УДК 330.342.3
ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ С МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ
БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
С.П. Прудников, Е.П. Прудникова
В статье сформулированы направления бюджетной политики, связанные с развитием системы межбюджетных отношений в регионе. Затрагиваются актуальные задачи, связанные с совершенствованием бюджетного процесса в муниципальных образованиях.
Ключевые слова: бюджетная политика, межбюджетные отношения, финансовая поддержка, местные бюджеты
В Брянской области, как и в большинстве регионов Российской Федерации, с уже устоявшимся территориальным делением публично-правовых образований, но со значительной дифференциацией экономических потенциалов муниципальных образований система межбюджетных отношений продолжает оставаться объектом реформирования и совершенствования. В этой части остается определенное количество нерешенных вопросов и некоторых проблем.
Невысокий уровень бюджетной обеспеченности ряда территорий Брянской области - одна из актуальных проблем, следствием которой является высокая степень дифференциации территорий по уровню доходов на душу населения. Так, по итогам 2011 года бюджетная обеспеченность в расчете на одного жителя муниципального образования до оказания финансовой помощи (в рамках межбюджетных отношений) по видам муниципальных образований находится в следующих интервалах: в городских округах - от 2300 до 8050 рублей, в муниципальных районах - от 1200 до 3870 рублей, в поселениях - в интервале от 70 до 5240 рублей. После применения механизма
выравнивания бюджетной обеспеченности (оказания финансовой помощи в виде дотаций) бюджетная обеспеченность на одного жителя находится в интервале: в городских округах - от 2900 до 8100 рублей, в муниципальных районах - от 1930 до 3870 рублей, в поселениях - от 200 до 5240 рублей.
Такая дифференциация территорий по уровню налоговых и неналоговых доходов, поступающих в местные бюджеты, является наиболее существенной проблемой, сдерживающей поступательное развитие большинства муниципальных образований, давая возможность осуществлять решение социально-значимых проблем, требующих финансирование лишь первоочередных расходов. Данный факт подтверждает высокую степень «дотационности» местных бюджетов, которая варьируется от 5% и выше 90%. Доли межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) и налоговых доходов, переданных по дополнительным (дифференцированным) нормативам отчислений взамен дотаций, в объеме собственных доходов (ст. 136 БК РФ), приведены в таблице 1.
Анализ показал, что за последние три года структурных изменений в уровне «дотационности» муниципальных образований в регионе не произошло. По итогам 2011 года уровень «дотационности» в пределах от 70,0 до 90,0% имели 52,0% муниципальных района, 58,0% городских поселений и 57,0% сельских поселений. Сельские поселения в количестве 55 административных единиц или 24,4% общего количества имеют уровень дотационности свыше 90,0 %, то есть налоговые доходы поселений практически равны межбюджетным трансфертам. Из общего количества муниципальных образований в 2011 году только 1,7% имели уровень «дотационности» менее 30,0 %.
Таблица 1
Доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) и налоговых доходов по _дополнительным нормативам в объеме доходов местных бюджетов_
Интервал 2009 год 2010 год 2011 год
цВ с л н ы в <ш о а. »ВС. е и и ц и « ; § ^ | н юл н ы в Ш О 1, в в 5 е (3 с «й л н ы в ой о а »ВС.
5,0%-9,9% 5 1 1 3 1 1 3 1 2
10,0%- 29,9% 7 2 5 7 2 5 2 1 1
30,0%- 69,9% 68 5 12 18 33 51 3 5 9 34 67 4 13 11 39
70,0%- 90,0% 169 15 9 145 168 3 19 18 128 161 1 14 18 128
свыше 90,0% 40 1 39 62 3 2 57 56 1 55
итого: 289 6 27 31 225 289 6 27 31 225 289 6 27 31 225
Таким образом, на протяжении трех лет при формировании бюджетов муниципальных образований Брянской области сохранялась высокая степень зависимости местных бюджетов от дополнительных источников финансирования.
Сложившаяся ситуация приводит к тому, что способность муниципалитетов осуществлять свои функции в преимущественной мере зависит от передачи им налоговых долей и/или дотационной помощи из региональных бюджетов, а не от качества их работы по расширению экономического потенциала территории и, соответственно, по увеличению и эффективному использованию ее налоговой базы.
В этой связи, обозначенные проблемы возможно решить за счет обеспечения реализации следующих основных направлений бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений с муниципальными образованиями:
1. Обеспечение формирования фондов финансовой поддержки муниципальных районов, городских округов и поселений с учетом изменения состава и стоимости полномочий органов местного самоуправления, обусловленного изменением бюджетного и налогового законодательства. Планирование объемов расходных обязательств консолидированных бюджетов муниципальных образований с учетом индексации расходов при утверждении финансовых нормативов расходов.
2. Обеспечение сбалансированности бюджетов и умеренной долговой нагрузки с постепенным выходом на бездефицитные бюджеты муниципальных образований.
3. Совершенствование механизмов оказания финансовой помощи муниципальным образованиям области при сохранении стабильности во взаимоотношениях между органами государственной власти области и органами местного самоуправления муниципальных образований на основе утвержденных в Законе Брянской области от 13.08.2007 года № 126-З «О межбюджетных отношениях в Брянской области» методологических подходов, в том числе с учетом замены части дотации дополнительными нормативами отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов от налога на доходы физических лиц.
Так, согласно нашим расчетам, передача дополнительных нормативов отчислений, предоставление дотаций и иных межбюджетных трансфертов с учетом налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов позволит увеличить бюджетную обеспеченность муниципальных образований с 5843 рублей в 2011 году до 6315 рублей в 2012 году (табл. 2).
4. Необходимо продолжить с учетом совершенствования системы оценки, в том числе на основании предложений органов местного самоуправления муниципальных образований, механизм финансового поощрения муниципальных образований, достигших наилучших результатов в сфере экономического развития, эффективности деятельности органов местного самоуправления, качества осуществления бюджетного процесса принятый к реализации в 2011 году.
Таблица 2
Динамика доходов на душу населения до и после распределения финансовой помощи в 2011-
2014 гг., руб.
Показатели доходов на душу население 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Доходы местного бюджета на душу населения до получения финансовой помощи, руб. на 1 жителя 4006, 7 3750, 2 3957, 3 4183, 9
Доходы местного бюджета на душу населения после получения финансовой помощи, руб. на 1 жителя 5843, 4 6315, 7 6571, 0 6949, 6
5. Укрупнение межбюджетных трансфертов в рамках ключевых направлений государственной политики, повышение ответственности за результативность и эффективность их использования.
6. Повышение эффективности и результативности бюджетных расходов, дальнейшее развитие и совершенствование стимулов повышения качества управления бюджетным процессом на муниципальном уровне.
В целях повышения эффективности и результативности бюджетных расходов целесообразно обеспечить: реализацию муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов; инвентаризацию, анализ финансового обеспечения и оптимизацию расходов местных бюджетов при одновременном формировании на уровне области механизма организационного и финансового содействия данному процессу; обеспечение реструктуризации бюджетной сети при одновременном повышении качества муниципальных услуг, совершенствование критериев качества предоставления услуг, методик расчета финансового обеспечения муниципальных заданий.
В целях стимулирования повышения эффективности и качества организации и осуществления
бюджетного процесса на муниципальном уровне особое внимание следует уделить работе с «высокодотационными» муниципальными образованиями. Целесообразно разработать механизм дифференцированного контроля за исполнением органами местного самоуправления муниципальных образований бюджетно-финансовых полномочий в зависимости от уровня «дотационности», выстроить систему взаимоотношений между регионом и муниципальными образованиями, которая позволила бы улучшение финансовых показателей местных бюджетов, контроль за соблюдением основных условий предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета, а также обеспечение выполнения условий соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований.
The article contains directions of fiscal policy, associated with the development of the system of interbudgetary relations in the region in the medium term. Identified the most urgent problems to be solved on the level of subject of the Russian Federation with the purpose of improvement of the budget process in the municipalities. The key words: fiscal policy, inter-budget relations, financial assistance to local budgets
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации
2. Закон Брянской области от 13.08.2007 года № 126-З «О межбюджетных отношениях в Брянской области»
Об авторах
Прудников С.П., кандидат экономических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]
Прудникова Е.П., аспирантка Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]
Introduction of the technologies of the regional budget policy in the sphere of interbudgetary relations with municipal entities of the Bryansk region
Prudnikov S.P., Prudnikova E.P.