УДК 339.9
Сюй Чи, Жилина Лилия Николаевна
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток, Россия
Политика и стратегии КНР в отношении вывоза капитала
Статья посвящена исследованию процессов вывоза капитала из Китая. Рассмотрены этапы этого процесса, формы, динамика накопленных китайских инвестиций за рубежом, причины вывоза капитала, особенности государственной политики по поддержке экспорта капитала.
Ключевые слова и словосочетания: мировая внешнеэкономическая политика, вывоз капитала, капиталовложения, слияния и поглощения, прямые иностранные инвестиции.
Политика открытости, в том числе стимулирование привлечения иностранного капитала в экономику КНР, позволила стране укрепить конкурентоспособность и обеспечить народное хозяйство ресурсами, необходимыми для его модернизации. Китай, создав условия для развития конкурентных преимуществ, перешел в годы реформ от импортозамещения к системе поощрения экспортоориентированных производств. При этом по объему использования прямых иностранных инвестиций Китай занял лидирующие позиции в мире. В то же время в последние годы руководство КНР все больше внимания уделяет размещению избыточного капитала китайских компаний за рубежом. Китай следует «стратегии выхода на внешние рынки», или «стратегии выхода вовне», которая имеет два основных назначения: создание среды, стимулирующей экспорт КНР, и поощрение зарубежных инвестиций конкурентоспособными компаниями Китая.
Процесс вывоза прямых инвестиций из КНР можно разделить на четыре этапа. В 1979 - 1985 гг. происходило становление первых совместных с китайским капиталом предприятий за рубежом. В 1983 г. Госсовет КНР издал директиву, в которой утверждалась компетенция Министерства внешних экономических связей и торговли (МВЭСиТ) рассматривать и одобрять предложения о вложении капитала за границей. До этого осуществлять капиталовложения за рубежом разрешалось только государственным торговым корпорациям, данному министерству и подчиненным ему предприятиям. Первый этап характеризовался ограниченными мас-
штабами зарубежных капиталовложений КНР (и небольшим числом учрежденных за границей предприятий), сконцентрированных в основном в пищевой отрасли, на выполнении подрядных работ, страховании и консалтинге.
На втором этапе (1986 - 1990 гг.) происходил рост объемов китайских прямых инвестиций и количества учрежденных за рубежом предприятий. В 1985 г. новой директивой МВЭСиТ любому китайскому предприятию, владеющему достаточным капиталом, разрешалось заключать соглашения с иностранными компаниями и инвестировать в них капитал. Однако в этот период участвовать в международной конкуренции на внешних рынках и осуществлять капиталовложения могли только отдельные крупные китайские предприятия, имевшие международный коммерческий и управленческий опыт, а также развитую техникотехнологическую базу. В эти годы расширилась география зарубежных капиталовложений КНР, а их приоритеты сместились в сферу торговли, услуг и обрабатывающей промышленности, разработки природных ресурсов, а также в сторону транспорта, сельского хозяйства, сборочных производств.
В целом за два указанных периода среднегодовой объем вывоза прямых инвестиций из Китая составлял около 450 млн долл. [1]
Третий этап - это 90-е годы и до 2005 года. С 1991 г. китайские инвестиции за рубежом характеризуются устойчивым ростом объемов и количества объектов капиталовложений. Если в 80-е годы зарубежные инвестиции Китая были сосредоточены в нескольких промышленно развитых странах, то в 90-е годы они распространились на соседние государства Азии, страны Восточной Европы и СНГ, а также страны Африки и Латинской Америки. Участие КНР в международных экономических отношениях в качестве страны-экспортера капитала постепенно стало важной частью экономических связей Китая со странами мира. На начало 2004 г. Китай инвестировал капитал в создание 7,5 тыс. нефинансовых предприятий в более чем 160 странах и территориях. С 2003 г. Министерство коммерции КНР публикует Доклады о торговом и инвестиционном климате в зарубежных странах с целью подробного ознакомления китайских предприятий и посреднических учреждений с условиями торговли и инвестиционного климата у основных торговых партнеров Китая [2].
Четвертый, современный, этап начался в 2006 году, когда Китайский комитет содействия развитию международной торговли разработал «Программу выхода за границу». Эта программа поддерживается рядом министерств и ведомств, в частности Министерством коммерции КНР, Государственным комитетом по делам развития и реформы, Государственным налоговым управлением, Китайским импортно-экспортным банком.
Главными целями такой политики являются: поощрение предприятий, инвестирующих за рубежом; повышение эффективности внешнеэкономической деятельности предприятий; уменьшение инвестиционного «перегрева» китайской экономики.
Широко осуществляется институциональная поддержка выбранной стратегии: проходят инвестиционные ярмарки и ежегодные симпозиумы по вопросам транснационального инвестирования китайских предприятий. Консалтинговые компании оказывают законодательные, бухгалтерские, финансовые, арбитражные услуги предприятиям для выхода заграницу.
Важной задачей руководство Китая считает повышение роли большого объема валютных запасов для экономического роста, создание механизма по превращению накоплений в инвестиции. В рамках указанной стратегии правительство изменило правила валютного контроля и управления иностранной валютой: тезис «широкий приход и строгий выход валюты» сменился на «строгий приход и широкий выход валюты». Именно исходя из огромных размеров валютных запасов разработана стратегия инвестиционной экспансии за рубежом, т. е. инвестиций ведущих госпредприятий и банков страны за рубежом. Продолжением этой стратегии стали новые правила Государственного управления валютного контроля Китая (ГУВК), которые вступили в силу с 1 июля 2006 г. ГУВК сняло ограничения на покупку предприятиями валюты для инвестиций за рубежом. Кроме того, сняты требования по обязательному возврату в страну прибыли от иностранных инвестиций, разрешены реинвестирование прибыли за рубежом и банковские кредиты в валюте для инвестиций за рубежом. При этом иностранные инвестиции за рубежом должны соответствовать государственной промышленной политике и утверждаться соответствующими министерствами [3].
Постепенно центр тяжести инвестиционной деятельности Китая за рубежом переносится с создания новых предприятий на приобретение уже действующих компаний, другими словами, речь идет о форме слияний и поглощений (СиП). Среднегодовые темпы роста вывоза капитала из Китая в этой форме, начиная с середины 2000-х годов, выше, чем темпы роста ввоза капитала из-за рубежа в этой же форме. Это особенно характерно при инвестициях в приобретение популярных торговых марок (например, сделки Ьепоуо - ВМ, ТСЬ - ТЬотрБОп) и в разработку ресурсов. В последнем случае основными субъектами инвестирования выступают китайские предприятия, ведущие добычу нефти, газа и минеральных ископаемых, преуспевающие крупные государственные предприятия, такие, как «Петрочайна», «Синопек», Китайская компания по морской добыче нефти, Шанхайский Баошаньский металлургический комбинат.
В последние годы в увеличивающемся вывозе прямых инвестиций из Китая прослеживаются новые тенденции и более значительная отраслевая диверсификация. В добывающих отраслях появились новые инвесторы, включая такие конгломераты, как СИТИК, и фонды национального благосостояния, например, Китайская инвестиционная корпорация. Металлургические компании проявляют особую активность в обеспечении доступа к зарубежным минеральным ресурсам (железная руда, медь). В обрабатывающей промышленности китайские компании активно поглощают крупные компании в развитом мире, но сталкиваются со все более значительными политическими препятствиями. Растут китайские инвестиции и в сфере некоторых услуг, в частности в телекоммуникациях.
По предварительным данным на начало 2012 г. суммарные накопленные инвестиции КНР за рубежом составляли 373,7 млрд долл. На рисунке 1 приведены данные о накопленных зарубежных инвестициях из КНР за период с 1997 по 2012 годы.
373,7
1997 199S 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Рис. 1. Динамика накопленных прямых инвестиций из Китая Источники: UNCTAD, CIA [1, 2, 5]
Анализ мотивов инвестиций за рубежом позволяет выявить четыре основных направления:
1. разработку природных ресурсов;
2. расширение рынков сбыта;
3. получение доступа к передовым технологиям;
4. повышение экономической эффективности деятельности компаний [4].
Данные об отраслевой структуре прямых вывезенных инвестиций из КНР за 2004 - 2010 гг. приведены на рис. 2.
Рис. 2. Отраслевая структура прямых инвестиций, вывезенных из КНР Источник: [4]
В настоящее время более 50 тыс. предприятий с китайским капиталом работают примерно в 180 странах мира: в более чем 90% азиатских и африканских стран, в 80% европейских стран. По масштабам инвестирования наибольшая роль в вывозе капитала из Китая принадлежит государственным ТНК: за рубеж инвестируют не менее 50 таких компаний, что составляет около 7,7% от всех государственных ТНК мира (650 компаний) [3].
Около 43% прямых заграничных капиталовложений КНР приходится на более развитые с точки зрения использования конкурентных преимуществ государственные предприятия (в основном нефтегазовые), так как крупные государственные компании обладают международной коммерческой информацией, пользуются поддержкой государственных структур в соответствии с экономической стратегией «выхода вовне», осуществляют значительные капиталовложения, не опасаясь нести крупные риски, имеют доступ к государственным ресурсам и стремятся создавать за рубежом преимущественно совместные предприятия. Частные предприятия (в основном малые и средние) пытаются самостоятельно занять свободные ниши на зарубежных рынках и осуществляют инвестиции, полностью контролируя бизнес и приобретаемые выгоды. 43 предприятия КНР включены в состав 225 крупнейших подрядчиков мира [2].
По данным списка Forbes «The World’s Biggest Public Companies» в 2011 г. 26 китайских компаний вошли в список 500 крупнейших компаний мира (в 2005 г. их было 18) [6]. В числе этих компаний: Китайская нефтегазовая корпорация, Г осударственная корпорация электросетей, Китайская нефтехимическая корпорация, Торгово-промышленный банк, Китайская корпорация мобильной связи, Китайская компания страхования
жизни, Китайская телекоммуникационная компания, корпорация
«Чжунхуа», Банк Китая, Стройбанк Китая, Южные электросети, металлургическая корпорация «Баостил», Первый автозавод, Компания по экспорту и импорту зерновых, масел и продовольственных товаров, Сельскохозяйственный банк, Шанхайское автообъединение, Телерадиовещательная компания провинции Гуандун, автокорпорация «Дунфэн». Эти и другие известные китайские компании создают за рубежом исследовательские центры и расширяют производство. В течение прошедших 20 лет крупные и средние производственные предприятия, заменив торговые компании, постепенно становились основными инвесторами Китая за рубежом. Таким образом, транснациональные компании Китая вкладывают средства во многие страны мира, а проводимая правительством КНР политика «выхода за рубеж» способствует освоению международного рынка и повышению национальной конкурентоспособности.
Мотивами осуществления прямых заграничных капиталовложений китайскими компаниями служат:
- получение информации о потребностях и конъюнктуре рынка в стране назначения экспортных товаров посредством учреждения представительства, что стимулирует рост экспорта продукции и увеличение доли на местных рынках;
- поиск новых рынков для закупки дефицитных сырьевых товаров и материалов (инвестиции осуществляются преимущественно центральными властями КНР);
- стремление обойти торговые барьеры и получить доступ на внешние рынки. При этом существенную роль играют возрастающая вовлеченность китайских фирм в международные хозяйственные отношения, их крепнущая финансовая мощь, а также усиливающаяся конкуренция на внутреннем рынке и необходимость перенесения отдельных отраслей промышленности, переходящих в стадию зрелости, в страны с более низкими издержками (производство велосипедов и телевизоров в Малайзии, Бразилии, Г ане, а также видеопроигрывателей в странах ЮВА);
- поиск новых рынков сбыта (вывоз прямых инвестиций из КНР с целью создания местных сбытовых сетей);
- возможности доступа к передовым технологиям, «ноу-хау», а также управленческому и коммерческому опыту для повышения конкурентоспособности китайских компаний (инвестиции в США, Сянган, страны Европы и др.). Китайские корпорации намерены производить товары марок глобального масштаба, что соответствует целям стратегии «выхода вовне» [4].
При значительной активизации деятельности китайского правительства в помощи своим компаниям в вывозе капитала все же есть ограничения в этой поддержке со стороны государства (особенно информационно-
аналитического характера). Нормативно-правовая база, регулирующая экспорт капиталов из Китая, менее совершенна по сравнению с системой привлечения инвестиций в экономику страны. Кроме того, у многих компаний КНР отсутствует четкая стратегия ведения бизнеса и развития зарубежных филиалов, не отлажена система взаимодействия головной компании в Китае с филиалами за границей. Возникают проблемы и в информационном обеспечении внешнеэкономических операций, китайские компании зачастую не обладают сведениями, касающимися применения различных инвестиционных стратегий выхода на внешние рынки. Многие предприятия не владеют в должной степени знанием местных законов в части регулирования иностранных капиталовложений. В связи с этим повышается порог риска зарубежной инвестиционной деятельности, и фирмы нуждаются в систематических консультациях. Встречаются проблемы в использовании торговых марок китайских компании: многие предприятия Китая понесли убытки в связи с тем, что их товарные марки зарегистрированы иными лицами в зарубежных странах (с этим столкнулись 15% предприятий КНР, намеревавшихся зарегистрировать свои товарные знаки за рубежом) [4].
Интенсивная конкурентная борьба заставляет компании оттачивать свои стратегии, эффективно использовать и накапливать капитал, технологии, знания, активно участвовать в международных слияниях и поглощениях, создавать альянсы с иностранными компаниями и реализовывать взаимодополняющие преимущества в сфере стержневых технологий, внедрять международные правила и стандарты, развивать собственные бренды, развивать системы логистики. На международных рынках китайские компании отрабатывают маркетинговые стратегии, добиваются лучшего соотношения цена/спрос, высокого качества, культуры продаж и послепродажного обслуживания, знакомятся с системами поставок и сбыта, методами управления персоналом в других странах, возможностями кредитования и инвестирования. Поддержка правительства играет важную роль в повышении конкурентоспособности национальных компаний за рубежом.
1. ПИИ из развивающихся стран и стран с переходной экономикой: последствия для развития: доклад о мировых инвестициях, 2006 / Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию. Обзор на рус. яз. [Электронный ресурс]. Доступно на ЦКЬ: кйр://’^^^ unctad.org/ru/docs/wir2006overview_ru.pdf.
2. Способы организации международного производства, не связанные с участием в капитале, и развитие / Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию. Обзор на рус. яз. [Электронный
ресурс]. Доступно на URL: http://www.unctad-docs.org/files/UNCTAD-WIR2011-0verview-ru.pdf.
3. Салицкий А.И. Китай - континент экономической стабильности? / А.И. Салицкий, И.Р. Томберг // ЦентрАзия. - 2011 [Электронный журнал]. Доступно на URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1312962360.
4. The Economist Intelligence Unit: A brave new world: The climate for Chinese M&A abroad / Report from the Economist Intelligence Unit. 2010. [Электронный ресурс]. Доступно на URL: http://www.businessresearch. eiu. com/brave-new-worl d. html.
5. CIA. The World Factbook [Электронный ресурс]. Доступно на URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ch.html.
6. Global 2000. The Forbes [Электронный ресурс]. Доступно на URL: http://www.forbes.com/global2000/list?page=1.