Научная статья на тему 'Внешнеэкономическая стратегия КНР в начале XXI В. И миграционная политика'

Внешнеэкономическая стратегия КНР в начале XXI В. И миграционная политика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2760
442
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / CHINA / ECONOMIC STRATEGY / MIGRATION POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Столярова Елена Сергеевна

Исследуется влияние принятой в Китайской Народной Республике внешнеэкономической стратегии «Идти во вне» на инвестиционную активность китайских предприятий за рубежом, экспорт рабочей силы, уровень и характер миграции китайских граждан за границу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to China's Global Economic Strategy and its impact upon Chinese companies' overseas investments, export of labour force and the nature and level of Chinese emigration

Текст научной работы на тему «Внешнеэкономическая стратегия КНР в начале XXI В. И миграционная политика»

Е.С. Столярова

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ КНР В НАЧАЛЕ XXI в.

И МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Исследуется влияние принятой в Китайской Народной Республике внешнеэкономической стратегии «Идти во вне» на инвестиционную активность китайских предприятий за рубежом, экспорт рабочей силы, уровень и характер миграции китайских граждан за границу.

Ключевые слова: Китай; экономическая стратегия; миграционная политика.

В конце 1990-х гг. в экономике Китая вышел на поверхность ряд системных проблем, связанных с превышением темпов экономического роста над внутренним потреблением. Они привели к состоянию глубокой дефляции, определившей внутреннюю экономическую ситуацию в стране в 1997-2002 гг., когда произошло падение темпов роста с 10,9% в 1995 г. до 7,6% в 1999 г. [1]. По мнению правительства, решением проблемы должна была стать более активная ориентация национальных производителей на экспорт и вывоз капитала. В связи с этим в 2000 г. на третьей сессии ВСНП девятого созыва в КНР впервые была выдвинута стратегия активного выхода китайских производителей на внешние рынки под девизом «Идти во вне». Конечной целью стратегии является превращение КНР к 2020-2030 гг. в самую экономически мощную державу мира и увеличение к 2020 г. объёма ВВП в 4 раза [2. С. 9].

Стратегия выдвинула ряд тезисов, и главным из них было «использовать преимущества двух (внутреннего и внешнего) рынков и двух (внутреннего и внешнего) источников сырья, за счет этого получать более широкие возможности для совершенствования экономической структуры и оптимизации размещения ресурсов»

[3]. Таким образом, правительство стимулировало предприятия к более активному освоению природных ресурсов других стран, увеличению товарного экспорта, завоеванию новых рынков и открытию новых источников поступления высоких технологий и техники. Кроме того, в стратегии говорилось о необходимости осуществлять активное инвестирование за рубеж. Инвестиции должны использоваться для освоения ресурсов, получения технологий, освоения рынков. Основным направлением, куда китайским предпринимателям предлагается направить инвестиции, является информационно-технические разработки и биотехнологии.

Важным элементом стратегии стала необходимость усиления «транснационального хозяйствования китайских предприятий». За границей китайским предпринимателям было рекомендовано создавать крупные предприятия, работающие с передовыми технологиями, а также высокотехнологичные средние и малые предприятия, открывать заводы и научноисследовательские центры, участвовать в акционерном капитале, трансферте технологий, создании сбытовых объединений. Правительство стремится стимулировать китайские фирмы к созданию транснациональных компаний, используя мировой опыт, а также акцентировать внимание предприятий на создании известных китайских марок и брендов, способных конкурировать на мировых рынках.

Значительное внимание в стратегии уделено обеспечению расширения позиций Китая на международ-

ном рынке труда. Правительство активизирует участие китайских предприятий в подрядно-строительных работах за пределами страны. Для эффективной реализации стратегии необходимо увеличивать роль негосударственных предприятий при выходе во вне, инвестируя за рубеж, они должны стать «свежими силами» экономики. Правительство Китая пытается таким образом создать новую систему предприятий, соответствующих условиям международного рынка. Таким образом, стратегия должна решить ряд важных для экономики Китая задач: расширить рынок сбыта китайских товаров и укрепить их позиции на международном рынке, открыть новые источники сырья, увеличить экспорт рабочей силы, решить проблему перенасыщенности части отраслей экономики инвестициями.

В рамках стратегии выделено четыре этапа:

1. Выращивание групп предприятий. Этап предполагает отбор лучших предприятий, которые получают поддержку государства на инвестирование и экспорт за рубеж.

2. Развитие экспорто-ориентированных групп предприятий. Этап предполагает создание за рубежом сбытовых объединений, расширяется экспорт капитала.

3. Транснациональное предпринимательство. Этап предполагает активное создание китайскими компаниями филиалов за рубежом.

4. Формирование транснациональных корпораций.

В течение 2000-2010 гг. предполагается реализация

первых двух этапов. Реализация задач третьего и четвертого этапов начнется после 2010 г. Начиная с 2000 г. сфера внешнего инвестирования китайских предприятий непрерывно расширяется: от торговли на начальном этапе до разработки ресурсов, промышленного производства, сельского хозяйства, общественного питания, туризма, розничной торговли, информационного и научного обслуживания. В 2005 г. Министерством коммерции и Министерством финансов КНР были даны разъяснения по вопросам поддержки правительством отдельных направлений внешнеэкономического сотрудничества. В качестве ведущих областей были определены сотрудничество в сфере сельского хозяйства, леса и рыбной ловли, рабочей силы, подрядно-строительных работ за рубежом, научно-

технических исследований. Были определены приоритетные направления: в сельскохозяйственной сфере -покупка или аренда земли на долгий срок за рубежом, выращивание кормовых и технических культур, переработка продукции и последующая продажа; в лесной сфере - приобретение делян, получение разрешений на вырубку леса, переработка древесины; в рыбном хозяйстве - получение разрешений на ловлю рыбы, переработка и последующая продажа; в сфере новых высоких технологий - создание за границей структуры для раз-

вития исследований и проведения практических испытаний.

После принятия стратегии начали значительно модифицироваться формы и методы продвижения экспортных товаров на внешние рынки, за рубежом создаются сбытовые сети и торговые центры китайских товаров. Поощряется учреждение китайскими компаниями дочерних предприятий в других странах и увеличение вывоза капитала, что прежде имело ограниченные масштабы. В период с 2000 по 2004 г. объем прямых зарубежных инвестиций Китая вырос на 70%

[4]. К началу 2008 г. за рубежом было создано 12 тыс. предприятий с китайскими инвестициями [5]. За один только 2003 г. зарегистрированные зарубежные инвестиции китайских компаний составили 2 млрд долл., увеличившись вдвое по сравнению с 2002 г. В то же время общие прямые инвестиции КНР за рубежом превысили в 2006 г. 73 млрд долл. [6], а в 2007 г. -110 млрд долл. США [5]. По данным Комитета стимулирования международной торговли КНР, в 2008 г. прямые зарубежные инвестиции были направлены: в производство - 40%, оптовую и розничную торговлю - 21%, добычу полезных ископаемых - 11%, сферу услуг - 7%, сельское хозяйство - 6% [7]. Прямые зарубежные инвестиции Китая к 2005 г. были размещены в 150 странах и территориях мира. Основной поток инвестиций направлялся в Азию. Вторым по значению географическим приоритетом являются страны Африки и Западной Европы. Особое место занимают Вирджинские и Каймановы острова, являющиеся оффшорными зонами (не исключено, что средства сюда вкладываются с целью их последующего возвращения в Китай в качестве иностранных инвестиций с получением под них различных налоговых льгот) [8].

По структуре создаваемых за рубежом предприятий на данный момент 53% составляют сбытовые офисы, 26% - открытые акционерные компании, 24% - розничные магазины и сбытовые сети, 20% - производственные компании, 9% - совместные компании на неинвестиционной основе, 8% - приобретение зарубежных компаний [7]. Данные организационные формы предполагают создание за рубежом полноценных офисов китайских компаний со штатом персонала. Вывоз капитала за рубеж и открытие предприятий и торговых сетей сопровождается активным выездом за пределы КНР не только предпринимателей и управленческого состава предприятий, но и наемных работников. В книге авторитетного коллектива китайских экономистов говорится, что ежегодная отправка за рубеж в целях предпринимательской деятельности 1-2 млн способных людей позволит создать в стране и за ее пределами 10-20 млн рабочих мест, смягчая тем самым проблему трудоустройства в Китае [2. С. 9]. Кроме того, приток денежных средств от работников, выехавших за рубеж, в семьи, оставшиеся в Китае, составляет 2 млрд долл. в год [9]. Что обеспечивает рост потребления и снимает социальные проблемы внутри страны. Поэтому увеличение экспорта трудовых ресурсов является одним из стратегических приоритетов правительства КНР.

В Китае заговорили о том, что внешнеэкономическая стратегия должна, в частности, обеспечить значительное расширение позиций страны на международ-

ном рынке труда. В КНР исходят из того, что на ее долю приходится треть работающего населения планеты, но только 1,5% на мировом рынке подрядных работ и 2,1% мирового рынка труда [10]. Часто в связи с этим в Пекине выдвигается задача завоевания примерно 10% мирового рынка труда. По информации газеты «Жень-минжибао», Чэнь Хуай из Центра исследования проблем развития Госсовета КНР отмечает: «...один из глубинных смыслов того, что Китай становится производительным центром мира, состоит именно в том, что Китай включается в конкуренцию во всемирном масштабе за ограниченное количество рабочих мест» [11]. Согласно официальной статистике, ежегодно за рубеж по контрактам на работу выезжает порядка 350 000 человек [12]. После принятия стратегии Министерство коммерции КНР значительно облегчило процедуру оформления выезда китайских граждан на работу за рубеж [3]. По данным Министерства коммерции КНР, на март 2009 г. общая численность выехавших в 160 стран мира работников составляет 4,7 млн человек [13]. Следует ожидать, что это лишь малая часть, прошедшая официальное оформление на выезд на работы, от общей фактической цифры, выезжающих для осуществления трудовой деятельности за рубежом. 86% экспорта рабочей силы приходится на следующие отрасли: промышленное производство, строительство, сельское хозяйство, транспортные перевозки [14].

Китай заметно активизируется и на мировом рынке подрядных, инженерно-строительных работ (в 1999 г. за рубежом по этой линии работали 380 тыс. человек [15], а на начало 2007 г. - 658 тыс. человек [16]). В 2003 г. 47 китайских строительных компаний вошли в список 225 крупнейших строительных фирм мира, составленный авторитетным американским изданием «Новости Инженерии - Факты», а Китайская государственная инженерно-строительная корпорация с внешнеэкономическим оборотом 4 млрд долл. оказалась на 17-м месте в списке [17. С. 3]. Китайские компании предлагают низкие цены за счет экономии на стоимости рабочей силы, поэтому китайские предприятия не привлекают работников на местных рынках труда, а привозят из Китая. В 2006 г. в Китае было заключено контрактов на подрядные работы за рубежом на 66 млрд долл. [18]. Среднегодовые темпы роста объема контрактных работ за рубежом в 2005-2007 гг. составляли 25% в год [19. С. 10].

Еще одним важным направлением активизации миграционной политики Китая стала научноисследовательская деятельность и образование. Китайские мигранты должны помочь преодолению научнотехнического отставания страны. Ведется активная работа по расширению совместных с зарубежными странами исследований, более активному участию китайских исследователей в работе за пределами страны и открытию научно-исследовательских институтов за рубежом. К 2008 г. Министерство науки и техники КНР уже создало за рубежом 5 технопарков в Сингапуре, штате Мэриленде (США), Кембридже и Манчестере (Великобритания), а также в Москве. Они стали площадкой для реализации китайскими предприятиями и научно-исследовательскими учреждениями стратегии «Идти во вне» и для привлечения зарубежных специалистов.

Для эффективной реализации внешнеэкономической стратегии китайским предприятиям требуются квалифицированные кадры, обладающие соответствующими мировым стандартам знаниями и навыками в области управления. Китайские учебные заведения не могут в полной мере дать необходимые знания. Кроме того, наблюдаются значительные пробелы в области фундаментальных наук. Это обусловливает активную отправку студентов на учебу за границу [14]. В середине 2005 г. количество китайцев, обучающихся более чем в 100 странах мира, составляло около 400 тыс. человек [20. С. 7]. С каждым годом количество китайских студентов, выезжающих за рубеж для получения образования, возрастает на 13% [20. С. 8]. Из некоторых городов и регионов Китая - а именно из Пекина, Шанхая, провинций Гуандун, Ляонин и Сычуань - эта цифра еще больше и составляет ежегодно 20% [21. С. 24]. Вернулись в Китай после окончания учебы 160 тыс. человек [22. С. 3]. В одном из своих выступлений Ху Цзиньтао заявил: «Тем, кто после окончания обучения сделал выбор в пользу проживания и работы за границей, партия и правительство выказывают свое уважение и понимание» [23]. Таким образом, он дал публичное одобрение на активное обустройство китайских граждан за рубежом. Китайское правительство путем такой политики пытается сформировать лояльную к себе зарубежную диаспору, которая может стать эффективным инструментом внешнеэкономического наступления Китая. В целом государство проводит курс на поддержку обучения за рубежом, стимулирования к возвращению на родину, свободу въезда и выезда.

Начиная с 2000 г. заметно активизируется Управление по делам хуацяо Госсовета КНР. Зарубежные китайцы рассматриваются как значимый фактор успешной реализации стратегии «Идти во вне». По словам В. Гельбраса, «в 2001 г. в Пекине состоялось совещание представителей китайских землячеств. По сообщению «Mosike huaren bao», одной из китайских газет, издающихся в Москве, на нем были преданы гласности далеко идущие планы подключения китайских землячеств к реализации внешнеэкономической стратегии КНР» [24]. По планам правительства КНР китайские землячества должны стать эффективным инструментом реализации внешнеэкономической стратегии. Они должны распространять китайский стиль управления и хозяйствования за рубежом, таким образом, создавать благоприятную почву для развития китайских ТНК. Зарубежные китайцы должны служить

компасом и проводником для китайских предприятий, «идущих во вне». Созданная китайскими предпринимателями в разных странах международная финансовая сеть рассматривается правительством КНР как один из основных инструментов эффективной реализации стратегии - в качестве инструмента коммуникации с рынками других стран, компаса для прибыльного инвестирования, знающего национальные рынки, условия, законодательную и налоговую базу, обладающего обширными связями.

Зарубежные диаспоры рассматриваются как источник квалифицированных кадров, получивших за рубежом образование соответствующее стандартам международных рынков, имеющих опыт работы в западных и транснациональных компаниях, являющихся носителями передовых знаний в области управления, экономики и финансов. Правительство КНР надеется, что хуацяо станут инструментом активного привлечения в страну новых технологий. Пребывая за рубежом, они имеют лучший доступ к новейшим технологиям. Это создает хорошие условия для привлечения технологий в Китай. По данным Управления по делам хуацяо Госсовета КНР зарубежные китайцы создали в Китае уже больше 5 000 инновационных предприятий [25].

Таким образом, Правительство Китая включило зарубежные китайские общины в процесс реализации внешнеэкономической стратегии, а провинциальным управлениям по делам хуацяо была дана установка активизировать региональные отношения с зарубежными китайскими диаспорами с целью налаживания более тесных связей между местными и зарубежными китайскими компаниями и получения оперативной информации о зарубежных рынках. В целом активизация внешнеэкономической деятельности и выход китайских предприятий на мировые рынки способствуют росту потоков китайских граждан, выезжающих за рубеж. Эта миграция носит экономический характер и тесно связана с политикой государства по увеличению количества контрактов и объема инвестиций за рубежом. Учитывая, что основное расширение присутствия китайских компаний за рубежом в форме создания филиалов и ТНК запланировано на период после 2010 г., то в ближайшие десять лет следует ожидать роста количества выезда граждан Китая за рубеж в связи с предпринимательской и трудовой деятельностью, а также дальнейшей активизации китайских компаний на рынке трудовых ресурсов и строительно-подрядных работ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бюллетень экономической информации по материалам китайской прессы за январь 2007 г. МЭРТ. Режим доступа: http://www.economy.gov.rU/wps/portal/lut/p/.cmd/cs/.ce/7_0_A/.s/7_0_QP/_th/J_0_CH/_s.7_0_A/7_0_9D/_s.7_0_A/7_0_QP

2. ГельбрасВ.Г. Россия в условиях глобальной китайской миграции. М.: Муравей, 2004.

3. Yang Dao. «Zouchuqu» dangqizn kuoda kaifang de zhanluiquyice («Идти во вне»: расширение политики открытости). Режим доступа:

www.flgw.cn./lunwen/jingji/200512/25280.html

4. China spreads its wings - Chinese companies go global. Режим доступа: http://www.accenture.com/NR/rdonlyres/6A4C9C07-8C84-4287-9417-

203DF3E6A3D1/0/Chinaspreadsitswings.pdf

5. Shi Ming. Wei qiye jingwai touzi «baojiahuhang» (Содействие предприятиям, инвестирующим за рубеж). Режим доступа: http://www.lntrade.com/Article/jmwto/200808/5034.html

6. Jingwai zhongziqiye guojiafengxian (Риски создания за рубежом предприятий с китайскими инвестициями). Режим доступа: http://acs.mofcom.gov.cn/cms/www/news/2342907936447.cgp

7. 2009 nian zhongguo qiye duiwaitouzi xiankuang baogao (Доклад о ситуации по инвестированию за рубеж китайскими предприятиями 2009 г.).

Режим доступа: http://aaa.ccpit.org/Category7/Asset/2008/Dec/12/onlineeditimages/file71229046483535.doc

8. Zhang Hanya. Zhongguoqiye jingwairouzi zhanlu (Стратегия инвестирования за рубеж китайскими предприятиями). Режим доступа:

http://www.hebei.net.cn/jingjifazhan/ShowArticle.asp?ArticleID=949

9. Liaojie dui laowu hezuo. Shangdongsheng duiwaimaojingji hezuoting (Информация Департамента внешнеэкономического сотрудничества про-

винции Шандун). Режим доступа: http://labor.shandongbusiness.gov.cn/bencandy.php?fid=14&aid=321

10. Shiyiwu qijian woguo zouchiqimianlin xindexingxhihecaiqudexinjucuo. Shangwubuhezuosi. (Одиннадцатая пятилетка и новая обстановка и принятые меры в свете стратегии «Идти во вне». Информация Департамента по сотрудничеству Министерства коммерции КНР) 14.06.2006. Режим доступа: http://njtb.mofcom.gov.cn/aarticle/subject/zcq/subjectk/200606/20060602436836.htm

11. Мнение специалиста: между городом и селом и на международном уровне будет обостряться конкуренция за рабочие места. Женьминжи-

бао 05.04.2002. Режим доступа: http://russian.peopledaily.com.cn/200204/05/rus20020405_59080.html

12. 2008 nian zhongguo duiwai paichu laowurenyuan (Экспорт трудовых ресурсов Китаем в 2008 году). Режим доступа: http://data.icxo.com/htmlnews/2009/01/15/1352249.htm

13. Dui wai laowu hezuoyinge (Объемы сотрудничества в области трудовых ресурсов). Режим доступа: http://finance.jrj.com.cn/2009/04/1604364134901.shtml

14. Хэ Цзайчунь. «Цзоучуцюи» чжаньлю жоуганьвеньтхияньцзю (Изучение основных вопросов стратегии «Идти во вне»). Режим доступа: http://www.xslx.com/htm/jjlc/hgjj/2004-04-05-16612.htm

15. Портяков В.Я. Россия, Китай и Индия в мировой политике // Россия в глобальной политике. 2005. № 5. Режим доступа: http://www.globalaffairs.ru/numbers/16/4795.html

16. 2007 nian jingwai zhongziqiye shixianxiaoshouru 3376 yimeiyuan (Информация о доходе китайских предприятий за рубежом от продаж за 2007 год). Режим доступа: http://www.18gem.com/article/1/5/2008/2008090978576.shtml

17. Chinese contractors «go global» // China Daily. 15.03.2005.

18. 2006 nian woguo dui wai chengbaogongchengyewu tongji (2006 год. Подряды на строительство за рубежом. Статистика). Режим доступа: http://www.chinca.org/magz/showinfo.aspx?infoid=3444&menuid=20032

19. Zhongguo duiwai chengbaogongcheng anliefenxie (Анализ строительно-подрадной деятельности китайских предприятий за рубежом). Режим доступа: Beijing. Zongguo jianzhugongye chubanshe. 2007.

20. Не Li Returned students and political changes in China // Asian Perspective. 2006. Vol. 30, № 2. Р. 5-29.

21. Shishe «zouchuqu» zhanlui de jige wenti (Несколько вопросов по реализации стратегии «Идти во вне») // Guoji Gongcheng yu laowu. 2005 № 6.

22. Plan to reverse brain obtain // China Daily. 23.12.2003.

23. Ху Цзиньтао о роли зарубежной диаспоры в развитии страны. 02.03.2005. Режим доступа: http://china.org.cn/chinese/160440.htm

24. ГельбрасВ.Г. Российско-китайские отношения и проблемы глобализации. Режим доступа: http://www.situation.ru/app/j_art_1173.htm

25. Wangmu. Haiwai huaqiaohuaren yu shishe zouchuquzhanlue (Зарубежные китайцы и реализации стратегии Идти во вне). Режим доступа: http://qwgzyj.gqb.gov.cn/xzrlqw/131/700.shtml

Статья представлена научной редакцией «История» 10 июля 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.