equipment: national interests and safety] // Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2015. № 14 (299). S. 2-14.
21. Orlov A. I. Colidarnaya informatsionnaya ekono-mika - instrument realizatsii natsional'nykh interesov [Solidary information economy - the instrument of realization of national interests] // Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2013. № 33. S. 2-10.
22. Klochkov V. V., Kritskaya S. S. Import vysoko-tekhnologichnykh komponent k naukoemkim izdeliyam i natsional'nye interesy Rossii [Import of the hi-tech component to the knowledge-intensive products and national interests of Russia] // Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2013. № 38. S. 2-9.
23. Semenova N. N. Prodovol'stvennaya bezopasnost' kak vazhnejshij natsional'nyj interes Rossii [Food security as the most important national interest of Russia] // Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2014. № 37. S. 16-22.
24. Baturova G. V. Realizatsiya natsional'nykh interesov Rossii pri razvitii morekhozyajstvennykh kompleksov [Realization of national interests of Russia at development of the marine economic complexes] // Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2010. № 18. S. 39-45.
25. Savkin V. I. ISO 14000: natsional'nyj interes v formirovanii mekhanizma ustojchivosti sistemy agropro-myshlennogo kompleksa Rossii [ISO 14000: national interest in formation of the mechanism of stability of system of agro-industrial complex of Russia] // Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2009. № 17. S. 39-45.
26. Anikeeva N. V. Realizatsiya natsional'nykh interesov v finansovo-ekonomicheskoj deyatel'nosti kholdingovykh
kompanij APK v regione [Realization of national interests in financial and economic activity of the agrarian and industrial complexes holding companies in the region] // Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2008. № 9. S. 45-51.
27. Grishina I. V., Golubkin I. V. Sistema otraslevykh prioritetov privlecheniya inostrannykh investitsij: uchet natsional'nykh interesov Rossii [System of branch priorities of attraction of foreign investments: accounting of national interests of Russia] // Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2014. № 11. S. 2-15.
28. Marchenko A. A., Puganov V. I. Investitsionnaya privlekatel'nost' ekonomiki kak faktor natsional'noj bezo-pasnosti [Investment appeal of economy as factor of national security] // Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2012. № 35. S. 25-32.
29. Natsional'no-gosudarstvennye interesy. Materialy Kruglogo stola [National and state interests. Materials of the Round table] // Voprosy ekonomiki. 1994. № 2.
30. Abalkin L. I. O natsional'no-gosudarstvennykh in-teresakh Rossii [About the national and state interests of Russia] // Voprosy ekonomiki. 1994. № 2.
31. Amosov A. I. Ekonomicheskij i evolyutsionnyj aspekt natsional'no-gosudarstvennykh interesov [Economic and evolutionary aspect of the national and state interests] // Voprosy ekonomiki. 1994. № 2.
32. Shakhovskaya L. S., Dneprovskaya I. V. Evolyut-siya kontseptsii natsional'nykh ekonomicheskikh interesov [Evolution of the concept of national economic interests] // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Se-riya 3 Ekonomika. Ekologiya. Vyp. № 11. 2007. S. 40-44.
33. Taranov P. V. Transformatsiya natsional'nykh interesov v usloviyakh perekhodnoj ekonomiki Rossii (voprosy teorii i metodologii) [Transformation of national interests in the conditions of a transitional economy of Russia (questions of the theory and methodology)]. Rostov-n/D: Izd-vo Rostovskogo universiteta, 2000. S. 46.
* * *
THE EXTERNAL ECONOMIC INTERESTS IN SYSTEM OF NATIONAL INTERESTS: GENESIS AND STRUCTURE
BORISOVSKAYA KAROLINA ALEKSANDROVNA Rostov state university of economics (RINE), Rostov-on-Don, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
In article the author analyzed approaches and definitions of the categories «national interest», «national external economic interest» presented in domestic scientific literature and as a result of research revealed: a factor of universality and interdisciplinary of these categories, interrelation and interdependence of national and external economic interests, priority of research of problems of the accounting of globalization tendencies in a problem definition of development of indicators of quantitative definition of dynamics of development of certain spheres of manifestation of the external economic interest as subsystems of national strategic administration.
Key words: national interest, external economic interest, categories, globalization, strategic management