УДК 339.9:332.146 ББК 65.3 С 32
М.И. Середин
Аспирант кафедры государственного и муниципального управления и экономической теории Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) им. М.И. Платова, г.Новочеркасск. Тел.: (908)507-77-71, e-mail: [email protected].
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
( Рецензирована )
Аннотация. В статье рассмотрена сущность внешнеэкономической деятельности и этапы формирования стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона. В условиях рыночной экономики внешнеэкономическая деятельность является необходимым элементом хозяйственной деятельности предприятий, регионов и страны в целом. В статье выявлены проблемы, препятствующие развитию внешнеэкономической деятельности региона; определены барьеры, препятствующие выходу предприятий на мировой рынок; предложены основные направления совершенствования внешнеэкономической деятельности.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, регион, государство, проблемы, перспективы, экономика, стратегия, развитие.
M.I. Seredin
Post-Graduate Student of Public and Municipal Administration and Economic Theory Department, Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI), Novocherkassk. Ph: (908)507-77-71, e-mail: [email protected].
FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY AS INSTRUMENT OF DEVELOPMENT OF THE REGION
Abstract. The paper considers the essence of foreign economic activity and stages of formation of development strategy of foreign regional economic activity. Foreign economic activity is a necessary element of economic activity of the enterprises, regions and countries in general in the conditions of market economy. The scientific article reveals the problems interfering development of foreign economic activity of the region. It defines the barriers interfering the enterprises entry into the world market and offers the main directions of improvement of foreign economic activity.
Keywords: foreign economic activity, region, state, problems, prospects, economy, strategy, development.
Внешнеэкономическая деятельность является неотъемлемым элементом хозяйственной деятельности предприятий, фирм, регионов и страны в целом. В условиях становления рыночной экономики произошла переоценка принципов экономического развития и как следствие — возросла роль международного сотрудничества.
Россия — это совокупность регионов, которые отличаются друг от друга уровнем
экономического развития, отраслевой специализацией, природно-климатическими условиями, но каждый регион тесно взаимодействует с другими регионами, создавая единое экономическое пространство.
Использование внешнеэкономической деятельности как фактора повышения социально-экономического развития территории улучшает параметры инвестиционного климата, увеличивает бюд-
жетные поступления, обеспечивает занятость населения. Доходы от внешней торговли значительно ослабляют нагрузку на расходную часть бюджета. Значимость внешнеэкономической деятельности в развитии страны можно отразить в виде логической цепочки: «внешнеэкономическая деятельность — инвестиционный климат — экономический рост — повышение уровня жизни населения».
В настоящее время проблема развития внешнеэкономической деятельности стоит особенно остро. Современное состояние внешнеэкономических связей России требует решения ряда сложных и неотложных задач, прежде всего, восстановления и развития экспортного потенциала страны, повышения конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках, формирования рациональной структуры экспорта и импорта, привлечения иностранных инвестиций на взаимовыгодных условиях, обеспечения экономической безопасности России [1].
Чтобы решить назревшие проблемы, необходимо начать реорганизацию внешнеэкономической деятельности с регионального уровня, причем рассматривать каждый регион индивидуально, учитывая все факторы, влияющие на внешнеэкономическую среду в регионе. В большинстве регионов вопросу внешнеэкономической деятельности уделяется мало внимания со стороны органов власти, а ведь от товарооборота одного региона зависит объем экспорта или импорта целой страны.
Проанализировав современное состояние внешнеэкономической деятельности российских регионов, можно выделить ключевые проблемы, сдерживающие ее развитие:
— в большинстве регионов отсутствует современная структура управления внешнеэкономическими связями;
— некоторые регионы не обладают экономическим потенциалом, обеспечивающим конкурентоспособность на мировом рынке;
— практически в большинстве регионов отсутствует эффективная государственная стратегия развития внешнеэкономической деятельности;
— российские организации испытывают сложности, связанные с отсутствием оперативных данных о конъюнктуре рын-
ков, своевременной информации о часто меняющейся законодательно-нормативной базе в сфере внешнеэкономической деятельности различных стран.
Поэтому необходимо обеспечить предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, качественной и своевременной информацией о рынках и ценах, об инвестиционных проектах, тендерах, партнерах и их надежности, а также оказывать консультационную помощь по различным вопросам, в частности — законодательства; предоставлять маркетинговые услуги; осуществлять мониторинг; обеспечивать участие в конференциях, форумах, семинарах и выставках.
Например, в ФРГ в 1951 г. по распоряжению министра экономики было создано Федеральное ведомство внешнеторговой информации. Сегодня это ведомство собирает, обрабатывает и распространяет информацию, консультирует предпринимателей по вопросам реализации производимой продукции. Ведомство имеет широкую сеть корреспондентов во многих странах [2].
Целесообразным является создание российского аналога данного ведомства, обеспечивающего информационную поддержку предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Наличие обширной информации о состоянии российских и мировых рынков позволит разработать эффективную стратегию развития внешнеэкономической деятельности.
Стратегия развития внешнеэкономической деятельности региона представляет собой комплекс согласованных планов действий органов государственной власти субъекта Федерации, территориальных представительств федеральных органов власти в сфере координации внешнеэкономической деятельности, а также ее участников и всех институтов, связанных с содействием осуществлению внешнеторговой, инвестиционной и других видов деятельности, разработанный на основе анализа состояния внутреннего и внешнего рынков, опирающийся на экономический потенциал региона [3]. Эта стратегия разрабатывается с учетом потенциала региона и приоритетных направлений развития внешнеэкономической деятельности.
Рассмотрим более подробно этапы формирования стратегии развития (табл. 1).
Таблица 1
Этапы формирования стратегии развития ВЭД региона [3]
№ этапа Цель Информационная и аналитическая база для разработки Содержание
1-й Подготовительный Мониторинг и прогноз изменения внутренних и внешних факторов Определение целей и задач функционирования внешнеэкономического комплекса региона
2-й Сбор и анализ исходной информации Мониторинг и анализ тенденций развития ВЭД, в том числе по ее видам (внешняя торговля, производственная кооперация, инвестиционное сотрудничество) Оценка текущего состояния и прогноз развития внешнеэкономической деятельности региона
3-й Определение приоритетов в развитии ВЭД Специализация и конкурентные преимущества субъекта Федерации Обоснование приоритетов в развитии ВЭД
4-й Разработка перспективных направлений и комплекса мер по развитию ВЭД Перечень внешнеэкономических приоритетов План перспективных направлений и мероприятий по развитию ВЭД субъекта Федерации
5-й Оформление стратегии развития ВЭД региона Информация, подготовленная на предварительных этапах разработки стратегии Введение, разделы, заключение стратегии развития ВЭД региона и необходимые приложения
Правильно разработанная региональная стратегия развития внешнеэкономической деятельности способствует рациональному распределению ресурсов, направленных на реализацию внешнеэкономического потенциала, и обеспечивает эффективность действий на мировом рынке. Составляющими элементами стратегии развития являются экспортная и импортная стратегии, способствующие эффективному развитию региональной экономики.
Экспортная внешнеторговая стратегия должна быть направлена на реализацию на мировом рынке конкурентоспособных товаров региональной экономики и стимулирование производства этих товаров, для чего используется бюджетное финансирование, кредиты, финансирование НИОКР и др. Импортная внешнеторговая стратегия региона должна предполагать регулирование ввоза на внутренний рынок региона недостающих иностранных товаров, работ и услуг, на взаимодействие с федеральными органами власти [4].
Таким образом, стратегия развития внешнеэкономической деятельности ре-
гиона включает в себя способы и инструменты развития и поддержки внешнеэкономической деятельности на уровне отдельно взятого субъекта РФ [5, 6].
В настоящее время в большинстве российских регионов стратегия развития внешнеэкономической деятельности неэффективна либо вообще отсутствует, поэтому необходимо сконцентрировать внимание органов государственного и регионального управлений на вопросе разработки региональной стратегии развития внешнеэкономической деятельности и четко определить ответственного за реализацию данной стратегии.
Внешнеэкономические связи являются доминирующим условием устойчивого экономического развития регионов. Они обеспечивают движение капиталов, товаров, услуг между внутренним и мировым рынками, продвигают научно-технический прогресс, повышают занятость населения. Переход к рыночной экономике открыл новые возможности и дал толчок для развития внешнеэкономической деятельности.
Несмотря на положительные результаты все-таки есть регионы, в которых наблюдается застой в развитии внешнеэкономической деятельности.
Для того чтобы выявить проблемные субъекты и раскрыть возможности участия этих субъектов в процессах внешнеэкономической деятельности, нужно проводить оценку ее эффективности. При оценке эффективности внешнеэкономической деятельности используется системный подход, который позволяет осуществить комплексный анализ. Для осуществления анализа нужно выбрать критерий эффективности.
На данный момент эффективность внешнеэкономической деятельности от-
слеживает лишь динамика экспорта и импорта. Отсутствуют показатели, которые бы оценивали работу органов власти в сфере внешнеэкономической деятельности, поэтому перспективным является разработка системы таких показателей, а также создание органа, который осуществлял бы такую оценку, формировал бы отчеты и вносил поправки в работу региональных властей [7].
Что касается предприятий, желающих стать субъектами внешнеэкономической деятельности, то большинство из них не могут выйти на мировые рынки из-за определенных барьеров.
Можно выделить следующие барьеры выхода на внешний рынок (рис. 1).
Рисунок 1. Барьеры выхода на внешний рынок
Для устранения данных барьеров можно выделить ряд следующих предложений:
— формирование базы данных о состоянии мирового рынка;
— консультирование предприятий в вопросах законодательства зарубежных стран;
— создание системы страхования экспортных кредитов для обеспечения комплексной страховой защиты экспортеров
от политических и долгосрочных коммерческих рисков;
— содействие привлечению внебюджетного долгосрочного кредитования для реализации экспортных контрактов;
— развитие механизма компенсаций начинающим экспортерам части неподконтрольных расходов по освоению внешних рынков, их анализу;
— разработка региональных программ стимулирования экспорта продук-
ции глубокого передела на основе конкурентных преимуществ региона;
— развитие транспортно-логистичес-кой системы регионов;
— снижение налоговых ставок для предприятий, начинающих работать на международной арене;
— разработка и реализация комплекса мер по стимулированию внешнеэкономических связей на уровне муниципальных образований [8, 9].
Перечисленные мероприятия поддержат предприятия на первых стадиях вы-
хода на мировой рынок, но ключевым элементом развития внешнеэкономической деятельности является государство.
В связи с этим необходимо, чтобы органы всех уровней власти оказывали активную поддержку в развитии внешнеэкономической деятельности, а формирование и реализация компетентной политики внешней торговли стало приоритетным направлением современной экономики России, и каждый регион был заинтересован в создании благоприятных условий для развития внешнеэкономической деятельности [10].
Примечания:
1. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: учебник. М.: Дашков и Ко, 2012. 500 с.
2. Кобилев А.Г. Законодательные барьеры для малого бизнеса // Академический вестник. 2010. № 1(8).
3. Абрамов B.JI. Мировая экономика: учеб. пособие. М.: Дашков и Ко, 2012.
4. Погибелев Ю.В., Бальмаков Д.Д., Основы внешнеэкономической деятельности: учеб. пособие. М.: Изд-во Московского государственного открытого университета, 2010.
5. Зенкин И.В. Международное торговое право. М., 2010. 463 с.
6. Кобилев А.Г. Шнейдер С.Б. Россия и ВТО: конкурентоспособность региональной экономики: практ. пособие. Новочеркасск: Издательство ЮРГТУ (НПИ), 2008.
7. Мингалева Ж.А., Оборина Е.Д. К вопросу об инновационной составляющей стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона // Российское предпринимательство. 2010. № 8.
8. Муртузалиева С.Ю. Роль государства в развитии внешнеэкономической деятельности // Российское предпринимательство. 2007. № 8. Вып. 1 (95). С. 148-152.
9. Остапенко Г.Ф. Моделирование внешнеэкономической деятельности и инструменты торговой политики ВТО в России // Российское предпринимательство. 2013. № 9(231). С. 16-21.
10. Синько А.В. Внешнеэкономическая деятельность и риски // Вопросы инновационной экономики. 2012. № 4(14). С. 67-77.
References:
1. Prokoshev E.F. Foreign economic activity: textbook. M.: Dashkov and Co., 2012. 500
pp.
2. Kobilev A. G. Legislative barriers for small business // Academic Bulletin. 2010. №1(8).
3. Abramov V.L. World economy: a manual. Moscow: Dashkov and Co., 2012.
4. Pagebelow Yu.V., Bashmakov D. D.Fundamentals of foreign economic activity: a manual M.: Publishing House of the Moscow State Open University, 2010.
5. Zenkin I.V. International trade law. M., 2010. 463 pp.
6. Kobilev A.G. Schneider S.B. Russia and the WTO: the competitiveness of the regional economy: pract. allowance. Novocherkassk: publishing house of SRSTU (NPI), 2008.
7. Mingaleva J.A., Oborina E.D. On the issue of innovative component of the strategy development of foreign economic activity of the region // Russian Entrepreneurship. 2010. №8.
8. MurtuzalievaS.Yu. Role of the state in the development of foreign economic activities // Russian Entrepreneurship. 2007. №8. Vol. 1 (95). Pp 148-152.
9. Ostapenko G. F. Modeling of foreign economic activity and the instruments of the WTO trade policy in Russia // Russian Entrepreneurship. 2013. №9 (231). Pp. 16-21.
10. Sinko A.V. Foreign economic activity and risks // Issues of innovative economics. 2012. №4 (14). Pp 67-77.