ЛИТЕРАТУРА
1. Теория и методика физической культуры : учебник / под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. -3-е изд., стереотип. - М. : Советский спорт, 2007. - 464 с.
REFERENCES
1. Kuramshin, Yu.F. (2004), Theory and technique of physical culture: The textbook, publishing house “Soviet Sport”, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.12.2013.
УДК (616-84+613) : 371.3 : 378.180.6
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ В ОБЛАСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Наталия Викторовна Сивас, кандидат педагогических наук, доцент,
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова
Аннотация
В статье рассматриваются принципы компетентностного подхода в обучении студентов медицинского вуза в области профилактики заболеваний и здорового образа жизни. Для формирования компетенций в области профилактики заболеваний и ЗОЖ используется педагогическая сквозная интегральная технология, реализованная с помощью интеграции содержания дисциплин медицинской специальности и физической культуры. Дальнейшее формирование компетенций в области профилактической медицины и ЗОЖ осуществляется путем реализации проектного метода обучения на основании постоянно действующих проектов. Разработанные и внедренные в учебный процесс постоянно действующие проекты, в том числе проект «Воспитание культуры здоровья: студенты - школьникам», позволили организовать образовательное пространство, максимально приближенное к требованиям реальной профессиональной деятельности, и создать благоприятные условия для оценки компетентности в форме аутентичного репрезентационного портфолио.
Ключевые слова: компетентностный подход, студент, ЗОЖ.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.12.106.p142-147
COMPETENCE APPROACH IN THE TEACHING OF THE MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS IN THE DISEASE PREVENTION SPHERE AND HEALTHY LIFESTYLE
Natalia Viktorovna Sivas, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
First St. Petersburg State Medical University of a name of the academician I.P. Pavlov
Annotation
Principles of the competence approach in the teaching of the medical university students in the disease prevention sphere and healthy lifestyle are given in the article. For the formation of competence in the disease prevention and healthy lifestyles, the pedagogical integral technology is used, developed by integrating the content of the disciplines of the medical education and physical culture. Further formation of competences in the preventive medicine and healthy lifestyle is being accomplished through the project method of teaching based on the active projects. Having being developed and implemented in the educational process the constantly active projects, including the project "Education to the Culture of the Health: Students - to pupils”, enabled to form the educational space, close to the real requirements of the professional activities and create favorable conditions for the assessment of competence in the form of the authentic representational portfolio.
Keywords: competence approach, student, healthy lifestyle.
Российская Федерация вошла в состав стран-участниц Болонского процесса и обязалась воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса [7]. Одним из цен-
тральных пунктов Болонского процесса является компетентностный подход [12].
По определению Министерства образования компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности. «Компетентностный подход целесообразно использовать в случае, когда множественность решаемых задач обучения и разносторонность учебных материалов требуют дифференциации различных сегментов образовательного процесса, а также их отработку с технологических позиций» [5, С. 39]. Компетентностный подход способен преодолеть разрыв между знаниями и реализацией их в практической деятельности. Научить студента эффективно решать задачи практики с помощью полученных и усвоенных знаний необходимо уже в период обучения в университете.
В.А. Болотов, В.В.Сериков отмечают: «компетентность, выступая результатом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, обобщения личностного и деятельностного опыта» [2, С. 9]. Чем более оригинальное и продуктивное решение той или иной проблемы будет найдено, в кратчайшие сроки и минимальными затратами, тем выше компетентность индивида. Особое значение последнее соображение приобретает в медицине, где иногда жизнь и здоровье пациента зависят только от своевременно принятого правильного решения.
И.А. Зимняя предлагает считать «теоретической основой выделения трех групп ключевых компетенций сформулированные в отечественной психологии положения относительно того, что человек есть субъект общения, познания, труда. С этих позиций были разграничены три основные группы компетентностей:
- компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;
- компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;
- компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах» [6].
Личностное и профессиональное совершенствование специалиста-медика является неотъемлемой составляющей его профессии. Профессиональные компетенции не должны становиться чем-то застывшим и неподвижным: они не только отражают способность использовать полученные знания, но и формируют новые явления, создают информацию, диктуют направленность содержания высшего образования [1, С. 6].
Рассмотрим формирование компетенций в области профилактики заболеваний и здорового образа жизни в медицинском вузе. По всем медицинским специальностям в соответствии с ФГОС третьего поколения (2010 год) требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалистов сформулированы в форме общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций. Значительное количество компетенций в ФГОС по специальности «Лечебное дело» отводится овладению знаниями, умениями и навыками, связанными с формированием здорового образа жизни, например, в соответствии с компетенцией ПК-26 выпускник должен обладать «способностью и готовностью к обучению взрослого населения, подростков и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек» [11, С. 14].
Интеграция содержания основных дисциплин медицинской специальности и физической культуры реализована в педагогической сквозной интегральной технологии формирования компетенций в области профилактики заболеваний и ЗОЖ.
Для составления педагогической сквозной интегральной технологии формирования компетенций в области профилактики заболеваний и ЗОЖ на основании анализа рабочих программ были отобраны дисциплины, цели, задачи, требования к уровню освоения содержания и профессиональные компетенции которых, предусмотренные ФГОС,
соответствуют компетенциям в области ЗОЖ: психология и педагогика; анатомия человека; нормальная физиология; гигиена; общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения; клиническая фармакология; медицина катастроф, безопасность жизнедеятельн6ости; инфекционные болезни; поликлиническая терапия; лечебная физическая культура и врачебный контроль; стоматология; физическая культура. Физической культуре в этой цепочке отводится роль системообразующей и основной дисциплины по формированию здорового образа жизни в медицинском университете, так как непосредственно все разделы теоретического и практического курса физической культуры посвящены формированию у студентов компетенций по ЗОЖ.
Знания, умения и навыки, полученные в результате изучения перечисленных дисциплин, необходимо трансформировать в профессиональные компетенции. На основании анализа содержания вышеперечисленных дисциплин был отобран учебный материал, включающий в себя информацию по профилактике заболеваний и здоровому образу жизни. Составлен единый межпредметный учебно-методический комплекс, контрольные вопросы и задания в котором позволяют оценить уровень овладения знаниями в данном направлении. Парадокс заключался в том, что студенты, овладевая большим объемом изучаемого материала, затруднялись определить, к какой области знаний он относится. На учебных занятиях акцентировалось внимание студентов на том, что данный раздел той или иной дисциплины из отобранной последовательности предметов, непосредственно относится к профилактике заболеваний и ЗОЖ. В структуре медицинского университета кафедры, участвующие в педагогической сквозной интегральной технологии формирования компетенций в области профилактики заболеваний и здорового образа жизни, были объединены в научно-образовательный центр (НОЦ) профилактики и ЗОЖ. Основной задачей НОЦ является координация межпредметных связей и формирование здорового образа жизни среди студентов и сотрудников университета.
Для формирования компетенций в области профилактической медицины и ЗОЖ было использовано проектное обучение как технология продуктивного образования. Метод проектов возник во второй половине Х1Х века в США. В его основе лежали прагматические идеи американского философа и педагога Д. Дьюи (1859-1952). Продолжателем школы Д. Дьюи был американский педагог У.Х. Килкпатрик, который заложил основы теории метода проектов. В России в 20-х годах ХХ столетия проектный метод использовался в школах, но в 30-е годы был признан вредным и ошибочным. В настоящее время метод вновь широко используется в педагогике среднего и высшего образования.
В основе теории проектного обучения лежат идеи о необходимости обеспечения целостности педагогического процесса: единства развития, обучения и воспитания. Теория проектного обучения является интегративной: она синтезирует контекстное и проблемное обучение, метод наставничества и волонтерства и др.
С целью создания условий для формирования компетенций в области профилактики заболеваний и ЗОЖ у студентов медицинского университета на практике был реализован проект «Воспитание культуры здоровья: студенты - школьникам», который способствовал воспитанию культуры здоровья у студентов медицинского университета посредством их волонтёрской деятельности по воспитанию ЗОЖ у школьников старших классов, обучающихся в школе с углубленным изучением предметов естественнонаучного цикла, а также у воспитанников детских домов.
«Проект решает определенный ряд задач:
- формирование культуры здоровья молодежи (студентов и школьников), воспитание культуры здоровья школьников силами студентов;
- обеспечение преемственности между школой и вузом;
- активизация волонтерской деятельности, наставничества и социальной позиции молодежи;
- квалифицированное содействие государственным образовательным учрежде-
ниям (ГОУ) в вопросах здоровьесберегающей деятельности;
- усиление межведомственного взаимодействия (педагогика, медицина);
- мотивация к дополнительному обучению;
- формирование у студентов необходимых мета-компетенций (выступление перед аудиторией, командная работа, принятие решений, творческое мышление, педагогическая компетентность и др.)
В рамках проекта было создано студенческое волонтерское объединение, проведено обучение студентов силами преподавателей и инструкторов в тренинговом клубе, после чего молодые специалисты приступили к работе в школах и детских домах. Студенты провели многочисленные мероприятия со школьниками и воспитанниками, направленные на воспитание культуры здоровья (как у школьников, так и у самих студентов). Это фестивали по ЗОЖ, уроки здоровья, интерактивные классные часы, творческие мастер-классы, игровые фотосессии и другое. Под руководством студентов школьники разрабатывали собственные проекты по тематике здоровья, дискутировали, лепили из пластика украшения в виде объектов правильного питания» [9, С. 11; 10, С. 6], участвовали в конкурсах на лучшую фотографию и лучший видеоролик, посвященные ЗОЖ.
Разработанные и внедренные в учебный процесс медицинского университета постоянно действующие проекты «Воспитание культуры здоровья: студенты - школьникам» и «Мой здоровый образ жизни», позволили организовать образовательное пространство, максимально приближенное к требованиям реальной профессиональной деятельности, и создать благоприятные условия для оценки компетентности в форме аутентичного репрезентационного портфолио.
ВЫВОДЫ
Компетентностный подход применим к оцениванию качества образования: с одной стороны как качества образовательных результатов, с другой - как качества условий, в которых они достигаются. Получают воплощение принципы: активности личности, проблемности, единства обучения и воспитания, последовательного моделирования в формах учебного процесса содержания и условий профессиональной деятельности специалистов. Посредством участия студентов-медиков в постоянно действующих учебных проектах осуществляется постепенный поэтапный переход к формам деятельности более высокого ранга.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабенко, П.А. Проблемы модернизации в вузовской практике системы подготовки
врачей / Пед. ин-т Южн. Фед. ун-та. 2006. [Электронный ресурс] // URL:
rspu.edu.ru/rspu/science/conferences/conference_ped/section_1/babenko_p.doc. - Дата обращения 9.03.2012.
2. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В. В. Сериков [Электронный ресурс] // URL :
http://www.pedlib.ru/Books/5/0306/5 0306-1.shtml#book page top. - Дата обращения 19.11.2013.
3. Бочагов, О.В. Один из инновационных методов оценки компетенций студентов
[Электронный ресурс] // Инвестрегион. 2010. № 2. - URL : http://www.v-
itc.ru/investregion/2010/02/index.php. - Дата обращения 11.11.2012.
4. Вербицкий, А.А. Основания для внедрения компетентностного подхода в образование [Электронный ресурс] // Инновации в образовании. 2009. № 8. - URL : http://in-exp/ru/arhive/206-kompetent-podhod.html. - Дата обращения 13.10.2013.
5. Григорьев, В.И. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В.А. Чистяков // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 35-41.
6. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Электронный ресурс] // URL : http://www.eidos.ru/iournal/2006/0505.htm. - Дата обращения
19.11.2013.
7. Пальцев, М. А. Высшая медицинская школа России и Болонский процесс / М. А. Пальцев, И.Н. Денисов, Б.М. Чекнев. - М. : ООО «Изд. дом Рус. Врач», 2005. - 248 с.
8. Погодин, В. В. Дидактические условия формирования компетентности в области физической культуры учащихся профессиональных училищ : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Погодин Валерий Викторович. - Ульяновск, 2007. - 326 с.
9. Воспитание культуры здоровья: студенты - школьникам / А.А. Потапчук, Н.В. Сивас, Ю.В. Эмануэль, Т.С. Эмануэль // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова. - 2012. - Том XIX. - № 3. - С. 11-14.
10. Наставничество как метод формирования здорового образа жизни [Электронный
ресурс] / А.А. Потапчук, Н.В. Сивас, Ю.В. Эмануэль, Т.С. Эмануэль // URL:
http://lib.convdocs.org/docs/index-36060.html?page=1. - Дата обращения 19.11.2013.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело (квалификация (степень) "специалист)" : утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 8 ноября 2010 г. N 1118 [Электронный ресурс] // URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data7d 10/m1118.html. - Дата обращения 11.11.2011.
12. Hutmacher, W. Key Competencies for Europe / W. Hutmacher // Report of the Symposium. Council for Cultural Co-operation (CDCC). - Strasbourg, 1997. - P. 119-125.
REFERENCES
1. Babenko, P.A. (2006), Problems of modernization in the university system of training doctors,
Ped. Inst UFU, available at:
rspu.edu.ru/rspu/science/conferences/conference_ped/section_1/babenko_p.doc (accessed 9 March 2012).
2. Bolotov, V. A., Serikov V.V. (2003), Сompetence-based model: from the idea to the educational program, available at: pedlib.ru/Books/5/0306/5_0306-1.shtml#book_page_top (accessed 19 November 2013).
3. Botschagow, O.V. (2010), “One of the innovative methods to assess competencies of students”, Investregion, No. 2, available at: http://www.v-itc.ru/investregion/2010/02/index.php (accessed 11 December 2012).
4. Verbitsky, A.A. (2009), “Reasons for the introduction of the competence-based approach in education”, Innovations in Education, No. 8, available at: http://in-exp/ru/arhive/206-kompetent-podhod.html (accessed 13 October 2013).
5. Grigoriev, V.I., Davydenko D.N., Chistyakov V.A. (2011), “Competence-based approach to designing individual educational trajectories of the physical development of students”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1, pp. 35-41.
6. Zimnyaya, I.A. (2003), “Key competencies - a new paradigm of education result”, Higher education today, No. 5, pp. 34-42.
7. Paltsev, M.A., Denisov I.N., Cheknev B.M. (2005), Graduate Medical School, Russia and the Bologna Process, publishing house “Russian doctor”, Moscow.
8. Pogodin, V.V. (2007), Didactic conditions of formation of competence in physical education students in vocational schools: dissertation, Ulyanovsk, Russian Federation.
9. Potapchuk, A.A., Sivas N.V, Emanuel J.V. and Emanuel T.S. (2012), “Education health culture: students- pupils”, Uchenye zapiski universiteta imeni acad. I.P. Pavlova, Vol. XIX, No. 3, pp. 11-14.
10. Potapchuk, A.A., Sivas N.V, Emanuel J.V., Emanuel T.S. (2012), Mentoring as a method of formation of a healthy way of life, available at: http://lib.convdocs.org/docs/index-36060.html?page=1 (accessed 19 November 2013).
11. Federal state educational standard of higher professional education on a direction of preparation (speciality) 060101 medicine (qualification degree "specialist", approved. order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of November 8, 2010 N 1118, available at: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/m1118.html (reference date 11.11.2011).
12. Hutmacher, W. (1997), “Key Competencies for Europe”, Report of the Symposium. Council for Cultural Co-operation (CDCC), Strasbourg, pp. 119-125.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.12.2013.
УДК 615.825
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
КОРРЕКЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ
УПРАЖНЕНИЯМИ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЕ СЛУХА
Татьяна Валерьевна Соловьева, кандидат педагогических наук,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург,
Ольга Юрьевна Баранова, педагог-психолог,
Ирина Александровна Фомичева, воспитатель,
Детский сад «Кудесница» компенсирующего вида Петроградского района (ГБДОУ «Кудесница»), Санкт-Петербург
Аннотация
Статья посвящена проблеме организации эффективного взаимодействия специалистов, работающих с глухими детьми дошкольного возраста. В ней анализируются особенности реализации коррекционной направленности физического воспитания в условиях дошкольного учреждения компенсирующего вида. Предметом исследования является коррекционная работа на занятиях физическими упражнениями с детьми, имеющими нарушения слуха. Данная проблема рассматривается в двух ракурсах: с позиции комплексного подхода к решению коррекционных задач и интеграции деятельности специалиста по физическому воспитанию в целостный коррекционнопедагогический процесс, а так же с позиции оптимального выбора содержания занятий физическими упражнениями, повышающими эффективность коррекции вторичных нарушений слуха у детей старшего дошкольного возраста. Результаты исследования, представленные в данной статье, свидетельствуют об эффективности предлагаемой системы организации коррекционнопедагогической работы на занятиях физическими упражнениями в условиях дошкольного учреждения.
Ключевые слова: дети с нарушением слуха, физическое воспитание, взаимодействие специалистов, коррекционная направленность.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.12.106.p147-151
INTERACTION OF THE TEACHERS AT REALIZATION OF THE CORRECTIONAL ORIENTATION OF THE PHYSICAL EXERCISES CLASSES WITH THE CHILDREN HAVING THE HEARING DISORDER
Tatyana Valeryevna Solovyova, the candidate of pedagogical sciences,
The Herzen State Pedagogical University of Russian, St. Petersburg,
Olga Yurevna Baranova, the educational psychologist,
Irina Aleksandrovna Fomicheva, the educator,
Kindergarten of “Kudesnitsa” of a compensating type, Petrogradsky district, St. Petersburg
Annotation
Article is devoted to the problem of the organization of effective interaction of the teachers working with deaf children at preschool age. The features of realization of the correctional orientation of physical training in the conditions of preschool institution of a compensating type are analyzed in it. Object of the research is correctional work in physical exercises classes with the children having hearing disorder. This problem is considered in two foreshortenings: from the position of integrated approach to the solution of the correctional tasks and integration of the activity of the teacher on physical training into complete correctional and pedagogical process, and from the position of optimum choice of the content of the physical exercises classes, increasing the efficiency of correction of the secondary hearing disorder at children at the advanced preschool age. The results of research presented in this article, testify to efficiency of the offered system of the organization of correctional and pedagogical work in physical exercises