Педагогика
обучающихся в общеобразовательных организациях МВД России является осознание ценности культуры во всех сферах жизнедеятельности человека.
Список литературы
1. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666. [Электронный ресурс]. - URL: - КонсультантПлюс. 20.12.2012.
2. Стратегия развития молодёжи Российской Федерации на период до 2025 года. Проект. [Электронный ресурс]. - URL: http://e.120-bal.ru/pravo/2261/index.html.
3. Черняк, Н. А. Онтология понимания : монография. - Омск, ОмГУ, 2011. - 256 с.
4. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения : в 7 т. - Т. 7. - М.: Педагогика, 1960. - С. 39-42.
5. Андреева, И. Н. Развитие эмоциональной компетентности педагогов // Психология образования сегодня: Теория и практика : материалы Международной научно-практической конференции / под ред. С.И. Коптевой, А.П. Лобанова, Н.В. Дроздовой. - Минск, 2003. - С.166-168.
6. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. - М.: АСТ, 2009. - 478 с.
7. Гейжан, Н. Ф., Рыбин, С. С. Эмоциональная культура сотрудников правоохранительных органов: формирование и развитие // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. -2008. - № 1 (37). - С. 153-158.
УДК 355.232:378.147
И.В. Зольников*, С.Ю. Ермолаев**, П.С. Ожигин***
Внедрение технологии ГЛОНАСС и GPS для проведения занятий по вождению транспортных средств с курсантами военных вузов
В статье проанализированы данные, полученные по результатам анкетирования курсантов Пермского военного института внутренних войск МВД России, которые позволили определить их готовность к занятиям по вождению транспортных средств с применением технологии ГЛОНАСС и GPS. Был выявлен уровень их терминологической грамотности и самооценки в готовности к управлению транспортным средством с применением технологии GPS и ГЛОНАСС.
Ключевые слова: курсанты, анкетирование, транспортные средства, военные вузы, ГЛОНАС.
I. V. Zolnikov*, S. Y. Ermolaev**,P. S. Ozhigin***. Using GPS and GLONASS Technologies to Train Driving Skills for Cadets of Military Schools. The article analyzes data obtained from a students' survey in the Perm Military Institute of Internal Troops of the MIA of Russia. These data made it possible to determine cadets' readiness in driving vehicles using the technology of GPS and GLONASS. The level of their terminology literacy and self-evaluation in operating vehicles using the technology of GPS and GLONASS was shown.
Keywords: cadets, questioning, vehicles, military universities, GLONASS.
В Российской Федерации, как и в других странах мира, в последнее время огромное количество информационных систем применяют для передачи и приёма информации мобильные устройства. Развитие технологии глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) и Global Positioning System - системы глобального позиционирования (GPS), первоначально разработанные для военных целей, стремительно растут и сегодня доступны практически каждому. Спутниковые системы навигации позволяют определять точное местоположение объекта [1]. Самым простым и недорогим способом, позволяющим постоянно знать, где в данный момент находится ваше транспортное средство, контролировать его передвижение, может быть применение мобильного электронного устройства - гЛОНАСС/GPS/GPRS-трекера. Эта небольшое по размерам устройство способно фиксировать движение транспортного средства и передавать данные на интернет-сервер. В армейских подразделениях трекер может быть полезен для всех должностных лиц, в т.ч. и для специалистов служб технического обеспечения.
* Зольников, Игорь Валерьевич, кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры технической подготовки Пермского военного института внутренних войск МВД России. Адрес: Россия, 614112, г. Пермь, ул. Гремячий лог, д. 1. Тел. 89194503950. E-mail: [email protected].
** Ермолаев, Сергей Юрьевич, доцент, начальник кафедры технической подготовки Пермского военного института внутренних войск МВД России. Адрес: Россия, 614112, г. Пермь, ул. Гремячий лог, д. 1. Тел. 89125803928. E-mail: [email protected].
*** Ожигин, Павел Сергеевич, старший преподаватель кафедры технической подготовки Пермского военного института внутренних войск МВД России. Адрес: Россия, 614112, г. Пермь, ул. Гремячий лог, д. 1. Тел. 89822495833. E-mail: [email protected].
* Zolnikov, Igor Valerevich, candidate of pedagogy, lecturer of the Technical Training department in the Perm Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 614112, Perm, street Gremiachy Log 1. Ph.: 89194503950. E-mail: [email protected].
** Ermolaev, Sergei Yurievich, Assistant professor, head of the Technical Training department in the Perm Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 614112, Perm, street Gremiachy Log 1. Ph.: 89125803928. E-mail: [email protected].
*** Ozhigin, Pavel Sergeevich, senior lecturer of the Technical Training department in the Perm Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 614112, Perm, street Gremiachy Log 1. Ph.: 89822495833. E-mail: [email protected]. © Зольников И.В., Ермолаев С.Ю., Ожигин П.С., 2015
ЗольниковИ.В., Ермолаев С.Ю., ОжигинП.С. Внедрение технологииГЛОНАССи GPSдля проведения.
Аппаратный комплекс отслеживания местоположения транспортных средств работает по следующему принципу. В транспортном средстве производится установка электронного блока с rjIOHACC/GPS-трекером, который может в реальном времени регистрировать маршрут движения, отсылая координаты по линии передачи данных GPRS на электронный сервер организации. Визуально отслеживать местонахождение транспортных средств абоненты могут на экране своего автоматизированного рабочего места, подключенного к сети Интернет. Иначе говоря, вы наблюдаете детализированную карту местности, с накладываемыми контрольными метками (координатами), информирующих о местонахождении транспортного средства (ТС). Аппаратный комплекс отслеживания местоположения транспортных средств может не только позиционировать транспортное средство и отслеживать его маршрут, но также позволяет установить скорость перемещения ТС. В настоящее время наиболее доступным для мониторинга и отслеживания движения автотранспортных средств является поисково-информационный сервис «Яндекс-Карты». Данный сервис абсолютно бесплатный, но требует интернет-соединения [2].
Автомобильный rjIOHACC/GPS-трекер подключается к бортовой сети 12/24 В. Размер блока обычно составляет не более 15 сантиметров по сумме трёх измерений. Его можно установить скрыто, а некоторые модели снабжены автономным элементом питания, в результате чего транспортное средство получает дополнительную степень безопасности: в случае угона его возможно будет достаточно быстро найти. В комплект трекера может входить выносная ГЛОНАСС/GPS/GSM-антенна. Антенну с целью маскировки прячут за пластиковыми накладками для того, чтобы она не выдавала место нахождения установленного трекера, который может быть смонтирован как под капотом автомобиля, в багажнике так и в салоне транспортного средства (необходимо обратить внимание на то, что антенны должны устанавливаться только за радиопрозрачными элементами кузова автомобиля. В ином случае уровень сигнала будет слишком низким).
В основном все трекеры имеют самый простой интерфейс. Программное обеспечение, необходимое для их успешной работы, устанавливается заводом-изготовителем, и самое большое, что требуется - это иногда, по мере обновления программного обеспечения, обновлять прошивку устройства с сайта изготовителя. Удобно, когда трекер поддерживает обновление прошивок с флеш-карт. Возможно также самостоятельное обновление программного обеспечения через сеть Интернет [1].
Для успешной работы ГЛОНАСС/GPS-трекера в режиме реального времени нужно, чтобы транспортное средство постоянно находилось в зоне приема сети. Если сеть будет отсутствовать некоторое время, данные о местонахождении сохраняются во внутренней флэш-памяти, которая способна вместить до нескольких десятков тысяч координат. В случае если объект появляется в зоне действия сети, данные о маршруте движения отправляются с флэш-памяти на сервер, после чего координаты точек можно отследить, в т.ч. и на мониторе.
Каждая последующая модель ГЛОНАСС/GPS-трекера предлагает и новые возможности. Так, на некоторых устройствах появилась возможность подключения дополнительной функции - тревожной кнопки. К некоторым трекерам можно подключить датчики температуры двигателя. Они также способны отслеживать показания напряжения бортовой сети транспортного средства и состояние аккумуляторной батареи. В случае необходимости ГЛОНАСС/GPS-трекеры можно соединять с охранной системой автомобиля. Так, в случае подключения трекера к цепи зажигания появляется возможность управлять ею дистанционно. На самом деле это означает, что у владельца ТС имеется возможность заглушить двигатель (модель ВМ8009) на большом расстоянии в случае, если транспортное средство угнано [3].
Большинство устройств, которые, оборудованы акселерометрами, могут выполнять функцию охранной сигнализации. На длительной стоянке они переходят в режим ожидания и не расходуют заряд АКБ, но при малейшем смещении кузова или ударе активизируются, отправляя сообщении о событии хозяину. Существует также возможность совместного использования уже установленной или штатной сигнализации автомобиля с блоком трекера. Так, при срабатывании сигнализации трекер будет отправлять тревожное сообщение. Конечно, применение автомобильных сигнализаций в армейской среде встречается нечасто, а тем более совместное использование ГЛОНАСС/GPS-трекера и охранной системы. Но это не означает, что на армейских автомобилях средства охраны не применяются вообще. Использование технологии ГЛОНАСС (GPS) дает возможность получить информацию не только о состоянии автомобиля в данный момент, но и о возникновении дорожно-транспортных происшествий. Это расширяет возможности дальнейшего развития и внедрения этих технологий в различные области военной сферы.
Установка трекера не требует больших затрат. Всё, что нужно сделать - это подсоединить к соответствующим контактам антенны и связать фишку питания. Для коммутации бортовых электроцепей понадобится подсоединить выводы соответствующих контактов. Существуют также трекеры с автономным питанием. В этом случае их подключать к бортовой сети автомобиля не нужно. Однако автономность работы обеспечивает не более полутора лет использования. После этого необходимо заменить элементы питания.
В июне 2015 г. в Пермском военном институте ВВ МВД России среди преподавателей и курсантов Военного института было проведено анкетирование на тему «Готовы ли вы к внедрению
Педагогика
современных технологий с использованием глобальной навигационной спутниковой системы в образовательном процессе военного института?» и проверка знаний по информационным и коммуникационным технологиям у военнослужащих [4]. В опросе приняли участие 245 человек. На вопрос о необходимости и полезности внедрения в образовательный процесс ГЛОНАСС/GPS-трекеров 72 % респондентов ответили, что внедрение необходимо. Другие 28 % считают, что, наоборот, применение данных систем не даст положительного результата.
Следует отметить, что перспективы развития учебно-материальной базы Военного института стремительно растут. Так, например, начальником кафедры технической подготовки Пермского военного института ВВ МВД России С.Ю. Ермолаевым предложена автоматизация автодрома с применением аппаратно-программного комплекса «АПК-Транском», который предназначен для создания автоматизированных автодромов с целью обучения навыкам водительского мастерства и приемки первого этапа практического экзамена на получение права на управление транспортными средствами. Базовое оборудование (рабочее место руководителя и контрольные датчики) и оборудование одного автомобиля обойдутся в 3,9 млн. рублей. Последующее оборудование каждого автомобиля - ещё в 0,8 млн. рублей. А оборудование 8 автомобилей ГЛОНАСС/GPS-трекерами, необходимыми для проведения занятия по вождению автомобилей в городских условиях с учебной группой 20-25 человек, обойдется около 50-100 тыс. рублей в зависимости от модели применяемого оборудования. Базовое оборудование для преподавателя (ноутбук или стационарный компьютер с выходом в сеть Интернет) обойдётся в сумму около 50 тыс. рублей. Ежемесячные затраты не превысят 3 тыс. рублей за обслуживание сотовых сетей беспроводной передачи данных по GPRS. В комплексе это позволило бы автоматизировать и вести мониторинг образовательной деятельности вождению автотранспортных средств в военных образовательных учреждениях.
Так, 64 % опрошенных хотели бы обучаться на автомобилях с применением поисково-мониторинговой системы и применением ГЛОНАСС/GPS-трекеров. Это позволит обучаемым получать наиболее объективную оценку своего уровня подготовки при вождении автомобилей в городских условиях при выполнении задания по вождению автомобилей, а преподавателю - отслеживать правильность выполнения задания по вождению, соблюдению скорости движения, вероятные отклонения от маршрута, полноту выполнения задания по вождению, своевременно корректировать и вводить поправки, отдавать указания обучаемому по средствам радиосвязи. Остальные 36 % считают, что применение поисково-мониторинговой системы и ГЛОНАСС/GPS-трекеров, наоборот, ухудшит образовательную деятельность, будет сковывать действия как обучаемого, так и преподавателя (инструктора по вождению).
Всего 38 % респондентам знакома поисково-мониторинговая система и ГЛОНАСС/GPS (или их аналоги), которая нашла свое применение в развитии автомобильной промышленности, транспортной сфере, не только в нашей стране, но и за рубежом. Более 50 % опрошенных встречали применение данных технологий в транспортной среде, в основном на маршрутных транспортных средствах. И всего 4 % пользовались ГЛОНАСС/GPS-трекерами в личных целях. Следует отметить, что в российской армии и других сферах в основном используется глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС). В зарубежной армии - Global Positioning System - системы глобального позиционирования (GPS) [3].
Почти 74 % респондентов дали положительный ответ на то, что применение аппаратно-программного комплекса «АПК-Транском» повысит эффективность обучения практическому вождению на автодроме курсантов военных вузов. Другие 26 % считают, что применение данного комплекса, наоборот, понизит эффективность обучения.
На вопрос об экономической целесообразности комплексного использования программного комплекса «АПК-Транском», применения поисково-мониторинговой системы и ГЛОНАСС/GPS-трекеров 53 % респондентов дали ответ, что их целесообразно использовать. Оставшиеся 47 % опрошенных считают, что внедрение данных систем в образовательный процесс экономически невыгодно. По нашему мнению, оборудование автодромов программными комплексами «АПК-Транском» и автотранспортных средств ГЛОНАСС/GPS-трекерами позволит повысить эффективность обучения и процент сдачи квалификационных экзаменов в ГИБДД.
Таким образом, ГЛОНАСС/GPS-трекеры дают возможность производить мониторинг, а также собирать информацию о передвижении транспортных средств, что прежде всего может быть использовано при построении моделей перемещения элементов самоорганизующихся мобильных сетей. В дополнение к этому полученные данные о передвижении транспортных средств, переданные в результате работы подобных систем, могут быть использованы для управления транспортными потоками (как пешеходными, так и автомобильными).
Так, например, операторы мобильной связи накапливают данные о передвижениях и различных характеристиках мобильных устройств в некотором приближении. В частности, в открытом доступе есть сведения об экспериментах, проводимых для сбора различных данных крупным российским оператором «Билайн». Естественно, доступ к результатам таких экспериментов сильно ограничен правовыми и коммерческими причинами. Благодаря тому, что принцип работы сотовых сетей постоянно связан с определением местоположения, начали развиваться и геолокационные сервисы на основе GSM/UMTS-сети [5].
Зольников И.В., Ермолаев С.Ю., Ожигин П.С. Внедрение технологии ГЛОНАСС и GPS для проведения...
Основными критериями работы геолокационных сервисов являются не только точность определения координат мобильного устройства, но и частота их обновления по запросу, возможность получить не только актуальные координаты в текущий момент, но и хранить исторические данные и строить маршрут передвижения устройства, а значит, и абонента.
Например, StarLine Ml7 GPS-ГЛОНАСС:
- позволяет производить бесплатный мониторинг транспортных средств с авторизацией на сайте www.starline-online.ru. Вход осуществляется через логин и пароль. При этом несанкционированный доступ к мониторингу посторонними лицами исключен;
- дает неограниченное количество контролируемых транспортных средств в личном кабинете пользователя сайта;
- позволяет хранить информацию о перемещениях транспортных средств более двух месяцев;
- в случае потери сигналов спутников «черный ящик» сохраняет в памяти маяка информацию о маршруте;
- имеет термостойкую SIM-карту с бесплатным роумингом и безлимитным интернет-трафиком.
Полагаем, что применение данного комплекса на автотранспортных средствах при обучении
курсантов военных вузов повысит эффективность проведения практических занятий по вождению автотранспортных средств как в городских условиях, так и при выполнении заданий по вождению на автодроме.
Поскольку работа большинства абонентских услуг связана с получением координат конкретного абонента, предоставить данные о местоположении возможно лишь в случае, если пользователь дал на это согласие, т.е. подтвердил его при запросе от геолокационного сервиса. Иного способа определить координаты пользователя нет [5].
На самом деле в настоящее время имеются готовые программно-аппаратные решения, которые позволяют отслеживать координаты нахождения транспорта при помощи специализированных электронных устройств. Данные решения применяются, например, в горнодобывающей отрасли для отслеживания текущего положения горного оборудования (автоматизированная система управления горно-транспортными комплексами «Карьер», разработанная ВИСТ Групп, Modular Mining Dispatch) и др., а также при организации движения общественного транспорта (как в пределах одного населенного пункта, так и в региональном масштабе). Самые известные примеры программно-аппаратных решений в сфере организации движения общественного транспорта -диспетчеризация служб такси. Для организации связи между элементами программно-аппаратного комплекса применяются все известные виды связи - как проводной, так и беспроводной (включая спутниковую связь).
Среди прочих выделяется ещё одна группа информационных систем, с помощью которых можно извлекать информацию о перемещениях владельцев мобильных устройств: популярные системы типа «Попутчики» (podorozhnik.com, dowezu.ru), позволяющие водителям и пассажирам связаться между собой для совершения совместных поездок как в пределах одного города, так и в пределах государства [5].
Имеются решения и для личного применения - так называемые ГЛОНАСС/GPS-трекеры, как программные, так и аппаратные, в виде электронных программ для мобильных устройств. Для осуществления работы подобных программ необходимо подключение к сети Интернет и наличие возможности для передачи данных о передвижении центральному серверу с возможностью дальнейшего мониторинга.
Появляется всё больше информационных систем, так или иначе использующих телекоммуникационный ресурс мобильных устройств. Все эти системы, как правило, являются коммерческими проектами, направленными на решение частных задач. Но именно применение ГЛОНАСС/GPS-трекеров мы считаем наиболее рациональным в процессе обучения курсантов военных вузов на практических занятиях по технической подготовке при вождении автотранспортных средств.
Список литературы
1. Савицкий, Р. С. Сравнение систем мониторинга транспортных средств // Решетневские чтения : материалы XVII Междунар. науч. конф., посвящ. памяти генер. конструктора ракет.-космич. систем акад. М. Ф. Решетнева (12-14 нояб. 2013 г., Красноярск) : в 2 ч. / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. - Ч. 2. Красноярск, 2013. - С. 255-266.
2. Яндекс-Карты [Электронный ресурс] Режим доступа: https://maps.yandex.ru/50/perm.
3. GPS-трекеры: отслеживание перемещения автомобилей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.avtoserver.su/articles/53/61/61_473.html (дата обращения 20.08.2015).
4. Стрельцов, Р. В. Программа определения уровня знаний информационных и коммуникационных технологий у военнослужащих // В мире научных открытий. - 2015. - № 3.8 (63) (Социально-гуманитарные науки). - С. 3722-3732.
5. Датьев, И. О. Информационные системы для извлечения данных о перемещениях мобильных устройств / И. О. Датьев [и др.] // Труды Кольского научного центра РАН. Апатиты: Информационные технологии. - Вып. 4. - 2013. - № 5 (18). - С. 46-63.