Кроме новых структурных подразделений, в клиническую деятельность больницы внедрены новые инновационные методы эндовидеохирургических, эндоурологических, оторинологических и других оперативных вмешательств.
Таким образом, главным приоритетом в развитии и расширении сферы медицинских услуг являются современные инновационные технологии.
ИТОГИ РАБОТЫ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО НАУЧНОГО
МЕДИЦИНСКОГО ЦЕНТРА
Ахметжанов А.Х., Сейсембеков Д.Т., Башарова Г.Е., Цуранков В.В., Калиев Н.М., Даржуманова К.М.
Национальный научный медицинский центр, Астана, Казахстан
Гинекологическое отделение Республиканской клинической больницы было развернуто в 2002 году на 25 коек. В последующем уже в клинике Национального научного медицинского центра (ННМЦ) продолжало функционировать с числом коек от 15 до 17 в разные годы. За 9 лет работы отделения (2002-2010 гг.) были пролечены всего 5539 больных различными гинекологическими заболеваниями. Число пролеченных больных в отделении было достаточно стабильным с колебаниями в разные годы от 465 до 1029 в зависимости от числа развернутых коек в отделении. Такие показатели, как средняя длительность пребывания больной в стационаре отчетливо снижалась из года в год, особенно заметно в последние годы. Так, в 2002 году этот показатель равнялся 10,1; в 2008 г. составил 6,5 и в 2010 гг., снизился уже до 5,6 дней. Следует отметить, что это достоверно ниже среднего республиканского показателя числа дней пребывания на койках гинекологических отделений, которое, по данным официальной статистики МЗ РК, составило в 2008 г-7,2 и в 2009г.-7,0 дней. Соответственно планомерному снижению койко-дней увеличивалось показатели оборота койки с 21,7 (2002 г.) до 45,1 (2010 г.) и работы койки в году от 217,2 в 2002 г. до 250,7 в 2010 г. Такие положительные сдвиги в работе отделения несомненно связаны с более широким использованием в лечебно-диагностическом процессе новых инновационных методов, таких как гистероскопия, лапароскопия, Hi-fu. За последнее время в работу отделения внедрены: использование интра и экстракорпорального наложения швов во время лапароскопических операций, оперативные вмешательства при пролапсе гениталий с использованием сетчатых протезов (промонтофиксация), оперативные вмешательства при стрессовой инконтиненции (уретеровагинопексия в модификации Берча). Все врачи отделения прошли специализацию в специализированных научных центрах и клиниках Республики, ближнего и дальнего зарубежья.
Важным показателем работы отделения является выполнение плана высокоспециализированной медицинской помощи (ВСМП). Эти показатели также имеют положительную динамику за период с 2005 по 2009 годы. Так, выполнение ВСМП по гинекологическому отделению составило по годам 77,9%-104,3%-63,5%-124,3%-153,3%. Следовательно, процент выполнения ВСМП возрос за анализируемый период почти в 2 раза.
Известно, что одним из показателей работы отделений хирургического профиля является хирургическая активность. Она возросла с 66,2% в 2002 году до 87,2% в 2010, т.е. на 21%. Из года в год росло количество оперативных вмешательств. Так, за анализируемый период она возросла в 2,4 раза: с 438 операций в 2002 году до 1064 в 2010 г. При этом следует подчеркнуть то обстоятельство, что из года в год росло количество операций, выполняемых с использованием эндоскопических технологий. Стали шире использоваться минимально инвазивные технологии и на сегодняшний день 56,4 % операций выполняются лапароскопически, по сравнению с 2002 годом, когда этот показатель составил всего 9,4%. Таким образом, объём оперативных вмешательств, производимых лапароскопическим доступом увеличился в 6 раз. По числу эндоскопических операций гинекологическое отделение занимает лидирующее положение по сравнению с другими отделениями хирургического профиля.
ВНЕДРЕНИЕ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ В ОБУЧЕНИЕ РЕЗИДЕНТОВ
Жылкыбаев Е.Ж., Жылкыбаева К.К., Рахимбекова Г.А, Абдыкулова Б.С., Барманкулова Ш.К.
Национальный научный медицинский центр, Астана, Казахстан
Подготовка выпускников Вузов в резидентуре предусматривает формирование у них глубокого теоретического мышления и приобретения новых практических навыков на основе Государственного стандарта резидентуры, типовых учебных планов и программ, позволяющих в будущем им работать самостоятельно по избранной специальности. Качество знаний и умений оцениваются в рамках балльно - рейтинговой системы,разработанной нами в 2008 году. В соответствии с учебным планом и рабочей программой резидентуры прохождение базовых и профилирующих дисциплин состоящий из 2376 часов за учебный год. включает в себя: теоретическую, клиническую подготовку, текущий контроль по завершению каждой смежной дисциплины, промежутосную итоговую аттестацию за пройден-
ный учебный год продолжительностью не менее 4 недель с оценкой знаний и умений для перевода резидента на следующий год обучения, каникулы продолжительностью не менее 8 недель между академическими годами и итоговую государственную аттестацию в конце резидентуры. Учебная неделя состоит из 54 часов, 1/3 часть которых приходится на самостоятельную работу резидентов-слушателей в не учебное время (по профилирующим дисциплинам), которые приравниваются к 100 баллам и являются максимальной суммой, которую может набрать резидент по предмету. В разработанной балльно - рейтинговой системе оценки знаний применяется дифференцированный подход, при котором особое значение придается лекциям, практическим занятиям, самостоятельной работе резидентов и элективам. Иновационно технологические лекции позволяют резиденту получить обзорную новейшую информацию по специальности, а самостоятельная внеаудиторная работа и элективы формируют у резидентов: желание продолжить профессиональное образование при помощи самообразования и самоподготовки. Максимально возможный рейтинг резидентов по итогам прохождения курса резидентуры в соответствии с продолжительностью лекций и практических занятий в часах составляет 88 баллов. Из общего числа: 56 балла приходится на лекционный курс 25 балла - на курс практических занятий и 7 баллов- на итоговое контрольное тестирование. При проведении бальной оценки практического занятия 7 балла соответствуют оценке «отлично», 6 балла -оценке «хорошо», 4 балл - оценке «удовлетворительно». Большая разница в баллах между оценкой «удовлетворительно» и «хорошо» демонстрирует приоритет качества знаний. Итоговое контрольное тестирование оценивается так: 9 баллов соответствуют оценке «отлично», 7 баллов - оценке «хорошо», 4 балла - оценке «удовлетворительно».
С целью стимулирования активности резидентов в учебном процессе и улушения качества обучения, в некоторых случаях мы используем снижение баллов. Пропуск 1 ч лекции понижает рейтинг резидента на 4 балла, пропуск практического занятия - на 9 баллов, опоздание - на 9 балл, неудовлетворительная оценка на занятии, как и несвоевременная сдача контрольного тестирования - на 3 балла.
Перед аттестацией за проиденный год проводится подсчет набранных баллов. Итоговый рейтинг вычисляется с применением коэффициента. Очень высокий рейтинг (60 баллов и выше) позволяет резиденту автоматический получить курсовой экзамен. В случае высокого рейтинга (от 55 до 60 баллов) оценка на курсовом экзамене может быть повышена на 10 баллов (1 балл в 5-балльной шкале оценок) при среднем (от 39 до 55 баллов) и низком рейтинге (ниже 38 баллов) применяется общепринятый подход к оценке на курсовом экзамене. Использование модульно - рейтинговой технологии дает возможность оценить эффективность работы кураторов( преподавателей), состояние учебно - познавательной работы резидентов, а также создает мотивацию совершенствования знаний. Такой подход позволяет управлять процессом и вносить коррективы по: устранению выявленных недостатков, в подведении итогов цикла лекционных и практических занятий по разделам индивидуальной рабочей программы и оценке качества методического подхода кураторов в обучении резидентов. Можно использовать метод анонимного анкетирования резидентами, деятельности кураторов как преподавателя-наставника. По результатам рейтинга резиденты высказывают мнение о доступности изложенного материала лекции, трудностях его восприятия, а также отношение к балльно - рейтинговой оценке уровня знаний. Высказанные мнения резидентов могут быть полезными для кооректироваки деятельности не только их самих, но и всех сотрудников кто имеет отношение к ним в учебном процессе теоретического и практического характера. Внедрение рейтинговой оценки знаний и умении в учебный процесс, по мнению резидентов, явилось дополнительным стимулом к приобретению знаний. Большинство резидентов материал дисциплины воспринимают хорошо и считают их необходимым в их будущей профессиональной деятельности. У отдельных резидентов были трудности в усвоении материала и они были связаны с недостаточным уровнем базовых знаний по отдельным фундаментальным дисциплинам.
МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПЛАНТОЛОГИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Турсынбекова Ж.Д.
Национальный научный медицинский центр, Астана, Казахстан
К негативным социально-экономическим факторам, которые могут оказать влияние на поступательное развитие трансплантологии, относятся морально-этические проблемы трансплантологии.
В ходе становления и развития формировались и укреплялись моральные принципы профессии врача. Несмотря на то, что на разных этапах общественного развития эти позиции поддавались серьезным испытаниям, история передовой медицины - это история гуманизма и жертвенности врача ради спасения здоровья и жизни человека. Новые открытия в медицине, использование современной техники, высокоинформативные лечебно - диагностические исследования не только расширяют сферу профессиональных возможностей врача, но и ставят перед ним новые морально- этические проблемы.
Об этике трансплантации сегодня говорят и пишут немало, но далеко не всегда положительно.