Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА в Кузбасском областном педагогическом институте'

ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА в Кузбасском областном педагогическом институте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА в Кузбасском областном педагогическом институте»

внедрение системы менеджмента качества

• повышение статуса педагогической науки как одного из основных факторов обеспечения высокого качества подготовки специалистов, создание механизма непрерывного обновления содержания профессионального педагогического образования, привлечение студентов к научным исследованиям;

• формирование условий для непрерывного профессионального роста кадров, обеспечение преемственности различных уровней профессионального образования и создание эффективной системы дополнительного профессионального образования.

Сегодня благодаря внедрению системы менеджмента качества совершенствуется система управления деятельностью академии, направленная на регулирование рыночных процессов и изучение рынка образовательных услуг и рынка труда, ведутся поиски и апробация дополнительных показателей качества образования, разработан собственный банк аттестационных педагогических измерительных материалов. Данные материалы прошли сертификацию в Центре тестирования профессионального образования (г Москва). Академия участвует в федеральном интернет-экзамене по всем специальностям и блокам государственного образовательного стандарта.

В целях реализации перечня мероприятий по контролю за соблюдением законодательства и государственных гарантий социального обеспечения в академии ежегодно проводится исследование удовлетворенности студентов качеством образования, анкетируются выпускники разных лет, изучаются отзывы руководителей образовательных учреждений, где работают выпускники КузГПА. Полученные в результате мониторинга и внутреннего аудита данные помогают оценить эффективность системы управления

качеством, выработать рекомендации по совершенствованию всех процессов в академии.

Такие факторы современной действительности, как усиление конкуренции вузов на рынке образовательных услуг и выпускников на рынке труда, проведение конкурса на размещение государственного заказа подготовки специалистов на основе рейтинга вузов, возросшие требования преподавателей и студентов к качеству организации образовательного процесса, переход к комплексной оценке деятельности образовательных учреждений на базе утвержденного перечня показателей, включающего, в частности, показатель наличия внутривузовских систем управления качеством образования, стали стимулом для создания в феврале 2008 года структурного подразделения вуза, основной функцией которого является совершенствование системы качества и ее документации.

Таким образом, в КузГПА сложилась эффективная система управления учебно-методической, научно-исследовательской и иной работой, сочетающая административные и общественные формы. Существующая структура управления позволяет эффективно и слаженно функционировать всем звеньям административно-управленческого аппарата. Пакет внутренних нормативных актов академии охватывает основные стороны её деятельности, соответствует действующему законодательству, уставу и требованиям статистических и иных государственных органов. Большая часть нормативных актов обновлена в течение двух последних лет.

Результатом функционирования системы менеджмента качества образования в КузГПА является повышение статуса Кузбасской государственной педагогической академии и укрепление её позиций как одного из ведущих вузов Кузбасса.

внедрение системы менеджмента качества в кузбасском областном педагогическом институте

с. в. Моцарь, канд. психол. наук, проректор по учебной работе КОПИ

Цель создания вузовской системы управления качеством - повышение качества подготовки специалистов по реализуемым образовательным программам.

Решение о разработке и внедрении СМК в Кузбасском областном педагогическом институте имени Н. М. Голянской принято ученым советом в 2005 году.

С начала 2005 г. институт приступил к разработке системы менеджмента качества (СМК) в соответствии с требованиями ИСО 9001-2000. Определены требования к СМК вуза, учитывающие современный уровень мировых достижений: практичность, компакт-

ность, эффективность; возможность сертификации в российской и международных системах. В качестве модели была выбрана СМК согласно ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

Для разработки и внедрения системы менеджмента качества создана рабочая группа в составе 6 человек, назначены ответственные за разработку документации СМК в каждом структурном подразделении. Разработана программа по внедрению СМК, организовано обучение и консультирование руководителей подразделений и сотрудников института по разработке документов СМК. В течение двух лет для сотрудни-

«образование. карьера. общество» № 1 (23), 2009 г.

21

информатизация профессионального образования

ков института проводится семинар «Менеджмент качества ВПО».

В соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 разработаны и документально оформлены политика и цели в области качества, приняты на общем собрании трудового коллектива 30.08.2006 г Данные документы доведены до сведения всех преподавателей и сотрудников института. Разработаны и введены в действие информационные карты основ-

ных процессов: довузовская подготовка, прием студентов, реализация основных образовательных программ, воспитательная работа со студентами, научные исследования.

В настоящее время в институте существует следующая группа внутренних стандартов:

- прием на обучение,

- планирование учебного процесса,

- итоговая аттестация и выпуск.

формирование системы информатизации в кемеровском государственном университете

К. Е. Афанасьев, д-р физико-математических наук, профессор, проректор по информационным технологиям и открытому образованию КемГУ

Инновационное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) оказывает непосредственное влияние на научно-технический прогресс во всех сферах общества. ИКТ относятся к классу прорывных технологий, обеспечивающих быстрое накопление интеллектуального и экономического потенциала и гарантирующих устойчивое развитие общества. ИКТ входят в перечни Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники РФ и Критических технологий РФ. Информатизация образовательного процесса в течение ряда лет остается одной из главных задач развития образования. Реализована Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды, 2001-2005 гг.», ряд ключевых показателей эффективности выполнения Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) (2006-2010 гг.) включает использование информационных технологий, сетевого взаимодействия в образовательных учреждениях. Актуальной задачей является подготовка высокопрофессиональных специалистов, обладающих наряду с профессиональной компетентностью качественно новым уровнем ИКТ-компетентности.

По уровню решаемых задач и достигнутым результатам в области информатизации учебно-научного процесса Кемеровский государственный университет входит в число ведущих вузов Сибирского федерального округа.

Стратегической целью информатизации КемГУ является переход на качественно новый уровень системы технического и методического обеспечения единого информационного пространства университета, информационных технологий и дистанционного обучения, формирования информационно-коммуникационной компетентности всех участников учебно-научного процесса.

Задачами на ближайшую перспективу являются:

1. Формирование банка электронных образовательных ресурсов, системы обеспечения их качества.

2. Развитие информационных систем и средств поддержки образовательного процесса, формирование единого информационного образовательного пространства.

3. Организация системы «непрерывного» дополнительного профессионального образования по ИКТ.

4. Развитие системы дистанционного обучения.

5. Информатизация процессов управления и развитие ИАИС университета.

6. Оснащение университета современными аппаратно-программными средствами и информационно-коммуникационными технологиями, развитие телекоммуникационной инфраструктуры.

Для успешного решения поставленных задач КемГУ обладает достаточно мощным потенциалом.

информационное обеспечение учебного процесса

Ключевым звеном информационного обеспечения учебного процесса являются электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и средства их доставки до потребителя. В КемГУ в течение ряда лет реализуется научно-методическая программа «Учебные электронные издания КемГУ», финансируемая из собственных средств университета. Целью Программы является обеспечение образовательных программ университета современными качественными учебными, методическими и другими электронными информационными ресурсами, оперативно обновляемыми и доступными всем участникам образовательного процесса. Программный характер данного мероприятия обусловлен необходимостью системного подхода к разработке, обеспечению качества, внедрению и сопровождению ЭОР

22

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» № 1 (23), 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.