Социально-экономические проблемы
175
^ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
УДК 69.003 М. А. Мова
Петербургский государственный университет путей сообщения
ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ОАО РЖД
С принятием стратегии развития железнодорожного транспорта в России был взят курс на проектное управление, что сделало вопрос оценки эффективности проектов особенно актуальным. Однако существующие научные и практические подходы ориентированы на принятие решения в отношении реализации проекта. В ходе реализации и после ввода в эксплуатацию оценка эффективности проектов не производится. На практике это приводит к необходимости привлечения дополнительных инвестиций. В статье представлены предложения по улучшению оценки эффективности проектов.
Сегодня представляется возможным выполнять оценку эффективности проекта на этапе реализации, используя в качестве инструмента информационную систему управления проектами.
оценка, проект, система, эффективность, развитие.
Введение
С принятием стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года вопрос оценки экономической эффективности инвестиционных проектов становится особенно актуальным [1]. Это связано с тем, что в России взят курс на проектное управление, обеспечение конкурентоспособности транспортных услуг, снижение себестоимости и повышение экономической привлекательности реализуемых инвестиционных проектов.
В сфере железнодорожного строительства инвестиционный процесс характеризуется низкой эффективностью инвестиций, значительной продолжительностью инженерных изысканий, проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию и выхода на проектную мощность. Окупаемость инвестиций в объекты железнодорожной инфраструк-
туры составляет более 20 лет. Показатели, рассчитываемые на этапе обоснования эффективности инвестиций, не подтверждаются результатами реализации проекта. На практике это приводит к тому, что на этапе реализации возникает потребность в привлечении дополнительных инвестиций в строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, что в свою очередь совсем не способствует экономическому росту государства и повышению конкурентоспособности на рынке.
Существующие научные подходы к оценке эффективности ориентированы на принятие решений о реализации инвестиционного проекта (далее - проект) или его отклонении [2]. В ходе реализации проекта и после ввода объекта в эксплуатацию оценка эффективности инвестиций не производится, а принятые ранее решения по реализации проекта не пересматриваются. Отсут-
ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС
2013/1
176
Социально-экономические проблемы
ствие мониторинга эффективности проекта на практике нередко приводит к тому, что фактические показатели экономической эффективности проекта не соответствуют установленным ранее расчетным показателям, что приводит к значительному увеличению стоимости проектов.
В данной статье рассматриваются некоторые теоретические основы оценки эффективности инвестиций на этапе реализации проекта с использованием создаваемой на железнодорожном транспорте системы управления проектами в целях достижения расчетных значений показателей экономической эффективности.
1 Оценка эффективности инвестиционного проекта с использованием интегрированной системы управления проектами
Управление проектами в ОАО РЖД в настоящее время осуществляется на базе трех
различных интегрированных систем управления (рисунок):
1) СПиУИ - автоматизированная система планирования и учета инвестиций; предназначена для управления инвестиционной деятельностью и отражения корректной информации об утвержденной в установленном порядке исходно-разрешительной и проектно-сметной документации, а также для обеспечение сбора, хранения и анализа данных о планировании и исполнении инвестиционной программы и инвестиционного бюджета в компании ОАО РЖД;
2) ТДС ЕК АСУФР - типовая дорожная система единой корпоративной автоматизированной системы управления финансовыми ресурсами; предназначена для ведения бухгалтерского учета капитальных вложений, регистрации и приема к учету фактических данных о затратах и финансировании по объектам капитальных вложений, формирования объемов ввода основных средств;
3) АИС КРС - автоматизированная информационная система управления капитальным
Принципиальная схема взаимодействия системы управления бизнес-процессами
2013/1
Proceedings of Petersburg Transport University
Социально-экономические проблемы
177
ремонтом и строительством; предназначена для управления проектами по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов железнодорожного транспорта.
Каждая из указанных систем отвечает за отдельное направление в управлении проектами. К таким направлениям можно отнести инвестиционную деятельность, финансовую деятельность, производственную деятельность.
СПиУИ, в свою очередь, включает три подсистемы:
1) оперативного анализа, которая реализуется на базе OLAP-технологий и позволяет осуществлять многомерный анализ данных по реализации инвестиционной программы и инвестиционного бюджета. Пользователями данной подсистемы являются руководители компании и подразделений;
2) документооборота; реализуется на базе IBM Lotus Notes, sAp dOc, Microsoft Share-Point или другой системы документооборота и служит для сбора бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов по инвестиционным проектам. Пользователями данной подсистемы являются менеджеры проектов и исполнители, ответственные за составление бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов инвестиционных проектов;
3) календарного планирования, которая реализуется на базе Microsoft Project и позволяет осуществлять планирование и контроль сроков исполнения проектов.
Основными недостатками СПиУИ являются:
- высокая неопределенность данных, используемых при формировании и реализации инвестиционной программы;
- недостаточный уровень интеграции системы со смежными системами управления проектами ТДС ЕК АСУФР и АИС КРС;
- невозможность учета данных о ходе реализации проекта, обусловленная функциональными ограничениями системы в части мониторинга и (или) контроллинга;
- делается попытка интеграции Microsoft Project в систему СПиУИ, что значительно усложняет работу, т. к. такая интеграция препятствует использованию стандартных воз-
можностей подсистемы календарного планирования, реализованного в SAP;
- отсутствие оценок эффективности проекта на момент ввода в эксплуатацию.
Развитие существующей системы управления проектами железнодорожного транспорта ориентировано на более полную интеграцию отдельных систем на базе интегрированной информационной системы SAP. Это позволит повысить полноту и качество анализа эффективности реализуемого проекта, снизить издержки взаимодействия между органами управления и организациями, а также устранить недостатки, связанные с учетом показателей оценки эффективности на этапе реализации инвестиционного проекта.
Компания SAP («Systems, Applications and Products in Data Processing») является крупнейшим в мире разработчиком универсального программного обеспечения для решения организационно-экономических задач предприятия. Программные продукты SAP объединяют все хозяйственные процессы предприятия. Информационная система SAP включает в себя определенные модули, например:
- модуль производственного планирования (PP);
- модуль управления материальными потоками (MM);
- модуль сбыта (SD);
- модуль управления проектами (PS);
- модуль управления проектами (RPM);
- модули контроллинга и финансов (СО/ FI);
- обзор прочих модулей (HR, QM, PM).
Информационные решения SAP направлены на оптимизацию процесса управления инвестиционными проектами в сфере капитального строительства.
К решениям по управления проектами в системе SAP относят:
1) Project System (PS) - управление проектами; всеобъемлющая и полностью интегрированная функциональность по управлению проектами. Представляет собой инструментальное средство управления проектами с поддержкой на всех фазах проекта. Высокая степень интеграции между SAP PS и други-
ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС
2013/1
178
Социально-экономические проблемы
ми функциями SAP обеспечивает быстрое и эффективное выполнение необходимых бизнес-процессов. Структуры SAP PS можно использовать для гибкого моделирования и организации проектов, а также для планирования и контроля дат, затрат, выручки, бюджетов, ресурсов, материалов и т. д. В этих структурах доступны соответствующие инструментальные средства и отчеты SAP PS;
2) Resource and Portfolio Management (RPM) - управление ресурсами; направлено на управление широким спектром проектных решений. Решение SAP Resource and Portfolio Management (RPM) включает в себя полную интеграцию с другими модулями, представляет собой инструменты для контроля и управления проектами и ресурсами по всему спектру управления, а также для выполнения оценки экономической эффективности проектов, учитывая при этом капиталоемкость инфраструктуры. SAP RPM включает в себя полную интеграцию с остальными модулями системы SAP, а также с другими системами.
Таким образом, интегрированная информационная система SAP содержит инструменты, позволяющие осуществлять эффективное проектное управление, мониторинг и оценку экономической эффективности инвестиционных проектов на этапе их реализации, качественное проектное управление, а также выполнять оценку экономической эффективности проекта на этапе реализации, учитывая при этом такие особенности оценки эффективности проектов, как капиталоемкость транспортной инфраструктуры и ее частичная обособленность от рыночных отношений.
2 Некоторые теоретические основы оценки эффективности инвестиционного проекта на этапе реализации
Согласно федеральному закону «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ в ред. от
24.07.2007 г, под инвестиционным проектом понимается обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).
Инвестиционные проекты могут быть классифицированы по нескольким признакам. Разработка инвестиционного проекта включает в себя ряд этапов, каждый из которых в той или иной степени обязателен для выработки обоснованного решения о реализации проекта, а также для оценки его экономической эффективности.
Так, например, этап определения требуемого объема и графика инвестиций. Данный этап позволяется получить информацию о размере вложений во внеоборотные активы; провести анализ схемы финансовых потоков (построение сметы расходования и поступления денежных средств) и определить размер необходимого оборотного капитала. На основании рассчитанного объема и графика инвестиций на этапе оценки доступности требуемых источников финансирования возможно определить, какие источники финансирования (из числа доступных) будут задействованы.
Процесс управления проектами предполагает координацию и управление ходом разработки и реализации проекта. Но как оценить экономическую эффективность проекта на этапе реализации? Как обеспечить наименьшее расхождение данных между расчетными и фактическими показателями оценки экономической эффективности проекта?
Одним из основ процесса управления проектами является постоянный мониторинг и контролинг процесса реализации. Отличительной чертой этапа реализации проекта является то, что этап принятия решения о возможном осуществлении проекта уже давно позади, и на текущий момент строительства (и/или реконструкции) инвестору важно по-
2013/1
Proceedings of Petersburg Transport University
Социально-экономические проблемы
179
нимать, насколько эффективен реализуемый проект.
Для того чтобы обеспечить инвестора полноценной и точной информацией об эффективности реализуемого проекта, сегодня существует возможность использовать данные информационной системы управления проектами. Точность и достоверность получаемых данных, например данных об интенсивности поступления и расходования денежных потоков или об изменениях в источниках финансирования, позволяют точно и конкретно отслеживать любые изменения показателей эффективности.
Рассмотрим подробнее такой показатель оценки экономической эффективности проекта, как срок окупаемости.
Показатель рассчитывается как отношение суммы вложений к размеру годовой прибыли. Срок окупаемости еще принято определять как время, требуемое для покрытия начальных инвестиций за счет чистого денежного потока, генерируемого инвестициями.
Назначение показателя - определить ко -личество лет, которое потребуется для возмещения первоначальных затрат. Следует заметить, что предпочтение всегда отдается проекту с наименьшим сроком окупаемости.
Обычно данный показатель рассчитывается на этапе принятия решения и полученные расчетные данные берутся за основу на протяжении всего процесса реализации проекта.
Изменения расчетных данных срока окупаемости в процессе реализации, как правило, остается незамеченным, так как до настоящего момента не было полноценной информационной системы, которая позволяла бы отслеживать и учитывать все изменения в текущих данных показателей для оценки экономической эффективности. Развитие существующей информационной системы по управлению проектами в ОАО РЖД позволит использовать точные и достоверные данные и выполнять своевременный кон-тролинг и мониторинг изменений показателя срока окупаемости путем рассмотрения в расчетной формуле показателя данных за определенные промежутки времени в процессе реализации проекта.
Такой подход дает возможность отслеживать любые изменения показателя (либо показателей) и принимать своевременные меры по улучшению процесса реализации в случае отклонения фактических значений показателя от расчетных. Основным назначением описанных выше мероприятий является снижение стоимости проекта, что отражает интересы не только инвестора, но и государства в целом.
Заключение
В статье освещен вопрос оценки экономической эффективности инвестиционных проектов с помощью использования автоматизированных систем управления проектами, а также рассмотрены отдельные теоретические вопросы оценки эффективности инвестиционного проекта на этапе реализации.
В рамках совершенствования методики оценки эффективности инвестиционных проектов на этапе реализации было предложено рассматривать такой показатель оценки эффективности, как срок окупаемости, и отслеживать отклонения значений показателя с помощью своевременно полученных из информационной системы данных на протяжении основных этапов жизненного цикла проекта, вплоть до этапа реализации.
В настоящее время представляется возможным реализовать основные направления в совершенствовании методики оценки с целью развития существующей системы управления проектами, так как появился инструмент в виде информационной системы SAP, в котором реализованы все необходимые направления для выполнения оценки эффективности инвестиционного проекта на каждом из этапов реализации. Одним из достоинств данной системы является то, что она не только легко интегрируется с другими информационными системами, но также может быть доработана согласно требованиям и потребностям ОАО РЖД, а именно в части оценки экономической эффективности проекта на этапе его реализации.
ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС
2013/1
180
Социально-экономические проблемы
Библиографический список
1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р.
2. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция). - М. : Экономика, 2000. - 64 с.
3. Управление рисками проекта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iteam. ru/articles.php?tid=2&pid=6&sid=36&id=382 (Дата обращения 25.12.12).
4. Управление проектами SAP [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sap. com/cis/index.epx (Дата обращения 15.12.12).
УДК 338.1 Д. Л. Раенок
Центральная дирекция по ремонту пути - филиал ОАО РЖД
ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ
Рассматривается проблема влияния развития железнодорожной инфраструктуры на национальную экономику на примере сравнения динамики изменения объема инвестиционного бюджета ОАО РЖД. Исследуется причина дефицита инвестиций и предлагается ряд показателей, необходимых для мониторинга и регулирования процессов развития железнодорожной инфраструктуры.
железнодорожная инфраструктура, инвестиционный бюджет, экономическая безопасность инфраструктуры, показатели мониторинга развития инфраструктуры.
Введение
Железнодорожная инфраструктура является особым сектором экономики, отличающимся высокой капиталоемкостью, длительными сроками и высокими рисками окупаемости капитала, многообразием видов коммерческой, социальной, бюджетной и экологической эффективности. В сегодняшних условиях неразвитость инфраструктуры является реальным барьером развития экономики страны в целом.
Неудовлетворительное состояние дорожной инфраструктуры приводит к значительному увеличению транспортной составляющей в стоимости товаров - до 15-20 % (для сравнения - 7-8 % в развитых странах), а также к более чем двукратному уменьшению производительности труда на транспорте. В результате средняя скорость перемещения
грузов по стране в 3-5 раз меньше, чем в развитых странах. На сети железных дорог эксплуатируется 20 % километров путей с просроченным межремонтным сроком, что приводит к уменьшению скоростей движения, дополнительному потреблению топлива и электроэнергии.
1 Хронический дефицит инвестиций
Ключевой проблемой развития железнодорожного транспорта является хронический дефицит инвестиций - как собственных, из-за низкой рентабельности (1-1,5 %), так и привлечённых, из-за длительных сроков окупаемости и высокой рискованности вложений. Как следует из рисунков 1, 2, динамика инвестиционный бюджета ОАО РЖД с 2008 г. достаточно заметно сокращается.
2013/1
Proceedings of Petersburg Transport University