ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Хабарова О.Л. Email: [email protected]
Хабарова Ольга Леонидовна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физической культуры и спорта, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск
Аннотация: в последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни молодого поколения. В данной работе представлен проект «Здоровая нация - сила государства», разработанный в рамках гранта Мэрии г. Хабаровска по продвижению компонентов здорового образа жизни в образовательных учреждениях. В рамках проекта были разработаны этапы внедрения основ здорового образа жизни в высших и средних образовательных учреждениях. Реализация проекта прошла успешно, выполнены цели и задачи, выявлены проблемы. Ключевые слова: здоровый образ жизни (ЗОЖ), пропаганда ЗОЖ, образовательные учреждения, молодое поколение.
INTRODUCTION OF HEALTHY LIFESTYLE TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS Khabarova O.L.
Habarova Olga Leonidovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS, PACIFIC STATE UNIVERSITY, KHABAROVSK
Abstract: in recent years, attention has been paid to the healthy lifestyle of the younger generation. In this paper, the project "Healthy nation - the strength of the state", developed in the framework of the grant of the Khabarovsk Mayor's Office for the promotion of components of a healthy lifestyle in educational institutions is presented. Within the framework of the project, the stages of introducing the foundations of a healthy lifestyle in higher and secondary educational institutions were developed. The project implementation was successful, goals and tasks were fulfilled, problems were identified. Keywords: healthy way of life (HLS), the promotion of HLS, educational institutions, the younger generation.
УДК 37.01
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья [1, с. 5]. В условиях ухудшения состояния здоровья молодежи, распространения в среде обучающихся вредных привычек, таких как курение, пьянство, употребление токсических и наркотических веществ, особую актуальность приобретает проблема здорового образа жизни. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования.
В течение ряда лет органы управления г. Хабаровска уделяют большое внимание вопросам укрепления здоровья населения. В последние годы наметились и позитивные сдвиги: во-первых, большее количество молодежи стало заниматься в разных секциях, кружках спортивной направленности, активно развивается спорт на придомовых территориях.
Мероприятия, посвященные предупреждению заболеваний, отказу от вредных привычек, правильному питанию, получили широкую популярность не только среди молодежи, но и среди старшего поколения горожан.
Для поддержки массового увлечения здоровым образом жизни мэрия города Хабаровска объявила грант и выделила средства на внедрение модульного проекта по продвижению здорового образа жизни в образовательных учреждениях.
К реализации проекта, который получил название «Здоровая нация - сила государства», в 2017 году приступила Хабаровская региональная молодежная общественная организация «Студенческий спортивный клуб «Политехник», которая уже на протяжении многих лет работает как социально-ориентированная некоммерческая организация. Совместно с управлением здравоохранения и ведущими медицинскими работниками были разработаны этапы внедрения основ здорового образа жизни в высших и средних образовательных учреждениях г. Хабаровска.
Для обучения преподавателей (слушателей) вузов и ссузов, педагогов дополнительного образования, преподавателей-организаторов на факультете переподготовки и повышения квалификации Тихоокеанского государственного университета была составлена рабочая программа по дисциплине «Здоровый образ жизни» [2].
Дисциплина рассчитана на 34 учебных часа, в том числе 16 часов - лекционных занятий, 8 часов практических занятий и 10 часов самостоятельной работы слушателей.
В лекционном материале излагались основные теоретические вопросы здорового образа жизни. На практических занятиях слушателям предстояло обсудить ряд важных проблем, связанных с нарушениями здоровья, а также получить практические навыки по проведению оздоровительной тренировки, гигиенической гимнастики, физкультпауз. При подготовке к практическим занятиям слушателям необходимо было изучить теоретические основы той или иной темы курса, используя рекомендованную литературу, сделать соответствующие зарисовки в рабочих тетрадях; в случае необходимости слушатель мог обратиться за консультацией к преподавателю. Часы самоподготовки использовались для изучения учебно -методических пособий, отработки практических навыков, консультаций, а также просмотра учебных видеоматериалов.
В рамках проекта были запланированы различные мероприятия по воспитанию, формированию и укреплению знаний обучающихся по основам здоровьесбережения:
- внедрение физической культуры и спорта в учебную и трудовую деятельность, быт и отдых, в общественную жизнь молодежи;
- внедрение новых форм и методов физического воспитания, передового опыта и достижения науки;
- организация и проведение соревнований, спартакиад, фестивалей, лагерей, просветительских, обучающих мероприятий и других культурно-массовых мероприятий;
- создание необходимых организационно-методических условий для занятий различными видами физической культуры и спорта в соответствии со сложившимися традициями, профилем подготовки специалистов, интересами членов коллектива образовательного учреждения;
- совершенствование материально-технической, учебно-тренировочной, спортивно-оздоровительной и реабилитационной инфраструктуры организации;
- проведение выставок, лекций, конференций, совещаний, круглых столов, симпозиумов и иных аналогичных мероприятий;
- производство фильмов, телепрограмм, аудиовизуальных произведений и иная деятельность в области радиовещания и телевидения по тематике формирования здорового образа жизни среди студенчества.
Подводя итоги, стоит сказать, что цели и задачи проекта «Здоровая нация - сила государства» полностью выполнены, реализация прошла успешно и нашла положительный отклик среди студенческой молодёжи, преподавателей и сотрудников вузов и сузов г. Хабаровска.
Наряду с положительными моментами, выявлен и ряд трудностей во внедрении мероприятий по ЗОЖ в образовательных учреждениях:
- отсутствие полномасштабного (на постоянной основе) внедрения на государственном уровне пропаганды ЗОЖ среди молодёжи;
- отсутствие опыта участия и организации мероприятий по продвижению ЗОЖ у молодёжи.
- отсутствие активной жизненной позиции и элементарных навыков по сохранению здоровья у большой части населения.
- ложные представления о неэстетичности проведения производственной гимнастики и иных здоровьесберегающих процедур, смущение при участии в них;
- отсутствие у руководства образовательных учреждений продуманной стратегии по сохранению здоровья, в т.ч. физической активности студентов и собственных подчиненных.
- отсутствие четких представлений взаимосвязи учебных, профессиональных нагрузок и состояния здоровья. Отсутствие логической связи между личной производственной эффективностью и самочувствием.
Список проблем можно перечислять бесконечно, однако можно сделать общий вывод, что внедрение программ ЗОЖ в образовательных учреждениях требует от инициаторов не просто реализации мероприятий, а еще и мотивации студентов и сотрудников к участию в них. Разработанный нами проект для внедрения технологий здорового образа жизни «Здоровая нация - сила государства» не является универсальным для всех учреждений, однако мы можем считать его базовым при разработке плана внедрения мероприятий ЗОЖ.
Список литературы /References
1. Конобейская А.В. Теоретические основы внедрения компонентов здорового образа
жизни в образовательных учреждениях: учеб. пособие / А.В. Конобейская.
Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2017. С. 5.
2. Здоровый образ жизни: рабочая программа для преподавателей вузов и ссузов в
рамках реализации модульного проекта по продвижению технологий здорового
образа жизни в образовательных учреждениях г. Хабаровска / сост. О.Л. Хабарова.
Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2017. 12 с.