Информационные технологии и безопасность
7. ОСТ 32.180-2001 Система тактовой сетевой синхронизации. Структура сети, нормы качества.
8. Временные характеристики на выходах первичных эталонных задающих генераторов : рекомендация МСЭ-Т G.811. - 1998. - 5 с.
9. Временные требования к ведомым задающим генераторам, пригодным для использования в качестве узловых в сетях синхронизации : рекомендация МСЭ-Т G.812. - 1998. - 37 с.
10. Временные характеристики ведомых задающих генераторов оборудования SDH (СЦИ) : рекомендация МСЭ-Т G.813. - 1998. - 30 с.
11. Передача и мультиплексирование (ТМ). Общие требования для сетей синхронизации. Ч. 2. Архитектура сетей синхронизации. - 1998. - 19 с.
12. Концептуальные основы автоматизации поддержки принятия решения в системе технического обеспечения связи и управления / С. В. Ионов // Информация и космос. - 2001. - №2. - С. 25-28.
13. Оценка эффективности алгоритмических процедур диагностирования сетей связи при различных ошибках диагностических решений / С. В. Гребенев, Е. А. Карпов, Е. С. Ксенз, А. М. Лихачев, А. Н. Рохмистров // Вопросы теории безопасности и устойчивости систем : сб. научн. тр. ВЦ РАН / Вып. 2. - М. : ВЦ РАН, 2000. - С 54-62.
14. Надежность и эффективность в технике : справочник. В 10 т. / председатель ред. совета: В. С. Авдуевский. - М. : Машиностроение, 1987. - Т. 9. Техническая диагностика / ред. В. В. Клюев, П. П. Пархоменко. - 352 с.
15. Обеспечение отказоустойчивости сети тактовой сетевой синхронизации / А. К. Канаев // Сб. тр. I Междунар. научно-практич. конф. «Исследование, разработка и применение высоких технологий в промышленности». - СПб., 2005. - С. 74-77.
16. Справочник по математике для научных работников и инженеров / Г. Корн, Т. Корн. - М. : Наука, 1982. - 255 с.
УДК 656.2:338.47
Д. В. Кузнецов, Н. К. Румянцев
ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Высокий темп современной жизни в условиях развивающихся рыночных отношений повышает требования к обоснованности и быстроте принимаемых решений в области управления производственными и финансовыми процессами. В связи с этим на первый план выдвигается необходимость использования современных информационных технологий, включающих программные системы управления коммерческой, административной и хозяйственной деятельностью предприятия. В статье приводятся примеры внедрения информационной системы управления предприятием на Октябрьской железной дороге и в ГУП (государственное унитарное предприятие) “Петербургский метрополитен”.
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/3
Информационные технологии и безопасность
91
информационная система, процессный подход, оценка эффективности, управления, транспортный комплекс.
система
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/3
Информационные технологии и безопасность
Введение
За последние годы произошли большие изменения в правовом статусе предприятий, формах взаимоотношений с государственными органами власти, поставщиками и клиентами, что диктует необходимость повышения эффективности процесса управления.
Наличие на предприятии интегрированной системы управления гарантирует успешное ведение бизнеса, способствует рационализации производства, предоставляет возможность оперативного получения производственно-экономических данных, позволяет с высокой степенью точности планировать и управлять производственными процессами.
В условиях жесткой конкуренции на рынке информационных систем, способных осуществлять эффективную поддержку самых разнообразных деловых процедур, ведущее место в области производства и сбыта стандартного прикладного программного обеспечения в настоящее время занимает немецкая фирма SAP AG.
Примером внедрения информационных решений на базе продуктов SAP может служить опыт внедрения информационных систем на предприятиях Германии, Франции, а также на предприятиях ряда других стран Западной Европы.
Аналогичное внедрение осуществляется и на ряде предприятий нашего региона, в том числе на Октябрьской железной дороге и в Санкт-Петербургском метрополитене.
Особенность внедрения таких систем заключается в обеспечении непрерывности технологического процесса, когда осуществляется плавный переход со старой системы на новую и какое-то время необходимо осуществлять контроль за одновременной работой двух систем.
1 Необходимость применения процессного подхода к управлению деятельностью организации на примере ОАО РЖД (открытое акционерное общество “Российские железные дороги”)
Следует сказать, что организация должна обеспечивать качество выполнения своих процессов: технологических, организационных,
информационных и др. При процессном подходе рассматриваются эффективность и результативность функционирования не отдельного подразделения, а определенного процесса, формирующего свой вклад в добавленную ценность работы или услуги и имеющего свою цель и ожидаемый результат.
Идеология процессного подхода направлена на формирование непрерывной технологической цепочки внутренних потребителей и заказчиков, которые совместно работают на конечный результат определенного процесса, и именно по этому результату оценивается и корректируется их деятельность. Процессом управляет руководитель процесса, который
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/3
Информационные технологии и безопасность
93
отвечает за его результат и имеет необходимые ресурсы и полномочия для воздействия на участников процесса. При такой идеологии каждый работник является "приемщиком" от исполнителя нижнего уровня и одновременно "исполнителем" по отношению к верхним уровням. Наверху этой "пирамиды" находится либо пассажир, либо грузополучатель. На рисунке 1 показано сравнение функционального и процессного принципов управления.
Рис. 1. Сравнение функционального и процессного подходов к управлению
деятельностью организации
Внедрение процессного подхода в управление деятельностью и соответствующими ресурсами в организации требует решения таких задач, как формирование сети процессов, выделение показателей
результативности и эффективности процессов, определение взаимодействия и ответственности, полномочий и ресурсов, управляющих процедур в процессах.
На рисунке 2 представлена обобщенная модель производственных и управленческих процессов Компании.
Процессы условно разделены на основные (или бизнес-процессы), процессы управленческой деятельности и процессы управления ресурсами. Каждый процесс (или субпроцесс) должен иметь своего руководителя и систему показателей. Вместе с тем система организации и контроля качества должна предусматривать возможность укрупнения
технологических процессов и операций до четко формализуемых в системе управленческого учета и отчетности этапов.
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/3
Информационные технологии и безопасность
Для формирования модели внутренних бизнес-процессов ОАО РЖД выстраивается система внутрикорпоративных требований и количественных оценок, характеризующих качественные и временные характеристики каждого осуществляемого внутреннего процесса. При этом для каждого из элементов системы управления и технологических процессов разрабатываются соответствующие параметры уровня качества, характеризующие количество дефектов или возможных отказов на измеритель оказываемой услуги или производимой продукции; нормируется число возможных отклонений от уровня высшего качества; устанавливаются соответствующие градации качества, которые являются объективными показателями в системе мотивации качественного труда при выполнении каждого процесса.
ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Анализ со Внутренние Корректирующие и
стороны проверки и Планирование предупреждающие
руководства измерения действия
Мониторинг
удовлетворительности
потребителя
Услуги
инфраструктуры
Грузовые
перевозки
БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ
Услуги
локомотивной
тяги
Дальние
пассажирские
перевозки
Пригородные
пассажирские
перевозки
ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ
Управление
материальными
ресурсами
Управление инвестиционными и финансовыми ресурсами
Управление
Управление информационными
трудовыми ресурсами ресурсами и документооборотом
Рис. 2. Модель производственных и управленческих процессов Компании
Каждый осуществляемый внутренний процесс Компании требует организации и обеспечения взаимодействия многих ее функциональных подразделений. Организация эффективного межфункционального взаимодействия является основной задачей процессного подхода. Интеграция процессов системы управления строится по следующим направлениям:
интегрирование по всей вертикали Компании;
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/3
Информационные технологии и безопасность
95
интегрирование стратегического и долгосрочного планирования с оперативным управлением;
интегрирование через сбалансированную систему показателей;
интегрирование по основным бизнес-процессам.
Начиная от первичных технологических операций будет
осуществляться внутренняя «сертификация» технологических процессов в рамках организационных структур (бригады, цеха, смены, участка, дистанции и т. д.). Конечной целью этой работы является «сертификация» технологических процессов в комплексе для достижения сквозного соответствия нормам качества на протяжении всей цепочки создания услуги.
При осуществлении совершенствования внутренних процессов Компании будет внедряться принцип «обратной связи», основанный на последовательном выполнении следующих основных этапов:
планирование - внедрение - измерение - корректировка. Внедрение данного подхода в каждый из бизнес-процессов Компании позволит осуществлять постепенный переход к целевому состоянию.
Переход к целевому состоянию системы управления качеством будет обеспечиваться путем последовательного внедрения и использования в деятельности Компании базовых принципов управления качеством, соответствующих требованиям международных стандартов в области качества, с учетом специфики деятельности Компании.
2 Внедрение ЕК АСУФР (Единая корпоративная автоматизированная система управления финансами и ресурсами) на Октябрьской железной дороге
В новых условиях функционирования отрасли руководство Октябрьской железной дороги ставит высокие требования в части роста объемов перевозок, качества обслуживания клиентов и улучшения экономических показателей работы компании. Достижение этих показателей потребует не только больших материальных ресурсов, но и высокого уровня организации деятельности. По сути стоит задача выработки новой стратегии действий, совершенствования самих процессов деятельности и системы управления в целом.
В проекте ЕК АСУФР заложены такие функциональные подпроекты, как управление финансами, материально-техническими ресурсами, персоналом и учет затрат, а также проекты, обеспечивающие методологическую поддержку, подготовку персонала, экономическую безопасность, развитие инфраструктур, систем управления и дорожных подпроектов с эталоном типовой дорожной системы.
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/3
Информационные технологии и безопасность
После разработки концептуальной структуры ЕК АСУФР решалась задача выбора инструментальных средств для поддержки проекта. При этом использовались критерии выбора инструментальных средств для ЕК АСУФР: соответствие международному стандарту MRP II или ERP (это стандарты интегрированного программного обеспечения для предприятий); охват всех наиболее важных аспектов деятельности отрасли; многоуровневая архитектура "клиент/сервер"; открытая архитектура системы; быстрые темпы внедрения; наличие развитой сети поддержки клиента на этапе внедрения и эксплуатации; надежность системы.
Тщательный анализ современного рынка информационных технологий класса ERP показал соответствие возможностей системы R/3 концепции SAP AG основным задачам проекта ЕК АСУФР и определил выбор этой информационной системы для решения организационноэкономических задач отрасли. Концерн SAP AG (System, Applications and Products in Date Processing) является мировым лидером в области информационных технологий. Девизом компании является создание для своих клиентов не только технологического, но и лучшего бизнес-решения [1].
Опыт крупных корпораций, внедривших ERP-системы, свидетельствует о повышении рентабельности, снижении себестоимости продукции и услуг и росте эффективности основных бизнес-процессов как следствие подобных преобразований.
Основные составляющие предполагаемого экономического эффекта внедрения ЕК АСУФР следующие:
• сокращение внутриотраслевых затрат за счет уменьшения инвентарных запасов и потерь, исключения неэффективных затрат, снижения поставочной стоимости, а также высвобождения части персонала;
• сокращение дисконтных затрат за счет организации расчетно-клирингово центра ОАО РЖД;
• ускорение движения оборотных средств за счет полной прозрачности централизованного учета и постоянного наличия в режиме реального времени актуальной информации (консолидированной, с детализацией) о финансовых потоках на всех уровнях отрасли, повышения эффективности бизнес-процессов управления финансовой деятельностью отрасли и скорости принятия соответствующих обоснованных управленческих решений, увеличения скорости реакции финансовой системы отрасли на управляющие воздействия на всех уровнях благодаря автоматизации типовых процессов;
• увеличение доходов, вызванное получением дополнительных средств за счет привлечения новых объемов грузовых перевозок вследствие исключения предоплаты для корпоративных перевозчиков бла-
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/3
Информационные технологии и безопасность
97
годаря наличию консолидированных и детальных данных по крупным перевозчикам (система “дебиторы-кредиторы”) с управлением кредитными рисками (+1% от объема продаж);
• прочие эффекты, представляющие практическое исключение крупных непроизводительных затрат и потерь, связанных с принятием обоснованных управленческих решений, не соответствующих текущей ситуации; повышение эффективности инвестиций в связь и
информационную инфраструктуру ОАО РЖД за счет более полного их использования (таких как цифровая сеть связи, сеть передачи данных, большие компьютеры); повышение эффективности реструктуризации отрасли при детальном финансовом контроле затрат преобразованных служб и предприятий; сокращение совокупной налогооблагаемой базы отрасли за счет полноценного информационного обеспечения централизованного учета и управления основными финансовыми потоками, перераспределения налоговой нагрузки между регионами, учета инвестиционных программ.
3 Внедрение системы SAP R/3 в ГУП “Петербургский метрополитен”
В Петербургском метрополитене была частично внедрена
информационная система SAP R/3. До сих пор в рамках этой системы остается не реализованной подсистема управления кадрами в метрополитене. В будущем планируется ввести эту систему в действие, поскольку все элементы новой информационной системы взаимосвязаны и взаимозависимы и для получения нужного эффекта управления они должны функционировать в связке.
Необходимо перевести все виды деятельности под систему SAP. Только так можно добиться повышения эффективности деятельности предприятия, повышения качества бизнес-процессов. В таблицах 1 и 2 показаны основные бизнес-процессы, относящиеся к сфере финансовоэкономического управления и логистики, перевод которых под систему SAP позволил централизовать и оптимизировать эти процессы с целью повышения эффективности управления финансово-экономическим сектором и логистикой метрополитена [2].
ТАБЛИЦА 1. Области финансово-экономического управления
Области деятельности Бизнес-процессы
Управление стратегией Интегрированное планирование Определение ключевых показателей деятельности Оперативный контроль за стратегией развития
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/3
Информационные технологии и безопасность
Финансовая бухгалтерия Бухгалтерский учет Налоговый учет
Учет результатов по основной деятельности. Планирование и контроль Себестоимость работ и готовой продукции Контроль административных затрат Контроль выручки
Управление бюджетным процессом Контроль за расходованием средств Контроль платежной ликвидности Исполнение платежей
Управление активами Учет ОС, НМА, капвложений Планирование и контроль инвестиций
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/3
Информационные технологии и безопасность
99
ТАБЛИЦА 2. Области логистики
Области деятельности Бизнес-процессы
Управление материальными потоками Закупки Управление запасами Оценка
Сбыт Расчет цен Проверка доступности/ отгрузка Фактурирование/Кредитный менеджмент
Планирование и управление производством Укрупненное планирование сбыта и производства Планирование производственной программы Регистрация этапов производства
Техническое обслуживание и ремонт оборудования Планирование работ Планирование ресурсов Контроль исполнения
4 Система SAP R/3 и ее преимущества
Программный продукт SAP объединяет все хозяйственные процессы предприятия. Обе линии развития продукта - система R/2 для больших вычислительных машин и система R/3 для конфигураций клиент/сервер -последовательно поддерживаются и развиваются дальше. Важными характеристиками SAP-продукта являются интеграция приложений, модульные структуры, общее хранение данных, открытость, международный характер и пригодность для любой отрасли. В настоящее время более 9 тыс. предприятий различной мощности, осуществляющих свою деятельность во всем мире, - клиенты SAP. Свыше 17 тыс. сотрудников SAP более чем в 50 странах мира обеспечивают высокий уровень обслуживания и поддержки пользователей. Сегодня SAP лидирует среди независимых производителей бизнес-приложений.
В СНГ (Союз Независимых Государств) SAP работает с 1992 г. За последние годы она инвестировала в создание и расширение здесь своей инфраструктуры значительные средства. Инсталлировано более 100 SAP-систем, которые успешно используются в Сургутнефтегазе, в Свердловэнерго, на Тула-машзаводе, на Донецком металлургическом заводе, Омском НТО (научно-техническое объединение), Нижнетагильском металлургическом заводе, в Сыктывкарском лесопромышленном комплексе и на других производствах.
Отличительные особенности системы R/3 от других ERP-систем следующие: гибкость, обширность, открытость, интегрированность и глобальные возможности.
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/3
Информационные технологии и безопасность
Гибкость. Система R/3 - это инструмент быстрого реагирования на происходящие изменения, позволяющий использовать их в интересах предприятия. Система R/3 обеспечивает возможность более гибкого функционирования как в ежедневной деятельности, так и при долгосрочном планировании стратегии предприятия.
Обширность. Система R/3 - это информационное обеспечение завтрашнего дня, открывающее предприятиям любого размера и сферы деятельности, а также различным общественным организациям и учреждениям путь к оптимизации хозяйственных процессов. R/3 - это программные приложения в области учета и отчетности, контроллинга, организации производства, управления материальными потоками, а также в сфере обеспечения качества, технического обслуживания и ремонта оборудования, сбыта, управления персоналом и управления проектами. Свыше двух миллионов пользователей во всем мире ежедневно используют R/3 в своей работе.
Открытость. Система R/3 представляет собой в функциональном и технологическом плане новое поколение стандартного программного обеспечения. Концепция R/3 предполагает ее комплексное применение, но возможен также и модульный принцип использования. Система R/3 доступна для поэтапного расширения и легко приводится в соответствие специфическим требованиям предприятия.
Система предназначена для использования ведущими мировыми производителями. Она совместима с прикладным программным обеспечением пользователя, а также с внешними решениями и продуктами других разработчиков. Безупречное функционирование системы R/3 обеспечивает специальный сервисный центр, услугами которого можно воспользоваться в любое время и в любом месте.
Интегрированность. Ни одно другое программное обеспечение не способно с такой легкостью преодолевать традиционные иерархические и функционально ориентированные структуры. Независимо от специализации различных сегментов предприятия система R/3 позволяет интегрировать сферу сбыта и планирования потребности в материалах, а также производственное планирование, управление складами, финансовую бухгалтерию и управление персоналом в единый поток последовательной обработки хозяйственных процессов.
С помощью интегрированных методов управления потоком операций происходит объединение специфических рабочих циклов предприятия с хозяйственными процессами системы R/3. Она не знает ни организационных, ни географических границ, что позволяет своевременно обеспечивать любого сотрудника на его рабочем месте необходимыми данными и документацией. Благодаря возможностям системы R/3 происходит органичная интеграция головных офисов предприятия и произ-
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/3
Информационные технологии и безопасность
101
водственных точек, сбытовых филиалов и дочерних компаний в единую сеть взаимосвязанной обработки хозяйственных процессов.
Глобальные возможности. Система R/3 - это абсолютно новые информационно-технические решения, позволяющие выйти за узкие рамки одного предприятия. С помощью приложений системы хозяйственные процессы предприятий объединяются с хозяйственными процессами клиентов и поставщиков в глобальную логистическую цепочку, охватывающую весь хозяйственный цикл от закупки сырья и материалов и до рынка сбыта. Приложения R/3 позволяют интегрировать банки, а также других деловых партнеров в систему глобальной коммуникации как на локальном, так и на международном уровне.
Финансовая бухгалтерия (FI). Здесь собираются все релевантные для бухгалтерии данные для международной отчетности. Одновременно полная документация и обширная информация служат в качестве всегда актуальной базы для задач контроля и планирования потребности в материалах и масштабах всего предприятия.
Контроллинг (СО). Согласованные друг с другом инструменты планирования, управления и контроля для систем контроллинга в масштабах всего предприятия позволяют делать единый учет и отчетность, с помощью которых могут быть скоординированы содержание и выполнение внутрипроизводственных процессов.
Управление материальными потоками (ММ). Функции обработки, приводимые в движение потоками операций, оптимизируют все процессы закупок и позволяют автоматически оценивать поставщиков. Точное управление запасами и складированием сокращают расходы на снабжение и складирование запасов. Другим преимуществом является интегрированный контроль счетов.
Техническое обслуживание и ремонт оборудования (РМ). Интегрированные в этом модуле функции планирования, управления и обработки задач технического обслуживания и управления сервисным обслуживанием обеспечивают постоянную высокую степень готовности машин и установок на предприятии или в рамках поставленных клиентам систем.
Продажа, отгрузка, фактурирование (SD). Этот модуль активно поддерживает всю деятельность по сбыту. Интегрированные функции оказывают помощь при установлении цены, обеспечивают быструю обработку заказа и поставки в срок. Кроме того, они позволяют реализовывать интерактивную, многоступенчатую конфигурацию вариантов и устанавливают прямую связь с отчетом о результатах и производством.
Система проектов (PS). В прямом взаимодействии с закупками и контроллингом данный модуль координирует и управляет всеми фазами
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/3
Информационные технологии и безопасность
проекта - от предложения по проектированию до управления ресурсами и отчетами.
Управление, планирование и контроль основных средств (AM).
Этот модуль обеспечивал оптимальную поддержку во время всего цикла функционирования имущества. При помощи системы классов возможно создание иерархической классификации имущества с определением любого количества правил оценки стоимости. Современная система управления инвестициями предприятия позволяет провести точный контроллинг всех данных и обеспечит бухгалтерскую обработку инвестиций.
Управление персоналом (HR). В этом модуле интегрированы объемные решения по планированию и управлению персоналом предприятия. Приложения охватывают такие функции, как повышение квалификации персонала, управление проведением мероприятий, планирование распределения помещений, планирование затрат, набор новых сотрудников, управление вознаграждениями и временными данными, сдельная заработная плата, командировочные расходы, расчет заработной платы. Тем самым интегрированные в модуле функции охватывают все задачи управления персоналом и способствуют упрощению и ускорению операций, связанных с управлением персоналом. Применение R/3 в качестве основного продукта, реализующего прикладную функциональность ЕК АСУФР, обеспечивает необходимое качество решений.
По мнению большинства аналитиков, SAP R/3 является системой управления ресурсами предприятия, наиболее полно удовлетворяющей всем перечисленным ранее требованиям. Успех компании SAP AG говорит сам за себя: компания является мировым лидером, а система R/3 имеет значительные преимущества по сравнению с конкурентами. Кроме того, современные разработки, ведущие к еще большей гибкости и открытости (например, взаимодействие с Интернетом, объектная ориентация и модульность), значительно увеличивают ее привлекательность [3].
Заключение
В число основных задач проекта ЕК АСУФР входят обеспечение инвестиционной привлекательности отрасли и прозрачность финансового и бухгалтерского учета, интеграция бизнес-процессов в единую систему управления и повышение эффективности в сфере отчетности и управления, единая методология учета и управления, соответствие бухгалтерского учета национальным и международным нормам и сокращение устаревших прикладных систем.
Базовые принципы информационного обеспечения ЕК АСУФР заключаются в эволюционном принципе внедрения функциональной декомпозиции, вертикальной и горизонтальной интеграции, единстве
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/3
Информационные технологии и безопасность
103
методологии, нормативно-справочной информации и типовых бизнеспроцессов, стандартном программном обеспечении и отлаженной методологии его внедрения, сохранении компетенции в ОАО РЖД, инвариантности проектных решений, сохранении и эффективном возврате средств от инвестиций в ЕК АСУФР и эффективной поддержке целей и задач стратегической реформы со стороны информационных технологий.
Использование современных информационных технологий, таких как SAP R/3, опирающихся на оптимизацию бизнес-процессов, позволит успешно реализовать все функции реинжиниринга при проведении структурных преобразований железнодорожного транспорта.
Библиографический список
1. Руководство качеством проектов. Практический опыт/ В. Ильин. - M. : Вершина, 2006. - 52 с. - ISBN 5-9626-0048-7.
2. Логистическая система метрополитена / И. Б. Воробьева. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2005. - 64 с. - ISBN 5-7310-1918-5.
3. SAP R/3: МЕНЕДЖМЕНТ / ред. М. Ребшток, К. Хильдебранд; пер. с нем. -Минск. : ООО “Новое знание”, 2001. - 27 с. - ISBN 985-6516-35-8 (рус.), ISBN 3-82660424-5 (нем.).
УДК 004.056.5
В. В. Сапожников, Вл. В. Сапожников, А. Д. Гавзов
ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМАХ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Изложены принципы обеспечения информационной безопасности в компьютерных системах диспетчерской централизации, сформулированные на основе отечественных стандартов, руководящих документов и опыта эксплуатации подобных систем. Даются рекомендации по построению единой системы обеспечения информационной безопасности.
информационная безопасность, защита информации, диспетчерская централизация. Введение
Компьютерные системы диспетчерской централизации (ДЦ) относятся к первой и третьей группам классов защищенности автоматизированных систем от несанкционированного доступа (НСД) к
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/3